Научно-исследовательская работа по языкознанию.
Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, знакомые? Сегодя всё чаще в речи подростков начинают "проскальзывать" лишние слова. Почему это происходит7 Отчего зависит? И как с этим бороться?
Вложение | Размер |
---|---|
vrednie_slova.doc | 135 КБ |
slova-parazity.ppt | 1.26 МБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Крутоярская средняя общеобразовательная школа
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Слова-паразиты в речи современных подростков
Научно-исследовательская работа по языкознанию
Автор: Резевич Анастасия, ученица 8 класса Руководитель: Максимова Лидия Робертовна, учитель русского языка и литературы |
посёлок Крутоярский, 2012
Оглавление
Введение ………………. 2-3
Основная часть ........................4-9
1.Слова-паразиты и причины их употребления ……………….4-5
2. Классификация речевых паразитов ………………… 6
3. Исследование употребления слов-паразитов в речи
современных подростков ……….………..7-8
4. Рекомендации по борьбе со словами-паразитами ….………………9
Заключение ……………….. 10
Список использованной литературы ………………... 11
Приложение …………… 12-17
Вы... это самое... того...
Когда вы говорите,
То значит, это... как его...
Ну, в общем, не тяните...
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
А. Шибаев
Введение
Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться?
По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. Но не всегда все слова несут в себе определенное значение, такие не несущие никакой информации слова называют словами-паразитами (сорняками). Их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются «словами-паразитами», а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте.
Этот класс слов мало изучен. В литературе нет точного определения, что такое слова-паразиты с научной точки зрения.
Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что наш язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются? Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.
Объект исследования: речь учащихся МКОУ Крутоярская сош.
Предмет исследования: употребление слов-паразитов.
Цель исследования: доказать, что в речи учащихся школы достаточно
часто употребляются слова-паразиты, и определить причины их употребления.
Задачи исследования:
определить, что такое слова-паразиты;
выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов;
проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова - паразиты;
выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
подготовить стендовую презентацию материала по теме исследования;
выпустить буклет – памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов – паразитов».
Методы исследования:
изучение теоретического материала о словах-паразитах;
наблюдения за речью учащихся на уроках и вне уроков;
анкетирование школьников;
устный опрос учащихся;
анализ полученных результатов.
Гипотеза: большинство школьников в своей речи употребляют «слова-паразиты» и чаще всего не замечают их в своей речи, потому что имеют скудный словарный запас.
Новизна работы заключается в представлении некоторых стратегий для снижения риска появления слов - паразитов в речи.
Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи.
Структура исследовательской работы определилась логикой исследования и достижения поставленной цели.
Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь - стилистических в области произношения и словоупотребления), но и этических норм[1].
В литературе я встречала разные термины: “незнаменательная лексика”, “лишние слова” “пустые частицы”, “вставные элементы”, “слова-заменители”. Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова».
«Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы[2]. К словам паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.п.
Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов И.Б.Левонтина в своей статье «О словах-паразитах»: «Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа»[3].
В другой литературе я встретила похожее мнение - К.В.Кожевникова пишет, что «слова, подобные значит, вот, в общем и т.п. обеспечивают говорящему время для постепенного выяснения содержания и поисков подходящего словесного оформления”[4].
В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит.
Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки»[5].
Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам-паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит видите ли, ну как вам сказать и др.
Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов- паразитов увеличивается.
Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.
Проанализировав различную литературу, я могу сделать вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает.
Причины употребления слов-паразитов можно разделить на четыре группы:
1) недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
2) намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3) быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4) мода на некоторые слова.
2. Классификация слов-паразитов.
Наблюдая за употреблением слов-паразитов в речи своих сверстников, я заметила, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин.
Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».
Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать.
Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того.
Слова-паразиты могут быть разными частями речи.
