Одно из свидетельств богатства русского языка состоит в том, что он располагает множеством словообразовательных средств и способов их соединения. Поэтому мы можем обнаружить довольно многочисленные и разветвлённые группы родственных слов, члены которых отличаются временем своего появления в языке, историей, спецификой значений, особенностями употребления. Объединяет их общий корень. Иногда и сам этот корень зачастую имеет непростую историю, в ходе которой менялся его облик. И тогда мы испытываем затруднения в определении круга родственных слов. Знакомство же с ними интересно, потому что иногда слова открываются с неожиданной стороны, и полезно, так как заставляет внимательнее относиться к речи, развивает филологическое мышление.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota1.doc | 57 КБ |
Краткая аннотация
Одно из свидетельств богатства русского языка состоит в том, что он располагает множеством словообразовательных средств и способов их соединения. Поэтому мы можем обнаружить довольно многочисленные и разветвлённые группы родственных слов, члены которых отличаются временем своего появления в языке, историей, спецификой значений, особенностями употребления. Объединяет их общий корень. Иногда и сам этот корень зачастую имеет непростую историю, в ходе которой менялся его облик. И тогда мы испытываем затруднения в определении круга родственных слов. Знакомство же с ними интересно, потому что иногда слова открываются с неожиданной стороны, и полезно, так как заставляет внимательнее относиться к речи, развивает филологическое мышление.
План:
…
Библиография
1. В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.11.- С. 204.
2. Словарь современного русского литературного языка в 17-ти томах.- Т.5
3. Школьный этимологический словарь.
4. А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила».
5. Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Падающие звезды».
Слова кроха и крушение в современном языке мало похожи внешне, будто бы и нет между ними семантической близости. И все же они исторически родственные. Их корень, ведущий свою родословную из индоевропейского языка-основы, ещё в глубокой древности характеризовался чередованием гласного звука, поэтому мог выступать в двух видах: крох- и крух-. Слова с этим корнем кроха и крохотка, обозначавшие «мелкую частицу какого-либо вещества, крупинку», можно обнаружить уже в ранних восточнославянских письменных памятниках, датируемых X-XII веками.
Необычна судьба слова крухъ. Первоначально оно обозначало «щепка, осколок, кусок», а затем стало названием для древнего славянского хлеба, который был пресным (то есть выпекался не из заквашенного теста) и потому, как пишет О.Н. Трубачев в статье «Из истории названий каш в славянских языках», «ломался, крошился, но не резался ножом». Отсюда связь между словом кроха и древнейшим наименованием хлеба – крухъ.
Прошло время… Славяне научились печь так называемый кислый хлеб, который получил новое название, а слово крухъ сначала изменило свое значение, а затем и вовсе утратилось.
В дальнейшем корень крох- оказался более активным в словопроизводстве, чем крух-. Появляются даже слова с явно переносным значением. Так, в памятниках XIV века отмечается прилагательное крохкий – «шаткий, слабый». В текстах XVI века обнаруживается крохоть. XVIII век – время первой фиксации сложного образования крохоборъ – буквально «берущий (собирающий) крохи», которое с самого начала своего существования употреблялось со значением «скупец, побирушка, нищий».
Со временем круг слов с корнем крох- все больше расширялся. В современном русском языке уже употребляются слова крохотка, крохотный, крохоборство, крохоборствовать и др. А древние все чаще встречаются в составе образных выражений, у них развиваются новые переносные значения. Так появляются словосочетания «крохи знаний», «крохи уважения», «крохи энергии», «ни крохи не осталось». Крохобором теперь называют не только скупого человека, но и «человека, занимающегося мелочами, не замечающего главного из-за мелочей».
С корнем же крух- в русском языке на протяжении многих столетий не образовывалось новых слов, если не считать диалектного сокруха («страдание, горе»), которое семантически слишком отдалено от исходного значения.
Уже в древнейшую эпоху для корня крох-/крух- было характерно и чередование согласных х/ш: крош-/круш- (которое наблюдается в парах муха-мушка,блоха-блошка,пахать-пашу и т.д.). Отношения « кроха-крошка» известны даже по стихотворению В.В. Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел и спросила кроха…». Поэтому корень крош- без труда выделяется в первую очередь в таких словах, как крошка, крошечный, в глаголе крошить и производных от него крошение, крошильный. Любой носитель языка легко выделит этот корень и в слове окрошка. Очевидна при этом и семантическя связь: кроха - крошить - окрошка, так как последнее, образованное в XVII веке от глагола окрошити («срезать мелкими кусочками»), служит названием для «холодного кушанья из кваса с зеленью и мелко нарубленным мясом или рыбой». А в словарях начала XX века окрошка определяется как «крошеное мясо или рыба с квасом и резаными приправами».
Подобные наименования с корнем крош- широко распространены в русских диалектах. В. И. Даль в своем словаре приводит целый ряд таких слов: крошево («все, что крошат в пищу, всякая окрошка»), крошонка («рубленая капуста»), крошенина и крошанка («хлеб, покрошенный во щи, в квас»), крошатка («блюдо окрошка»).
В результате метафорического использования в значении «смесь из разных предметов, вещей и т.п.» слово окрошка становится в современном языке одним из средств создания образности. В произведении Д.И. Мамина-Сибиряка «Падающие звезды» читаем: «…Получилась какая-то окрошка из всевозможных стилей. Тут была и старинная стильная мебель, и восточные…ковры, и старинное оружие».
Непосредственным производным от крухъ является глагол крушити, появившийся еще в дописьменную эпоху и известный всем славянским языкам. Основным значением этого слова было и остается значение «дробить на части, разрушать, с силой ломать». Вот и перекинулся мостик от крохи, как обозначения части, до крушить, как обозначения действия дробления на части. Вспомним строки из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «Стремится витязь по садам, …С холмов утесы отрывает, Все рушит, все крушит мечом». Однако непривычно выглядит стилистически возвышенный глагол крушить в тексте заметки известного журналиста В.М. Пескова, где речь идет о птице поползне: «…клюв очень крепок и может крушить даже вишневые косточки».
В произведениях русского фольклора глагол крушить чаще употребляется в переносном значении «томить, огорчать, печалить», которое появилось вследствие метафорического переноса «разрушать, нарушать покой, радость».
От крушить образовались ныне уже устаревшие слова крушитель («тот, кто разрушает») и крушительный («разрушительный»), а также существительное крушение («несчастный случай, катастрофа»), которое сейчас активно используется и в переносном значении «гибель, крах» в устойчивых словосочетаниях крушение планов, крушение
2
надежд, крушение замыслов.
Тесно связано с глаголом крушить и название растения крушина. Этот кустарник имеет хрупкую древесину, ветви его очень ломкие. В словаре В.И. Даля слово так и объясняется – «хрупкое дерево». Кора растения используется в медицине, поэтому крушина – это еще и название лекарства. На основе данных, собранных В.И. Далем, можно выделить целый ряд близкородственных единиц – крушинный, крушиновый, крушинник («крушиновый лес, роща»).
Список собственно русских образований с корнем круш- можно продолжить диалектными словами крушной и крушкий (имеющих значение «хрупкий, непрочный»), крушливый (в словосочетании крушливый человек – «принимающий всякую заботу к сердцу»). Интересно народное восприятие прихода зимы (со стужей и бурями), переданное в выражении крушила стужайла пришел.
Связь перечисленных слов с глаголом крушить и словом крухъ осознается без труда. А вот их этимологическая связь с существительным груша кажется невероятной. Но, по мнению специалистов, одним из древних фонетических вариантов этого слова была форма круша, которая до сих пор в соответствующем значении употребляется в болгарском и сербском языках. Круша же напрямую связана с глаголом крушить, от которого она и была образована. Это внешнее сходство подкрепляется и семантической соотнесенностью, так как круша/груша буквально значит «крупитчатая», что согласуется с такой особенностью плода, как крупитчатая (зернистая) структура мякоти.
Старославянским вариантом глагола крушить считается слово сокрушить («разбивать, ломать, разрушать»), которое издавна употреблялось и в переносном значении («мучить, терзать»). Таким образом, обнаружилась связь между словами сокрушить и сокруха. Последнее занимало обособленную позицию, так как будучи однокоренным, семантически никак не соотносилось со словами кроха, крохотный, крушить, крушение. Теперь же оно не выглядит чужеродным элементом. Сравните: сокрушать – «мучить, терзать», сокруха – «страдание, горе».
Слово сокрушать до сих пор не утратило своей возвышенной книжно-стилистической окраски. За длительную историю существования в языке этот глагол и его производные развили новые переносные значения, расширили свои сочетательные возможности. Привычно звучат выражения сокрушать авторитеты и наносить сокрушительный удар. И в то же время как поэтичны выражения сокрушать чье-либо сердце («сильно огорчать»), сокрушенное сердце: «Без печали, без радости сокрушалась, мучилась» (А. Кольцов), «Чем ярче солнце, люди веселей, тем сердцу сокрушенному
3
больней!» (Н. Некрасов).
Очерченный круг исторически родственных слов оказался гораздо многочисленнее, чем можно было предполагать. Некоторые из них уже никак не соотносятся друг с другом. Здесь и названия пищи (окрошка), и наименования растений и их плодов (крушина, груша), и ласкательные имена (крохотка, крошечка) и «безжалостные» глаголы (крушить, сокрушать). Как далеки они в смысловом отношении! И все же – родственные!
Стоит только повнимательней отнестись к языку, которым мы пользуемся каждый день, и вас поразит причудливость переплетений его элементов, отражающих сложную объективную реальность. Вдумайтесь во взаимосвязи слов – и вам откроется интереснейший мир!
4
Исследовательская работа на тему:
« История слова. От «крохи» до «крушения».
Худяков Дмитрий Андреевич
Краснодарский край, Тимашевский район, ст. Медведовская, МБОУ СОШ №10, 10 «А» класс
История слова. От «крохи» до «крушения»
Научный руководитель:
Котова Валентина Петровна,
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №10
Краснодарский край, Тимашевский район, ст. Медведовская
2011год
Снежная книга
Выбери путь
Серебряное копытце
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
В поисках капитана Гранта