Актуальность: Человечество в настоящее время переживает не простые времена. Кризис, переоценка общечеловеческих ценностей. В такие нестабильные периоды страдает подрастающее поколение. Среди молодежи, особенно среди подростков, усиливаются нигилизм, вызывающее поведение, возникает феномен немотивированной жестокости, растет подростковая преступность, заметно опережая темпы роста правонарушений в других возрастных группах, появляются все новые виды отклоняющегося поведения.
Объект исследования:
Подростки с различной направленностью личности и их ценностные ориентации.
Предмет исследования: Психологические особенности ценностных ориентации у подростков
Цель исследования:
Исследовать природу, особенности ценностных ориентации, систему отношений подростков разной направленности личности.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи
- определить сущностные признаки ценностных ориентации с точки зрения подходов отечественных и зарубежных ученых последнего времени,
- выявить предпочтение личностных ценностей учениками моего класса.
Гипотеза исследования: можно предположить, что
- тип направленности личности подростка взаимосвязан с психологическими особенностями и влиянием на них различных факторов и условий,
- система отношений подростка (с родителями, бабушкой и дедушкой, братьями и сестрами, с ровесниками, учителем и социальной средой) определяет направленность личности и развитие ценностных ориентации подростков,
В теоретической части своей работы я остановилась на таких темах:
Более подробно остановлюсь на практической части исследования:
В своей практической части я решила провести опрос своих одноклассников и выявить, как личностные ценности ранжируют они.
Опрос проводился в письменном виде, анонимно. В опросе приняли участие 22 человека. Возраст 16 – 17 лет. Каждому участнику были предоставлены личностные ценности (написанные на листе бумаги). Каждый должен был их ранжировать по значимости для каждого.
Вот эти ценности (на слайде)
Результаты (слайд с таблицей)
Самые важные ценности.
Менее всего значимыми ценностями для учеников моего класса являются:
На первом месте оказываются общечеловеческие ценности. Из менее значимых ценностей привлекла внимание такая ценность как «Познание и стремление к новому» почти половина класса не считает ее важной ценностью. Возможно, это свидетельствует о низкой учебной мотивации.
Я думаю, что место некоторых ценностей со временем будет меняться, как например «Интересная работа» у большинства находится на седьмом месте, а для работающих сейчас людей эта ценность является, чуть ли не главной. Но общечеловеческие ценности «здоровье», «любовь», «счастливая семейная жизнь» всегда останутся важными для всех.
Меня очень порадовал результат моего исследования. Большинство моих одноклассников выбрали общечеловеческие ценности и поставили их на первое место, что говорит о неплохом воспитании нравственных качеств. Огорчило то, что в выпускном классе достаточно низкая учебная мотивация.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа | 113 КБ |
Презентация для защиты | 152.49 КБ |
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №11 г. Вольска"
ЗДОРОВЬЕ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Выполнила: ученица 11 класса
Рожкова Мария
Руководитель: Степанцова Екатерина
Анатольевна
Телефон 8-903-384-58-39
Эл.адрес: e-stepancova@mail.ru
2012г
г.Вольск
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ЗДОРОВЬЕ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Человечество в настоящее время переживает не простые времена. Кризис, переоценка общечеловеческих ценностей. В такие нестабильные периоды страдает подрастающее поколение. Среди молодежи, особенно среди подростков, усиливаются нигилизм, вызывающее поведение, возникает феномен немотивированной жестокости, растет подростковая преступность, заметно опережая темпы роста правонарушений в других возрастных группах, появляются все новые виды отклоняющегося поведения.
Первоочередная задача "переходных" обществ: восстановление и развитие системы социальных ценностей, направленных на выполнение в обществе стабилизирующего назначения. Становясь ценностными ориентациями людей, они непосредственно входят в структуру личности в качестве мотивов их поведения. Важно выяснить психологические особенности современных подростков и в какой степени можно влиять на их формирование как личности с ценностной мотивацией поведения, с личностно и общественно значимыми ценностными ориентациями.
Актуальность проблемы определили выбор темы исследования: "Здоровье и ценности современного школьника".
Объект исследования:
Подростки с различной направленностью личности и их ценностные ориентации.
Предмет исследования:
Психологические особенности ценностных ориентации у подростков
Цель исследования:
Исследовать природу, особенности ценностных ориентации, систему отношений подростков разной направленности личности.
Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи
- определить сущностные признаки ценностных ориентации с точки зрения подходов отечественных и зарубежных ученых последнего времени,
- рассмотреть важнейшие факторы и условия, влияющие на становление ценностных ориентации,
- выявить предпочтение личностных ценностей учениками моего класса. Гипотеза исследования: можно предположить, что
- тип направленности личности подростка взаимосвязан с психологическими особенностями и влиянием на них различных факторов и условий,
- система отношений подростка (с родителями, бабушкой и дедушкой, братьями и сестрами, с ровесниками, учителем и социальной средой) определяет направленность личности и развитие ценностных ориентации подростков,
Ценности, как и здоровье, оказывают огромное влияние на жизнь и деятельность любого человека. Человек, не имея хорошего здоровья, в широком смысле этого слова, не сможет полноценно жить. Ценности одного поколения зачастую отличаются от ценностей предыдущих.
Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.
По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностного отношения, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого. Здоровье- это не только отсутствие какой-либо болезни или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного или социального благополучия. Также это важный показатель жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на ее развитие в будущем. Данный показатель отражается на индивидуальном уровне и характеризует возможность личности в успешной самореализации и эффективной жизнедеятельности.
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Многое зависит от семейного воспитания, но значительную часть своего дня дети проводят в школе, поэтому также важно влияние оказываемое педагогами и коллективом, с которым постоянно взаимодействует индивид. Здоровье – общее условие благоприятной плодотворной жизни.
Ценности - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.
Общечеловеческие ценности- теоретически существующие моральные ценности.
Ценности подразделяют на духовные и материальные. Также не малоизвестно такое понятие, как вечные ценности. Народ, его культуру и искусство, передающееся из поколения в поколение и многое другое относят к вечным ценностям.
Также данное понятие употребляется в нескольких смыслах:
Нормы, которые сложились в обществе, они являются высшим выражением его системы ценностей (т.е. господствующие представления о том, что считать хорошим, правильным или желательным). Понятие ценностей и норм различаются. Ценности — это абстрактные, общие понятия, а нормы — это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определенного рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Все нормы отражают социальные ценности. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся в обществе.
К ценностям могут относиться:
Также могут присутствовать другие ценности. У различных людей различные приоритеты ценностей.
Большинство людей готовы отдать огромные деньги для восстановления своего здоровья, и большинство из них не берегли его с подросткового возраста ( например: злоупотребляли алкогольными напитками, слишком сильно перегружались). Научно доказано, что большое влияние на здоровье человека оказывают его собственное поведение, на которое напрямую влияют духовные ценности. Следовательно, для того чтобы человек был здоров, ему необходимо знать не только вечные и общечеловеческие ценности, но и иметь собственные "хорошие" ценности.
Здоровье- это одна из главнейших ценностей большинства людей. Нельзя не согласиться, что не имея полного социального, физического и духовного или психологического благополучия, индивид, как правило, не может выполнять все то, на что способен здоровый человек. К тому же следует помнить, что мы не вечны, как и молодость, поэтому следует учитывать и то, что относительно не много времени нам дается на активную жизнь, конечно есть люди живущие полной жизнью и в довольно-таки преклонном возрасте. Но наше здоровье это не только ценный, но и ограниченный ресурс. К определенному возрасту все наши болезни дают о себе знать. Жаль, что воспринимаемая нами субъективная ценность здоровья растет по мере роста дефицита наших жизненных сил.
Как известно, без прошлого не может быть и будущего. Но каким будет будущее общества, решать только нам самим. Чего мы хотим от потомков? Какая память останется у них о предках? Какие ценности будут у современного поколения? Можно сказать, что наше будущее в наших руках, не стоит об этом забывать. Здоровье и ценности- это средства благодаря которым в обществе появляются личности, оказывающие огромное влияние на развитие исторического процесса.
Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: здоровье напрямую связано с ценностями любого человека. Иногда не имея полного здоровья человек не может жить полной жизнью, осуществлять какую-либо деятельность.
Большую часть современных подростков не интересует искусство, они не замечают красоту природы. Почти никого не увлекает активная деятельная жизнь. Ярче всего разницу в ценностях показало отношение к музыке подростков и взрослых. Музыка улучшает настроение подростка, помогает учиться, дает возможность не слышать то, что надоело слушать много раз. Увлечение музыкой у большинства современных подростков вызывает позитивные эмоции, позволяет уйти от неприятных переживаний. Родители к увлечению музыкой детьми относятся, в основном, терпимо, другие иронизируют, третьи настроены враждебно и пытаются привить свои вкусы. В тестах четко прослеживается связь между недоброжелательным отношением родителей к музыкальным увлечениям детей и негативными, разрушительными переживаниями подростков.
В особо острой ситуации оказывается современный подросток с его формирующейся потребностью в личностном самоопределении. Основное новообразование этого возраста – перенос сознания во внутренний план, становление самосознания. Практически все психологи сходятся на том, что подростковый возраст является совершенно особым этапом развития личности.
