Цель работы:
Выявить и описать источники бытовых отходов.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_musor_2.docx | 537.26 КБ |
МБОУ «Примокшанская средняя общеобразовательная школа»
Номинация
Охрана природы – охрана жизни.
Проект
Мусор - источник загрязнения природы.
Автор проекта: Моисеева Регина Олеговна, 7 класс
Руководитель Звонарева Екатерина Александровна, учитель истории
п.Примокшанский
2012 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
I Введение……………………………………………………………………3
II Основная часть
2.1.Описание проблемы…………………………………………………….5
2.2.Промышленные и бытовые отходы в п.Примокшанский ..................6
2.3.Утилизация отходов………………………………………….................7
2.4.Методика и результаты исследований…………………………………8
III Выводы и рекомендации……………………………………... ………..13
Библиографический список………………………………………………...15
Приложение………………………………………………………………….16
I Введение
Однажды возвращаясь из школы, я обратила внимание на огромное количество мусора, разбросанное, вдоль заборов и домов нашего посёлка (см. фото). Откуда же берется мусор? «Как же сократить это безумное количество выбрасываемого мусора?». «Как он влияет на окружающую природу?». В результате возникла тема исследования «Мусор - источник загрязнения природы поселка Примокшанский».
В настоящее время на каждого из жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тоны мусора в год. Эта смесь, состоящая в основном из разнообразного хлама, содержит металлы, стеклянные контейнеры, макулатуру, пластик и пищевые отходы. В этой смеси содержится большое количество опасных отходов: ртуть из батареек, фосфоро - карбонаты из флюорисцентных ламп, токсичные химикаты из бытовых растворителей, красок и предохранителей деревянных покрытий, которые влияют на здоровье населения и загрязняют окружающую среду. Такое обилие мусора который накапливается на свалках и не утилизируется, грозит экологической катастрофой. Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных за последние годы масштабов. Существенно ухудшается здоровье россиян, страдают все жизненно-важные функции организма. Средний возраст мужчин в Российской Федерации за последние годы составил 58 лет. Для сравнения в США – 69 лет, Японии –71 лет. Каждый десятый ребенок в Российской Федерации рождается умственно или физически неполноценным вследствие генетических изменений . Российский народ приближается к грани вырождения.
А вы никогда не задумывались, что может сделать каждый из нас для улучшения экологической обстановки , хотя - бы своей местности?
Цель моей работы:
Выявить и описать источники бытовых отходов.
Задачи:
1. Определить бытовые отходы в посёлке Примокшанский.
2. Оценить состояние утилизации отходов.
3. Предложить меры по исправлению ситуации.
Методы исследования. Мной использовались следующие методы исследования: анкетирование; наблюдение; сравнение; анализ; обобщение.
Место работы: п.Примокшанский, МБОУ «Примокшанская средняя общеобразовательная школа»
Сроки работы: октябрь - декабрь.
Теоретическая и практическая значимость данной работы огромна. Я, считаю, что результаты работы могут быть использованы для решения задач экологического воспитания не только детей, но и взрослых. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся экологическим состоянием родного посёлка Примокшанский.
II Основная часть
2.1. Описание проблемы
Человек в процессе своей жизнедеятельности больше всего, загрязняет окружающую среду бытовым мусором. Раньше крестьяне, отправляя свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки, транспортировки, упаковки, рекламы и торговой сети, привносили в природу мало отходов. Овощные очистки и тому подобное скармливалось животным или использовалось в виде навоза как удобрение для урожая, будущего года. Урбанизация и передвижение населения в города привело к совершенно иной потребительской структуре. Продукцию стали обменивать, а значит, упаковывать для большого удобства, а упаковка особенно из синтетических материалов сильно загрязняет окружающую среду. Огромное количество мусора, образующееся в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению целой отрасли промышленности, занимающейся его переработкой. Возникло даже новое научное направление – гарбология, что в переводе означает мусороведение. Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество. До последнего времени у специалистов не было отчётливого представления о составе и реакциях, протекающих в смеси бытовых отходов.
В результате исследований установлено, что состав наших свалок представляет сложный комплекс разнообразных химических соединений. Среди них обнаружены всевозможные металлы, такие как железо, медь, свинец, алюминий. Некоторые из них сами по себе опасны для здоровья людей и других живых существ.
Сюда попадают многочисленные пестициды, широко используемые в быту. Конечно же, здесь обнаружены многие синтетические моющие средства и остатки косметики. Они активно участвуют во всех химических реакциях, протекающих в органических материалах на бытовых свалках, а при сжигании образуют крайне вредные продукты распада.
Невообразимое количество пластмасс и синтетических волокон, используемых в быту и на производстве, заполнили все свалки. На пластмассы ранее возлагалось много надежд. Считали, например, что они «навсегда» заменят металл с его коррозией, дерево ради сохранения лесов, стекло, ткани и прочие материалы. А теперь учёные ломают голову, как поступать с пластиками, когда они приходят в негодность. Пластмассы оказались опасными компонентами бытовых отходов. Один из них, постепенно разлагаясь, вступают в многочисленные реакции, в ходе которых выделяются формальдегид, карбамиды и прочие ядовитые вещества. Другие, как, например, полиэтилен очень устойчивы и накапливаются мёртвым грузом в огромных количествах.
Уничтожение твёрдых и жидких отходов представляет собой дорогостоящее и технически сложное производство. Сами процессы ликвидации регулируются очень строгими правилами. Некоторая часть отходов сжигается при очень высокой температуре, в таких условиях сложные молекулы токсичных веществ преобразуются в нейтральные (Новиков Ю. В. 1991г.).
Сегодня загрязнение почвы и водоёмов бытовыми отходами приобрело глобальный характер. Раньше проблема мусора считалась чисто городской. Сегодня посёлки, сёла также страдают от него. Мусором завалены обочины автомобильных и железнодорожных дорог. Его мы встречаем в лесу и на лугу.
Особую проблему начинает приобретать загрязнение мусором территорий вокруг дачных участков, и поэтому территории вокруг них превращаются в самые настоящие свалки. Полиэтиленовые сугробы и горы консервных банок изуродовали ближайшие лесополосы возле многих дачных посёлков. Загрязненные территории занимают уже десятки гектаров вокруг дачных посёлков. Рукотворные горы мусора растут по всей планете. В среднем на каждого жителя Земли за год накапливается около тонны отходов, а это ни много, ни мало более 5 миллиардов тонн. В каждой стране мусорные проблемы имеют свои особенности, но везде, где есть мусор, имеются и мусорные свалки. Бывают свалки "дикие" и специально оборудованные. "Дикие" свалки всем нам хорошо знакомы. На пустырях, заброшенных стройках, на опушках леса, вдоль автомобильных и железных дорог сваливают, не смотря на запреты, самый разнообразный мусор. Сильный ветер разносит по округе бумагу и пластиковые упаковки. Нередко мусор поджигают, и тогда ядовитый дым и чёрные хлопья сажи отравляет воздух и почву на сотни метров вокруг. Такого рода свалки, опасны для здоровья людей, загрязняют окружающую среду и уродуют ландшафт. Самое печальное в том, что большинство людей не видят этом серьёзной проблемы. Не понимают и не хотят понимать, что этот мусор вернётся к каждому из них на участок в виде загрязнённой грунтовой воды, токсичной пыли. Воду из колодца пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены и непригодны в пищу.
2.2.Промышленные и бытовые отходы
Как сказал великий русский писатель Пришвин «Птице нужен воздух, рыбе вода, а человеку нужна Родина!»
Все мы горячо любим свою Родину, любовь эта начинается с любви к родным местам. С детских лет в сердце каждого из нас живет светлый образ родного края. Любовь к родному краю – активное, действенное чувство, неразрывно связанное со стремлением умножать славу своей школы, посёлка, украшать жизнь на земле, помнить, заботится о родных нам места.
Наш посёлок Примокшанский находится в очень красивом месте. В 1929 году велась переписка президиума Мордовского окружного и областного исполнительных комитетов с областным земельным управлением и уполномоченным «Птицетреста» по Средневолжскому краю об организации Птицеводческого совхоза в Ковылкинском районе. В 1930 году для ведения крупного промышленного птицеводства был предоставлен участок в 500 гектар. Так возник наш посёлок недалеко от реки Мокша. За это время построено сельскохозяйственное предприятие на территории посёлка: Ковылкинский филиал ОАО «Птицефабрика Атемарская». К сожалению это ухудшило экологическую обстановку в посёлке. Выбросы с этого предприятия это особая тема для разговора. Мы будем говорить о бытовом мусоре, которым буквально завален наш посёлок, не смотря на то, что мусор вывозится, правда не совсем регулярно. В нашем посёлке население экологически не грамотно и потребительски относится к природе, это доказывается тем, что бытовой мусор выбрасывается, куда и где угодно.
Сельские жители не выбрасывают мусор в специально отведённые для этого контейнеры, не осознавая того, что этим они вредят себе. В летнее время мусор начинает гнить, появляются насекомые, которые являются переносчиками различных инфекционных заболеваний. Мыши, крысы бездомные собаки и кошки копаются в мусоре разбрасывают его и людям самим приходится иногда пробираться через эти мусорные свалки.
Любой выброшенный в окружающую среду предмет, будь то сгнивший кузов автомобиля или пакет, набитый мусором тут же превращается в несанкционированную свалку.
На краю нашего посёлка находится маленькое озеро, раньше здесь водилась рыба, купались дети. Сейчас, пожалуй, это самое грязное место в посёлке, сюда сбрасывается все: пластиковые бутылки, бытовой и строительный мусор, даже погибшие домашние животные. А сейчас озеро превратилось в болото. Такое отношение к природе просто не допустимо.
Выглянув из окна своего дома, я не редко вижу, как горит костер из бытового мусора. Проходя по посёлку, каждый из нас встречает дымящиеся контейнеры. А весной и осенью в период кампаний по уборке территорий картина ещё более удручающая – наш посёлок погружается в смрадные дымовые завесы. Очень жаль, что эта серьёзнейшая угроза не осознаётся нашим населением.
В огне и дыме таких костров при высокой температуре пламени взаимодействуют друг с другом разнообразные химические вещества, образуются новые, многие из которых опасны для человека. С дымом эти вещества легко переносятся на огромные расстояния.
Часто мы с безразличным видом проходим мимо горящего мусора и думаем, что это нас не касается, мы глубоко ошибаемся. Через окна и даже кондиционеры ядовитые вещества проникают к нам в дом, оседают на продукты питания, на одежде и коже. Некоторые из них, например диоксин, прекрасно растворяются кожным салом и через кожные покровы проникают в кровь. Наконец, они попадают в наш организм через лёгкие. Оставшаяся после сжигания мусора ядовитая зола разносится ветром, вымывается в грунтовые воды, и далее этот отравленный раствор идёт в водоносные горизонты.
Основными причинами увеличения количества мусора в нашем посёлке являются:
Проблема утилизации отходов стоит очень остро. Экологическое состояние территории из-за чрезмерно выброса мусора ухудшается. Пользуясь данными интегральной типологии экологического состояния территорий, можно предположить, что ситуация напряжённая.
Без принятия мер по решению проблемы отходов, при сохранении существующей ситуации в ближайшее время экологическое состояние территорий станет критическим, а в отдалённом будущем достигнет критической отметки и даже может привести к катастрофическим последствиям, так как в природе всё взаимосвязано. А нарушение одного звена приведёт к изменению целой системы «Человек-Природа».
