Аннотация
Данная работа посвящена теме: «Системы образования России и Финляндии. Сравнительный анализ». В работе рассматривался материал об образовании двух стран, России и Финляндии.
Актуальность работы заключается в том, что Россия ищет новые способы развития образования.
Цель: проанализировать систему образования в Финляндии, выявить «секрет» ее эффективности. И на фоне этого положительного опыта лучше понять проблемы российского образования.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
Выводы: наше государство перестало заботиться об образовании в своей стране. Образование является основополагающим направлением в развитии общества, оно является фундаментом. Образование помогает человеку стать личностью, воспитывает в нем духовные качества. Россия должна обеспечить образованию в стране хорошее будущее и вывести его на более высокий уровень.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 68 КБ |
prilozhenie.doc | 450 КБ |
titulnyy_list.doc | 37 КБ |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Радужный
Введение.
Школа-это мастерская, где формируется
мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из
рук будущее.
А.Барбюс
В нашем мире образование играет одну из главных ролей. Человек, который приступает к обучению, превращается в личность. Его духовный мир обогащается. Образование должно прогрессивно влиять на человека. А что такое образование?
Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, сопровождающийся достижением установленных государством образовательных уровней[1].
В своей исследовательской работе я решила сравнить систему образования России и Финляндии. В настоящее время Россия занимает 38 место по качеству образования в мире. Финляндия же в свою очередь занимает почетное 1 место по качеству образования.
Актуальность работы заключается в том, что Россия ищет новые способы развития образования.
Проблема исследования сводится к потере Россией достигнутых результатов в сфере образования.
Цель моей работы: проанализировать систему образования в Финляндии, выявить «секрет» ее эффективности. И на фоне этого положительного опыта лучше понять проблемы российского образования.
Объектом исследования, стали системы образования Финляндии и России.
Предмет исследования: Преимущества финской системы над российской.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Сбор и изучение материала об образовании в России и Финляндии;
Провести сравнительный анализ и выявить страну с наиболее высоким уровнем образования;
На основе исследования понять проблемы российского образования.
Методы исследования:
Сравнительный анализ;
Определение проблемы, цели и задач исследования;
Сбор материала;
Формулировка выводов на основе изученного материала.
Гипотеза: Российское образование - самое лучшее в мире.
Глава 1.
1.1.Структура образования в России.
На сегодняшний день Российская Федерация гарантирует всем гражданам страны возможность получить образование независимо от национальности, социального положения и вероисповедания.
Российская система образования имеет следующую структуру (приложение 1):
- дошкольное образование
- начальное образование
-среднее образование
- высшее образование.
Дошкольное образование предусматривает воспитание детей от 2-х до 7 лет.
Дети в возрасте 6-7 лет начинают обучение в начальной школе, где учатся 4 года, затем переходят в среднюю школу.
После начального образования дети переходят к среднему образованию. Продолжительность среднего образования составляет 9 лет. По окончании 9-го класса учащиеся проходят государственную итоговую аттестацию, т.е. сдают выпускные экзамены и получают аттестат об основном общем образовании. Выпускники 9-х классов могут продолжить образование в школе, либо поступать в профессионально-техническое училище, колледж или техникум.
Аттестат о полном среднем образовании выдается по окончании 11-го класса и сдачи выпускных экзаменов. Наличие аттестата о полном среднем образовании и успешно сданные экзамены позволяют продолжить образование в вузах[2].
1.2.Финансирование образования в России.
В России занижена доля государственных и частных расходов на образование, которая, если основываться на официальных данных, колебалась в диапазоне 3,5%-4,4%.Таким образом, Россия несколько отстает от стран по средним значениям доли расходов на образование, но находится в «интервале допустимых значений». Притом, в России дана установка на важность именно старшей ступени, задача которой – обеспечить поступление в вуз.[3]
1.3.Престижность профессии учителя в России.
Обратим внимание, что на Руси и, позже, в России, учительство на протяжении всей истории относилось к духовенству. Оно являлось высшим социальным классом и занимало высокие посты, но находилось в стороне от общества, ограничиваясь рамками одной организации — церковью.
В современной России средняя заработная плата учителя составляет примерно 15 тысяч рублей. Профессия перестала быть престижной, учителя перестали уважать. Профессия учитель требует больших усилий, которые никем не ценятся. В России у этой профессии низкие показатели по критериям сравнения профессий в России(2,83 балла из 5 возможных)[4].
Глава 2.
2.1.Структура образования в Финляндии.
В Финляндии обучение в школе начинается с 7 лет. Разрешается приступать к занятиям годом раньше или годом позже (приложение 2).
Все дети, включая граждан других стран, по закону обязаны получить знания на уровне девятилетней школы.
В общеобразовательных 9-летних школах первые шесть лет детей обучает один учитель, в течение последних трех лет - учителя-предметники. Особое внимание уделяется знаниям и умениям, необходимым в повседневной жизни.
Диплома или аттестата, свидетельствующего о среднем образовании, выпускникам общеобразовательной школы не выдают, но они получают право поступить в любое учебное заведение второй ступени, в профтехучилище или гимназию.
Экзамены принимаются два раза в год - осенью и весной. Успешная сдача экзаменов дает право поступления в любые высшие учебные заведения[5].
Финляндия для своего образования использует модель Болонского процесса.
Болонский процесс - это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования, введение оценки трудоемкости в терминах зачетных единиц и отражение учебной программы в Приложении к диплому. Повышение мобильности студентов, преподавателей, научных работников, обеспечение необходимого качества высшего образования.
2.2.Финансирование образования в Финляндии.
Государство Финляндское ставит своей целью обеспечить уровень образованности у населения своей страны. Доля расходов финского общества на образование составляет 6 - 7 % . Общие же расходы на образование в стране составляют примерно 15% государственного бюджета. Основной поток финансирования идет на ступень дошкольного образования и младшего[6].
2.3.Престижность профессии учителя в Финляндии.
Профессия учитель - одна из самых престижных в Финляндии, по своей популярности она уступает только профессиям врача и пожарного, при этом к педагогу предъявляются самые высокие требования, главные из которых - высшее образование.
В Финской системе образования учителям предоставлено высокая степень свободы, гарантированная законом[7]. Преподаватель сам выбирает, по каким учебникам и программам он будет вести обучение, но, конечно, с учетом национальных интересов. В отличие от России в Финляндии нет никаких инспекторских проверок и системы надзора. Учитель имеет свободу выбора методов и содержания образования. В финском школьном образовании исключен всякий отбор по социальному происхождению.
2.4.Секрет Финского успеха в области образования.
Стало интересно, в чем же заключается успех Финского образования? Количество часов, проведенных в классе, не отличается от средних показателей по Европе, как же Финляндия смогла добиться таких превосходных результатов по сравнению с другими европейскими странами? Одним из факторов их успеха является, безусловно, высокий образовательный уровень преподавателей. Высокий образовательный уровень подготовки преподавателей позволяет им самостоятельно составлять учебные планы и выбирать методы обучения.
Финская школьная система основывается на культуре доверия, а не принципе контроля. В финской школе учащимся прививают умение самостоятельно, критически мыслить и решать проблемы.
Преподаватели не заполняют головы учеников потоком информации, а развивают у них навыки поиска, творческого мышления. Очень важно, что учащиеся учатся оценивать свою собственную работу и свои достижения.
2.5.Анкетирование.
Было проведено анкетирование среди 9-11 классов, чтобы узнать, как молодежь относится к образованию. Более 70% опрошенных считают, что образование играет важную роль в стране (приложение 3). Также был затронут вопрос о том, в чем заключается низкий уровень образования страны, и опрошенные, а их более 40%, считают, что в этом виновато государство, которое перестало выделять должное внимание сфере образования (приложение 4). Современная молодежь считает, что образование за границей лучше, чем в России, и более 60% предпочли бы обучение за границей (приложение 5).
Всего 12% из всех опрошенных, считают, что профессия учитель престижна в нашей стране, остальная часть считает обратное, потому что учителя перестали уважать, и профессия требует больших усилий.
