В работе отражены различные варианты формирования профессионального творческого мышления в процессе обучения. Автор представляет свое видение применяемых для достижения этой цели технологий, а также предлагает дополнительные рекомендации в виде применения на уроках заданий с подсказками в качестве анаграмм, различных логических задач и т.д. Особое место в работе занимает влияние на развитие творческого мышления кружка технического творчества. Большое значение автор уделяет применению групповых и индивидуальных форм обучения, решению проблем, которые возникают при их применении.
Данная работая может быть использована на уроках различных специальных дисциплин, в задачах которых входит решение сложившихся проблем путем выведения логических цепочек.
Вложение | Размер |
---|---|
belyaeva.doc | 72 КБ |
Управление образования и науки Тамбовской области
Областные научно-технические чтения
«Техническое творчество: опыт, проблемы, перспективы»
Направление: Формирование творческого профессионального мышления при обучении профессии
Тема: «Способы формирования творческого профессионального мышления
Студентка группы Э-41
Беляева Галина Валерьевна
Научный руководитель, преподаватель
Серяпин Владимир Вячеславович
ТОГБОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум»
г. Кирсанов 2012
Выпускник профессионального учебного заведения, кроме профессиональных знаний, умений и навыков, предусмотренных требованиями Государственного стандарта по специальности, должен обладать и такими, как компетентность, профессиональная мобильность, владение навыками самообразования и повышения квалификации, инициативность самодисциплина, способность к самоанализу и принятию ответственных решений. Но наряду с этим набором качеств немаловажную роль играет и профессиональное творческое мышление. Оно позволяет находить нестандартные решения, казалось бы, в обычных ситуациях. И эти решения, как правило, расширяют известные границы, принося в производство что-то новое. Именно благодаря хорошей профессиональной подготовке и творческому подходу возможно развитие производственной сферы, как в экономическом, так и в техническом плане.
В нынешней социокультурной ситуации трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида.
Социологические исследования последних лет показывают, что для большинства молодежи работа не становится главным делом в жизни, а факторы, повлиявшие на выбор профессии, носят социальный характер и не имеют выраженного профессионального мотива. Поэтому на первый план должны выступать ценностные ориентации, направленные не только на мотивы экономического характера (доходы, прибыль, уровень собственного благополучия и т.д.), но и учитывающие в качестве приоритетных мотивы гуманистического характера (моральные установки, профессиональные ценности, творческая самореализация и т.д.). В настоящее время предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда, поскольку развитие производства, новых технологий предъявляет особые требования к современному специалисту. Работодатели все больше заинтересованы в гибких высококвалифицированных кадрах, для которых характерна трудовая мобильность, профессиональная самостоятельность и высокий уровень владения ключевыми профессиональными компетенциями.
Соответствие человека требованиям профессии является гарантией эффективности и успешности производительности труда, одновременно это залог профессионального и личностного благополучия.
В современных условиях заинтересованность работодателей в гибких высококвалифицированных кадрах, для которых характерна трудовая мобильность и профессиональная компетентность, конкуренция трудовых ресурсов, с которой выпускникам учреждений профессионального образования приходится сталкиваться на рынке труда, заставляет корректировать подходы к становлению профессионального имиджа учащегося, к развитию его компетентности, конкурентоспособности, эрудиции, творческих начал и культуры личности.
Это является отправной точкой в поиске новых форм и методов работы, направленной на формирование учащихся.
Развитие творческого потенциала обучаемых можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих рабочих и специалистов к развитию творческих способностей – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности студентов.
Своевременное выявление и создание условий для стимулирования студентов к различным видам деятельности, поддержка одаренных студентов являются важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на студентов существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.
Развитию творческого потенциала способствуют следующие формы деятельности:
индивидуальное обучение по программам творческого развития;
система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
научно-практические конференции и семинары.
Немаловажную роль в формировании творческого профессионального мышления играют и кружки технического творчества. Значение технического творчества в формировании качеств личности и трудовом становлении молодого человека чрезвычайно велико и многогранно. Техническое творчество – это прежде всего средство воспитания.
В определениях творчества, речь идет о создании чего-то нового, отличающегося от уже существующего. Хотя с психологической точки зрения некоторые из имеющихся определений слишком категоричны (когда речь идет о создании «никогда ранее не бывшего»), тем не менее главное в определении творчества связано именно с созданием того или иного продукта, который характеризуется оригинальностью, необычностью, чем-то существенно по форме и содержанию отличается от других продуктов такого же предназначения.
Например, на техническом кружке по дисциплине «Автоматизация технологических процессов и системы автоматического управления» мы изучали различные схемы работы водонагревателя ВЭП-600. Очень интересным оказался тот факт, что одни и те же задачи решались абсолютно разными способами. А ведь это интересно. Получается, что в случае острой нехватки каких-то элементов одной схемы на производстве, можно достаточно оперативно собрать в работу совсем другую схему. Или использовать те же инженерные решение в аналогичных схемах работ, но совершенно других результатов.
Мне стало очень любопытно, когда я увидела на стенде кружка следующую информацию:
Цели занятий кружка технического творчества в лаборатории «Автоматизация технологических процессов и системы автоматического управления»
Дидактическая – способствовать закреплению знаний, усовершенствовать умения студентов во время занятий техническим творчеством.
Воспитательная – способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности в работе, самостоятельности.
Развивающая – развивать техническое мышление.
Неужели занятия в этом кружке и, правда, способны развить у меня столь необходимые в дальнейшей работе навыки? Первое же посещение кружка открыло для меня нечто новое - это я отмечала выше. Причем, как бы не было банально, но я раньше даже не задумывалась, что в работе электрических агрегатов можно использовать совершенно разные подходы для решения одних и тех же задач. Теперь я не просто понимала это, теперь я уже знала, как именно технически выполнялись эти решения. На занятиях кружка преподаватель постоянно подчеркивал то, что никогда не стоит упираться во что-то одно. Решений может быть много, достаточно лишь посмотреть под разными углами на ситуацию или проблему и ответ, скорее всего, будет найден. Но ведь чтобы это сделать, необходимы крепкие хорошие профессиональные знания. После общей беседы в конце занятия я шла домой уже твердо уверенной в том, что задание, полученное на кружке, я выполню. Дома, изучая конспекты и учебники, я исследовала различные схемы работы башенных насосных установок. И все с единственной целью – найти лучшее, более простое в эксплуатации, но в тоже время надежное. Меня поразило разнообразие электрических схем и подходов к решению проблемы качественного водоснабжения. Теперь это были уже небездушные, скучные схемы, со сложными обозначениями и принципами работы. Они, словно живые, преставали передо мной, говоря мне о своей работе, о недостатках и достоинствах. Говорили мне о том, что они не просто проекты на бумаге, а реально применяемые установки. После пройденной недели поисков я уже совсем неплохо могла разбираться даже в некоторых тонкостях работы электрических схем башенных насосных установок, но все же никак не могла определиться с лучшей. Одни, со встроенной обогревательной установкой, надежнее зимой, но дороже, другие совсем просты в устройстве, но не обеспечивают качественной работы. Смотри за ней и глазом не моргни, да складик запчастей храни. Ночью перед занятиями в кружке мне приснилось, что я бегу в лабиринте разных элементов. Вокруг меня, магнитные пускатели, датчики и реле, то преграждали дорогу, то расступались и вдруг они стали приближаться ко мне и давили с такой силой, что не было возможности двигаться. Я проснулась – ДАВЛЕНИЕ! Нужна схема с датчиком давления. Она основная.
Уже зашел преподаватель кружка технического творчества и начал беседу с нами, а я все еще отвлекаясь, старалась уже не по линейке добавить в эту схему все лучшее из других, изученных мною схем. Как оказалось позже, во многом я ошиблась, неправильно подключив элементы, но нашла верную нить. Вместе с преподавателем, мы исправили недочеты и у нас получилась хорошая схема, правда по цене элементов вышло дороговато, но уходя домой, я вспомнила еще раз его слова: «Главное не деньги, а идея» и на душе стало хорошо. Это был вызов, и я с ним справилась. В сумке было следующее задания, и я уже знала, что делать.
Необычайно важным и значимым, что еще меня заинтересовало – это были логические задачи, которые стали нашими верными путниками по пути к знаниям на каждом занятии кружка технического творчества. Логика – важная деталь в исследовании работы технологических процессов, происходящих в сельском хозяйстве, а так же разного рода электрических схем и принципов работы агрегатов. При решении любой задачи необходимо выстроить логическую цепочку и исследовать каждое её звено, так учил наш преподаватель. Для тренировки логического мышления мы каждый раз решали не по одной логической задаче. Были и детективные, и математические задачи, ну и конечно задачи с электрической тематикой. Несомненно, для формирования творческого профессионального мышления логическое мышление должно быть развито очень хорошо.
Безусловно, что формирование творческого профессионального мышления должно быть не только на кружках технического творчества. Очень хорошо для этого подходит и эвристическая беседа. Сущность ее состоит в том, что изначально перед студентами ставится вопрос и путем логических рассуждений преподаватель пытается подвести аудиторию к определенным выводам, составляющим основу нового материала. Известно, что у человека хорошо развито образное мышление, поэтому необходимо побуждать обучающихся воспроизводить ранее полученные знания, собственные наблюдения, жизненный опыт, в ходе беседы сопоставлять, приводить примеры, анализировать, делать выводы. При проведении беседы необходимо точно следовать логическому строению. Чередовать вопросы и ответы нужно так, чтобы обучающиеся чувствовали последовательность развития темы. В конце беседы обязательно должно быть подведение итогов.
Важную роль при формировании творческого профессионального мышления играет и добавление в элементы урока нестандартных заданий. Примером могут служить тематические кроссворды, загадки и даже задачи, подсказками, для решения которых являются анаграммы.
Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный процесс включены диалогические, дискуссионные формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности, расширению арсенала мыслительной техники, богатству эмоционально-чувствительного мира. Среди них:
групповая дискуссия;
соревнования в мастерстве;
деловая беседа;
аукцион идей.
Организацию производственного обучения необходимо базировать на основных принципах обучения:
обучение на уровне требований передовой техники производства;
обучение на основе производительного труда;
наглядность обучения;
систематичность и последовательность в обучении;
доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
прочность усвоения знаний и навыков.
В условиях рыночной экономики сельскому хозяйству необходимы специалисты, мобильно реагирующие на освоение новых технологий, быстро адаптирующиеся в условиях производства, способные проявлять инициативу. В связи с этим возрастает значение использования в производственном обучении форм и методов деятельности учащихся, позволяющих формировать творческое, профессиональное мышление, возможность самостоятельного применения знаний. Поэтому необходимо применять разные виды обучения. Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.
Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.
При этом для достижения положительного результата важно решить следующие задачи:
создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы;
стимулирование студентов к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
использование в ходе занятий дидактического материала, позволяющего студенту выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности студента не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления студентов находить свой способ решения задачи, анализировать способы работы других студентов в ходе обучения, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создание педагогических ситуаций общения на занятиях, позволяющих каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения студентов.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:
Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
Актуализируются полученные опыт и знания;
Каждый студент имеет возможность работать в индивидуальном темпе;
Повышается ответственность за результат коллективной работы;
Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность студентов.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, производственное обучение подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры.
Большинству игр присущи четыре главные черты:
Свободная развивающая деятельность;
Творческий, очень активный характер этой деятельности;
Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция;
Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Таким образом, мы видим, что на этапе профессионального самоопределения развитие творческих способностей студентов происходит в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения.
Успешное и устойчивое развитие личности происходит в процессе её самореализации. Поэтому важными задачами современного образования являются социально-педагогическое выявление, поддержка и сопровождение одарённых студентов для сохранения в дальнейшем их выдающихся качеств.
Профессиональное становление личности невозможно без творческого подхода. Квалифицированный специалист сегодня – это конкурентоспособный специалист.
Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся приведёт к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, следовательно, и к развитию творческого потенциала.
Содержание работы
Вводная часть
Постановка и обоснование проблемы
Анализ применяемых приемов их влияние на повышение качества обучения
Научно-обоснованные выводы и рекомендации по внедрению опыта
Литературные источники
Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. Минск, 1994.
Атутов Н.В. Технология и современное образование. – М.; Педагогика.1996.№2
Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. Методические рекомендации. – М.: Издательский центр АПО, 2000.
Махмутов М.И. Современный урок. – М.; Педагогика, 1985.
Соловянчик А.А. Современный урок и методика его анализа. Минск, 2004.
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Весёлые польки для детей
Вода может клеить?
Как нарисовать ветку ели?
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка