Мною проведены исследования и подготовлена работа на тему «Электричество и магнетизм». К выбору данной темы меня подтолкнуло то, что представить современный мир без электричества просто невозможно.
В работе я раскрыл такие понятия, как «электрические заряды», «электрический ток», «магнитное поле».
На практике мною проведены опыты, показывающие: тепловое, магнитное, химическое действие электрического тока.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya3.ppt | 2.5 МБ |
20120227_proektnaya_rabota_roma_elektrichestvo_i_magnetizm.docx | 747.6 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №395
Проектная работа по учебному предмету
«Окружающий мир»
Тема: Электричество и магнетизм
выполнил ученик 4 «А» класса Столяров Роман
руководитель проекта
Шубина Ольга Николаевна
Санкт-Петербург
2012
С чего все начиналось (исторический экскурс).
Тепловое действие электрического тока
Химическое действие электрического тока
Магнитное действие электрического тока
Меры безопасности при работе с электрическим током
Список использованной литературы
Мною проведены исследования и подготовлена работа на тему «Электричество и магнетизм». К выбору данной темы меня подтолкнуло то, что представить современный мир без электричества просто невозможно.
В работе я раскрыл такие понятия, как «электрические заряды», «электрический ток», «магнитное поле».
На практике мною проведены опыты, показывающие: тепловое, магнитное, химическое действие электрического тока.
В ходе опыта, показывающего тепловое действие тока, использовались источник тока (батарейки), лампочка и термометр. В выключенном состоянии лампочка холодная. После включения тока лампочка нагрелась, о чем свидетельствуют показания термометра.
В ходе второго опыта я показал химическое действие тока. При этом использовались источник тока (батарейки), провода и сырой картофель. Два провода, подключенных к разным полюсам источника тока (один к «плюсу», другой – к «минусу») я воткнул в срез картофеля на небольшом расстоянии друг от друга. Через некоторое время после включения электрического тока наблюдается потемнение картофеля вокруг одного из проводов. Это свидетельствует о наличии химической реакции.
В ходе опыта, показывающего магнитное действие тока, использовались источник тока (батарейки), провод и компас. Как мы знаем, стрелка компаса всегда показывает на север. Когда мы разместили провод, по которому течет электрический ток, над компасом, стрелка поменяла свое направление, что говорит о существовании вокруг провода с током магнитного поля, взаимодействующего с магнитным полем стрелки компаса.
Итогом моей практической работы является опыт по создание простейшего электрического двигателя. При этом использовались источник тока (батарейки), провода и постоянный магнит. Из небольших кусков провода я сделал небольшие стойки, которые подключил к полюсам батарейки (плюсу и минусу). Длинный кусок провода смотал в катушку и установил на подготовленные стойки. По стойкам и катушке протекает электрический ток. При этом создается магнитное поле. Поэтому, когда я поднес к катушке магнит, магнитное поле катушки начало взаимодействовать с магнитом, и катушка начала вращаться.
Кроме всего прочего я провел исследование уровня осведомленности своих одноклассников по данной теме.
В результате проведенной работы я на практике познакомился с такими явлениями, как электричество и магнетизм, а также установил несомненную практическую ценность данной работы. Полученные знания в дальнейшем я смогу применить в своих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах.
Цель исследования: изучение темы электричество и магнетизм.
Задачи исследования:
- изучение понятий «электрический заряд», «электрический ток», «магнитное поле»;
- практическая демонстрация теплового, химического и магнитного действий электрического тока;
- выявление уровня осведомленности своих одноклассников об электричестве и магнетизме.
Объект исследования: электрический ток.
Предмет исследования: тепловое, химическое и магнитное действие электрического тока.
Методы исследования:
- метод анализа литературы;
- социологический опрос;
- экспериментальный метод.
Значимость и прикладная ценность работы состоит в ознакомлении на практике с такими явлениями, как электричество и магнетизм.
С чего все начиналось (исторический экскурс).
Молния, небольшая искра между предметами и человеком, удар электрического ската, притягивание и отталкивание мелких намагниченных частичек друг к другу и подобное, всё это люди замечали, наблюдали, боялись, поклонялись в разные времена. Электрические и магнитные явления всегда вызывали особый интерес у людей в различных цивилизациях.
К примеру, в древнем Египте были найдены чаши, которые являлись простейшими гальваническими элементами (электрическими батарейками) и при добавлении в них обычного лимонного сока, способны были выдавать небольшое напряжение. Или всё тот же янтарь, электрические свойства которого были открыты ещё в древней Греции. А в древнем Китае более трех тысяч лет назад практически использовалось свойство магнитных стрелок устанавливаться в направлении с севера на юг.
Так что стремление покорить данные явления и подчинить их себе для определённых нужд было в истории неоднократно. Началом истории электричества и магнетизма, пожалуй, можно назвать времена примерно 1600 года, поскольку именно тогда начались первые серьёзные научные попытки разобраться с электромагнетизмом и придать ему определённое научное значение.
В это самое время были выпущены труды Гилберта[1] о магнетизме, магнитных телах и магнетизме земли. Далее изучались феномены электрических зарядов и их природы. В 1650г была создана первая электростатическая машина, которая способна была собирать и накапливать заряд, проявляя его в виде искусственной молнии. В 1733г Дюфе[2] выявил наличие существования двух видов зарядов. И вплоть до 1800 г. продолжались исследования в данном направлении.
Далее было сделано ещё одно весьма значимое открытие. Алессандро Вольта[3] создал простейший гальванический элемент («батарейка»), что породило понятие электрического напряжения. Это послужило основой для новых исследований. Но всё это имело только теоретический характер и научный интерес, поскольку для массового использования не было практического применения таким открытиям. Эти простые батарейки и электростатические машины по накапливанию электрических зарядов не способны были выдать больших мощностей.
Историю электричества в период с 1600 по 1800 год, можно назвать исследовательским и подготовительным этапом. За это время различными учёными неосознанно подготавливалась почва для дальнейших и более значимых открытий и изобретений.
В 1820 г. датский физик Эрстед[4] обнаружил, что электрический ток действует на магнитную стрелку. Этим открытием было положено начало новой главы физики - учению об электромагнетизме.
Важным этапом развития знаний об электричестве и магнетизме является появление электрического генератора. Это произошло в 1831г, когда Фарадей[5] открыл закон электромагнитной индукции, а спустя пару лет Ленц[6] обобщил опыты Фарадея, создав тем самым основу для создания электрогенераторов и электродвигателей.
За промежуток времени с 1800 по 1900 годов, было придумано множество изобретений, которые можно назвать первыми прототипами нынешних электроустройств. Это и свинцовый аккумулятор, электрозвонок, буквопечатный электромагнитный телеграф, электрогенераторы и электродвигатели различных типов, простейшие электрические лампы, радиопередача Попова, первый электротранспорт и многое другое.
С 1900 года началось масштабное внедрение электричества в социальное общество — это первые электрифицированные производства с электрооборудованием, начало строительства мощных электростанций и усовершенствование непосредственной электропередачи на большие расстояния, внедрение и широкое распространение городского электротранспорта. В итоге это всё служит фундаментом всему тому, что мы сейчас имеем.
Уже в глубокой древности люди наблюдали некоторые загадочные явления природы, имеющие, как мы теперь знаем, электрическое происхождение. Это — яркие молнии при грозе. Это — величественные и необычайные по красоте полярные сияния.
Более 2500 лет назад человек сам впервые воспроизвёл простейшее электрическое явление: древние греки нашли, что потёртый сухой шерстью кусок особой окаменевшей смолы — янтаря — начинает притягивать к себе соринки, нитки и другие лёгкие тела. От греческого названия янтаря — «электрон» и происходит слово «электричество».
Янтарь притягивает мелкие тела потому, что при трении на его поверхности появляются электрические заряды. Электрические заряды бывают двух родов: положительные и отрицательные. На смолах, в том числе и янтаре, при натирании их шерстью появляются отрицательные электрические заряды. Из опытов известно, что разноимённые электрические заряды притягиваются, а одноимённые — отталкиваются. Силы притяжения и отталкивания зарядов называются электрическими силами.
Электрический заряд не может существовать в любом сколь угодно малом количестве. Наименьшей частицей вещества, несущей отрицательный заряд, является электрон — неделимое количество отрицательного электричества. Протоны представляют собой другой вид электрических заряженных частиц. Они значительно тяжелее электронов и несут положительный заряд, равный по величине заряду электрона.
Из протонов и электронов, а также не заряженных электричеством частиц — нейтронов, построены атомы — мельчайшие частицы всех тел природы. Центральной частью атома служит положительно заряженное ядро, состоящее из протонов и нейтронов. Величина заряда ядра, то есть число протонов в ядре, — это важнейшее свойство атомов данного вещества, отличающее их от атомов других веществ.
В значительном отдалении от ядра расположены одна или несколько так называемых электронных оболочек. Оболочки — это совокупность электронов, с огромной скоростью вращающихся вокруг ядра. Электроны удерживаются на своих орбитах силами электрического притяжения к ядру атома. Число электронов в оболочках равно числу протонов в ядре атома, так что в целом атом оказывается электрически нейтральным.
Трение тел друг о друга приводит к тому, что атомы, расположенные на поверхности одного из этих тел, утрачивают часть своих электронов. Эти электроны переходят на второе тело. В результате первое тело (например, стекло) зарядится положительно, а второе, получившее избыток электронов (кожа), — отрицательно.
Электрический заряд является физической величиной, характеризующей свойство тел или частиц вступать в электромагнитные взаимодействия.
Для передачи электрического тока применяют металлические проволоки — провода. Атомы металлов расположены в определённом порядке, образуя жёсткий остов — так называемую пространственную решётку металла.
Существенная особенность металлов, отличающая их от других тел, — это наличие внутри металлов свободных электронов, то есть электронов внешней, всего слабее притягиваемой ядром электронной оболочки, которые оторвались от своих атомов и странствуют по всему объёму, занимаемому металлом.
При «включении» тока прежде беспорядочно блуждавшие свободные электроны начинают двигаться вдоль проводника. Такое упорядоченное движение свободных электронов и есть электрический ток в металле. Если электроны движутся в проводнике всё время в одном направлении, то это — постоянный ток. Попеременное упорядоченное движение электронов то в одном, то в другом направлении вдоль проводника — это переменный ток.
Чем больше электронов проходит в одну секунду через сечение проводника, тем сильнее электрический ток. За единицу силы электрического тока принят один ампер. При электрическом токе в один ампер через каждое сечение проводника проходит в секунду более 6 миллиардов электронов. Обычная электрическая лампочка потребляет ток силой в половину ампера, а мотор лифта или станка 30—50 ампер.
В повседневной практике электротехникам приходится включать ток на линиях электропередачи длиной в сотни километров. При этом совершенно невозможно заметить промежуток времени, прошедший с момента включения до «появления» электрического тока на другом конце линии. Нам не приходится ждать, пока зажжётся электрическая лампа. Мы знаем, что она начинает светить сразу же после поворота выключателя.
Тем более странным может показаться утверждение, что поток электронов движется по проводу очень медленно. Например, по нити светящейся лампочки электронный поток за одну секунду проходит путь, равный лишь нескольким миллиметрам. Как объяснить это кажущееся несоответствие?
Обратимся к примеру. Представим себе длинную трубу поршневого насоса, заполненную водой. Если надавить на поршень, то из противоположного конца трубы выльется тотчас некоторое количество воды.
Значит ли это, что из трубы вылились те частицы воды, которые находились непосредственно под поршнем?
Конечно, нет!
Нажатием поршня мы лишь привели в движение всю массу воды, которая заполняет трубу. Отдельные частицы воды двигались, очевидно, со скоростью, равной скорости движения поршня. Наружу вышли те частицы воды, которые находились у выходного конца трубы.
Нечто похожее происходит и в металлическом проводнике со свободными электронами при подключении его к источнику тока. Свободные электроны под действием своеобразного «электрического напора» — электрического напряжения — тотчас начинают упорядоченно двигаться во всех участках проводника. Вот почему при включении лампочки, удалённой даже на десятки километров от электростанции, не приходится ожидать, пока электричество «дойдёт» до лампочки.
Что же заставляет свободные электроны непрерывно следовать вдоль проводника в определённую сторону?
Обратимся снова к примеру. Представим себе два сосуда, соединённых внизу трубкой с краном. Закроем кран и наполним сосуды водой до разных уровней.
Если теперь мы откроем кран, то вода начинает течь из сосуда с более высоким уровнем в сосуд с меньшим уровнем воды. Чем выше уровень воды в сосуде, тем больше её давление на дно сосуда. Разность уровней и есть причина возникновения разности давлений воды у концов соединительной трубки, то есть силы, заставляющей воду перетекать из одного сосуда в другой. Как только уровни выравниваются, ток воды прекращается.
Приведённый пример помогает нам уяснить причину возникновения электрического тока. Разность уровней воды в сосудах можно уподобить разности «электрических уровней» — напряжению на полюсах источника электрического тока. Момент открывания крана в соединительной трубке соответствует замыканию электрической цепи выключателем.
Следует, однако, подчеркнуть коренное отличие тока жидкости от электрического тока. В первом случае движущая сила — это разность давлений в жидкости, тогда как причиной движения свободных электронов по проводнику служит электрическая сила притяжения электронов к положительно заряженному полюсу источника тока и отталкивание от отрицательно заряженного полюса.
Приходя на положительный полюс источника тока, электроны нейтрализуют его положительный заряд. Понятно, что без постоянного возобновления этого заряда ток тотчас же прекратился бы. Роль любого источника тока в том и состоит, чтобы поддерживать на концах проводника разноимённые заряды, вновь и вновь «перекачивая» на отрицательный полюс электроны, которые пришли на положительный полюс источника под действием электрических сил из внешней цепи. Так например, в батарейке карманного фонаря это достигается благодаря химическим процессам, протекающим в ней. Отметим, кстати, что и для создания постоянного тока жидкости в сообщающихся сосудах мы также должны всё время перекачивать жидкость из одного сосуда в другой, искусственно поддерживая разность уровней.
Итак, причиной электрического тока в проводнике служит разность электрических уровней полюсов источника тока, к которому присоединён проводник. Эта разность электрических уровней и есть напряжение в цепи. Напряжение измеряется в особых единицах — вольтах.
Электричеством называют совокупность явлений, обусловленных существованием, движением и взаимодействием электрически заряженных тел или частиц.
Электри́ческий ток — упорядоченное направленное движение свободных электрически заряженных частиц
Тепловое действие электрического тока
Опытным путём установлено, что не все вещества проводят электрический ток.
Фарфор и стекло, разные смолы, пластмассы, слюда, дерево, резина, масло, обычный сухой воздух — очень плохие проводники электричества, их называют изоляторами.
Несравненно лучшую проводимость имеют металлы: серебро, медь, алюминий.
Однако и вещества, хорошо проводящие электрический ток, оказывают ему сопротивление. Причина этого кроется в том, что движение «свободных» электронов в веществе не происходит вполне свободно. Электроны всё время встречают на своём пути атомы и сталкиваются с ними. Движение электронов тормозится и они теряют свою энергию. Так возникает сопротивление потоку электронов, то есть электрическому току.
Электрическое сопротивление можно измерить или вычислить. Единица электрического сопротивления называется омом. Сопротивление проводника тем больше, чем он тоньше и длиннее. Например, нить горящей электрической лампочки накаливания, рассчитанной на напряжение в 220 вольт, обладает сопротивлением в 300— 350 омов. Сопротивление электрической плитки составляет 50—70 омов.
От столкновения с электронами атомы вещества начинают энергично колебаться. А так как теплота — это энергия колебаний атомов, то проводник, по которому проходит ток, нагревается. Чем больше сопротивление проводника и чем сильнее ток, тем больше выделяется тепла.
Основываясь на законах теплового действия тока, мы строим самые разнообразные электротепловые приборы. Электросварочные аппараты, электрические лампочки накаливания, электрические плитки, утюги, чайники, инкубаторы, электросушилки — всё это приборы и аппараты, использующие тепловое действие электрического тока.
Законы теплового действия тока установил русский физик Э. X. Ленц.
Опыт 1: тепловое действие электрического тока
Для проведения опыта собираем схему, содержащую источник тока (несколько батареек), ключ и электрическую лампу. До замыкания ключа лампа имеет комнатную температуру. После замыкания ключа можно убедиться в том, что температура лампы сильно увеличилась, что можно объяснить тем, что при протекании электрического тока через спираль лампы вследствие ударов электронов об атомы пространственной решетки металла происходит нагревание спирали.
При проведении опыта необходимо соблюдать меры предосторожности.
Химическое действие электрического тока
Наряду с тепловым действием электрический ток может оказывать также химические действия. На использовании химических действий тока основаны многие отрасли электрохимического производства.
Когда электрический ток проходит по металлическому проводнику, то никаких изменений в самом веществе металла не происходит. Совсем иное наблюдается при прохождении тока через растворы солей, кислот, щелочей. Такие жидкие проводники электричества называют электролитами. Погружённые в электролит пластины, к которым подводится ток, называются электродам и.
При растворении солей, кислот и щелочей в воде их молекулы расщепляются на частицы, несущие положительные и отрицательные заряды. Эти частицы называются ионами, а само расщепление молекул — электролитической диссоциацией.
Если присоединить к электродам источник тока, то положительные ионы начинают двигаться к отрицательному электроду (катоду), а отрицательные ионы — к положительному электроду (аноду). Другими словами, в электролите возникает электрический ток. Но этот ток отличен от тока в металлическом проводнике: там двигаются свободные электроны в одном направлении, здесь же мы наблюдаем одновременно два встречных потока ионов — более тяжёлых частиц. Так например, в растворах солей положительные ионы — это атомы металла, потерявшие один или несколько электронов.
При прохождении тока через растворы солей положительные ионы металла достигают катода. Но на катоде имеется избыточный отрицательный заряд — электроны, непрерывно поступающие сюда от отрицательного полюса источника тока. Ионы металла нейтрализуются этими электронами, превращаются в обычные атомы металла и оседают на катоде.
Часто прохождение тока через электролит сопровождается вторичными реакциями — образованием возле электродов новых соединений.
Электролитическим способом добываются при переработке руды цветные металлы: медь, алюминий, свинец, цинк, магний и другие. Химическое действие тока используется для получения водорода, хлора и каустика из водного раствора поваренной соли, выделения так называемой «тяжёлой воды», используемой в производстве атомной энергии. Электролитическим методом производятся химические удобрения, лечебные препараты и многие другие продукты, необходимые в народном хозяйстве. При помощи электролиза производится никелировка, хромирование, посеребрение металлических предметов.
Опыт 2: химическое действие электрического тока
Для проведения опыта собираем схему содержащую источник тока, ключ и картофелину с воткнутыми в нее на расстоянии 2-3 мм друг от друга двумя оголенными медными проводами. До замыкания ключа картофелина сохраняет свой цвет. После замыкания ключа можно убедиться в том, что в районе одного из проводов картофелина меняет свой цвет на более темный (зеленый). Это связано с тем, что при включении тока вблизи проводника, ведущего к отрицательному полюсу батареи, будет выделяться водород, а около соединенного с положительным полюсом — кислород. Взаимодействуя с медью, кислород образует окислы и гидроокислы, ионы которых окрашивают область около соответствующего проводника в голубовато-зеленый цвет.
При проведении опыта необходимо соблюдать меры предосторожности.
Магнитное действие электрического тока
Электрический ток обладает ещё одним важным свойством: он воздействует на находящуюся вблизи магнитную стрелку.
Каждый может легко проделать такой опыт. К одному из металлических выводов батарейки электрического фонарика плотно прикрутите оголённый провод. Затем возьмите обычный карманный компас и поместите его под проводом. Если теперь прикоснуться другим концом провода к свободному металлическому язычку батарейки, то магнитная стрелка компаса отклонится в сторону.
Отчего это происходит?
Опытным путём установлено, что при прохождении по проводнику электрического тока в окружающем его пространстве начинают действовать магнитные силы, создаётся, как говорят, магнитное поле тока. Магнитные силы этого поля и заставляют подвижную стрелку компаса отклоняться в сторону. Иными словами: магнитное поле тока взаимодействует с магнитным полем, создаваемым постоянным стальным магнитом — стрелкой.
Обратимся теперь к явлению, получившему название электромагнитной индукции, т.е. к явлению возникновения тока в замкнутом проводнике при изменении магнитного поля. Будем перемещать в магнитном поле магнита проводник, к которому присоединён гальванометр — прибор, указывающий наличие тока. Отклонение стрелки гальванометра покажет нам, что когда проводник пересекает магнитное поле, в проводнике возникает ток — так называемый ток индукции. Ток прекращается, как только мы перестаём перемещать проводник.
Выше мы говорили о том, что в магнитном поле проводник, по которому течёт ток, приходит в движение. При этом электрическая энергия тока переходит в энергию механического движения проводника.
В случае возникновения тока индукции наблюдается как раз обратное явление. Мы перемещаем в магнитном поле проводник, и в результате в проводнике возникает ток. Механическая энергия движения проводника переходит при этом в энергию тока.
Следует отметить, что индукционный ток возникает также и в покоящемся замкнутом проводнике, если в пространстве, которое ограничивает проводник, создать меняющееся — усиливающееся или ослабевающее магнитное поле, например, путём вращения магнита вокруг неподвижного проводника.
На законах электромагнитной индукции основано устройство машин, вырабатывающих электроэнергию, — генераторов электрического тока.
Важнейший вклад в разработку законов электромагнитной индукции сделан русским физиком Э. X. Ленцем.
Магнети́зм — форма взаимодействия движущихся электрических зарядов, осуществляемая на расстоянии посредством магнитного поля.
Магни́тное по́ле — силовое поле, действующее на движущиеся электрические заряды и на тела.
Опыт 3: магнитное действие электрического тока
Для проведения опыта собираем схему, содержащую источник тока (несколько батареек), ключ и линейный провод, расположенный над компасом. До замыкания ключа стрелка компаса покоится. После замыкания ключа можно убедиться в том, что стрелка компаса изменила свое положение, что можно объяснить тем, что возникшее магнитное поле тока взаимодействует с магнитным полем стрелки компаса.
При проведении опыта необходимо соблюдать меры предосторожности.
Опыт 4: создание простейшего электрического двигателя
Для проведения опыта из тонкого медного провода делаем 2 стойки, подключаем их к источнику тока. Из аналогичного провода делаем небольшую катушку таким образом, чтобы два конца провода могли играть роль оси для вращения катушки. При установке катушки на стойки наблюдаем, что ничего не происходит. При установке под катушку магнита наблюдаем вращение катушки, что можно объяснить тем, что возникшее магнитное поле тока взаимодействует с магнитным полем постоянного магнита.
При проведении опыта необходимо соблюдать меры предосторожности.
Меры безопасности при работе с электрическим током
При работе с электрическим током необходимо учитывать следующие моменты:
В ходе работы мной проведен опрос одноклассников. При этом предлагалось ответить на вопрос: «Что Вы знаете об электричестве и магнетизме?»
Полученные данные – 19 ответов - мной обработаны. Ответы условно разделены на три категории:
Принимая во внимание результаты опроса можно сделать вывод о том, что выбранная мною тема является актуальной. Электрические явления – опасны по своей сути; электричество при этом входит в нашу жизнь с самого рождения. Изучение теоретических основ и получение практических навыков по работе с электричеством являются необходимой мерой для обеспечения безопасности как самого себя, так и окружающих людей.
Электричество получило массовое распространение около сотни лет назад. И это стало настоящим прорывом для всего человечества. Сегодня не существует ни одной промышленной отрасли или иной сферы, где бы электричество не использовалось. В каждой квартире или жилом доме функционирует огромное количество осветительных приборов, бытовой техники.
Люди обязаны знать, что представляет собой одно из главных благ человечества и как с ним обращаться. Только в этом случае оно будет приносить исключительную пользу.
В своей работе я попытался на соответствующем уровне разобраться, что же такое электричество, а также на практике познакомился с такими явлениями, как электрический ток и магнетизм. Полученные знания в дальнейшем я смогу применить в своих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах.
Список использованной литературы
Литература:
Вейтков Ф.Л. Электричество в нашей жизни. Москва. Гостехиздат. 1950
Специо М.Ди Занимательные опыты. Электричество и магнетизм. АСТ. 2008
Ссылки:
[1] Гилберт Уильям (1544-1603), английский физик и врач. В труде «О магните, магнитных телах и о большом магните — Земле» (1600) впервые последовательно рассмотрел магнитные и многие электрические явления.
[2] Шарль Франсуа Дюфе (1698—1739), французский учёный, физик, член Парижской Академии наук. Дюфе добился наибольших успехов в систематизации сведений по электрическим эффектам.
[3] Алесса́ндро Джузеппе Анто́нио Анаста́сио Во́льта (1745—1827), итальянский физик, химик и физиолог, один из основоположников учения об электричестве.
[4] Ханс Христиан Э́рстед (1777—1851), датский учёный, физик, исследователь явлений электромагнетизма.
[5] Майкл Фараде́й (1791—1867), английский физик, химик и физико-химик, основоположник учения об электромагнитном поле, член Лондонского королевского общества (1824).
[6] Эмилий Христианович Ленц (1804-1865), знаменитый русский физик.
Хрюк на ёлке
Без сердца что поймём?
У меня в портфеле
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Будьте как солнце!