Работа приняла участие в районных Лобачевских чтениях (места не присуждались)
Вложение | Размер |
---|---|
Тезисы | 22.5 КБ |
Текст выступления | 94.5 КБ |
vokrug_kvadratnogo_trehchlena.ppt | 2.81 МБ |
Заявка на участие в Лобачевских чтениях.
Тезисы.
В работе рассмотрены приемы решения задач с параметрами части С ЕГЭ, решение которых сводится к исследованию квадратного трехчлена.
Поставлена проблема (задание С3, 2007 г.):
Найдите все значения а, для которых при каждом х из промежутка значение выражения не равно значению выражения .
При ее решении приходим к необходимости исследования расположения корней квадратного трехчлена.
Формулируются задачи:
Здравствуйте. Я представляю вам нашу работу «Вокруг квадратного трехчлена».
В своей работе мы рассмотрели приемы решения задач с параметрами части С ЕГЭ, решение которых сводится к исследованию свойств квадратного трехчлена.
Задачи с параметрами являются одними из наиболее трудных задач курса математики. Их решение представляет собой исследование функций, входящих в условие задачи, и последующее решение уравнений или неравенств с числовыми коэффициентами. При решении уравнений (неравенств) с параметрами необходимо выяснить, при каких значениях параметра заданное уравнение (неравенство) имеет решение, и найти все эти решения. В том случае, когда хотя бы одно из допустимых значений параметра не исследовано, задание не считается решенным.
В течение многих лет задачи с параметрами включаются в вступительные экзамены в ВУЗ, а в последние годы такие задачи предлагаются при сдаче ЕГЭ.
В задании С3 ( ЕГЭ-2007 г.)была дана задача:
Найдите все значения а, для которых при каждом х из данного промежутка значение выражения не равно значению выражения .
При ее решении мы столкнулись с необходимостью исследования расположения корней квадратного трехчлена. Для себя мы сформулировали следующие задачи:
Для изучения свойств корней часто бывает полезна хорошо известная теорема Виета: если квадратный трехчлен y=ax2 + bx + c имеет корни х1 и х2, то . Приведем один из примеров использования теоремы Виета для определения знаков корней квадратного трехчлена.
Задача 1.
Пусть квадратный трехчлен ax2 + bx + c имеет два корня х1 и х2, причем х1<х2. Верно ли, что: (пауза)
Информация, даваемая параметрами a, b и c, чрезвычайно богата и разнообразна. Например, для квадратного трехчлена y(х)=ax2 + bx + c число с – это значение у при х=0: у(0)=с, число (a+b+c) – это значение у при х=1, а число (a–b+c) – это значение у при х= –1. Аналогично, зная значение у в разных точках, можно получать другие соотношения для a, b и c (и наоборот).
Рассмотрим задачу конкурса «Кенгуру» на соотношения между a, b и с.
Заметим, что a<0 (если бы ветви параболы были направлены вверх, то неравенство y(x)<0 не могло бы выполняться при всех х – парабола не смогла бы «поместиться» под осью Ох. Тогда ответ (А) означает, что a+b+c>0, т.е. у(1)>0, что неверно. Ответ (В) означает, что y(-1)∙y(0)<0, что неверно, поскольку оба множителя по условию отрицательны. Рассмотрим неравенство из ответа (С): так как нам известно, что a<0, это означает, что y(-1)=a-b+c<0, что верно по условию . Таким образом, условие (С) выполняется.
Убедимся в том, что ответы (D) и (Е) не подходят. Поскольку a<0 и c=y(0)<0, то ответ (D) не верен. В ответе (Е) имеем неравенство (показать) , т.е. (показать) , что означает y(-1)∙y(1)<0 – неверно, поскольку каждый множитель отрицателен.
Ответ: С
Далее мы попытались придумать теоремы о квадратном трехчлене – условия, при которых квадратный трехчлен обладает тем или иным свойством.
Мы доказали теоремы:
Для того, чтобы неравенство имело хотя бы одно положительное решение, необходимо и достаточно, чтобы выполнялось одно из следующих условий: либо c<0, либо b<0 и .
Для того, чтобы неравенство не имело отрицательных решений, необходимо и достаточно, чтобы выполнялись условия (показать).
Также мы рассмотрели какое условие будет достаточным, а какое необходимым для выполнения наложенных условий. Также мы подтвердили свои предположения в научной литературе.
Вернемся к нашей задаче. (пауза)
где .
Задачу можно переформулировать следующим образом: при каких значениях а уравнение f(t)=0 не имеет решений на .
График – парабола, ветви направлены вверх.
, уравнение имеет 2 корня.
f(0)=-2<0, значит корни разных знаков.
Возможны 3 случая расположения параболы:
а) парабола целиком лежит левее промежутка ; тогда
б) парабола целиком лежит правее промежутка ; Но, поскольку с=f(0)=-2<0, то корни разных знаков. Случай б) невозможен.
в) промежуток лежит между корнями y=f(t.) тогда решая полученные системы неравенств. Получаем ответ
Ответ: , .
Можно было сначала решить следующую задачу: при каких значениях а уравнение f(t)=0 имеет хотя бы один корень на промежутке .
Так как корни разных знаков (), то . Применимо следствие 2.(показать)
, т.е , .
Итак, уравнение f(t)=0 не имеет корней на промежутке для всех остальных значений а, т.е. при , .
Также в своей работе мы не забыли о трех модификациях графического метода решения.
Также в нашей работе собраны задачи ЕГЭ разных лет, решаемые с использованием свойств квадратного трехчлена.
Мы думаем, что наша работа поможет учащимся и ученикам в подготовке к ЕГЭ. В работе собран большой материал для проведения факультативных занятий с учащимися, а также для самостоятельной работы.
Спасибо за внимание.
Этот древний-древний-древний мир!
Огонь фламенко
Красочные картины Джастина Геффри
Самый богатый воробей на свете
Твёрдое - мягкое