Этногенез калмыцкого народа представляют собой достаточно сложное явление, растянувшееся на несколько веков. Более 400 лет назад ойраты, предки калмыков, начали свое движение из Западной Сибири и Джунгарии, где они когда-то обитали, в пределы тех земель, которые впоследствии стали Калмыкией. На эту территорию переселились в основном два крупных ойратских племени – дербеты и торгуты, составившие основу калмыцкого народа, к которым примкнуло множество более мелких групп. В результате длительного процесса консолидации из всего этого этнического многообразия произошло сложение калмыцкого народа. Тема моей исследовательской работы: «Этногенез калмыцкой этнической группы цаатаны».
Объект исследования: калмыцкая этническая группа цаатаны.
Предмет исследования: этногенез калмыцкой этнической группы цаатаны.
Актуальность исследования: Вопросы этнической истории ойратских народов остаются до настоящего времени недостаточно исследованными. Сложный этнический состав, многоуровневая идентичность ойратских по происхождению групп определили необходимость решения целого ряда проблем, связанных с их генезисом.
Цель исследования: изучить работы исследователей об этногенезе этнической группы торгутов и на этой основе установить происхождение исследуемой калмыцкой этнической группы цаатаны.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по истории калмыцкого народа | 911.5 КБ |
ЭТНОГЕНЕЗ КАЛМЫЦКОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ЦААТАНЫ
Автор: Бадмаева Снежана Вячеславовна – учащаяся 11 класса
Место выполнения работы: МКОУ «Хартолгинская СОШ»,
п. Хар Толга, Яшкульский район,
Республика Калмыкия
Руководитель: Четыров Улюмджи Бадмаевич - учитель истории
МКОУ «Хартолгинская СОШ», п. Хар Толга,
Яшкульский район, Республика Калмыкия
п. Хар Толга
2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1 История происхождения калмыцкого субэтноса торгуты…… 6
1.2 Этногенез калмыцкой этнической группы цаатаны…………...10
Введение.
Этногенез калмыцкого народа представляют собой достаточно сложное явление, растянувшееся на несколько веков. Более 400 лет назад ойраты, предки калмыков, начали свое движение из Западной Сибири и Джунгарии, где они когда-то обитали, в пределы тех земель, которые впоследствии стали Калмыкией. На эту территорию переселились в основном два крупных ойратских племени – дербеты и торгуты, составившие основу калмыцкого народа, к которым примкнуло множество более мелких групп. В результате длительного процесса консолидации из всего этого этнического многообразия произошло сложение калмыцкого народа. Тема моей исследовательской работы: «Этногенез калмыцкой этнической группы цаатаны».
Объект исследования: калмыцкая этническая группа цаатаны.
Предмет исследования: этногенез калмыцкой этнической группы цаатаны.
Актуальность исследования: Вопросы этнической истории ойратских народов остаются до настоящего времени недостаточно исследованными. Сложный этнический состав, многоуровневая идентичность ойратских по происхождению групп определили необходимость решения целого ряда проблем, связанных с их генезисом.
Цель исследования: изучить работы исследователей об этногенезе этнической группы торгутов и на этой основе установить происхождение исследуемой калмыцкой этнической группы цаатаны.
Задачи исследования:
- рассмотреть историю этногенеза этнической группы торгутов, изучив различные взгляды исследователей по данной проблеме;
- рассмотреть историю этногенеза калмыцких и монгольских цаатанов, изучив различные взгляды исследователей по данной проблеме;
- рассмотреть историю этимологии этнонима цаатаны, изучив различные взгляды исследователей по данной проблеме;
- сделать необходимые выводы.
Гипотеза исследования: калмыцкая этническая группа цаатаны в основе этногенеза является монголоязычной группой, которая подверглась в небольшой степени влиянию тюркоязычных групп.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке школьных курсов истории и культуры родного края для средней школы.
Для решения поставленных задач применяются такие методы научного исследования как: анализ научной литературы по проблеме исследования; сравнительно-исторический, сопоставительный анализы; описательный метод. В процессе исследования автор опирается на труды известных монголоведов и калмыковедов: Г.О. Авляева, Э.П. Бакаевой, В.М. Болдыревой, У. Душана, Н.Л. Жуковской, А.Д. Митирова, Н.Н. Убушаева, У.Э. Эрдниева и др.