В подростковом возрасте актуальны потребности: в самоутверждении, в друге, занять достойное место в коллективе, в общении со сверстниками.
В этом возрасте заметно усиливается критическое отношение детей к действиям, поступкам, поведению взрослых. Если слова взрослых расходятся с их делами и поступками, они неизбежно теряют авторитет в глазах воспитанников. Подростку нужен взрослый друг, с которым он мог бы обсуждать свои жизненные проблемы, делиться своими сомнениями, тревогами, рассчитывать на его помощь и поддержку. Однако часто родители не понимают подростков, причин их бунтов, неповиновения, противоречивых поступков.
Всем родителям подростков надо помнить каждый день и час: отрочество – самый взрывоопасный возраст: подросток в это время – как раскаленная лампочка.
Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).
Подростковый период знаменует собой переход к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь.
Если подытожить возрастные особенности, то можно сказать, что подростковый возраст – период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.
Основные личностные новообразования подростка (открытие “Я”, осознание своей индивидуальности, возникновение рефлексии, развитие мышления, воображения, формирование нравственного мировоззрения, самоопределение) являются важными внутренними условиями развития ценностных ориентаций.
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В своей практической части я решила провести опрос своих одноклассников и выявить, как личностные ценности ранжируют они.
Опрос проводился в письменном виде, анонимно. В опросе приняли участие 22 человека. Возраст 16 – 17 лет. Каждому участнику были предоставлены личностные ценности (написанные на листе бумаги). Каждый должен был их ранжировать по значимости для каждого.
Вот эти ценности:
Личностные ценности | Важность (занимаемое место) | |||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | |
Наличие хороших верных друзей. | 2ч | 2 | 5 | 2 | 4 | 4 | 1 | - | 2 | - | - | - |
Уверенность в себе. | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | - |
Интересная работа. | - | - | 2 | 5 | 3 | 3 | 5 | 2 | 1 | - | 1 | - |
Творчество. | - | - | 1 | 1 | 1 | - | 1 | 3 | - | 3 | 4 | 8 |
Счастливая семейная жизнь. | 5 | 5 | 5 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | - | - | - | - |
Материально обеспеченная жизнь. | - | 3 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 | 1 | 1 | - | - | 2 |
Здоровье. | 10 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | - | - | - | - |
Свобода в действиях и поступках. | - | - | 1 | 1 | - | - | 3 | 8 | 5 | 3 | 5 | 2 |
Любовь. | 3 | 8 | 1 | 4 | 2 | 2 | 1 | - | - | - | 1 | - |
Познание, стремление к новому. | - | - | 1 | 1 | - | - | - | 2 | 7 | 6 | 5 | - |
Активная деятельная жизнь. | - | - | - | - | 1 | 2 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | - |
Красота природы и искусства. | - | - | - | 1 | - | 1 | 1 | - | 2 | 5 | 4 | 8 |
Результаты наглядней было представить в виде таблицы.
Выводы:
Проведя в своем классе данное анкетирование, сделала выводы.
Самые важные ценности.
Менее всего значимыми ценностями для учеников моего класса являются:
На первом месте оказываются общечеловеческие ценности. Из менее значимых ценностей привлекла внимание такая ценность как «Познание и стремление к новому» почти половина класса не считает ее важной ценностью. Возможно, это свидетельствует о низкой учебной мотивации.
Я думаю, что место некоторых ценностей со временем будет меняться, как например «Интересная работа» у большинства находится на седьмом месте, а для работающих сейчас людей эта ценность является, чуть ли не главной. Но общечеловеческие ценности «здоровье», «любовь», «счастливая семейная жизнь» всегда останутся важными для всех.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «здоровье» отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования, форму его жизни. Потому оно, естественно, переосмысливается всякий раз, когда социальная жизнь переживает глубокие изменения, будь-то изменения в общественных отношениях или изменения в технических возможностях человечества.
Сегодня господствует понимание здоровья как отсутствие болезней. С феноменологической точки зрения это объясняется тем, что опыт переживания здоровья дан нам не изначально, а вторично. Он опосредуется первичным опытом недомогания, боли, недуга, слабости, а само здоровье воспринимается как избавление от этих негативных ощущений. Неудовлетворенность таким пониманием здоровья часто пытаются обойти за счет использования применительно к человеку понятия «практически здоров».
Самостоятельность и ответственность воспитываются в человеке с детства, и каждый день ребенок сверяет свои поступки с поведением окружающих его людей: родителей, воспитателей детского сада, педагогов, сверстников и др. Взрослость определяется не возрастом, а умением быть самостоятельным и ответственным. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы помочь подростку сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях и брать на себя ответственность за свои поступки.
Изучение модели человеческого поведения говорит о том, что, совершая какой-либо поступок, человек подсознательно оценивает его важность и последствия для себя лично. Затем для него важна оценка его поступка близкими людьми, которых он не хотел бы огорчать и в одобрении которых нуждается.
Исходя из этого, становится понятным, насколько важно для подростка общаться с людьми высокой нравственности и культуры. Если подросток воспитывается в обществе с неустойчивыми моральными и духовными ценностями, ему бывает очень трудно дать правильную оценку своим поступкам. Меня очень порадовал результат моего исследования. Большинство моих одноклассников выбрали общечеловеческие ценности и поставили их на первое место, что говорит о неплохом воспитании нравственных качеств. Огорчило то, что в выпускном классе достаточно низкая учебная мотивация.
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 1
ЗДОРОВЬЕ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА Выполнила: ученица 11 класса Рожкова Мария Руководитель Степанцова Е.А.- педагог-психологСлайд 2
Актуальность: Кризис , переоценка общечеловеческих ценностей. В такие нестабильные периоды страдает подрастающее поколение. Среди молодежи, особенно среди подростков, усиливаются нигилизм, вызывающее поведение, возникает феномен немотивированной жестокости, растет подростковая преступность, заметно опережая темпы роста правонарушений в других возрастных группах, появляются все новые виды отклоняющегося поведения.
Слайд 3
Объект исследования: Подростки с различной направленностью личности и их ценностные ориентации. Предмет исследования: Психологические особенности ценностных ориентации у подростков
Слайд 4
Цель исследования: Исследовать природу, особенности ценностных ориентации, систему отношений подростков разной направленности личности. Исходя из цели исследования, были определены следующие задачи - определить сущностные признаки ценностных ориентации с точки зрения подходов отечественных и зарубежных ученых последнего времени, - выявить предпочтение личностных ценностей учениками моего класса.
Слайд 5
Гипотеза исследования: можно предположить, что - тип направленности личности подростка взаимосвязан с психологическими особенностями и влиянием на них различных факторов и условий, - система отношений подростка (с родителями, бабушкой и дедушкой, братьями и сестрами, с ровесниками, учителем и социальной средой) определяет направленность личности и развитие ценностных ориентации подростков.
Слайд 6
Теоретическая часть Понятие "здоровье и ценности" Связь ценностей со здоровьем Ценности современного подростка
Слайд 7
Практическая часть Здоровье Любовь, семья, дети, дом Близкие, друзья, общение Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы Материальное благополучие. Духовные ценности, духовный рост, религия Досуг — удовольствия, хобби, развлечения Творческая самореализация Самообразование Социальный статус и положение в обществе Свобода ( свобода выбора, свобода слова и т.д. ) Стабильность
Слайд 8
Результаты в таблице Личностные ценности Важность (занимаемое место) I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII Наличие хороших верных друзей. 2 ч 2 5 2 4 4 1 - 2 - - - Уверенность в себе. 2 1 3 1 3 3 3 3 2 1 1 - Интересная работа. - - 2 5 3 3 5 2 1 - 1 - Творчество. - - 1 1 1 - 1 3 - 3 4 8 Счастливая семейная жизнь. 5 5 5 1 2 1 1 2 - - - - Материально обеспеченная жизнь. - 3 2 3 4 4 2 1 1 - - 2 Здоровье. 10 2 3 2 1 2 1 1 - - - - Свобода в действиях и поступках. - - 1 1 - - 3 8 5 3 5 2 Любовь. 3 8 1 4 2 2 1 - - - 1 - Познание, стремление к новому. - - 1 1 - - - 2 7 6 5 - Активная деятельная жизнь. - - - - 1 2 4 3 5 4 3 - Красота природы и искусства. - - - 1 - 1 1 - 2 5 4 8
Слайд 9
Выводы Самые важные ценности. На первое место ставят такие ценности «Здоровье» и «Счастливая семейная жизнь» -15 чел. На второе место «Любовь» - 12 чел. На третье место «Наличие хороших и верных друзей» - 9 чел. «Уверенность в себе» выбирают 6 человек, а «Материально обеспеченную жизнь» 5 человек.
Слайд 10
Менее всего значимыми ценностями для учеников моего класса являются: « Красота природы и искусства» - 17 чел. « Творчество» -15 чел. «Познание, стремление к новому» - 11 чел. «Свобода в действиях и поступках»- 10 чел. «Активная деятельная жизнь» - 9 чел.
Слайд 11
Спасибо за внимание.
Каргопольская игрушка
Рисуем подснежники гуашью
Можно от Солнца уйти...
Подарок
Карандаши в пакете