Работы на географической площадке способствуют формированию у учащихся представлений конкретизируют их знания, вырабатывают практические знания , навыкии умения; знакомят с методами научных исследований. Цель работы: создать географическую площадку. Задачи:ознакомиться с общими требованиями к географической площадке; проанализировать список приборов и оборудований для установки на площадке; показать место и роль географической площадки при преподавании географии для повышения качества образования, получения практических навыков, ведения мониторинга за состоянием погоды и экологического воспитания учащихся, формирование топографических умений.
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_raboty_uchashchihsya_na_shkolnoy_geograficheskoy_ploshchadke.doc | 511.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Янтиковская средняя общеобразовательная школа « Янтиковского района Чувашской Республики
Социальный проект
« Организация работы учащихся на школьной географической площадке»
Иванов Игорь, Степанов Даниил, учащиеся 10 кадетского класса
Научный руководитель:
Павлова Елена Германовна,
учитель географии и экономики
МБОУ «Янтиковская СОШ»
с.Янтиково,2013
I.Введение
Целью любого цивилизованного общества является всестороннее гармоническое развитие личности. Эта же цель стоит и перед современной школой. Сегодня в эпоху стремительного прогресса, век компьютеризации ребенок подчас не замечает окружающий его мир. Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее - одна из задач учителя географии. На уроке зарождается стремление к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы, климатических особенностей, родного края. Изучение природы страны и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, что дает возможность опираться на личный опыт детей, их наблюдения, кругозор. Поэтому использование краеведческого материала на уроках географии способствует формированию более глубоких и прочных знаний учащихся, помогает детям познать красоту окружающей природы, будит их творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию. В актуальности использования краеведческого материала в процессе преподавания географии сомневаться не приходится. Школьная практика требует от учащихся серьезных краеведческих знаний. Огромную помощь в сборе материала для уроков географии оказывает проведение краеведческих экскурсий, туристических походов и проведение летних экологических экспедиций по нашему краю. Это помогает собрать уникальный краеведческий материал, оживить содержание урока, сделать его более эффективным.
Работы на географической площадке способствуют формированию у учащихся представлений, конкретизируют их знания, вырабатывают практические умения и навыки, знакомят с методами научных исследований, что является действенным средством повышения эффективности преподавания. Материалы, полученные в результате работ на географической площадке, служат важным средством улучшения краеведческой работы, источником пополнения географической экспозиции школьного краеведческого музея. Таким образом, работа на географической площадке является потребностью школы, вытекающей из сущности учебного процесса и содержания школьного курса географии.
Торжественное открытие нового здания МБОУ «Янтиковская СОШ» состоялось с
участием Президента Чувашской Республики Н. В. Федорова 30 декабря 2005 года. Прилегающая территория школы составляет 1,5 га; застроенная корпусом здания в 2530,2 кв.м.; асфальтовое и плиточное замещение составляет 3418,0 кв.м. Вся зона школы оборудована тротуарами и скамейками, на территории установлено 8 декоративных вазона.. Со дня открытия нового здания школы высажено древесных насаждений на площади 420 кв.м., из них 100 туй, 150 лип и берез, 150 елей, 150 пирамидальных тополей, 4 шаровидные ивы, 90 рябин. Разбит сад из 90 яблонь и груш. По проекту на территории нашей школы географической площадки не было. Во время строительства физкультурно-спортивного комплекса «Аль» рядом со школой освободилась территория. Мы учащиеся школы, педагоги и администрация школы решили составить проект по созданию географической площадки. Для этого создали инициативную группу по разработке и реализации социального проекта по благоустройству школьной территории.
Цель: создать географическую площадку на территории школы
Задачи: ознакомиться с общими требованиями к географической площадке; проанализировать список приборов и оборудований для установки на площадке; показать место и роль географической площадки при преподавании географии для повышения качества образования, получения практических навыков, ведения мониторинга за состоянием погоды и экологического воспитания учащихся, формирование топографических умений.
Актуальность проекта заключается в том, что с созданием географической площадки многие уроки в курсах физической географии, окружающего мира в начальной школе могут проводиться на ней. В частности, здесь могут осуществляться:
Во-вторых, работы на географической площадке способствуют выработке практических умений и навыков. В-третьих, знакомят школьников с методами научных исследований, что, несомненно, является действенным средством повышения эффективности преподавания. В-четвертых, не вызывает сомнения то, что создание таких площадок и внедрение их в практику работы способствует политехнической направленности в обучении, совершенствованию межпредметных связей, активизации обучения в целом.
Ну, и наконец, материалы, полученные в результате работ на географической площадке, служат важным средством улучшения краеведческой работы. Что немаловажно для нашей школы, так как одним из приоритетных направлений работы МБОУ «Янтиковской СОШ» является краеведение. Таким образом, можно смело говорить, что работа на географической площадке является потребностью школы, вытекающей из сущности учебного процесса и содержания школьного курса географии.
В создании школьной географической площадки может быть выделено три последовательных этапа:
Срок реализации проекта: 2 года ( 2013-2014 гг)
№ п/п | Название этапа | Цель | Ответственный срок выполнения |
1. | Подготовительный | Мотивация, целеполагание проекта. | Январь-март 2013 года |
2. | Проектировочный (организационный) | Построение ориентировочной схемы деятельности. Реализация проекта | Март- май 2013г |
3. | Заключительный | Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. | Май-сентябрь 2014 г |
План мероприятий практического этапа
№ | Мероприятие | 2013 г | 2014 год | Ответственные |
1 | Очистка территории | + | Учащиеся, кл. руководители, завхоз школы | |
2. | Выбор участка для географической площадки | + | Администрация школы, учитель географии, завхоз школы | |
3. | Разбивка территории | + | Администрация школы, учитель географии, учащиеся школы, завхоз | |
4. | Составление списка наименований необходимых оборудований | + | + | Администрация школы, учитель географии |
5. | Составление сметы расходов | + | + | Администрация школы, бухгалтер |
6. | Выбор места площадки определение её границ и нивелировка участка | + | + | Администрация школы, завхоз, учитель географии, учащиеся |
7. | Привязка плана площадки к местности, разметка участка и определение мест установки оборудования | + | завхоз, учитель географии, учащиеся | |
8. | Установка стационарного оборудования | + | + | Администрация школы, завхоз, учитель географии, учащиеся |
9. | Благоустройство территории | + | + | Администрация школы, завхоз, учитель географии, учащиеся |
Смета расходов на реализацию проекта
№ | Наименование | Количество | Сумма |
1 | Осадкомер Третьякова О-1 | 1 | 14, 600 руб |
2. | Флюгер | 1 | 200 руб |
3 | Гигрометр психометрический | 1 | 250 руб |
4. | Термометр | 1 | 100 руб |
5. | Астролябия | 1 | 1500 руб |
6. | Угломер вертикальный | 1 | 500 руб |
7. | Переносный анемометр | 1 | 1500 руб |
8. | Топографический набор | 1 | 2000 руб |
9. | Сетка проволочная для ограды | 5 рулонов | 5000 руб |
10. | Металлические трубы | 100 метр. | 10000 руб |
11. | Песок | 1 тонна | 1000 руб |
12. | Столбы деревянные | 20 м | 200 руб |
13. | Краска масляная (белая, черная, красная) | 3 банки | 450 руб |
13. | Транспортные расходы ( бензин) | 50 л | 1500 руб |
14. | Всего: | 38800 руб |
Кадровое обеспечение проекта.
Участниками проекта являются ученический и педагогический коллективы школы, а также родительская общественность.
Ожидаемые результаты:
практике работы с разновозрастной группой учащихся;
Источники финансирования:
1.Бюджетные финансы -30000 руб.
2. Спонсорские взносы -8800 руб.
II. Общие требования к географической площадке
Географическая площадка представляет собой комплексную учебную площадку, оборудование которой приспособлено для проведения практических занятий по географическим и смежным учебным дисциплинам.
Характер оборудования определяется теми занятиями, какие на ней будут проводиться. Основной метод исследования - наблюдение. Оно заключается в количественном определении значений метеорологических элементов и оценке качественных характеристик атмосферных явлений: атмосферного давления, температуры воздуха, облачности, атмосферных осадков, снежного покрова, направления и скорости ветра, видимости. Также отмечают атмосферные явления: грозы, туманы, метели, пыльные бури и т. д.
Наблюдения за метеорологическими элементами и атмосферными явлениями проводят с помощью специальных приборов.
Организация географической площадки
Независимо от характера окружающей местности участок для географической площадки должен быть ровным, открытым, удаленным от строений, деревьев и других препятствий на расстояние не менее 10-кратной их высоты и не ближе чем в 100 м от больших водоемов. От значительных по протяжённости препятствий (лесов, больших групп построек и т.п.) площадка должна быть удалена на расстояние не меньше 20-кратной высоты этих препятствий.
В то же время следует избегать чрезмерно открытых мест, где возможны завышения скорости ветра. Нельзя размещать площадку вблизи глубоких оврагов, обрывов и других резких изломов рельефа.
Стандартная площадка имеет форму квадрата размерами до 26x26 м и ориентируется так, чтобы ее стороны были направлены с севера на юг и с востока на запад. Если объем наблюдений небольшой, размер площадки может быть уменьшен до 20x16 м, при этом длинная сторона прямоугольника направляется с севера на юг. Минимальный размер – 10x10 м.
Для сохранения поверхности географической площадки в естественном состоянии на площадке прокладываются специальные дорожки которые должны обеспечивать подход к психрометрической будке, а также к почвенным термометрам с северной стороны, к гелиографу - с юга.
Ширина дорожек должна быть не менее 0,4 м. Рекомендуется покрывать дорожки утрамбованным песком или мелким щебнем. Запрещаются асфальтовые и бетонные покрытия дорожек.
Площадка должна быть огорожена для сохранения естественной поверхности площадки, а также для сохранности установленного на ней оборудования. Ограда должна обеспечивать хорошую естественную вентиляцию любого места на площадке, а зимой не способствовать образованию сугробов. Рекомендуется стандартная ограда из проволочной сетки с ячейками размером 10 X 10 см, натянутой на металлические рамы. Рамы укрепляются на металлических трубах либо железобетонных или деревянных столбах высотой 1,2-1,5 м над поверхностью земли.
Запрещается применять сплошные или плотные ограды (из широких досок, даже установленных с промежутками, земляной вал, насаждение кустов вокруг площадки и т. д.), препятствующие свободному обмену воздуха и способствующие накоплению снега на географической площадке. Калитка для прохода на площадку устанавливается с северной стороны ограды; допускается установка с восточной или западной стороны и она должна запираться.
Приборы и оборудование размещают так, чтобы они не влияли на показания соседних установок. Поэтому на площадке приборы и оборудование устанавливают обычно в четыре линии с севера на юг примерно в шахматном порядке на расстоянии 4-6 м друг от друга и в соответствии с планом.
В психрометрическую будку ставятся приборы на специальной подставке. На той же площадке ближе к одному из углов вкапывается столб и на нем укрепляется таган для осадкомера, а к последнему прикрепляется защита Нифера и осадкомерный сосуд (его верхний край должен возвышаться над поверхностью почвы на 2 м). Ближе к другому углу площадки помещается второй (высокий) столб с установленным на нем флюгером Вильда. Третий угол площадки отводится для напочвенных и почвенных термометров. Ближе к четвертому углу площадки вбивают в почву колышек, к которому шурупами прикрепляют снегомерную рейку.
На площадке можно сосредоточить самодельные модели разных географических объектов. Сами учащиеся могут построить модели гидрографических объектов: озера, залива, пролива, реки посредством постройки соответствующих углублений и заполнения их водой. Песок может служить материалом для создания моделей рельефных форм: равнины, холма, горы, оврага. Можно создавать модели островов и полуостровов, пологого и обрывистого берега реки; на искусственной схеме реки показать исток, русло, устье и притоки. Особенно важны упражнения обучающихся по созданию рельефных форм своей местности.
Географическая площадка—это небольшой участок местности при школе, где расположены приборы, макеты, пособия, с помощью которых можно проводить учебные занятия, целый ряд практических работ, наблюдения за небесной сферой и явлениями в атмосфере.
На площадке устанавливаются:
1.Забор-измеритель с дорожкой — предназначен для определения длины шага, выработки глазомера, измерения расстояний различными способами. Для этого используют ограждение площадки, вдоль которого устанавливают разметки 0; 5; 10 (можно 20) м, после чего внешнюю сторону ограды окрашивают (через 1 м) в контрастные цвета. Дорожку шириной 100 см прокладывают вдоль внешней стороны ограды. Необходимо предусмотреть наклон дорожки (примерно 1—2°) от ограды для стока талых и дождевых вод, а поверхность посыпать песком или мелкобитой кирпичной крошкой.
2.Гномон используют для определения истинного меридиана. Он представляет собой доску размером 400х300х30 мм, окрашенную в белый цвет. Короткие стороны доски направлены с севера на юг. У каждого края доски на одинаковом расстоянии от западного и восточного ребер вертикально укрепляют металлический стержень высотой 80 мм. Южный сектор расчерчен концентрическими полуокружностями с центром у основания стержня и отстоящими одна от другой на расстоянии 10 мм (рис. 47).
Прибор укрепляют горизонтально на столбике высотой 1200 мм. Используют гномон как демонстрационный прибор для практического определения суточной кульминации солнца, полудня, полуденной линии, направления истинного меридиана, основных и промежуточных сторон горизонта.
Модели местного меридиана и параллели устанавливают над гномоном так, чтобы направление меридиана совпадало с направлением полуденной линии, а параллель пересекала меридиан посредине под прямым углом (рис. 48). Модель проста по конструкции, и изготавливают ее в порядке самооборудования.
На площадке прочерчивают вспомогательную окружность радиусом 2000 мм с центром в месте установки гномона, на которой определяют точки основных сторон горизонта. В этих точках устанавливают столбы высотой 2000 мм и диаметром 150 мм. Между вершинами столбов натягивают проволоку диаметром 2—3 мм, а на столбах укрепляют таблички С, 3, Ю, В. Столбы окрашивают в белый, проволоку — в синий или черный цвет для создания ассоциаций с параллелями и меридианами, изображенными на географических картах. На проволоках вывешивают таблички с указанием долготы (по меридиану) и широты (по параллели). Модель используют в начальном курсе физической географии для демонстрации направления местного меридиана и параллели.
3.Румбическое кольцо используют при изучении сторон горизонта. Деревянный круг диаметром 250 мм окрашивают белой масляной краской или на его лицевую поверхность набивают дюралюминиевый диск. К центру лицевой стороны круга прикрепляют указатели 16 направлений на основные и промежуточные стороны горизонта, изготовленные из трех пластинок, окрашенных в три темных цвета (красный, коричневый, черный). По периферии круга подписывают 8 основных и промежуточных сторон горизонта — С, СВ, В, ЮВ, Ю, ЮЗ, 3, СЗ.
Для более точного определения на местности в центре круга подвижно укрепляют визирную линейку, заменяющую алидаду. Прибор устанавливают на столб-подставку, и учащиеся упражняются в определении сторон горизонта и направлений на предметы перед выполнением практической работы на местности.
4.Астролябия включена в состав обязательного учебного оборудования. Прибор состоит из лимба, уровня, алидады с диоптрами, компаса и оснащен приспособлением для крепления к штативу. Используется в процессе формирования понятий об азимуте и для выполнения практических работ по ориентированию на местности и съемке плана. На географической площадке астролябию устанавливают в горизонтальном положении на столб-подставку.
Астрономическое оборудование:
5.Указатель Полярной звезды — прибор для определения местоположения Северного полюса. Определение направления на Полярную звезду осуществляется учащимися во время выполнения ими практической работы по местности. Конструкция устроена так: в землю вкапывают столб высотой 1400 мм, диаметром 300 мм. К верхней части столба прикрепляют углоизмерительный инструмент и шест-указатель. Шест-указатель изготовляют из деревянной рейки длиной 2500—3000 мм, шириной 50—100 мм, толщиной 30 мм. На концах шеста устанавливают простейшие диоптры (рис. 49). Линия горизонта и направление на Полярную звезду указываются на самом приспособлении.
6.Вертикальный угломер применяют для определения угловых величин вертикально расположенных объектов и полуденной высоты солнца над горизонтом. Используется на уроках и во внеклассной работе. Прибор состоит из фиксатора линии горизонта, прицельной трубки с диоптрами и экранчиком, шкалы-полукруга, градуированной от 0 до 90° (рис. 50).
При выполнении работ на площадке прибор устанавливают на столб-подставку, а трубку направляют в сторону солнца. Угол полуденной высоты солнца над горизонтом отсчитывают при прохождении солнечного луча через трубку угломера.
При определении угловых размеров объектов, расположенных на местности, визирование осуществляется через диоптры.
7.Солнечные часы экваториальные — прибор для определения истинного времени. Для устройства часов необходимы две доски (400х400 мм), окрашенные белой краской. На одной поверхности доски вычерчивают окружность-циферблат и разбивают ее на восемь равных частей. Затем в центре окружности циферблата устанавливают штифтик высотой 100 мм, обозначают деления от 0 до 21 ч, скрепляют доски под углом 90° минус широта места (рис. 51).
Часы устанавливают на столб-опору высотой 1000—1200 мм, нижнюю доску крепят горизонтально, чтобы полуденная тень от штифтика совпадала с цифрой 12 на циферблате.
8.Солнечные часы горизонтальные также просты по устройству и могут быть изготовлены в школе. Для этого на доске размером 400х200 мм прочерчивают линию, соединяющую середины коротких сторон. Отступив от края доски на 50 мм, укрепляют треугольник, основание которого не должно превышать 'Д ширины доски. Угол треугольника, обращенный к ближнему краю доски (на юг), должен иметь величину, равную широте данного места. После установки треугольника доску окрашивают белой краской и размечают циферблат. Для этого прочерчивают полуокружность с центром у вершины треугольника. Продолжив основание треугольника до пересечения с полуокружностью, находят отметку 12 ч. Затем, проведя линию, перпендикулярную основанию треугольника, определяют точки, соответствующие 6 и 18 ч.
Готовый прибор устанавливают на столб-подставку в горизонтальном положении и находят остальные деления часового циферблата. Их наносят путем наблюдения за передвижением тени от треугольника, пользуясь при этом показаниями обычных часов, поставленных по местному времени (рис. 52).
При установке часы ориентируют так, чтобы полуденная тень от треугольника совпала с цифрой 12. Горизонтальными часами можно пользоваться в течение всего года.
На площадке целесообразно установить репер. Для этого в землю монтируют малый бетонный блок, поверхность его окрашивают в белый цвет и обозначают высоту места площадки над уровнем моря.
Метеорологическое оборудование:
9.Метеорологическая будка служит для размещения метеоприборов. На площадке может быть установлена метеобудка, выпускаемая для гидрометеослужбы или изготовленная в школе.
В самодельной метеорологической будке выделяют камеру размером 500х500х700 мм, внутри которой находится штатив для размещения приборов. Боковые стенки будки выполняют как жалюзи. Метеобудку устанавливают на подставке на высоте 2000 мм от земли.
Внутри камеры метеобудки размещают приборы: гигрометр волосной МВ-1, термометры максимальный и минимальный. Перечисленные приборы включены в перечни оборудования, обязательного в преподавании географии. Для того чтобы во время снятия показаний на приборы не падал прямой солнечный свет, дверцу будки ориентируют на север. Поверхность будки окрашивают в белый цвет, увеличивающий альбедо. Устанавливают будку так, чтобы в течение дня на нее не падала тень от деревьев, зданий, других объектов, расположенных вблизи площадки.
10 Осадкомер необходим для определения количества осадков. В настоящее время в школах пользуются осадкомером Третьякова. Основные части осадкомера — это цилиндрический бачок, таган, защита осадкомера, состоящая из металлических пластин, и измерительный стакан. Осадкомер крепится к деревянному или металлическому столбу шестью глухарями. При этом верхняя кромка бачка и защиты должны располагаться строго горизонтально на высоте 2 м от поверхности земли. При установке осадкомера необходимо избегать таких мест, в которых образуется вихревое или вертикальное движение воздуха, капель с крыш или деревьев и т. д
11.Снегомерной рейкой определяют мощность снежного покрова. В практике работы школ применяют рейки стационарные и переносные. Стационарную рейку крепят к колу или столбику, установленному на площадке. При этом нулевое деление рейки должно находиться на уровне земли.
12.Снегомер-плотномер служит для определения плотности снега и запаса воды в нем. Он состоит из полиэтиленового ведра емкостью 8 л, снегомерного цилиндра с нанесенными делениями от 0 до 50 см, мерного стакана объемом 500 см3 с делениями по 5 см3, линейки металлической высотой 160 см для измерения толщины снежного покрова.
Из приведенного списка многие приборы и приспособления выпускает для школ промышленность, остальные учителя должны изготавливать в порядке самооборудования.
III. Практическая часть
Размеры географической площадки должны обеспечить рациональное размещение минимума учебных средств, состав которых в основном определен перечнем учебного оборудования. При этом необходимо учитывать, что площадка не должна быть тесной или излишне просторной. В первом случае затрудняются подходы к точкам наблюдения, усложняется или становится практически невозможным использование части приборов и инструментов и т. д. На площадке слишком просторной точки наблюдения далеко отстоят друг от друга, что не позволяет эффективно руководить работой класса.
Площадки могут быть различными, в зависимости от местных условий школы». Три варианта размеров площадки (25х15, 15х15, 12х12 м) предлагает Н. К. Семакин. С учетом современных условий наиболее близок к оптимальному размер площадки 12х12 м.
На территории школы мы выбрали удобное, ровное место для географической площадки с размером 12х12 м. Данный размер площадки позволяет разместить весь комплект необходимого оборудования, установить приборы и инструменты так, что исключаются совсем или сводятся к минимуму возможные помехи и неточности в их показаниях, предусмотреть возможность свободного прохода к точкам наблюдения и работу на нескольких из них, вести работу одновременно со всем классом, демонстрировать показания приборов и инструментов. Даная территория находится вдали от построек, коммуникаций, высоких деревьев, затрудняющих перемещению воздуха и нарушающих тепловой режим. Хорошо просматривается линия горизонта.
Оборудование на площадке будем размещать не произвольно, а объединяя в несколько компактных групп, выделяя в зависимости от назначения и условий эффективного использования приборов, инструментов и приспособлений.
(рис. 54). Например, приспособления для формирования пространственных представлений устанавливаем в северо-западном секторе площадки. При этом столб-высотомер с флюгером размещаем так, чтобы его можно было обходить со всех сторон, определяя направление и силу ветра.
Метеорологические приборы также размещаем компактно, что позволяет выполнять наблюдения в короткое время. Метеорологические будки будем устанавливать в южной части сектора, так как дверцы их открываются на север. Особенно это важно, когда учащиеся собираются у будки в солнечную погоду.
Приборы, используемые для определения высоты солнца над горизонтом, полуденной линии и местного меридиана, не должны затеняться, поэтому их будем размещать вдоль южной стороны площадки.
Для проведения занятий, выполнения записей по результатам наблюдений на площадке следует организовать рабочие места учителя и учащихся, своеобразный «класс» под открытым небом. В состав его оборудования входят семь столов и скамеек длиной по 3 м, стол и стул учителя, классная доска.
IV. Заключение
Работы на географической площадке способствуют формированию у учащихся представлений, конкретизируют их знания, вырабатывают практические умения и навыки, знакомят с методами научных исследований, что является действенным средством повышения эффективности преподавания. Материалы, полученные в результате работ на географической площадке, служат важным средством улучшения краеведческой работы, источником пополнения географической экспозиции школьного краеведческого музея. Таким образом, работа на географической площадке является потребностью школы, вытекающей из сущности учебного процесса и содержания школьного курса географии.
Приложение
Список использованной литературы:
1.Душина И.В., Пятунин В.В., Летягин А.А. « методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов»-М.: дрофа,2007
2.http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q - выбор места для географической площадки
3.http://www.belecocentr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=304&Itemid=120 – организация географической площадки
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Денис-изобретатель (отрывок)
Сказка об осеннем ветре
Машенька - ветреные косы
Карты планет и спутников Солнечной системы