Важнейшая развивающая функция обучения математике заключена в её взаимосвязи с другими учебными предметами. Систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, практических заданий обеспечивает формирование умений обучающихся отбирать и актуализировать знания из других предметов, переносить их в новую ситуацию.
Цель исследовательской работы: расширение знаний ученика о победных днях России через решение практических задач по математике.
Содержание работы реализует две взаимосвязанные задачи: познавательную и развивающую. Решение этих задач подразумевает подготовку обучающихся к осмысленному пониманию исторического материала, формирование интереса к прошлому страны, повышение мотивации к изучению математики.
Предполагаемый результат: исследовательская будет способствовать расширению исторических знаний обучающегося, повышению уровня его успеваемости на уроках математики, развитию интереса к предмету, как инструменту, применяемому при изучении других предметов учебного плана
Вложение | Размер |
---|---|
szyaz_istorii_i_matematiki_na_primere_izucheniya_otechestvennoy_voyny_1812_goda.zip | 2.82 МБ |
Содержание.
1.Введение.
2.Цель, задачи исследования.
3.Русская армия в начале войны
4.Нападение Наполеона
5.Сражение под Смоленском
6.Главнокомандующий М.И. Кутузов
7.Бородинское сражение
8.Наполеон в Москве.
9.Партизаны 1812 года.
10.Конец войны в России.
11.Вывод.
1. ВВЕДЕНИЕ.
Год 200-летия исторических событий Отечественной войны 1812 года призывает нас чаще возвращаться к безмерному подвигу наших предков,бесстрашно сражавшихся за свободу нашей Родины. Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников нашей страны будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма. Молодежь должна пронести память об этих событиях и передать гордость за Великую победу следующему поколению. Потребность узнать о боях за освобождение России и найти возможность использовать цифры и факты этой войны при составлении математических задач, обусловили выбор темы исследования: « Связь истории и математики на примере изучения Отечественной войны 1812 года»
2.Цель исследования:
Научится применять исторические знания для составления практических задач по математике.
Объект исследования : материалы об Отечественной войне 1812 года.
Предмет исследования: задачи, составленные на основе исторических материалов об Отечественной войне 1812 года.
Задачи исследования:
1)Изучить литературу, которая поможет мне составить математические задачи на историческую тему.
2)Решить задачи на военную тематику.
3)Сделать сравнительный анализ найденного материала
4)Сделать вывод о важности математических знаний при осмыслении итогов войны.
Гипотеза:
На основании данных об Отечественной войне 1812 года возможно составить математические задачи для разных классов, решая которые, учащиеся периодически обращаются к героическому подвигу российского народа, вследствие чего формируются патриотические чувства.
3.Русская армия в начале войны.
В 1812 году Русская армия находилась в тяжелом положении. Царь Александр I плохо разбирался в военных вопросах и часто назначал на ответственные посты бездарных придворных генералов, которые никогда не водили войска в сражения и умели только участвовать в смотрах и парадах.
Все русские войска были разделены на три главные армии. 1-ой армией командовал генерал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, военный министр. 2-ой армией командовал генерал Петр Иванович Багратион. 3-я армия, Южная, была на Украине. Ею командовал Александр Петрович Тормасов.
4.Нападение Наполеона.
В конце XVIII века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и провозгласил себя императором.
С этого времени события в Западной Европе связаны с его именем и войнами.
12 июня 1812 г. войска императора Наполеона Бонапарта перешли через реку Неман и вторглись на территорию России. Началась Отечественная война 1812 года. Перейдя Неман, Наполеон сказал своим маршалам: "Армии Багратиона и Барклая никогда не встретятся".
Он хотел разбить основные русские армии по отдельности, а затем навязать России выгодный для себя мир. Русская армия отступала, но непрерывно наносила удары по врагу, переходила в контратаки, изматывала противника.
Задача №1.
Известно высказывание Наполеона: «Со мной едет вся Европа». Какова же мощь объединенной французской армии? Запишите количественные данные ответа цифрами: 439 тысяч солдат, 1 тысяча 200 орудий, 9 тысяч повозок с провизией. Им противостояли 3 разрозненные армии численностью 180 тысяч человек. Сравните: насколько силы противника превосходили российскую армию по числу душ? Приблизительно во сколько раз?
Решение.
439000, 12000, 9000, 180000
1) 439000 – 180000 = 289000 (человек)
2) 439000 : 180000 = 2,4388….≈ 2,44 (раз)
Ответ: силы противника превосходили российскую армию на 289000 человек, это приблизительно в 2,44 раза меньше, чем армия Наполеона.
5.Сражение под Смоленском.
22 июня под Смоленском 1-я и 2-я русские армии соединились. Солдаты русской армии с восторгом приветствовали генералов Барклая и Багратиона, которые, невзирая на разногласия между собой, вместе объехали строй. Но изменений в ходе войны не произошло. У Наполеона под Смоленском было сосредоточено 250 тысяч человек, в обеих русских армиях насчитывалось только 120 тысяч солдат. Русские войска и жители г. Смоленска мужественно защищали город, но остановить Наполеона не смогли. Наполеон вошёл в горящий Смоленск. В этом сражении он потерял около 20 тысяч солдат и не достиг решительной победы. Русские войска не были разбиты, они продолжали отступать к Москве.
6.Главнокомандующий М.И. Кутузов.
Русская армия отступала от западных границ России. Всё громче раздавался ропот: до каких пор мы будем отступать?! Солдаты были недовольны, они рвались в бой. Многие обвиняли Барклая, который не имел популярности в войсках.
И тогда Александр I назначил главнокомандующим русской армией Михаила Илларионовича Кутузова. Ему было 67 лет, он был знаменитым полководцем, у него был опыт руководства крупными военными операциями, и он пользовался большим авторитетом в армии и народе. 17 августа генерал Кутузов прибыл в расположение русских войск. Солдаты восторженно встретили нового главнокомандующего. Они шутили: "Приехал Кутузов бить французов".
7.Бородинское сражение.
Русская армия стояла в 125 км от Москвы. Около села Бородино Кутузов решил дать французам генеральное сражение. На Бородинском поле было легко занять сильную позицию. Здесь были возведены укрепления, сооружения из земли и брёвен, поставлены артиллерийские батареи. 24 августа французские войска приблизились к Бородинскому полю. Бородинская битва была одним из крупнейших сражений своего времени. Рано утром 6 сентября (26 августа) началась великая Бородинская битва. Во время восьмой атаки Багратион был смертельно ранен. Жестокая схватка разгорелась за центр русской позиции - батарею Раевского. Несколько раз батарея переходила из рук в руки. Ценой огромных потерь французам удалось захватить батарею Раевского и Багратионовы флеши, но Наполеон убедился, что их невозможно удержать, к вечеру приказал отвести войска к исходным позициям.
Задача №2.
В Бородинском сражении 1812 года, решающей битве между французской армией Наполеона и русской армией под командованием М.И. Кутузова, потери русских составили 44,4 тыс. человек, французов – 58,05 тыс. человек, т.е. 43% личного состава. Какой была численность французской армии до сражения? Сколько процентов составили потери русской армии, если перед битвой она насчитывала 120 тыс. человек?
Решение.
43% это 0,43
1) 58,05 : 0,43 = 135 (тысяч человек)
2) 44,4 :120 * 100 = 37 (%)
Ответ: численность французской армии до сражения насчитывала 135 тысяч человек, потери русской армии составили 37%.
8. Наполеон в Москве.
Под Москвой Кутузов полагал дать новое сражение. Но узнав, что резервы
не подготовлены, на военном совете в деревне Фили он принял тяжелое
решение - оставить Москву французам."С потерею Москвы не потеряна еще
Россия. Первою обязанностью ставлю себе сохранить армию, сблизиться с
теми войсками, которые идут на подкрепление, и самым уступлением
Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю", - сказал Кутузов
на совете в Филях.
