Презентация "Пафнутий Львович Чебышев -педагог и математик" дает возможность познакомиться с основными вехами жизни выдающегося педагога и математика
Вложение | Размер |
---|---|
chebyshev.ppt | 2.11 МБ |
Слайд 2
В истории отечественной математики навсегда останется бессмертным имя Пафнутия Львовича Чебышева 4 (16) мая 1821 - 26 ноября (8 декабря) 1894
Слайд 3
Чебышев родился 4 (16) мая 1821г. в сельце Окатово Боровского уезда Калужской губернии. Отец - Лев Павлович Чебышев - губернский регистратор в Тульском губернском правлении, мать - Аграфена Ивановна. У Льва Павловича и Аграфены Ивановны Чебышевых было пять сыновей (Пафнутий, Павел, Петр, Николай, Владимир) и четыре дочери (Елизавета, Екатерина, Надежда, Ольга). Грамоте Чебышев научился у своей матери, а французскому языку и арифметике у двоюродной сестры Авдотьи Квинтилиановны Сухаревой. В начале 30-х годов XIX в. родители Чебышева переехали в Москву, чтобы дать своим сыновьям домашнее образование и пригласили в дом лучших московских педагогов того времени. В 1837 году П. Л. Чебышев зачислен в Московский университет студентом 2-го отделения философского факультета.
Слайд 4
В 1840-41 уч. годах за сочинение на тему «О числовом решении алгебраических уравнений высших степеней» Чебышеву была присуждена серебряная медаль (в этой работе он уточнил и видоизменил существовавшие тогда методы приближенного решения уравнений). В 1841 г. оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1846 году защитил магистерскую диссертацию «Опыт элементарного анализа теории вероятностей». В 1847 г. переехал в Петербург и занял должность адъюнкта Петербургского университета. В 1849 г. Чебышев публикует работу «Теория сравнений», которую позднее защищает в Петербургском университете в качестве докторской диссертации. 1856-1873 - член Ученого комитета министерства народного просвещения. 1859 г. - ординарный академик, 1860г. - ординарный профессор Петербургского университета и член-корреспондент Парижской АН. Чебышев умер 26 ноября (8 декабря) 1894 года и погребен в Подмосковье, в селе Спас на Прогнаньи, в 5 километрах от ст. Балабаново Киевской железной дороги. В этом селе есть церковь, построенная предками Чебышева.
Слайд 5
Научное наследие Чебышева по математике многогранно, и оценить его полностью можно только на основании подробного анализа всех трудов великого русского ученого. Научные работы Чебышева относятся к следующим отделам: теории чисел, теории вероятностей, теории приближения функций, интегральному исчислению , теория механизмов. Особенность научного творчества – интерес к вопросам практики
Слайд 6
Теории чисел посвящены следующие работы: «Теория сравнения» (1848) «Об определении числа простых чисел, не превосходящих данной величины» (1849) «О простых числах» (1852). По теории вероятности : мемуар «О средних величинах» (1866), где было дано «неравенство Чебышева»; вошел в курсы теории вероятностей сравнительно скоро после первого его опубликования. «закон больших чисел». мемуар «О двух теоремах относительных вероятностей» (1887). Для доказательства центральной предельной теоремы создал метод моментов.
Слайд 7
Шесть больших работ (1853 - 1867) и диссертацию на право чтения лекций в Петербургском университете (1847) Чебышев посвятил интегрированию алгебраических функций . Некоторые из этих работ явились классическими и использованы при создании курсов по интегральному исчислению. В теории приближения функций найдены многочлены – «полиномы Чебышева», исследована задача интерполяции: «О приближенных выражениях квадратного корня переменной через простые дроби» (1889). «О непрерывных дробях» (1885) - указаны важные свойства этих дробей в приложении к вопросу о разложении функций в ряды и дана общая формула для интерполирования по способу наименьших квадратов. Основная идея его прикладных работ : «Об одном механизме», «О зубчатых колесах», «О центробежном уравнителе», «О построении географических карт», «О кройке платья» и многие другие, - как располагать наличными средствами для достижения наибольшей выгоды .