Таблица 1
Слова-паразиты как части речи
№ | Группа | Слова-паразиты |
1. | Звуки | э-э-э, мэ-э-э, |
2. | Частицы | Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы |
3. | Вводные единицы | Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать |
4. | Местоимения, местоименные наречия | Это, это самое, как его, там |
5. | Переход из одной части речи в другую | Блин, черт |
6. | Модальные слова | Конечно, наверное, вероятно, кажется |
3. Исследование употребления слов-паразитов в речи современных подростков
Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов - паразитов» и исследование «Употребление слов-паразитов учениками разных возрастных групп».
В анкетировании принимали участие 23 ученика 8 класса МКОУ
Крутоярская сош.
Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:
подростки (92%) употребляют в своей речи слова - паразиты;
ученики замечают употребление в своей речи слов-паразитов (61 %);
наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слово блин, на втором и третьем местах по частоте употребления – ну и вот;
восьмиклассники чаще всего предлагают следить за речью(30%),12 % предлагают читать больше книг, 10% - больше общаться. (Приложение1)
На основании полученных в опросе словах-паразитах составлен частотный словарь. Так, слово блин упомянули в своих ответах 17 раз, слово ну – 15, а слово вот– 13 раз. (Приложение 2)
Исследование «Употребление слов – паразитов обучающимися разных возрастных групп» (учащиеся 7, 9 и 11 классов).
В исследовании принимали участие 24 ученика МКОУ Крутоярская сош
Из результатов исследования следует, что:
больше всего употребляют слова-паразиты ученики 7 класса;
меньше всего употребляют слова – паразиты учащиеся 11 класса;
слово короче в устной речи замечают все опрошенные.
частицу ну часто замечают и употребляют все опрошенные;
меньше всего опрошенные замечают слова понимаете, так сказать;
больше слов-паразитов удаётся обнаруживать ученикам 11 класса, а меньше всего учащимся 7 класса; (Приложение 3)
4. Рекомендации по борьбе со словами-паразитами
Больше читать художественную литературу.
Внимательно следить за своей речью. Можно записывать свою речь на диктофон, а потом выявлять свои слова-паразиты.
Выявленные слова-паразиты выписать на отдельный лист, который повесить где-нибудь на видном месте перед глазами;
Заменять слова-паразиты какими-нибудь другими словами, например, слово «блин», можно заменять словом «зеленый горошек», а слово «как бы» - «если можно так сказать».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сделать следующие выводы:
1. Слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «типа», «как бы», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами.
2. Слова-паразиты:
- засоряют речь говорящего,
- затрудняют ее понимание,
- отвлекают внимание от содержания высказывания.
3. Чаще всего слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Еще одна причина появления в речи слов-паразитов – быстрая, спонтанная, неподготовленная речь.
4. Исследование показало, что большинство подростков (92%) употребляют в своей речи слова-паразиты и что большинство подростков (61 %) замечают в своей речи слова-паразиты. Значит первая гипотеза – подтвердилась, а вторая – не подтвердилась.
5. Наиболее часто подростки употребляют такие слова паразиты: блин, ну, вот, типа, как бы.
6. Проведенный эксперимент показал, что количество слов паразитов, употребляемых в речи подростков, составляет приблизительно 20 % от общего количества произносимых слов.
7. Я думаю, что основных способов борьбы со словами-паразитами два. Это:
1) повышенная внимательность. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов;
2) чтение книг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 15. |
Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе.– Praha, 1970. |
Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/ |
Ладыженская Б.Я. Особенности организации устной спонтанной речи (вставные элементы в речевом потоке). дис. канд. наук. – М., 1985. |
Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/ |
Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. – М., 1987. |
Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007. |
Чепалов В. Борьба с паразитами//: Cosmopolitan – Сентябрь, 2007. |
Приложения
Приложение 1
Анкета «Слова – паразиты в вашей речи»
Употребляете ли Вы слова-паразиты?
Какие Вы знаете слова-паразиты?
Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?
Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?
Какие способы борьбы Вы можете предложить?
В анкетировании принимали участие 23 ученика 8 класса
Приложение 2
Частотный словарь «слов - паразитов»
№ | Слово-паразит | Частота употребления |
блин | 17 |
ну | 15 |
вот | 13 |
как бы | 10 |
э-э-э | 8 |
это самое | 7 |
короче | 4 |
там | 3 |
типа | 3 |
а-а-а | 3 |
так | 3 |
черт | 2 |
м-м-м | 2 |
как его | 1 |
но | 1 |
Приложение 3
Исследование «Употребление слов – паразитов обучающимися разных возрастных групп» (учащиеся 7, 9 и 11 классов).
1. По пятибалльной шкале оцените данные ниже слова-паразиты:
1.Не замечаю, не употребляю
2.Редко замечаю, не употребляю
3.Замечаю, редко употребляю
4.Часто замечаю и употребляю
5.Часто замечаю, не употребляю
В данном отрывке из «Повести о капитане Копейкине»
отметьте те слова в речи почтмейстера, которые, по-вашему, мешают восприятию текста:
«Вот, сударь мой, ставши пораньше, поскреб он себе левой бороду, потому что платить цирюльнику – это составит, в некотором роде, счет, натащил на себя мундиришка и на деревяшке своей, можете вообразить, отправился в комиссию. Расспросил, где живет начальник. Вон, говорят, дом на набережной: избенка, понимаете, мужичья: стеклушки в окнах, можете себе представить, полуторасаженные зеркала, мраморы, лаки, сударь ты мой... словом, ума помраченье! Металлическая ручка какая-нибудь у двери – конфорт первейшего свойства, так что прежде, понимаете, нужно забежать в лавочку, да купить на грош мыла, да часа с два, в некотором роде тереть им руки, да уж после разве можно взяться за неё. Один швейцар на крыльце, с булавкой: графская эдакая физиономия, батистовые воротнички, как откормленный жирный мопс какой-нибудь... »
Напишите слова-паразиты, которые еще встречаются в устной речи.
В исследовании принимали участие 24 ученикa МКОУ Крутоярская сош
Результаты исследования
В 7 классе (12-13 лет):
Статистика употребления слов-паразитов в речи учеников и обнаружение слов-паразитов в речи окружающих:
Не замечаю, не употребляю -
Редко замечаю, не употребляю – так сказать, понимаете
Замечаю, редко употребляю – вот, значит, там, как бы, то есть
Часто замечаю и употребляю – ну, в общем, это
Часто замечаю, не употребляю - так
Из десяти употребленных в тексте слов - паразитов ученикам 7 класса удалось в среднем найти 4 слова.
3. Ученики 7 класса написали следующие слова-паразиты:
Да, короче, типа, круто, вроде, так вот.
В 9 классе(14-15 лет):
Статистика употребления слов - паразитов в речи учеников и обнаружение слов – паразитов в речи окружающих:
Не замечаю, не употребляю – так сказать, там, так, понимаете
Редко замечаю, не употребляю – вот
Замечаю, редко употребляю – значит, то есть
Часто замечаю и употребляю – ну, в общем, как бы, это
Часто замечаю, не употребляю -
Из десяти употребленных в тексте слов-паразитов девятиклассникам в среднем удалось найти 5 слов.
3.Ученики 9 класса написали следующие слова-паразиты слова:
Короче, конечно, да, чисто, вау, елки-палки, может быть, вот так, реально.
В 11 классе (16-17 лет):
Статистика употребления слов-паразитов в речи учеников и обнаружение сорных слов в речи окружающих:
Не замечаю, не употребляю – так сказать, там, это, так, понимаете
Редко замечаю, не употребляю – в общем, значит
Замечаю, редко употребляю – то есть
Часто замечаю и употребляю – вот, ну
Часто замечаю, не употребляю – как бы
Из десяти употребленных в тексте слов-паразитов ученикам одиннадцатого класса в среднем удалось найти 7 слов.
3. Ученики одиннадцатого класса написали следующие сорные слова:
Короче, типа, на самом деле, по типу, как сказать, однако.
[1] Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. М., 2001.
[2] Чепалов В. Борьба с паразитами//: Cosmopolitan – Сентябрь, 2007.
[3] Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 15.
[4] Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе. – М., 1970.
[5] Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/
Слайд 1
Слова - паразиты в речи современных подростков Исследовательская работа по языкознанию ученицы 8 класса Резевич АнастасииСлайд 2
Актуальность исследования Вы... это самое... того... Когда вы говорите, То значит, это... как его... Ну, в общем, не тяните... Вот, между прочим, так сказать, Что мне хотелось вам сказать. А. Шибаев
Слайд 3
Актуальность исследования Наш язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются? Современные школьники в своей речи употребляют много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться.
Слайд 4
Цель исследования Изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в микросреде учащихся нашей школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.
Слайд 5
Задачи исследования определить, что такое слова-паразиты; выявить наличие в речи учащихся слов-паразитов; проанализировать наиболее употребляемые школьниками слова - паразиты; выработать рекомендации по борьбе с речевыми паразитами;
Слайд 6
Гипотеза Большинство школьников в своей речи употребляют «слова-паразиты» и чаще всего не замечают их в своей речи, потому что имеют скудный словарный запас.
Слайд 7
Структура работы Слова-паразиты и причины их употребления Классификация речевых паразитов Исследование употребления слов-паразитов в речи современных подростков Рекомендации по борьбе со словами-паразитами
Слайд 8
Определение « Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: « как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.п. слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию .
Слайд 9
Причины употребления слов-паразитов недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово); намеренное заполнение паузы между словами или выражениями; быстрая, неподготовленная, спонтанная речь; мода на некоторые слова.
Слайд 10
Классификация слов-паразитов № Группа Слова-паразиты 1. Звуки э-э-э, мэ-э-э 2. Частицы Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы 3. Вводные единицы Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать 4. Местоимения, местоименные наречия Это, это самое, как его, там 5. Переход из одной части речи в другую Блин, черт 6. Модальные слова Конечно, наверное, вероятно, кажется
Слайд 11
Анкета «Слова-паразиты в нашей речи» подростки (92%) употребляют в своей речи слова - паразиты; ученики замечают употребление в своей речи слов-паразитов (61 %); наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слово блин, на втором и третьем местах по частоте употребления – ну и вот; восьмиклассники чаще всего предлагают следить за речью(30%),12 % предлагают читать больше книг, 10% - больше общаться.
Слайд 12
Частота употребления слов -паразитов № Слово-паразит Частота употребления 1. блин 17 2. ну 15 3. вот 13 4. как бы 10 5. э-э-э 8 6. это самое 7 7. короче 4
Слайд 13
Употребление слов – паразитов обучающимися разных возрастных групп Исследование среди учащихся 7, 9 и 11 классов
Слайд 14
7 класс
Слайд 15
9 класс
Слайд 16
11 класс
Слайд 17
Заключение Слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Еще одна причина появления в речи слов-паразитов – быстрая, спонтанная, неподготовленная речь. Исследование показало, что большинство подростков (92%) употребляют в своей речи слова-паразиты и что большинство подростков (61 %) замечают в своей речи слова-паразиты. Значит первая гипотеза – подтвердилась, а вторая – не подтвердилась. Проведенный эксперимент показал, что количество слов паразитов, употребляемых в речи подростков, составляет приблизительно 20 % от общего количества произносимых слов.
Слайд 18
Рекомендации тщательно следите за своей речью, избегая повторения «излюбленных словечек»; меняйте «паразитов» на нейтральные слова, например, вместо «ммм» или «эээ» попробуйте сказать вслух «я торможу»; попросите кого-либо из членов семьи, чтобы он «штрафовал» вас за каждое слово-паразита: щипал, колол…; читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Самый главный и трудный вопрос
Три загадки Солнца
Как нарисовать портрет?
Лавовая лампа
Твёрдое - мягкое