Мы часто слышим «Во всём нужна система». Наверное, здесь подразумеваются определённые закономерности и особенности, которые характерны для всех?
Законы, по которым живут сложные системы, фундаментальны в той же мере, что и законы физики. Система - особая форма бытия материи.
Человек является частью мира, поэтому его подсистемой. Сегодня любое познание человека и общества должно учитывать законы системности.
Данная тема показалось мне очень интересной, поэтому я захотела изучить её более глубоко. Цель моей работы доказать, что человек сам является определённой системой и является частью системы природы и общества.
В работе я поставила следующие задачи:
Гипотеза: Жизнь человека - явление системное. Все связано со всем, все влияет на все.
Методы, использованные в работе:
В теоретической части своей работы я изучила следующие вопросы:
Более подробно хочу остановиться на практической части своей работы.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ДНЕВНОЙ РИТМ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ. ВСЁ ХОРОШО ВОВРЕМЯ.
Самым простым примером системности человека является выполнение режима дня. От того, как будет выполняться режим, зависит многое, в том числе и работа всех систем человека (биологических, эмоциональных, психологических). Это я решила проверить в своём исследовании. В данном исследовании приняли участие 20 учащихся нашей школы.
Возраст 14 – 16 лет
Диагностика проводилась мной. 21 ноября 2012г.
Цель данной диагностики: выявить уровень выполнения режима дня учениками нашей школы, убедить их в том, что работоспособность и соблюдение режима дня, вещи не разделимые.
Из данной диагностики можно сделать вывод:
Рекомендации:
Все компоненты системы взаимосвязаны. Только один компонент системы в жизни человека (исследуемый режим дня), как я убедилась, может повлиять на многое: на здоровье, самочувствие, на успеваемость в школе, на отношения между людьми и т.д. Когда всё идёт своим чередом, то есть по определённой системе, мы чувствуем себя спокойно, комфортно, получаем удовлетворение от работы, общения и просто от жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа | 55.04 КБ |
Презентация для защиты | 664.96 КБ |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 г.Вольска Саратовской области»
ЧЕЛОВЕК КАК СИСТЕМА
Выполнила ученица 9 «Б» класса
Ф.И.О. Ямщикова Мария
Адрес: ул. Кукушкина д.24
Руководитель педагог-психолог
Степанцова Екатерина Анатольевна
Телефон 8-903-384-58-39
Эл.адрес: e-stepancova@mail.ru
г. Вольск
2012г
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________стр. 3
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА ____________________________ стр.5
1.2 ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ И САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА____________________________________________стр.6
1.3 БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ _стр.10
1.4. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПСИХИКИ__________стр. 11
1.5. ЧЕЛОВЕК - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ____________________________________________стр.12
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.ЕСТЕСТВЕННЫЙ ДНЕВНОЙ РИТМ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ, ВСЁ ХОРОШО ВОВРЕМЯ.____стр. 14
2.2 Выводы и рекомендации_________________________________стр.15
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________ стр. 17
IV. ЛИТЕРАТУРА____________________________________ стр.
V.ПРИЛОЖЕНИЯ____________________________________
ВВЕДЕНИЕ
Мы часто слышим «Во всём нужна система». Наверное, здесь подразумеваются определённые закономерности и особенности, которые характерны для всех?
Законы, по которым живут сложные системы, фундаментальны в той же мере, что и законы физики. Система - особая форма бытия материи. Когда элементы объединяются в систему, возникает нечто новое, и у этого нового возникают свойства, которых не было и не могло быть у отдельных элементов. Независимо от их физической природы. Человек и общество, семья и биоценоз подчиняются одним и тем же закономерностям, которые не очевидны и не доступны "здравому смыслу".
Человек является частью мира, поэтому его подсистемой. В свою очередь в себе, в своей биологической структуре человек имеет минисистемы, в которых отражён весь организм. Это Радужная оболочка глаза, ушная раковина, язык, кожа, слизистая носа, особенности ладони, ступни. По изменению этих структур можно определять состояние здоровья, а через них и влиять на здоровье, например, иридодиагностика, хиромантия и т.п.
Элементарной минисистемою организма есть каждая его клетка.
Мы строим свою жизнь, и создаем ее системно, осознаем это или нет, желаем или не желаем. Принимаем свои решения, участвуем в жизни других людей. И нередко с лихой беспардонностью вмешиваемся в чужую судьбу.
Сегодня любое познание человека и общества должно учитывать законы системности.
Данная тема показалось мне очень интересной, поэтому я захотела изучить её более глубоко. Цель моей работы доказать, что человек сам является определённой системой и является частью системы природы и общества.
В работе я поставила следующие задачи:
Гипотеза: Жизнь человека - явление системное. Все связано со всем, все влияет на все.
Методы использованные в работе:
I ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА
"Система - это внутренне организованная, на основе того или иного принципа, гетерогенная целостность, элементы которой находятся в отношениях (связях) между собой таким образом, что возникает, как минимум, одно новое интегративное качество, не свойственное ни одному из элементов этой целостности"
Предположим, у нас есть 70 кг живых клеток, межклеточных веществ и воды. То есть элементов, из которых состоит организма человека. Если мы смешаем их, мы человека не получим, мы получим 70 кг плохого фарша. Потому, что нет целостности, нет организации. Есть только гетерогенность, то есть разнородность. Для того чтобы получился человек, все эти элементы должны образовать структуру, превратиться в нечто целостное. То есть, оказаться в определенных отношениях. Эти связи выстраиваются по более или менее известным принципам: иерархии, автономии, обмена информацией, обратных связей, и т.д. Как это имеет место в человеческом теле. Именно структура тела создает принципиально новые качества, которых нет и не может быть у отдельных клеток. Возникает огромное количество качеств, которые образуются совместной деятельностью клеток и межклеточных элементов, то есть "интегративные качества".
Все сложные системы, независимо от того, из каких элементов они состоят, от конкретной их организации, имеют фундаментальные общие свойства. Принципиально важные для того, чтобы понимать, "как устроен человек".
1.2. ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ И САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Организм — слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз).
Гомеостаз — совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так и из внутренней среды. Постоянство физико-химического состава внутренней среды поддерживается благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и других физиологических процессов.
Организм — сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.
Скелет — комплекс костей, различных по форме и величине. У человека более 200 костей (85 парных и 36 непарных), которые в зависимости от формы и функции делятся на: трубчатые (кости конечностей); губчатые (выполняют в основном защитную и опорную функции — ребра, грудина, позвонки и др.); плоские (кости черепа, таза, поясов конечностей); смешанные (основание черепа). При систематическом выполнении значительных по объему и интенсивности статических и динамических упражнений кости становятся более массивными.
Скелет человека состоит из позвоночника, черепа, грудной клетки, поясов конечностей и скелета свободных конечностей. Все кости скелета соединены посредством суставов, связок и сухожилий. Суставы — подвижные соединения, область соприкосновения костей в которых покрыта суставной сумкой из плотной соединительной ткани, срастающейся с надкостницей сочленяющихся костей. Опорно-двигательный аппарат состоит из костей, связок, мышц, мышечных сухожилий. Основные функции — опора и перемещение тела и его частей в пространстве.
Мышечная система представлена двумя видами мускулатуры: гладкая (непроизвольная) и поперечно-полосатая (произвольная). Гладкие мышцы расположены в стенках кровеносных сосудов и некоторых внутренних органах. Они сужают или расширяют сосуды, продвигают пищу по желудочно-кишечному тракту, сокращают стенки мочевого пузыря. Поперечно-полосатые мышцы — это все скелетные мышцы, которые обеспечивают многообразные движения тела.
Скелетные мышцы входят в структуру опорно-двигательного аппарата, крепятся к костям скелета и при сокращении приводят в движение отдельные звенья скелета, рычаги Раздвижные двери из алюминия двери волховец обращайтесь. Они участвуют в удержании положения тела и его частей в пространстве, обеспечивают движения при ходьбе, беге, жевании, глотании, дыхании и т.д., вырабатывая при этом тепло. Скелетные мышцы обладают способностью возбуждаться под влиянием нервных импульсов. В процессе мышечного сокращения потенциальная химическая энергия переходит в потенциальную механическую энергию напряжения и кинетическую энергию движения.
Кровь — жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе и обеспечивающая жизнедеятельность клеток и тканей организма в качестве органа и физиологической системы. Она состоит из плазмы (55—60%) и взвешенных в ней форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и других веществ (40—45%).
Сердечно-сосудистая система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце — главный орган кровеносной системы — представляет собой полый мышечный орган, совершающий ритмические сокращения, благодаря которым происходит процесс кровообращения в организме. Деятельность сердца заключается в ритмичной смене сердечных циклов, состоящих из трех фаз: сокращения предсердий, сокращения желудочков и общего расслабления сердца.
Пульс — волна колебаний, распространяемая по эластичным стенкам артерий в результате гидродинамического удара порции крови, выбрасываемой в аорту под большим давлением при сокращении левого желудочка. Частота пульса соответствует частоте сокращений сердца. В покое пульс здорового человека равен 60—70 удар/мин.
Дыхательная система включает в себя носовую полость, гортань, трахею, бронхи и легкие. В процессе дыхания из атмосферного воздуха через альвеолы легких в организм постоянно поступает кислород, а из организма выделяется углекислый газ. Трахея в нижней своей части делится на два бронха, каждый из которых, входя в легкие, древовидно разветвляется. Конечные мельчайшие разветвления бронхов (бронхиолы) переходят в закрытые альвеолярные ходы, в стенках которых имеется большое количество шаровидных образований — легочных пузырьков (альвеол). Каждая альвеола окружена густой сетью капилляров. Общая поверхность всех легочных пузырьков очень велика, она в 50 раз превышает поверхность кожи человека и составляет более 100 м2. Процесс дыхания — это целый комплекс физиологических и биохимических процессов, в реализации которых участвует не только дыхательный аппарат, но и система кровообращения.
Пищеварительная система состоит из ротовой полости, слюнных желез, глотки, пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника, печени и поджелудочной железы. В этих органах пища механически и химически обрабатывается, перевариваются поступающие в организм пищевые вещества и всасываются продукты пищеварения.
Выделительную систему образуют почки, мочеточники и мочевой пузырь, которые обеспечивают выделение из организма с мочой вредных продуктов обмена веществ (до 75%). Кроме того, некоторые продукты обмена выделяются через кожу (с секретом потовых и сальных желез), легкие (с выдыхаемым воздухом) и через желудочно-кишечный тракт. С помощью почек в организме поддерживается кислотно-щелочное равновесие (рН), необходимый объем воды и солей, стабильное осмотическое давление (т.е. гомеостаз).
Нервная система состоит из центрального (головной и спинной мозг) и периферического отделов (нервов, отходящих от головного и спинного мозга и расположенных на периферии нервных узлов). Центральная нервная система координирует деятельность различных органов и систем организма и регулирует эту деятельность в условиях изменяющейся внешней среды по механизму рефлекса. Процессы, протекающие в центральной нервной системе, лежат в основе всей психической деятельности человека.
Железы внутренней секреции, или эндокринные железы, вырабатывают особые биологические вещества — гормоны. Термин “гормон” происходит от греческого “hormo” — побуждаю, возбуждаю. Гормоны обеспечивают гуморальную (через кровь, лимфу, межтканевую жидкость) регуляцию физиологических процессов в организме, попадая во все органы и ткани. Часть гормонов продуцируется только в определенные периоды, большинство же — на протяжении всей жизни человека. Они могут тормозить или ускорять рост организма, половое созревание, физическое и психическое развитие, регулировать обмен веществ и энергии, деятельность внутренних органов. К железам внутренней секреции относят: щитовидную, околощитовидные, зобную, надпочечники, поджелудочную, гипофиз, половые железы и ряд других.
1.3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
Биологические ритмы — регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов, отдельных состояний или событий. В той или иной мере биоритмы присущи всем живым организмам. Они характеризуются периодом, амплитудой, фазой, средним уровнем, профилем и делятся на экзогенные (вызванные воздействием окружающей среды) и эндогенные (обусловленные процессами в самой живой системе). Существуют биоритмы клеток, органа, организма, сообщества. По выполняемой функции биологические ритмы делят на физиологические — рабочие циклы, связанные с деятельностью отдельных систем (дыхание, сердцебиение) и экологические, или адаптивные, служащие для приспособления организма к периодичности окружающей среды (например, зима — лето). Период (частота) физиологического ритма может изменяться в широких пределах в зависимости от степени функциональной нагрузки (от 60 удар/мин сердца в покое до 180—200 удар/мин при выполнении работы); период экологических ритмов сравнительно постоянен, закреплен генетически (т.е. связан с наследственностью), в естественных условиях захвачен циклами окружающей среды, выполняет функцию “биологических часов”.
Все органы и функциональные системы организма имеют собственные ритмы, измеряемые в секундах, часах, неделях, месяцах и годах. Взаимодействуя друг с другом, биоритмы отдельных органов и систем образуют упорядоченную систему ритмических процессов, которая и организует деятельность целостного организма во времени.
Знание и рациональное использование биологических ритмов может существенно помочь в процессе жизни. На этом подробнее я остановлюсь в своей практической части работы.
1.4. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПСИХИКИ
В наиболее общем виде психика может быть представлена как открытая функциональная система, состоящая из трех элементов:
Суть функционирования такой системы в упрощенном виде состоит в том, что удовлетворение определенных потребностей становится мотивом-целью, который активизирует процессы формирования психического образа, а психический образ, в свою очередь, активизирует деятельность, направленную на удовлетворение потребности и мотива-цели, вызвавших эту деятельность. Необходимо отметить, что поскольку все эти элементы связаны в систему с обратной связью, где не действуют привычные причинно-следственные отношения, то, строго говоря, неважно, с какого из элементов начинать рассмотрение такой системы. Однако по сложившейся бытовой и научной традиции, для облегчения понимания функционирования такой системы принято начинать с анализа побудительных причин – потребностей, целей и мотивов, затем переходить к рассмотрению формирования психического образа и, наконец – к рассмотрению деятельности, которая, с одной стороны, является следствием психической активности, а с другой – направлена на прекращение этой активности.
1.5. ЧЕЛОВЕК - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
Всякая система, целое представляет собой органическое единство и взаимодействие компонентов, частей. Системы социального порядка необычайно сложны и многообразны, и если подойти к социальной действительности с системной мерой, то она выступает как иерархия систем различного уровня, различной степени сложности и организации. В этой иерархии любая система является, с одной стороны, компонентом системы более высокого уровня, а с другой — сама образована из систем более низкого порядка. Выделить ту или иную данную систему в обществе, определить ее — это значит вычленить часть (компонент) из целого (системы), а затем исследовать ее как систему, выделить и определить ее параметры (компоненты, структуру, функции и т. д.).
Универсальным компонентом любой социальной системы всегда выступает человек как социальное существо. Человек есть последний, в известном смысле слова элементарный носитель социального системного качества.
Человек занимает центральное место и в структуре, внутренней организации системы, ведь структура — совокупность общественные отношений, за которыми всегда стоит личность, коллектив, социальная группа, класс. Личность, как компонент системы, сложна и многообразна, обладает множеством черт, особенностей, качеств. Отсюда и многообразие отношений людей, из которого, по существу, вытекает и многообразие социальных систем. Производственный коллектив, к примеру, система, совокупность людей, интегрированных прежде всего производственными, экономическими связями. Но члены того же коллектива могут вступать в отношения иного, внеэкономического плана, скажем, создать коллектив спортивный. Это тоже система, но уже иного качества. Человеческие компоненты и в производственном, и в спортивном коллективе одни и те же, но в силу того, что они взаимодействуют различными сторонами, различны и социальные системы, которые они образуют. И здесь, в отношениях компонентов, в структуре, являющейся одним из важных интегративных факторов системы, человек играет центральную роль.
Человеком и коллективами людей выполняются и основные функции общественной системы, поскольку функции эти суть, деятельность. активность все тех же личностей, коллектива и т. д. Человек в процессе труда и жизни осуществляет взаимодействие системы со средой природной и социальной. Человек является главным субъектом и объектом управления, которое, как отмечали, является важным средством интеграции системы, сохранения ее качественной определенности, ее совершенствования и развития. Человек — носитель, преобразователь и пользователь социальной информации, выполняющей в обществе коммуникативную, управленческую, познавательную и пропагандистскую роль.
Человек не просто элементарный, далее неразложимый компонент социальной системы, но и ее центр, ее фокус, в котором концентрируются се связи и отношения и взаимодействия. Будучи компонентом любой социальной системы, воплощением ее сущности, человек лишь часть социальной системы. Он не есть некий абсолютный социальный атом, вечный и неделимый, пустотой окруженный. Только через систему человек обретает свою социальную сущность.
Итак, везде и всегда, в любой социальной системе человек выступает как главный компонент.
Системы общественного порядка по набору своих компонентов весьма многообразны. Есть системы, например общество в целом, где имеется набор всех классов компонентов: людей, вещей (предметов), процессов и идей.
Другая группа систем включает в себя - только людей, связанных определенными отношениями. Таковы класс, нация, производственные коллективы. Вещи играют здесь роль опосредствующего звена, но сами непосредственно не входят в состав этого типа систем, хотя отношения к вещам, к средствам производства и определяют место человека в той или иной системе.
Третья группа систем имеет в своем составе и людские, и вещественные компоненты. Например, производительные силы есть система как вещественных элементов — средств производства, так и людских элементов—людей, овладевших и управляющих средствами производства. И т. д. и т. п.
II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ДНЕВНОЙ РИТМ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ, ВСЁ ХОРОШО ВОВРЕМЯ.
Самым простым примером системности человека является выполнение режима дня. От того, как будет выполняться режим, зависит многое, в том числе и работа всех систем человека (биологических, эмоциональных, психологических). Это я решила проверить в своём исследовании. В данном исследовании приняли участие 20 учащихся нашей школы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
А | 9 | 12 | 5 | 8 | 4 | 7 | 6 | 13 | 5 | 8 |
Б | 7 | 7 | 8 | 6 | 13 | 12 | 13 | 2 | 5 | 11 |
В | 4 | 1 | 7 | 4 | 3 | 1 | 1 | 5 | 9 | 1 |
Г | - | - | - | 2 | - | - | - | - | 1 | - |
Возраст 14 – 16 лет
Диагностика проводилась мной. 21 ноября 2012г.
Цель данной диагностики: выявить уровень выполнения режима дня учениками моего класса, убедить их в том, что работоспособность и соблюдение режима дня, вещи не разделимые.
Текст анкеты(приложение №1)
1. Выполняете ли вы утром физическую зарядку?
Да – 9 чел (45%)
Иногда – 7 чел (35%)
Никогда – 4 чел (20%)
2. Завтракаете ли вы утром?
а) всегда – 12 (60%)
б) иногда - 7 (35%)
в) никогда – 1 (5%)
3. В какое время вы обычно учите уроки?
а) сразу, как прихожу из школы – 5 (25%)
б) отдыхаю и только потом начинаю делать уроки – 8 (40%)
в) обедаю и сажусь за уроки – 7 (35%)
4. Сколько времени вы затрачиваете на приготовление домашних заданий?
а) до 1 часа – 8 (40%)
б) 1 - 2 часа – 6 (30%)
в) 2 -3 часа – 4 (20%)
г) 3 -4 часа – 2 (10%)
5. Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?
а) всегда – 4 20%()
б) иногда – 13 (65%)
в) никогда – 3 (15%)
6. Вы ложитесь спать
а) в 21-22.00 – 7 (35%)
б) в 22-23.00 – 12 (60%)
в) после 23.00 – 1 (5%)
7.Как часто вы просыпаетесь не выспавшись?
а) всегда – 6 (30%)
б) иногда – 13 (65%)
в) никогда – 1 (5%)
8. Сколько часов в день вы смотрите телевизор?
а) 1 - 2 часа – 13 (65%)
б) 3- 4 часа – 2 (10%)
в) все свободное время – 5 (25%)
9. Как обычно вы проводите воскресный день?
а) смотрю телевизор, играю в компьютерные игры – 5 (25%)
б) слоняюсь по дому – 5 (25%)
в) гуляю, занимаюсь спортом – 9 (45%)
г) другое (укажите что именно) – 1 (5%)
10.Как часто вы стараетесь спланировать свой день:
а) всегда – 8 (40%)
б) иногда – 11 (55%)
в) никогда – 1 (5%)
Из данной диагностики можно сделать вывод:
Результаты и выводы:
Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности. В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Со временем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит, облегчает выполнение этой работы.
Основными компонентами режима дня школьника являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому.
Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности в соответствии с гигиеническим регламентом. Деятельность должна быть посильной для данного индивидуума, а отдых должен способствовать оптимальному восстановлению.
Определяется режим не только нашими желаниями, но и общественными требованиями. В определенные часы начинают и заканчивают работу учреждения, заводы, институты, школы, театры, магазины. И каждый человек, независимо от желания, должен считаться с этими факторами.
Нерационально организованный режим приводит к снижению работоспособности, развитию утомления и переутомления, задержке роста и нормального развития.
Результаты исследования и их интерпретация.
Основным методом исследования режима дня школьников было анкетирование. Ответы на вопросы анкеты позволяют оценить следующие компоненты режима дня школьника: сон, учеба дома, питание, свободное время. Результаты анкеты были проанализированы, сопоставлены с гигиеническими нормативами (таблица №2),
Выводы
1. Школьники имеют представление о режиме дня.
2. Среди учащихся есть нарушения основных режимных моментов.
3. Для 46% учащихся характерно более позднее засыпание и, следовательно, отмечается недостаток сна.
4. Школьники не уделяют достаточного внимания утренней зарядке как компоненту физического воспитания.
5. Нарушения режима питания (завтрак) отмечаются у 9% учащихся.
6.Среди учащихся отмечаются нарушения гигиены учебной деятельности дома: у 18% учащихся превышены гигиенические нормативы продолжительности выполнения домашних заданий, только 5% учащихся делают перерывы.
7. Большинство школьников проводят свое свободное время насыщенно и с пользой – посещают кружки, музыкальную школу, секции. Учащиеся занимаются не более чем в двух кружках (секциях).
8. Нарушения режима дня у учащихся связаны с чрезмерным увлечением телевизионными передачами, компьютерными играми.
9. Нерационально организованный режим дня способствует ухудшению здоровья школьников.
………………………………..
Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естественного ритма. Говорят обычно о «человеке утра», или «жаворонке», и о «человеке вечера», или «сове».
Первые могут особенно хорошо работать по утрам, но быстро устают во второй половине дня и нуждаются соответственно в более раннем окончании работы. Вторые по-настоящему входят в форму только ближе к полудню, им лучше всего работается по вечерам (до глубокой ночи). Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на "сов", "жаворонков", "голубей". В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.
Люди | Особенности | Пик работоспособности |
"Жаворонок" | Рано просыпается, рано ложится спать. | 9-10 часов утра, |
"Сова" | Встает позже, очень активен вечером. | 11-12 часов утра, |
"Голубь" | Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно. | 10-12 часов утра, |
Независимо от индивидуальных биоритмов школьник вынужден вставать рано утром, и в силах родителей помочь ему успешно начать день.
Рекомендации:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Структура всей системы отражается в каждой ее части. Мы интуитивно чувствуем эту связанность. По какой-то части мы мысленно достраиваем целое. Мы многое можем понять о человеке, только взглянув не его лицо, или услышав голос. А вот мы слышим голос, несколько фраз, и мы понимаем: умный человек, эрудированный, культурный.
Системность какой-либо части мира означает, что в этой части все связано со всем.
Структура нашей жизни чрезвычайно сложна. Физическое здоровье, психическое состояние, убеждения, смысл жизни, отношения со значащими и менее значащими людьми, мелкие и крупные выборы, которые мы делаем ежеминутно - все это взаимосвязано.
Нет ни одного элемента нашей жизни, про который можно было бы сказать: «Этот кусок моей жизни сам по себе, его не касается ничто другое из моей жизни, и он не влияет ни на что». Мы определяем, когда все части системы соответствуют друг другу, и тогда мы испытываем чувство гармонии (если это созидательная системы). Если же одни части системы вступают в противоречие с другими, мы находим признаки этого, и испытываем дискомфорт.