14 (2) сентября наполеоновская армия вступила в Москву. Но город был оставлен населением. Ни продовольствия, ни отдыха французы не получили. Москва горела. Начались грабежи, пьянство. Деморализованная Бородинским сражением армия стремительно разлагалась. Тот, кто считал себя властелином мира, оказался сторожем пепелища.
Задача №3.
19 октября 1812 года французская армия покинула Москву. Маршал Мотье взрывает Кремль: разрушены Арсенал, часть кремлевских стен, повреждена Грановитая палата, частично обрушена Никольская башня, взорвана до основания Водовзводная. Башню восстановили спустя 5 лет по проекту О.И. Бове. Какова ее высота до звезды, если известно, что ей не хватает 43 м до 100 м?
Решение.
100 – 43 = 57 (м)
Ответ: высота Водовзводной башни до звезды 57 метров.
9.Партизаны 1812 года
Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и мужиками. Денис Давыдов первый понял значение той страшной дубины ,которая, не спрашивая уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.
24 августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число эти отрядов. Партизаны уничтожали Великую армию по частям.
Задача № 4
Отряд полковника Кудашева, установив, что в селе Никольском находится около 2500 французских солдат и офицеров, внезапно обрушился на противника. Взято в плен было в 2 раза больше противника, чем уничтожено. Сколько человек было взято в плен, если после нападения осталось 2140 солдат и офицеров? Решите задачу с помощью уравнения.
Решение.
Пусть при нападении погибло х французов, тогда взято в плен 2х. Всего было х+2х+2140 или 2500 человек Составим и решим уравнение:
х+2х+2140=2500
3х=2500-2140
3х=360
х=360:3
х=120(ч)- погибло
120*2=240(ч)-взято в плен.
Ответ:240 французских солдат и офицеров взяли в плен при нападении отряда полковника Кудашева в селе Никольском в 1812 году.
10.Конец войны в России.
В середине ноября русские войска окружили армию Наполеона у реки Березины. После Березины Наполеон бежал в Париж. На вопрос "В каком положении находится армия?" он ответил: "Армии больше нет". 28 ноября по старому стилю русские войска заняли Вильно. 2 декабря у Ковно через Неман переправились около 1000 солдат. Это были последние остатки главных сил Наполеона. Всего из 600-тысячной "Великой армии" спаслось бегством около 30 000 человек. Война, как писал Кутузов, "окончилась за полным истреблением неприятеля".
Задача № 5.
Отступая от Малоярославца к Смоленску, Наполеон стремился оторваться от русской армии, сохранив за счёт скорости передвижения оставшиеся у него силы. За пять дней с 26 октября до 1 ноября 1812 года, его армия прошла рекордное по тем временам для пеших войск расстояние от Малоярославца до Вязьмы в 150 км. С какой средней скоростью двигались войска, если в течение суток они отдыхали около 9 часов?
Решение.
1) 24*5=120(ч)-всего
2)9*5=45(ч)-отдыхали
3)120-45=75(ч)-были в пути
4)150:75=2(км/ч)- скорость войск Наполеона
Ответ: со средней скоростью 2 км/ч двигались войска Наполеона при отступлении.
Подведём итог войны.
Сколько дней армия Наполеона находилась на территории России? Сколько дней продолжалось её наступление и сколько бегство с русской земли?
Ответ.
11.Вывод:
На основании данных об Отечественной войне 1812 года я составил математические задачи, решая которые, я обращался к героическому подвигу российского народа, расширил свои знания о победных днях России через решение задач.
Спасибо за внимание.
historus.ru
abc-people.com
bibliofond.ru
Мороз и заяц
Девочка-Снегурочка
Хризантема и Луковица
Астрономический календарь. Май, 2019
Рисуем тыкву