Исследовательская работа по теме: "Пословицы и поговорки", в котором изучается проблема знаний детьми современного поколения пословиц и поговорок.
Вложение | Размер |
---|---|
poslovicy_i_pogovorki.doc | 44 КБ |
Научно-практическая конференция «Шаг в мир науки»
Секция: филология
Исследовательская работа
В МИРЕ РУССКИХ ПОСЛОВИЦ
Мокрушина Ксения
МОУ «Гимназия №3», 1 класс, г.Чистополь
Научный руководитель
Аделева А.А.
Чистополь, 2009
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Группы русских пословиц………………………………………4
Глава 2. Практическая часть……………………………………………...5
Заключение………………………………………………………………...7
Список литературы………………………………………………………..8
Введение
Пословицы - один из самых распространенных жанров устной народной поэзии у всех народов мира, возникший еще в первобытные времена. Русский язык обладает неисчислимым богатством пословиц на самые разнообразные темы. Самые древние пословицы раскрывают нам образные представления наших предков о природных явлениях, о диких и домашних животных. Древние пословицы раскрывают и домашний быт древнего русича: его избу, мебель в ней, посуду, орудия труда и т. п.
В наше время пословицы создаются не только сказителями, но и профессиональными писателями. Они заняли свое место на страницах «Азбуки», «Букваря», учебников русского языка и чтения. Это закономерно, потому что пословицы дают богатый материал для развития мышления и речи детей.
Содержание пословицы раскрывается в речи. В иных случаях пословица интересна и прямым смыслом, но он так емок, что предоставляет говорящему возможность расширительно толковать его. Пословицу вспоминают, когда нужно одобрить дела какого-нибудь внимательного человека.
Пословицы очень похожи на поговорки содержанием, сюжетом, высказанными мыслями. Народ назвал пословицу в отличие от поговорки: поговорка - только цветочек, яркое выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение.
В современном времени пословицы и поговорки все реже можно услышать в разговорной речи младшего поколения, но что касается старшего поколения, пословицы и поговорки используются ими до настоящего времени.
Основная часть
В пословицах заключена мудрость, накопленная народом в течение многовековой истории развития его культуры, быта, философии. Они представляют собой своеобразный свод правил, показывающий все стороны жизни человека в обществе. Словарь пословиц можно рассматривать как учебник жизни. Поэтому естественным является стремление людей как можно шире использовать пословицы в жизни, становлении и развитии личности.
Пословицы часто отражают обязательные составляющие любой формы общения – приветствия и благодарности: Важен не обед, а привет; Не мудрен привет, а сердце покоряет; Где слова привета, там улыбка для ответа; По привету и собака бежит; Спасибо – великое дело.
Пословицы этикета можно назвать описательными: они содержат скрытый, ненавязчивый совет, исполнение которого вероятнее всего обеспечит успех в общении, достижении целей, более простое решение проблемы. Однако следование таким скрытым советам не столь обязательно. В основном, такие пословицы обращены к доброжелательности, кротости как понятиям, тесно примыкающим к вежливости: Ласковое слово – что весенний день; Доброе слово сказать – посошок в руку дать; Добрым словом и бездомный богат; Ласковое слово – лучше мягкого пирога.
В вежливой речи и в быту и в пословицах противостоит речь грубая, злобливая, бранная. И в этой области можно выделить те же группы пословиц: Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь; Браниться бранись, а на мир слово береги; Говори задорно, а не заборно.
В то же время о лжи и вранье пословицы говорят, в основном, не осуждая, а просто констатируя факт: Врет, что блины печет; Врет и глазом не моргнет; Сказка – ложь, да вне намек; Правда глаза колет; Правду говорить – никому не угодить.
Практическая часть
Чтобы узнать, насколько мои одноклассники (31 человек) знают и умеют употреблять русские пословицы и поговорки, я попросила их назвать какую-нибудь поговорку или пословицу по каждой из предложенных тем. К сожалению, некоторые не смогли назвать ни одну пословицу или назвали пословицы только по отдельным темам. Кроме того, я дополнила названные пословицы и ознакомила с ними моих одноклассников.
Вторым заданием было нарисовать одну из пословиц (поговорок), которая им больше всего нравится. С этим заданием смогли справиться большинство учащихся.
Вот к каким я пришла результатам.
О Родине
Жить - родине служить. (16 человек)
Береги землю родимую, как мать любимую. (9 человек)
Родина – мать умей за нее постоять. (2 человека)
Родная земля - матушка, чужая сторона – мачеха.
Человек без родины, что соловей без песни.
О дружбе
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (23 человека)
Старый друг лучше новых двух. (21 человек)
Сам погибай, а товарища выручай. (4 человека)
Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
Нет друга, так ищи, а нашел – береги.
О семье
При солнышке тепло – при матери добро. (17 человек)
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Согласную семью и горе не берет.
О добре
Жизнь дана на добрые дела. (14 человек)
Мир не без добрых людей.
Добро век не забудется.
Как поживешь, так и прослывешь.
Об учении
Ученье и труд все перетрут. (22 человека)
Ученье – свет, а не ученье – тьма. (11 человек)
Будешь стараться – все будет получаться. (3 человека)
Чужим умом умен не будешь.
Красна птица перьем, а человек - ученьем.
Чему с молоду не научился, того и под старость не будешь знать.
О правде и лжи
Шила в мешке не утаишь. (8 человек)
Правда дороже золота.
Честный правды не боится.
О труде
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (19 человек)
Труд человека кормит, а лень портит. (6 человек)
Семь раз примерь, один раз отрежь. (3 человека)
Маленькое дело лучше большого безделья.
Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
Длинная нитка – ленивая швея.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Заключение
Таким образом, изучение народных пословиц и представляет огромный интерес в свете изучения культуры народа. Их изучение – один из вернейших путей постижения философии и образа мыслей людей, представляющих другую культуру. Кроме того, пословицы являются интересным, эффективным и занимательным материалом изучения в школе, активизирует познавательную деятельность, воспитывает уважение к родному языку, культуре и истории России, воспитывает любовь к Родине.
Данная работа позволила мне узнать, что в настоящее время нужно уделять большое внимание изучению пословиц,чтобы сохранить связь с прошлым и красоту родного языка, обогатить речь детей.
Список литературы
Золотой циркуль
Разлука
Кто самый сильный?
Мост Леонардо
Можно от Солнца уйти...