Слайд 8
выдержала четыре издания (1849, 1879, 1901, 1944). переведена на ряд иностранных языков и имела огромное значение далеко за пределами России .
Слайд 9
Свыше 40 различных механизмов и около 80 их модификаций
Слайд 10
Педагогической деятельности Чебышев отдал 35 лет своей жизни и связал ее преимущественно с Петербургским университетом. Эту деятельность он начал в качестве приват-доцента кафедры математики. Право преподавания математики в университете Чебышев получил после чтения им пробной лекции на тему «Интегрирование помощью логарифмов» (1847/48 уч. г.). В 1848/49 уч. году поручено чтение сферической тригонометрии и интегрального исчисления. С особенным интересом излагал Чебышев теорию чисел. По «Теории сравнений» Чебышева русские студенты изучали теорию чисел почти до конца XIX века. Это был прекрасный учебник по теории чисел. В 1849/50 уч.году он излагал на I и II курсах «разряда естественных наук» сферическую тригонометрию и аналитическую геометрию, на II курсе «разряда математических наук» - высшую алгебру, на III и IV курсах этого же разряда - теорию эллиптических функций, на III курсе реального отделения - практическую механику.
Слайд 11
В 1850 г. Чебышев избран экстраординарным профессором, а в 1860 г. Петербургский университет удостоил Чебышева звания ординарного профессора. С 1852 г. преподавал практическую механику в Александровском лицее. Деятельность в Ученом комитете министерства народного просвещения в качестве члена этого комитета по математическим наукам. Чебышев оказал большое влияние на постановку и методику преподавания математики в гимназиях, прогимназиях, уездных и приходских училищах и даже в воскресных школах. Чебышев принял активное участие в обсуждении университетского вопроса в 60-х и 70-х годах XIX века. Он был автором специальной записки о штатах университета в 1861 году, высказал свое мнение на проект университетского устава в 1862 году и принял энергичное участие в одной из специальных комиссий по пересмотру университетского устава в 1876 году.
Слайд 12
Чебышев проявил себя как талантливый лектор и методист. Как профессор он пользовался большим авторитетом у студентов Излагая свои курсы, заботился о глубине их содержания. Лекции сопровождались множеством интересных замечаний относительно значения и важности вопросов или научных методов. Первую свою лекцию по теории чисел он обычно посвящал выяснению предмета этой науки, делал интересные исторические экскурсы. Одна из отличительных черт великого математика - умение ставить новые математические вопросы. Отстаивал необходимость распространения технического образования. В конце 50-х годов по его проекту было перестроено преподавание в уездных училищах, при них были основаны так называемые реальные курсы.
Слайд 13
Активное рецензирование учебников. Стремление повысить уровень преподавания математики в школах путем подготовки хороших руководств, содержащих не только правила и решение задач, но и нужные объяснения и доказательства. Составление учебных программ и примерного каталога учебных пособий. Борьба за расширение курсов и увеличение срока обучения в гимназиях до 8 лет. Редактирование нового Университетского Устава (по подобию Дерптского). Помощь талантливой студенческой молодежи. Чебышев сформулировал основные методические принципы преподавания математики (они получили название «Чебышевские афоризмы»)
Слайд 14
Новое в преподавании… полезно только тогда, когда на опыте проверено, что оно лучше старого. Ничего не должно быть предлагаемо без доказательств. Нестрогие доказательства вредно действуют на умственные способности учеников, приучая их видеть там достаточную причину, где ее нет. Необходимо иметь в виду постепенный ход развития… способностей детей. Концентризм как метод преподавания… вреден, так как он разрушает систематическое изложение дидактического материала. Недостаточно, если ученик усвоит теорию, необходимо, чтобы ученик этой теорией овладел, а этого можно достигнуть только ее приложениями к практике и решением многочисленных задач и упражнений.
Рисуем зимние домики
Два Мороза
Финист - Ясный сокол
Сочинение
Лиса и волк