Как люди научились считать?
В своей жизни человек постоянно обращается к числам. Просыпаясь, мы обычно вспоминаем какой сегодня день, в котором часу необходимо отправиться в школу, где нас учат читать, писать, считать.
Что может быть проще счета? Говорить подряд: раз, два, три и т.д. может всякий. Сейчас трудно представить себе взрослого человека, не умеющего считать. И всё же было время, когда люди считать не умели. Вначале люди знали только два числа: один и два. Число «один» они связывали с единичным предметом, например: «луна», «солнце». Число «два» связывалось с парными предметами (глаза, уши, крылья, руки). Если предметов было больше двух, то люди говорили просто «много». «Много» было звёзд на небе, но и пальцев на руке было тоже «много». Позже люди научились считать до пяти и соединять два «пятка» в десяток. Пальцы помогли научиться считать и выполнять простейшие действия с числами. Загибал человек пальцы - складывал, разгибал -вычитал. Для запоминания чисел люди пользовались зарубками на деревьях и на палках, узлами на веревках.
В древнем Египте каждая вещь, каждое действие изображались картинкой. Постепенно картинки заменили иероглифы. Писали древние египтяне на папирусе. Папирусы, пролежав в хранилищах пирамид около 40 веков, сохранились до наших дней. Специальных знаков для записи чисел тогда не было.
Особенно интересный способ записи чисел возник в древнем Вавилоне. Люди писали палочками на плитках из мягкой глины и обжигали потом свои «рукописи». Картинки-иероглифы были построены из узких вертикальных и горизонтальных клинышков. Эту письменность так и называют «клинописью». Единица обозначалась одним клинышком, два - двумя и т.д., до девяти клинышков. Числа большие 5 собственных названий не имели. 6 называли «пять и один», 7 - «пять и два» и так далее. Число 10 называли особым словом и выдавливали в виде широкого лежащего клина.
Древние римляне записывали числа черточками. Ученые предполагают, что знак для единицы - это иероглиф, изображающий один палец, знак для пятерки - это упрощенное изображение пяти пальцев (кисть руки с оттопыренным большим пальцем), а десять - это две сложенные вместе пятерни.
Интересно, что у разных народов, в разные времена, были похожие способы записи чисел. Такие записи позволяли прибавлять к записанному числу единицу простым приписыванием нового знака, а чтобы вычесть единицу надо зачеркнуть лишний значок.
Когда появились буквы, многие народы стали использовать алфавит для обозначения чисел. Чтобы отличить буквы от чисел, славяне ставили над буквами, которые изображали числа, особый знак, названный «титло». Эта нумерация оказалась со временем неудобной, так, как в ней нельзя было записывать большие числа.
Современные, так называемые арабские цифры были изобретены в Индии, а в Европу они были завезены из арабских стран. Записывать цифры таким способом гораздо удобнее и быстрее. Они употребляются в нашей стране с XVII века. Римские же цифры до сих пор встречаются на циферблатах часов, употребляются для обозначения глав книги, столетий. При составлении краткой записи задач мы тоже используем римские цифры.
Язык математики не знает национальности, потому, что он принадлежит всему человечеству.
Вложение | Размер |
---|---|
kak_lyudi_nauchilis_schitat_.ppt | 2.19 МБ |
Слайд 1
«Как люди научились считать?» Презентация по теме: Выполнила ученица 5в класса Носова ЮлияСлайд 2
«Без знания прошлого не понять настоящего.» Г.В. Лейбниц
Слайд 4
↔ 1 ↔ 1 ↔ 2 ↔ 2
Слайд 5
Способы запоминания чисел Узелки Зарубки
Слайд 6
Древний Египет
Слайд 7
Иероглифы
Слайд 8
Папирус
Слайд 10
Древний Вавилон
Слайд 11
Глиняные таблички
Слайд 12
1 2 3 4 5 10 =11 =30
Слайд 13
Древний Рим
Слайд 14
V X Римские цифры
Слайд 15
Древний Египет Вавилон Древний Рим
Слайд 16
Слявянские цифры
Слайд 17
Индийские цифры
Щелкунчик
Шелковая горка
Л. Нечаев. Яма
Сказка об одной Тайне
Финист - Ясный сокол