В последнее время в образовательном процессе все большое внимание уделяется практико-ориентированному подходу в обучении и исследовании проблемного вопроса. Тем самым повышается качество географического образования. В ходе учебного исследования учащаяся не только овладевает способами исследовательской деятельности, имеет значение познавательный результат работы, сознательное усвоение новой информации. Данная исследовательская работа в пойменной части реки Селенги расширяет образовательный кругозор, развиваются такие качества как социальная активность, обучаемость, настойчивость, целеустремленность, коллективизм, ответственность, коммуникативность.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа учащихся в походных условиях | 36.91 КБ |
ГОУ Новоселенгинская средняя школа-интернат (полного) общего образования
Исследовательская работа на тему
«Полевые исследования в условиях похода»
Выполнила: Бастуева Арюна
Руководитель: Жалсабон Л.В.
С. Новоселенгинск
2010 год
Оглавление
1.Введение. Цели и задачи похода
2.Основная часть. Исследования на маршруте. Методика проведения
3. Полевой дневник с результатами обработки полученного материала.
4. Заключение
5. Картосхема маршрута
6. Приложение 1,2
7. Список литературы
Введение
В нашей школе вот уже на протяжении нескольких лет сложилась приятная традиция для учащихся, учителей и воспитателей - организация спортивного пешего похода на берег реки Селенги в осеннее время. Уже давно известно, что свое, близкое и родное в природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далекое. У каждого из нас свое восприятие родного края, основанное на наших личных впечатлениях. Когда выходишь на природу меня, прежде всего, восхищает глубокая гордость и искренняя любовь к родному краю, к своей Родине. Поражаешься красивым местам, знакомым пейзажам. Любуешься горными хребтами вдали, затянутые голубоватой дымкой, рекой Селенгой, которая неторопливо несет свои воды в Байкал. У нашей земли есть огромный туристический потенциал. Это и богатая история формирования земли Селенгинской, и пребывание замечательных людей, которые внесли огромный вклад в историю России. В последнее время наше общество стало поклоняться святым местам, которые находятся на территории района. С точки зрения, физико-географической характеристики наш район имеет выгодное географическое положение (близость к административному центру), бескрайние степные просторы, придающие специфику нашему краю, длительная продолжительность солнечных дней в году. Прежде чем, представлять свою работу на конференции я поставила следующую цель – расширить знания о своем родном крае. Данную работу выполняла творческая группа учащихся 9 класса
Задачи:
познакомиться с правилами подготовки к походу и поведения в походе
провести исследования на местности с последующей камеральной обработкой
Исследования на маршруте. Методика проведения.
Участвуют в походе учащиеся с 5 по 11 классы. Маршрут проходит через юго-западную часть села Новоселенгинск, далее через пойму реки Селенги. Общий маршрут протяженностью 3 км. Каждая группа готовит снаряжение за день до выхода. А именно: топоры, покрывала, кружки, ложки, котелки, палатки, консервы, аптечка, рюкзак. Наша группа помимо этого приготовила оборудование для исследования это: термометр, школьные линейки, блокноты, атлас-определитель высших растений. У каждого учащегося ведется дневник полевых наблюдений.
По пути маршрута вели наблюдение за погодой. Данные фиксировали в дневнике в 9:00, 13:00, в 17:00. В стандартных условиях фиксировали следующие характеристики: температуру воздуха (в приземном слое и на высоте 1,5 м; степень облачности (измеряется в баллах от 0 до 9); преобладающие морфологические типы облаков (по С.Г. Любушкиной и К.В. Пашкангу). (Приложение 1); наличие осадков; наличие или обилие росы; тумана; направление и сила ветра (сильный, средний, слабый). Состояние погоды на 12.09.2008 отражено в полевом дневнике.
Одновременно с наблюдением погоды другая группа ребят производила описание растительности по пути следования. В основном это травянистая растительность. Здесь нужно оценить злаковые растения, бобовые растения и разнотравье. Отметить видовое разнообразие, преобладающие виды. Затем нужно охарактеризовать общее состояние участка. Результаты исследования приведены ниже.
Также у нас было задание: « Измерить высоту объектов» по следующей методике. Измерить высоту объектов на местности возможно с использованием только обыкновенной линейки. Измерения производят на некотором расстоянии от искомого объекта. Вытягивают руку с линейкой и считают количество делений линейки, в которые «укладываются» высота данного объекта (для получения отсчета по линейке в сантиметрах число делений умножается на цену одного деления). Расчет высоты искомого объекта Н0 производится по формуле:
Н0= (L * h)/а,
Где L - расстояние от объекта до мерщика (м), h - отсчет по линейке (см), а – расстояние от линейки до глаза (см). Мы остановились на столбе линии электропередач и зарослях ивняка. Таким образом, высота электрического столба равна - 8 м 89 см, высота зарослей ивняка равна 2м 75 см. Расчеты получения данных результатов указаны в дневнике.
По пути изучили почвенный разрез по обрыву к реке. Изучать почву – это значить определить механический состав, структурность, окраску, развитие корневой системы растений, строение почвенного профиля. Чтобы это сделать все это, надо найти типичный участок для данного места с ненарушенным почвенным покровом и произвести описание. Результаты исследования указаны в дневнике.
По достижении пункта назначения выбрали место для бивуака. Учитывали, чтобы участок был ровный, незатопляемый. Определили место кострища, выгребной ямы, место для хранения продуктов. Обкладывали кострище камнями и дополнительно окапывали. Мальчики заготовили сухие дрова, девочки в это время готовят обед. Все это проходило под руководством нашего классного руководителя Жалсабон Л.В. и воспитателя Базаровой Е.П. После обеда у нас прошел конкурс на самый лучший бивуак. В комиссию вошли: наш учитель по ОБЖ Бадмаев Б.Н., учитель физкультуры Цыбенов С.М., медик Буренок И.Ю., организатор Гындынова Д.Б. В этом году благодаря нашим стараниям мы заняли первое место за самый лучший бивуак.
Полевой дневник
Ученика (цы) Бастуевой Арюны 9 класса
ГОУ Новоселенгинская школа-интернат
Место исследования: пойма реки Селенги
Дата и время проведения: 19.09.08
Оборудование: Рабочая папка с инструкциями, термометр, ученическая линейка
Результаты обработки полученной информации в условиях похода
Практическая работа №1. Наблюдение за погодой:
Цель: произвести описание погоды на 112.09.08
температура | облачность | Типы облаков | Наличие осадков | Направление и сила ветра |
В приземном слое 9:00 90С 13:00 410С 17:00 290С На высоте 1,5 м 9:00 8,60С 13:00 220С 17:00 240С | Утром безоблачно – 0 баллов Обед безоблачно 0 баллов Вечер – баллов | - - Семейство: облака вертикального развития Род: Кучево-дождевые: Внешний вид: Мощные кучевообразные массы темно-свинцового цвета | Роса - дождь | Слабый Слабый Сильный К вечеру штормовой ветер |
Практическая работа №2. Определение форм поверхности по инструкции из рабочей папки кабинета географии:
Цель: дать оценку изучаемой поверхности
Форма рельефа - пойменная часть реки, сравнительно ровная с кочками. Поверхность покрыта мелкозернистым песком, преобладает травянистая растительность. Изменение рельефа происходит за счет наноса песчаного ила во время выхода реки из берегов в летнее время. Местное население использует данную местность для выпаса скота.
Практическая работа №3. Измерение расстояний на местности по инструкции из рабочей папки кабинета географии:
Цель: измерить расстояние ширины пойменной части реки Селенги
При измерении расстояния шагами мы начали от начала поймы до места разбивки лагеря. В среднем мы получили 3335 шагов. Затем умножили на 60см – это средняя длина одного шага. 3335 * 60 см= 200100 см, переводим цифру в метры. 200100 : 100см ( в 1 м -100 см). Получили, что ширина поймы равна примерно 2 км.
Практическая работа №4. Описание растительности
Цель: изучить видовой состав травянистого покрова
Для исследования выбрали участок 20Х20 м. Оценка производилась визуально. Пойменная часть реки представлена травянистой растительностью. Преобладают злаки: пырей ползучий, мятлик кистевидный, типчак или овсяница желобчатая. Цветовой фон бледно-желтый, зеленый. Антропогенная нагрузка выражена в виде выпаса крупно-рогатого скота.
Для определения растений использовали Атлас-определитель высших растений под ред. В.С. Новикова
Пырей ползучий – злейший сорняк полей, огородов, садов, лесопосадок. Растение обычное для лугов, полян. Цветет в июне – августе. Кормовое, лекарственное растение
Мятлик луковичный – растет в степях, на сухих лугах. Цветет в апреле мае, растение кормовое.
Тонконог – колоски одноцветковые, редко с недоразвитым вторым цветком. Собраны в очень густое, плотное, цилиндрическое, колосовидное соцветие. Цветет в мае – июне
Типчак – растет в степях, на сухих лугах, по обочинам дорог. Цветет в мае – июне
Практическая работа №5. Измерение высоты объектов по инструкции из рабочей папки кабинета географии:
Мы измеряли высоту электрического столба обыкновенной линейкой по следующей формуле Н0= (L * h) / а. Выполняли следующим образом. Получили отсчет по линейке 7 см, отсчитали шаги до столба получили 108 шагов, затем умножили на 60 см (средняя длина шага) получили 6480 см, переводим в метры. По формуле полученный результат - 64 м 80 см умножаем на отсчет по линейке 7 см. Получаем 453,6 , делим это число на а (51 см) – расстояние от линейки до глаз. Н0= (64,80 м *7см) /51см
Н0=8 м 89 см – высота электрического столба
Так же производим расчет высоты зарослей ивняка.
L = 18 шагов *60см; L = 1080 см : 100см =10м 80см – длина расстояния от мерщика до объекта
h = 13 см отсчет по линейке
а -51 см ; Н0=(10,8 см* 13)/ 51 см=2 м 75 см – высота зарослей ивняка.
Практическая работа №6. Изучение почвенного разреза по крутому берегу реки Селенги
Цель: изучить почвенный профиль визуально
Механический состав: преобладает песчаная почва
по структуре зернистая
окраска светло-бежевая
корневая система растений развита
по профилю светло-каштановые почвы сухих степей
Заключение
После защиты началась эстафета, где мы должны показать спортивную подготовку, умение ориентироваться на местности, знать лекарственные растения Селенгинского района, оказывать первую доврачебную помощь, умение проходить природные препятствия.
Третьим этапом в нашем мероприятии – защита стенгазет. Наш класс защищал стенгазету на тему: «Правила поведения на природе – «Девять нельзя». Приложение 2. Материал был предложен нашим учителем из журнала «География в школе» № 3 к статье Е.Л. Князевой. После подведения итогов конкурса все группы начали сворачивать бивуаки: тушение костров, уборка и закапывание мусора.
Следующий поход с классом мы посвятим исследованию реки Селенги, появилось желание сходить с ночевкой в местность «Черный Камень». После обработки полученных данных сделала для себя вывод:
Цель моей исследовательской работы была - расширить знания о родном крае, считаю, что я ее достигла. Так как сделала следующие выводы:
В Селенгинском районе преобладают сухие степи с разряженной растительностью, видовой состав это злаковые растения и разнотравье, цветовой фон светло-желтый, зеленоватый. Почвы светло-каштановые, в пойменной части реки Селенги в почвенном профиле гумусовый горизонт увеличивается.
К изучению того или иного объекта нужно подходить комплексно, так как это дает полную картину об окружающей нас природе как о едином целом.
Свою работу хочу закончить словами из песни В. Шаинского «Пожалуйста, не жалуйся»
У похода есть начало,
А конца походу нет.
Мы прошли дорог не мало,
Но огромен белый свет…
Приложение 1
Определение морфологических типов облаков ( по С.Г. Любушкиной, К.В. Пашкангу)
Семейства | Роды облаков | Внешний вид облаков |
Облака верхнего яруса (выше 6 км) | Перистые | Нитевидные, волокнистые белые |
Перисто-кучевые | Слои и гряды из мелких хлопьев и завитков, белые | |
Перисто-слоистые | Прозрачная белесая вуаль | |
Облака среднего яруса (выше 2 км) | 1.Высококучевые | Пласты и гряды белого и серого цвета |
2. Высокослоистые | Ровная пелена молочно-серого цвета | |
Облака нижнего яруса (до 2 км) | Слоисто-дождевые | Сплошной бесформенный серый слой |
Слоисто-кучевые | Непросвечиваемые слои и гряды серого цвета | |
Слоистые | Непросвечиваемая пелена серого цвета | |
Облака вертикального развития | Кучевые | Клубы и купола ярко-белого цвета, при ветре – с разорванными краями |
Кучево-дождевые | Мощные кучевообразные массы темно-свинцового цвета |
Список литературы
Баринова И.И. Природа России. – М., 2005, - с.92
Беляев А.М. Проведение географической практики в школьных геоэкологических лагерях. // География в школе №5. – М., 2008 – с.46
Иметхенов А.Б. Атлас Республики Бурятия. М., 2000 – 48 с.
Миронов К.С. Советы по самостоятельной работе с литературой. // География для школьников №2. – М., 2008 – с. 56
Назарова Л.Е. Проведение метеорологических наблюдений в школах и детских экологических лагерях. // География в школе №6, - М., 2008 – с. 45.
Новиков В.С. Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. – М., 1985 – 238 с.
Румынина Н.С. Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии в 6 – 10 классах.- М., 2001. – 141 с.
Соловьев М.С. Основные виды наблюдений и практических работ учащихся во время геоэкологических экскурсий и походов.// География в школе №5. – М., 2008 – с. 46.
Семакин Н.С. Географический кабинет и учебная площадка в школе. - М., 1973. – с.195-205
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Рисуем весеннюю вербу гуашью
В Китае испытали "автобус будущего"
Два морехода
Девятая загадочная планета Солнечной системы