2.3. Утилизация отходов
Число мусороперерабатывающих заводов в России пока можно пересчитать по пальцам. Значит, мусор должен попасть на свалку. Речь идет, конечно же, не о «дикой», а о специально оборудованной свалке. Кто-то может сказать, что и оборудованная свалка – не лучший способ избавляться от мусора. Что это, по сути дела, перекладывание проблемы на плечи будущих поколений. Это на самом деле так, но сегодня без свалок не обойтись. Если мы будем безответственно относиться к среде обитания и разбрасывать токсичный мусор, где придётся, наши потомки попросту не доживут до тех дней, когда смогут что–то делать самостоятельно (Михеев А. В. 1981г.).
Основной проблемой в переработке является сортировка мусора и разработка технологических процессов переработки. Оборудованная свалка представляет собой специально сооруженный склад для отходов. Место для неё выбирается с учётом определённых условий. Она должна располагаться на значительном расстоянии от городов и посёлков, в таком месте, чтобы господствующие в данной местности ветры не дули со стороны свалки к жилым массивам. Это место не должно располагался вблизи охраняемых территорий - заповедников, заказников. Размещение свалки недопустимо в водоохранных зонах, вблизи водоёмов. Одно из важнейших требований связано с защитой грунтовых вод от попадания в них ядовитых веществ. В связи с этим большое внимание уделяется изучению водопроницаемости грунта вместе оборудования свалки. Площадь такой свалки должна быть достаточной для размещения мусора в течение длительного времени.
После того как выбрана подходящая территория, а сделать это далеко не просто, начинаются работы по обустройству свалки. Необходимо обнести её ограждением, проложить подъездные дороги. Свалка должна быть укомплектована соответствующей техникой, и иметь, специально подготовленный обслуживающий персонал. Доставленный на свалку мусор не сваливается в кучу. Бытовой мусор разравнивается, уплотняется .
2.4. Методика и результаты исследований
а) Практическая работа «Бытовые отходы нашей семьи», ее результаты.
Цель работы: выяснить каков состав мусорных отходов одной средней сельской семьи, утилизация отходов.
Проведена оценка количества и состава мусора, выбрасываемого семьёй из четырёх человек за неделю, месяц. Мусор сортировали, а затем тщательно взвешивали. Пищевые отходы в расчёт не взяты, так как они идут на корм домашним животным.
Результат исследований приведен в таблице № 1
Дни недели
| Кол-во мусора за 1 день в гр. | Ветошь
| Металл
| Пластик
| Стекло
| Бумага
|
понедельник | 850 | 150 | 350 | 200 | ______ | 150 |
вторник | 1200 | 350 | 100 | 350 | 300 | 100 |
среда | 960 | 200 | _______ | 260 | 400 | 100 |
четверг | 850 | ________ | _______ | 350 | 250 | 250 |
пятница | 1250 | 500 | 100 | 250 | 450 | ________ |
суббота | 2150 | 1.500 | 50 | 200 | 150 | 300 |
воскресенье | 2150 | 1.100 | 150 | 350 | 400 | 150 |
Всего | 9100 | 3.800 | 650 | 1.950 | 1.950 | 1.050 |
1. Общий вес отходов за неделю - 9.100 гр.
2. Расчет в среднем за месяц - 273.000 гр.
Мы видим, что в мусорной корзине больше всего ветоши: старой одежды, обуви. Практически одинаковое количество мусора по весу из пластмассы: пластиковая тара, старые игрушки, ёмкостей для жидкости, полиэтиленовые мешки и стекла. Много в мусоре бумаги: старые газеты, ученические тетради, журналы, обои и т. д.
Весь этот мусор вывозится в лучшем случае на мусорную свалку, в худшем в ближайшую лесополосу .Поэтому необходимо уже в домашних условиях сортировать мусор в разную тару и только потом отправлять в мусорные ящики, также предназначенные для разного вида мусора. В нашей семье мы так и делаем и советуем делать соседям.
Макулатура пойдет на дальнейшую переработку, и из неё изготовят полезные вещи. Металл переплавят, пластик и ветошь также можно переработать, только нужно этим всерьёз заняться людям, отвечающим за этот фронт работы.
И тогда не будут горы мусора засорять наши дворы, парки, скверы и реки.
Ведь известно, что разложение веществ не характерных для природы идет десятки и сотни лет:
-бумага: 5-10 лет;
-железо: 100 лет;
-полиэтиленовый пакет: 200 лет;
-пластик: 500 лет.
б)Социологический опрос «От кого зависит чистота нашего посёлка»
Цель работы: изучить мнение жителей посёлка о различных аспектах проблемы накопления твердых бытовых отходов, о санитарном состоянии посёлка, связанном с его замусориванием.
Методы: проведение опроса жителей посёлка различных возрастных групп и социальных категорий с последующим обобщением и анализом полученных данных.
Опросный лист
Я собираю информацию о том, как жители нашего села относятся к проблеме его замусоривания.
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе, поставив знак «Х» в соответствующих вашим данным пунктам:
Пол: ____ Муж. _______ Жен.
Возрастная группа: __7 -12 лет; __ 13-17 лет; __18 -25 лет; ____ 26 – 35 лет; _____ 36 -50 лет; ____ старше 50 лет.
Социальная категория: _____ учащийся ______рабочий ____служащий_______ пенсионер.
Ответьте, пожалуйста, «Да», «Нет» или «Затрудняюсь ответить» на приведенные ниже вопросы.
1. От кого зависит чистота посёлка?
2. Как вы считаете, кто больше всех мусорит:
3. В чем, по-вашему, главная причина замусоривания нашего села:
Благодарю вас за участие в опросе!
Дата проведения опроса __________
Вторым этапом моей работы явился социологический опрос. Было опрошено 131 человек, из них мужчин –52, женщин -79. Из них по возрастным категориям респонденты распределились следующим образом: 7 -12 лет -20 человек, 13 -17 лет – 35, 18 -25 лет -11, 26 -35 лет -10, 36 -50 лет -25 и старше 50 лет -30 человек. В опросе участвовали люди различных социальных категорий: учащиеся - 55, рабочие -38 , служащие - 10, пенсионеры -23, безработные – 5.
Анализ социологического опроса «От кого зависит чистота посёлка?» (приложение 1)
Большинство жителей (119ч.) п.Примокшанский считают, что наш посёлок замусорен, что влияет на его красоту и ухудшает экологическую обстановку. Наиболее замусоренными участками посёлка жители считают зоны отдыха сельчан, улицы и дворы жилых домов. В этом единогласны жители всех возрастных категорий.
На вопрос «Кто больше всех мусорит в посёлке?» (приложение 2)многие назвали возрастные категории: подростки и молодежь(82ч.), менее всего замусоривают город дошкольники и ученики младших классов(10ч.). На вопрос «В чем главная причина замусоривания посёлка?» (приложение 3) большинство опрошенных назвали низкий уровень культуры жителей посёлка(60 чел.), недостаточное количество урн и контейнеров для мусора(43чел), отсутствие четкой системы сбора и утилизации мусора(28 чел.).
В ходе проведенного социологического опроса и по результатам практической работы, проделанной мной, выяснилось, что проблема замусоривания посёлка стоит очень остро, практически нет людей, равнодушных к этой проблеме. Большинство жителей осознают необходимость личного вклада и совместных усилий для улучшения экологической ситуации посёлка и готовы принимать участие в его санитарной отчистке.
Но опрос населения из близлежащих домов показал отсутствие у некоторых людей элементарных представлений об экологической обстановке посёлка, опасности свалки, выявил полное непонимание проблемы и отсутствие какого – либо желания ее решить. Мало уничтожить эту свалку, надо решать проблему в корне, повышая экологическую культуру населения, проводить разъяснительные мероприятия.
III Выводы и рекомендации
Теоретическая и практическая значимость данной работы огромна. Я, считаю, что результаты работы могут быть использованы для решения задач экологического воспитания не только детей, но и взрослых. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся экологическим состоянием родного посёлка Примокшанский.
1. Своевременный вывоз мусора туда, где он будет меньше всего причинять ущерб людям и природе, на специально оборудованную свалку.
2. Принять закон запрещающий сжигать мусор и штрафовать нарушителей.
3. Воспитание экологической культуры населения, начиная с детского сада.
4. Постоянный вывоз мусора с территорий дворов или специально оборудованных площадок.
5. Еженедельные экологические субботники жителей во дворах своих домов.
6. Пропаганда экологических знаний среди населения.
7. Поставить в посёлке контейнера специально для пластиковой тары, стекла, металла и полиэтиленовых пакетов.
8. Разместить дополнительные урны в местах, где проходят массовые гуляния населения (парки, скверы).
9. В вечернее время совершать рейды милиции в тех местах, где проходят дискотеки, народные гуляния.
10.Во время походов и экскурсий, проводить акцию “Чистая тропа”. 11.Проводить праздники направленные на пропаганду экологической защиты села (“День птиц”, “День Земли” и др.)
Проведенные мероприятия
1. Организованы экологические рейды по уборке мусора вокруг территории школы и в парковой зоне прилегающей к школе.
2. Проведена пропаганда среди населения о вреде бытового мусора. Развешаны листовки «Примокшанцы! Не превращайте наш посёлок в свалку! Не разбрасывайте мусор! Сделаем наш посёлок чистым и красивым!»
3. Пропаганда экологических знаний среди младших школьников. Экологический спектакль «Что делать с мусором?»
4. Проведен рейд по местам сильного загрязнения бытовым мусором.
В процессе реализации проекта мы выяснили, человек, загрязняющий территорию посёлка пищевыми отходами, пластиковыми бутылками, бытовым мусором, старыми вещами, строительным материалом, бумагой, растительными остатками, телами мёртвых животных, является основным источником загрязнения.
Как мы выяснили, над состоянием окружающей среды нужно ещё много поработать и не только нам, детям. Хотелось – бы чтобы вместе с нами этим делом занимался каждый житель нашего посёлка, иначе говоря «…от мала до велика…». Лишь только вместе взрослые и дети, мы сможем сделать наше село краше.
Наше время настало ребята,
Родную природу беречь и любить.
Ведь для каждого очень важно,
Как на нашей планете жить,
Нам как радость нужны и понятны
Шум лесов и ручьёв хлопотливая речь
Так давайте же ребята
Родную природу беречь!
Литература
1. Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. – М.: «Прогресс».- 1974.
2. Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды.- М.: «Высшая школа»- 1987 Экология. – М.: «Дрофа»-2000
3. Берлянт А. М. Новая энциклопедия школьника. Земля.- М.: «Росмэн»- 2003
4. Михеев А.В., В.М. Галушин, Н.А. Гладков, А.А. Иноземцев. Охрана природы, М.: «Просвещение», 1981 г.
5. Новиков Ю.В. Природа и человек, М.: «Просвещение», 1991 г.
6.«Биология в школе», №3, 2002г.
Приложение 1
Таблица № 1 Самые замусоренные территории села.
Улицы | Берега рек | Зоны отдыха | |
Вопрос 1 | 96 | 10 | 13 |
Диаграмма№ 1 Самые замусоренные территории села
Приложение 2
Таблица № 2 Кто больше всех мусорит
Взрослые | Дошкольники | молодежь | Подростки | |
Вопрос 2 | 49 | 10 | 50 | 32 |
Диаграмма№2 Кто больше всех мусорит
Приложение 3
Таблица № 3 Причины замусоривания нашего села.
Недостаточно урн и контейнеров для мусора | Отсутствие четкой системы сбора и утилизации мусора | Низкий уровень культуры жителей нашего села | |
Вопрос 3 | 43 | 28 | 60 |
Диаграмма № 3 Причины замусоривания нашего села.
Приложение №4
Фото №1 Помойка ул.Комарова
Фото №2 Помойка ул.Песчаная
Фото №3 Помойка ул.Молодёжная
Карты планет и спутников Солнечной системы
Рисуем акварельное мороженое
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Снегири и коты
Рисуем весеннюю вербу гуашью