В работе рассказывается о влиянии компьютера на здоровье человека, о заболеваниях, возникающих при длительной работе за компьютером и о том, как обезопасить себя, когда приходиться иметь дело с компьютером или электромагнитными полями.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_kompyutera_na_zdorove_cheloveka.doc | 818 КБ |
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Гимназия №1»
Влияние компьютера на здоровье человека
Автор: Захарченко Ольга Сергеевна,
ученица 9 «б» класса
МОУ «Гимназия №1»
г. Усолье-Сибирское
Руководитель: Зеленова Елена Владимировна,
учитель биологии МОУ «Гимназия №1»
г. Усолье-Сибирское
г. Усолье-Сибирское
2011 год
Оглавление
Аннотация............................................................................................................................................ 3
Введение....................................................…………………………………………......................… .3
Глава 1. Влияние компьютера на здоровье человека....................................................................... 5
Глава 2. Практическая часть:
Анкетирование…………………………………………………….............................12
Выводы……………………………………………………………………..........…...........................15
Рекомендации по соблюдению правил работы на компьютере……..........………........................16
Список использованных источников.................………………………………….....................…..18
Аннотация
В своей работе я рассказываю о влиянии компьютера на здоровье человека, о заболеваниях, возникающих при длительной работе за компьютером и о том, как обезопасить себя, когда приходиться иметь дело с компьютером или электромагнитными полями.
Введение
ХХ век дал много «технических чудес», среди которых и компьютер с его многочисленными возможностями, в том числе и мировая информационная сеть Интернет. О пользе и вреде этих изобретений можно спорить бесконечно, ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности.
Цель: определить количество времени, проведенного учащимися за компьютером, и зависимости их здоровья от этого фактора.
Задачи:
Актуальность: компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решила исследовать зависимость учащихся гимназии от компьютера, влияние компьютера на здоровье человека и к каким изменениям в организме может привести это влияние.
Новизна: тема не нова, но всегда будет обсуждаться, потому что с каждым днем человек покупает все больше компьютеров, и угроза здоровью человека все больше.
Глава 1. Влияние компьютера на здоровье человека
По сути дела только длительная работа за компьютером может оказать существенное влияние на здоровье человека. В наше время использование компьютеров во всех сферах жизни становится все шире и потому все больше людей вынуждены проводить целые дни у мониторов компьютеров.
Мониторы, снабженные электронной пушкой, являются сильным источником электромагнитных полей. Постоянная «бомбардировка» организма человека ускоренными электронами приводит к различным расстройствам нервной системы и глаз. Длительная работа за компьютером оказывает негативное воздействие на глаза и зрение. В последнее время появилось несколько новых терминов, определяющих заболевания глаз, вызванные долгой работой за компьютером.
Например:
• Дисплейная болезнь – характеризуется нарушением аккомодации глаз из-за длительного перенапряжения ресничного тела.
• Синдром сухого глаза – собирательное название заболевания вызванного нарушением увлажнения передней поверхности глаза (роговицы) слезной жидкостью.
Также длительная работа за компьютером может увеличить риск таких глазных заболеваний как миопия (близорукость), дальнозоркость, глаукома.
Среди заболеваний прямой кишки геморрой является самым распространенным. Высокая заболеваемость этим типом болезни среди лиц, проводящих много времени за компьютером объясняется отнюдь не вредным влиянием последнего на организм человека, а тем, что оператор компьютера долгое время занимает сидячее положение.
Длительная работа за компьютером может стать причиной серьезных нервно-мышечных расстройств. Особенно чувствительными участками тела являются пальцы, кисти рук и предплечья. Руки выполняют основную часть механической работы при работе за компьютером, при этом важна не амплитуда физической нагрузки (она, как правило, довольно низкая), а время работы. Как известно подушечки пальцев являются наиболее чувствительными участками человеческого тела. На этом уровне сконцентрировано большое количество чувствительных нервных окончаний (благодаря этому пальцы выполняют функцию осязания). При длительной работе за компьютером (на клавиатуре) нервные окончания пальцев подвергаются постоянному раздражению. Со временем это приводит к истощению нервных путей осуществляющих связь пальцев с корой головного мозга. В результате возникают нарушения координации движений пальцев и судороги кисти и предплечья. Английские исследователи назвали это заболевание RSI (repetitive strain injury), что переводится как хроническое заболевание кистей рук.
Часто длительная работа за компьютером может стать причиной нарушений осанки или искривления позвоночника. Наиболее подвержены этому заболеванию дети у которых искривление позвоночника проходит по типу сколиоза, то есть искривления позвоночного столба в сторону (латерально). У взрослых людей может возникнуть образование грыжи межпозвоночного диска, что приводит к сдавливанию нервных корешков и возникновению радикулита. Основной причиной развития заболеваний позвоночного столба является неправильная позиция на рабочем месте. Как правило, работающий человек приспосабливается и через некоторое время перестает чувствовать то, что сидит неправильно, при этом болезнь продолжает прогрессировать.
Работа за компьютером – это чисто интеллектуальный труд. И потому основная часть нагрузки приходится на нервную систему, а именно на головной мозг.
Часто длительная работа за компьютером может быть причиной головных болей. Известно несколько типов головных болей, которые могут быть спровоцированы работой за компьютером. Одним из факторов провоцирующим появление головных болей является хроническое перенапряжение, важное значение имеет и постоянное напряжение черепных мышц и мышц лица.
Расстройства внимания и невозможность концентрироваться являются следствием хронического переутомления. Иногда из-за длительной работы за компьютером может возникнуть шум в ушах, головокружение, тошнота. При возникновении этих симптомов нужно обратиться за советом к врачу и временно прервать работу за компьютером.
Помимо описанных выше заболеваний длительное пребывание за компьютером может быть причиной возникновения гастритов, язвы желудка, простатита.
Все чаще появляются сообщения о возникновении компьютерной зависимости. Действительно, длительная работа за компьютером, работа в Интернете и компьютерные игры могут вызвать подобные психические расстройства.
Глава 2. Практическая часть
Анкетирование
Анкетирование проводилось среди учащихся с 7- 9 класс.
В ходе исследования выяснилось, что 85% учащихся имеют собственный компьютер, и 15 % пользуются компьютером друзей или ходят в интернет-кафе и т.д.
Во втором вопросе выяснилось, что 79% сидят за компьютером каждый день, и 14% 2-3 раза в неделю.
В будний день половина учащихся проводит время за компьютером 2 часа, и больше половины учащихся в выходной день проводят время за компьютером более 3 часов.
Так же выяснилось, что 70% учеников сидят в интернете, и лишь 13% занимаются за компьютером.
Большая часть опрошенных учеников знают правила работы с компьютером. 67% иногда соблюдают эти правила, и 18% их не соблюдают вообще.
Из участников опроса лишь 30% осознают, что их здоровье ухудшается при длительной работе (игре) за компьютером.
После игр за компьютером учащиеся чувствуют неудобства, боль и т.д. Чаще всего это головная боль, болят или хуже видят глаза и болят или немеют руки.
Методика оценки распределения и устойчивости внимания
с помощью 25-значных цифровых таблиц
Исследование проводится в три этапа:
1 этап – контрольный.
2 этап – после одного часа работы за компьютером.
3 этап – после трех часов работы за компьютером.
Стимульным материалом к данной методике служат 5 черно-белых 25-значных таблиц, представленных на рис. В клетках этих таблиц в случайном порядке размещены цифры – от 1 до 25.
21 | 12 | 7 | 1 | 20 |
6 | 15 | 17 | 3 | 18 |
19 | 4 | 8 | 25 | 13 |
24 | 2 | 22 | 10 | 5 |
9 | 14 | 11 | 23 | 16 |
9 | 5 | 11 | 23 | 20 |
14 | 25 | 17 | 1 | 6 |
3 | 21 | 7 | 19 | 13 |
18 | 12 | 24 | 16 | 4 |
8 | 15 | 2 | 10 | 22 |
22 | 25 | 7 | 21 | 11 |
6 | 2 | 10 | 3 | 23 |
17 | 12 | 16 | 5 | 18 |
1 | 15 | 20 | 10 | 24 |
19 | 13 | 4 | 14 | 8 |
14 | 12 | 7 | 24 | 21 |
22 | 1 | 10 | 9 | 6 |
16 | 5 | 8 | 20 | 11 |
23 | 2 | 25 | 3 | 15 |
19 | 13 | 17 | 12 | 4 |
5 | 14 | 12 | 23 | 2 |
16 | 25 | 7 | 24 | 13 |
11 | 3 | 20 | 4 | 18 |
8 | 10 | 19 | 22 | 1 |
21 | 15 | 9 | 17 | 6 |
Процедура применения методики следующая. Испытуемый просматривает первую таблицу и находит, указывая в ней все цифры от 1 до 25. Затем то же самое он делает со всеми остальными таблицами. Учитывается скорость работы, т.е. время, затраченное на поиск всех цифр в каждой таблице. Определяется среднее время работы с одной таблицей. Для этого подсчитывается сумма времени, необходимого для всех пяти таблиц, которая затем делится на 5. В результате получается средний показатель работы с одной таблицей. Он и есть числовой индекс распределения внимания ребенка. Для того, чтобы по этой же методике оценить устойчивость внимания, необходимо сравнить между собой время, затраченное на просмотр каждой таблицы. Если от первой до пятой таблицы это время меняется незначительно и разница во времени, затраченном на просмотр отдельных таблиц, не превышает 10 сек., то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делается вывод о недостаточной устойчивости внимания.
Эта методика проводилась среди 10 человек, выяснилось, что у половины из них недостаточная устойчивость внимания. У другой половины наоборот результаты улучшены, а это означает, что эта половина соблюдает правила работы с компьютером и его влияние почти не действует на учащихся.
Анкетирование
Анкетирование проводилось среди учащихся возрастом от 12-16 лет.
В этом вопросе играть любят больше юноши, чем девушки.
Больше всего девушкам нравятся гонки, бродилки-стрелялки и стратегии. А юношам нравится спортивные, стратегии, гонки и т.д.
Больше половины, что девушки, что и юноши, считают, что влияет на психику человека в отрицательном направлении.
Оказывается, девушки злятся больше, чем юноши, когда компьютер не работает.
Больше половины опрошенных способны ударить компьютер, если он выполняет какую-то работу не так.
Как девушки, так и парни могут ответить на телефонный звонок грубо.
В этом опросе выяснилось, что 50% девушек могут играть в on-line игры всю ночь. И лишь 36% парни.
Выводы
Исследуя материал по вопросу влияния компьютера на здоровье человека, я сделала вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. В отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, но есть и такие, которые развивают положительные качества.
Развитие новых технологий обучения в школе, требует хорошее знание персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно – таки сложно. Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но все – таки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения, в этом школьникам поможет школа.
Проведя анкетирование, я получила следующие результаты:
В школе уделяется огромное внимание здоровье сберегающим технологиям. Отношения учителей к появлению у школьников персональных компьютеров практически однозначно: машина создана не для развлечений, а для работы. Дети должны, в первую очередь, пополнять свои знания, а не играть. Конечно, есть игры, которые развивают память и мышление, но современные подростки чаще предпочитают различные «стратегии и др.». Это отнюдь не положительно сказывается на их психике и работоспособности.
Ученые проводят параллель между частым использованием компьютера и резким ухудшением зрения у подростков. Однообразная и длительная работа с компьютером приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой. Симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в глазах, расплывчатости изображения. Но, как это ни странно звучит, дети быстро адаптируются и, скорее всего, просто не обращают внимания на проявившиеся симптомы.
Проводя исследования, я выяснила, что у 64 % опрошенных проявляются подобные симптомы, но они либо не обращают на это внимания, либо немного отдыхают.
Рекомендации по соблюдению правил работы на компьютере:
Приведем несколько советов, они содержат сведения о том, как обезопасить себя, когда приходится иметь дело с компьютерами или электромагнитными полями:
Список использованных источников
1. www.Mednovosti.ru
2. www.Inopressa.ru
3. www.comp-doctor.ru
5.Интернет
Что такое музыка?
За еду птицы готовы собирать мусор
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Прекрасная химия
Груз обид