Высоко в горах северной Монголии на северо-западе от Дархатской котловины на южных склонах Восточного Саяна наряду с дархатами и урянхайцами живет мало кому известный народ, ведущий отшельнический кочевой образ жизни, кочуя вдоль границ Тувы и Бурятии. Это цаатаны (туха) — одна из самых малочисленных и самых южных на Земле народностей, содержащая северных оленей. Численность цаатанов (туха) — не более 400 человек, и только 160-170 из них занимаются оленеводством. Обычаи и традиции цаатанов (туха) отличаются от всех традиций населяющих Монголию народов. Главное различие в том, что образ жизни кочевников цаатанов (туха) целиком зависит от северных оленей. Олень для них это и средство передвижения по труднопроходимой горной тайге, друг и помощник во всем, кроме того, молоко северного оленя один из основных пищевых продуктов цаатанов. Они до сих пор продолжают вести кочевой образ жизни и живут в тайге в традиционных жилищах – урц круглый год. Урц цаатанов (туха) похож на чум, который являлся жилищем почти всех коренных оленных народов. Древнее искусство оленеводства цаатаны (туха) ни у кого не перенимали, они его принесли с собой. Вероятнее всего, кочевники со своими стадами двигались с северо-востока, из таежных районов современной Тывы, искали новые места для выпаса и охоты. Цаатаны (туха) предположительно являются смесью тюркских, монгольских и самоедских народностей. В России есть родственные им народы, это тувинцы-тоджинцы соседней Тувы, тофалары, проживающие в Иркутской области, и сойоты Окинского района Бурятии. Все они, по словам монголоведа Н.Л. Жуковской, близки по языку, хозяйственным, культурным и прочим признакам. Предположительно, они занимали одну территорию, пересеченную несколькими горными хребтами, и расселились в развилках гор. А также являлись одним оленеводческим народом, разделение которого произошло с делением границ. По мнению ученых, среди предков этих народов были самые разнообразные этнические группы, в том числе совсем не тюркские, которые оставили свой след в культуре и языке. И действительно, достаточно одного взгляда, чтобы сделать вывод, что это не монголы, а скорее родственники российских народов севера.
На родственную связь с Тывой указывает ряд прямых признаков: язык – цаатаны (туха) говорят на древне тувинском диалекте и ведут аналогичное хозяйство – разводят северных оленей. Дархатская котловина, этот район Монголии граничит с республикой Тува, именно здесь на востоке Тувы в Тоджинской котловине до сих пор можно встретить крупные стада оленей, на которых тувинцы-тоджинцы кочуют с места на место и перевозят свои вещи. Как утверждает монгольский этнограф Бадамхатан, посвятивший изучению их культуры многие годы, туха считают себя урянхайскими уйгурами, а свой язык — уйгурским. Действительно язык их совсем не монгольский, а скорее тувинский. Принадлежит он к тюркской ветви языков (уйгурской подгруппе). Цаатаны сумели сохранить свой уникальный язык, на котором разговаривают между собой, но только носителей языка осталось очень мало, и живут они все порознь, каждый со своими детьми и внуками, а иногда и вовсе в одиночестве, выпасая своих оленей. Молодежь язык почти не знает, поскольку учится в монгольских школах. Под сильным влиянием монгольской культуры язык цаатанов сегодня постепенно уступает свои позиции. Достижения современного информационного общества тоже коснулись цаатанов: некоторые из них в своих длительных кочевках используют в быту радиосвязь и даже компьютеры.
