Ароматические масла, как один из методов здоровьесберегающей технологии, можно использовать в учебно-воспитательном процессе, в связи с его простотой, доступностью и экономичностью.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_konec.doc | 456 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Увалобитиинская средняя общеобразовательная школа»
Саргатского района
Омской области
Изучение влияния ароматических масел
на состояния человека.
Выполнила: Лукичева Евгения
ученица 9 класса
Руководитель: Ильина Лариса Анатольевна
учитель химии
С. Увальная Бития
2009 год
Содержание
Введение........................................................................................................................... 3 стр.
Теоретическая часть.
1.1 Из истории ароматических масел........................................................... 4 -5
1.2 Ароматические масла с химической точки зрения
и их воздействие на состояния человека...................................................... 6 -8
1.3 Способы извлечения ароматических масел......................................... 8 -9
Практическая часть
2.1 Получение ароматических масел............................................................ 9 -10
2.2 Изучение влияния ароматических масел на состояния человека........ 10 -16
Заключение.................................................................................................................... 17
Литература.................................................................................................................... 18
Приложение ………………………………………………………………………….. 19 -24
Введение.
Растительные масла есть на любой кухне. Обычно это подсолнечное, реже кукурузное или оливковое масло. Мы используем их в пищу каждодневно и большинство из нас не думает о пользе и вреде этих продуктов, было бы вкусно. В наших домашних аптечках часто имеются масляные настои лекарственных растений, купленные в аптеках. Как правило, это масло календулы, облепихи или ментоловое масло, которые мы применяем наружно при несильных ожогах, насморке или для смягчения кожи. Иногда мы покупаем какие-то ароматические масла, запах которых нам понравился, чтобы использовать их в качестве духов.
Но много ли мы знаем о лечении маслами, о том, как их надо использовать, чтобы, как говорил великий Гиппократ, "пища стала лекарством", а лекарства не стали для нас ядом?
Ароматерапия – идеальное средство самопомощи, поскольку оно одновременно действенно и доставляет нам большое удовольствие. Ванны, массаж и ингаляции с ароматическими маслами могут повысить наш иммунитет, укрепить здоровье и улучшить самочувствие в целом. Вдобавок, применение ароматических масел, в соответствии с указаниями, не предполагает побочных эффектов. Это имеет немаловажное значение, когда всё большее и большее число людей понимают возможный вред от употребления некоторых химических лекарственных препаратов, а это опасность зависимости от препаратов, ослабление иммунной системы, нежелательные побочные эффекты и, нередко, неприятие организмом препаратов как чужеродных веществ.
Объект нашего исследования: ароматические масла.
Предмет исследования: способы получения и влияние ароматических масел на состояния человека.
Цель работы: получить ароматические масла и изучить их влияние на состояния человека.
Гипотеза: ароматические масла благотворно влияют на организм человека, снимают усталость, тревожность, повышают работоспособность, внимание, поднимают настроение, усиливают защитные силы организма.
Задачи: 1.Изучить теоретические материалы об истории, составе, влиянии и применении ароматических масел на состояния человека, о способах их получения.
2.Получить еловое, мятное и цитрусовое ароматические масла.
Провести исследование по влиянию полученных ароматических масел и универсального бальзама «Одона» на состояния человека.
Методы исследования:
Анализ научно – популярной литературы;
2. Диагностические методы: тестирование, опрос;
3. Анализ статистических данных;
Практическая значимость: Ароматические масла, как один из методов здоровьесберегающей технологии, можно использовать в учебно-воспитательном процессе, в связи с его простотой, доступностью и экономичностью.
Перспективы работы:
Из телевизионной передачи мы узнали, что с помощью запахов некоторых ароматических масел, можно влиять на покупателей магазинов, вызывая у них желание делать необдуманные покупки. Этот факт мы хотим проверить.
Теоретическая часть.
1.1 Из истории ароматических масел
Ароматерапия - древнейшая эстетическая методика воздействия природных ароматов (эфирных масел) на эмоции и здоровье через обонятельные центры. Аристотель определял эфир как квинтэссенцию четырёх стихий – огня, земли, воды и воздуха, посланную богами Олимпа на землю для наполнения всего живого силой, мудростью и любовью. Масла привлекают своей натуральностью, простотой использования и безболезненностью применения наряду со стойким терапевтическим эффектом.
О воздействии ароматов на душу, и тело человека было известно с давних пор. Выделять душистые вещества из растений люди научились около 7000 лет назад. Секрет получения ароматических веществ в давние времена был известен только высшему сословию. Жрецы изучали воздействие запахов и их композиций на различные органы и системы человеческого организма. Результатом этих наблюдений стало рождение особого направления в медицине – ароматерапии.
В Древней Месопотамии, Египте, Аравии, Индии, Греции, Риме ароматы сопровождали жизнь человека от рождения до самой смерти. В Египте, в гробницах фараонов, найдены дорогие сосуды для хранения благовоний, духов и притираний. Древнегреческие олимпийцы для увеличения сил и выносливости в большом количестве применяли душистые вещества. Согласно историческим данным во II в. до н. э. Южная Аравия вывозила в Грецию и Рим около 4000 тонн ароматических веществ в год. На Востоке более 600 лет (от III в. до н.э. до III в. н.э.) розовое масло ценилось дороже золота, так как его широко применяли не только в косметических целях, но также от бессонницы, головной боли, при заболеваниях дыхательных путей, камнях в почках и желчном пузыре.
Ароматические растения и экстракты пользовались вниманием во времена всех великих древних цивилизаций - от Вавилона и Персии до Индии и Китая. В древнейших медицинских текстах из этих стран, написанных около 3000 лет назад, перечислено множество ароматических растений и указаны цели их использования. Некоторые из наиболее подробных описаний найдены в древних египетских надписях. Египтяне применяли благовония очень широко - от парфюмерии и косметики до медицины и ритуала бальзамирования усопших. Некоторые сосуды для мази, извлеченные из гробницы Тутанхамона, содержали предохранительные смолы, такие, как ладан, которые до сих пор, спустя 3200 лет, все еще не потеряли запах. Масла считались символом божественного проявления и не даром именно маслом мирры «помазывали на царство». Мирра - один из наиболее древних ароматических ингредиентов, которое представляет собой желто-коричневую смолу деревьев, произрастающих в Восточной Африке.
Однако египтяне не знали способов выделения эфирных масел из растений: они пользовались только настоями и притираниями. Позже древние греки и римляне уже широко применяли эфирные масла и в медицине, и в общественных банях, - у римлян, в частности, это был ежедневный ритуал, доставляющий им наслаждение.
На Западе продолжали использовать настоянные ароматические масла. В период крестовых походов эти «арабские благовония» распространились по всей Европе. Камеди и смолы из Азии были труднодоступны, и для приготовления эфирных масел стали брать природные средиземноморские растения - такие, как розмарин и лаванда. Особенно увлеклись их использованием французы. Они заложили основы современного парфюмерного производства, а также терапевтического применения эфирных масел.
В некоторых французских госпиталях еще в XII веке для дезинфекции воздуха и «отпугивания» болезни сжигали антисептические травы - тимьян и розмарин. А само понятие – «ароматерапия» - ввел француз Рене Гаттефоссе около 50 лет назад - химик, работавший в парфюмерном производстве. Однажды при аварии в лаборатории он сильно обжег руку и, чтобы охладить обожженные ткани, смазал их эфирным маслом лаванды, что исцелило руку гораздо быстрее, чем обычно, без инфекции и шрамов.
Лечение запахами было традиционным и в Древней Руси. Устраивали так называемое «чепучинское сиденье». Маленькая деревянная камера (чепучина), насыщенная ароматами распаренных трав, помогала избавиться от многих болезней. Граф Воронцов во время эпидемии чумы приказывал окуривать полынью избы и скотные дворы. Благодаря этим мерам в Таврической губернии удалось остановить распространение смертельно опасной болезни. Полынь также использовали при эпидемии холеры. Полынь принадлежала к двенадцати знаменитым средствам Розенкрейцеров. Гиппократ, Авиценна, Арнольд, Псевдо-Макр, Парацельс и другие известные врачи использовали целительную силу запахов. Тонкое действие ароматов на человеческий организм изучал основоположник гомеопатии С.Х. Ганеман.
Однако достоинства ароматических растений выходят за рамки антисептических или противовоспалительных свойств. Хорошо известно, что запах может оживлять воспоминания, менять настроение человека и улучшать его самочувствие. В последние 20 лет в Великобритании, США и многих других странах ароматерапия развивалась как часть системы, которая пытается исцелять и уравновешивать личность человека в целом. Масла часто используют при массаже, для ванн или сжигают, чтобы получить аромат, улучшающий физическое и эмоциональное самочувствие. Возможно, все эти способы были известны древним народам, и таким образом традиции использования ароматов в терапии продолжаются.
Бурное развитие химической промышленности привело к тому, что искусственно созданные лекарственные препараты незаслуженно вытеснили натуральные, созданные самой природой. Ароматерапия, как и другие методы нетрадиционной медицины, осталась на долгие годы невостребованной.
1.2.Ароматические масла с химической точки зрения и их воздействие на состояния человека.
Ароматические масла состоят из химических групп и отдельных химических элементов. Первичные элементы, ответственные за функцию ароматического масла – углерод (С), водород (Н), кислород (О). Кислород – главный элемент ароматического масла. Компоненты ароматических масел представлены различными соединениями, которые можно расположить в следующей порядки их бактерицидной активности:
Фенолы Альдегиды Спирты Эфиры Кислоты.
Наиболее биологически активные компоненты ароматических масел – спирты, альдегиды, кетоны, фенолы. Наименее активны – углеводы.
Каждая группа оказывает свое действие на организм человека:
кислоты - противовоспалительное и обезболивающее действие;
спирты - бактерицидное, противовирусное действие, они улучшают настроение человека, укрепляют иммунитет;
альдегиды - противовоспалительное действие, успокаивают центральную нервную систему, некоторые альдегиды снижают кровяное давление, некоторые – способствуют повышению температуры тела;
эфиры - противовоспалительное действие, успокаивают нервную систему, это самые безопасные компоненты эфирных масел, они не вызывают раздражения кожи;
жирные кислоты - обезболивающее, противовоспалительное действие, регулируют кровяное давление, оказывают влияние на систему иммунитета и умственную деятельность;
гистамины стимулируют желудок и тонкий кишечник, способствуют сокращению бронхов, вызывают расширение кровеносных сосудов в месте проникновения вируса;
кетоны - бактерицидное действие, стимулируют иммунную систему;
гормоны влияют на функционирование многих органов и систем организма;
терпены - бактерицидное действие, обладают болеутоляющим свойством, вызывают покраснение кожи, могут вызывать аллергическую реакцию;
фенолы - бактерицидное и противовирусное действие, стимулируют иммунитет, могут вызывать раздражение кожи.
Каждый вид ароматических масел имеет свой, характерный только для него компонентный состав и оказывает своё действие на организм человека.
Ароматическое масло мяты. Мята перечная - травянистый многолетник из семейства губоцветных. Мяту, предназначенную для получения эфирного масла, собирают в фазе отцветания, когда выход масла несколько снижается, но увеличивается количество ментола.
Эфирное масло извлекают из цветов и листьев. Оно содержит ментол, карвон, синеол, лимонен, пинен, тимол, альдегиды и обладает антисептическим, бактерицидным, спазмолитическим, тонизирующим и ветрогонным действием. Аромат мяты перечной - сильный, свежий. Летучесть - низкая.
Когда масло – лекарство.
Эфирное масло мяты перечной помогает при тошноте, ушибах, молочнице, кашле, судорогах, укусах насекомых, болезненных менструациях, стрессе.
Когда масло – яд.
Нельзя использовать эфирное масло мяты перечной неразбавленным, нельзя смазывать им все тело и принимать ванну только с этим маслом. Лучше не использовать его вечером, чтобы не было трудностей с засыпанием.
Ароматическое масло цитрусовых. Аромат цитрусовых снимает усталость и сонливость. По современным понятиям ароматы всех цитрусовых стимулируют зрение, а запах лимона - еще и дыхательную систему (улучшает проходимость бронхов и увеличивает емкость легких). Это подтверждено, например, исследованиями японских психологов, которые попробовали насыщать воздух рабочих помещений ароматами.
Опыты показали, что запах лимона или эвкалипта, проникающий в комнату через систему вентиляции, повышает работоспособность и снижает сонливость, вызванную перенапряжением.
Эфирные масла лимона, апельсина и мандарина обладают высокой летучестью. Они действуют быстро, быстро испаряются и стимулируют мозг и тело, но их срок хранения меньше, чем у менее летучих эфирных масел.
Ароматическое масло еловой хвои обладает антисептическим, обезболивающим, отхаркивающим, заживляющим свойствами, а также растворяющим слизь. Как и все масла из хвойных деревьев, масло ели обладает очищающим органы дыхания действием. Кроме того, масло ели - стимулирующее кровообращение средство, поэтому оно охотно применяется при простудах, кашле, насморке, бронхите и при воспалении придаточных полостей носа и лобной пазухи улучшает циркуляцию крови в мышцах и, благодаря этому предупреждают их утомление. Однако необходимо соблюдать меру при дозировке масел.
Ароматичекие масла содержат от 300 до 800 компонентов, при этом обычно преобладает только один из них. 1 капля может содержать лишь от 0,00005 до 0,002 г. каждого отдельного углеводорода.
Принцип смешивания масел с травами с незапамятных времен известен народам, населявшим берега Байкала. Жир с целебными травами использовали для лечения ран, ушибов, простудных болезней и болей в суставах и спине.
Сегодня эти древние секреты обретают свое второе рождение с помощью новых технологий, воплощенных в бальзаме ОДОН корпорации «Сибирское здоровье».
Показания:
Бальзам ОДОН показан в качестве местного рефлекторного, согревающего и биостимулирующего средства при следующих состояниях:
заболевания суставов (артриты, артрозы, остеохондроз);
заболевания мышц (мышечные спазмы, растяжения);
повреждения мягких тканей кожи (ушибы, раны, укусы насекомых);
заболевания органов дыхания (грипп, насморк, бронхит, гайморит);
головные боли, бессонница;
физическое и нервно- психическое переутомление.
Эфирные масла в составе бальзама ОДОН подобраны строго по принципу природного синергизма, т.е. многократного взаимоусиления их противомикробного, болеутоляющего, противоотечного, противовоспалительного и лимфостимулирующего эффектов.
На сегодняшний день ароматерапия в состоянии решить такие задачи, как:
снятие усталости, повышение работоспособности, профилактика переутомления и психо-эмоциональных напряжений, предупреждение стрессовых состояний, улучшение сна;
стимуляция иммунного статуса организма, предупреждение и снижение частоты заболеваемости острыми респираторными инфекциями, повышение адаптационных свойств человека;
повышение выносливости спортсменов;
профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы;
лечение хронических неспецифических заболеваний легких;
профилактика канцерогенных процессов в организме.
При ароматерапии необходимо учитывать натуральность масел, так как эфирные масла, синтезированные искусственно, не только не оказывают должного физиологического эффекта, но и обладают токсическим действием.
Ароматические масла являются легко летучими веществами. При комнатной температуре запах масла быстро заполняет все помещение. При более высокой температуре этот процесс ускоряется. Во время вдыхания молекулы ароматического масла через носовые ходы попадают в организм, при этом многочисленные клетки, выстилающие носовые ходы, посылают сигналы в головной мозг. (Приложение №1)
Вдыхание ароматического масла эффективно при головной боли, бессоннице, перепадах настроения, а также при инфекционных заболеваниях дыхательной системы.
Методы ароматерапии нетоксичны, практически не вызывают аллергии. Клиническое действие ароматических масел особо эффективно на начальных стадиях заболеваний, а также в восстановительном периоде.
В приведенной таблице (см. приложение №2) перечислены некоторые заболевания и состояния, при которых показана ароматерапия.
1.3 Способы извлечения ароматических масел.
Мацерация.
Погружение цветков в льняных мешочках на короткое время в нагретые до 50-70 градусов очищенный говяжий, свиной жир или оливковое масло. Операцию повторяют со свежими порциями лепестков 10 – 15 раз. В результате эфирное масло переходит в жир и получается ароматная помада. Этот способ хорош для роз, лаванды и некоторых других растении, в наши дни он используется редко.
Анфлераж. (от фр. - поглощение)
Второй способ жировой экстракции эфирных масел. В этом случае душистые вещества извлекаются без нагревания: на деревянные рамы со стеклянными пластинами наносят слой жира толщиной около 3 см, сверху насыпают слой цветков, рамы кладут друг на друга и оставляют так на определенный период времени. Затем лепестки цветов заменяют новыми. Таким образом, извлекают масло из жасмина, резеды, туберозы.
Мацерация и анфлераж позволяют получить продукт очень высокого качества, однако они непроизводительны и выход масла в этом случае невелик. Поэтому сейчас используются такие методы выделения эфирных масел, как перегонка и отжимание.
Перегонка растительного сырья с водяным паром.
Один из более эффективных и, пожалуй, самый распространенный способ извлечения эфирных масел. Масло под действием повышенной температуры и влаги испаряется, а после конденсирования отделяется от воды отстаиванием. Так получают лавандовое, гераниевое, шалфейное, тминное и другие масла, используя для экстракции листья, стебли и плоды растений.
Перегонка растительного сырья с органическими растворителями.
Применяется для более нежного материала – лепестков розы, жасмина, сирени. Для выделения в них душистых веществ используют жидкости с низкой температурой кипения (петролейный, диэтиловый эфир и этиловый спирт).
После отгонки растворителя получают остаток, имеющий твердую консистенцию. Его называют конкретом, прибавляя названия растения (конкрет розы, конкрет жасмина). Конкрет обрабатывают этиловым спиртом, сильно охлаждают для отделения воскообразной части, фильтруют и после отгонки спирта получают пригодные для использования в парфюмерии абсолютные масла.
Отжимание.
Простой способ получения эфирного масла из корки цитрусовых плодов. Полученное путем прессования масло отличается очень высоким качеством и сохраняет натуральный аромат плодов.
2. Практическая часть.
2.1 Получение ароматических масел
На основе изложенного и изученного выше материала выбираем один из способов получения ароматического масла – получение масел методом перегонки с водяным паром.
Оборудование и сырье: колбы круглодонные емкостью 0,5 л - 2шт., холодильник Либиха, стеклянные трубки, песочная баня, спиртовка, электроплитка, делительная воронка, еловые иголки, цедра апельсина и лимона, перечная мята.
Соберем установку согласно рис.1. Закрепим колбу на 0,5л в штативе. Закроем ее резиновой пробкой с двумя отверстиями. В одно из них вставим оттянутую на конце стеклянную трубку, которая доходит почти до дна колбы. Эта трубка будет служить предохранительным клапаном. Через другое отверстие введем короткое колено изогнутой трубки с внутренним диаметром не менее 5мм. Более длинное колено той же трубки вставим через отверстие в пробке во вторую колбу, так чтобы трубка доходила там почти до дна. Кроме того, с помощью стеклянной трубки соединим вторую колбу с прямым холодильником. В качестве приемника возьмем делительную воронку. Колбу, соединенную с холодильником, поместим в песочную баню.
Рисунок 1. Установка для получения ароматических масел
Получение елового масла
Возьмем 200г иголок молодых побегов ели. Измельчим их и, пока они еще влажные, поместим в колбу, находящуюся на песочной бане, добавим 20-30мл воды. Первую колбу заполним на 1/3 водой и, чтобы кипение было равномерным, добавим к воде несколько кусочков керамики. Нагреем воду до кипения с помощью спиртовки. Одновременно нагреваем колбу на песочной бане с помощью электрической плитки. Перегонку с водяным паром ведем 40мин, с момента закипания воды в первой колбе. Масло и водный конденсат собираем на выходе в делительную воронку, воды собирается около 100мл, а на поверхности ее плавают бесцветные капли масла 0,5мл. Воду отделяем от масла.
Получение цитрусового масла
Для получения цитрусового масла используем установку как на рисунке 1 и методику для получения елового масла. В качестве сырья используем цедру апельсина (2шт) и лимона (1шт), мелко измельченную.
Получение мятного масла
Для получения мятного масла используем установку как на рисунке 1 и методику для получения елового масла. В качестве сырья используем 50г высушенной мяты.
Полученные масла проверили на качество, капнув на листы бумаги.
Вывод: полученные в ходе эксперимента эфирные масла не оставляют пятен на бумаге, а это указывает на хорошее качество масел.
2.2 Изучение влияния ароматических масел на состояния человека.
Для изучения влияния были взяты полученные эфирные масла. В результате опроса было выявлено, что среди учащихся наибольшее предпочтение отдается цитрусовому эфирному маслу.
Рисунок 2. Предпочтение ароматических масел среди учащихся
Используя на уроках, в течение месяца, полученные масла и применяя различные методики, мы изучали влияние ароматических масел на состояния учащихся (предварительно был проведен опрос на переносимость запахов учащимися).
Так учащиеся 8 класса, применяя еловое масло, и 11 класса – контроля были диагностированы по методике «Интеллектуальная лабильность», или умение переключаться. (Приложение №3). Результаты представлены в виде диаграмм.
Учащиеся 9 класса, применяя мятное масло, и учащиеся 11 класса – контроля были диагностированы на выявление уровня тревожности у подростков.
( Приложение №4). Результаты исследования представлены в виде диаграмм.
Учащиеся 10 класса, применяли цитрусовое масло, и учащиеся 11 класса – контроля были диагностированы по методике «Таблицы Шульте», или какова ваша работоспособность? ( Приложение №5). Результаты диагностики представлены в виде таблиц.
* С учащимися 8, 9, 10 классов и 11 класса – контроля был проведен цвето – рисуночный тест диагностики эмоционального состояния. (Приложение №6)
Результаты диагностики отражены в круговых диаграммах.
Учащимся 1 – 2 класса было предложено ежедневное использование универсального бальзама «Одон» корпорации «Сибирское здоровье», исследование проводилось в течение второй четверти с согласия родителей и под наблюдением фельдшера. Для контроля были взяты учащиеся 3 – 4 класса, которые не принимали участие в эксперименте. Результаты эксперимента представлены в виде диаграмм.
Заключение.
Подводя итоги нашей работы, нами были сделаны следующие выводы: наша гипотеза о том, что ароматические масла благотворно влияют на организм человека, снимают усталость, тревожность, повышают работоспособность, внимание, поднимают настроение,
подтвердилась.
В ходе работы так же выяснилось:
Мы получили еловое, мятное и цитрусовое ароматические масла хорошего качества, о чем свидетельствует проба на бумаге.
Среди полученных нами ароматических масел предпочтение отдается цитрусовому аромату.
Еловое масло повышает уровень внимания.
Мятное масло снимает тревожность.
Цитрусовое масло способствует сохранению оптимального уровня работоспособности
Бальзам «Одон», корпорации «Сибирское здоровье», можно применять для профилактики заболеваний органов дыхания (ОРЗ, грипп, насморк)
Все, полученные нами масла, положительно влияют на эмоциональное состояние учащихся.
.Ароматерапия является уникальным звеном, связывающим наше здоровье с богатствами окружающего нас мира.
Наши рекомендации:
В аптечке следует иметь в наличии следующие масла: апельсиновое, лимонное, пихтовое (или сосновое), тимьяновое, гераниевое, лавандовое, перечной мяты, ромашки, можжевеловое, розмариновое, эвкалиптовое, шалфейное, жасминовое, гвоздичное.
Кто имеет склонность к аллергическим реакциям и повышенной чувствительности, необходимо помнить, что эфирные масла, хотя и служат иногда для лечения аллергии при заболеваниях кожи, они же могут вызвать у лиц с повышенной чувствительностью аллергические реакции.
Приучать организм к эфирным маслам нужно постепенно.
Литература
1. Воронина Е.П., Горбунов Ю.Н., Горбунова Е.О.. Новые ароматические растения для Нечерноземья. – М.: Наука, 2001
2 . Гроссе, Э., Вайсмантель, Х. Химия для любознательных / Э. Гроссе, Х. Вайсмантель. – М.: Дрофа, 2000. – 125 с.
3. Кузнецова М.Н., Щищенко В.М., Петричук С.В.. Ароматерапия в системе оздоровления школьников. Методическое пособие. Айрис Пресс. Москва 2004.
4. Практическая психология в тестах.– М.: АСТ – Пресс книга, 2004.
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 2001.
6. Стенин, Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / Б.Д. Стенин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.
7. http://www. efiros.ru
8. http://www. justcosmetics.ru
9. http://www. femine.ru
10.http://www. butter.tj\..\
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение №1
Механизм воздействия эфирных масел
Приложение №2
Таблица 1.
Некоторые заболевания и состояния, при которых показана ароматерапия.
Заболевания и состояния | ромашка | лимон | лаванда | сосна | майоран | шалфей | кипарис | мята | розмарин | эвкалипт | анис | кориандр | гвоздика | герань | можже - вельник |
Бронхит | + | + | + | + |
Бессонница, страхи | + | + | + |
Грипп | + | + | + | + | + | + | + |
Депрессия | + | + | + |
Кашель | + | + | + |
Мигрень | + | + | + | + | + |
Ожирение | + | + | + |
Отит | + |
Пневмония | + | + | + |
Плохая память | + | + |
Переутомление | + | + |
Состояние тревоги | + | + | + |
Усталость | + | + | + | + |
Приложение № 3
Методика «Интеллектуальная лабильность» (внимание)
Цель. Исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.
Материал. Специальный бланк для ответов, выдается каждому испытуемому.
Описание. Методика состоит из нескольких заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке (рис. 12). Методика предназначена для взрослых испытуемых.
Инструкция. «Вам предлагается выполнить 40 несложных заданий, ответы на которые вы будете фиксировать на специальном бланке. Время работы над каждым заданием ограничено несколькими секундами. Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание. Начинаем».
Приложение №4
Выявление уровня тревожности у подростков.
С этой целью можно использовать методику — «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.
Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя Школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.
Инструкция. «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.
Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.
Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1.
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.
Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.
Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.
Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру* в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».
В таблице представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах.
Группа | Уровень различных видов тревожности |
Уровень | учащихся |
тревожности | класс | пол | общая |
1. Нормальный |
9 | ж | 17-54 |
м | 10-48 |
10 | ж | 35-62 |
м | 23-47 |
2. Несколько повы- | 8 | ж | 63-78 |
шенный | м | 55-73 |
9 | ж | 55-72 |
м | 49-67 |
10 | ж | 63-76 |
м | 48-60 |
3. Высокий | 8 | ж | 79-94 |
м | 74-91 |
9 | ж | 73-90 |
м | 68-86 |
10 | ж | 77-90 |
м | 61-72 |
4. Очень высокий | 8 | ж | Более 94 |
м | Более 91 |
9 | ж | Более 90 |
м | Более 86 |
10 | ж | Более 90 |
м | Более 72 |
5. «Чрезмерное спо- | 8 | ж | Менее 30 |
койствие» | м | Менее 17 |
9 | ж | Менее 17 |
м | Менее 10 |
10 | ж | Менее 39 |
м | Менее 23 |
Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определялся исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве, показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.
Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.
| Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнений деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.
Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.
Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неспешности, то во втором случае — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.
Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, не достаточно. Приемы редукции тревожности в значительной мере общие, вне зависимости от реальных ее причин.
Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно нате случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы ни допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.
Ограничения, связанные с применением шкалы, как и Других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех
школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим.
Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся, прежде всего вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.
Приложение №5
Методика «Таблицы Шульца» (работоспособность)
Цель. Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.
Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц, на которых в произвольном Порядке расположены числа от 1 до 25 (рис. 7—11). Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.
Инструкция. Испытуемому предъявляют первую таблицу «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.
Приложение №6.
Цвето-рисуночный тест диагностики
эмоциональных состояний.
Цвето-рисуночный тест разработан А.О.Прохоровым. Он предназначен для диагностики психических состояний школьников в ходе учебной деятельности. Он создан на основе обследования около 1000 школьников и апробирован в разных школах. Тест имеет высокие методики диагностики психических состояний: тестом Люшера, методикой Лутошкина. Он доступен и удобен в применении как учителем в процессе обучения, так и психологом в условиях психологического консультирования. В рисунках и цвете дети выражают то, что им трудно сказать словами в силу недостаточного развития самосознания, рефлексии и способности к идентификации. Кроме того, вследствие привлекательности и естественности задания, эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования.
Для проведения теста необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50x50 мм (правая сторона листа предназначена для рисунка).
Инструкция 1: «Ребята! Перед каждым из вас лежат листок бумаги и цветные карандаши. На листке бумаги с левой стороны нарисован квадрат. Сейчас вы должны будете в этом квадрате цветом нарисовать ваше состояние, т.е. то состояние, которое вы в данный момент испытываете, если ваше состояние нельзя нарисовать одним цветом, то разделите квадрат на несколько частей и закрасьте его различными цветами».
После того как школьники справятся с заданием экспериментатор дает инструкцию 2: «Ребята! Сейчас каждый из вас нарисовал свое состояние цветом, а теперь подумайте на что похоже ваше состояние, в виде какого образа вы могли бы его представить и нарисовать. Это могут быть и окружающие вас предметы: парта, доска, наш класс, а могут быть и предметы, которых здесь нет, но на которые похоже ваше состояние. Например: цветок, мяч, солнце, дождь и т.д. Если вы затрудняетесь нарисовать свое состояние одним предметом или образом, то нарисуйте целую композицию (рисунок). Рисовать нужно на правой стороне листа».
Время для проверки теста не должно ограничиваться.
Ключ к обработке результатов:
Цвет (в квадрате) | Рисунок | Состояние |
Красный | Тетрадь Парта Класс Доска и др. Школьные атрибуты | Активность (активация) |
Красный, сочетание красного и желтого | Радуга Новый Год, елка Торт, мороженое Конфеты Подарок Горка «5» Солнце Воздушные шары | Радость |
Зеленый | Светофор Машина Телевизор Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска | Внимание, сосредоточение* |
Розовый | Робот Компьютер Машина Принцесса Кукла | Мечтание, фантазирование |
Черный | Дождь Клякса Ребенок спит за партой | Утомление, усталость |
Оранжевый | Цветы Дети играют Животные Ребенок помогает старушке | Дружелюбие, доброжелательность |
Желтый | Разбитая ваза Ребенок с учительницей, мамой | Искренность |
Голубой | Душ Бассейн Море | Бодрость |
Синий | Скакалка Волейбол Футбол Поднятая рука | Азарт |
Синий | Дети с учительницей, со старшими | Уважение |
Коричневый | Поле Скорая помощь Могилка Ребенок упал Мама гладит по голове ребенка | Сочувствие, сострадание |
При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном.
Пользуясь данной методикой, экспериментатор должен помнить, что динамическая структура психического состояния может и не иметь «монохаракгеристики», так как доминирующее значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов психики.
Солдатская шинель
Дымковский петушок
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Ручей и камень
Любимое яичко