С данным материалом Лиза выступала на школьной научно-практической конференции в 2012 году. Рассматриваются старинные меры длины, даётся их описание. Лиза учит слушателей переводить старинные меры длины в современные. Материал можно использовать во внеурочной деятельности и на уроках литературы, при изучении текстов со старинными мерами длины.
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.doc | 30.5 КБ |
osnovnaya_chast.doc | 60 КБ |
zaklyuchenie.doc | 23.5 КБ |
Однажды в разговоре мама упомянула выражение: «От горшка два вершка». А в сказке П.П.Ершова я прочитала:
«Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами,
Да с аршинными ушами».
Неоднократно на страницах литературного чтения встречаются сноски с толкованием таких слов и целых фраз, например: «Семь пядей во лбу». И я узнаю, что «пядь», «аршин», «вершок» – это старинные меры длины.
Из разговора с подружками я узнала, что они слышали о таких мерах длины, но значение их они не знают (много это или мало?).
Меня заинтересовал этот вопрос. Мне стало интересно, что такое «вершок», которым назвала меня мама. А тот конёк из сказки, какого он роста, и что это за уши такие? А происхождение имени Дюймовочка у Ганса Христиана Андерсена?
Я решила узнать значение этих слов. Так появилась моя работа о старинных мерах длины.
Гипотеза: люди не могут существовать без системы мер, которая в процессе развития человечества развивается и совершенствуется.
Цель исследования: изучение сведений о старинных русских мерах длины и преобразование их в современные единицы измерения.
Задачи исследования:
узнать больше о старинных мерах длины;
сравнить старинные меры длины с современными метрическими величинами.
Практическая значимость:
поделиться с одноклассниками сведениями о старинных мерах длины;
составить таблицу преобразований, научить одноклассников пользоваться ею при чтении литературных произведений и решении задач.
3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
История старинных русских мер длины
В далёкие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать искусство измерений. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, ёмкости, массу, время. А ведь это и есть измерение.
С древности мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Пальцы, руки, ноги и другие части тела послужили образцами для создания первых мер длины, а небольшие расстояния мы и в настоящее время нередко определяем шагами. Человеческое тело было не только первым мерным эталоном, но и весьма удобным – всегда при себе.
Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения. Русский народ создал собственную систему мер. В словаре Владимира Ивановича Даля мы находим определение: «Мера – способ определения количества по принятой единице»
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
АРШИН – старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,71 м. Аршином также называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.
Есть различные версии происхождения аршинной меры длины. Возможно, первоначально, "аршин" обозначал длину человеческого шага (около семидесяти сантиметров при ходьбе по равнине в среднем темпе). Корень "АР" в слове аршин - в древнерусском языке означает "земля", "поверхность земли", и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути.
Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим аршином (линейкой) или по-быстрому – отмеряя «от плеча». Не зря же поговорка «каждый меряет на свой аршин». Чтобы исключить обмер, властями был введён "казённый аршин", представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.
САЖЕНЬ – одна из наиболее распространённых на Руси мер длины.
Наименование сажень происходит от глагола «сягать» (досягать) – на сколько можно было дотянуться рукой. По данным историков и архитекторов, саженей было более 10, каждая имела своё название (например, городовая, царская, церковная и т.д.), и все они отличались друг от друга по длине.
Маховая сажень – расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины (равнялась примерно 152 см)
Косая сажень – 2,48 м. Самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Используется в словосочетании "у него косая сажень в плечах " (в значении – богатырь,
4
великан).
ВЕРСТА – старорусская путевая мера. Этим словом первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.
До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. При Петре I одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении – 1066 метров. "Верстой" также назывался столб на дороге, отмеряющий пройденное расстояние.
ВЕРШОК – равнялся 1/16 аршина. В современном исчислении - 4,44см. Наименование "вершок" происходит от слова "верх". В литературе встречаются и доли вершка - полвершка и четвертьвершка.
ДЮЙМ – был избран Петром I для обозначения основной единицы длины. Происхождение самой единицы – самое неопределённое, поскольку ученые так и не сошлись во мнениях, откуда оно пошло, есть масса вариантов: Голландия, Англия, даже Римская империя. Одно только установлено точно: само слово «дюйм» – голландское и переводится «большой палец», а точнее первая фаланга большого пальца руки и равна 2,54см.
ЛОКОТЬ – исконно древнерусская мера длины. Он равнялся длине руки от пальцев до локтя. Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется. Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном локоть был основной мерой.
ПЕРСТ – старинное название указательного пальца руки. Самым маленьким делением и служил палец – перст. Мы до сих пор говорим: высотой в три пальца (например, об уровне жидкости в ёмкости), шириной в палец (о трещине). Русский перст равнялся примерно 2см. Русский перст – это толщина пальца.
ПЯДЬ – одна из самых старинных мер длины. Название пядь происходит от древнерусского слова "пясть", т.е. кисть руки.
Малая пядь – расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев. Это примерно 17 cм.
Большая пядь – расстояние между концами большого пальца и мизинца. Примерно 22-23см.
Много преобразований потерпели старинные меры длины. В 1793 году во Франции приняли метрическую систему мер «на все времена». 10 декабря 1799 года считается днём рождения метрической системы единиц. Метр стал эталоном измерений. В современном мире мы пользуемся одинаковыми единицами измерения длины: километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр.
5
Метрические преобразования
Изучив старинные меры длины, узнав их значение, мне сразу захотелось измерять различные предметы и узнавать их меру по-старому.
Я узнала, что при определении роста человека счёт велся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): если говорилось, что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 15 вершков, т.е. 209 см.
Я составила сводную таблицу преобразований (Приложение 1). Пользоваться такой таблицей просто: в клетках со значениями находим рост человека. Колонки вверху (количество) и слева (мера) укажут на старинную единицу измерения.
Для человека использовали два способа полного выражения роста:
1 сочетание – "рост *** локтей *** пядей"
2 сочетание – "рост ***аршина ***вершков"
с 18 века – "рост ***фута***дюйма"
Попробуем: самый высокий ученик нашего класса Дерябин Данил. Его рост составляет 152 см. Это 2 аршина 2 вершка. Самая низкая одноклассница – Беляева Алина. Её рост – 137 см. Это 4 фута и 7 дюймов.
С помощью данной таблицы легко и просто перейти с одной единицы в другую, решать и даже составлять задачи. Вот, например, одна из составленных мною задач: «Страус – самая высокая и тяжёлая птица в мире. Рост страуса 2,5 м. Вырази рост птицы в старинных мерах длины (футах и дюймах, аршинах и вершках» (Приложение 2)
6
Старинные меры длины в литературе
Писатели в своих произведениях часто используют старинные меры длины. Вот некоторые из них, которые встретились на страницах прочитанных мною книг:
Произведение | Преобразование |
«Свободного места, где можно было плавать, оставалось не больше пятнадцати сажен» |
«…в чашечке цветка сидела хорошенькая крошечная девочка ростом не больше дюйма». | 1дюйм = 2см 54мм |
«Конёк Горбунок» | «Да игрушечку-конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами | 1 аршин = 71см |
Н.Н.Некрасов | «Дедушка Ма- зай и зайцы» | «С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину» | 1 аршин = 71см 1 сажень = 1м 58 см |
«…отворилась боковая дверь… и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина» | 1/2 аршина = 35,5см |
1 аршин = 71см |
«..тащить хотя и лёгкую лягушку три тысячи верст, не бог знает какое удовольствие…» | 3000 вёрст = 3198 км |
локоток (1 локоть) = 45 см |
Устное народное творчество | Дразнилка | Молодиченька – невеличенька, сама с вершок, голова с горшок | 1 вершок = 4см 4 мм |
Я собрала также пословицы и поговорки, стихи, фразеологические обороты, в которых упоминаются старинные меры длины (Приложения 3 – 5)
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мне интересно было работать над этой темой. В процессе работы я узнала много нового и интересного. Я теперь знаю, какими мерами длины раньше пользовались на Руси.
На протяжении всей истории человечества люди изобретали и использовали различные способы для измерения длин. Без них никак. С развитием общества возникла потребность в создании единой системы мер. Каждая мера должна была иметь определённую величину и эталон. Так появился эталон метра.
Гипотеза подтвердилась.
Надеюсь, что эта работа будет интересна ребятам и учителям начальных классов, русского языка и математики.
9
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Пятёрки
Знакомимся с плотностью жидкостей
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Как Снегурочке раскатать тесто?