Так же на связь с Тувой указывает и общность в этнонимах: туха – цаатаны, тофа – тофалары, тожу – тоджинцы, общий короткий корень из четырех букв, похож и в произношении. Все эти три народа живут в одной природной территории, граничат друг с другом и занимаются разведением северных оленей. «Цаа» переводится с монгольского как «олень», а «цаатаны» — «те, кто владеют оленями». Так называют их монголы. А сами цаатаны зовут себя – «народ северного оленя» — «туха» или «суха». Эти данные подтверждаются исследованиями Л. П. Потапова - «Такое предположение подкрепляется тем, что и в настоящее время на территории северной Монголии живет группа Цаатанов (в количестве до 200 человек), занимающихся оленеводством, объясняющихся между собою по-тувински. Правда, монгольские цаатаны называют себя уйгурами урянхайского происхождения, а свой язык — уйгурским, хотя они говорят на одном из диалектов тувинского языка. Монгольские цаатаны — это тоджинцы — выходцы из Северо-Восточной Тувы...». Двигаясь на юго-восток от Тоджи, группы кочевников пересекли Каа-хем (монг. Шишигд-гол), еще ряд крупных притоков и добрались до крупной системы озер в самом центре Дархатской котловины. Природа этих мест сильно напоминала их родную Тоджу, двигаться дальше на юго-восток они не могли, склоны Саяна становились более пологими и переходили в степь, выпасать здесь оленей было не возможно. Вполне логично, что цаатаны заселили Дархатскую котловину, найдя здесь привычную природную среду.
На основании вышеизложенного мы может сделать вывод: монгольские цаатаны выходцы из Северо-Восточной Тувы тюркско-самоедского и частично монгольского происхождения. На что указывает и традиционный образ жизни, и язык, и культура, и традиционная хозяйственно-экономическая деятельность.
1.1 История происхождения калмыцкого субэтноса торгуты.
Ойраты почти всегда жили обособленно от других монгольских племен, на окраинах монгольского мира, в контакте с племенами Восточной Сибири, в том числе с предками современных якутов. Здесь, в Прибайкалье, северные монголы вступили, по-видимому, в контакт с племенами охотников и рыболовов, культура которых была сходна или прямо аналогична культуре здешних аборигенов, тунгусов. Находясь, длительное время в тесном взаимодействии с тюркоязычными и тунгусоязычными группами, частично ассимилируя и вытесняя их, ойраты должны были усвоить отдельные элементы чуждой им культуры, в том числе языка. Наши соображения подкрепляются сходством по форме и содержанию героических и волшебных сказок калмыков со сказками народов Северо-Восточной Сибири. Судя по данным «Сокровенного сказания» и сообщениям Рашид-ад-дина, в состав ойратов XI — начала XII вв. не входили многие племена, названия которых мы находим впоследствии у калмыков, состоящих в преобладающем большинстве из ойратов, переселившихся в начале XVII в. на нынешнюю территорию Калмыкии. Какие именно районы Южной Сибири и Северной Монголии заселяли те или иные племена, точно указать трудно. Письменные источники прямого ответа на этот вопрос не дают, здесь могут помочь уже опубликованные работы. Когда началось смешение ойратов с другими монголоязычными племенами, сказать трудно. Можно думать, что проникновение в ойратскую среду других монголоязычных этнических групп и тюрко-язычных элементов началось очень рано, возможно, в период образования монгольского государства. Об этом можно судить по данным «Сокровенного сказания». Известно, что Чингисхан насильственно рассеял тех, кто оказал сопротивление его централистской политике. Например, «ниспровергнув, таким образом, кереитский народ, он приказал раздавать его во все концы. Одну сотню чжиргинцев он пожаловал за службу Сулдеспу Тахай-Баатуру». В другом месте говорится: «...Чингис-хан приказал пораздавать всех этих меркитов до единого, в разные стороны. Это им за то, - говорил он - что мы, ради покорности их, позволили им жить, как раньше жили, а они еще вздумали поднимать восстание!» Политика Чингис-хана по рассредоточению покоренных племен вызвала коренные изменения не только в общественной жизни, но и в родоплеменном составе самих монголов. Изменения эти заключались в смешении не только монголоязычных групп, но и тюркоязычных с монгольскими племенами. Нельзя считать случайным тот факт, что этнонимы «меркиты» и «кереиты» встречаются у волжских калмыков, казахов, южных алтайцев и бурят, ныне разделенных друг от друга огромным расстоянием. Процесс дробления, расхождения, смешения, скрещения и ассимиляции не прекратился и в последующие периоды, он продолжался. В ходе политической борьбы и военных столкновений, какие имели место в средние века, вероятно, возникали новые этнические комбинации и смешения как родственных, так и чуждых по языку племен. Вполне возможно, что и часть монгольских цаатанов была включена в состав торгутского субэтноса.
