Данная исследовательская работа проводилась на базе МБОУ Шебалинская СОШ. Изучена литература по данной проблеме. В практической части были апробированы новые методики и доказано влияние компьютера на здоровье школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа о влиянии компьютера на здоровье школьников | 170.5 КБ |
анкета для исследовательской работы | 51.05 КБ |
V ГОРОДСКАЯ ОТКРЫТАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ АКАДЕМИИ ЮНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Направление: «Экология и жизнь»
Секция: «Экология и здоровье»
Название работы: Влияние компьютера на здоровье школьников
Автор работы: Шапацкая Виктория
Место выполнения работы: МБОУ Шебалинская СОШ
х. Шебалин, Заветинский район
Научный руководитель: учитель биологии О. В. Крылова
2013 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение ………………………………………………………………………………………3
II. Обзор литературы …………………………………………………………………………....5
2.1.Влияние компьютера на здоровье человека………………………………………………..5
2.1.1. Влияние электромагнитного излучения………………………………………………...5
2.1.2. Влияние компьютера на зрение………………………………………………………….6
2.1.3. Заболевания, связанные с мышцами и суставами………………………………………6
2.1.4.Стресс, бессонница, нервные расстройства……………………………………………...7
2.1.5. Заболевания органов дыхания…………………………………………………………....7
2.2 .Признаки развития зависимости у ребенка…………………………………………….….8
2.3. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером……………………....….9
III.Методы исследования……………………..……………………………………………...….8
IV. Результаты исследования и обсуждения…….……………………………………………11
V. Заключение…………………………………………………………………………….….…19
VI. Библиографический список……………………………………………………..…………20
VII. Приложения……………………………………………………………………………..…21
XXI век – время глобальной компьютеризации человеческого общества. Получение, хранение, обработка и передача информации происходит в сотни и тысячи раз быстрее, чем это сделал бы человек с помощью обычных средств связи.
С появлением Интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. в общем, некоторым людям уже трудно представить жизнь без компьютера. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, и просто сократил время на подготовку домашних заданий. Родители часто целый день находятся на работе и не могут контролировать время, проведенное детьми за компьютером, и игры, в которые играют их дети. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его влиянии на здоровье. Поэтому на наш взгляд эта тема актуальна.
Сколько времени проводят за компьютером школьники, контролируют ли родители время, проведенное за компьютером детьми, и как увлеченность компьютером влияет на здоровье учащихся? Вот те вопросы, которые мы ставили перед собой при выполнении этой работы.
Данные исследования проводились среди учащихся 5-11 классов МБОУ Шебалинская СОШ, Заветинского района Ростовской области.
Цель: исследовать влияние компьютера на здоровье школьников.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования
2. Определить вредоносные факторы длительного пребывания за компьютером
3. Исследовать проблему увлеченности школьниками среднего и старшего звена МБОУ Шебалинская СОШ компьютером
4. Сравнить полученные результаты с данными медосмотров
5. Применив ранее не использованные нами методики Мюнстерберга и Векслера, доказать негативное влияние компьютера на внимание и память подростков.
6.Обратить внимание не только школьников, но и их родителей на проблему возникновения привязанности к компьютерным играм, о необходимости контроля с их стороны за временем и пристрастиях в играх
В настоящее время для многих школьников компьютер стал их постоянной «средой обитания», поэтому предметом исследования стало влияние ПК на здоровье школьников.
Объект исследования - учащиеся 5-11 классов.
Гипотеза: компьютер, являясь неотъемлемой частью жизни современного школьника, влияет на его здоровье, в частности на зрение, осанку, психику и познавательные процессы.
Методы, используемые в работе: наблюдение, эксперимент, математический, частично - поисковый, описательный, графический, сравнительный.
Новизна состоит в том, что ранее в МБОУ Шебалинской СОШ подобные исследования не проводились.
Значимость и прикладная ценность исследовательской работы состоит в том, что многим обучающимся нашей школы в ходе проведения практических исследований мы на деле доказали негативное влияние компьютера на их здоровье при чрезмерном его использовании.
В работе проведён обзор 16 литературным и 7 интернет – источникам.
В приложения к исследовательской работе помимо текстовых материалов, включающих вопросы анкеты и её результаты, новые методики исследования, памятки школьникам и их родителям, включены: 9 таблиц, 29 диаграмм, 9 фото, подтверждающих проведение практических исследований.
Исследовав литературу, мы сделали вывод, что компьютер столь же безопасен, как и любой другой бытовой прибор. Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья, связанные с его применением. Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, Богатова Т. выделяет несколько факторов риска:
Таким образом, в каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению [3].
2.1.1Влияние электромагнитного излучения
Каждое устройство, которое производит или потребляет электроэнергию, создает электромагнитное излучение, которое нельзя увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус или потрогать, но тем не менее оно присутствует повсюду.
Что касается влияния на человеческий организм электромагнитного излучения, создаваемого компьютерами, то здесь, по мнению Хотунцева Ю., ученые и защитники прав потребителей пока не пришли к единому мнению. Однако некоторые работы и исследования в этой области определяют возможные факторы риска, так, например, считается, что электромагнитное излучение может вызвать расстройства нервной системы, снижение иммунитета, расстройства сердечно-сосудистой системы и аномалии в процессе беременности и соответственно пагубное воздействие на плод. По данным Российского центра электромагнитной безопасности, у работающих за монитором женщин от 2 до 6 часов в сутки регистрируются функциональные нарушения нервной системы в среднем в 4,6 раза чаще, чем в контрольной группе. По данным американских ученых у работающих женщин более чем 20 часов в неделю у мониторов в первые три месяца беременности выкидышей произошло в 2 раза большей, чем у женщин, занятых на других работах [15].
Исследования в этой области, проведенные в последние годы, только усилили беспокойство и поставили новые вопросы, остающиеся без ответа. Как и все приборы, потребляющие электроэнергию, компьютер издаёт электромагнитное излучение, причём из бытовых приборов, с ПК по силе этого излучения могут сравниться разве что микроволновая печь или телевизор, однако в непосредственной близости с ними мы не проводим очень много времени, а электромагнитное излучение имеет меньшее воздействие с увеличением расстояния от источника до объекта.
Таким образом, компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения.
2.1.2. Влияние компьютера на зрение
Если вопрос о влиянии электромагнитных полей на здоровье еще спорный, то уж наверняка на зрение компьютер влияет отрицательно. Ермилова И. А. считает что, когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. Потенциальная усталость глаз существует при любой работе, в которой участвует зрение, но наиболее велика она, когда нужно рассматривать объект на близком расстоянии. Проблема еще более возрастает, если такая деятельность связана с использованием устройств высокой яркости, например, монитора компьютера. [6].
У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Неограниченное по времени просиживание перед компьютером требуют от молодых глаз серьезного напряжения [16].
В связи с интенсивной работой за компьютером у человечества появились новые болезни еще более опасные, как прогрессирующий астигматизм. Это заболевание не излечимо, зачастую приводит к слепоте - у больного полностью расфокусируется изображение, и он видит предметы как через запотевшее стекло [3].
2.1.3. Заболевания, связанные с мышцами и суставами
У людей, зарабатывающих на жизнь работой на компьютерах, по - мнению Гунн Г. Е., наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями мышц и суставов. Чаще всего это просто онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Но бывают, однако, и более серьезные заболевания. Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером приобрела название туннельного синдрома или синдрома запястного канала, а так же, приобрела статус профессионального заболевания компьютерщиков (программистов, машинистов и людей, работа которых ведётся в основном на компьютере). Причиной возникновения боли является защемление нерва в запястном канале.
Основными заболеваниями позвоночника, развивающимися вследствие долгого нахождения за компьютером, являются: остеохондроз и искривления позвоночника. Если возможность развития искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов, так же стоит отметить, что последствия остеохондроза более опасны, чем последствия различных видов искривления позвоночника [4].
Таким образом, ребёнок который за компьютером не сидит прямо, вполне может приобрести искривление позвоночника. Необходимо так же отметить то что, искривление позвоночника не только делает человека не привлекательным, но и может в последствии привести к нарушению работы внутренних органов, что в последствии скажется на его здоровье и трудоспособности.
2.1.4.Стресс, бессонница, нервные расстройства
Помимо того, что длительная работа за компьютером отрицательно сказывается на здоровье, что уже сказывается на психике, она ещё и связанна с постоянным раздражением, источником которого могут быть разные ситуации. Наверное, нет такого человека, у которого ни когда не зависал компьютер, с потерей, не сохраненной информации, не было проблем с какими либо программами и т.д.
Важный фактор, по мнению Гордеевой А. В., вызывающий нервно-эмоциональное напряжение у детей, происходит тогда, когда общение с компьютером, особенно с игровыми программами, сопровождается сильным нервным напряжением, поскольку требует быстрой ответной реакции. Кратковременная концентрация нервных процессов вызывает у ребенка явное утомление. Работая за компьютером, он испытывает, своеобразный, эмоциональный стресс. Исследования учёных показали, что даже само ожидание игры сопровождается значительным увеличением содержания гормонов коры надпочечников [5].
2.1.5. Заболевания органов дыхания
Разумова Т. И. утверждает, что заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, имеют в основном аллергический характер. Это связанно с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества, особенно если компьютер новый. Помимо выделения вредных веществ, компьютер создаёт вокруг себя электростатическое поле, которое притягивает пыль и соответственно она оседает у вас в лёгких, в то же время работающий компьютер деонизирует окружающую среду, и уменьшает влажность воздуха. [11].
Таким образом, каждый из этих факторов пагубно влияет как на лёгкие, так и на весь организм в целом.
2.2 .Признаки развития зависимости у ребенка
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Компьютерная зависимость наиболее часто встречается в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.
Признаки зависимости:
· Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера
· Провел хотя бы одну ночь у компьютера
· Прогулял школу – сидел за компьютером
· Приходит домой, и сразу к компьютеру
· Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось)
·Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался
· Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
В своих трудах Гордеева А. В. выделила стадии зависимости:
1). Интерес. Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.
2)Втягивание. Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.
3) Полная зависимость. Люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что, как им кажется, избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики[5].
Гунн Г. Е. полагает, чтобы сохранить здоровье при работе с компьютером, каждый пользователь должен соблюдать элементарные правила:
Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.
Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут [4].
III.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование влияния компьютера на здоровье школьников проводилось среди учеников 5-11 классов МБОУ Шебалинская СОШ Заветинского района Ростовской области. Были разработаны вопросы анкеты, состоящей из 5 блоков, включающих в себя 20 вопросов. (Приложение I). В результате было опрошено 44 ученика: 24 – учащиеся 5-8 классов и 20 – учащиеся 9-11 классов. Проведена обработка полученных результатов по выявлению влияния компьютера на здоровье школьников, в частности на зрение, осанку, психику и познавательные процессы. В связи с этим, исследовав данные Шебалинской амбулатории о заболеваемости школьников за последние 4 года, были выявлены учащиеся, страдающие этими заболеваниями.
В ходе практической работы у трёх испытуемых, добровольно пожелавших участвовать в эксперименте, в домашних условиях было исследовано изменение АД и пульса после работы за ПК и в школе (на уроках информатики), по изменению объёма кратковременной памяти и концентрации внимания до и после работы за компьютером. В ходе последних двух экспериментов были применены ранее не использованные нами методики Мюнстерберга и Д. Векслера [17]
Таким образом, в ходе написания исследовательской работы, были применены следующие методы:
-опроса (анкетирование)
-наблюдения (при измерении АД испытуемых до работы с компьютером и после неё)
-эксперимент (методики Мюнстерберга и Д. Векслера)
-математический (при подсчёте данных анкетирования и экспериментов)
- частично - поисковый (сбор данных медосмотров за последние 3 года)
-описательный (при анализе полученных данных анкетирования и экспериментов)
- графический (при построении таблиц и диаграмм)
-сравнительный (при сравнении данных роста числа компьютеров дома у учащихся и роста их заболеваемости, и сравнении результатов экспериментов, полученных до и после работы с компьютером )
IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ
В начале исследовательской работы, с целью доказать, что компьютер, являясь неотъемлемой частью жизни школьника, влияет на его здоровье. Для этого, мы провели анонимное анкетирование «Влияние компьютера на здоровье человека», разделив респондентов на 2 возрастные группы: учащихся 5-8 и 9-11 классов. Всего было опрошено 44 человека, из них 24 учащихся 5-8 классов, в возрасте 11-14 лет и 20 учащихся 9-11 классов, в возрасте от 14 до 16 лет. Вопросы анкеты разбили на 5 групп.(Приложение I) Несмотря на то, что анкетирование проводилось анонимно, можно предположить, что погрешность в ответах подростков всё же имеется.
Поэтому, в ходе исследовательской работы, были проведены практические исследования влияния компьютера на АД, пульс, объём кратковременной памяти и концентрацию внимания школьников.
Таким образом, обработаны результаты по выявлению влияния компьютера на зрение, психику, познавательные процессы, зависимость школьников от компьютера. (Приложение II). Проанализировав полученные данные, сравнили их результатами медосмотров Шебалинской амбулатории о заболеваемости школьников, за последние 4 года. (Приложение III). Полученные результаты были занесены в таблицы, графики, сделаны выводы.
Анализ полученных результатов по этому блоку показал, что в настоящее время 94% учащихся имеют дома компьютер, что на 47% больше, чем в 2010 году (таблица1);
Результаты опроса показали, что 64% учащихся 5-8 классов так или иначе свободное время проводят за компьютером (общаются в сети или играют в игры). В 9-11 классах 60% подростков также предпочитают компьютер другим занятиям (график 1)
Однако отрадно, что к выпускному классу таких подростков становится меньше, так как они отдают предпочтение общению с друзьями, нежели всемирной паутине, хотя 46% старшеклассников всё же, ежедневно до 1 часа проводят за компьютером (график 2)
71% учащихся 5-7 классов играют на компьютере с 9 лет, в 9-11 классах эта цифра снижается на 24%. Возможно потому, что в сельской местности «мода на компьютеры» пришла по сравнению с городом недавно.
Таким образом, можно предположить, что и риск заболеваний будет снижен, тем более, что примерно половина респондентов (49%) знают, что работать с компьютером можно менее часа в сутки (график 3).
4.2 Зависимость от компьютера
Полученные данные говорят о том, что с каждым днём компьютер всё быстрее и прочнее входит в нашу жизнь. Через анкетирование подростков, мы попытались выяснить, на сколько велика зависимость шебалинских школьников от компьютера. На наш взгляд у 32% (16%-5-8 кл, и 16% -9-11 кл.) обучающихся наблюдается явная компьютерная зависимость: эти ребята до 10 часов (!) в день могут проводить за компьютером. Похвально, что у учащихся 5-6 классов нет особых перегрузок в использовании компьютера, можно предположить о положительном влиянии и контроле со стороны родителей в среднем возрасте (график 4)
37% опрошенных, из них 21% старшеклассников испытывают постоянное желание играть в компьютер. 34% школьника не могут с лёгкостью оторваться от компьютера, и с каждым классом зависимость только возрастает. Как выяснилось, среди старшеклассников таких учеников больше на 5%, чем в среднем звене. Вероятно, эти ученики склонны к игромании, что в будущем может быть чревато негативными последствиями. 65% всех респондентов ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм (график 5)
Мы поставили ребят перед выбором: компьютер или прогулка с друзьями на воздухе - половина всех респондентов выбрали компьютер, хотя в среднем звене таковых больше.
Общение по электронной почте не выбрал ни один ученик, это говорит о том, что с пользой для учёбы компьютер практически не используется, а используется исключительно в развлекательных целях. Общение с другом наяву выбрали - 64% старшеклассников. Как выяснилось, очень популярен среди школьников сайт «Одноклассники», где учащиеся могут часами общаться через Интернет с друзьями и находить это забавным. Предпочтение ему отдают ребята среднего звена, учащиеся 9-11 классов всё же ценят общение наяву со сверстниками (график 6)
Об этом также свидетельствуют данные, что 68% старшеклассников никогда не променяют прогулку с друзьями на компьютер, что на 3% больше, чем в среднем звене. (график 7)
О том, что компьютерная зависимость наступает постепенно, говорит то, что учащиеся 5 и 6 кл. в 100% случаев не едят и не учат уроки за компьютером, чего не скажешь о старших ребятах… Хотелось бы заметить, что нейтральные ответы типа «когда как» и др. говорят о том, что ребята либо лукавят, отвечая таким образом, боясь, что учитель узнает об этом, либо стесняются признаться в обратном. Такие ответы можно расценивать как «да» нежели «нет» (график 8)
О компьютерной зависимости несовершеннолетних говорит и то, что 25% учащихся средних классов и 69% старшеклассников хотя бы 1 раз проводили всю ночь за компьютером!!! (график 9)
Таким образом, уже эти данные свидетельствуют о бесконтрольном пользовании компьютера и в большинстве случаев бесконтрольном, вседозволенном поведении со стороны родителей, как в будние дни, так и в выходные. Вероятнее всего, большинство родителей руководствуется правилом: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы … не мешало!»
Большинство опрошенных учащихся средних классов (55%), придя домой со школы, сразу садятся за компьютер. Хотя «пик» приходится на учащихся 8 класса.(График 10)
Это ещё раз подтверждает, что зависимость формируется постепенно, и в старших классах умственное осознание вреда компьютера практически сформировано. Иногда будучи за компьютером забывают чистить зубы, учить уроки, 23% учащихся 5-11 классов. Как ни странно, но некоторые ученики 9 и 11 классов не придают этому значения. Отрадно, что учащиеся 7 и 8 класса не страдают такой формой забывчивости.(график 11)
64% несовершеннолетних среднего звена и абсолютное большинство старшеклассников честно признались, что их больше интересует компьютер, нежели логические игры. И ни один (!) респондент 5-11 классов не отдал предпочтение чтению книг, тем самым подтвердив наши предположения о приоритете компьютера над другими видами деятельности, как у учащихся нашей школы, так и в целом по стране.(график 12)
Таким образом, анализируя результаты анкетирования в целом, мы сделали вывод, что детей в большинстве случаев, интересуют компьютерные игры, и они со временем могут быть оторваны от действительности, что однозначно скажется на их умственных способностях и далее на успеваемости.
Можно предположить, если ни один ученик не отдал предпочтение чтению книг, то это может привести к снижению успеваемости по русскому языку и литературе.
Таким образом, анализируя объём времени, которое ученики проводят в свободное время за компьютером, можно сделать предположение, что некоторых будет снижено зрение, прогрессировать различные виды искривления позвоночника, утомляемость мышц спины и кистей рук и т. д.
4.3.Психологические симптомы
В ходе анкетирования мы постарались выяснить, влияет ли компьютер на психику подростков.
Например, на вопрос: «Пребываете ли Вы в плохом настроении, если сломан компьютер?», половина опрошенных в среднем и старшем звене ответили утвердительно, хотя 48% старшеклассников не испытывают явной зависимости. На графике видно как быстро возрастает зависимость к 8 классу и снижается к 11 классу. Это можно объяснить неустойчивой психикой в данном возрасте и более сформированным характером к выпускному классу (график 13)
На вопрос: «Конфликтовали ли Вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет играть в компьютер?», 50% школьников среднего звена и 78% старшеклассников ответили отрицательно. Но явно настораживают ответы учащихся 7-8 классов и 10-11 классов (график 14). Данные показывают, что неустойчивая психика подростков при чрезмерной работе за компьютером, явно подвержена негативному влиянию на их здоровье: расшатывается центральная нервная система, ребёнок не всегда контролирует свою реакцию на запрет со стороны взрослых. Наблюдение показывает, что подростки чаще грубят учителям, родителям, друзьям. Не всегда спокойно реагируют на замечания. Среди младших школьников наблюдается плаксивость.
