Исследовательский проект об этапах развития российского парламентаризма и перспективах его развтия
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_alekseeva_dmitriya_deputat_vchera_segodnya_zavtra.doc | 955 КБ |
Интеллект-фестиваль школьников
ПОЛИТИКА ВОКРУГ НАС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2 р. п. Степное
Советского района Саратовской области
Ул. Димитрова 20, тел. (884566) 5-29-19
Обществознание
Депутат.
Вчера, сегодня, завтра
Работу выполнил
Обучающийся 10А класса
МБОУ-СОШ №2 р.п. Степное
Советского р-на Саратовской обл.
Алексеев Дмитрий
Руководитель
учитель истории и МХК
Баландина Оксана Владимировна
Саратов 2012
План
Введение ………………………………………………………..………1-2
Глава I. Депутат на заре Российского парламентаризма ………..3-7
Глава II. . Депутат страны Советов ……………………………..…8-10
Глава III. Роль депутата в современной политической системе 11-14
Заключение………………………………………………………..…...15
Литература……………………………………………… ……..….…16
Приложение ………………………………………………….……..…17-20
Введение
Сегодняшнее состояние российского парламентаризма в целом можно охарактеризовать как институционально сформированную, но содержательно недостаточно наполненную систему, базирующуюся на формальном признании демократических основ взаимодействия государства, общества и личности.
Некоторые исследователи полагают, что парламентаризм в России не сложился как система представительства интересов широких социальных групп граждан. Этот факт объясняется тем, что становление парламентаризма в России происходит в сжатые исторические сроки в условиях слабого развития гражданского общества.
Особую роль в законодательной системе государства играют депутаты представительных органов власти. Депутат (от лат. deputatus — посланный) — лицо, выбранное группой граждан в органы законодательной власти. Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституции и законах. Почти во всех странах, получая статус депутата, выбранное лицо приобретает неприкосновенность (т.е. право на защиту от уголовного или административного преследования в виде усложнённого порядка привлечения к ответственности).
Безусловно, термин «депутат» в разные исторические эпохи наполнялся различным смыслом. С момента формирования системы российского парламентаризма и до настоящего времени, роль депутатов в законодательной системе, способ их избрания, характер деятельности и полномочий менялись неоднократно. Вместе с тем менялось и отношение в обществе к депутату как к носителю политической воли общества. Менялся стереотип восприятия депутата в народном сознании. Эти изменения нашли свое отражение не только в текстах законов, менявших политическую базу деятельности депутатов, но и в культуре (литературе, кинематографе, живописи, особенно агитационной).
Выборы депутатов Государственной Думы шестого созыва, прошедшие 4 декабря минувшего года, и в особенности тот общественный резонанс, который вызвали их результаты, показывают, насколько тема народного представительства важна для общества. Полярные оценки, противостояние, переросшее в массовые выступления, вызвали новую волну общественного интереса к деятельности органов законодательной власти. И при всей неоднозначности происходящих событий, их позитивным следствием следует считать более внятное и четкое определение своих политических позиций большинства избирателей в отношении политического курса, проводимого в стране.
Цель работы: рассмотреть особенности деятельности народных депутатов на протяжении истории Российской представительной системы власти и отражение этой деятельности в восприятии граждан страны.
Законодательные аспекты деятельности депутатов Государственной Думы Российской империи рассмотрены на основе законов, регламентирующих деятельность Государственной Думы четырех созывов.[1] Атмосфера дореволюционной Думы, настроения ее членов позволяет восстановить воспоминания депутата II и III Государственной Думы митрополита Евлогия (Георгиевского).[2] Не менее интересные данные об отношении общества к деятельности депутатов до революции 1917 года дает изучение политических карикатур.[3]
Пытаясь понять, как изменился характер деятельности и способ избрания депутатов после революции 1917 года, мною были рассмотрены основные положения советских Конституций, в части избирательного права и полномочий депутатов.[4] А изучение плакатной живописи и кинематографических образов позволило сформировать представление о стереотипе депутата как «народного слуги» в сознании советских граждан[5].
