Учебный проект посвящен изучению теоретического материала, направленного на исследование решения уравнения sin x + cos x = 1 различными способами;
Вложение | Размер |
---|---|
v_odnoy_zadache_vsya_trigonometriya.docx | 39.7 КБ |
Проект
Вся тригонометрия в одной задаче
Над проектом работали учащиеся 10 класса МБОУ «Луковниковская СОШ» Старицкого района Тверской области: Макеева Наталья, Огаркова Светлана, Усова Анна, Зуева Дарья.
2012г
Задачи проекта:
-изучить и проанализировать теоретический материал, познакомиться с различными способами решения уравнения sin x + cos x = 1;
-подготовить результаты исследования к использованию на элективных курсах или на уроках математики как дополнительный материал.
Форма отчета:
математическая газета, презентация на электронном носителе.
Различные способы решения тригонометрического уравнения sin x + cos x = 1.
Учащимся предлагается найти как можно больше способов решения этого уравнения.
1 способ.
sin x + cos x = 1,
Воспользуемся методом введения вспомогательного угла:
(или разделим обе части уравнения на )
sin x + cos x = ,
cos sin x + sin cos x = ,
sin ( x + ) = ,
x = - + arcsin + πn, n Z
x = - + + πn, n Z
Ответ. x = - + + πn, n Z .
2 способ.
sin x + cos x = 1,
sin x = , cos x = ,
+ = 1,
2 tg + 1 - = 1 + ,
2 tg – 2 = 0,
tg – = 0,
tg ( 1 - tg ) = 0,
,
,
= arctg 0 + πn, n Z
= πn, n Z
X = 2 πn, n Z
= arctg 1 + πn, n Z
= + πn, n Z
X = + 2 πn, n Z
Ответ. X = 2 πn, X = + 2 πn, n Z .
3 способ.
sin x + cos x = 1,
sin x = 2 sin cos , cos x = - ,
2 sin cos + - = + ,
2 sin cos + - - - = 0,
2 sin cos - = 0,
sin cos - = 0,
sin (cos - sin ) = 0,
sin = 0,
= πn, n Z
X = 2πn, n Z
cos - sin = 0,
Разделим обе части уравнения на cos :
1 – tg = 0,
tg = 1,
= arctg 1 + πn, n Z
= + πn, n Z
X = + 2 πn, n Z
Ответ. X = 2πn, X = + 2 πn, n Z.
4 способ.
sin x + cos x = 1,
cos x = sin ( - x),
sin x + sin ( - x) = 1,
2sin cos = 1,
2sin cos = 1,
2sin cos (x - ) = 1,
cos (x - ) = 1,
cos (x - ) = ,
x - = + 2, n
x =
x = +
x =
Ответ. х = , +
5 способ.
sin x + cos x = 1,
sin x = cos ( - x),
cos ( - x) + cos x = 1,
2 cos cos = 1,
2 cos cos ( - x) = 1,
cos (x - ) = 1,
cos (x - ) = ,
x - = + 2, n
x =
x = +
x =
Ответ. х = , +
6 способ.
sin x + cos x = 1,
Возведем обе части уравнения в квадрат
(sin x + cos x) 2 = 1,
+ 2 sin x cos x + = 1,
2 sin x cos x + 1= 1,
2 sin x cos x = 0,
sin x cos x = 0,
,
Проверка.
Проверим корни вида x = , где n = 2k, k.
Следовательно, x = , где n = 2k, k является решением исходного уравнения.
Проверим корни вида x = , где n = 2k+1, k.
Следовательно, x = , где n = 2k +1, kне является решением исходного уравнения.
Проверим корни вида x = , где n = 2k, .
Следовательно, x = , где n = 2k, является решением исходного уравнения.
Проверим корни вида x = , где n = 2k+1, .
Следовательно, x = , где n = 2k+1, не является решением исходного уравнения.
Ответ. , , .
7 способ.
sin x + cos x = 1,
cos x = ,
sin x = 1,
= 1 – sin x,
= ,
= 1 – 2sin x + ,
-2 + 2 sin x = 0, -2
- sin x = 0,
sin x ( sin x – 1 ) = 0,
sin x = 0,
x =
sin x – 1 = 0,
sin x = 1,
x = + , k .
Проверка.
x = (2k+1), k
x = , k
sin() + cos() = -1, k
Так как -1 1, то x = , k не являются корнями уравнения.
x = , k
sin + cos = 1, k
Так как 1= 1, то x = , k являются корнями уравнения.
x = + (2k+1), k
x = + 4 +, k
x = 2 + 4, k
sin(2 + 4 + cos = sin + cos = 1, k
Так как 1= 1, то x = 2 + 4, k являются корнями уравнения.
x = + , k
x = + , k
sin( + 4 + cos = 1, k
Так как 1= 1, то x = + 4, k являются корнями уравнения.
Ответ. x = , + , n .
Также можно решить это уравнение, применив формулу sin x = .
8 способ.
sin x + cos x = 1,
(1 – cos x) – sin x = 0,
sin x = ,
(1 – cos x) = 0,
(1 ) = 0,
x = , n .
нет корней.
b) = 1,
cos x = 0,
x = + , n .
Ответ. x =
Также можно решить это уравнение, применив формулу cos x = .
9 способ.
sin x + cos x = 1,
Так как |sin x| 1, |cos x|1, то
x = .
.
Ответ. x = .
10 способ.
sin x + cos x = 1,
Построим в одной системе координат графики функций
x =
x =
Проверка показала, что x = и x = являются корнями исходного уравнения.
Ответ.x = .
Литература:
Готман Э.Г., Скопец З.А. Задача одна, решения разные. – М.: Просвещение, 2000.
Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е., Шабунин М.И. Алгебра и начала анализа. 10 класс.
-М.: Просвещение, 2008.
Мать-и-мачеха
"Разделите так, как делили работу..."
Медведь и солнце
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Рисуем пшеничное поле гуашью