Про наше село
Вложение | Размер |
---|---|
wwwww.docx | 17.79 КБ |
obuchenie_zdorovyu.doc | 101 КБ |
Моё доброе и светлое село - Борисоглебка.
Моего села милее нет. Ответь, соловушка, ответь, не устаёшь о чём ты петь? О счастье жить в родном краю, пою, и петь не устаю!
Меня зовут Марина. Мне 13 лет. С самого рождения я живу в маленьком сибирском селе - Борисоглебка, Убинского района , Новосибирской области. В начале мая я люблю Борисоглебку, и в середине ноября, и круглый год, зимой и летом счастлива, что здесь моя родня огромная живёт. Приветливых борисоглебцев обожаю, поистине добропорядочный народ, в сердце у каждого любовь к Родине живёт. Приезжайте в гости к нам, вы не пожалеете, Родину малую мою сами обозреете.
На карте Новосибирской области есть маленькая точка, а рядом надпись -Борисоглебка. Село моё приютилось в одном из прекрасных уголков России - в Западной Сибири. Кто-то и не разглядит этого, кто-то не заметит . А кто-то вовсе не слышал о нём, а мне ,хочется, крикнут на весь свет, как здорово жить в нём. Моё село мне дорого… Жизнь течёт спокойно, не кипят страсти, людей разных национальностей много, но никто, ни с кем не конфликтует, места хватает всем. Здесь просто живут и трудятся, любят землю и достойно хранят память предков, традиции и обычаи своего народа. Когда гуляешь по селу, невольно обращаешь внимание на качество воздуха. Он чистый, вокруг села много леса ,да и в садах почти у каждого, то сирень-красавица раскудрявилась, то ель мохнатая растёт, то берёза гибкая качается, гнётся, но не ломается. Вот и люди у нас такие же стойкие, сильные. Случайных жителей у нас нет. Кто искал здесь «рай», давно разъехались. Остались настоящие борисоглебцы, достойные памяти своих предков, и памяти тех святых - Бориса и Глеба, в честь которых освятили и назвали церковь , открытую для посещения в 1912 году. Вот так и стал участок Раенко называться Борисоглебкой. Раньше населённый пункт назывался участок Раенко, считается, что человек, по фамилии Раенко , был первым жителем будущего села. Это был ссыльный чалдон, сюда он переселился из села Колмаково в 1890-1895 году. Долго раенковцы не хотели себя борисоглебцами называть, да смирились потом, привыкли. Про те лихие времена много прабабушка Варя помнит. Ходили со всех окрестных деревень в Борисоглебку молиться селяне. В церковь приходили все нарядные , как на праздник. Активное заселение местности началось в 1900-1906 году. Когда-то, благодаря тому, что переселенцы из европейской части России шли сюда, и заселяли бескрайние просторы Сибири, пришли мои далёкие предки из Украины, Белорусссии, Польши, Латвии. Род наш Осиповых - Пусевых- Тарасовых- Ковтиковых многонациональный, переплелись обычаи, традиции, культуры. Песни во время семейных праздников поём украинские, полотенца расшиваем по белоруски, а по - польски варим суп. Рождество празднуем дважды - католическое-25 декабря и православное 7 января. Люблю ходить в гости к родным, особенно в канун праздников. На столах национальные блюда-ассорти, а запахи какие божественные летают по комнате .От бабушек Марии ,Раисы , Нины и прабабушки Варвары узнала многое об их национальных культурах, завораживают меня рассказы , сказки и особенно легенды. Из поколения в поколение передаём мы историю про то, как хотел богатый польский пан на прапрабабушке Кристине жениться, подарки дарил ей, а она от него в Сибирь сбежала, судьбу здесь свою нашла. Бабушка Нина от своих предков слышала, и мне поведала, что коренные фамилии в первые годы заселения нашей местности были : Обухи, Раенко, Осиповы, Козьянко, Крицкие. Многие фамилии исчезли со временем, кто- то уехал, кто- то умер. А я горжусь тем, что род Осиповых продолжается, живёт и славится гостеприимством и радушием . Я - маленькая частичка его большой истории. Нас Осиповых много в Борисоглебке. Что ни дом, то Осиповы, либо родные наши там живут. Можно день ходить по селу и не всех успеть посетить. На мне лежит большая ответственность, традиции рола свято хранить и будущим детям своим передать. Верю в то, что сохранит фамилия свои корни и не исчезнет. Нас в семье трое. Называли моих предков соломянкины, прабушка Варя вспоминает, что прозвище это получил род за то, что дом соломой крыт был. Детей было много, жили бедно. В деревне почти у всех крыши из тёса были. Но не горевали от того предки мои. Где в деревне тихо было, а в доме Осиповых при лучине песни пели, да байки сказывали. Честно работали , за это уважали род наш .