Исследовательская работа по изучению интернет-зависимости у учащихся 9-11 классов, анализ влияния соц-сетей на подростка, с помощью программы "Статистика" проведена обработка психологических тестов.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovrab.doc | 205 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» |
Исследовательская работа |
«Особенности интернет зависимых подростков» |
Выполнили: ученицы 9 класса Б Ивкова Виктория, Затуливетер Юлия Руководители: Дианова Лариса Викторовна, учитель математики Дианова Екатерина Андреевна, психолог г.Подольск, 2012 |
Введение..............................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы исследования социально – психологических особенностей Интернет – зависимых подростков
1.1 Интернет – зависимость: понятие, причины и факторы возникновения…………………………………………………………….………4
1.2 Психологические механизмы формирования Интернет – зависимости у
подростков……………………………………………………………….…11
Глава II. Исследование социально – психологических особенностей Интернет – зависимых подростков
2. 1 Выявление Интернет – зависимости и уровня зависимости ……………12
2.2 Определение социально – психологических характеристик у подростков и их сравнение у Интернет – зависимых и Интернет – независимых ...……….15
Заключение……………………………………………………..………………...18
Литература………………………………………………………………………20
Приложение………………………………………………………………………21
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: в связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» российского общества стала актуальной проблема патологического использования Интернет. Опросы свидетельствуют, что вопреки вредным последствиям Интернет-зависимости, примерно 54% зависимых не хотят уменьшить время, проводимое в он-лайн. Часть из них считают себя окончательно “подсевшими” на Интернете и неспособными бросить эту привычку, оставшиеся 46% совершили несколько безуспешных попыток избавиться от зависимости. По данным западных источников за 2011 год, в мире 20% пользователей Интернет страдают Интернет - зависимостью. Из них 91% – участники форумов, социальных сетей и чатов. Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько сосредоточены на своей виртуальной жизни, что фактически отказываются от своей реальной. Интернет - зависимость проявляет себя точно также как пристрастие к алкоголю, наркотикам и азартным играм, только на ее приобретение уходит гораздо меньше времени - от полугода до года. Есть мнение, что в скором времени Интернет- зависимость будет признана заболеванием №1. На Западе уже появляются профессиональные клиники, где лечат разнообразные «киберрасстройства». Интернет- зависимость опасна тем, что она со временем имеет свойство перерождаться в другие виды зависимости: патологический игрок, наркомания или алкоголизм. В Финляндии, например, зафиксированы случаи, когда призывники получали отсрочку от несения службы для лечения от Интернет-зависимости. [6]
Основной группой риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию Интернет-зависимых. Этому способствует ряд факторов - широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к Интернет-сети, компьютеризация школьных и студенческих программ обучения, большое количество компьютерных клубов и Интернет-салонов.
Исходя из вышесказанного мы определили тему нашего исследования «Социально – психологические особенности Интернет – зависимых подростков».
Цель исследования:
Выявить социально – психологические особенности Интернет – зависимых подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические работы по проблеме Интернет – зависимости подростков, разработать программу исследования.
2. Выявить Интернет-зависимость у подростков.
3. Определить социально – психологические характеристики у подростков, а именно: тип межличностных отношений, уровень агрессивности и личностные характеристики, важные для взаимоотношений с другими людьми.
4. Сравнить социально – психологические характеристики Интернет – зависимых и Интернет – независимых подростков и определить социально – психологический портрет Интернет – зависимого подростка.
5. Научиться проводить статистические исследования.
Объект исследования:
80 человек, учащиеся МОУ СОШ № 12 в возрасте от 14 до 17 лет, проживающих в Подольске Подольском районе.
Предмет исследования:
Социально – психологические особенности Интернет – зависимых подростков.
Гипотеза:
Существуют значимые различия в социально – психологических характеристиках Интернет – зависимых и Интернет – независимых подростков.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа научной литературы.
2. Сбор данных (метод опроса) с использованием следующих методик:
- для выявления зависимости от Интернета применяется тест на Интернет-зависимость Кимберли Янг, адаптированный В.А.Буровой;
- для исследования эмпатии был взят опросник на самооценку эмпатических способностей В.В.Бойко;
- для исследования форм агрессии была взята методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки адаптации А.К. Осницкого.
3. Методы анализа данных (качественно-количественные) с использованием математической статистики (Т– критерий Стьюдента). Методы математико-статистического анализа были выбраны в соответствии с законом нормального распределения данных.
Глава I. Теоретические основы исследования социально – психологических особенностей Интернет – зависимых подростков
1.1 Интернет-зависимость: понятие, причины и факторы возникновения
Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Голдберг. В 1994 г. Янг разработала и поместила на веб-сайте специальный опросник, получила почти 500 ответов, из которых около 400 были отправлены, согласно выбранному ею критерию, аддиктами. Голдберг в 1995 г. предложил набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета, построенный на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм. В 1998-1999 гг. К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 г. как замечает Сурратт Интернет-аддикция оказалась фактически легализована – не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи.
Понятие Интернет-зависимости
Чрезмерная увлеченность Интернетом заставляет многих людей проводить все больше времени в Сети. Феномен «зависимости от Интернета», или «Интернет-аддикции» интенсивно обсуждается в настоящее время. Он часто именуется заболеванием или синдромом (Internet Addiction Disorder или IAD). Поведенческие Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. По данным различных исследований Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Интернет-зависимость – это не химическая зависимость, т.е. она не приводит к разрушению организма. Если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается. По данным К. Янг, 25% аддиктов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие пользователя по изменениям в его поведении, распорядке дня. [15]
Доктор М. Орзак выделяет не только психологические, но и физические симптомы, к которым относит:
поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц;
сухость в глазах;
головные боли по типу мигрени;
боли в спине;
нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
пренебрежение личной гигиеной;
расстройства сна, изменение режима сна.
Таким образом, зависимое поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния, т.е. вместо решения проблемы "здесь и сейчас" человек выбирает более комфортное психологическое состояние в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы "на потом". Этот уход может осуществляться различными способами. Проблема патологической зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии. [15]
Причины возникновения зависимости
Согласно исследованиям Кимберли Янг опасными сигналами (предвестниками Интернет-зависимости) являются:
Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
Предвкушение следующего сеанса он-лайн;
Увеличение времени, проводимого он-лайн;
Увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
Среди факторов, которые способствуют погружению человека в Сеть, в научной литературе выделяют следующие:
Недостаток общения в реальном мире: большая часть Интернет-зависимых "сидит" в Сети ради общения, поскольку виртуальное общения имеет преимущества по сравнению с общением реальным. К. Янг, таким образом, делает вывод, что Интернет – независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернет, которые позволяют им встречаться, общаться, обмениваться идеями с новыми людьми в виртуальном пространстве.
Чувство защищенности в Сети: по данным опросов, Интернет-зависимых привлекают такие особенности Сети, как анонимность, доступность, безопасность и простота использования.
Возможность ухода от реальности: на сегодняшний день можно утверждать, что Интернет стал одним из видов «буферной» реальности, предохраняющей личность от прямого соприкосновения с реальным миром, реальным человеческим общением.
Разумеется, далеко не каждый человек впадает в Интернет-зависимость. К такому поведению склонны люди с особым типом личности, вообще предрасположенные к различным зависимостям. Согласно исследованиям последних лет, распространенность этой патологии среди российских пользователей сети составляет примерно 2–6 %. Среди западных – около 10%. Часто Интернет привлекает людей с заниженной самооценкой, неудовлетворенных собой, неспособных в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения. Такие люди обращаются к Интернету в поисках недостающего уважения, любви и ощущения собственной значимости. Они находят в сетевом общении своего рода отдушину — и быстро попадают в зависимость.
Итак, на сегодняшний день Интернет-зависимость не признается особым заболеванием. Не существует психологического или психиатрического диагноза: «Интернет-зависимость». По сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, зависимость от Интернета в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и, казалось бы, достаточна безопасна.
Характеристики виртуального пространства, способствующие возникновению Интернет-зависимости
Виртуальный мир существенно отличается от так называемого интерсубъективного. Ниже перечислены некоторые специфические характеристики виртуального пространства, определяющие сущность психологических переживаний «потребителя» (или жителя) этой социальной реалии.
1. Ограниченное сенсорное переживание
По большей части люди общаются в Интернете посредством слова печатного. Но даже тогда, когда аудио-видео конференции станут эффективными и несложными в управлении и использовании, шансов на физический контакт не будет никогда - придется забыть про деловые рукопожатия, дружеские похлопывания по спине, не будет ни нежных объятий, ни поцелуев.
2. Идентификация, множественность личности и анонимность
Разговоры при полном отсутствии контакта глаз и личного присутствия забавно отразились на самоидентификации людей киберпространства. Общаясь с обыкновенным напечатанным текстом, имеется ряд выборов - остаться самим собой, принять выдуманные индивидуальности или остаться полным анонимом - а в некоторых случаях еще при этом сделаться человеком-невидимкой. Мультимедиа-миры вдобавок к этому предлагают шанс выбрать себе другую визуальную личность, надеть виртуальный маскарадный костюм - их называют «аватарами» («avatars»). Анонимности присущ эффект раскрепощения - и на этом повороте дорога разветвляется на две тропинки. Временами люди пользуются этим преимуществом, чтобы излить отрицательные эмоции и удовлетворить нелицеприятные потребности - зачастую путем оскорбления других. А второй путь - это возможность быть откровенным и не закрываться в некоторых очень личных аспектах, если социальные нормы не одобряют их обсуждение или запрещают даже простое упоминание в широком обществе.
3. Уравнивание статусов
В общем случае каждый затянутый в Интернет имеет равные с другими возможности для самовыражения. Каждый - независимо от статуса, здоровья, расовой принадлежности, пола и так далее - начинает игру с одного и того же нулевого уровня на одинаковом для всех игровом поле по неизменным правилам. Некоторые люди придумали для этого феномена особое название – «сетевая демократия».
4. Размывание пространственных границ
Географические расстояния не играют ни малейшей роли в лотерее общения - кому и с кем. Сжатость географии до пространства, занимаемого компьютером на столе, имеет жизненно важный смысл для необычных людей со странными, нестандартными интересами и потребностями.
5. Растяжение и конденсация времени
По сравнению с общением лицом к лицу партнеры имеют значительно больше времени для обдумывания и составления ответа. Практически все юзеры - новички вынуждено проходят через период акклиматизации к этому новому временному ощущению. Например, они могут ожидать ответа на письмо немедленно. Они предполагают (возможно, и неосознанно), что скорость ответа от партнера будет близка, или приближаться к скорости в обычном разговоре. Опытные же e-mail юзеры восхищаются преимуществом растянутого времени и даже (со временем - тем самым растянуто-остановленным) приходят к пониманию того, что у каждого юзера есть свой индивидуальный e-mail-шаг.
6. Неограниченная доступность контактов
С неимоверной легкость, в буквально смысле не вставая с места и лишь слегка шевеля пальцем человек может контактировать с людьми изо всех сфер жизни и общаться с сотнями, даже тысячами людей разного возраста.
7. Постоянная фиксация
Большую часть тех деятельностей и активностей, которые происходят в сети, включая e-mail корреспонденцию и чат-сессии, можно записать и файлом сохранить на компьютере. В киберпространстве можно постоянно иметь под рукой (клавишей) вечные летописи того, что ты говорил, кому и когда. Создается впечатление будто взаимоотношения между людьми ПО СУТИ задокументированы и что реальность можно в любой момент времени записывать в ее цельности. Эти записи могут быть весьма удобными - заново пережить и по-новому оценить любую "порцию" взаимоотношений. А партнеру в отместку отправить цитату из его же собственного письма. В зависимости от состояния души написанное слово наделяется всеми мыслимыми значениями и намерениями.
8. Альтернативные и снящиеся миры
Медитация подле голубого экрана с утра до вечера может стать привычным способом бодрствования. Некоторые люди говорят, что испытывают мистическое переживание слияния собственного сознания с сознаниями людей, письма которых читают или на реплики которых отвечают.
9. Ощущение «черной дыры»
Садясь за клавиатуру, включая монитор и загружая браузер, ожидается положительной ответной реакции от компьютера и от Интернета - проще говоря, партнерского взаимодействий. В этом заключается суть игры и ее непреложные правила. Наступает момент, когда мы не получаем ничего, кроме издевательского сообщения об ошибке. Испытываемая в ответ на сбой в электронике ярость говорит о нашем отношении к машинам и к Интернет. Это можно назвать опытом «черной дыры» киберпространства. [14]
Итак, можно сделать заключение, что сущность психологических переживаний, способствующих формированию Интернет-зависимости, состоит в следующем:
Анонимность создает эффект раскрепощения: можно излить отрицательные эмоции или быть откровенным, чего бы при реальном общении не произошло.
Каждый пользователь независимо от статуса, здоровья, расовой принадлежности, пола в Интернете имеет равные с другими возможности для самовыражения.
Сжатость географии позволяет найти себе единомышленника или хотя бы разделяющего взгляды собеседника.
Растяжение и конденсация времени обеспечивает комфортабельную и уютную "зону рефлексии" по сравнению с общением лицом к лицу с партнером.
Возможность контакта с людьми изо всех сфер жизни и общение с сотнями, даже тысячами людей.
Возможность задокументировать взаимоотношения, заново пережить и по-новому оценить любую "порцию" взаимоотношений.
Сюрреалистичность вымышленных мультимедийных миров объясняет притягательность нереальности.
Одушевление компьютера и Интернета. Сеть поглощает проекции беспокойств и тревог.
1.2 Психологические механизмы формирования Интернет – зависимости у подростков
Интернет являет собой изобилие компьютерных игр, находящихся в свободном доступе пользователя. Имеется большое количество сетевых игр — от шахмат и карточных игр, реализованных в online-режиме, до специфических, исключительно компьютерных игр — стратегий, квестов, и т. д. Геймерство — самая распространенная среди подростков форма Интернет-зависимости. Преобладание этой формы обусловлено отсутствием необходимости в каких-либо навыках работы с персональным компьютером (ПК), увлекательностью многих игр и предоставляемой играми возможностью идентификации с самыми различными героями.[11]
На современном этапе развития можно говорить о формировании Интернет – субкультуры, обладающей практически полным набором необходимых признаков: собственным сленгом, внутренней иерархией, набором устоявшихся идей, составляющих мировоззренческую позицию членов субкультуры, определенными этическими нормами, достаточным количеством формальных и неформальных лидеров, формирующих вокруг себя устойчивые сообщества пользователей, осуществляющих идейное предводительство. [8] Подавляющее большинство социальных сетей - это люди в возрасте от 14 до 25 лет. Обитатели «Вконтакте» не общаются в нем. Они в нем живут. По сути, это реальная жизнь, только в ирреальном мире. Причем карнавальный мир соцсети часто оказывается более привлекательным, нежели мир реальный. Если в реальной жизни ты не пользуешься авторитетом в классе, то в мире виртуальном ты имеешь возможность сделаться красивым, умным, взрослым и обожаемым. И это будут не твои иллюзорные мечты.[7]
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Как всякая субкультура, Интернет объединяет большие группы подростков, формирует круг интересов и общения, стимулирует развитие межличностных отношений и имеет свои положительные и отрицательные факторы влияния на индивидуальную сферу психической деятельности личности.
Среди отрицательных факторов влияния Интернет-культуры на личность необходимо назвать, в первую очередь, перенос полюса коммуникативной активности из реальных условий социума в сеть. [7]
Глава II. Исследование социально – психологических особенностей Интернет – зависимых подростков
2.1. Выявление Интернет – зависимости и уровня зависимости
С помощью теста Кимберли Янг, адаптированного В.А. Буровой, было выяснено, что в среднем Интернет – зависимости подвержено 30% подростков, постоянно пользующихся Интернетом, среди опрошенных.
Рисунок 1. Уровень Интернет – зависимости
На рисунке 1 показан уровень зависимости от Интернета среди опрошенных, где подростки, набравшие от 80 до 100 баллов, зависимы от Интернета и частое использование компьютера у них вызывает существенные проблемы в жизни, 50 – 79 баллов испытывают случайные или частые проблемы из-за Интернета, а набравшие 20 – 49 баллов являются средними пользователями Интернета.
Средний возраст подростков в группе зависимых – 14 лет, это может быть объяснено недостаточной способностью контролировать эмоции, сдерживать импульсивное поведение. Имеет важное значение стаж пребывания в Интернете. Большая часть Интернет – зависимых пользуется Интернетом более 2 лет. 96% Интернет-зависимых, согласно полученным данным, «часто» или «всегда» «предвкушают» пребывание в сети. Реальная жизнь вне пребывания в сети представляется Интернет – зависимым скучной, пустой и безрадостной: «всегда» - в 73% и «часто» - в 25% случаев.
Рисунок 2. Участники опроса, отмечавшие у себя суицидальные мысли
На рисунке 2 отображены данные об учащихся, отмечавших у себя суицидальные мысли. Полученные результаты (82,8% положительных ответов в группе «зависимых» и 38,6% у «независимых») свидетельствуют о сочетании Интернет – зависимости с эпизодами депрессий.
Рисунок 3. Синдром карпального канала
На рисунке 3 показана частота встречаемости онемения и боли в кисти руки – одного из характерных проявлений негативных физических симптомов патологического использования компьютера и мобильного телефона.
При проведении исследования, было отмечено, что депрессия, чувства зависти и агрессии возникают при посещении социальных сетей, в частности «Вконтакте». Раздражение вызывают красивые «аватары», фотографии – отчеты об отдыхе, появляется желание. «Я сразу возненавидел этот сайт, когда посмотрел видео друга». «Я проклинаю этот контакт. Какое-то помешательство. Стадное чувство. Сидеть и выкладывать там свою личную жизнь. Но если меня там нет, значит, меня нет нигде». «У меня «Вконтакте» вызывает чувство зависти, когда просматриваю чужие фото, сравниваю постоянно себя и друзей». «vkontakte.ru очень полезный сайт. На нем я нахожу много информации почти про всех людей, которые мне нужны: с кем общается, где бывает, чем занимается… Вконтакте можно найти информацию даже о людях, которые не зарегистрированы на сайте, а просто случайно попали в кадр очередного любителя выкладывать личные фотографии на всеобщее обозрение. Так что если у вас есть люди, которым вы хотите как-то насолить, используйте неограниченные возможности данного сайта».
2.2. Определение социально – психологических характеристик
и их сравнение у Интернет – зависимых и Интернет – независимых
Для проверки гипотезы о том, что существуют значимые различия в социально – психологических характеристиках у Интернет – зависимых и Интернет – независимых, мы использовали Т – критерий Стьюдента.
Таблица №1. Средние значения показателей социально – психологических характеристик и результаты их сравнения по Т – критерию Стьюдента в группах Интернет – зависимых и Интернет – независимых подростков.
Показатели | Интернет – зависимые N = 20 | Интернет – независимые N = 20 | Уровень значимости (р) |
Физическая агрессия | 65,2 | 55,0 | 0,04 |
Раздражительность | 59,6 | 47,4 | 0,01 |
Чувство вины | 70,5 | 59,4 | 0,04 |
Агрессивный | 7,6 | 6,3 | 0,04 |
Зависимый | 6,6 | 4,7 | 0,01 |
Альтруистический | 8,4 | 6,5 | 0,01 |
Развитое / ограниченное мышление | 8,9 | 7,9 | 0,01 |
Эмоциональная стабильность / неустойчивость | 6,2 | 4,9 | 0,01 |
Богемность / практичность | 6,4 | 5,4 | 0,05 |
Утонченность / простота | 3,8 | 5,0 | 0,02 |
Радикализм / консерватизм | 7,3 | 6,3 | 0,03 |
Рассматривая показатель физической агрессии, можно предположить, что в группе Интернет – зависимых молодые люди чаще используют физическую силу против другого лица (ср.знач.=65,2), чем в группе независимых (ср.знач.=55,0). При рассмотрении показателя раздражительности было выявлено, что в группе Интернет – зависимых готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении выше (ср.знач.=44,0), чем в группе независимых подростков (ср.знач.=22,7). При рассмотрении показателя чувства вины, можно предположить, что в группе Интернет – зависимых подростков (ср.знач.=70,5) чаще встречается возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести, чем в группе Интернет - независимых (ср.знач.=59,4). Рассматривая показатели по агрессивному типу межличностных отношений можно сказать, что требовательность в отношениях выше в группе Интернет – зависимых (ср.знач.=7,6), чем в группе независимых (ср.знач.=6,3), что говорит о том, что зависимые подростки более раздражительны, критичны, нетерпимы к ошибкам партнера данное различие значимо. По зависимому типу отношений можно сказать, что доверчивость, уважительность, благодарность, стремление доставлять радость партнеру выше в группе Интернет – зависимых подростков (ср.знач.=6,6), чем в группе независимых (ср.знач.=4,7). При рассмотрении показателя альтруистического типа отношений видно, что отзывчивость, бескорыстие, жертвенность, деликатность, нежность, стремление заботиться о близких, а также терпимость к недостаткам и умение прощать в группе Интернет – зависимых (ср.знач.=8,4) выше, чем у независимых (ср.знач.=6,5). Было выявлено, что у Интернет – зависимых выше показатели по развитости мышления (ср.знач.=8,9), чем у независимых (ср.знач.=7,9), это говорит о том, что зависимые подростки сообразительны, умеют анализировать ситуации, способны к осмысленным заключениям. Рассматривая показатель эмоциональной стабильности / неустойчивости, можно предположить, что Интернет – зависимые подростки более зрелые, уверенные, чувственно постоянные, не боятся сложных ситуаций (ср.знач.=6,2), а у Интернет – независимых подростков чаще встречается раздражительность, склонность к озабоченности и огорчениям, часто откладывают решение сложных вопросов (ср.знач.=4,9). А так же было выявлено, что углубленность в себя, заинтересованность искусством, теорией, смыслом жизни, богатое воображение, беспомощность в практических делах, преимущественная веселость, истеричность, конфликтность в коллективах чаще встречается в группе Интернет – зависимых (ср.знач.=6,4), чем в группе независимых подростков (ср.знач.=5,4). Рассматривая показатели по утонченности и простоте было выявлено, что независимые подростки (ср.знач.=5,0) более разборчивые, светские, понимают себя, понимают других, честолюбивы, несколько неуверенны, неудовлетворенны, а Интернет – зависимые (ср.знач.=3,8) более открытые, спонтанные в поведении, в обществе, обладают простотой вкуса, у них отсутствует самоанализ, не анализируют мотивы поведения других, довольны тем что имеют. По показателю радикализм / консерватизм было выявлено, что интеллектуальные интересы и сомнения по поводу фундаментальных проблем, скептицизм, стремление посмотреть существующие принципы, склонность к экспериментированию и нововведениям более присуща подросткам в группе Интернет - зависимых (ср.знач.=7,3), а стремление к поддержке установленных понятий, норм, принципов, традиций, сомнение в новых идеях, отрицание необходимости перемен более распространено в группе независимых подростков (ср.знач.=6,3).
Таким образом, в результате нашего исследования было выявлено, что существую значимые различия в социально – психологических характеристиках Интернет – зависимых и Интернет – независимых подростков. По результатам исследования можно составить портрет Интернет – зависимого подростка.
Портрет Интернет – зависимых подростков
Интернет – зависимые подростки чаще используют физическую силу против другого лица, проявляют готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении. У них чаще встречается возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. У таких подростков требовательность в отношениях с людьми более высокая, они более раздражительны, критичны, нетерпимы к ошибкам партнера. Но в то же время они более доверчивы. При рассмотрении показателя отзывчивости можно говорить о том, что у Интернет – зависимых выше бескорыстие, жертвенность, деликатность, нежность, стремление заботиться о близких, а также терпимость к недостаткам и умение прощать. Зависимые подростки сообразительны, умеют анализировать ситуации, способны к осмысленным заключениям, они более зрелые, уверенные, чувственно постоянные, не боятся сложных ситуаций. Такие подростки отличаются углубленностью в себя, заинтересованностью искусством, теорией, смыслом жизни, они обладают богатым воображением, беспомощностью в практических делах, преимущественной веселостью. Они более конфликтны в коллективах, спонтанные в поведении, в обществе, обладают простотой вкуса, у них отсутствует самоанализ, не анализируют мотивы поведения других, довольны тем, что имеют. Интеллектуальные интересы и сомнения по поводу фундаментальных проблем, скептицизм, стремление посмотреть существующие принципы, склонность к экспериментированию и нововведениям характерны зависимым подросткам.
Заключение
В результате нашей работы было выявлено много интересных фактов о Интернет – зависимых подростках. Не смотря на то, что у Интернет – зависимых подростков требовательность в отношениях с людьми более высокая, они более раздражительны, критичны, нетерпимы к ошибкам партнера, они более зависимы от группы, зависимы от чужого мнения, предпочитают принятие решения вместе с другими людьми, ориентированы на социальное одобрение.
Как всякая субкультура, Интернет объединяет большие группы подростков, формирует круг интересов и общения, стимулирует развитие межличностных отношений и имеет свои положительные и отрицательные факторы влияния на индивидуальную сферу психической деятельности своих членов.
Интернет – зависимые пользователи обладают высоким уровнем абстрактного мышления, постоянно пополняют знания и осваивают новые виды деятельности в Интернете. Они индивидуалисты, готовы довольствоваться опосредствованными контактами с другими. Появляется неспособность к четкой дифференцировке своих чувств, невозможности спонтанно отреагировать в коммуникативных ситуациях. У них чаще встречается возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. У таких подростков требовательность в отношениях с людьми более высокая, они более раздражительны, критичны, нетерпимы к ошибкам партнера. Но в то же время они более доверчивы, более конфликтны в коллективах, спонтанные в поведении, в обществе, обладают простотой вкуса, у них отсутствует самоанализ, не анализируют мотивы поведения других, довольны тем, что имеют.
В результате исследования гипотеза подтвердились. В данное время очень быстро развивается мобильный Интернет, в связи с этим хотелось бы продолжить работу, уже изучая телефонную зависимость и ее негативные стороны и влияние на подростков.
Литература
1. Бурова В.А. Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости //http://vita.lvs.ru.
2. Войскунский А.Е, Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского.-М., 2000.-С 100-131.
3. Горелик О. Сетевая зависимость. "Новые известия"//04 авг, 2005.
4. Данилина И. www.narkotiki.ru.
5. Ершова Ю. Осторожно: Интернет-аддикция! Новая угроза Человечеству //09.06.2005 Yoki.Ru
6. Зависимость от интернета - причина не служить в армии // РИА "Новости", 06.08.2005, ИА "НГТ".
7. Китайцев лечат от Интернета, // 15.08.2005 // 23:37 // MIGnews.com.ua ссылка на британскую газету The Times (перевод - Inopressa.ru.)
8. Коэмец Е. Жертвы компьютерных сетей. Материалы сайта «Психология Интернета».
10. Пережогин Л.О. Интернет-аддикция в подростковой среде//Отдел детской социальной психиатрии //ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, Москва.//www.rusmedserv.com/psychsex.
11. Психологический словарь // http://psi.webzone.ru/st/081500.htm.
12. http://saripkro.r2.ru/science/Region_program/osog/osog1.htm.
13. Соковня И. Интернет-зависимость в подростковой среде. http://skola2.narod.ru/parents/agress.html.
14. Сулер Дж. Люди превращаются в электроников. Основные психологические характеристики виртуального пространства http://www.flogiston.ru/projects/translate/electronic.shtml.
15. Янг К.С. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир Интернет 2000. № 2. С. 24-29.
25. В. Андреев Конструктивная теория виртуального романа, // Интернет, 1999. № 1.
Приложение 1
Основные понятия, используемые в работе
Интернет – аддикция – от англ. addiction –зависимость, addict – от англ. наркоман. Другое определение Интернет - зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line. [11]
Синдром карпального канала – онемение и боли в кисти руки.
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица
Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (грубость, вспыльчивость)
Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные или вымышленные действия
Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Эгоцентризм — неспособность индивида изменить исходную познавательную, моральную либо коммуникативную позицию к некоторому объекту, мнению или представлению, сочетающуюся с сосредоточенностью личности на собственных целях, даже перед противоречащей его опыту информацией. Является крайней степенью эгоизма.
Приложение 2.
Сравнение Интернет – зависимых и Интернет – независимых подростков
Variable | T-tests; Grouping: inet |
Mean 1 | Mean 0 | t-value | df | p |
эгоцентризм | 14,20000 | 14,12500 | 0,04174 | 78 | 0,966813 |
эмпатия | 59,65000 | 56,90000 | 1,30450 | 78 | 0,195899 |
физическая агрессия | 65,22500 | 55,00000 | 2,12517 | 78 | 0,036738 |
вербальная агрессия | 73,60000 | 66,60000 | 1,70434 | 78 | 0,092298 |
косвенная агрессия | 70,70000 | 68,25000 | 0,50991 | 78 | 0,611555 |
негативизм | 66,00000 | 68,00000 | -0,32466 | 78 | 0,746306 |
раздражительность | 59,62500 | 47,42500 | 2,60245 | 78 | 0,011074 |
подозрительность | 55,82500 | 56,10000 | -0,05605 | 78 | 0,955447 |
обида | 55,75000 | 48,07500 | 1,37317 | 78 | 0,173635 |
чувство вины | 70,45000 | 59,40000 | 2,13303 | 78 | 0,036067 |
индекс агрессии | 69,17500 | 63,75000 | 1,44939 | 78 | 0,151239 |
индекс враждебности | 55,72500 | 52,15000 | 0,86581 | 78 | 0,389251 |
лидерство | 8,89474 | 8,27500 | 0,90302 | 76 | 0,369366 |
уверенность | 7,40000 | 6,57500 | 1,71887 | 78 | 0,089605 |
требовательность | 7,60000 | 6,25000 | 2,10588 | 78 | 0,038432 |
скептичность | 6,05000 | 6,30000 | -0,44058 | 78 | 0,660739 |
уступчивость | 4,85000 | 4,45000 | 0,71010 | 78 | 0,479760 |
доверчивость | 6,57500 | 4,67500 | 3,72185 | 78 | 0,000371 |
добросердечность | 8,65000 | 7,62500 | 1,79184 | 78 | 0,077037 |
отзывчивость | 8,42500 | 6,52500 | 2,70836 | 78 | 0,008307 |
f доминирования | 6,35500 | 5,79750 | 0,45458 | 78 | 0,650674 |
f дружелюбия | 1,87000 | 0,16500 | 1,07610 | 78 | 0,285199 |
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Прекрасная химия
Невидимое письмо
Цветение вишни в лунную ночь
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию