С появлением в нашей жизни новой системы оценивания знаний-ЕГЭ, мы задумались о нашем здоровье и о возможностях нашего организма.
Проблема адаптации, устойчивости, здоровья остаются актуальными на современном этапе, для которого характерны большие объемы нагрузок, эмоциональный стресс во время обучения, сдачи экзаменов и зачетов. Отличительной особенностью современного развития детского организма является значительный рост тренировочной и соревновательной нагрузки.
Объектом настоящего исследования явилась система оценки показателей уровня здоровья учащихся 10-х классов, в зависимости от показателей баланса вегетативной нервной системы.
Предметом исследования явились методы сопоставления типов вегетативных регуляций с показателями уровня здоровья, как критерии оценки генотипического развития старшеклассников.
Цель исследования: диагностика уровня здоровья; старшеклассников в зависимости от типа вегетативных регуляций.менов и зачетов. Отличительной особенностью современного развития детского организма является значительный рост тренировочной и соревновательной нагрузки
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nou2011.docx | 34.47 КБ |
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования администрации
муниципального района Нуримановский район
муниципального бюджетного образовательного учреждения
с. Байгильдино
Конкурс исследовательских работ
в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан
Номинация «Биология»
«Взаимосвязь тонуса вегетативной нервной системы
и уровня здоровья учащихся»
Выполнили: Мухаметова Зухра, Булатова Айсылу, Гарипова Зубаржат ученицы 10 класса МБОУ лицея с. Байгильдино муниципального района Нуримановский район РБ
Руководитель:Ахтамьянова Людмила Михайловна, учитель биологии
МБОУ лицея с. Байгильдино муниципального района Нуримановский район РБ
Байгильдино - 2011
в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан
по номинации «Биология»
Мухаметова Зухра, Булатова Айсылу, Гарипова Зубаржат, ученицы 10 класса МБОУ лицей села Байгильдино муниципального района Нуримановский район РБ.
Ахтамьянова Людмила Михайловна, учитель биологии МБОУ лицей села Байгильдино муниципального района Нуримановский район РБ.
Тезисы.
С появлением в нашей жизни новой системы оценивания знаний-ЕГЭ, мы задумались о нашем здоровье и о возможностях нашего организма.
Проблема адаптации, устойчивости, здоровья остаются актуальными на современном этапе, для которого характерны большие объемы нагрузок, эмоциональный стресс во время обучения, сдачи экзаменов и зачетов. Отличительной особенностью современного развития детского организма является значительный рост тренировочной и соревновательной нагрузки (Б. М. Замов, 1994; В. М. Волков, 1978).
Процесс адаптации строго индивидуален, так как находится в прямой зависимости от генотипа и реализованного в рамках этого генотипа и в соответствии с условиями жизнедеятельности фенотипа. Эффективно управлять процессом обучения можно различными средствами, влияя на звенья функциональной системы, опираясь на высокий уровень здоровья.
Большие перспективы в решении этой проблемы открывает системный подход, в основе которого лежит теория функциональных систем академика П. К. Анохина (1969, 1975). Функциональная система представляет собой динамические саморегулирующие комплексы центральных и периферических образований, все составные элементы которых взаимодействуют в процессе достижения конечных, полезных для организма результатов (К. В. Судаков, 1979). Системный подход основан на изучении механизмов устойчивости функций организма методами системного представления обо всех видах деятельности в целом. (В. А. Шидловский, 1982).
Объектом настоящего исследования явилась система оценки показателей уровня здоровья учащихся 10-х классов, в зависимости от показателей баланса вегетативной нервной системы.
Предметом исследования явились методы сопоставления типов вегетативных регуляций с показателями уровня здоровья, как критерии оценки генотипического развития старшеклассников.
Цель исследования: диагностика уровня здоровья; старшеклассников в зависимости от типа вегетативных регуляций.
В соответствии с целью были поставлены конкретные задачи:
Практическое значение работы заключается в том, что исследованные нами типы вегетативных регуляций и показатели уровня здоровья в сопоставлении позволяют оценить качественно и количественно адаптационный потенциал здоровья старшеклассников.
В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что уровень здоровья учащихся находится в тесной взаимосвязи с тонусом вегетативной нервной системы. Преобладание парасимпатического тонуса вегетативной нервной системы соответствует высокому уровню здоровья старшеклассника.
Самоконтроль здоровья в безнагрузочных и нагрузочных пробах.
Простейшим приемом самоконтроля является оценка реакции пульса в безнагрузочных (в различных положениях тела) и нагрузочных пробах.
К безнагрузочным пробам относятся:
1.Проба в покое, сидя (качественная оценка величины пульса -отлично (менее 50), хорошо (51-69), удовлетворительно (70-80), плохо (более 81).2.Проба «сидя-стоя» по Н. Е. Тесленко. Вычисляется индекс реакции пульса (ЧСС) при переходе из положения сидя в положение стоя, по таблице. Оценка дается в баллах. Величина балла характеризует соотношение тонусов симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы. Ухудшение функции кровообращения связано с повышением тонуса симпатического отдела, улучшение - с повышением тонуса парасимпатического отдела. 3.Ортостатическая проба. Оценка реакции пульса при переходе из положения лежа в положение стоя. Учащение ЧСС после перехода в положение стоя на 10-12 уд/мин. - нормальная реакция; до 18 уд/мин. - удовлетворительная; более 20 уд/мин. - неудовлетворительная. В юношеском возрасте - норма 10-20 уд/мин.4.Анализ психологической устойчивости и состояния сердечнососудистой и дыхательной систем (проба Штанге). Определяется соотношение ЧСС уд/мин в покое сидя и времени (сек) задержки дыхания на вдохе или выдохе: пульс (уд/мин.) / апноэ (с).Чем меньше показатель, тем лучше устойчивость организма к кислородной недостаточности (норма 1,0).5.Оценка закаленности (холодоустойчивости) организма по реакции пульса. (По И. А. Кайро, измерение пульса при охлаждения стоп водой на 10-12 °С ниже их температуры (14-17 °С).
• Вегетативный индекс (ВИ) по Кердо:
• Кожно-вегетативные рефлексы (дермографизм).
Белый дермографизм указывает на повышение тонуса симпатического отдела
вегетативной нервной системы, выраженный красный дермографизм -
на повышение тонуса ее парасимпатического отдела.
Нагрузочные пробы:
При оценке работоспособности по восстановлению ЧСС в качестве главных критериев учитываются две закономерности реакции организма на стандартные нагрузки:
а) экономичность реакции;
б) быстрая восстанавливаемость.
1. Проба Руфье. Контрольные подсчеты ЧСС выполняются в положении лежа до, после нагрузки и в конце 1-й минуты восстановления за 15 с (Р1, Р2, РЗ). В качестве нагрузки - 30 приседаний за 45 с.
Индекс Руфье (ИР) = (4*(Р 1 +Р2+рЗ)) / 10.
Работоспособность оценивается качественно (выс, хор., ср., уд.,
плох).
2. Гарвардский степ-тест.
Тест заключается в подъеме на ступеньку определенной высоты, в зависимости от возраста и пола, строго определенное время - 5 мин. количество нашагиваний на ступеньку - 30 раз в минуту при ритме метронома 120 уд/мин. Для расчета классического ИГСТ считается пульс в течение первых 30 с второй (Р1), третьей (Р2) и четвертой (РЗ) минут восстановления.
' ИГСТ = Т*100/((Р1+Р2+РЗ)*2). Оценка физической работоспособности по ИГСТ: менее 55 -слабая; 55-64 - ниже средней; 65-79 - средняя; 80-89 - хорошая; борее 90 - отличная.
3. Тест Кверга.
Тест состоит из четырех упражнений, следующих друг за другом без перерыва:
Пульс считается за 30 с сразу после теста (Р1), через 2 минуты (Р2) и через 4 минуты (РЗ) восстановления.
Индекс Кверга (ПК) = 15000 / (Р1+Р2+РЗ).
Этот тест может быть использован как массовый эксперимент.