Большинство школьников не испытывают острой компьютерной зависимости, а половина учащихся 5-8 классов и четверть опрошенных старшеклассников должны быть под особым контролем со стороны родителей, так как такое поведение может привести к серьёзному расстройству нервной системы.
Обобщив такие печальные данные, мы решили выяснить, насколько учащиеся осведомлены о вреде компьютера и пользуются ли они здоровьесберегающими технологиями при работе с ним.
4.4. Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером
На вопрос: «Сколько часов рекомендуется работать за компьютером?», большинство респондентов ответили правильно: от 1-го до 2-х часов. Это говорит о том, что дети знают о негативном влиянии компьютера на их здоровье, но делают по-своему. Об этом свидетельствуют результаты опроса (график 15)
Гимнастику для глаз не делают 89% из числа опрошенных старшеклассников, а 44% учащихся средних классов абсолютно не владеют упражнениями для глаз.
На вопрос: «Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?», большинство ответили утвердительно и примерно равное количество ответили – «нет» или «все равно» (график 16)
У 76% опрошенных учащихся 5-8 классов и 60% старшеклассников, глаза устают при длительной работе с компьютером, у остальных глаза либо не устают, либо они не придают этому значения (график 17)
Таким образом, у большинства школьников работа за компьютером оказывает влияние на глаза, что может в дальнейшем привести к снижению зрения.
Сравним результаты анкетирования с данными Шебалинской амбулатории за последние 3 года о наиболее часто встречаемых заболеваниях органов зрения, позвоночника (таблица 2-4, график 18-23)
Таким образом, нельзя однозначно утверждать, что именно компьютер влияет на органы зрения, т. к. показатели то снижаются, то повышаются. Хотя, сравнивая общие данные по школе, видим рост заболеваний органов зрения. (график 19)
Проанализировав полученные данные, мы явно видим, что резких изменений в нарушениях осанки нет. Хотя, незначительное увеличение роста заболеваний сколиозом за последние 4 года всё- же наблюдается. (график 21)
Согласно данным таблицы 4 и графика 22, мы видим резкий рост количества обучающихся 8-11 классов, страдающих ВСД.
Таким образом, анализируя полученные данные Шебалинской амбулатории, медицинских диагностических обследований учащихся МБОУ Шебалинская СОШ, проведённых врачами МБУЗ ЦРБ Заветинского района за последние 4 года, мы сделали вывод, что на 1 месте стоят те заболевания, которые мы даже не предполагали: заболевания ВСД (повышенное артериальное давление), на 2 месте: болезни органов зрения (наиболее часто встречающиеся диагнозы: миопия (близорукость), дальнозоркий астигматизм (дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика, роговицы или глаза в результате чего человек теряет способность к чёткому видению); и на 3-м месте: нарушения осанки (сколиоз).
Мы не можем утверждать, что данные заболевания учащихся на прямую связаны с чрезмерным увлечением компьютером, но предположить, что он всё же оказывает влияние на заболевания данных органов мы можем.
Нас удивило количество больных ВСД, так как этим заболеванием чаще болеют взрослые люди, поэтому мы решили провести практическое исследование влияния компьютера на здоровье школьников МБОУ Шебалинская СОШ. (Приложение IV)
Цель практического исследования: пронаблюдать как изменяется АД и пульс школьников до и после работы за компьютером.
Для этого, мы определили по 3 испытуемых в каждой возрастной группе (6-8 класс и 9-11 класс), т. е. по 1 в каждом классе. Но в ходе проведения опыта, 3 человека сошли с дистанции, мотивируя тем, что родители на данный момент запретили играть в компьютер по разным причинам. Мы сделали замеры АД и пульса у оставшихся испытуемых перед работой за компьютерными играми и через 1 час после неё.