Рассматривая роль депутата в современной политической системе России, были изучены правовые основы деятельности депутата Государственной Думы на основе действующей Конституции. С целью выявления мнений о личностных качествах народных избранников, был проведен опрос старшеклассников, результаты которого включены в работу.[6]
Глава I. Депутат на заре Российского парламентаризма
Несомненно, одними из сложнейших периодов отечественной истории, были периоды, связанные со становлением парламентаризма. Этот политический институт является относительно молодым в нашей стране и традиции российского парламентаризма довольно неустойчивы. В условиях переходного периода роль парламента как ведущего элемента парламентаризма в социально-политических преобразованиях возрастает. Именно представительные учреждения, выполняя законодательные функции, становятся одновременно центром конфликта и сотрудничества различных политических сил, озвучивают групповые интересы и способствуют рационализации политических решений. И от личности, политической культуры народных избранников зависит вся политическая жизнь страны.
Таким образом, научный интерес к исследуемой проблематике обоснован значимостью происходящих в настоящее время социально-политических преобразований в России, которые требуют осмысления исторического опыта парламентаризма и той роли, которую в ней играют депутаты, как представители воли народа.
При этом современный российский парламентаризм в отличие от западноевропейского имеет особенности. Они проявляются в доминировании в политической системе авторитарной власти, слабом развитии индивидуальных прав и гарантии частной собственности, отсутствии в социальной структуре зрелого среднего класса.
В отличие от парламентов развитых стран с демократическим режимом, российский парламент имеет более низкий социально-политический статус. Это проявляется в ограниченном характере использования и реализации конституционных полномочий. Самый главный недостаток в полномочиях парламента – это недостаточность права контроля за деятельностью государственных органов по исполнению ими федерального законодательства.
Поскольку для российской политической культуры свойственна персонификация политических институтов, в сознании большинства людей деятельность парламента связана с деятельностью носителей народного представительства – народных депутатов.
Как менялась роль народных избранников в политической системе нашей страны. Каким образом их деятельность находила отражение в сознании народа через образы искусства.
До 1905 г. в Российской империи отсутствовал какой-либо представительный законодательный орган. Его появление стало результатом революции 1905 года. Манифестом от 6 августа 1905 года, император Николай II учредил Государственную Думу как «особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов»[7]
Разработка положения о выборах возлагалась на министра внутренних дел Булыгина, срок созыва был установлен — не позднее половины января 1906 года. Однако разработанные комиссией во главе с Булыгиным и утвержденные царским манифестом от 6 августа 1905 года положения о выборах в Думу вызвали сильное недовольство в обществе, многочисленные митинги протеста и забастовки в конце концов вылились во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, и выборы в «Булыгинскую думу» не состоялись.
Новой основой законодательной компетенции Государственной думы стал п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г., установивший «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы».[8] Из совещательного органа, как устанавливалось Манифестом от 6 августа 1905, Дума становилась законодательным органом.
Первые выборы в Государственную думу – первые парламентские выборы в России в большинстве округов состоялись в феврале–марте 1906 года. Минимальный избирательный возраст составлял 25 лет. Всего было избрано 499 депутатов. Дума торжественно открылась 27 апреля 1906 года в Петербурге. Местом ее заседаний был определен Таврический дворец. Состав Думы был пестрым: по возрасту: до 30 лет - 7 %; от 30 до 40 лет - 40 %; от 40 до 50 лет - 38 %; старше 50 -15 %. По уровню образования: с высшим образованием 42 %, средним -14 %, низшим -25 %, домашним -19 %, неграмотных -2 человека;
По профессии: 121 земледелец, 10 ремесленников, 17 фабричных рабочих, 14 торговцев, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 46 помещиков и управляющих имениями, 73 земских, городских и дворянских служащих, 6 священников, 14 чиновников, 39 адвокатов, 16 врачей, 7 инженеров, 16 профессоров и приват-доцентов, 3 преподавателя гимназии, 14 сельских учителей, 11 журналистов и 9 лиц неизвестных занятий.[9]
Дума вполне могла стать институтом, объединяющим и стабилизирующим общество и страну в целом, но слишком велик оказался эмоциональный заряд оппозиции, чтобы перейти к рутинной парламентской работе. Таврический дворец стал главным политическим митингом страны местом, где обсуждались самые острые вопросы (отмена смертной казни, аграрный, национальный). Именно острота поднимаемых вопросов, пестрый состав и явно оппозиционный характер привели к роспуску думы, спустя 72 дня после торжественного открытия.
Относительный успех правых на выборах во вторую Думу стал возможен при беспрецедентной мобилизации консервативных кругов. В частности, православная церковь получила прямые указания императора принять активное участие в выборах и приложить «старания к тому, чтобы в выборщики, а затем и в члены Государственной думы вошло, возможно, большее число духовных лиц, пользующихся доверием своих собратий, а не доверием врагов религии»[10]
Всего было избрано 518 депутатов. Депутаты распределились следующим образом: по возрасту: до 30 лет — 72 человека, до 40 лет — 195 человек, до 50 лет −145 человек, до 60 лет — 39 человек, свыше 60 лет — 8 человек. По уровню образования: высшее образование имели 38 % депутатов, среднее — 21 %, низшее — 32 %, домашнее — 8 %, неграмотных 1 %.
По роду занятий: 169 крестьян, 32 рабочих, 20 священников, 25 земских городских и дворянских служащих, 10 мелких частных служащих, 1 поэт, 24 чиновника (в том числе 8 из судебного ведомства), 3 офицера, 10 профессоров и приват-доцентов, 28 других преподавателей, 19 журналистов, 33 юриста (адвокатура), 17 коммерсантов, 57 землевладельцев-дворян, 6 промышленников и директоров заводов.
Вызывают интерес наблюдения одного из депутатов Второй государственной думы Митрополита Евлогия (Георгиевского) о составе и атмосфере царившей на заседаниях. «Первое мое впечатление от Государственной думы - пестрота состава депутатов. Россия была представлена во всем своем этнографическом многообразии: живописные халаты инородцев, чалмы, тюбетейки, мужицкие армяки... Впоследствии было любопытно наблюдать, как мусульмане в положенное время покидают заседание и молятся в Екатерининском зале, сидя в углу на корточках и сопровождая моление ритмическими телодвижениями. Журналисты и депутаты посмеивались над ними, покуривая папиросы, но во мне это исповедание своих религиозных убеждений вызывало уважение.
По образованию состав думцев был тоже весьма пестрый: были среди них люди высокообразованные - профессора, ученые, но были и безграмотные крестьяне, которые после присяги расписались на листе крестиками. Невольно возникло недоумение: как они могут участвовать в думской работе? Как им понять сложные политические речи? Еще пестрее оказались политические убеждения. Многоцветная гамма политического спектра: от монархистов до социал-демократов».[11]
Даже третья государственная дума, депутаты которой были избраны в 1907 году, в соответствии с новым избирательным законом, была консервативной, но сложной по своему составу. Учитывая повторные выборы на место выбывших, в Думу было избрано всего 487 депутатов. Депутаты распределились следующим образом. По возрасту: до 40 лет - 81 человек, до 50 лет - 166 человек, до 60 лет -129 человек, до 70 лет - 42 человек, свыше 70 лет -16 человек.
По уровню образования: высшее образование имели 230 человек, среднее — 134 человека низшее — 86 человек, домашнее — 35 человек.
По роду занятий: 79 крестьян (против 169 во II Думе), 16 ремесленников и рабочих (против 32), 49 священнослужителей (против 20), 133 земских служащих (против 25), 22 частных служащих (против 10), 12 литераторов и публицистов (против 20), 25 чиновников (против 24), 10 профессоров (то же количество), 20 педагогов (против 28), 37 адвокатов (против 33), 36 торговцев и промышленников (против 23), 242 землевладельца (против 57), 2 инженера.
По сословиям: потомственных дворян - 220, крестьян −94, духовенства — 46, купцов - 42, казаков - 15, мещан -12, личных дворян – 9.[12]
Отношение в обществе в российском обществе в начале ХХ века к зарождающимся демократическим институтам было скептическим, что и не удивительно, учитывая отсутствие опыта парламентаризма[13]. На карикатурах того времени перед нами предстает образ народного избранника далекий от идеала.[14] Деятельность депутатов государственной думы выглядит политически лояльной существующей системе самодержавия. Критике подвергается и сама многоступенчатая система выборов Думы Третьего и Четвертого созывов[15].
Но наряду со скептицизмом, критикой деятельности представительных органов власти присутствовало и удивительное воодушевление, вера в возможность влияния народных избранников на жизнь Российского государства. Эта мысль четко высказана Митрополитом Евлогием (Георгиевским), депутатом Государственной думы второго и третьего созывов: «Новизна обстановки и работы меня чрезвычайно интересовала. Все было иное, не только не похожее на предыдущую мою жизнь, но ей диаметрально противоположное. Глаза разбегались, душа жадно вбирала впечатления. Присутствие в учреждении, предназначенном для законодательной работы во всероссийском масштабе, невольно возбуждало чувство своей важности, значительности; самое призвание депутата вселяло убеждение, что мы - народные представители, законодатели - влияем на судьбы России; оно и поднимало и надмевало».
От выборов к выборам состав Государственной думы менялся значительно. Средний возраст депутатов возрастал, увеличивалось количество священнослужителей и представителей высших сословий, рос и уровень образования. Дума третьего и четвертого созыва стала сдержаннее в выражении оппозиционных настроений, она перестала представлять политическую волю основной массы населения страны, что является основной функцией парламента. Все это неминуемо приближало революционные события 1917 года.
Глава II. Депутат страны Советов
Принятая в 1918 году Конституция РСФСР закрепила принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов как вероисповедание, национальность, оседлость и т. п. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз — возрастной, притом очень низкий, 18 лет. Лишены были избирательных прав нетрудовые элементы: лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, духовенство.[16]
Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции. Закон применяет разные единицы измерения: в городах счет идет по избирателям, на селе — по жителям, более широкому понятию. Конституция закрепила принцип многостепенности выборов. Прямые выборы производятся только в органы власти населенных пунктов — городов и селений. Уже в волостных органах непосредственное представительство граждан исключается. Волостные съезды Советов составляются из представителей всех сельских Советов волости из расчета I депутат на каждые 10 членов Совета (ст. 35). Здесь, таким образом, выборы двухстепенные.
Система многостепенных в условиях революции была наиболее простой и доступной для трудящихся даже с технологической стороны, не требуя громоздкого избирательного аппарата, неизбежного при прямых выборах. В послереволюционные годы многостепенные выборы выполняли и одну специфическую задачу — они служили своеобразным фильтром, препятствующим проникновению чуждых элементов в высшие органы государства.
Такая система, очень простая по организации и очень дешевая, позволяла вместе с тем избирать депутата, хорошо известного избирателям, часто выдвигаемого из своей среды. Выборы проводились в дни, устанавливаемые местными Советами.[17] Единого для всей страны, даже губернии, а порой — и уезда, дня выборов не устанавливалось, по сути дела, никакой избирательной кампании не проводилось.
После принятия Конституции 1924 года верховным органом власти СССР являлся съезд Советов СССР. Он избирался от городских Советов из расчета 1 депутат от 25 тыс. избирателей и от губернских или республиканских съездов Советов из расчета 1 депутат от 125 тыс. жителей.[18]
Конституция СССР 1936 г. закрепила более демократичную избирательную систему. Избирательное право стало всеобщим (были сняты классовые ограничения для участия в выборах). Вместо многостепенных выборов вводились прямые выборы, когда депутаты выбирались непосредственно избирателями. Был осуществлен переход от открытого к тайному голосованию.[19] Срок полномочий депутата ограничивался 4 годами. Депутатом Верховного Совета СССР мог быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. Конституция декларировала всевластие Советов как органов представительной демократии.
Прежде всего были избраны Верховные советы СССР (12 декабря 1937 г.), союзных и автономных республик (июнь 1938 г.), краевые, областные, окружные, районные, городские, поселковые, сельские советы депутатов трудящихся — высшие и местные законодательные органы власти.
Выборы прошли празднично, отличались высокой активностью избирателей. Этому способствовала и предвыборная кампания, которая носила общесоюзный характер[20]. Среди 1143 депутатов Верховного Совета СССР было 870 членов и кандидатов в члены партии, 460 рабочих (42%), 337 крестьян (29,5%), 326 служащих и интеллигенции (28,5%), 180 женщин, представители более 50 народностей страны. Среди 1281008 депутатов местных советов было 878 тыс. беспартийных, 402 тыс. членов и кандидатов в члены партии, 422279 женщин.[21]
В народном сознании культивировался образ депутата как «слуги народа». В кинематографе появляются образы народных избранников, радеющих за общее дело. Это могли быть и полуграмотные крестьяне «от сохи» и ученые с мировым именем, признавшие и поддержавшие советскую власть. Этот диапазон ярко иллюстрируют два фильма, снятые в 30-е годы: «Депутат Балтики» и «Член Правительства»[22] Действие первого фильма происходит в Петрограде в первые революционные месяцы. Накануне своего семидесятипятилетия всемирно известный ученый-ботаник, петербургский профессор Полежаев опубликовал статью, в которой поддержал советскую власть. Все коллеги объявляют Полежаеву бойкот, студенты не хотят сдавать ему экзамены. Тягостное чувство своей ненужности, охватило Полежаева. Ночью раздается звонок Ленина. Старого ученого избирают депутатом в Петросовет от моряков Балтики. Превозмогая нездоровье, несмотря на запреты доктора, он едет на заседание Петросовета в Таврический дворец, где произносит речь перед уходящими на фронт.
Героиню второго фильма: «Член Правительства» Александру Соколову, бывшую батрачку, вступившую в колхоз, партия выдвигает на руководство хозяйством: она становится председателем колхоза, мужественно справляясь с трудностями коллективизации, недоверием некоторых односельчан и семейным конфликтом, а в 1936 году избирается депутатом Верховного Совета.
Таков диапазон народных избранников. Они вовсе не выглядят небожителями, напротив, прекрасно знают и понимают народные чаяния, стремятся оказать посильную помощь своим избирателям, думают, прежде всего, о народном благе. Популярная в 30-50-е годы прошлого века плакатная живопись дает нам именно такие образы.[23] Безусловно, быть депутатом любого уровня и почетно и ответственно. А благодаря советской системе пропаганды, каждый советский гражданин должен был понимать, что эту ответственную политическую миссию выполняют только достойные.
По Конституции 1977 года выборы депутатов во все Советы народных депутатов производятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Верховного Совета СССР мог быть избран гражданин СССР, достигший 21 года[24].
То, что выборы в условиях существовавшей политической системы были безальтернативными, не меняло сути отношения к «слугам народа».
Глава III. Роль депутата в современной политической системе
Несмотря на то, что история современного парламентаризма началась задолго до принятия Конституции 1993 года, именно действующая конституция окончательно закрепила роль парламента в политической системе страны.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.[25]
Определила правовые основы деятельности депутатов Государственной Думы. Она выполняет три главные функции: законотворческую, контрольную и представительную. В современной ситуации, когда в нашей стране сформировался полупрезидентский стиль правления, а традиции парламентаризма в России невелики, Думе еще предстоит найти собственную политическую нишу.
Государственная Дума зачастую становится ареной политических баталий, которые ведутся далеко не парламентскими методами. Политические скандалы с разоблачениями депутатов-коррупционеров, драки во время заседаний, политические интриги и взаимные обвинения не добавляют авторитета личности депутата. Если советские СМИ и пропаганда создавали идеализированный образ депутата, то нынешняя культура этот образ приземляет. С телевизионных и киноэкранов смотрят на зрителя десятки образов обобщенных политических деятелей: взяточники, бюрократы, мошенники, казнокрады. Да и личные качества этих людей не вызывают уважения. Правда предвыборные плакаты по прежнему напоминают о забытом образе депутата – слуги народа, выражающем интересы всех категорий избирателей. [26]
Если в условиях существования смешанной политической системы личность депутата ассоциировалась у избирателя с конкретным депутатом, за которого он голосовал во время выборов, то сейчас, после перехода в 2007 году на пропорциональную систему полностью утрачена связь между народным избранником и избирателями. Личность депутатов политических партий рассматривается через призму личностных качеств лидеров основных политических партий. Лидер партии несет в себе заряд личностного влияния на политику, проводимую его партией.
О неоднозначности пропорциональной системы выборов говорил Карл Поппер. Пропорциональная избирательная система – способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов количеству голосов.
Несомненно, при использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил. Однако пропорциональная система лишает российского избирателя очень значительного психологического фактора: избирателю важно знать, кого он избрал, к кому он может в случае необходимости обратиться. Для россиянина очень важна персонификация, а при пропорциональной системе она исчезает. Минусом пропорциональной избирательной системы, безусловно, является то, что она приводит к сокращению влияния депутатов.
Сложная социально-политическая обстановка в стране, вызванная декабрьскими выборами 2011 года является результатом определенного кризиса системы представительства. Значительная часть электората считает, что состав народных представителей в Государственной Думе, не представляет реального «среза» политических сил, действующих в стране. Депутат не является носителем политической воли народа. В определенной степени это связано и с издержками пропорциональной системы выборов.
Политические события, последовавшие после декабрьских выборов, привели к необходимости внесения изменений в систему выборов депутатов Государственной Думы. 16 февраля 2012 года Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Согласно законопроекту пропорциональная избирательная система, на основе которой сейчас проводятся выборы депутатов Госдумы, будет сохранена. "В то же время в рамках этой избирательной системы предлагается ряд новаций, направленных на обеспечение представительства избирателей всех субъектов Российской Федерации в Государственной Думе, а также на упрощение отдельных избирательных процедур"[27], - сказано в пояснительной записке к документу.
Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков, говоря о том, как отразится новый законопроект на жизни российских граждан, в частности, отметил, что "если все пойдет как надо, то гражданам это дает больше возможности для реализации своих избирательных прав". Главный плюс законопроекта состоит в повышении персональной ответственности депутатов перед избирателями, росте личностного фактора в партийной политике. "Потому что сегодня личностный фактор в партийной политике недооценен, недостаточно выражен, и ответственность и авторитет отдельных политиков размывается и теряется в какой-то общепартийной массе за фасадом больших партийных структур. То есть личная ответственность, и личный авторитет политиков вырастет - есть шанс, что будет формироваться какая-то когорта более-менее самостоятельных политиков, в том числе самостоятельных по отношению к партийным бюрократиям, аппаратам", - отметил политолог[28].
Отдавая отчет в том, что в условиях существования пропорциональной избирательной системы у избирателей нет возможности влияния на персональный состав членов Государственной Думы, мы попытались создать обобщенный образ депутата будущего, используя результаты опроса, проведенного среди 42 учащихся старших классов (9-10 классы). Сразу оговоримся, что большинство респондентов признались, что политическими событиями интересуются фрагментарно. В отношении гендерного состава Будущей Думы большинство отдали предпочтение депутату-мужчине (86%).[29] Все респонденты единодушно считают, что представлять их интересы должен человек с высшим образованием. Сфера деятельности народного избранника должна быть связана либо с экономикой (48%), либо с юриспруденцией (38%). [30] Спектр политических взглядов: от умеренных до консервативных. Примерный семьянин, отец (мать) двух детей, увлеченный спортом. Средний возраст варьируется от 30 до 45 лет. [31] Но наибольший интерес вызывают те личностные качества, которые, по мнению будущих избирателей должны присутствовать у депутата: патриотизм, ответственность, инициатива, справедливость, доброта. Если считать депутатов представительных органов власти носителями интересов общества, выразителями лучших качеств, этому обществу присущих, думается что сложившийся стереотип депутата «с мигалкой и спецномерами», привилегиями; коррупционера и взяточника, скоро останется в прошлом. На смену ему придет политик новой формации, ответственно отстаивающий подлинные интересы народа.
В стране не может быть подлинной демократии без сильного, авторитетного и уважаемого парламента. Государственная Дума - это не говорильня, как стремятся изобразить ее политически ангажированные СМИ. Государственная Дума – это мощный и эффективный созидательный фактор. Законодательная власть, представленная Думой, имеет исключительное право принятия законов. В передаче ей такого права реализуется принцип народного суверенитета. Недооценка роли Государственной Думы прямо отражается на социально-экономической ситуации в стране, на правопорядке и уважении к закону, а в целом также и на легитимности власти в стране.
Заключение
Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без осмысления истории представительных учреждений - от дореволюционных Государственных Дум и Государственного Совета, советского народовластия до современных форм парламентской демократии.
В начале 1906 года в результате непрямых выборов по куриям была избрана Государственная Дума. Тогда же был реформирован Государственный Совет, который по своим функциям фактически стал второй палатой российского парламента. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая, советская система представительной власти.
Конституция 1936 года учредила двухпалатный Верховный Совет СССР, который являлся высшим органом государственной власти Советского Союза. В соответствии с Конституцией 1993 года Государственная Дума и Совет Федерации образуют двухпалатный парламент России - Федеральное Собрание Российской Федерации.
Но какие бы изменения не происходили в системе законодательной власти, исторически сложилось так, что в политическом сознании россиян законодательная деятельность персонифицируется с личностями определенных депутатов. Ини не только носители политического представительства, но и в определенном смысле носители и ретрансляторы морально-этических норм.
Неслучайно, что редкая телевизионная передача в нашей стране, независимо от ее темы, обходится без их участия. В любом случае депутат – часть той социокультурной среды которую он представляет. Образ политика – это образ политики. Значит нельзя недооценивать личностное начало носителя народной воли. Обществу пока недостаточно только профессиональных качеств, присущих депутату, оно заинтересовано в его высоких человеческих характеристиках. Возможно, после грядущих реформ системы избрания депутатов Государственной Думы доверие к народным избранникам возрастет. При условии роста политической культуры и политической ответственности самого общества.
Литература
Высочайший манифест от 6 августа 1905 года/ http://web.archive.org/web//http://www.kodeks.ru/noframe/free-duma
Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. http://www.istorik.ru/library/documents/manifest
Конституция РСФСР 1918 г./ http://www.istorik.ru/library/documents/
Конституция СССР 1924 г./ http://www.istorik.ru/library/documents/
Конституция СССР 1936 г./ http://www.istorik.ru/library/documents/
Конституция СССР 1977 г./ http://www.istorik.ru/library/documents/
Конституция РФ 1993. / http://www.istorik.ru/library/documents/
.Евлогий Георгиевский, митрополит Путь моей жизни. Электронная версия /Православная библиотека
Выборы в I–IV Государственные думы Российской империи (Воспоминания современников. Материалы и документы) Под общей научной редакцией доктора юридических наук А.В. Иванченко Москва 2008.
Интернет-ресурсы
Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва. Часть 1. Общие сведения. Составлен Канцелярией Думы. СПб., 1912, глава 3. /http://ru.wikipedia.org/wiki/ Государственная_дума_Российской_империи_III_созыва
Дорожкина Я. Б. Выборы в Верховный Совет СССР 1937 г.: Формирование окружных и участковых избирательных комиссий // Сибирь в XVII–XX веках: Проблемы политической и социальной истории: Бахрушинские чтения 1999–2000 гг.; Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Шишкина. Новосибирск, 2002. C. 132–141. Электронная версия/ http://zaimka.ru/07_2002/dorozhkina_elections/
Сайт юридической системы Гарант http://www.garant.ru/news/381506/
Приложение 1. Карикатура 1905г. Приложение 2. Карикатура 1916 г
«Наша Конституция. Просят не дуть» Моор Д.С. «IV Государственная дума»
Приложение 3. Карикатура 1910 года «Предвыборная процессия»
44
Приложение 4. Карикатуры на выборы в IV Государственную думу.
Приложение 6. Предвыборные плакаты 30-х годов
Приложение 7. Афиши советских фильмов 30-х годов «ДепутатБалтики» 1936 г. «Член Правительства» 1939 г.
Приложение 8. Образ депутата в советской плакатной живописи
Приложение 8. Образ депутата в советской плакатной живописи
Приложение 9. Современные предвыборные плакаты
Приложение 10 Результаты опроса Гендерный состав
Приложение 10 Результаты опроса сфера деятельности
Приложение 12. Личностные качества депутата
ПОЛ КАНДИДАТА | МУЖСКОЙ 86% |
ОБРАЗОВАНИЕ | ВЫСШЕЕ |
ВОЗРАСТ | 30-45 |
УВЛЕЧЕНИЯ | СПОРТ |
СЕМЬЯ | ЖЕНАТ/замужем - 2 ДЕТЕЙ |
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА | Умный, патриотичный, ответственный, инициативный, сильный, активный, честный, справедливый, решительный, волевой, порядочный, образованный, добрый. |
[1] Высочайший манифест от 6 августа 1905 года/ http://web.archive.org/web//http://www.kodeks.ru/noframe/free-duma,
Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. ст. 3
http://www.istorik.ru/library/documents/manifest
[2] Евлогий Георгиевский, митрополит Путь моей жизни. Электронное издание/ Православная библиотека
[3] Приложение 1-4.
[4] Конституция РСФСР 1918г.; Конституция СССР 1924 г.; Конституция ССР 1936 г.; Конституция СССР 1977г.
[5] Приложение 6-8.
[6] Приложение 10-12.
[7] Высочайший манифест от 6 августа 1905 года/ http://web.archive.org/web//http://www.kodeks.ru/noframe/free-duma
[8] Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. ст. 3
http://www.istorik.ru/library/documents/manifest
[9] http://ru.wikipedia.org/wiki/
[10] Выборы в I–IV Государственные думы Российской империи (Воспоминания современников. Материалы и документы) Под общей научной редакцией доктора юридических наук А.В. Иванченко Москва 2008 с. 21
Евлогий Георгиевский, митрополит Путь моей жизни, гл. 12. Член 2 государственной думы
[12] Информация приведена по официальному изданию: Обзор деятельности Государственной Думы третьего созыва. Часть 1. Общие сведения. Составлен Канцелярией Думы. СПб., 1912, глава 3. /http://ru.wikipedia.org/wiki/ Государственная_дума_Российской_империи_III_созыва
[13] Приложение 1, 2
[14] Приложение 3
[15] Приложение 4, 5
[16] Конституция РСФСР 1918 г. Ст. 65
[17] Конституция РСФСР 1918 г. Ст. 66
[18] Конституция СССР 1924 года Ст. 9.
[19] Конституция СССР 1936 года Ст.135.
[20] Приложение 6
[21] Дорожкина Я. Б. Выборы в Верховный Совет СССР 1937 г.: Формирование окружных и участковых избирательных комиссий // Сибирь в XVII–XX веках: Проблемы политической и социальной истории: Бахрушинские чтения 1999–2000 гг.; Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Шишкина. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. C. 132–141. Электронная версия/ http://zaimka.ru/07_2002/dorozhkina_elections/
[22] Приложение 7
[23] Приложение 8
[24] Конституция 1977 года Ст. 97.
[25] Конституция 1993 года Ст. 97.
[26] Приложение 9.
[28] Там же
[29] Приложение 10.
[30] Приложение 11.
[31] Приложение 12.
Самый главный и трудный вопрос
Развешиваем детские рисунки дома
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Цветение вишни в лунную ночь
Сказки пластилинового ослика