Сыновей у Осиповых много было, работали охотно, женившись от отца уходили, дом им всей роднёй ставили. Но никто из Борисоглебки не уходил, наоборот, жён себе из Акуенки (Анатольевки) привозили, из Тишинска (Александроневки) и из Хохлово (Николаевки). Вот так роднились со всей округой Осиповы. В 1916 году в селе появилось две улицы «Большая» и 2 «Сахалин».На «Большой»,сейчас это улица имени героя –земляка Андреева, проживают многие мои родственники. А «Сахалин» был от деревни как – бы немного в стороне, там селились те, кто позже в Борисоглебку переселялся, и там опять - же родные мои живут ! Бабушка вспоминает, когда после революции в селе землю разделили, то у Осиповых появился свой участок. Рук не покладая работали там предки. Рек в округе не было, но было три озера «Ёлочкино », «Карасёво» и «Давыдово» , да высохли давно .Карасями богаты были озёра, люди не засоряли их, а чистили .В Анатольевский рям за брусникой ходили, в колки, так вырубки лесов назывались, ходили за грибами и ягодами. И трудился народ, трудится сейчас, продолжат люди жить и работать в хозяйстве. Делают люди всё возможное для процветания родного края. Выращивают телят, от коров получают хорошие удои молока, сеют рожь, овёс, пшеницу. Люди связаны с землёй, и как и прежде, сто лет назад, пашут и любят свою землю мои однофомильцы, родные мои - Осиповы. В многонациональной Борисоглебке , как и прежде, более ста лет назад, рядом с русским уживаются потомки татар, украинцев ,латышей, белорусов и поляков. Народ дружный , и в праздники и в горе вместе. Время бежит неумолимо, меняет всё на своём пути, когда- то был в Борисоглебке колхоз, потом совхоз, теперь закрытое акционерное общество, а люди те же живут и работают .Не угасает интерес к истории края, села, дети остаются в Борисоглебке и работают рядом с отцами и дедами. Это придаёт силы жить и выживать в эпоху бурных перемен в стране. Добрые люди вокруг, большая и дружная родня, дивная природа, что ещё надо для счастья. Красота всегда нас умиляет. Красота природы, красота души человеческой , труда односельчан. Часто ловлю себя на мысли, что я счастлива от того, что могу всё это видеть, этим жить и дышать .Люди у нас добрые, оттого и живут долго, а ещё вывела я формулу долгожительства в Борисоглебке- солнце, чистый воздух и мороз. Это бодрит и заставляет активнее жить и трудиться. Крепкие морозы , долгая зима, ранние заморозки осенью, а я всё это обожаю. Хочется на весь белый свет кричать :«Люди, в Борисоглебке я живу, приезжайте в гости к нам!».Гуляю по улице и вижу, что дома у всех красивые, ухоженные, в садах цветы. Окна в домах пластиковые, шагают борисоглебцы в ногу со временем. Но неизменна память селян о своей истории, о подвигах земляков , отважно сражающихся в годы Великой Отечественной войны -Андрееве А.Д.и Константинове Л.С.В память о трагедии двадцатого века стоит в центре села памятник, дань памяти и уважения к тем, кто спас Родину от фашизма. Односельчане наши были участниками войны в Афганистане и Чечне, память о них хранят бережно земляки. Моё село маленькое. Но как говорится, мал золотник, да дорог. У малой Родины моей название святое, светлое, названо село в честь святых –Бориса и Глеба. Верю в то, что село моё не уйдёт в прошлое, в небытие и полное забвение, как многие сёла в нашем районе. На плаву держится хозяйство, работает молокозавод, есть школа, где работают лучшие учителя в мире, открылся детский сад ,детей в каждой молодой семье по два более. Не обрывают дети нить с прошлым, отучившись, приезжают жить работать в село, туда, откуда родом .Память об истории села хранится в школьном музее, изучаем прошлое на уроках краеведения, но дороже всего рассказы ветеранов труда и войны, мы их приглашаем в школу для живого диалога поколений. Сохраняя память о малой Родине, храним мы в душе у себя её культуру и милосердие рода своего и народа сибирского. Моего села милее нет. Приезжайте в гости к нам, вы не пожалеете, Родину любимую мою, сами обозреете.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы____________
Гизитдинов Г.Ш.
Тематический план программы «Обучение здоровью»:
1-6 классы
Тема | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | 5 класс | 6 класс |
А. Развитие тела 1. Рост тела | Клетки, из которых строятся ткани и органы Стратегии роста Различия в возрастных особенностях | Половые различия Людей Половые различия роста Питание и упражнения Функции частей тела | Соматические клетки Их функции | Характеристики возрастных периодов Подростковый возраст | Стратегии развития |
2. Органы чувств | Пять органов чувств | Бережное отношение к органам зрения и слуха | Органы чувств: строение и функции органов слуха и зрения |
3. Органы и системы организма | Кожа Два вида зубов Ежедневный уход за ртом | Забота и уход за телом Структура и функции зубов Смена зубов Зубы и продукты питания | Ежедневный уход за зубами | Органы и системы организма Система пищеварения Мочевыделительная система Уход за зубами в течение всей жизни Специализированный уход за зубами | Сердечно-сосудистая система Дыхательная система Репродуктивные органы Разрушение | Скелет Мускулатура Нервная система Эндокринная система |
Б. Питание 1.Определение продуктов питания | Определение Продуктов питания Классификация продуктов питания Как продукты усваиваются | Полезные продукты питания Классификация продуктов питания Правильное питание Ежедневная потребность в еде | Питательные и непитательные продукты Традиционные блюда Ежедневная потребность в правильном питании Ежедневные меню | Питательные продукты Классификация продуктов питания Функция продуктов питания | Ингредиенты продуктов питания | Питательные вещества в продуктах питания Факторы, влияющие на выбор продуктов питания Выбор сбалансированного питания |
2. Определение потребности в еде | Актуальная потребность в еде |
3.Определение количества необходимых продуктов | Ежедневные меню | Планирование сбалансированного завтрака Выбор продуктов питания | Зачем необходимо сбалансированное питание Пополнение и расход энергии |
В. Растем здоровыми (Занятия спортом, отдых, вес, сила, осанка, внешний вид) 1. Занятия спортом 2. Отдых | Потребность в движении | Физическая активность для удовольствия и для тренировки Отдых необходим для сохранения здоровья Влияние отдыха на поведение | Движение и развлечение | Личное отношение к хорошей физической форме | Значение движения для сердечно-сосудистой системы Оценка собственной физической формы | Физические, социальные, эмоциональные и ментальные преимущества хорошей физической формы |
3. Вес, сила и осанка | 3. Вес, сила и осанка | Признаки хорошей осанки Важность хорошей осанки | Увеличение и потеря веса |
4. Внешний вид | Чистота и Хорошее самочувствие | Почему важно принимать ванну и душ | Мы в глазах других | Кожа, волосы, Ногти Уход за волосами Уход за ногтями Влияние продуктов питания на внешний вид |
Г.Болезни и медикаменты 1.Профилактика и контроль | Здоровые привычки | Рекомендации для выздоровления | Поведение, способствующее здоровью Тело борется с микробами | Передаваемые и непередаваемые заболевания Причины болезней | Защитные реакции организма Основные признаки здорового поведения | Последствия Невыполнение правил гигиены |
2. Предписанные и не-предписанные медицинские средства | Аптечка Предупреждающие маркировки
| Когда следует принимать медицинские средства и таблетки Отказ от веществ, предлагаемых незнакомыми людьми | Медицинские средства: использование и воздействие на организм человека Типы мед. средств | Прием мед. средств под контролем взрослых |
3. Вредное воздействие психоактивных веществ | Надписи, предупреждающие о вреде курения | Почему люди употребляют психоактивные вещества Кофеин – действие на организм и употребление | История появления табака Действие табака Курение и спорт Причины курения | Причины употребления психоактивных веществ Альтернативы употребления ПАВ Алкоголь – действие на организм и употребление Последствия курения |
Д. Безопасное поведение и первая помощь 1.Безопасное поведение | Рекомендуется провести занятия по этой теме в начале учебного года |
Безопасность на тротуарах и в пешеходных зонах Безопасность в общественном транспорте Безопасное поведение на игровых площадках Безопасность в школе и дома Безопасная езда на велосипеде | Безопасное поведение и семейные мероприятия | Рискованное поведение Уменьшение и отказ от риска
| Безопасность пешеходов Безопасное поведение в школе и дома Сопротивление давлению Свободное время и безопасность Безопасная езда на велосипеде | Предупреждение несчастных случаев | Оценка безопасности дома |
2. Первая помощь | Основные приемы первой помощи | Первая помощь | Поведение при пожаре | Первая помощь И спасение жизни человека | Процедуры при первой помощи | Скорая помощь |
Е. Защита здоровья человека 1. Здоровье и службы, способствующие здоровью | Общество и профессии, способствующие поддержанию здоровья человека | Роль врачей-стоматологов Посещение стоматологического кабинета | Системы оказания первоначальной помощи (травмпункты, скорая помощь и т.д.) | Системы оказания специализированной помощи (больницы, клиники и т.д.) | Как справиться со стрессом Помощь при проблемах, связанных с употреблением алкоголя |
2.Здоровье потребителей - Реклама - Покупки | Влияние рекламы | Покупки и здоровье |
3.Общественная активность | Возможности для отдыха | Информация о возможностях, предлагаемых обществом | Загрязнение окружающей среды Экономия и сокращение потребления энергии и воды | Значение чистых воздуха и воды Охрана воздуха и воды | Распространение информации о возможностях, предлагаемых обществом |
4. Образ жизни | Удаление отходов Чистота на игровых площадках | Как образ жизни влияет на Физическое и ментальное здоровье |
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы____________
Гизитдинов Г.Ш.
Тематический план программы «Обучение здоровью»:
7-11 классы
Тема | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10–11 класс |
Выбор здорового образа жизни. |
А. Здоровое питание А.1. Пища, ее восприятие и пищеварение | Функции пищевых веществ. Суточный рацион. Значение атмосферы принятия пищи Строение и работа системы пищеварения | Разновидность и сбалансированность пищи. Связь между выбором пищи и последствиями для окружающей среды. | Питание и здоровье. Возрастные потребности в пище Связь между пищевыми привычками и ролевыми моделями Умение владеть собой | Критическое восприятие информации о пище Приготовление пищи в домашних условиях |
А.2. Питание и личное здоровье | Влияние питания на здоровье Изменения фигуры и вкуса в период взросления Предупреждение пищевых отравлений. | Личная потребность в выборе пищи Изменение потребления пищи с возрастом Роль животных и растительных жиров в организме Витамины и минеральные вещества. Связь между физическими, эмоциональными и социальными проблемами и расстройствами пищеварения Причины употребления алкоголя профилактика злоупотребления алкоголем | Зависимость питания и текущего и будущего здоровья Забота о собственной еде и закусках Рацион питания для себя на неделю | Анализирует плюсы и минусы диет Что происходит с пищей в организме? Важность питания для здоровья Значение пищи для профилактики наиболее распространенных заболеваний |
А.3. Производство, обработка и распределение продуктов питания | Что такое пищевая цепь? Местное производство продуктов питания Вред и польза удобрений в производстве сельско-хозяйственной продукции | Продукты местного производства и импортные Кто влияет на распределение продуктов питания | Влияние обработки продуктов питания Распределение влияний на рынке пищевых продуктов Политика в области продуктов питания | Промышленные технологии производства пищи Влияние пищевой промышленности на окружающую среду |
Б. Физические упражнения и спорт для здоровья | Физические упражнения и здоровье. Последствия гиподинамия Спорт у нас. | Спорт и личностные качества. Физические упражнения и осанка. | Спорт и социализация. Самоконтроль нагрузки Плюсы и минусы «бодибилдинга» | Фитнес Критическое отношение к рекламе сомнительных клубов по оздоровлению |
В. Планирование работы и отдыха | Режим дня. Планирование времени. Свободное время |
Г. Вред употребления психоактивных веществ (ПАВ) | Вред курения. Алкоголь и здоровье Вдыхание летучих веществ. Как понять рекламу? Как сказать «нет»? Куда обратиться за помощью? | Психоактивные вещества. ПАВ зависимость. Вред употребления наркотиков. Выбор и ответственность за свои поступки. Куда обратиться за помощью? | ПАВ и ответственный выбор. Помочь другу. ПАВ и закон. | Алкогольная, наркотическая зависимость, альтернативы |
Д. Профилактика инфекционных заболеваний, включая инфекции передающиеся половым путем (ИППП) | Мое здоровье. Здоровье и болезнь. Инфекционные заболевания. Предупреждение инфекционных заболеваний. | ВИЧ/СПИД: возбудители, пути передачи инфекции, симптомы заражения. | Предупреждение ИППП | Сексуальное и репродуктивное здоровье. Профилактика ЗППП. ВИЧ/СПИД. Тестирование на ВИЧ/СПИД. Социокультурные аспекты ВИЧ/СПИД: государственная политика, ситуация в обществе, отношение людей. Репродуктивные права ВИЧ-позитивных лиц. |
Е. Компетентность в вопросах здоровья. | Факторы, влияющие на здоровье. Окружающая среда и здоровье. Моя ответственность за состояние среды. | Физическое, психическое и социальное здоровье. | Здоровье как средство достижения целей. Ответственность общества за здоровье населения. Участие в создании здоровьесберегающей среды |
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Сочные помидорки
Нарисуем попугая цветными карандашами
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного