Цель работы: получить ответ на вопрос: как влияют на русский язык СМС?
Задачи:
1.Ознакомиться с особенностями жанра СМС.
2.Выявить отношение учащихся к жанру СМС.
3.Проанализировать влияние СМС на русский язык.
Методы исследования: - Поиск и обработка информации; - Анкетирование; - Анализ и синтез.
Тема исследовательской работы выбрана не случайно. Она продиктована, в первую очередь, тем, что язык СМС имеет свои особенности. Многие пользователи воспринимают СМС как разновидность устной речи, к тому же зачастую не очень грамотной. Но глаз образованного человека отмечает большое количество разного рода ошибок, которыми пестрят СМС-сообщения. СМС – это новый способ коммуникации, но что он принес в нашу речь: пользу или засилье безграмотности?
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_kozlovoy.docx | 82.72 КБ |
«Влияние языка СМС на русский язык».
Автор работы: Козлова Валерия
Место выполнения работы: п.Солнечнодольск
МКОУ «СОШ № 17», 8 класс
Научный руководитель: Куц Наталья Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы МКОУ
«СОШ № 17», высшая квалификационная категория
п.Солнечнодольск, 2012
Оглавление
1. Введение. Стр. 3
2. Основная часть. Стр. 4 - 7
3. Заключение. Стр. 8
5. Список литературы. Стр. 9
6. Приложение. Стр. 10 - 14
2
Цель работы: получить ответ на вопрос: как влияют на русский язык СМС?
Задачи:
1.Ознакомиться с особенностями жанра СМС.
2.Выявить отношение учащихся к жанру СМС.
3.Проанализировать влияние СМС на русский язык.
Методы исследования:
- Поиск и обработка информации;
- Анкетирование;
- Анализ и синтез.
Вступление.
Понятие СМС заимствованное. Придумал СМС Нейл Папуорт – инженер фирмы Vodafon. Он же отправил первую в мире СМС-ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: «Merry Christmas – 92». Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service. Эта аббревиатура переводится так: Служба коротких сообщений. У нас ее побуквенно заимствовали, переписав кириллицей – транслитерировали, но перевели по-своему: СМС по-русски – это уже Служба Мобильных Сообщений. Это сокращение нам советуют писать русскими буквами, причем все они должны быть большими, прописными.
СМС для нас вещь далеко не новая и вполне привычная. На данный момент СМС так прошла в нашу жизнь, что стала существовать в языке как самостоятельное слово, от которого ведется словообразование (СМС-ка).
Тема исследовательской работы выбрана не случайно. Она продиктована, в первую очередь, тем, что язык СМС имеет свои особенности. Многие пользователи воспринимают СМС как разновидность устной речи, к тому же зачастую не очень грамотной. Но глаз образованного человека отмечает большое количество разного рода ошибок, которыми пестрят СМС-сообщения. СМС – это новый способ коммуникации, но что он принес в нашу речь: пользу или засилье безграмотности?
3
Основная часть.
1. Типичные коммуникативные задачи, которые решаются с помощью СМС:
1.Узнать о местонахождении (и планах) адресата: ты де? гул идешь? че дешь? ну че ты пойдешь на днюху?
2.Узнать о самочувствии и настроении адресата: ну ты как? слышь че тебе надо?!
3.Сообщить о своем местонахождении (и планах): щас в шк, счас приду
4.Сообщить о своем самочувствии и настроении: я норм, я тя лю
5. Сообщить о мимолетном текущем впечатлении, о чем-то только что сделанном или увиденном: Ura! Ura! ispolnilas' moya mechta! Ппц, фига сибе
6.Выразить в ответ сочувствие, поощрение, благодарность и т.п.: спс, пжл, печалька, расслабля...
Что же так привлекает людей в таком способе общения? Во-первых, это сравнительно недорогое удовольствие. Во-вторых, сообщения действительно отправляются мгновенно, что очень удобно почти в любой ситуации.
Но СМС имеет свои недостатки. Максимальный объём одного сообщения составляет около 70 символов. Этим объясняется краткость сообщений – они состоят, как правило, из 2-3 простых, не слишком распространенных предложений. Вынужденная краткость приводит к обилию сокращений и искажений, таких, как нз (не знаю), спс (спасибо), чё (что), щас (сейчас) и т. д.
В СМС нормативные знаки препинания зачастую уступают место смайликам - графическим значкам, передающим модусные смыслы. Это слово – от английского smile («улыбка») – обозначает значки, создаваемые с помощью вспомогательных небуквенных символов клавиатуры. Они создают иллюзию одновременного говорения и действия, что, в свою очередь, создает эффект присутствия:
:) – улыбающийся ;) – подмигивающий : ( - грустный
:D – смеющийся =-O-удивленный
@}->-- - дарящий розу @= смайл бомба :’( - плачущий
4
2. Конечно, сами по себе сокращения и смайлы не так уж страшны, однако всё ощутимее становится их влияние на устную и письменную речь. Смайлы очень часто заменяют традиционные знаки препинания, а желание сэкономить место вынуждает отказаться от запятых в сложноподчиненных предложениях, при вводных словах и обращениях. Со временем это входит в привычку.
Мы провели опрос, чтобы выяснить, с какой целью и как именно используют СМС ученики нашей школы. В опросе приняли участие 85 учащихся 7 – 9 классов. Помимо прочего нас интересовали вопросы искажения языка в процессе СМС – общения. Данные получены следующие:
1.На вопрос «Часто ли вы используете СМС?» 40 % опрошенных ответили – иногда, 38 – редко, 12 – часто.
2.На вопрос «В каких случаях вы используете СМС?» 45 % ответили – для общения, 13 % - для сообщения о текущих впечатлениях, 11 и 10% - для выражения сочувствия и благодарности и сообщения о местонахождении и т.д.
3. При ответе на вопрос «Часто ли вы используете сокращения?» самыми популярными ответами были – «редко» и «иногда».
4. Также мы выяснили, что большинство опрошенных часто искажают слова при написании СМС. Хотя при этом за знаками препинания следят почти все.
5
3. Классифицируя ошибки, допущенные отправителями СМС, пришла к выводу: наиболее частыми являются следующие:
СМС | Ошибки |
Я бывает неправильно делаю, неотрицаю! | 1.Неправильное построение предложения. 2.Ччастица не с глаголом написана слитно. 3. Отсутствуют знаки препинания при вводном слове. |
Ой какая нямка! | 1.Отсутствует запятая после междометия ой. 2. Употребление просторечного слова. |
Че учишь! | 1.Неправильное использование знаков препинания. 2. Искажен облик слова «что». |
как дела | 1.Отсутствуют знаки препинания. 2.Употреблена строчная буква в начале предложения. |
он просто супер | 1.Отсутствуют знаки препинания. 2.Употребление строчной буквы в начале предложения. 3. Использование жаргонной лексики. |
Скажи пожалста расписание | 1. Отсутствуют знаки препинания. 2. Искажен облик слова «пожалуйста». |
Приветик че не пишешь как дела | 1.Не обозначены границы предложений. 2.Использование жаргонной лексики. |
Незнаю! я может буду не дома! | 1. Правописание частицы не с глаголами. 2.Употребление строчной буквы в начале предложения. 3. Отсутствуют знаки препинания при вводном слове. |
Я телек смотрю! и убираю в доме. | 1.Неправильное построение предложений. 2. Использование жаргонной лексики. |
Знаю, ты имела ввиду то, что я не позвонила вчера… | 1.Ошибка в написании выражения «иметь в виду». |
слышь че тебе надо?! | 1.Отсутствуют знаки препинания. 2.Употреблена строчная буква в начале предложения. 3. Искажен облик слова «что». |
щас в шк | 1. Употребление сокращенных слов, искажение их вида. 2. Отсутствие знаков препинания. |
ну че ты пойдешь на днюху? | 1. Отсутствие знаков препинания. 2. Использование жаргона. 3. Искажение облика слова «что». |
очень плохое настроение и куча домашних дел | 1.Отсутствуют знаки препинания. 2.Употреблена строчная буква в начале предложения. |
Получается, что практически все пользователи в той или иной ситуации искажают русский язык, отправляя СМС. Как же это влияет на него?
Устная и письменная речь становится всё более упрощенной, реже употребляются распространенные предложения и осложняющие конструкции. О человеке мы судим по тому, как он пишет и говорит. Вряд ли кто-нибудь сочтёт умным и образованным человека, общающегося лишь самыми простыми и примитивными выражениями. Привычка пропускать знаки препинания также не может принести пользы. Ведь даже самый простой текст требует соблюдения правил пунктуации. Искажения вроде «щас» и «чё» в письменную речь пока не вошли, но устную захватили почти полностью. Может, не так это и страшно, но речь, наполненная такими резкими и неблагозвучными сокращениями, звучит неприятно, отрывисто.
Причинами нарушения языковых норм в СМС-сообщениях являются следующие: восприятие SMS как разновидности устной речи (изобилие просторечий и жаргонов); экономическая сторона вопроса (дети экономят место на SMS-страничках, так как SMS – платная форма общения); непринципиальное отношение к ошибкам в SMS-сообщениях; невысокий уровень практической орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
7
Заключение.
Информативность и краткость СМС приводят к обеднению языка, к нарушению культуры общения, исчезновению из активного словаря многих важных слов и понятий. Орфография сообщений приобретает свободный характер, что делает написанное «нечитаемым» или труднопонимаемым, кроме этого, такое нарушение всех норм и правил приводит к тому, что пишущий уже не может точно соотносить варианты написания слова, что влечет за собой безграмотность. Влияние «языка СМС» всё заметнее в нашей речи. Может, всё-таки эти «нововведения» нам не нужны? Вряд ли «сокращенный язык» может заменить всю прелесть и яркость языка предков, воспетого многими великими поэтами, поэтому необходимо обратить внимание школьников на культуру общения, на грамотное оформление своих мыслей при составлении SMS.
8
Список литературы.
9
Приложение
Результаты исследований.
10
11
12
13
14
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Соленая снежинка
Выбери путь
Любимое яичко
Именинный пирог