Максимальное потребление кислорода можно рассчитать по следующим формулам:
для мужчин: ДМПК= 52-(0,25Х возраст);
для женщин: ДМПК= 44-(0,20Х возраст);
Зная должную величину МПК для данного индивида и его фактическое значение, можно определить % ДМПК:
ДМПК= МПК / ДМПК* 100 %.(Кучкин С. Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности: учебное пособие - Волгоград, 1994. – 104с. Экспериментальные данные
Проанализировав литературные источники по интересующей нас проблеме и ознакомившись с методиками определения тонуса вегетативной нервной системы и уровня здоровья, мы приступили к эксперименту.
Опыт № 1. Определение «вегетативного индекса» по Кердо (ВИ)
Ход работы
У обследуемого после 10-15 минут спокойного пребывания в позе сидя проверяется устойчивость пульса. Для этого проводятся подсчеты пульса по 15 секунд с интервалами 10-15 секунд. Достаточно устойчивым для оценки вегетативного тонуса считается такой пульс, когда его изменения от одного подсчета до другого не превышают одного удара за 15 секунд. После установления устойчивого пульса производят его подсчеты 4 раза подряд по 15 секунд. Суммируют полученные данные и таким образом находят частоту пульса (ЧП) за одну минуту. Затем с интервалами 20-40 секунд производят повторные замеры артериального давления крови (АД) до тех пор, пока данные трех замеров подряд будут одинаковыми. Особое внимание уделяют точности измерения диастолического давления (Д). Определяют «вегетативный индекс» (ВИ) по формуле:
ВИ = (1-Д:ЧП). 100.
По таблице находят оценку тонуса вегетативной нервной системы в баллах.
Таблица 1 Оценка в баллах тонуса вегетативной нервной системы
Найденныевисследованияхпоказатели | Оценка тонуса НС по величине показателей (в баллах) | ||||
Преобладание тонуса парасимпатической иннервации | Относительное равновесие | Преобладание тонуса симпатической иннервации | |||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
Вегетативный индекс (ВИ) | ≤-31 | -16-31 | ±15 | 16+30 | ≥31 |
Разницы ЧП в пробе Ашнера-Данини | ≤-16 | -10-15 | -4-9 | ±3 | ≥4 |
Индекс пробы Штанге | ≤-31 | -16-31 | ±15 | +16+30 | ≥31 |
Опыт № 2. Проба «сидя-стоя» (Н. Е. Тесленко)
Ход работы
Обследуемый находится в позе сидя 2 минуты. Затем производится подсчет частоты пульса (ЧП) по 15 секунд до появления устойчивых величин, т.е. одинаковых или отличающихся при повторных подсчетах не более чем на один удар. После этого регистрируются результаты 4 подсчетов по 15 секунд с интервалами 10-15 секунд, по этим данным находят ЧП за 1 минуту.
Затем обследуемый встает, стоит 2 минуты, после чего снова считается ЧП 4 раза по 15 секунд. Сумма этих величин дает ЧП в 1 минуте в позе стоя. Вычисляется разница: ЧП стоя - ЧП сидя.
При оценке результатов пробы исходят из положения, что ухудшение функции кровообращения связано в состоянии покоя с повышением тонуса ЦНС. При величине индекса 1,0 тонус оценивается в один балл от 1,5 до 4,0 - 2 балла; от 4,5 до 7,0 - 3 балла; от 7,5 до 10-4 балла, а 10,5 и выше - 5 баллов. При оценке «3» предполагается баланс отделов ВНС, при оценке «1» и «2» - преобладание симпатического тонуса, при «4» и «5» - преобладание парасимпатического тонуса.
Таблица2.Соотношение тонусов симпатических и парасимпатических отделов ЦНС учащихся 10-х классов
№пп | ФИО | Воз раст | Отдельные показатели вегетативного тонуса (в баллах) | Интегральныйпоказатель | Кожныйдермографизм | Преобладаниетонуса | |||
ВИ | ИСС | ИПА | ИПШ | ||||||
1 | Амиров Равиль | 15 | 17 | 26 | 21 | 25 | 89 | красный | норма |
2 | Булатова Айсылу | 15 | 11 | 8 | 4 | 9 | 22 | белый | симпатик |
3 | Габдуллин Азат | 15 | 12 | 8 | 7 | 4 | 31 | белый | симпатик |
4 | Габидуллина Эльвина | 15 | 7 | 4 | 5 | 2 | 18 | белый | симпатик |
5 | Гареева Гузель | 15 | 13 | 30 | 22 | 21 | 86 | красный | норма |
6 | Галиева Рина | 15 | 7 | 6 | 11 | 13 | 37 | белый | симпатик |
7 | Гарипова Зубаржат | 15 | 5 | 4 | 1 | 3 | 13 | белый | симпатик |
8 | Газимов Ильмир | 15 | 25 | 18 | 25 | 21 | 89 | красный | норма |
9 | Зиннатов Дамир | 15 | 4 | 4 | 3 | 1 | 12 | белый | норма |
10 | Зиннатуллина Гульназ | 15 | 5 | 12 | 13 | 10 | 40 | белый | симпатик |
11 | Марданов Алмаз | 15 | 10 | 13 | 8 | 7 | 37 | белый | симпатик |
12 | Файзуллин Даниль | 15 | 7 | 5 | 12 | 13 | 37 | белый | симпатик |
13 | Хазеева Элеонора | 15 | 6 | 8 | 10 | 7 | 31 | белый | симпатик |
14 | Мухаметова Зухра | 15 | 10 | 13 | 3 | 2 | 28 | белый | симпатик |
Следующим этапом экспериментальной работы стало определение уровня здоровья учащихся. Тест состоит из четырех упражнений, следующих одно за другим без перерыва:
Пульс считается за 30 секунд сразу после всех упражнений (Р1), за 30 секунд через 2 минуты восстановления (Р2) и за 30 секунд через 4 минуты восстановления (РЗ). Рассчитывается индекс Кверга (ИК) по формуле
ИК=15000/Р1+Р2 + РЗ. Оценка теста по ИК:
Таблица 5. Уровень здоровья учащихся 10-х классов МБОУ лицей с.Байгильдино
№ п/п | Фамилия, имя | Р0 | Р1 | Р2 | Рз | ИК | Уровень здоровья |
1 | Амиров Равиль | 68 | 70 | 42 | 30 | 105 | высокий |
2 | Газимов Ильмир | 63 | 66 | 49 | 31 | 103 | высокий |
3 | Гареева Гузель | 71 | 70 | 40 | 36 | 103 | высокий |
4 | Габдуллин Азат | 64 | 90 | 90 | 80 | 58 | низкий |
5 | Габидуллина Эльвина | 72 | 155 | 155 | 90 | 38 | низкий |
6 | Булатова Айсылу | 62 | 230 | 230 | 65 | 29 | низкий |
7 | Гарипова Зубаржат | 67 | 90 | 90 | 95 | 55 | низкий |
8 | Зиннатов Дамир | 68 | 165 | 165 | 65 | 38 | низкий |
9 | Зиннатуллина Гульназ | 71 | 165 | 165 | 80 | 37 | низкий |
10 | Мухаметова Зухра | 72 | 160 | 160 | 55 | 40 | низкий |
11 | Марданов Алмаз | 65 | 170 | 170 | 80 | 36 | низкий |
12 | Файзуллин Даниль | 60 | 135 | 135 | 80 | 43 | низкий |
13 | Хазеева Элеонора | 64 | 150 | 150 | 70 | 41 | низкий |
14 | Галиева Рина | 60 | 165 | 165 | 100 | 35 | низкий |
Выводы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методическое пособие для участников проектной деятельности // Перемены. Педагогический журнал. - 2002. - № 4. - С. 86-104.
2. Пилюгина, С. А. Метод проектной деятельности и его развивающие возможности / С. А. Пилюгина // Школьные технологии. -2002.-№2.-С. 196-199.
3. Питюков, В. Ю. Основы педагогической технологии В. Ю. Питюков. - М, 2001. - С. 3-160.
4. Сасова, И. Через проблему - к практическому результату Сасова // Учитель. Профессиональный педагогический журнал. -№5.-2001.-С. 35-38.
5. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии:метод.пособие/Е.В.Тяглова.-М.:Глобус,2008.-255с-(Уроки мастерства).
Сочные помидорки
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Швейня
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка