Целью нашего исследования явилось изучение доминантного полушария (правого или левого) и его влияние на ассоциативную организацию лексикона младших и старших школьников.
Данная работа находится на стыке таких дисциплин, как нейропсихология и психолингвистика.Исследования в области нейрофизиологии показали, что каждое полушарие мозга – левое и правое – руководит специфическими функциями, обрабатывая информацию разных видов, и имеет дело с проблемами различного вида.
Творческое пространственное правое полушарие работает с образами, "заведует" ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения. Логическое левое полушарие оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов, выстраивает продукты своей работы в строгие и точные конструкции. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом. Люди с разными доминантными полушариями имеют тенденцию воспринимать одни и те же сообщения, вещи по – разному.
У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно полушарие (левое). Леворукость и праворукость обусловлены генетически. Шанс родиться левшой у леворуких родителей, по данным разных авторов, составляет примерно 45%, если один из родителей левша — 17,5%, если оба родителя правши — 2,5%.
Существует еще одна версия, раскрывающая причину большего числа праворуких людей. Так как у правшей преобладает левое полушарие головного мозга, а у левшей — правое, наблюдается асимметрия. И если у праворуких доминирует левое полушарие, ответственное за логику, то главное полушарие у левшей отвечает за эмоции. У большинства людей развито левое полушарие (логика) — оттого они и праворукие, при этом люди искусственно развивали левое полушарие, используя преимущественно правую руку.
Исследования в области отечественной нейрофизиологии доказывают, что 70% детей с трудностями обучения в школе — это левши. В нашем праворуком мире часто встречается необычное явление — зеркальное мышление, которое выражается в перевернутом справа налево написании отдельных букв и слов, перестановке слогов с переносом их из конца в начало слова, перестановке при вычислительных действиях цифр, упорном чтении справа налево.
Актуальность нашего исследования определяется недостаточной разработанностью вопроса влияния доминантного полушария на речевое развитие школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_dominantnogo_polushariya_na_rechevoe_razvitie_mladshih_i.ppt | 240 КБ |
Слайд 1
Влияние доминантного полушария на речевое развитие младших и старших школьников . Научная работа учащихся 9 Б класса Монаховой Екатерины Саркисян Алины Научные руководители: Дымкова А. Ю. Нехаёнок М. А.Слайд 2
Доминирование полушарий Левополушарный тип – доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению. Правополушарный тип – доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству.
Слайд 3
Определение доминирующего полушария: «мыслитель» или «художник»? 1 задание: сцепите руки в замок; 2 задание: примите «позу Наполеона»; 3 задание: посмотрите глазом в «подзорную трубу»; 4 задание: аплодируйте.
Слайд 4
Результаты исследования, проведенного с учениками 2 и 9 классов гимназии №1. I группа - второклассники с доминирующим правым полушарием (13 чел. - 47%), II группа - второклассники с доминирующим левым полушарием (17 чел. - 53%), III группа - учащиеся девятых классов с доминирующим правым полушарием (20 чел. - 59%), IV группа - учащиеся девятых классов с доминирующим левым полушарием (13 чел. - 41%).
Слайд 5
Выводы по результатам эксперимента У детей с правым доминантным полушарием преобладают ассоциации типа: Вилка – ложка Брат – сестра Книга – учебник ( подбор слова той же части речи) У детей с левым доминантным полушарием преобладают ассоциации типа: Вилка – железная Брат – старший Книга – большая ( составление словосочетаний) 2 , 9 класс ПП 2 , 9 класс ЛП В группах второклассников выявлена явная выраженность воздействия доминирующего полушария на ассоциативную организацию лексикона, т. е. на речевое развитие детей. К 9 классу эта выраженность носит не столь яркий характер.
Слайд 6
Выводы по результатам эксперимента Оценка временных параметров: 2 , 9 класс ПП Во 2 классе скорость реакции быстрее. В 9 классе скорость реакции медленнее. 2 , 9 класс ЛП Во 2 классе скорость реакции медленнее. В 9 классе скорость реакции быстрее.
Слайд 7
Советы педагогам В классе обычно три ряда парт. Оптимально, когда учитель как источник информации располагается посередине. Смещаясь в сторону, Вы уменьшаете свои шансы быть услышанным и понятым. Если смотреть на класс, на левом ряду должны сидеть левополушарные ученики, на правом – правополушарные, а посередине – те, у кого полушария работают гармонично или выявить предпочтение сложно.
Слайд 8
Советы педагогам Ближе всех к доске логично посадить визуалов. За ними на втором плане располагаются аудиалы. И на «камчатке»– шумные кинестетики. Такое расположение детей в классе психофизиологически обусловлено. При помощи «гармоничной ленивой восьмерки» можно настраивать каналы восприятия информации. Это упражнение пригодится и во время длинной монотонной лекции, когда вы чувствуете, что восприятие притупилось. Педагог может повесить в классе уже готовую «ленивую восьмерку».
Слайд 9
Настройка межполушарного взаимодействия. Нарисуйте в воздухе «ленивую восьмёрку» и запомните её форму.
5 зимних аудиосказок
Рисуем домики зимой
Заяц, косач, медведь и весна
"Разделите так, как делили работу..."
Золотая хохлома