Объединение различных монгольских племен вокруг ойратов происходило по разным, малоизвестным нам причинам. Пути сложения ойратской этнической общности были крайне сложными. Но одно несомненно, что ядром служил союз ойратских племен, имевших еще в XIII в. своего вождя и выставлявших в общемонтольское войско четыре тюмена (тюмен—10000 воинов). По мнению И. Я. Златкина, в тот период общая численность ойратов приближалась к 200—250 тыс. человек. Одни, слабые в военно-политическом отношении, монгольские племена искали у сильных западно-монгольских князей защиты от кровавых распрей и взаимных набегов феодалов, боровшихся между собой за власть; другие, очевидно, были разгромлены в открытой борьбе, силой включены в состав западно-монгольского княжества; третьи, у которых не было иного выхода из создавшегося положения, добровольно присоединились к ойратам в качестве родственников. Исследователь У.Э. Эрдниев отмечал, продвигаясь из района Байкала в сторону верховьев Енисея, Саяно-Алтайского нагорья, и Западной Монголии, ойраты вступали в контакты с новыми иноэтническими массами, отдельные части которых присоединялись по разным причинам к ойратам. На это указывает обнаруживаемый в составе калмыков довольно значительный массив цаатанов, которых в Калмыкии, согласно полевым материалам, насчитывалось до Октябрьской революции около 1000 кибитко-хозяйств, располагавшихся к югу от современного города Лагани вплоть до границы с Дагестаном. По архивным документам, составленным в 1905 г., их насчитывалось 724 кибитки. В конце XIX в. в Харахусовском улусе жили бага-гурбаны и ики-гурбаны, размещавшиеся в 264 кибитках. По полевым данным, горбуты являются по своему происхождению цаатанами. Термин «цаатан» означает (по-монгольски) «оленные» или «оленеводы» (цаа — северный олень). Возможно, часть тувинцев-тоджинцев была увлечена ойратами, постепенно расселившимися вплоть до верховьев Иртыша и Южного Алтая. Г. Н. Потанин первым обратил внимание на тоджинцев, утративших свой тюркский язык, говоривших в его время по-монгольски. Он пишет: «В средней части Монгольского Алтая находится халхасский хошун Тачжи-урянхай: теперь это настоящие монголы, но имя хошуна вполне совпадает с именем урянхайского поколения Тачжи-Урянхай. Не было ли тюркское поколение, впоследствии омонголившееся, но удержавшее свое имя? Этот халкасский хошун лежит к Тянь-Шаню, и его южная граница состоит от северной подошвы Тянь-Шаня всего на семьдесят верст». Тоджинцы зафиксированы в русских исторических документах XVII в. под разными названиями: «тоджи, точи или точигасы». Так что тачжи-урянхай, о которых пишет Г. Н. Потанин, имеют, по-видимому, общее происхождение с тувинцами-тоджинцами. Такое предположение подкрепляется тем, что и в настоящее время на территории МНР живет группа цаатанов (в количестве до 200 человек), занимающихся оленеводством, объясняющихся между собою по-тувински. Правда, монгольские цаатаны называют себя уйгурами урянхайского происхождения, а свой язык — уйгурским, хотя они говорят на одном из диалектов тувинского языка. По мнению Л. П. Потапова, монгольские цаатаны — это тоджинцы — выходцы из Северо-Восточной Тувы. У.Э. Эрдниев отмечал, что проникновение в среду калмыцких цаатанов монгольских этнических элементов или ассимиляция их монголами возможны, так как наши цаатаны считают себя шара-монголами (желтыми монголами). Интересны некоторые языковые факты. В произношении отдельных калмыцких слов у цаатанов имеются некоторые фонетические особенности, в частности, в шипящих звуках. Все калмыки говорят «ця» (чай), «цаатан», «цаасн» (бумага), «цасн» (снег), «цаг» (время), тогда как цаатаны произносят эти слова «чя», «чаятан», «чяясн», «чясн», «чяг». Это характерно для тюркоязычных алтай-кижи, которые произносят калмыцкое слова «цегдег», как «чегдег». Тувинцы также прибегают к замене буквы «ц» на «ч». Однако не исключена возможность, что аффриката «ч», сохранившаяся у калмыцких цаатанов, является далеким отголоском древнемонгольского языка, в котором писалось «ч» вместо «ц». По мнению Г. Д. Санжеева, до сих пор шипящая «ч» употребляется вместо «ц» в ордосском, чахарском, харачинском и других монгольских языках.
К середине XVI в. известное затишье в междоусобной борьбе монголо-ойратских феодалов сократило те перемещения и передвижения племен и народов, которые были обычными в эпоху Чингисидов. Произошла территориальная консолидация западных монголов. Они прочно заняли земли, расположенные в западной части Монголии, в северном Синьцзяне, в верховьях р. Иртыш и в Южном Алтае. На этой территории формировались единые формы хозяйства, материальной и духовной культуры, общность быта и языка. Более сплоченные в политическом и этническом отношении ойраты, отличавшиеся сравнительно высоким уровнем развития и многочисленностью, игравшие важную политическую роль в период Монгольской империи, возглавили Джунгарское ханство. Оно оказалось более прочным объединением. Союз племен, в котором все еще сохранились сильные пережитки родоплеменных отношений, переживал процесс превращения в ойратскую; вернее в зюнгарскую народность. Народы, входившие в него, во многих источниках, в том числе русских, назывались «джунгарами». В области общественного развития, довольно основательно разрушенные в предыдущие периоды, родовые отношения сменились феодальным строем. Государство усилило территориальные связи между входившими в его состав этническими общностями, укрепило политическое единство, а также способствовало быстрому разрушению всей идеологической надстройки общества, связанной с родом и племенем. Шаманизм, представлявший собой родовые верования, начал заменяться общей для всех джунгаров религией — буддизмом, с которым связано знакомство ойратов с тибетской письменностью и литературой, а также искусством.
У.Э. Эрдниев пришел к выводу, что ассимилированные тюрко-кето-самоедоязычные этнические группы не вносили сколько-нибудь заметных изменений в монголоязычные этнические компоненты. Южносибирские элементы были второстепенными, не исходными, незначительными в культуре и в этногенезе джунгаров. Следовательно, основным этническим субстратом, наложившим решающий отпечаток на все стороны их этноязыковой культуры, были ойраты, включившие в свой состав довольно мощные общности монголоязычных племен и групп. У нас нет оснований для сомнения в том, что ойратский этнос сложился в результате этнической консолидации монголоязычного населения, но ойраты явились носителями языка-победителя.
1.2 Этногенез калмыцкой этнической группы цаатаны.
Этническая группа цаатн (цаатаны) известна в Калмыкии и Монголии, что свидетельствует о её древнем происхождении: единый этноним может рассматриваться как аргумент этногенетического родства. Калмыцкая этническая группа цаатан представляет собой составную часть субэтноса торгутов – основного этнического компонента калмыцкого народа. В этнотерриториальном отношении торгуты подразделялись между собой на улусные общности с весьма различным этническим составом. Этнический состав торгутовских улусов в основном отражался в этносоциальных или этнотерриториальных наименованиях. Специфика данных этнических групп заключается в том, что все они являются представителями одного субэтноса торгутов. В составе цаатанов известны следующие подразделения: баh-цаатн (малые цаатаны), ах-цаатн (старшие цаатаны), ик-цаатн, эрктн-цаатн, керəд-цаатн, hурвд-цаатн, хөрнəхн-цаатн [5, с. 19]. В настоящее время основное население цаатанов сосредоточено в Лагани Лаганского района, однако дисперсно они проживают в Лиманском и Икрянинском районах Астраханской области, в Элисте, а также во многих других сельских поселениях нашей республики (например, в поселке Хар Толга Яшкульского района).
В древнем составе торгутов К. Костенков выделял группы барун, зюн, керет, цатан и зюнгар [цит. по Митиров 1998: 321]. Основу этнополитического объединения торгутов составляли группы керядов (керəд, у К. Костенкова вариант написания керет) и цаатанов (цаатн). Кроме них, в состав торгутов входили багуты (баhуд) и эркетени (эрктн). Особенности хозяйства и языка группы цаатанов Западной Монголии У.Э. Эрдниев считал свидетельством тюркского происхождения и калмыцких цаатанов [Эрдниев 1985: 27]: на территории Монголии цаатаны «говорят на одном из диалектов тувинского языка», хотя, как отмечалось исследователями, монгольские цаатаны называют себя уйгурами урянхайского происхождения, а свой язык – уйгурским [Эрдниев 1985: 27]. У.Э. Эрдниев отмечает, что цаатаны – это не самоназвание тувинцев-оленеводов, а название, данное им монголами, тогда как у калмыков оно стало самоназванием [Эрдниев 1985: 264]. Имеется и другое мнение о происхождении цаатанов-калмыков. Так, Г.О. Авляев пришел к выводу, что они имеют монгольское происхождение, поскольку цаатаны Западной Монголии входят в состав монголов-дархатов [Авляев 2002: 19]. Основываясь на положении, что цаатаны-калмыки – монгольская группа Г.О. Авляев выдвинул гипотезу о том, что этнические группы калмыков цаатан и хойт имеют общее происхождение [Авляев 2002: 19], обосновал её общностью родовых маркеров: тамга (знак собственности) рода аха-цаатан, проживавшего в Батутовском аймаке Яндыковского улуса – «хош-алха» (сдвоенный молоток) – совпадает с тамгой хойтов из Хошеутовского улуса, представляющую собой молоток, т.е. «алха-тамга» (молоток-тамга) [Небольсин 1852: 17-19]. Он предположил, что термин цаатан – это сокращенная форма слова цагатан в значении «обладающие чем-то белым», возможно, это связано с названием цаган туг хойт, «хойты с белым знаменем» [Авляев 2002: 120]. С ним согласен Н.Н. Убушаев, отмечающий, что ойраты из племени хойт являлись хранителями белого знамени Чингис-хана, увезенного, согласно преданию, его дочерью Цецейкен, выданной замуж за потомка хойтского предводителя. Исследователь Н.Н. Убушаев выделил в диалектной системе современного калмыцкого языка три территориальных говора (торгутский, дербетский и бузавский) и отнёс цаатанский подговор к торгутскому говору [Убушаев 2010: 6-7]. На этом основании он утверждает, что происхождение цаатанов связано как с этнической группой хойтов, так и с субэтносом торгутов. По его свидетельству знаток культуры ойратов, из КНР Ш. Норбо приводил пословицу, иллюстрирующую родство кереитов и цаатанов: керə шаазhа хойр өрлвгин йилhл, керəд цаатн хойр, үгин йилhл «ворона и сорока – различия в перьях, кереиты и цаатаны – различия в словах (названиях)» [Убушаев 2006: 10]. Исследователь В.М. Болдырева, ссылаясь на данные ученых-антропологов, отмечает, что цаатаны по системе HLA маркеров (локусы A, B, Cw, DRB1, DQB1) оказались более близки к халха-монголам. По ряду признаков цаатаны ближе к монголам и даже более отстоят от западномонгольских олётов, чем халха-монголы. Эти данные подтверждают вывод антропологов о том, что калмыки-торгуты (частью которых являются цаатаны) по ряду частот систем белковых маркеров находятся ближе к монголам, чем дербеты, близкие алтайцам; при этом торгуты ещё «более монгольский народ», чем «средние монголы» [4, с. 23-24].
Рассмотрим отдельные этнические маркеры цаатанов-калмыков в связи с анализом их происхождения. Цаатаны относят себя к торгутам и цвет өлгц (цветовая символика сакрального маркера родов), у них такой же, как и у практически всех родов торгутов – белый и синий или белый и голубой. Отличия наблюдаются в следующих маркерах: уранах (кличах); части животного, приносимого в жертву огню во время ритуала hал тəəлhн. В среде торгутов распространен обычай принесения в жертву огню выступающих в качестве маркеров родовых и этнических групп трёх костей: обязательно грудинной кости, а также передней или задней берцовой кости и/или рёберной части туши. Этноразличительным признаком цаатанов является обычай предания огню головной части туши жертвенного животного. Специфика субэтноса торгутов состоит в том, что среди торгутов существовал единый уран ааг (ак) в отличие от калмыков дербетов, у которых ураны отличаются у разных этнических групп, входящих в этот субэтнос. Но, цаатаны, будучи составной частью субэтноса торгутов, имеют свой уран – Туула тоха. Краткий клич имеет и развёрнутую форму – Туула тоха урата, шар моңhл яста (« С ураном «локоть зайца», с костью жёлтых монголов»). Данный факт косвенно подтверждает утверждение калмыцких цаатанов, что они относятся к жёлтым монголам.
Существуют различные варианты этимологии этнонима цаатан и соответственно по-разному рассматривается их происхождение, но в каждом из вариантов отмечается присутствие тюркских компонентов в их этногенезе. В тоже время я считаю, что калмыцкие цаатаны в большей степени монгольского происхождения. На мой взгляд, данное предположение подтверждается результатами биологического исследования ученых-антропологов, сделавших на основании совпадения по ряду частот систем белковых маркёров, однозначный вывод о том, что калмыцкие цаатаны ближе к монголам и даже более отстоят от западномонгольских олётов, чем халха-монголы. Таким образом, гипотеза о монгольском происхождении калмыков-цаатанов подтвердилась.
Заключение
Цаатаны (туха) являются смесью тюркских, монгольских и самоедских народностей. В России есть родственные им народы, это тувинцы-тоджинцы соседней Тувы, тофалары, проживающие в Иркутской области, и сойоты Окинского района Бурятии. Все они близки по языку, хозяйственным, культурным и прочим признакам. Они занимали одну территорию, пересеченную несколькими горными хребтами, и расселились в развилках гор. А также являлись одним оленеводческим народом, разделение которого произошло с делением границ. Среди предков этих народов были самые разнообразные этнические группы, в том числе совсем не тюркские, которые оставили свой след в культуре и языке. И действительно, достаточно одного взгляда, чтобы сделать вывод, что это не монголы, а скорее родственники российских народов севера.
Вывод:
Ассимилированные тюрко-кето-самоедоязычные этнические группы не вносили сколько-нибудь заметных изменений в монголоязычные этнические компоненты. Южносибирские элементы были второстепенными, не исходными, незначительными в культуре и в этногенезе джунгаров. основным этническим субстратом, наложившим решающий отпечаток на все стороны этноязыковой культуры джунгаров, были ойраты, включившие в свой состав довольно мощные общности монголоязычных племен и групп.
Вывод: Ойратский этнос сложился в результате этнической консолидации монголоязычного населения.
Существуют различные варианты этимологии этнонима цаатан и соответственно по-разному рассматривается их происхождение, но в каждом из вариантов отмечается присутствие тюркских компонентов в их этногенезе. В тоже время калмыцкие цаатаны в большей степени монгольского происхождения. Данное предположение подтверждается результатами биологического исследования ученых-антропологов, сделавших на основании совпадения по ряду частот систем белковых маркёров, однозначный вывод о том, что калмыцкие цаатаны ближе к монголам и даже более отстоят от западномонгольских олётов, чем халха-монголы.
Вывод: калмыцкие цаатаны в большей степени монгольского происхождения, чем тюркского.
Список использованной литературы
Приложение 1.
Фото 1. Дархатская котловина в северной Монголии – место проживания цаатанов (туха).
Фото 2. Летняя стоянка монгольских цаатанов (туха).
Приложение 2.
Фото 3. Традиционное жилище цаатанов (туха) – урц.
Фото 4. Информационный век проник и в среду цаатанов (туха).
Приложение 3.
Фото 5. Традиционное занятие цаатанских женщин: дойка оленьих самок
Фото 6. Цаатаны (туха) до сих пор практикуют шаманизм.
Приложение 4. Эрктн-цаатн
7. Бадмаев Вячеслав Васильевич (отец).
8. Бадмаев Александр Вячеславович (брат).
Приложение 5 Эрктн-цаатн.
9. Церен-Убушаев Церен-Убуш (прадед)
10. Церен-Убушаева Бахан (прабабушка)
Приложение 6. Эркнт-цаатн.
Фото 12. Церен-Убушаевы
Фото 13. Сержанова Екатерина Церен Убушаевна
Приложение 7. Цаатн
Фото 13. Будыковы Нальджи Хондонович и Бадма Халгаевна.
Будыковы Бадма Халгаевна и Нальджа Хондонович с дочерью Галиной.
Смекалка против Змея-Горыныча
Невидимое письмо
Почему Уран и Нептун разного цвета
Рисуем зимние домики
Фотографии кратера Королёва на Марсе