Цель работы - раскрыть тему народа в романе Фредерика Стенделя «Пармская обитель». Показать, какую социальную политику провозглашает Стендаль, как он приходит к тем республиканским идеалам, которые вдохновляли идеологов третьего сословия и законодателей эпохи французской революции. Стендаль мечтал о таком государственном строе, при котором «индивидуальные страсти не мешали бы одна другой и счастье каждого человека согласовалось бы со счастьем всех». Этот “разумный” государственный строй должен быть основан на принципе равенства и свободы, и законы должны карать лишь за те поступки, которые наносят вред какому-либо члену общества.
Раскрывая тему народа в романе «Пармская обитель», я пришел к выводу, что в 30- е годы 19 века в Италии не мог сложиться тот тип благородного человека, который был нужен Италии, и если он появился, то его революционная деятельность в деспотическом государстве была обречена на неудачу.
Трагичен образ Ферранте Палла, который готов отдать жизнь ради высокой идеи освобождения Италии, погибает Фабрицио, который весь пыл своего “итальянского” характера потратил на любовные приключения, не найдя применения своим не дюжим способностям; граф Моска не верит в возможность утверждения в Италии республиканского строя, не видит связи карбонариев с народом и что вследствие этого все их попытки заранее обречены на неудачу; прекрасна Сансеверина, но она не принимает участие в борьбе. Его герои не могут примириться с теми формами жизни, которые сложились в 19 веке.
Стендаль с необычайным проникновением вскрыл основные, ведущие черты своей современности, раздирающие её противоречия, борющиеся в ней силы, психологию сложного и беспокойного 19 века. Он показал движение эпохи, пытающейся освободиться от феодализма. Стендаль изобразил целую толпу людей, разных общественных положений, сословий, нравов – людей, очень различных по своей общественной природе и по своей нравственной сущности .
Вложение | Размер |
---|---|
parmskaya_obitel1.doc | 73.5 КБ |
Тема народа в романе Фредерика Стендаля «Пармская обитель».
План:
А) Образы Джины Сансеверина, поэта-революционера Ферранте Палла, Клемеи Конти, отважного Лодовико.
Б) Различие их жизненных путей, связь с борьбой итальянского народа против реакционного режима эпохи Реставрации.
В) Черты народного “итальянского характера” Джины.
Г) Трагизм и величие подвига Ферранте Палла.
Д) Битва при Ватерлоо – мысль писателя о верности долгу и душевном величии старых воинов, о тяжести жертв народа в войну.
Е) Демократический и революционный характер эстетики Стендаля.
Ж) Идеал Стендаля – активный герой, человек сильных гражданских страстей.
3. Значение темы народа в романе Стендаля «Пармская обитель» для современной Италии.
Стендаль – имя, знакомое с юных лет миллионам русских людей; книги великого французского писателя – часть культурного наследия человечества. Произведения этого художника волнуют нас несравненно сильнее, чем волновали большинство его современников. Стендаль не ошибался, выражая надежду, что его поймут в 21 столетии. Его творческий облик близок к нашему времени, многие из его идей созвучны с ним.
Стендаль - основоположник критического реализма во французской литературе.
События в жизни Стендаля, процесс его духовного развития и творческих исканий совершенно неотделимы от буржуазной драматической эпохи двух французских революций и наполеоновской империи. Политические взгляды Стендаля складывались постепенно, в жизненной практике, в результате наблюдений и глубоких размышлений о субъектах народа, к которому всегда тяготел писатель, видя в нем истинного создателя материальных и духовных ценностей человека. « Только из недр народных выходят гении, только там рождаются они, в классе бедняков. Это единственный класс, который способен на большие страсти и героические чувства,“ – утверждал Стендаль.
В марте 1899 г. был опубликован роман Стендаля « Пармская обитель».
Эпоха, обрисованная в романе, хронологически охватывает время с 1796 до 1830 г. Место действия – Северная Италия.
До 1796г. Северная Италия находилась в руках Австралии.Французская революция 18 века способствовала значительному оживлению национально-освободительного движения в Северной Италии. Ненависть итальянского народа к австралийскому игу помогла французским республиканским войскам, которыми командовал молодой генерал Наполеон Бонапарт, изгнать австралийские армии и австралийских чиновников из пределов страны. Северная Италия была преобразована в Цизальпинскую республику.
