Проект, над которым работала группа учащихся под моим руководством. С проектом выступила ученица Анастасия Мокроусова на районной экологической конференции, став Дипломантом этой конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
utilizaciya_pokryshek.doc | 89.5 КБ |
Введение.
Автомобили, автомобили
Буквально все заполонили.
Там, где вековая лежала пыль,
Свой след оставил автомобиль…
Победоносно катятся по нашим дорогам колеса в не отвечающей никаким экологическим стандартам шинной «обувке». Растут кладбища автомобилей и свалки старых покрышек. Увеличивается площадь и этажность гаражей и автостоянок. Как избежать смертельного риска, как остановить растущее негативное влияние автотранспорта на наше здоровье?
В деревне Кострово Истринского района я живу с рождения. Через нашу деревню проходит автомобильная дорога. По ней едут сплошной вереницей легковые автомобили, грузовики с прицепами, автобусы, мотоциклы… Количество машин растет с каждым годом, больше их стало и у костровцев. Не хватает гаражей, и машины паркуют у дома прямо на детских площадках. Иногда мы с подругами рады, что детство наше закончилось, и мы не играем в песочнице вблизи с колесами и выхлопными трубами.
Я мечтаю поступить в институт автодорожного транспорта и что-то сделать для решения проблемы загрязнения окружающей среды автотранспортом. Думаю, что со временем эта проблема будет становиться все более острой.
Шум, автомобильные выхлопы, шинный воздух, шинная пыль… Чем дышим… А автомобилей все больше, пробки все длинней. И автомобили-то все больше старые, подержанные иномарки – известно, они дешевле. А деревьев и скверов в городах все меньше. Сплошной горячий асфальт. Лето в городе – врагу не пожелаешь. Жителям пригородов не намного легче. Немецкие ученые показали, что продукты стирания шин на дорогах не только в городах, но и в пригородной зоне отрицательно влияют на здоровье. Согласно нашей медицинской статистике, в Подмосковье вблизи оживленных автотрасс люди болеют раком в два-три раза чаще.
В среднем 1 автомобиль за 1 год выбрасывает около:
200 кг угарного газа,
60 кг оксидов азота,
40 кг углеводородов,
3 кг металлической и резиновой пыли, 2 кг сернистого газа,
0,5 кг свинца,
2 г бенз-а-пирена (сильнейший канцероген)
Автомобиль в среднем на 1 км пробега выбрасывает в атмосферу 30 г угарного газа, 4 г диоксида азота, 2 г бензина. При холостом ходу на стоянке за 1 мин автомобиль выбрасывает 30 г угарного газа.
Цель моего проекта – поиск существующей информации об автотранспортном воздействии на окружающую среду и здоровье человека, исследование и анализ его воздействия на нашу деревню и ее жителей и передача информации администрации школы и округа.
Задачи проекта.
Изучить воздействие автотранспорта на окружающую среду и здоровье человека.
Обосновать необходимость принятия мер по уменьшению вредного воздействия автотранспортных отходов на жителей деревни.
Показать важность работы по уменьшению вреда от автотранспорта.
Глава 1. (Обзор литературы по теме проекта)
Отходы автотранспорта.
В среднем 1 автомобиль за 1 год выбрасывает около:
200 кг угарного газа,
60 кг оксидов азота,
40 кг углеводородов,
3 кг металлической и резиновой пыли, 2 кг сернистого газа,
0,5 кг свинца,
2 г бенз-а-пирена (сильнейший канцероген)
Автомобиль в среднем на 1 км пробега выбрасывает в атмосферу 30 г угарного газа, 4 г диоксида азота, 2 г бензина. При холостом ходу на стоянке за 1 мин автомобиль выбрасывает 30 г угарного газа.
С тех пор как автомобили буквально все заполонили, появилась и шинная проблема: куда девать истрепанную и потертую автомобильную «обувку»? В мире ежегодно изнашиваются более 1,5 миллиарда автомобильных шин. В одних Соединенных Штатах Америки только 300 миллионов. Причем, большая часть шин выбрасывается на свалки, загрязняя окружающую среду. Только в Москве и Московской области ежегодно образуется более 90 тысяч тонн изношенных покрышек. Старые шины со стертыми протекторами валяются по обочинам дорог, громоздятся штабелями на складах, горят дымным пламенем на свалках. Поэтому питаешь огромное уважение к скульпторам, которые находят творческое применение подобному материалу:
Резинотехнические изделия
Специализированные покрытия для крыш
Железнодорожные шпалы и подрельсовые прокладки
Комплектующие инвалидного оборудования
Покрытия дорог
Спортивные покрытия из резиновой крошки для футбольных полей, теннисных кортов и детских площадок
Декоративная плитка из резиновой крошки
Резиновая крошка (очень ценное сырье для устройства резиновых покрытий)
Опасная продукция.
Еще много лет назад специалисты из Международного агентства по изучению рака установили, все, что связано с производством и ремонтом шин, несет смертельную опасность – канцерогенную. В утвержденный еще Минздравом СССР Перечень веществ, продуктов, производственных процессов и бытовых факторов, канцерогенных для человека, применяемых в резиновой промышленности или образующиеся в процессе производства и ремонта изделий вещества включены были с полным на то основанием. Данные такого рода, особенно о влиянии загрязнения окружающей среды на здоровье работников и населения, были засекречены и повышенная онкологическая заболеваемость не находила отражения в статистике профессиональных заболеваний. Запрет на публикации был снят в 1988 году. Первые же анализы, проведенные на Московском шинном заводе, показали, что риск умереть от рака у рабочих завода в 2,5 раза выше, чем у остального населения Москвы. А у рабочих сборочного цеха – более чем в 3 раза.
Рак легких чаще наблюдается у рабочих, подвергающихся воздействию вулканизационных газов при изготовлении новых шин, восстановлении и ремонте старых, а также при воздействии порошкообразных шинных материалов.
Рак желудка – от газовыделений из сырой резины и смешанной пыли, особенно пыли резины. Такая пыль образуется при износе шин, шероховке при их ремонте.
Действие более двух сотен летучих органических веществ, образующихся при приготовлении, переработке, вулканизации резиновых смесей, при горячем способе ремонта шин и камер, восстановлении протектора, очень вредно для человеческого организма. Сырье, материалы и содержащиеся в них примеси токсичны, то есть ядовиты.
Работники шинного производства губят не только собственное здоровье. Установлено, что у женщин, занятых на этом производстве, риск родить больного ребенка втрое выше, чем на других производствах. Полициклические ароматические углеводороды, нитрозосоединения, проникая через плацентарный барьер, учащают развитие опухолей у потомства.
По данным Госкомгидромета, предприятия по техническому обслуживанию и ремонту шин оказывают влияние не только на здоровье своих работников, но и на население, проживающее в окрестностях. Постами Гокомгидромета фиксируется высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в районах расположения предприятий по техническому обслуживанию и ремонту шин. Шиномонтажные, шиноремонтные и шиновосстановительные предприятия, склады и терминалы шин меньше по размерам, чем шинные заводы, но они многочисленны, расположены внутри жилых массивов, и в этом их опасность.
Опасно не только шинное производство, но и его продукт – шины. В воздухе, которым накачены шины, содержится более сотни вредных химических веществ. В том числе N-нитрозамины. Это самые опасные канцерогены и мутагены. Внутри шин они не остаются, а выделяются в окружающую среду. Выделяются тем интенсивнее, чем выше температура, то есть, когда шины разогреваются. N-нитрозамины тяжелее воздуха, поэтому не поднимаются вверх, а остаются близко к поверхности земли. Ими мы и дышим.
Но есть еще шинная пыль. Это частицы размером от нескольких микрон до нескольких десятков микрон, которые постоянно отрываются от поверхности шин. Они еще опаснее, чем шинный воздух, потому что содержат бенз-а-пирен, а это канцероген похуже N-нитрозамина. К тому же шинные частицы липкие и, попадая внутрь организма, могут прилипнуть к легким или желудку.
Сегодня ни отечественные, ни зарубежные производители новых шин для российского рынка не несут никакой ответственности за экологичность применяемого сырья и материалов, а следовательно, и за количество шинной пыли, пополнение шинных свалок. Более того, производителям даже выгодно, чтобы шины быстрее изнашивались – ведь тогда будут больше покупать новые. Транспортные организации – автомобильные, автобусные, троллейбусные – не несут никакой ответственности перед обществом за преждевременное разрушение шин, повышенный их износ, чем бы он ни был вызван – плохим техническим состоянием автомобиля, ухабистой дорогой или неопытностью водителя. Ни за что не отвечают строители и ремонтные службы автодорог.
И есть еще шумовое загрязнение от автотранспорта. От него страдают люди, живущие рядом с автодорогами и работающие в зданиях, чьи окна выходят на автомагистрали. К сожалению мною не найдена информация об исследованиях шумового загрязнения в нашей стране.
Многие шведы жалуются на шум, поэтому в стране часто проводятся опросы граждан, чтобы выявить источники шума и принять меры к его снижению. Последний опрос показал, что больше всего люди страдают от шума транспорта (5-10%), от соседей (2-6%), иногда людей беспокоит шум на работе: на него жалуются около 10% женщин и 7% мужчин. Самые неприятные последствия возникают от транспортного шума, который вызывает у наиболее чувствительных людей головные боли, повышение давления, нарушения в работе пищеварительного тракта, стрессы, депрессии и бессонницу. Поэтому местные власти, где это возможно, устанавливают у автомобильных дорог шумозащитные барьеры. По шведским нормам, в жилых зданиях шум не должен превышать 35 – 40 децибелов, а в детских садах и школах этот предел должен быть еще ниже.
Работа по ограничению опасности шинного производства.
В США, Германии, Швеции проводятся масштабные исследования по шинному производству. Государство их финансирует, принимаются законы, меняются технологии и нормативы. В Америке специальным правительственным постановлением ограничено использование при производстве шин минеральных масел. Это очень важно, потому что именно минеральные масла являются основной причиной образования бенз-а-пирена. В Швеции произведенные по экологичной технологии покрышки отмечаются специальной маркировкой. В мире растет объем экологически чистых продуций и услуг. Сейчас он составляет 60 млрд. долларов, а к 2020 году будет составлять 350-450 млрд.
В России создано Некоммерческое научное партнерство «Тайр» (шина – англ.). Оно входит в Ассоциацию независимых научных и испытательных компаний США. В России Тайр входит в Российское химическое общество имени Менделеева, Академию проблем качества России. Разработана программа «Мероприятия по снижению выбросов канцерогенных веществ шинами в атмосферу на городских магистралях и их онкологического риска для здоровья населения». Программа очень объемная. Кроме Тайра ее исполнителями готовы стать Федеральный центр сертификации, НИИ автомобильного транспорта Минтранса России, Российский онкологический научный центр РАМН, Институт проблем энергетики АН Беларуси. Всероссийское общество охраны природы берет на себя координацию работ по реализации нашей программы. Тайр ведет свою деятельность по четырем направлениям: исследования, консалтинг, экспертиза, оценка, а главное – рекомендации.
Глава 2.
В деревне Кострово Истринского района я живу с рождения. Через нашу деревню проходит автомобильная дорога. По ней едут сплошной вереницей легковые автомобили, грузовики с прицепами, автобусы, мотоциклы… Количество машин растет с каждым годом, больше их стало и у костровцев. Не хватает гаражей, и машины паркуют у дома прямо на детских площадках. Иногда мы с подругами рады, что детство наше закончилось, и мы не играем в песочнице вблизи с колесами и выхлопными трубами.
Окна моего дома смотрят на дорогу. Большинство жилых домов, все магазины, амбулатория, почта, ДК, здание администрации расположены вдоль дороги. К жилым домам примыкают гаражные ряды. Строятся новые гаражи. Большой гараж АОЗТ «Костровский» находится в черте деревни. Построена и скоро будет функционировать автозаправочная станция, тесно примыкающая к деревне. Автомобилей все больше, а мест, где можно свободно подышать чистым воздухом все меньше.
В нашей Костровской школе собран богатый материал о нашем крае, о деревне Кострово. При изучении промышленной экологии мы проводим исследования влияния автотранспорта на атмосферу, почву и здоровье человека.
Вот одна из практических работ 2005 года:
По дороге в течение одного часа проехали 88 легковых автомобилей, 61 грузовая автомашина, 4 трактора, 3 мотоцикла (подсчеты в реальном времени). Нетрудно подсчитать, что в течение одного часа на поселок выбрасывается:
9 кг 360 г СО
1 кг 246 г NO2
608 г бензина
А в течение дня? А за месяц?
А вот данные подобной практической работы, выполненной 1 февраля 2010 года:
По дороге в течение одного часа проехали 196 легковых автомобилей, 6 тракторов, 59 грузовых автомобилей. Значит, в течение только одного часа на поселок выбрасывается:
15 кг 660 г угарного газа
2 кг 085 г оксида азота (IV)
1 кг 017 г бензина
Сюда же нужно прибавить шумовое загрязнение, токсичные выделения шин…валяющиеся то тут, то там изношенные покрышки… Это все мы тоже выявляем во время рейдов по деревне, когда готовим фронт работы для экологического лагеря.
Во время субботников убираем мусор вдоль дороги, высаживаем деревья, если это необходимо, по просьбе директора АОЗТ «Костровский» приводим в порядок территорию производственного гаража.
С помощью обращений к жителям боремся с таким явлением, как устройство автостоянок на детских площадках, выбрасывание и сжигание изношенных автопокрышек.
С предложениями по снижению воздействия автотранспорта выступаем на уроках, обращаемся к администрации округа, обращаемся к жителям деревни в манифестах.
Такие обращения – манифесты - мы пишем, заканчивая курс экологии. Вот строчки из манифеста Фроленковой Ульяны:
«Я живу в деревне Кострово.
К нам приезжают горожане (москвичи) отдыхать на дачи, в дома отдыха и просто «дикарями». И уезжая, накопившийся в огромном количестве мусор выбрасывают в кюветы и на обочины дорог.
Наши селяне тоже привносят в этот беспорядок свою лепту. В Малой Истре местами можно увидеть «автозапчасти» и даже машины целиком.
Волнует состояние территории гаражей: редко вывозится мусор, подолгу не эвакуируется отслуживший свое транспорт. А мы через гаражи ходим в лес, на огороды, на речку.
Проблемой является состояние детских площадок. Вы только взгляните! Вместо каруселей, песочниц и беседок стоянка автомобилей. Да и бордюры выложены изношенными автопокрышками.
Костровцы! Необходимо срочно решать проблемы автотранспорта!»
Предложения по снижению вреда от производства и эксплуатации шин.
Все чаще старыми, покрашенными в разные цвета, шинами украшают дворы, парки, детские площадки и даже песочницы. Старые шины ведут к скоплению канцерогенных веществ, а значит, усугубляют и без того критическую ситуацию с заболеваемостью детей и взрослых.
Старые изношенные шины перерабатывают в крошку и делают из этого сырья бытовые коврики, тару, маты для животноводческих ферм, кровлю и т.п. Но никто не контролирует степень канцерогенной опасности данного сырья.
Когда ТВ показывает дороги и улицы городов Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Испании, США, то на экране постоянно мелькают яркие фигурки велосипедистов. На улицах Пекина или Сеула велосипеды нередко идут сплошным потоком, заполняя проезжую часть. А вот в Москве улицы битком набиты иномарками стоимостью в десятки и даже сотни тысяч долларов – велосипедистам на столичных дорогах места нет. Это не значит, что россияне разучились крутить педали или москвичи несоизмеримо богаче голландцев, бельгийцев или американцев. Просто велосипедисты в нашей стране полностью выдавлены с проезжей части массой лимузинов. А велосипед – самый дешевый народный транспорт. Велосипедист – показатель здоровья нации, он сухощав, подтянут, спортивен! Он не знает, что такое гиподинамия, ведущая к атрофии мышц рук, ног, сердца, потере радости жизни и преждевременной смерти! Велосипедистов не мучают проблемы лишнего веса, стрессов и психических расстройств: два часа работы педалями в седле вышибают из головы все излишние и тяжелые мысли, а также означают потерю одного-двух лишних килограммов. Велосипедист не боится проклятия современного автомобильного транспорта – многокилометровых «пробок», в которых автомобилисты, после часовых ожиданий начала движения в своей железной коробке, довольно быстро превращаются из нормальных людей в психопатов. Велосипедист проскочит через любой переулок, где запрещено обычное движение, ему не надо делать многокилометровые «петли» для поиска переездов через железнодорожные пути и эстакады. Велосипед – бесшумный, безопасный, экологически чистый вид транспорта. Он не требует топлива. И, наконец, велосипед дает отходы в виде старых, отслуживших свое, покрышек гораздо меньшие по сравнению с автомобилем.
Это интересно: Мартинус Вильхельмс Николаус Куппенс, владелец нескольких голландских фирм по переработке шин и получения из них резиновых гранул, решил открыть свой бизнес в Эстонии. Он намерен построить на острове Сааремаа завод производительностью 14 тысяч тонн резиновых гранул, работающий по голландской технологии. Участок площадью 1,4 гектара уже куплен. Местные власти и отдел промышленных отходов Министерства охраны окружающей среды уже дали разрешение Куппенсу на работу завода. Он уже доставил на остров все необходимое оборудование. Правда, пока неизвестно, кому и для чего Куппенс будет сбывать гранулы.
Это интересно: Талантливый человек Птоломей Элринтон творит скульптурные чудеса из старых автомобильных колпаков.
Это интересно: Можно делать скульптуры еще и из изношенных, никому не нужных шин, которые превращаются в реалистические фигуры животных: слоника, рыбу, лошадку, гигантскую черепаху. (Смотри приложение) Очень жаль, что не известно имя художника, или художников, которые создали эти произведения искусства из шин. Но их работа, мастерство, акцент мельчайших деталей показывают, насколько умелые люди трудились над созданием фигур из шин.
Я предлагаю меры для уменьшения вреда от автотранспорта в поселке Кострово:
постоянно поддерживать озеленение вдоль дороги;
больше пользоваться велосипедами;
больше ходить пешком;
владельцам автомобилей рекомендовать следить за качеством топлива и исправностью двигателей;
отвозить изношенные покрышки на санкционированную свалку или на производства по их переработке;
построить объездную дорогу для транзитного транспорта;
о проделанной работе (ее нужно проводить совместными силами: администрации округа, предприятий, находящихся на территории округа, общественности, спонсоров и пр.) информировать всех окружающих.
вести просвещение самыми разными способами: стенгазеты, доклады, сообщения на уроках-семинарах, семинары с привлечением населения, выпуск листовок, бюллетеней, манифестов и пр. Работа будет действенной, если будут присутствовать все ее звенья: исследования, практические действия, просвещение.
Используемая литература.
Природа и человек. Свет. Ежемесячный общественно-политический и научно-популярный иллюстрированный журнал для народного чтения. №11, 2008 г.
Природа и человек. Свет. Ежемесячный общественно-политический и научно-популярный иллюстрированный журнал для народного чтения. №№10, 11, 2007 г.
А.Т.Зверев и др. Экология. Сборник задач и упражнений для 6-8 классов средней школы. Москва. АО «ЭКМОС». 1996.
А.Т. Зверев Экология. Учебник для 6-8 классов средней школы. Москва, АО «ЭКМОС». 1997.
http://www.kulturologia.ru/blos/260409/10984/
Оглавление.
Введение стр. 1.
Глава 1.
1.1. Отходы автотранспорта стр. 3.
1.2. Опасная продукция стр. 3.
1.3. Работа по ограничению опасности шинного производства стр. 5.
Глава 2. стр. 7.
Используемая литература. стр. 11.
Приложение.
Костровская средняя общеобразовательная школа
Истринского района Московской области
Воздействие автотранспорта
на деревню Кострово и его жителей.
Экологический проект
Автор: Мокроусова Анастасия, ученица 9-б класса Руководитель: Дьячкова Елена Владимировна, учитель экологии |
Кострово
2010 год
Лиса и волк
Сладость для сердца
Пустой колос голову кверху носит
Попробуем на вкус солёность моря?
Повезло! Стихи о счастливой семье