Данная работа представила результаты исследования фона радиактивности в с. Куприяновка и некоторых населенных пунктах Завитинского района Амурской области.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_fona_estestvennoy_radioaktivnosti_1.ppt | 881.5 КБ |
proekt-_pasport.docx | 812.53 КБ |
Слайд 1
Исследование фона естественной радиоактивности Работа выполнена Долженко Дмитрием, учащимся 10 класса МОУ СОШ с. Куприяновка Руководитель: Ядыкина О.А.Слайд 2
Мир, в котором ты живешь
Слайд 3
Что такое радиоактивность Термин "радиация" происходит от латинского слова radius и означает луч.
Слайд 4
Виды ионизирующих излучений Альфа-излучение - это тяжелые положительно заряженные частицы, состоящие из двух протонов и двух нейтронов, крепко связанных между собой. В природе альфа-частицы возникают в результате распада атомов тяжелых элементов, таких как уран, радий и торий. В воздухе альфа-излучение проходит не более пяти сантиметров и, как правило, полностью задерживается листом бумаги или внешним омертвевшим слоем кожи.
Слайд 5
Виды ионизирующих излучений Бета-излучение - это электроны, которые значительно меньше альфа-частиц и могут проникать вглубь тела на несколько сантиметров. От него можно защититься тонким листом металла, оконным стеклом и даже обычной одеждой
Слайд 6
Виды ионизирующих излучений Гамма-излучение - это фотоны, т.е. электромагнитная волна, несущая энергию. В воздухе оно может проходить большие расстояния, постепенно теряя энергию в результате столкновений с атомами среды. Интенсивное гамма-излучение, если от него не защититься, может повредить не только кожу, но и внутренние ткани.
Слайд 7
Из чего складывается радиационный фон Радиационный фон - радиоактивное излучение, присутствующее на Земле от естественных и техногенных источников, в условиях которого постоянно находится человек.
Слайд 8
Естественная радиоактивность Существенный вклад в облучение человека вносит радон и продукты его распада. Основным источником является земная кора. существует миллиарды лет, она присутствует буквально повсюду. Ионизирующие излучения существовали на Земле задолго до зарождения на ней жизни и присутствовали в космосе до возникновения самой Земли. Радиоактивные материалы вошли в состав Земли с самого ее рождения.
Слайд 9
Техногенная радиоактивность возникает вследствие человеческой деятельности. Осознанная хозяйственная деятельность, в процессе которой происходит перераспределение и концентрирование естественных радионуклидов, приводит к заметным изменениям естественного радиационного фона. Сюда относится добыча и сжигание каменного угля, нефти, газа, использование фосфатных удобрений, добыча и переработка руд. Так, например, исследования нефтепромыслов на территории России показывают значительное превышение допустимых норм радиоактивности, повышение уровней радиации в районе скважин, вызванное отложением на оборудовании и прилегающем грунте солей радия-226, тория-232 и калия-40. Особенно загрязнены действующие и отработавшие трубы, которые нередко приходится классифицировать как радиоактивные отходы.
Слайд 10
Что вокруг нас радиоактивно?
Слайд 11
Как радиация может попасть в организм? Радиоактивные вещества, могут проникать в организм с пищей и водой (через кишечник), через легкие (при дыхании ) и, в незначительной степени, через кожу, а также при медицинской радиоизотопной диагностике- это внутреннее облучение. Кроме того, человек может подвергнуться внешнему облучению от источника радиации. современный человек до 80% времени проводит в помещениях - дома или на работе, где и получает основную дозу радиации
Слайд 12
Величины измерения радиации Мощность дозы - доза излучения за единицу времени (секунду, минуту, час). Единица мощности дозы - зиверт/час (Зв/ч). Основной операционной величиной является амбиентный эквивалент дозы Единица амбиентного эквивалента дозы - зиверт (Зв).
Слайд 13
Нормальный уровень радиации ТИПИЧНЫЕ значения фона на улице (открытой местности) - 8 - 12 мкР/час, в помещении - 15 - 20 мкР/час. Безопасная норма до 30 мкР/час
Слайд 14
Приборы для измерения радиоактивности. Дозиметры Рентгенометры Радиометры
Слайд 15
Характеристики прибора РАДЭКС. Прибор оценивает радиационную обстановку по величине мощности амбиентного эквивалента дозы гамма- излучения (мощности излучения) с учетом рентгеновского излучения. Оценивает радиационную обстановку на местности и радиоактивное загрязнение материалов и продуктов. Легок в обращении. Измеряет уровень радиоактивности в как в мкЗв/ч, так и в мкР/ч. Диапазон измерений мощности экспозиционной дозы от 5 до 999 мкР/ч.
Слайд 16
Измерение уровня радиоактивности в различных населенных пунктах. № п/п Населенный пункт Мощность излучения, мкР/ч 1 г. Завитинск 12-14 2 МОУ СОШ № 3 г. Завитинска 16-17 3 с. Куприяновка 16-18 4 13-15 км трассы Завитинск – Райчихинск(березовая роща) 9-10 5 с. Преображеновка 12-13 6 Место свалки г. Завитинска 16
Слайд 17
Измерение уровня радиации в помещении МОУ СОШ с. Куприяновка № п/п Место измерения Мощность излучения, мкР/ч 1 Рекреация 1 этажа 16-17 2 Рекреация 2 этажа 17-18 3 Подвал 16 4 Крыша 18-20 5 Кабинет физики 17 6 Кабинет информатики 18
Слайд 18
Сравнительная таблица уровня радиоактивности в различных местах № п/п Место измерения Мощность излучения, мкР/ч 1 Дом панельный 20 2 Дом деревянный 10 3 Уголь около котельной 22 4 Карьер песчаный 14 5 Здание кирпичное 18
Слайд 19
Сравнительные уровни радиации мониторов компьютеров. № п/п Модель монитора Мощность излучения, мкР/ч 1 Монитор ЭЛТ 20-22 2 Монитор жидкокристаллический 16-17
Слайд 20
выводы Уровень естественной радиации в населенных пунктах нашего района находится в пределах нормы.
Слайд 21
Выводы: Мощность экспозиционной дозы излучения на расстоянии 5 см от любой точки видеомонитора или персональной ЭВМ не должна превышать 100 мкР/час. Норма содержится в документе "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" ( СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 ). Измерения показали уровень до 22 мкР/час , что свидетельствует о безопасности использования компьютерной техники.
Слайд 22
Выводы: Уровень радиации на открытой местности и в закрытых помещениях отличается значительно. Причем, имеет значение, в каком месте производится измерение. Уровень радиации на открытой местности меньше, чем в здании в 1,2 раза. Уровень радиации в деревянных домах гораздо меньше, чем в кирпичных или панельных ( почти в 2 раза).
Слайд 23
Выводы: Измерения в различных населенных пунктах показало, что действительно, естественный уровень радиации выше, чем типичные нормы, что доказывает факты, изложенные в Государственной записке о том, что Амурская область входит в число 18 регионов Российской Федерации, в которых повышенный уровень фона естественной радиоактивности.
Слайд 24
заключение Радиация не имеет ни цвета, ни запаха, она не холодная и не горячая. Но это и делает её наиболее опасной. Ведь человек не может предположить, где его подстерегает опасность . Поэтому мониторинг окружающей среды необходим для жизнедеятельности человека, его экологической безопасности.
Название: | Естественная радиоктивность |
СОБЛЮДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ
(Поставив свою фамилию в указанный пробел, Вы тем самым подтверждаете соблюдение Вами авторских прав) | Я, Ядыкина Ольга Александровна, подтверждаю, что |
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ИССЛЕДОВАНИЯ
ФИО руководителя | Ядыкина Ольга Александровна |
Место работы, должность | Учитель физики МОУ СОШ с. Куприяновка |
ФИ учащихся | Долженко Дмитрий, |
Место учебы, класс | 10 класс МОУ СОШ с. Куприяновка |
Предметный раздел | физика |
Межпредметные связи | ИКТ, физика |
Уровень владения учениками проектной технологией | -средний (у учащихся уже имелся небольшой опыт выполнения исследования) |
Тема исследования | Исследование уровня естественной радиоактивности, сравнение естественной радиоактивности различных мест |
Указать тип исследовательской работы оставив необходимое из предложенного списка, либо вписать свое, если Вы используете другую классификацию) | Проблемно-реферативная, исследовательская |
Исследование было представлено на конкурсе, конференции (заполняется по желанию автора) | Не было представлено |
Цель исследования | Измерение уровня естественной радиоактивности местности, сравнение с санитарными нормами |
Гипотеза | Естественная радиоактивность зависит от естественных факторов |
Задачи | 1. Изучить литературу и интернет-ресурсы о радиоактивности. 2. Познакомиться с единицами измерения радиации, нормами, приборами для измерения радиоактивности. 3. Обобщить полученные данные. |
Этапы работы (перечень из содержания) | 1 этап – определение объекта и предмета исследования, постановка проблемы, формулировка цели и задач исследования, выбор методов исследования, формулировка темы. 2 этап – определение источников информации. 3 этап – работа с литературой, с материалами в сети Интернет. 4 этап – проверка гипотезы, свои выводы 5 этап – оформление исследования. 6 этап – самоанализ результатов. |
Краткое описание выполненного исследования (2-4 предложения) | В ходе исследования проверялась гипотеза. Использовались следующие методы: теоретический метод (анализа и синтеза), описание. На основе изученных данных учащиеся выяснили, что радиация бывает естественная и техногенная, что Амурская область входит в число 18 неблагополучных по радиационной обстановке регионов России. Но уровень измеренной радиации находится в норме, причем, радиация в разных населенных пунктах различна. |
Использование известных результатов и научных фактов | В работе использованы данные из государственного доклада, рефератов и радиационной лаборатории МАФИ. |
Полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых | использованы специализированные издания и материалы сети Интернет : 1. Википедия 2. Рыжов К.В. 100 великих изобретений. – М.: Вече, 2001 – 524 с. 3. Техника. Открытия. Изобретения. Детская энциклопедия. М.: Росмэн, 2000 – 399 с. 4. |
Использование знаний вне школьной программы | При выполнении работы, интересы школьника вышли за рамки школьной программы |
Степень новизны полученных результатов | В работе делается уточнение, конкретизация ранее известного |
Презентация исследования | |
Партнерство | Попытка установить связи с военными. |
|
| Особенности реализации исследования | |
Формулировка темы исследования , постановка задачи ученикам (Методы, приемы, средства, использованные учителем в работе с учениками) | Мини –курс «Организация исследовательской деятельности . 2 занятия по 45 минут: 1-ое занятие: лекция, раскрывающая сущность исследования; домашнее задание для учащихся. 2-ое занятие: диагностирование учащихся по выявлению склонностей к исследованию; практическое занятие по исследованию. | ||
Ход выполнения исследования Методы, приемы, средства, использованные учителем в работе с учениками). | Внеурочная деятельность:
| ||
Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над исследованием | Приемы умственной деятельности: анализ, синтез, конкретизация, обобщение, сравнение, выявление существенного, доказательство… Приемы работы: -консультации с учителем предметником и научным руководителем.. -изучение различных источников; -работа с фотоматериалами, , документами; -подбор текстов; -составление каталогов; -работа в сети Интернет; | ||
Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения исследования и пути их разрешения |
Затруднения учащихся в процессе исследования: 1. На подготовительном этапе: определение гипотезы исследования. | ||
Прилагаемый готовый раздаточный материал (разработанный руководителем исследования) | < вложите материалы, которые вы подготовили для проведения этого проекта> Для того, чтобы вложить материалы в виде вложенных файлов выберите из пункта меню Вставка (Insert) пункт меню Объект (Object), выберите вкладку Создать из файла (Create From File), поставьте флажок (галочку) в окошке Показать в виде значка (Display as icon), найдите нужный файл на диске с помощью кнопки Просмотр (Browse) и нажмите кнопку OK. | ||
для учителя | < вложите материалы, которые помогли вам в проведении исследования > | ||
для учеников | < вложите материалы, которые вы раздавали ученикам > | ||
Требуемое оборудование для проведения исследования | Программное обеспечение – Microsoft Word, Power Point, компьютер, принтер.
| ||
Принципы оценивания работ при проведении данного исследования | 1. Качество оформления презентации. 2. Актуальность исследования. 3. Научно-практическая значимость исследования. 4. Логика и глубина изложения материала. | ||
Примеры работ | |||
Пример(ы) ученических работ | Для того, чтобы вложить материалы в виде вложенных файлов выберите из пункта меню Вставка (Insert) пункт меню Объект (Object), выберите вкладку Создать из файла (Create From File), поставьте флажок (галочку) в окошке Показать в виде значка (Display as icon), найдите нужный файл на диске с помощью кнопки Просмотр (Browse) и нажмите кнопку OK. |
Рефлексия по итогам работы | |
Отклики учеников | «Я не впервые исследовал. Получил удовольствие от пройденного пути. Думаю, что теперь готов сделать другое исследование самостоятельно» |
Перспективы развитие исследования | В перспективе хотелось бы измерить уровень радиации в открытых разрезах г. Райчихинска. |
Мнение учителя (руководителя исследования) | |
На что следует обратить внимание при проведении исследования | 1. Учителю необходимо формировать у учащихся навыки работы с научной литературой. 2. Учить умению оформлять исследовательскую работу. 3. Познакомить учащихся с шаблоном оформления презентации. |
Что можно улучшить при проведении подобного исследования | |
(Убедительная просьба, заполненный шаблон, защитить, применив меню вставки «Сервис» и выбрав пункт «Защита документа» для избежания возможных внутренних правок посторонними лицами)
При составлении шаблона использовались следующие материалы:
1.Шаблон VCT –проекта портала Сеть Творческих Учителей
2.Критерии оценивания исследовательской работы //Артюхова Н.Ф., Борздун В.Н., Борздун Л.А. и др. Организация исследовательской работы школьников (в условиях перехода к профильному обучению): Учебно-методическое пособие.- материал находится в разделе «Методическое сопровождение» библиотеки сообщества НОУ-ХАУ
3.Классификация проектных работ: Кукушин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на-
Дону, 2005, С.241.
Сказка "Морозко"
Любили тебя без особых причин...
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Именинный пирог
Сорняки