Глава 3.
3.1.Сравнительный анализ на основе исследований.
Вопросы для сравнения | Россия | Финляндия |
1)Какое место в мире по качеству образования | 38 место | 1 место |
2)Сколько средств в % выделяется на образование | 3,5%-4,4% | 15% |
3)Престижность профессии учителя | Не престижна | престижна |
4)Заработная плата учителя | 15 тысяч руб. | 56 тысяч руб. |
Вывод: На основе таблицы видно, что Финляндская система образования преобладает над Российской, потому что имеет только положительные критерии. У Российской системы все совсем наоборот. По ее критериям можно сказать, что государство не выделяет должного внимания образованию, поэтому в России крайне низкий уровень школьной подготовки. Также для сравнения качества образования в странах, мне понадобились результаты исследования PISA. Результаты проведенного исследования показали, что в России существуют большие проблемы в области образования.
Заключение.
В ходе исследования был проведен сравнительный анализ двух систем образования: Российской и Финляндской. Подводя итоги работы, можно сказать, что Финляндская система образования имеет больше преимуществ, чем Российская, так как Финляндия не просто заинтересована в сфере образования своей страны, она еще принимает активное участие в усовершенствовании образования, выведения его на более высокие уровни.
Также была важна престижность профессии учитель. Итог исследования показал, что в России профессия учитель не ценится и не является престижной, так как основная причина этого-это не только заработная плата учителей, но и их затраты нервов. А в Финляндии все по-другому. Государство Финляндское считает, что учитель одна из самых престижных профессий в их стране.
В сравнительном анализе, который был проведен, у России и Финляндии разные показатели в сфере образования. В Финляндии «сильная школа» - та, которая поднимает слабых и средних учеников на самый высокий уровень, до которого они способны подняться.
На сегодняшний день у нас в России по-прежнему используется, как самые простые способы передачи знаний, так и авторские методики преподавания, в основе которого лежит комплексное развитие, обучение, воспитание ребенка. В Финляндии иной подход к методике преподавания. Главное - научить ребенка думать и находить знания, привить ему самостоятельность.
На фоне сравнения получается один вывод, наше государство перестало заботиться об образовании в своей стране. Россия должна понять, что образование является основополагающим направлением в развитии общества, оно является фундаментом. Образование помогает человеку стать личностью, воспитывает в нем духовные качества.
Таким образом, гипотеза о том, что российское образование самое лучшее – опровергается.
В первую очередь наше государство должно определить задачи, которые они ставят перед собой, чтобы обеспечить сфере образования хорошее будущее и вывести его на более высокий уровень.
Эти задачи состоят в следующем:
финансирование образования и науки в государстве должно составлять не менее 15%
переход от традиционной системы обучения к тому, чтобы научить ребенка думать и находить знания;
воспитать самостоятельность в познавательной деятельности;
тем самым пробудить интерес к получению высшего образования.
Список литературы.
1. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_России
2. URL: http://rest.kuda.ua/2630
3. Татьяна Клячко. Социальная политика и финансирование образования.//Народное образование, 2007, №10, с.26
4. URL: http://news.samaratoday.ru/news/203488/
5. URL: http://www.vse.fi/ucheba/obrazovanije/82-systema-obrazovania
6.URL:http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_show_archives.php?subaction=showfull&id=1193923492&archive=1196814847&start_from=&ucat=&
7.Владимир Загвоздкин. Секрет финского успеха.//Народное образование, 2006, №4, с.217
I
Приложение 1
II
Приложение 2
III
Приложение 3
Анкетирование.
Вопросы для анкеты:
1)Важна ли роль образования в стане?
2) Как вы относитесь к образованию в России?
3)Хотели бы вы учиться за границей?
4)Знакомы ли вы с системой образования в Финляндии?
5)Хотели бы вы, чтобы система образования ( в том числе и высшее) была бесплатной?
6) Является ли профессия учителя престижной в России?
7)Хотели бы вы работать в сфере образования?
8)Как вы думаете, в чем причина низкого уровня образования в России?
а) никто не хочет получать новые знания б) государство перестало уделять внимание сфере образования в) затрудняюсь ответить
9) Какую оценку вы бы поставили образованию в России по 5-ти бальной шкале?
а)1 б)2 в)3 г)4 д)5
№1
Вопросы | да(нравится) | нет(не нравится) |
1)Важна ли роль образования в стране? | 39 | 6 |
2)Как вы относитесь к образованию в России?(нравится, не нравится) | 20 | 25 |
3) хотели бы вы учиться за границей? | 36 | 9 |
4) Знакомы ли вы с системой образования в Финляндии? | 6 | 39 |
5)Хотели бы вы, чтобы образование(в том числе и высшее) было бесплатным? | 40 | 5 |
6)Является ли профессия учитель престижной в России? | 6 | 39 |
7)Хотели бы вы работать в сфере образования? | 5 | 40 |
IV
Приложение 4
№2
Тестовый вопросы | а | б | в |
8)Как вы думаете, в чем причина низкого уровня образования в России? | 10 | 18 | 16 |
V
Приложение 5
Тестовый вопрос | а | б | в | г | д |
9)Какую оценку вы бы поставили образованию России по 5-ти балльной шкале? | 3 | 12 | 23 | 6 | 1 |
№3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Радужный
Научно-исследовательская работа
на XI городскую научно-практическую конференцию молодых исследователей
научно-социальной программы
«Шаг в будущее»
«Система образования России и Финляндии. Сравнительный анализ».
Автор: | Скосырская Анастасия Игоревна 9 -А класс Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 » |
Руководитель: | Калимуллина Назира Завильевна учитель истории Муниципальное общеобразовательное учреждение |
2011 год
«Система образования России и Финляндии. Сравнительный анализ».
Скосырская Анастасия Игоревна.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Радужный МОУ СОШ №5
Аннотация
Данная работа посвящена теме: «Системы образования России и Финляндии. Сравнительный анализ». В работе рассматривался материал об образовании двух стран, России и Финляндии.
Актуальность работы заключается в том, что Россия ищет новые способы развития образования.
Цель: проанализировать систему образования в Финляндии, выявить «секрет» ее эффективности. И на фоне этого положительного опыта лучше понять проблемы российского образования.
Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:
Сбор и изучение материала об образовании в России и Финляндии;
Провести сравнительный анализ и выявить страну с наиболее высоким уровнем образования;
На основе исследования понять проблемы российского образования;
Методы исследования:
Сравнительный анализ;
Определение проблемы, цели и задач исследования;
Сбор материала;
Формулировка выводов на основе изученного материала.
Выводы: наше государство перестало заботиться об образовании в своей стране. Образование является основополагающим направлением в развитии общества, оно является фундаментом. Образование помогает человеку стать личностью, воспитывает в нем духовные качества. Россия должна обеспечить образованию в стране хорошее будущее и вывести его на более высокий уровень.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………2
Глава 1…………………………………………………………………………………………………………………………………….3
1.1.Структура образования в России…………………………………………………………………………..3
1.2.Финансирование образования в России……………………………………………………………….4
1.3.Престижность профессии учителя в России………………………………………………………….4
Глава 2……………………………………………………………………………………………………………………………………..4
2.1.Структура образования в Финляндии…………………………………………………………………….4
2.2.Финансирование образования в Финляндии………………………………………………………..5
2.3.Престижность профессии учителя в Финляндии…………………………………………………..5
2.4.Секрет Финского успеха в области образования…………………………………………………..5
2.5.Анкетирование………………………………………………………………………………………………………..6
Глава 3…………………………………………………………………………………………………………………………………….7
4.1.Сравнительный анализ на основе исследований…………………………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………….7
Список литературы………….……………………………………………………………………………………………………..9
Приложение……………………………………………………………………………………………………………………………10
Весёлые польки для детей
"Разделите так, как делили работу..."
На берегу Байкала
Серебряное копытце
Марши для детей в классической музыке