Цель данной работы - исследовать, какие задачи решает водитель в своей повседневной деятельности и доказать необходимость изучения математики будущим водителям.
Вложение | Размер |
---|---|
vse_professii_vazhny_s_matematikoy_druzhny.doc | 108.5 КБ |
Российская Федерация
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование город Новый Уренгой
Научно-исследовательская работа
«Все профессии важны, с математикой дружны!»
Направление: математика
Выполнила: Калиниченко Мария Сергеевна,
МБОУ СОШ №5,
6 класс
Руководитель: Смирнова Наталья Васильевна,
МБОУ СОШ № 5,
учитель математики
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………………....3
2. Основная часть……………………………………………………………………..........4
3. Заключение……………………………………………………………………………....8
4. Список литературы………..…………………………………………………………....10
Приложение 1……………………………………………………………………………...11
Приложение 2……………………………………………………………………………..15
Все профессии важны, с математикой дружны!
Не каждый человек с начала своего образовательного пути знает, какую профессию он приобретет в будущем, но благодаря ответственному отношению к изучению математики, каждый ученик обеспечивает себя необходимыми знаниями, качествами, которые необходимы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе. Опираясь на эти суждения, исследуем профессию моего папы – водителя и убедимся, что математика необходима в его работе.
Актуальность моего исследования состоит в том, что в стране сейчас происходит огромное количество дорожно-транспортных происшествий. Одной из причин этих ДТП является неумение водителями решать дорожно-транспортные задачи. И нам, ученикам, полезно было бы в школе, анализировать дорожно-транспортные происшествия, узнавать о причинах случившегося, решать дорожно-транспортные задачи, закреплять математические знания в этой области и делать выводы. Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека, в данном случае в профессии моего папы - в профессии водителя.
Гипотеза исследования: если показать связь математики с профессией водителя, то это повысит качество математических знаний и уровень будущих профессиональных качеств водителя.
Цель:
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
Объект исследования: профессия водителя.
Предмет исследования: математика в профессии водителя.
При работе над проектом были использованы следующие методы: опрос (анкетирование), анализ (статистическая обработка данных), работа с источниками информации, экскурсия в автопарк, наблюдения.
Данная работа относится к прикладным исследованиям, т.к. в ней показывается роль математики в профессиональной деятельности водителя.
Учитывая, что основными задачами, решаемыми водителями являются задачи на движение, эта информация была получена из источников [1] и [2], профильная информация для водителей (допустимая скорость, остановочный путь, разрешенная максимальная масса) была получена из источника [3]. Информация об оформлении исследовательских работ была получена из источников [4] и [5].
Проблема выбора профессии является одной из самых главных в жизни человека. Какие профессии хотят приобрести дети школ нашего города? Как они видят математику в своей будущей профессии? Нужна ли математика будущему водителю? Кто хотел бы иметь свой личный автомобиль и управлять им? Чтобы ответить на эти вопросы, было проведено анкетирование среди учащихся нашей школы, учителей и родителей с целью изучения их представления о роли математики в профессии водителя (Приложение 1).
В опросе приняли участие 160 человек. Проанализировав результаты, можно сделать вывод, что большинство детей хотят стать дизайнерами, актерами, банкирами, юристами. В своей профессии математику видят лишь будущие банкиры, поэтому особое внимание уделяют этому предмету, углубленно его изучают, только те, кто хочет приобрести эту профессию. Остальные считают, что в их профессии математика их не коснется. (Результаты анкетирования отражены в диаграммах) (Приложение 2).
Проведя статистическую обработку данных, видно, что учащиеся недостаточно полно представляют роль математики в профессии. Это отношение учащихся к обучению математики и побудило исследовать профессию моего папы - водителя. Проследить, как водители применяют математические знания в своей профессиональной деятельности.
2.2. Задачи, решаемые водителем в профессиональной деятельности.
На протяжении года было проведено исследование профессии водителя. Была изучена соответствующая литература [1], [2], [3], проведены беседы с водителями. За это время были определены задачи, которые решает водитель в своей повседневной профессиональной деятельности и которые также влияют на безопасность движения на дорогах.
