Представлены тезисы работы учащегося по изучению качественного состава осадков как способа определения чистоты воздуха. Используемая методика не требует больших затрат и доступна для выполнения учащимися.
Вложение | Размер |
---|---|
ratushnyak_osadki.doc | 33.5 КБ |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСТОТЫ ВОЗДУХА ПО КАЧЕСТВЕННОМУ СОСТАВУ ОСАДКОВ.
Автор: Ратушняк Иван Сергеевич 01.07.1998 г., 8 класс.
Россия, Белгородская область, Борисовский район, село Красный Куток, кружок «Юный эколог»
Руководитель: Черкашина Татьяна Федоровна, учитель биологии МБОУ «Краснокутская ООШ».
Борисовский район находится в юго-западной части Белгородской области в пределах лесостепной зоны и занимает водоразделы и склоны речных долин Ворсклы и ее притоков. Село Красный Куток находится в пойме Ворсклы и ее притоков. Со всех сторон наше село окружают леса — хвойные лесополосы на севере и северо-западе и заповедная дубрава на юго-востоке. Промышленность в селе представляет кирпичный завод, в 0,5 км от центра села проходит железная дорога. Темой своего исследования я выбрал работу «Определение чистоты воздуха по атмосферным осадкам», которая является частью работы по изучению экологического состояния среды в нашем селе. Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время вопросу охраны среды уделяется большое внимание и очень важно знать, как влияет деятельность человека на природу. Новизна работы в том, что кроме меня, никто в школе за время работы кружка Юный эколог не изучал состояние воздуха по составу осадков.
Гипотеза: я предполагаю, что воздух в нашем селе достаточно чистый, так как вокруг села много лесов.
Целью данной работы является изучение качественного состава атмосферных осадков и определение чистоты воздуха.
Атмосфера играет важную роль во всех природных процессах. Она защищает жизнь от вредных космических лучей, определяет климат данной местности и всей планеты в целом. Загрязнение атмосферы происходит неравномерно, в зависимости от наличия промышленных предприятий. Из литературы я узнал, что Белгородская область относится к регионам с высокой антропогенной нагрузкой, поэтому атмосфера загрязнена. Воздух выступает своего рода посредником загрязнений других объектов природы. Промышленные выбросы, переносимые по воздуху, загрязняют воду, почву, другие компоненты природы. Основным источником загрязнения воздуха выступает транспорт. Используя специальные методики, можно выявить в пробах снега, дождя, инея состав загрязняющих веществ. Дождевая вода и снег обычно имеют слабокислые свойства. Происходит это, как правило, вследствие растворения в ней диоксида углерода CO2. Проблемы, связанные с кислотным или щелочным загрязнением атмосферной воды, происходят чаще всего из-за деятельности человека. Причиной возникновения кислотных дождей являются массовые промышленные выбросы оксида серы (IV) SO2 и оксидов азота NOX в атмосферу. В результате окисления этих веществ кислородом воздуха и взаимодействия с атмосферной влагой происходит образование азотистой (HNO2), азотной (HNO3), сернистой (H2SO3) и серной (H2SO4) кислот.
Работа проводилась в январе-феврале 2012 года. Методы работы: изучение литературы, экскурсии по экологической тропе, взятие проб и их анализ.
Были взяты пробы снега на территории школы, возле кирпичного завода, на северо-западной окраине села возле хвойного леса и возле железной дороги. Каждая проба снега растоплена и исследована на качественный состав загрязняющих веществ по методике определения загрязняющих веществ в осадках (работа №6 экологического практикума).
Изучение образцов снега проводилось по плану
При визуальном исследовании каждой пробы сначала изучал состояние снега, затем растапливал его и изучал полученную воду: определял цвет, прозрачность, запах, наличие видимых загрязнений. Затем опускал в воду один край универсальной индикаторной бумаги, держа второй край пинцетом,сравнивал полученную окраску со шкалой, определял реакцию среды. Для микроскопического исследования каплю снеговой воды наносил на предметное стекло и рассматривал под микроскопом, отмечал наличие и форму загрязняющих частиц.
Наличие растворимых примесей определял, выпаривая 1мл пробы воды на предметном стекле. При помощи реактивов определял качественный состав загрязнителей проб снеговой воды, наливая ее по 5мл в пробирки. Для обнаружения сульфит-ионов добавлял в пробирку с талой водой 1-2 капли йода и наблюдал за изменением окраски. Чтобы обнаружить сульфат-ионы, добавлял в пробирку с исследуемой водой 10 капель соляной кислоты и 2-3 капли раствора соли бария, наблюдал за помутнением раствора в течение 3 минут.
Результаты всех исследований заносил в таблицу.
Содержание загрязняющих веществ в осадках
№ пробы | Визуальное исследование | Микроскопическое исследование | рН снеговой воды | Выпаривание 1мл. Снеговой воды | Наличие карбонат-ионов + HCl | Наличие сульфат-ионов +ВаСl2 | Наличие сульфит-ионов +йод | Окрашивание пламени |
1 (возле школы) | Снег чистый, белый. Снеговая вода бесцветная, прозрачная, без запаха | Мелкие частички грязи неправильной формы. | 6,5 | Немного осадка белого цвета | + (слабая реакция с выделением газа) | + (помутнение) | голубоватое | |
2 (возле завода) | Снег сероватый. Снеговая вода мутная, без запаха. | Много примесей, частички грязи разной формы | 5,0 | Немного белого осадка | + (выделяется газ) | Помутнение воды | голубое | |
3 (на краю села) | Снег чистый, снеговая вода прозрачная, с частичками грязи. | Много мелких частиц грязи | 7,5 | Много белого осадка | + (выделяется газ) | + (помутнение) | голубое | |
4 (возле ж/д) | Снег серый, снеговая вода прозрачная, слабо загрязнена | Много частиц грязи разной формы | 7,0 | Немного белого осадка | Выделяется газ | помутнение | Слабо фиолетовое |
Анализируя данные таблицы я пришел к выводу, что воздух в нашем селе загрязнен умеренно. Воздух возле школы и на окраине села чище, чем возле кирпичного завода и возле железной дороги. Основные загрязнители воздуха — это микрочастицы пыли, углекислый газ. Химических загрязняющих веществ мало, в основном это карбонаты и соединения серы, попавшие в воздух в результате сжигания топлива.
Информационные ресурсы:
1.Борисовский район. Природа. Население. Хозяйство. Экология. Под ред. Бондарева Г.И. Изд. Белгород-Борисовка-2002г.
2. Экология Белгородской области. Учебное пособие для уч-ся 8-11 классов. А.Н. Петин, Л.Л. Новых М., «Изд-во Московского унмверситета» 2002 г.
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Груз обид
Несчастный Андрей
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Рыжие листья