Наполеон шел в Италию с многообещающей политической программой. Однако несколько лет спустя республика была преобразована в королевство. Наполеон объявил себя королем, а в качестве наместника назначил своего пасынка Евгения Богарнэ, имя которого Стендаль не раз упоминает в романе.
Итальянские патриоты, с восторгом внимавшие освободительным декларациям Наполеона, вскоре охладели к нему, увидев, что он вовсе не собирается дать стране независимость. Именно в это время возникли первые организации карбонариев. Участником движения карбонариев был и Стендаль. Деятельность карбонариев особенно активизировалась после того, как Северная Италия вновь попала под еще более тяжелый гнет владычества Австралии.
Италия теперь была разбита на восемь мелких государств, в которых деспотизм правителей и проводимая ими реакционная политика сочетались с захолустными нравами и культурным застоем. Местом действия своего романа Стендаль избрал одно из таких государств – Парму.
Пармский двор Стендаль обрисовал великолепно, с истинным мастерством большого художника и умом государственного деятеля. “Это сама жизнь и жизнь придворная, нарисованная не карикатурно, как пытался сделать это Гофман, а серьезно и зло”, - писал Бальзак.
Стендаль создает реалистические, тонко разработанные психологические портреты итальянцев первых десятилетий 19 века.
Из главы “Милан в 1796 году” мы узнаем, что первый поход Бонапарта пробудил от почти двух-вековой спячки народ Микеланджело. Скуку и вялость существования сменили “новые нравы, исполненные страсти”; настала пора “нежданного счастья”. В порабощённую Италию ворвалась, как живительный ветер, республиканская отвага; в той части итальянского народа, которая изнывала под гнетом австралийской монархии, возродилась энергия. Итальянцы начали понимать, что счастье невозможно без “настоящей любви к Родине”,”героических деяний”. В такой атмосфере вольно развиваются непосредственные, независимые, сильные характеры.
Романтика Рисорджименто, борьба гордых и самоотверженных патриотов за освобождение и воссоединение Италии изображена Стендалем в «Пармском монастыре». В этом романе с темой Рисорджименто непосредственно связан образ Ферранте Паллы. Он борется за счастье Италии.
Центральные герои романа – Джина и Фабрицио – защищают своё право на личное счастье, не участвуя в политической борьбе. Ферранте Палла считает своим долгом помочь им. У него и у них – общие враги.
Джина умна и красива. Она обладает пылкостью характера и энергией, присущей, по мнению Стендаля, лучшим итальянским натурам. Брат её, угрюмый маркиз дель Донго, хотел выдать её замуж за старого богатого аристократа, но Джина сама избрала себе спутника жизни – молодого храброго офицера, преклонявшегося перед Наполеоном. Так как она настояла на своем выборе, то брат её лишил наследства. Но Джина счастлива, скитаясь с мужем по дорогам войны в полковой повозке. После того, как муж был убит на дуэли, Джина поселилась в маленькой квартирке в Милане, и тогда брат, боясь пересудов, приглашает её к себе. Жизнерадостная Джина переезжает к брату в его мрачный замок, где многое ей мило. Но она очарована своим племянником Фабрицио, присутствие которого и удерживает её там.
Джине присущи передовые гуманные взгляды. Она сочувствует карбонариям, ненавидит реакционеров. К Наполеону у неё восторженное чувство, усвоенное еще от погибшего мужа. Когда пылкий Фабрицио, узнав о возвращении Наполеона с острова, с юношеской решимостью заявил ей о своем желании бежать к нему, Джина не препятствует, хотя и страшится за его судьбу. “Позволяя тебе бежать к нему, я жертвую для него всем, что у меня есть дорогого в жизни”, - говорит она. И действительно, вся жизнь этой энергичной, волевой, переживающей глубокую нравственную трагедию женщины посвящена ему. Когда умер Фабрицио, удалившийся в монастырь, умерла и Джина, ибо она не могла жить с сознанием, что в мире уже нет бесконечно дорогого ей существа.
Внешне Джина вступает в компромисс с действительностью. Она встречает графа Моска, находит его умным, порядочным, искренним. Он становится её другом, её возлюбленным. Граф Моска уже был женат и, хотя разведен с женой, по существующим законам, мужем Джины он быть не может.