Задача. Водителю необходимо преодолеть путь из города Новый Уренгой в посёлок Коротчаево, протяженность этого пути 70 км. Машина расходует 10 литров бензина на 100 км. Сколько потребуется бензина для преодоления пути в посёлок Коротчаево и обратно?
Решение
Ответ: 14 литров
Основной формулой, которой пользуется водитель для расчета скорости, времени и расстояния является формула пути, изученная в 5 классе [1], [2].
Формула пути: S=vt
Из этой формулы находим скорость по формуле: v=S:t
Время находим по формуле: t=S:v
Рассмотрим задачи на применение формулы пути, учитывая, что в населенных пунктах разрешается движение легковым автомобилям со скоростью не более 60км/ч, а вне населенных пунктов на автомагистралях – не более 110, на других дорогах – не более 90км/ч [3].
Задача 1. Путь от пункта назначения до пункта прибытия составляет 350 км. Это расстояние автомобиль преодолевает со скоростью 70 км/ч, за какое время автомобиль преодолеет путь?
Решение
1) 350:70=5(ч) – время преодоления пути
Ответ: за 5 часов
Задача 2. Из пункта А в пункт В навстречу друг другу выехали два автомобиля. Скорость автомобилей 55км/ч и 60км/ч. Через какое время автомобили встретятся, если расстояние между пунктами составляет 460 км?
Решение
1) 55+60=115(км/ч) – скорость сближения автомобилей
2) 460:115=4(ч) – время, через которое автомобили встретятся
Ответ: 4 часа
Задача 3. Расстояние в 180 км необходимо преодолеть за 3 часа. С какой средней скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы прибыть в пункт назначения вовремя.
Решение
1) 180:3=60(км/ч) – средняя скорость движения
Ответ: 60 километров в час
Задача 4. Какой путь преодолеет автомобиль за 5 часов, если будет двигаться со средней скоростью 50км/ч?
Решение
1) 5*50=250(км) – путь, пройденный за 5 часов
Ответ: 250 километров
Выбирая скорость движения, папа всегда помнит, что остановить автомобиль в один миг невозможно. Остановочный путь – это расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки [3]. Состоит он из двух отрезков – это путь, проехавший автомобилем за время реакции водителя и тормозного пути, плюс зависимость от состояния дороги и многих других факторов.
Задача. Легковой автомобиль движется по сухой дороге со скоростью 40 км/час. Тормозной путь легкового автомобиля при этой скорости, составляет 14,7 м. Какую длину составит остановочный путь, если реакция водителя составляет 1сек.
Решение
40 км = 40000м; 1час = 3600сек
1) 40000: 3600 = 11(м/сек) – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя
2) 11 + 14,7 = 25,7(м) – длина остановочного пути
Ответ: 25,7 метров
Разрешенная максимальная масса – масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой [3]. Перегружать автомобиль запрещено, т.к. нарушается работа тормозной системы и рулевого управления, а это ведет к ДТП.
Задача. Масса легкового автомобиля 1050кг, вместимость 5 человек, которые весят в среднем 70кг, плюс 10кг груза на каждого человека – это разрешенная максимальная масса для автомобиля. Необходимо на этом автомобиле, в котором едут 4 человека перевезти груз массой 220кг. Соответствует ли вес разрешенной максимальной массе автомобиля.
Решение
1) 1050 + 5 * (70 + 10) = 1450 (кг) – разрешенная максимальная масса
2) 1050 + 4 * 70 + 220 = 1550 (кг) – необходимая масса
3) 1550 – 1450 = 100 (кг) – превышение разрешенной максимальной массы
Ответ: не соответствует, вес превышает на 100 килограммов
Исследовав применение математики в профессии водителя, делаем вывод, что в его профессии математика играет большую роль. Это – умение решать постоянно меняющиеся дорожно-транспортные задачи, делать элементарные вычисления по определению скорости, времени, пройденного пути, объема двигателя, расчеты по расходу горюче-смазочных материалов и т.д. Все это важный фактор в профессии водителя, т.к. от объема знаний и умения применять эти знания в различных профессиональных ситуациях зависит благополучие нашего общества. Учащиеся недостаточно ясно представляют значимость математики в их будущей профессии.
Мы живем в красивом городе, где создаются комфортные условия для жизни, нужно стремиться к тому, чтобы жить было не только комфортно, но и безопасно. Многое в охране собственной безопасности и безопасности окружающих зависит от нас, от нашей ответственности и отношения к обучению.
Проведя статистическую обработку данных, были получены следующие результаты:
Выводы:
Со своим исследованием я обратилась к директору школы. В результате, в школе были организованы и проведены: 1) классные часы по правилам дорожного движения; 2) выпуск стенгазет «Все профессии важны, с математикой дружны»; 3) конкурсы «Дорожный эрудит», «В путешествие с математикой», «Математика – безаварийность – счастливое общество». Еще я планирую написать статью в городскую газету «Правда Севера» о значимости математики в профессии водителя, может это заставит водителей задуматься о безопасности дорожного движения. Хотелось бы обратиться и к директору центрального телевидения об увеличении телевизионных проектов, где рекламировались бы не только профессии – дизайнера (передача «Школа ремонта»), юриста (передача «Суд идёт»), но и многие другие, иначе наше государство может остаться без учителей, врачей, библиотекарей и т.д.
4. Список литературы
АНКЕТА – ОПРОС
для детей
Для следующих вопросов воспользуйся готовыми ответами. Поставь знак
Актер
Дизайнер
Учитель
Водитель
Юрист
Работа построена на математических знаниях.
Некоторые математические знания будут нужны.
Математика в моей будущей профессии не нужна.
4. Какому учебному предмету ты уделяешь больше внимания?
Математика
Русский язык
География
Физика
Литература
ИЗО
Другие
8. Есть ли у Вас в семье легковой автомобиль? Да Нет
9. Хотите ли вы в будущем иметь свой личный автомобиль и управлять им?
Да
Нет
СПАСИБО!
АНКЕТА – ОПРОС
для педагогов
Уважаемые учителя, прошу Вас ответить на вопросы анкеты.
1. Ваша специальность ____________________
2. Где вы работаете? Ваше учебное заведение? _______________________________________________________________________________
Для следующих вопросов воспользуйся готовыми ответами. Поставь знак напротив
3. Вас устраивает отношение учеников к предмету, который Вы преподаёте?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
4. Какому учебному предмету Вы отдавали большее предпочтение, когда учились в школе?
Математика
Русский язык
Литература
География
ИЗО
Другой предмет
5. Знания, каких учебных предметов Вы чаще применяете в повседневной жизни? _______________________________________________________________________________
6. Какой профессии необходим преподаваемый Вами предмет?
Учителю
Водителю
Актеру
Дизайнеру
Банкиру
Другие профессии
7. Как вы применяете математические знания в своей профессии? ________________________________________________________________________________
8. Какой учебный предмет Вы любили в детстве? _________________________________________
9. В детстве Вы мечтали стать? ________________________________________________________
СПАСИБО!
АНКЕТА – ОПРОС
для родителей
Уважаемые родители, если Вас волнует тема «Математика в профессии» прошу Вас ответить на вопросы анкеты.
1. Ваша специальность? ____________________________________________________________
2. Где вы работаете? _____________________________________________________________
Для следующих вопросов воспользуйся готовыми ответами. Поставь знак напротив
3. По каким предметам вы помогаете своему ребёнку выполнить домашнее задание или контролируете выполнение?
Математика
Русский язык
Литература
География
ИЗО
Другой предмет
Все
4. Вы хотите, чтобы Ваш ребенок приобрел профессию:
Учитель
Водитель
Актер
Дизайнер
Банкир
Другую профессию
5. Как вы применяете математические знания в своей профессии? ________________________________________________________________________________
6. Хотите Вы иметь свой личный автомобиль и управлять им?
Да
Нет
7. Как Вы считаете, нужны ли математические знания водителю?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
СПАСИБО!
Приложение 2
1) Выбор профессии
2) Применение школьных знаний в профессии водителя, по мнению детей
3) Нужна ли математика водителю?
4) Математика в профессии водителя
Сказки пластилинового ослика
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Госпожа Метелица
Как нарисовать небо акварелью
Как Снегурочке раскатать тесто?