Исследование представлений детей 2. 5 и 9 классов о чудесах, их месте в жизни детей. Попытка разделения чудес по видам, сравнительный анализ их соотношения в трех группах учеников.
Вложение | Размер |
---|---|
Школьное исследование: вера в чудеса | 149.31 КБ |
Государственное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №1987
Школьное научное общество «Архимед»
Психологические исследования
Проектная работа
на тему Школьное исследование: вера в чудеса
Выполнили: Ученицы 5 «У» класса Абрамова Полина Добрикова Александра Научный руководитель: Психолог-педагог Жданова Олеся Аркадьевна |
Москва 2012/2013
Содержание:
Введение | 3 |
Теоретическая часть | |
Духовное развитие ребёнка | 4 |
Практическая часть | |
Разработка опросника | 6 |
Проведение пилотажного исследования | 7 |
Количественный и качественный анализ полученных данных | |
Результаты учеников младшей школы | 7 |
Результаты учеников средней школы | 10 |
Результаты учеников старшей школы | 13 |
Сравнительный анализ результатов исследования | 15 |
Выводы | 20 |
Заключение | 20 |
Список литературы | 22 |
На занятиях по психологии наш научный руководитель Олеся Аркадьевна часто говорит об уверенности в себе, о позитивном настрое, о доброте и вере в себя. Оглядываясь по сторонам, мы только усмехались и иронично молчали.
Наши размышления начались ранним субботним утром с вопроса психолога: «Верите ли Вы в Деда Мороза?». «А Вы верите?» - парировали мы. «Безусловно!» - был ответ педагога. Мы ответили, что уже первоклассники знают, что никакого Деда Мороза нет, что это выдумки.
Очевидно, что вымысел, но в чем смысл?
Этот разговор натолкнул нас на мысль о вере в чудеса. Что такое чудо? Например, маленькие дети всегда верят в чудо. Они верят, что обязательно случится волшебство, и всё разрешится самым прекрасным образом. Веру в чудеса поддерживают большинство сказок.
С возрастом человек почему-то всё меньше оставляет места для чуда в своей жизни. Он становится прагматиком, пытается управлять своей жизнью, планировать все свои жизненные ситуации.
Мы решили провести исследование на данную тематику и предположили, что с возрастом вера в чудеса угасает. Это и есть наша гипотеза.
Мы хотели опросить учеников нашей школы, чтобы выявить особенности детских представлений об их вере в чудо.
Основными задачами нашего исследования являются:
-разработка анкеты;
-проведение опроса среди учеников школы;
-количественный анализ анкетных данных;
-качественный анализ ответов на вопросы;
-выявление соотношения между представлениями детей в разном возрасте.
Чем больше мы погружались в материал, тем отчетливее понимали, что вопрос веры является важным условием духовного развития ребенка.
Духовное развитие ребенка
Во что верит человек? Эти принципы и представления определяют его жизнь, выстраивают мировоззрение.
Когда ребенок появляется на свет и начинает познавать окружающий нас мир, каждый день для него полон открытий и чудес. Но он растет, взрослеет, и наступает зачастую разочарование. Мир оказывается плоским и будничным, когда из него уходят чудеса.
Чудо является необходимым источником детских фантазий, размышлений и действий. Чудо – это то новое, неожиданное, что преображает нас и мир вокруг нас. Оно дарит ощущение, что всё возможно, всё в силах человека.
Вернемся, например, к Деду Морозу. Конечно, он не волшебник, не умеет читать наши мысли, чтобы приготовить нужный подарок. Дед Мороз – тот, кто дарит радость детям, поэтому очевиден смысл в его существовании.
Мы набросали большой список того, что может считаться чудесным. Проанализировав полученные данные, мы условно выделили 5 видов чудес.
В эту группу попали события, связанные с религиозными воззрениями человека. Без веры в чудо не может существовать ни одна религия. Например, христианство основано на вере в чудо — в чудо Воплощения Бога, Его смерти на кресте и воскресения. Чудесами наполнены и Евангелия, и книга Деяний Апостолов; святые отцы и учители Церкви, мученики и подвижники наделялись даром чудотворения. Так что чудо для христианина — это не только далекая история, но вся его жизнь. Ведь, например, что такое молитва как не вера в то, что Бог может явить чудо для молящегося. Поэтому очевидно, что без веры в чудо невозможно быть настоящим христианином.
В данную группу попали ситуации, позволяющие человеку неожиданно обогатиться, преумножить материальные блага. Нередко их связывают с удачей, приносящей выгоду человеку.
Нас окружают события, встречи, которые оказываются судьбоносными. Мы наполняем их волшебными свойствами. Это любовь, рождение детей, защита и забота о здоровье и жизни ближнего.
В данную группу попали чудеса, являющиеся продуктом деятельности человека. Это гениальная музыка, книги, живопись, научные открытия и другие. Деда Мороза мы тоже отнесли к реалистичному чуду.
Всё непознанное из мира фантастики и эзотерики выделилось в отдельную группу. В настоящее время среди детей и подростков очень популярны темы вампиров, сверхъестественных способностей, что определяет популярность таких книг как «Гарри Поттер» и «Сумерки».
Таким образом, многообразие чудес ставит перед ребенком непростой вопрос: что главное? То, что для одних – будничная реальность, для других – волшебство.
По слова Марины Богдановой: «Только в конце ХХ века некоторые педагоги-новаторы пришли к выводу, что чудо и сказка являются необходимым условием воспитания по-настоящему гармоничной личности, что достойную жизненную цель человек чаще всего ставит, если в детстве сталкивается с чудом. Именно память о чуде, о чем-то необъяснимом по меркам этого мира заставляет искать новые пути решения старых неразрешимых задач. А значит, чтобы воспитать людей неординарных, целеустремленных, желающих изменить мир к лучшему, необходимо учить детей видеть чудеса, быть готовыми к встрече с ними, распознавать их и удивляться им. И ключевое слово здесь – учить».
Составление плана исследования
Наше исследование началось с предположения, что с возрастом ребенка его вера в чудеса угасает.
Чтобы проверить нашу гипотезу, мы хотели провести анкетирование среди учеников нашей школы. Для получения наиболее полного представления о мировоззрении детей было решено опросить учеников второго, пятого и девятого классов, а затем сравнить их ответы.
Наша анкета должна отвечать следующим целям:
-дать определение чуду;
-понять, какую роль чудеса занимают в жизни ребенка.
Разработанный опросник представлен на рисунке 1.
Наша анкета состоит из девяти вопросов. Полученной информации будет достаточно, чтобы достичь поставленных целей.
Проведение пилотажного исследования
Мы распечатали опросник и провели диагностику в следующих классах:
-2У: 21 человек (9 мальчиков и 12 девочек).
Возраст детей – 6-7 лет;
-5У: 23 человека (12 мальчиков и 11 девочек).
Возраст детей – 10-11 лет;
-9 классы: 20 человек (11 мальчиков и 9 девочек).
Возраст детей 15-16 лет.
По результатам наблюдения:
Количественный и качественный анализ полученных данных
Мы провели количественный анализ полученных данных. Все анкеты обработаны единым образом в числовом и процентом значении.
Результаты учеников младшей школы
21 анкета учеников 2У класса 7-8 лет
-Верите ли Вы в Деда Мороза?
Да – 12 человек – 57%
Затрудняются ответить – 4 человека – 19%
Нет – 5 человек – 24%
Дед Мороз – это …
Волшебник – 4 человека
Человек, который раздает подарки – 5 человека
Чудо – 5 человека
Веселый дед – 3 человека
Сказка
Выдуманный персонаж сказок – 2 человека
Король зимы и чудес
- Верите ли Вы в чудеса?
Да – 18 человек – 86%
Нет – 3 человека – 14%
Чудо – это…
Случайность
Ничего – 2 человека
Спасение
Когда происходят хорошие вещи
Сказка
Всё – 3 человека
Событие, в которое мы не верим, но оно происходит
Волшебство – 5 человека
Веселье
Радость
Странное, но приятное событие в жизни человека
Чудо – 2 человека
- Присутствуют ли в вашей жизни чудеса?
Да – 10 человека – 48%
Редко – 9 человек – 43%
Нет – 2 человека – 9%
- Нужны ли современному миру чудеса?
Скорее да – 16 человек – 76%
Мне всё равно – 3 человека – 14%
Скорее нет – 2 человека – 10%
Список чудес:
Религиозные: 46%
-хождение по воде – 11 человек
-исцеление от болезни – 11 человек
-энергия святых предметов (иконы. Вода, мощи и др) – 7 человек
Материальные: 37%
-найти 5000 рублей – 10 человек
-выиграть в лотерею – 6 человек
-найти клад – 7 человек
Духовные:46%
-рождение ребенка – 10 человек
-найти вторую половинку – 9 человек
-спасти жизнь другому человеку – 10 человек
Мистические: 57%
-увидеть привидение – 13 человек
-попасть в фантастический мир прошлого или будущего- 12 человек
-уметь читать мысли другого человека, обладать сверхсилой – 11 человек
Реалистичные: 41%
-получить в подарок заветное – 16 человек
-научное открытие мирового масштаба- 7 человек
-создать уникальное (картину, спектакль, скульптуру, книгу и др) – 3 человека
Чудо может дать человеку:
-всё – 2 человека
-радость – 7 человек
-исцеление
-хорошее здоровье
-спасение жизни
-счастье – 3 человека
-сокровища
-смелость
-ум
-сверхспособности
-удача – 2 человека
-сила
-добро
Какое чудо, вы бы хотели, чтобы произошло в вашей жизни:
-никакое – 2 человека
-быть крутым
-подарки – 2 человека
-стать русалкой – 2 человека
-появление сказочных героев
-закончить четверть без четверок
-увидеть Деда мороза
-научиться читать мысли
-чтобы существовало волшебство
-хочу стать теннисисткой
-гармония в мире
-стать супергероем
-попасть в прошлое
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
-Большинство детей младшей школы верят в чудеса 86%. Для них чудо – это некое волшебство, которое случается неожиданно и приносит радость и веселье;
-Большинство детей (91%) признают, что чудеса присутствуют в их жизни хоть изредка. Например, 57% верят в Деда Мороза, хотя и признают, что он лишь человек, раздающий подарки;
-Среди событий, которые ученики определили, как «чудо» лидируют мистические. То есть чудом считается наблюдать за сверхъестественными явлениями или самому стать частью фантастического мира. Второе место занимают религиозные и духовные чудеса. Наименьший интерес представляют материальные блага. Наиболее желанными чудесами являются для второклашек «получить в подарок заветное» (16 человек), «увидеть приведение» (13 человек) и «попасть в мир прошлого или будущего» (12 человек).
-Большинство детей (76%) считают, что миру нужны чудеса. Они могут принести человеку радость, счастье, удачу и другое.
Результаты учеников средней школы
23 анкеты учеников 5У класса 10-11 лет
-Верите ли Вы в Деда Мороза?
Да – 2 человека – 9%
Затрудняются ответить – 9 человек – 39%
Нет – 12 человек – 52%
Дед Мороз – это …
Сказки – 2 человека
Мужчина в карнавальном костюме – 2 человека
Чудо – 4 человека
Сказочный персонаж – 3 человека
Артист
Разносчик подарков – 4 человека
Волшебник – 5 человек
Добрый дядя
- Верите ли Вы в чудеса?
Да – 17 человек – 74%
Нет – 6 человек – 26%
Чудо – это…
Невероятное событие – 3 человека
Волшебство – 7 человека
Счастье – 2 человека
Жизнь
Мечты – 2 человека
То, что иногда случается
Несбыточные надежды
Что-то особенное
Деньги – 2 человека
Невозможное – 2 человека
- Присутствуют ли в вашей жизни чудеса?
Да – 6 человек – 26%
Редко – 14 человек – 61%
Нет – 3 человека – 13%
- Нужны ли современному миру чудеса?
Скорее да – 19 человек – 83%
Мне всё равно – 4 человека – 17%
Скорее нет – 0 человек – 0%
Список чудес:
Религиозные: 58%
-хождение по воде –13 человек
-исцеление от болезни –14 человек
-энергия святых предметов (иконы. Вода, мощи и др) – 13 человек
Материальные: 48%
-найти 5000 рублей – 17 человек
-выиграть в лотерею –8 человек
-найти клад – 8 человек
Духовные: 39%
-рождение ребенка –11 человек
-найти вторую половинку – 7 человек
-спасти жизнь другому человеку –9 человек
Мистические: 70%
-увидеть привидение – 12 человек
-попасть в фантастический мир прошлого или будущего- 17 человек
-уметь читать мысли другого человека, обладать сверхсилой – 19 человек
Реалистичные: 19%
-получить в подарок заветное –4 человека
-научное открытие мирового масштаба- 5 человек
-создать уникальное (картину, спектакль, скульптуру, книгу и др) – 4 человека
Чудо может дать человеку:
-деньги – 2 человека
-силу
-жизнь
-много, всё –10 человек
-счастье – 4 человека
-веру – 3 человека
-заветное
-радость – 3 человека
-стремление для достижения цели
Какое чудо, вы бы хотели, чтобы произошло в вашей жизни:
-отличная успеваемость по учебе до 11 класса;
-деньги или иной ценный предмет – 7 человек
-исцеление от болезни – 5 человек
-вечную жизнь - 2 человека
-чтобы приехал папа из Грузии
-получить в подарок заветное
-завести животное
-ходить по воде – 2 человека
-исцеление от болезней всего человечества
-счастья всему миру
-стать футболистом
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
-Большинство детей средней школы верят в чудеса 74%. Для них чудо – это некое волшебство, которое случается неожиданно и приносит счастье и осуществление задуманного;
-Большинство детей (87%) признают, что чудеса присутствуют в их жизни хоть изредка. При этом Дед Мороз, например, не наделяется какими-то волшебными качествами, а характеризуется как «разносчик подарков»;
-Среди событий, которые ученики определили, как «чудо» лидируют мистические. То есть чудом считается наблюдать за сверхъестественными явлениями или самому стать частью фантастического мира. Второе место занимают религиозные чудеса. Наименьший интерес представляют реалистичные чудеса, которые мы можем сотворить самостоятельного для близких людей или человечества в целом. Стоит отметить высокий процент материальных событий среди благ. Наиболее желанными чудесами являются для пятиклассников «уметь читать мысли другого человека, обладать сверхсилой» (19 человек), «найти 5000 рублей» (17 человек) и «попасть в мир прошлого или будущего» (17 человек).
-Большинство детей (83%) считают, что миру нужны чудеса. Они могут принести человеку радость, счастье и очень много иных полезных вещей.
Результаты учеников старшей школы
20 анкет учеников 9 классов 15-16 лет
-Верите ли Вы в Деда Мороза?
Да – 3 человека – 15%
Затрудняются ответить – 1 человек – 5%
Нет – 16 человек – 80%
Дед Мороз – это …
Человек – 6 человека
Легенда
Выдумка – 2 человека
Мифический персонаж
Без ответа – 10 человек
- Верите ли Вы в чудеса?
Да – 6 человек – 30%
Нет – 14 человек – 70%
Чудо – это…
Случай из нашей жизни
Сбывшееся желание, когда уже потерял надежду
Что-то невообразимое
Редкое явления, не объяснимое законами и науками
Внезапное событие – 2 человека
Слепота людей
Ошибка человека
Без ответа – 10 человек
- Присутствуют ли в вашей жизни чудеса?
Да – 1 человек – 5%
Редко – 10 человек – 50%
Нет – 9 человек – 45%
- Нужны ли современному миру чудеса?
Скорее да – 10 человек – 50%
Мне всё равно – 8 человек – 40%
Скорее нет – 2 человека – 10%
Список чудес:
Религиозные: 35%
-хождение по воде – 6 человек
-исцеление от болезни – 10 человек
-энергия святых предметов (иконы. Вода, мощи и др) – 5 человек
Материальные: 37%
-найти 5000 рублей – 12 человек
-выиграть в лотерею – 6 человек
-найти клад – 4 человека
Духовные: 30%
-рождение ребенка – 5 человек
-найти вторую половинку – 8 человек
-спасти жизнь другому человеку – 5 человек
Мистические: 37%
-увидеть привидение – 5 человек
-попасть в фантастический мир прошлого или будущего- 7 человек
-уметь читать мысли другого человека, обладать сверхсилой –10 человек
Реалистичные: 12%
-получить в подарок заветное – 1 человек
-научное открытие мирового масштаба- 3 человека
-создать уникальное (картину, спектакль, скульптуру, книгу и др) –3 человека
Чудо может дать человеку:
-уверенность – 3 человека
-любовь
-многое
-счастье – 2 человека
-надежду – 2 человека
-море эмоций
-веру – 2 человека
-власть
-свободу
-деньги
-ничего
-радость
Какое чудо, вы бы хотели, чтобы произошло в вашей жизни:
-никакое – 4 человека
-сдать ГИА
-здоровья – 2 человека
-встретиться со звездой
-читать мысли других людей
-сохранить свою любовь
-без ответа – 9 человек
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
-Большинство детей старшей школы не верят в чудеса 70%. Для них чудо – это редкое явление в жизни человека;
-Большинство детей (55%) признают, что чудеса присутствуют в их жизни хоть изредка. При этом Дед Мороз, например, не наделяется какими-то волшебными качествами, а просто человек-выдумка;
-Среди событий, которые ученики определили, как «чудо» лидируют мистические и материальные. То есть чудом считается наблюдать за сверхъестественными явлениями или самому стать частью фантастического мира, а также неожиданным образом приумножить своё материальное состояние. Второе место занимают религиозные чудеса. Наименьший интерес представляют реалистичные чудеса, которые мы можем сотворить самостоятельного для близких людей или человечества в целом. Наиболее желанными чудесами являются для старшеклассников «найти 5000 рублей» (12 человек), «уметь читать мысли другого человека, обладать сверхсилой» (10 человек) и «исцеление от болезни» (10 человек).
-Большинство детей (50%) считают, что миру нужны чудеса. Они могут дать человеку надежду, счастье, уверенность в себе;
-Стоит отметить высокий процент незаполненных ответов на открытые вопросы.
Сравнительный анализ результатов исследования
Постараемся теперь наглядно сравнить ответы учеников школы, чтобы понаблюдать динамику изменений в представлениях детей.
Рисунок 2. Вера в чудеса
С возрастом уменьшается количество детей, верящих в чудеса.
Рисунок 3. Вера в Деда Мороза
Количество детей, не верящих в Деда Мороза, с возрастом увеличивается. При этом наибольшие сомнения приходятся на средний возраст.
Рисунок 4. Присутствие чудес в жизни детей
С возрастом уменьшается количество детей, наблюдающих чудеса в собственной жизни. Будничная жизнь старшеклассника не оставляет места для чуда.
Рисунок 5. Соотношение групп чудес от общего числа выборов детей
Наблюдаются высокий процент выбора мистических событий (увидеть приведение, попасть в мир прошлого\будущего, обладать сверхспособностями и тд). Снижается с возрастом количество выборов духовных и реалистичных чудес в пользу мистических и материальных. Религиозные чудеса признаются детьми любого возраста.
Рисунок 6. Количество выборов религиозных чудес от общего числа детей
Наибольшим чудом детьми признается исцеление от болезни. А вот вера в такие чудеса как «хождение по воде» и «энергия святых предметов» к старшим классам уменьшается.
Рисунок 7. Количество выборов материальных чудес от общего числа детей
Большинство детей во всех классах признали, что если они найдут 5000 рублей, то это событие, безусловно, можно считать чудом.
Рисунок 8. Количество выборов духовных чудес от общего числа детей
Рождение ребенка и спасение жизни другого человека считается чудом у младших детей гораздо чаще, чем у старшеклассников.
Рисунок 9. Количество выборов мистических чудес от общего числа детей
Невероятную популярность имеют мистические чудеса для современных детей. С возрастом данный интерес несколько угасает.
Рисунок 10. Количество выборов реалистичных чудес от общего числа детей
Данные события считаются чудом в меньшей степени, чем остальные категории. Ученики младшей школы радуются подаркам, о которых они мечтали. С возрастом получение подарков становится обычным делом.
Рисунок 11. Нужны ли современному миру чудеса.
С возрастом дети теряют ощущение необходимости чудес в современном мире, становится значительно больше равнодушных людей.
Выводы
По результатам проведенного исследования можно говорить о том, что наша гипотеза подтвердилась.
С возрастом дети меньше верят в чудеса, наблюдают их в собственной жизни. Если в младших классах дети еще верят в Деда Мороза, мечтают получить в подарок заветное, то постепенно на передний план выходят материальные блага, возрастает интерес к мистическим темам.
К сожалению, к старшим классам возрастает количество равнодушных людей, кто считает разговор о чудесах бессмысленным.
После проведения этого исследования отчетливо понимаешь, что чудо необходимо в жизни ребенка для его духовного развития. Взрослый должен научить ребенка видеть чудесное, создавать волшебство своими руками. Присутствие чуда в жизни ребенка сделает его более добрым, гибким, творческим человеком.
Мы согласны со словами Марины Богдановой: «Чудеса дают тот самый новый опыт, который необходим, чтобы вырваться за границы, превращающие мир в замкнутую и конечную систему, где все давно известно и ничего нового не произойдет никогда. Чудо – это прореха, дырочка в ткани, сквозь которую сквозит и бьется иная реальность и иная воля. Крестивший меня священник, отец Евгений, говорил, что чудо не заменяет веру, но помогает в вере. И потому учиться восприятию чуда нужно так же, как и учиться читать, ходить или плавать. И родители, и учителя постепенно приходят к выводу, что вкус к чудесам надо воспитывать в детях, как вкус к хорошей музыке, к настоящей литературе, иначе чудо для них так навсегда и останется “волшебником в голубом вертолете”, который “бесплатно покажет кино”…» [2].
Когда у человека открываются глаза, он внезапно понимает, что чудес в мире несметное количество. Любой, если постарается, может вспомнить странные совпадения в своей жизни, такие моменты, когда, казалось, беда неминуема, – и все же в самый последний миг помощь приходила с самой неожиданной стороны. Иной раз жизнь сама учит открывать глаза и принимать чудо как данность, и тогда мир раскрывается с новой, неожиданной стороны.
Список литературы:
Рождественский венок
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Знакомые следы
Кто чем богат, тот тем и делится!
Никто меня не любит