В Парме живет старый герцог Сансеверина, богач- миллионер. Он мечтает получить орденскую ленту. Граф Моска обещает ему ленту, если он фиктивно женится на Джине. Старый герцог в восторге. После свадьбы он оставляет роскошный замок в Парме молодой супруге и уезжает исполнять дипломатическую миссию. Джина становится любовницей Моска – такова печальная сделка с совестью. Джина согласилась совершить этот шаг, потому что окружающее её общество нормой поведения считало действительно безнравственные поступки. “Для вас герцог будет братом и не доставит вам никаких неприятностей, - говорит граф Моска, - Сансеверина - скорее хорошая, чем плохая партия, у него прекрасный дворец в Парме и грех, который сведет беднягу в могилу. Однажды он дал взаймы двадцать пять наполеондоров великому Ферранте Палла – республиканцу, поэту, человеку с искрой гениальности, которого мы приговорили к смертной казни, по счастью, заочно”. Этот эпизод как нельзя лучше раскрывает нравы пармского высшего света и подчеркивает исключительность графа Моска – Сансеверина, вызывавшей зависть, раздражение и восхищение принца и двора.
Во имя своего чувства к племяннику, которое и в самом деле не было исключительно материнским, герцогиня делала все возможное и даже невозможное. Но Стендаль изображает все движения её души целомудренными, истинными и потому прекрасными. “Писатель, художник будут всегда верны своему искусству, даже у подножья эшафота. У женщины этого нет. Весь мир – ступенька к её страсти. И в этом женщина выше и прекраснее мужчины”, - пишет Оноре де Бальзак, размышляя о поведении Джины. Поверхностный взгляд на её поступки не в её пользу. Она подкупает слуг и тюремщиков, обольщает “своего” кучера Лодовико и “бандита” с большой дороги Ферранте Палла, заставляет убить одного принца и отдается другому. Можно долго перечислять её безрассудное, но одновременно обнаруживающие великие её души поступки.
Верный своей теории итальянского характера, согласно которой в нем доминирует одно чувство, одна страсть, Стендаль пишет о ненависти, которую затаила Сансеверина. «Это чувство сделало её» вдохновительницей цареубийцы. Приняв решение, она уже не отступает от него и никогда в нем не раскаивается.
В её глазах, в движениях в момент беспокойства то и дело загорается искра “итальянского гения”. Она прекрасна и величественна как мадонна в своем гневе. Не случайно отдают ей свои сердца Лодовико, Ферранте Палла, Фабрицио и граф Моска. Она добра, щедра и великодушна со слугами и крестьянами принадлежащих ей земель. Многие не только за деньги готовы рисковать для неё своей жизнью.
Стендаль, конечно, рисует идеальный образ этой женщины, покоряющей окружающих своим обоянием. Если уместно такое сравнение, Стендаль воспевает грациозный и страстный итальянский женский темперамент с теми же чувствами обожания и восхищения, которыми владеет Ферранте Паллла, слагающим в честь Сансеверины стихи.
Один из наиболее замечательных образов «Пармского монастыря» - граф Моска. Моска – деятель старой революционной и наполеоновской Италии. В душе он предан либеральным идеям и был бы счастлив видеть Италию свободной. Но он не верит в возможность утверждения республиканского строя, он не верит в действительность средств, которыми пользуются карбонарии, он считает возможным служить деспоту и самодуру и пользоваться его страхом и его слабостями, чтобы парализовать самые жестокие его намерения и облегчить положение государства. Граф Моска во многом высказывает идеи самого Стендаля. Его оценка карбонаризма и либерализма в известный мере справедлива. Стендаль симпатизирует графу Моска, однако видит его нерешительность, его трудность министра, который боится потерять свой портфель, и в этом отношении отдает предпочтение полубезумному, но беззаветно смелому и преданному родине карбонарию Ферранте Палла.
Образ Ферранте Палла занимает в книге значительное место. Он умеет поднять народ на революционное выступление, он сам способен убить монарха. Очертив эту фигуру колоритно, глубоко по тональности (бродяга с большой дороги, ворующий деньги и ведущий список украденного, чтоб впоследствии все вернуть), Стендаль признается в том, что не понимает этого отнюдь не невежественного человека, поэта, действительно готового отдать жизнь ради высоких идей освобождения Италии.
Раскрывая тему народа в романе «Пармская обитель» мы можем отметить, что герой у Стендаля поставлен между двумя резко противоположными женскими образами. Так же как Матильда де Ламоль составляла разительный контраст мадам де Ренакель, герцогиня Сенсеверина противостоит Клемее Конти. Сенсеверина – характер волевой, привыкший все подчинять своим желаниям и ставить все на службу свой страсти. Над Клемеей Конти властвует традиционное религиозное воспитание, она, не размышляя, верует в догматы катализама и строго исполняет обряды. Это чисто формальная религия приводит Клемею к несчастному браку и к смерти. Клемея- покорная героиня, вся сила воли её напряжена к тому, чтобы сопротивляться собственной страсти. В изображении этой борьбы проявляется изумительное психологическое искусство Стендаля. Мадам де Реналь так же искренно религиозна, как Клемея, и её религиозность так же губит её и её влюбленного, как религиозность Клемеи губит её и Фабрицио. Но мадам де Рекаль не так слепа в своей вере, как Клемея, так как, по мнению Стендаля, католизм в Италии еще более жесток и еще более близок к первобытному суеверию, чем во Франции.
Но противопоставленная Клемее герцогиня Сансеверина резко отличается от столь же властной Матильды де Ламоль. Она спокойнее отдается своим страстям, она не тревожится по вопросам сословной “чести”, светского тщеславия, она меньше всего думает о своем аристократическом происхождении и о необходимости “блистать”. Это та непосредственная натура, которая, казалось Стендалю, особенно часто встречается в Италии и для итальянки является типичной.
В лице главного своего героя Фабрицио дель Донго Стендаль изобразил молодого итальянца первой трети 19 века, воспитавшегося в эпоху наполеоновского владычества. Страстное преклонение перед идеями французской революции, связанными в его сознании с образом Наполеона заставляют Фабрицио бежать во Францию во время Ста дней, чтобы вступить в наполеоновскую армию и сражаться за либеральные идеи. Но затем, по возвращении в Италию, полагая, что дело свободы проиграно и что революция невозможна, а может быть и нежелательна, Фабрицио понемногу забывает о своих прежних идеалах или, во всяком случае, не стремиться к их осуществлению. Он не участвует в политической борьбе эпохи, но он человек благородный и весьма сочувствует либералам и карбонариям. Как должен вести себя благородный молодой человек, живущий в деспотическом государстве, где революционная деятельность заранее обречена на неудачу, где вожди так называемой либеральной партии преследуют только свои личные интересы, где дворянство и буржуазия насквозь изуродованы духом своего «итальянского» характера, Фабрицио тратит на любовные приключения, затем попадает во власть «вечной» любви, которой и отдается навсегда. Трагическая её развязка оказывается результатом деспотического правительства, придворных интриг и религиозного суеверия, овладевшего умом возлюбленной Фабрицио, Клемеи.
Особое значение для раскрытия темы имеет описание битвы при Ватерлоо, в котором выражена мысль писателя о старых воинах, о тяжести жертв народа в войне. Стендаль ввел Фабрицио в сражение при Ватерлоо. Фабрицио поразило то, что никто из солдат не говорит о славе и подвигах, никто не пожимает ему руки, не пылает дружбой к нему и не принимает поз легендарных рыцарей. Чтобы спасти своего командира, солдаты отняли у Фабрицио коня, и ему показалось это грабежом. «Он расставался со всеми прекрасными грезами о возвышенной рыцарской дружбе, подобной дружбе героев Освобожденного Иерусалима».
Фабрицио преувеличивал, как всякий человек, охваченный негодованием. Комический эффект возникает как раз в результате полной противоположности между действительностью и её отражением в восприятии Фабрицио. Гусары, увозящие раненого генерала на лошади Фабрицио, выполняют свой воинский долг, но Фабрицио они кажутся грабителями. Солдат, остановившийся, чтобы засунуть кусок хлеба в рот теряющего сознание Фабрицио, показался ему существом, лишенным всяких благородных чувств. Мимоходом отмечены и другие мелкие, но характерные эпизоды: например, капрал, который “властно” отбирает хлеб у одного из своих солдат, делит его на равные части и оставляет себе меньшую. Наконец, то, чего совсем не понимает Фабрицио, но что дано Стендалем с такой захватывающей силой. “Шайка щеголей, - кричал капрал раненому генералу, - все вы продались Бурбонам и изменили Императору”. Действительно, солдаты чувствовали измену генералов и не скрывали своих чувств тут же на поле сражения, когда битва была проиграна.