Результаты исследования занесли в таблицу 5.
Как мы видим, в двух случаях из трёх, АД и пульс повысились, а в одном случае, наоборот, понизились.
Таким образом, мы не можем сделать однозначного вывода, что компьютер влияет на данные показатели здоровья обучающихся.
Тогда, мы решили, провести сопоставление статистических данных: % роста количества компьютеров у учащихся дома и показателей заболеваемости по результатам ежегодных медицинских осмотров.
В ходе проводимого исследования, мы сопоставили рост количества компьютеров у учащихся нашей школы с изменениями их здоровья, за последние 3 года (таблица 6)
Таким образом, мы видим стремительный рост числа компьютеров дома у учащихся и небольшие изменения в сторону увеличения заболеваемости детей по всем параметрам. Следовательно, мы не можем утверждать о повсеместном влиянии компьютера на здоровье школьников, хотя в некоторых единичных случаях этот факт может иметь место. К сожалению, мы не знаем природы появления того или иного заболевания у каждого из исследуемых школьников. Это может быть, например, как врождённое заболевание, так может быть результатом влияния других негативных факторов…
4.5. Влияние компьютера на развитие интеллекта и познавательные процессы
На поставленный вопрос: в какие компьютерные игры вы предпочитаете играть?
65% в каждой возрастной группе предпочитают стратегии, 19% всех респондентов предпочитают развлекательные игры логическим (15%).
Таким образом, увлекаясь воинственными играми, пребывая на протяжении нескольких часов в напряжении, можно предположить, что ребёнок подрывает психику, становится нервным, импульсивным, раздражительным. Отсюда, на наш взгляд и конфликтные ситуации с родителями, друзьями (график 24)
Но, тем не менее, 43% всех опрошенных полагают, что их интеллект с приобретением компьютера повысился, 34% считают, что остался на прежнем уровне, и не замечают изменений-22% (график 25)
Мы решили это проверить на практике, и выяснить влияет ли компьютер на концентрацию внимания школьников, используя Методику Мюнстерберга (Приложение V), [17]
Эксперимент проводили в школе на уроке информатики.
Суть методики Мюнстерберга состоит в том, что в бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные) .
Задача испытуемого : как можно быстрее, найти и подчеркнуть их.
В исследуемую группу входили всё те же 3 ученика, которые согласились на эксперимент в домашних условиях.
Коэффициент точности выполнения задания на внимание рассчитывали (по формуле Уиппла): Аu=
Где: N- общее число подчёркнутых стимулов(слов)
r- кол-во неправильно обнаруженных стимулов
p- количество пропущенных стимулов
m- количество правильно обнаруженных стимулов
t, с- время, затраченное на выполнение задания
Результаты эксперимента показали, что все школьники на выполнение задания после 30 минутной работы за компьютером затратили почти вдвое больше времени, чем до работы. Количество правильно обнаруженных стимулов (слов) и в целом концентрация внимания у каждого испытуемого снизились после работы за компьютером (Приложение V, таблицы 7,8; графики 26-28).
Таким образом, работа за компьютером существенно влияет на познавательные процессы школьников, в частности на устойчивость внимания.
С целью определения влияния компьютера на объём кратковременной памяти у этих же испытуемых, также на уроке информатики, мы решили использовать 6-й тест методики Дэвида Векслера (Приложение VI), [17].
Суть её состоит в том, что испытуемым вслух 1 раз произносили по порядку ряды цифр разной длины. Интервал между цифрами составлял секунду. Длина каждого последующего ряда увеличивалась на единицу. Всего 7 рядов.
Задача испытуемых состояла в том, чтобы после называния последней цифры каждого ряда, воспроизвести их правильно на бумаге.
Результаты эксперимента показали, что объём кратковременной памяти несколько снижен у всех школьников как до работы с компьютером, так и через 30 минут после неё ещё снизился во всех случаях (приложение VI, таблица 9, график 29)
4.6. Реализация профилактических мероприятий
По окончании исследования, мы провели профилактическую работу по времени использования ПК, среди школьников МБОУ Шебалинской СОШ. Она включала в себя:
- создание коллажа «Компьютерная зависимость», представленной на школьном конкурсе «Минздрав предупреждает»; (Приложение VII)
- распространение памятки ученикам с комплексом упражнений для мышц шеи и глаз. (приложение VIII)
-распространение памяток родителям о влиянии ПК на здоровье их детей (Приложение IX)
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьников, мы сделали вывод, что компьютер хоть и облегчает им жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость и как следствие пагубно сказаться на их здоровье. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Следовательно, каждому ученику необходимо сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом им должна помочь школа.
Проводя исследование, я выяснила, что у 74 % респондентов проявляются симптомы компьютерной зависимости, но они либо не обращают на это внимание, либо немного отдыхают при работе за компьютером. По данным медосмотров у учащихся школы не наблюдается резкого роста количества заболеваний органов зрения и опорно-двигательной системы, но зато значителен рост ВСД.
Работа по вопросу влияния компьютера на здоровье школьников в 5-11 классах велась в течение 5 месяцев, текущего учебного года. Проблема, поднятая нами в работе, привлекла внимание не только школьников, учителей, но и родителей. Родители стали контролировать и ограничивать пребывание их ребёнка за ПК.
Вопросы, связанные с влиянием компьютера на здоровье, после написания данной исследовательской работы, стали особо остро интересовать меня. Уберечь себя и моих 2-х маленьких братьев от негативного влияния компьютера – моя задача на ближайшее будущее. В этом году я поступаю в Волгодонский педагогический колледж, и в будущем я обязательно буду продолжать профилактическую работу по использованию компьютера, но уже со своими воспитанниками!
Быть здоровым — это естественное желание человека. Каким образом проживать свою жизнь, решать только вам!
VI. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- www.Mednovosti. ru
-www.Inopressa. ru.
- http://medsoft1.narod.ru/sthealth
- www.mednovosti.ru
http://spinet.ru/kendh/opaskomp.php
http://www.medlinks.ru/article.php
http://www.litedigit.ru/up_menu/theory/vliyanie/kompyuter
Приложение I
Анкета
«Влияние компьютера на здоровье школьников»
Класс: _____
Кол-во респондентов:______
1 «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?:
А)общаюсь в сети;
Б) читаю книги;
В) посещаю кружки, секции;
Г) играю в компьютерные игры;
Д)общаюсь по телефону
Е)провожу время с друзьями;
Ж) смотрю телевизор.
а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов
3.Со скольки лет вы работаете на компьютере?
а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа ___________________
а) да; б) нет; в) не знаю
2.С лёгкостью ли вы можете оторваться от игры?
а) да; б) нет; в) не знаю
3.Какое общение вы предпочитаете?
а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в)на сайте «Одноклассники» г) по телефону
4.Может ли заменить вам компьютер прогулку с друзьями?
а) не может; б) да; в) не знаю
5.Вы едите, пьете чай, готовите уроки у компьютера?
а) да; б) нет; в) когда как
6.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером? (или после 24 часов)
а) нет; б) да;
7.Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?
а) да; б) нет;
8.Вы забывали чистить зубы и есть, учить уроки, заигравшись за компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения
9. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?
а) да; б) нет
10. Что вас больше всего интересует?
а) компьютер; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр
2. Конфликтовали вы c родителями, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?
а) нет; б) да
а) 1 час; б) 2часа; в) 10 часов
2.Устают ли глаза при работе с компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения
3.Вы делаете гимнастику для глаз?
а) да; б) нет; в) как получится
4.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?
а) да; б) нет; в) мне все равно
а)развлекательные б) стратегии; в) логические
2.Как ты считаешь: с приобретением компьютера твой интеллект:
а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю
Весенняя гроза
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Простые летающие модели из бумаги
Сказка "Узнай-зеркала"
"Морская болезнь" у космонавтов