Теорема Пифагора проста, но не очевидна. Это сочетание делает ее красивой. Работа по изучению этого вопроса требует огромных усилий времени и усидчивости. Но она очень интересна! В учебнике приводится лишь одно доказательство этой теоремы, в то время как их существует около 500!
Я разделила работу на 2 части: историческую и математическую.
В первой части я описали деятельность одного из выдающихся людей философа и математика Пифагора Самосского, а так же некоторые факты из истории открытия теоремы, которая во времена Пифагора звучала так: «Квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов построенных на катетах». Открытие этой теоремы окружено ореолом красивых легенд.
Во второй части работы приводятся некоторые из известных способов доказательства теоремы. Учащиеся средних веков считали доказательство этой теоремы очень сложным, и нередко из-за этой теоремы бежали от геометрии. Доказательства сопровождаются различными чертежами, которые породили множество прозвищ этой теоремы, стихов и карикатур.
Вложение | Размер |
---|---|
некоторые доказательства теоремы Пифагора | 2.62 МБ |
Слайд 1
Автор: Куклис Любовь 10 «А» класс ГБОУ СОШ № 367 Руководитель: Волкова Анастасия Александровна.Слайд 2
Пифагор- это не только великий математик, но и великий мыслитель своего времени. Содержание.
Слайд 3
Древнем Китае за 1100 лет до н.э. было установлено наглядное доказательство данной теоремы, содержащееся в древнейшем китайском трактате «Чжоу-би».
Слайд 4
Возьмем верёвку длиною в 12 линейных единиц и привяжем к ней по цветной полоске на расстоянии 3 единицы от одного конца и 4 единицы от другого. Прямой угол окажется заключённым между сторонами длиной в 3 и 4. Известны египетские рисунки, на которых встречается такой инструмент: изображение столярной мастерской.
Слайд 5
Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. a 2 +b 2 =c 2 Р азличные формулировки теоремы Пифагора в переводе с греческого, латинского и немецкого языков : 1. У Евклида теорема гласит : "В прямоугольном треугольнике квадрат стороны, натянутой над прямым углом, равен квадратам на сторонах, заключающих прямой угол". 2. В Geometric Culmonensis в переводе теорема читается : " П лощадь квадрата, измеренного по длинной стороне, столь же велика, как у двух квадратов, которые измерены по двум сторонам его, примыкающим к прямому углу". 3. В евклидовых "Начал" теорема Пифагора изложена так: "В прямоугольных треугольниках квадрат из стороны, противолежащей прямому углу, равен сумме квадратов из сторон, содержащих прямой угол".
Слайд 6
Теорема доказана.
Слайд 7
Рисунок иллюстрирует доказательство великого индийского математика Бхаскари (знаменитого автора Лилавати, XII в.). Рисунок сопровождало лишь одно слово: СМОТРИ!
Слайд 8
b c a C D A B Доказательство: 1.Построим высоту из прямого угла С. По определению косинуса острого угла: Cos A=AD:AC=AC:AB 2.Аналогично: cos B=BD:BC=BC:AB AB*BD=BC 2 Складывая полученные равенства почленно и замечая, что AD+DB=AB, получим: AC 2 +BC 2 =AB(AD+DB)=AB 2 AB*AD=AC 2
Слайд 9
Доказательство: 1.Построим ∆ ABC с прямым углом С. 2.Построим BF=CB, BF CB 3.Построим BE=AB, BE AB 4.Построим AD=AC, AD AC 5.Точки F, C, D принадлежат одной прямой. D A B C a b c F E 6. 1)четырёхугольники DABF и ACBE равновелики. 2)∆ ABF= ∆Е CB (по 2-м сторонам и углу между ними). 3)∆ ADF и ∆ ACE равновелики. 7.Отнимем от четырёхугольников ∆ ABC :1/2а 2 +1/2 b 2 =1 / 2 с 2 8.Соответственно:а 2 + b 2 = с 2
Слайд 10
Доказательство: 1.Площадь данного прямоугольного треугольника с одной стороны равна 0,5* a * b , с другой 0,5* p * r , r=0 , 5 * (a+b-c). 2. Имеем:0, 5ab=0 , 5pr=0 ,5* (a+b +с ) *0 , 5 * (a+b-c) 3. 2а b= а 2 + 2ab + b 2 _ с 2 4.Отсюда следует, что с 2 = а 2 + b 2 Теорема доказана.
Слайд 11
Теорема: Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. . c b a S1 S 2 Доказательство: 1.Опустим высоту на гипотенузу C площадь треугольника- S ,разбивается на 2 ему подобных с площадями S 1 и S 2. 2.Площади треугольников относятся как квадраты их гипотенуз. Следовательно, S1:S2:S=a 2 : b 2 : c 2 . Но, S1+S2=S ,то есть a 2 +b 2 +c 2 Теорема доказана.
Слайд 12
? С В А 17м 15м Дано: ▲АВС АВ=15м, АС=17м, Найти: СВ-? Решение: CB 2 = 17 2 -15 2 =289-225=64. CB =8м Ответ: CB =8м Содержание.
Слайд 13
Над озером тихим, С полфута размером, высился лотоса цвет. Он рос одиноко. И ветер порывом Отнес его в сторону. Нет Боле цветка над водой, Нашел же рыбак его ранней весной В двух футах от места, где рос. Итак, предложу я вопрос: Как озера вода Здесь глубока?
Слайд 14
Решение: (х + ½) 2 – х 2 =2 2 х 2 + х +¼- х 2 =4 х =3 ¾ ( фута)–глубина озера . Ответ: глубина озера =3 ¾ ( фута) Х 2 Х + 1/2
Слайд 15
На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой С теченьем реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в том месте река В четыре лишь фута была широка. Верхушка склонилась у края реки. Осталось три фута всего от ствола, Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: У тополя как велика высота?
Слайд 16
3 2 + 4 2 = x 2 х 2 = 25 х = 5 (футов) – длина отломленной части ствола; 3 + 5 = 8(футов) – высота тополя. Ответ: высота тополя =8(футов) 3 4
Слайд 17
Еще раз хочется сказать о важности теоремы. Значение ее состоит прежде всего в том, что из нее или с ее помощью можно вывести большинство теорем геометрии. К сожалению, невозможно здесь привести все или даже самые красивые доказательства теоремы, однако хочется надеется, что приведенные примеры убедительно свидетельствуют об огромном интересе сегодня, да и вчера, проявляемом по отношению к ней. Спасибо за внимание!
Снеговик
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Можно от Солнца уйти...
Кто должен измениться?
Самодельный телефон