Стендаль чувствовал отвращение к генералу Бурбону, который изменил императору в битве при Ватерлоо, он с некоторым сочувствием вложил в уста капралов и солдат проклятия в адрес генералов, хотя ни один из них в его рассказе не был изменником, за исключением только Бурбона. Он хотел не без некоторого основания противопоставить генералам солдат, которые действительно сражались до конца. Это было естественное восхищение крестьянскими массами, народной революционной армией, преданной Наполеону, в котором народ видел своего защитника.
Давая общую оценку произведению, Бальзак, наиболее глубоко проникнувший в замысел автора, сказал :
«Господин Бейль написал книгу, прелесть которой раскрывается с каждой главой. В том возрасте, когда писатели редко находят значительные сюжеты, и после того, степени умных книг, он создал произведение, которое могут оценить только души и люди поистине выдающиеся».
«Пармская обитель»- это книга, которая раскрывает перед чутким читателем глубины духовного мира одного из ярчайших талантов 19 века.
Прошло 220 лет со дня рождения Стендаля. Творчество его изучалось и изучается каждым новым поколением людей многих стран мира.
Утверждая свет мысли Стендаля, адресованной человеку будущего, писатель Луи Арагон говорил: «Стендаль – писатель будущего, без него не обойтись читателям будущего. Можно изобрести другие источники света, свет все равно останется светом. И свет Стендаля, озаривший события 1830 года, не утратил своего значения для освещения событий современной эпохи».
Нынешнее и следующие поколения читателей откроют у Стендаля новые, неизведанные пласты его мысли, вновь восхитятся гибкостью его ума, гуманистическим пафосом его творчества.
Для своего времени и своей эпохи они постараются объяснить, почему он один из всегда живых и сильно действующих классиков мировой литературы.
Мыслительная и художественная мощь Стендаля – неоспоримое достояние сокровищницы мировой культуры.
Литература
Б.Г. Реизов «Стендаль»; Издательство «Знание», Москва, 1957г.
О.В. Тимашева «Стендаль»; Издательство «Знание»,Москва, 1983г.
Б.Г. Реизов «Стендаль Художественное творчество»; Издательство «Художественная литература», Ленинград, 1978г.
Я. Фрид «Стендаль»; Издательство «Художественная литература», Москва ,1967г.
Цель работы - раскрыть тему народа в романе Фредерика Стенделя «Пармская обитель». Показать, какую социальную политику провозглашает Стендаль, как он приходит к тем республиканским идеалам, которые вдохновляли идеологов третьего сословия и законодателей эпохи французской революции. Стендаль мечтал о таком государственном строе, при котором «индивидуальные страсти не мешали бы одна другой и счастье каждого человека согласовалось бы со счастьем всех». Этот “разумный” государственный строй должен быть основан на принципе равенства и свободы, и законы должны карать лишь за те поступки, которые наносят вред какому-либо члену общества.
Раскрывая тему народа в романе «Пармская обитель», я пришел к выводу, что в 30- е годы 19 века в Италии не мог сложиться тот тип благородного человека, который был нужен Италии, и если он появился, то его революционная деятельность в деспотическом государстве была обречена на неудачу.
Трагичен образ Ферранте Палла, который готов отдать жизнь ради высокой идеи освобождения Италии, погибает Фабрицио, который весь пыл своего “итальянского” характера потратил на любовные приключения, не найдя применения своим не дюжим способностям; граф Моска не верит в возможность утверждения в Италии республиканского строя, не видит связи карбонариев с народом и что вследствие этого все их попытки заранее обречены на неудачу; прекрасна Сансеверина, но она не принимает участие в борьбе. Его герои не могут примириться с теми формами жизни, которые сложились в 19 веке.
Стендаль с необычайным проникновением вскрыл основные, ведущие черты своей современности, раздирающие её противоречия, борющиеся в ней силы, психологию сложного и беспокойного 19 века. Он показал движение эпохи, пытающейся освободиться от феодализма. Стендаль изобразил целую толпу людей, разных общественных положений, сословий, нравов – людей, очень различных по своей общественной природе и по своей нравственной сущности .
Снежный всадник
Лупленый бочок
Рисуем лошадь акварелью
Госпожа Метелица
Рисуем осень: поле после сбора урожая