Все компоненты системы взаимосвязаны. Только один компонент системы в жизни человека (исследуемый режим дня), как я убедилась, может повлиять на многое: на здоровье, самочувствие, на успеваемость в школе, на отношения между людьми и т.д. Когда всё идёт своим чередом, то есть по определённой системе, мы чувствуем себя спокойно, комфортно, получаем удовлетворение от работы, общения и просто от жизни.
IV. ЛИТЕРАТУРА
V.ПРИЛОЖЕНИЯ
Слайд 1
ЧЕЛОВЕК КАК СИСТЕМА Выполнила ученица 9 «Б» класса Ф.И.О. Ямщикова Мария Адрес: ул. Кукушкина, д.24 Телефон: 8-937-633-83-85 Руководитель педагог-психолог Степанцова Екатерина Анатольевна Телефон 8-903-384-58-39 Эл.адрес : e - stepancova @ mail . ruСлайд 2
Цель моей работы доказать, что человек сам является определённой системой и является частью системы природы и общества. В работе я поставила следующие задачи: Изучить научную литературу по данному вопросу Изучить важнейшие для нашей темы свойства систем и показать, как эти свойства проявляются в жизни человека Провести социологический опрос, сделать выводы и обобщения.
Слайд 3
Гипотеза: Жизнь человека - явление системное. Все связано со всем, все влияет на все. Методы, использованные в работе: Изучение научной литературы Наблюдение Опрос Анализ
Слайд 4
Теоретическая часть ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ И САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯСЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПСИХИКИ. ЧЕЛОВЕК - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
Слайд 5
Работоспособность человека
Слайд 7
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А 9 12 5 8 4 7 6 13 5 8 Б 7 7 8 6 13 12 13 2 5 11 В 4 1 7 4 3 1 1 5 9 1 Г - - - 2 - - - - 1 -
Слайд 8
Из данной диагностики можно сделать вывод: 45% опрошенных делают утром зарядку.4 человека (20%) не делают зарядку. Из опрошенных мною людей 12 человек(60%) завтракают всегда. На приготовление домашнего задания ученики тратят мало времени это как до 1 часа, хотя в норме 3-4 часа Большинство детей делают перерыв когда выполняют домашнее задание 65% ложатся после 22 часов. 95% страдают от недосыпания Время просмотра телевизора не превышает норму. Воскресный день люди проводят по разному. кто-то любит активный отдых(45%), кто-то любит пассивный отдых (55%) Большинство опрошенных планируют свой выходной день.
Слайд 9
Люди Особенности Пик работоспособности "Жаворонок" Рано просыпается, рано ложится спать. 9-10 часов утра, 16-17 часов вечера "Сова" Встает позже, очень активен вечером. 11-12 часов утра, 18-20 часов вечера "Голубь" Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно. 10-12 часов утра, 15-18 часов вечера Люди делятся на 3 типа:
Слайд 10
Рекомендации: В соответствии с колебаниями работоспособности нужно чередовать напряженную, ответственную деятельность, менее важную и ненапряженную деятельность и менее ответственные дела, Делайте ежедневно что-нибудь для поддержания работоспособности (зарядка, занятия спортом). Помните всегда о том, что вместе с работоспособностью изменяется качество выполняемой работы. Самые важные дела и дела, требующие наибольшей концентрированности и тщательности, должны приходиться на высшую точку вашей работоспособности, на самые лучшие часы.
Слайд 11
Все компоненты системы взаимосвязаны. Только один компонент системы в жизни человека (исследуемый режим дня), как я убедилась, может повлиять на многое: на здоровье, самочувствие, на успеваемость в школе, на отношения между людьми и т.д. Когда всё идёт своим чередом, то есть по определённой системе, мы чувствуем себя спокойно, комфортно, получаем удовлетворение от работы, общения и просто от жизни.
Лепесток и цветок
Неньютоновская жидкость
Кактусы из сада камней
Чья проталина?
3 загадки Солнечной системы