Вложение | Размер |
---|---|
pravilnoe_pitanie_-_zalog_zdorovya.doc | 96.5 КБ |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………….3-4
Глава 1. Теоретический аспект исследования состояния здоровья школьников …….…5
1.1 Формирование здорового питания школьника………….…………………....5-6
1.2 Из истории питания человека………………………….………………………7
1.3 Опасные пищевые добавки…………………………………………….....…… 8-12
1.4 Статистические данные……………………………...…………………….….. 13-15
Заключение………………………………………………….…………………………16
Список источников и литературы………………………………………………..………17
Введение
Актуальность исследования обусловлена значением правильного питания в сохранении здоровья младшего школьника. Здоровье школьника - здоровье будущего поколения.
Проблема здоровья школьника в первую очередь, стоит под угрозой. И виной тому являются современные продукты питания, которые пагубно влияют на хрупкий организм подростка. Современная еда «фаст – фуд» (англ. Fust.food), что в переводе означает, блюдо, приготовленное для быстрой еды. Эти продукты питания заполонили прилавки многих магазинов. С каждым годом растёт число заболеваний детей. И проблема становится всё острее и острее.
Цели исследования:
1) активизировать познавательную деятельность учащихся при проведении внеклассных мероприятий по здоровому образу жизни,
2) привлечь внимание к проблеме сбережения здоровья путём организации правильного питания.
3) повысить уровень интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка.
Задачи исследования:
1) изучить научную информацию и проанализировать данные по теме исследования;
2) обобщить и систематизировать материал,
3) описать влияние неправильного питания младшего школьника на его здоровье и дальнейшую жизнь;
4) предложить свои способы решения проблемы,
5) провести комплекс мероприятий, направленный на решение данной проблемы,
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: здоровье человека, влияние на здоровье неправильного питания.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что неправильное питание вредит здоровью.
Методы исследования:
- наблюдение,
- социологическое исследование (анкета),
- консультация специалиста,
- сбор информации из книг, газет, журналов, сайтов Интернета,
- обработка информации,
l. Основная часть
Теоретический аспект исследования состояния
здоровья школьников
1.1 Формирование здорового питания школьников
Детство - самый важный этап в жизни человека, фундамент всей его судьбы, его здоровья. Школьный возраст является самым важным периодом развития человеческого организма, в котором завершается формирование костной ткани и скелетно-мышечного аппарата, и других важных органов. Во всем мире проблема здоровья подрастающего поколения является чрезвычайно важной, так как она является основным показателем благополучия общества и государства. Здоровье человека закладывается с детства и поэтому особенно важно соблюдать правильный рацион питания
Правильная организация питания школьников может существенно помочь в решении многих проблем. Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырёх раз в день, причём на завтрак, обед, ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны такие продукты как молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты – источники кальция и белка, а также овощи и фрукты, которые нужны нам для поддержания костной ткани, роста и обновления всех клеток. В связи с этим, нужно знать, что закладывается детстве, с тем подросток и вступит во взрослую жизнь. Правильное питание – условие здоровья, неправильное приводит к болезням. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддерживания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, движение, влияют на умственные способности, (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А в третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы). Специалисты утверждают, что школьники 1-6 классов должны обедать каждые три часа, 7-11 классов – каждые четыре часа. Таким образом, речь идет о 4 - 5-разовом питании. Принимать пищу нужно в определённое время. Наша школьная столовая обеспечивает школьников полноценным горячим питанием.
Но, к сожалению, вне школы школьники, особенно дети младшего школьного возраста, не зная и не разбираясь в огромном ассортименте продуктов питания, подвержены опасному влиянию некачественной пищи.
Родители не задумываются о том, что чрезмерное потребление таких продуктов со временем пагубно скажется на здоровье школьника.
1.2 Из истории питания человека
С древних времен люди понимали огромное значение питания для здоровья. Мыслители древности Гиппократ, Уэльс, Гален и другие посвящали целые трактаты лечебным свойствам различных видов пищи и разумному ее потреблению. Выдающийся ученый востока Абу Али. Ибн Сина (Авиценна) считал пищу источником здоровья, силы, бодрости, ума.
И.И. Мечников полагал, что люди преждевременно стареют и умирают в связи с неправильным питанием и что человек, питающийся естественной, а не искусственной пищей, может жить до 130-150 лет. Согласно Библии, с начала сотворения мира и человека прошло около восьми тысяч лет. Ученые же на основании ископаемых находок полагают, что первые люди появились на десятки, сотни и даже миллионы лет раньше. Если интеллект все дальше и дальше уводит человека от его звероподобных предков, то пищеварительная система, наоборот, сближает его с царством зверей, из которого он, по мнению ученых, вышел. Процесс приготовления пищи на протяжении тысячелетий был индивидуальным, домашним и в значительной мере сохранял натуральный комплекс биологически активных веществ «живой» пищи.
Человек, как определенный вид животного миллионы лет назад преимущественно питался растительной пищей. Но постепенно образ его жизни менялся: появилась охота, а потом и скотоводство, что внесло в рацион его питания животные продукты, которые постепенно начали вытеснять растительные. Кроме того, стали появляться продукты, которых в природе не было, - сыры и творог из молока животных, а также продукты брожения растений – вино, алкоголь, пиво. Причин человеческих недугов огромное количество. Причем в большинстве из них виноват сам человек.
1.3 Опасные пищевые добавки
Что происходит с организмом, когда пища попадает в него? Оседает на стенках желудка. Если попавший в организм продукт ненатуральный, то он действует разрушительно и способствует многим заболеваниям организма.
Мы хотим обратить ваше внимание на наиболее опасные. Приходя в магазин, мы постоянно сталкиваемся с различными продуктами, но даже не догадываемся, что в состав этих продуктов входят различные опасные пищевые добавки: консерванты, красители, эмульгаторы и т.д. В настоящее время дефицита продуктов нет. Но вопрос об их качестве стоит на первом месте. Как разобраться в маркировке содержащихся в продуктах веществ пищевых красителей и ароматизаторов, консервантов, разрыхлителей и эмульгаторов - специальных индексов, начинающихся с буквы «Е» (Европа)? Многие из тех продуктов, в которых мы обнаружили такие добавки, употребляются детьми. Они имеют яркую упаковку, красивую форму, сладкий вкус, что, естественно, нравится детям. Мясо, рыба, птица… Они все тоже богато снабжены природой витаминами и минералами; но, попадают к нам на стол очень редко в свежем виде, а чаще всего в замороженном, лежалом, а также в консервах, к которым применяются всевозможные химические и другие средства, не всегда безвредные. Для предохранения продуктов от порчи, для сохранения вида, цвета, вкуса, запаха, формы, для того чтобы они не прокисли, не провоняли, не прогоркли, не ржавели, не сохли, не мокли, не заплесневели и прочее, применяются всевозможные химические средства, не всегда безвредные. Срок годности продуктов можно увеличить за счет пищевых добавок, называемых консервантами. Некоторые из них замедляют рост и деятельность микроорганизмов, содержащихся в продуктах, другие, называемые антиоксидантами, замедляют процесс распада (окисления) жира и масла, которые широко применяются в производстве продуктов питания. Так какие же пищевые добавки считаются самыми опасными и представляют угрозу для жизни.
Правильное питание - важное условие сохранения здоровья и работоспособности. Продукты питания поставляют нашему организму все те вещества, которые необходимы для его роста, поддержания всех физических и духовных функций. Правильное питание основано на том, что нужно есть только при появлении чувства голода, а не аппетита.
Голод - голос, который говорит, что организму нужна пища.
Аппетит может возникнуть при мысли о любой пище, при виде пищи, при ощущении запаха пищи.
Во время еды человек должен наслаждаться пищей, получать удовольствие.
Конечно, здоровью способствует не только удовлетворение от еды, но и способность пищи удовлетворять потребности организма в соответствующих питательных веществах.
Таблица здоровья
Белки
Жиры и углево-
ды
Вита-
мины
Железо
Каль-
ций
Йод
Ум и сообрази-тельность
Крепкие кости и зубы
Хороший состав крови
Здоровье -укреплен-
ный имунитет
Энергия
Рост, сила и выносли-
вость
Большую роль для нашего здоровья играют витамины. Слово «Витамины» происходит от двух латинских слов «вита», что означает «жизнь», и химического названия «амины», то есть азотистые соединения - это жизненно важные вещества для человека. Без витаминов человек жить не сможет. При длительной нехватке одного или нескольких витаминов у человека развивается состояние под названием авитаминоз. Характеризуется это состояние торможением обменных процессов и ещё многочисленными нарушениями.
Витамины делятся на две группы - водорастворимые (С, В) и жирорастворимые (А, Д, Е, К). Водорастворимые витамины не накапливаются в организме, поэтому нам приходится ежедневно пополнять их запас. А жирорастворимые витамины какое-то время могут сохраняться в организме. Основной источник витаминов - продукты животного и растительного происхождения. Каждый витамин играет свою роль.
Название витамина | Функции витамина | Продукты |
А | Защищает верхние дыхательные пути от болезнетворных микробов и вирусов, а заодно поддерживает остроту зрения | Печень, яйца, сливочное масло, молочные продукты, рыбий жир, морковь, горох, зеленый лук, щавель, капуста, облепиха |
В1 | Они нужны для работы кишечника, поддерживают определенные процессы в обмене веществ, оказывают влияние на функции нервной системы, на кожу и слизистые оболочки. Недостаток витамина В12 наносит вред клеткам крови | Хлеб, крупа, фасоль, орехи, свинина |
В2 | Молоко, кисло-молочные продукты, сыр, творог, яйца, мяса, рыба, дрожжи | |
В6 | Крупы, хлеб, мясо, картофель | |
В12 | Мясо, печень, молочные продукты, яйца, птица, сыр | |
C | Поддерживает иммунитет и повышает сопротивляемость организма простудам. Это витамин витаминов | Шиповник, апельсины, черная смородина, абрикосы, клюква, капуста, зеленый лук, красный перец, лимон, томаты |
D | Необходим для костного обмена веществ, без этого витамина невозможно усвоение кальция, который помогает сохранить здоровыми кости и зуба | Масло сливочное молоко желтки яиц, печень домашней птицы, сметана |
E | Этот витамин является составной частью наших клеток и выполняет важнейшую защитную функцию против вредного воздействия свободных радикалов, то есть для профилактики рака и атросклероза | Орехи, масла, шпинат, подсолнечное масло и семечки, цельные зерна |
PP | Обеспечивает организм энергией | Рис, пшеница твердая, арахис, печень свиная, скумбрия |
В пище помимо питательных веществ содержатся так же микроэлементы (кальций, фосфор, железо, йод и др.), которые участвуют в образовании костной и мышечной ткани, входят в состав крови, нервов, гормонов, клеток внутренних органов. У каждого микроэлемента свой фронт работы в организме. Так, железо активно участвует в снабжении клеток и тканей кислородом, способствует нормальному росту и умственному развитию детей, защищает сердце, укрепляет иммунную систему организма, закрывая дорогу болезням. Йод поддерживает функцию щитовидной железы и способствует сохранению нормального обмена веществ, предотвращает умственную задержку развития у детей. Необходимые человеку микроэлементы содержатся в овощах, фруктах, морской капусте, а также в некоторых продуктах животного происхождения - коровьем молоке, печени, яйцах, рыбе и других морепродуктах.
Переедание - вредная привычка. Наш организм перегружается от избыточного количества пищи! Разнообразие - толчок к прожорливости. Насилие над природой ведет к губительным последствиям. Необходимо есть пищу, включающую не многие виды продуктов: когда за один раз мы употребляем один вид продуктов, мы едим меньше. Слишком много продуктов в один приём осложняют процесс пищеварения. Наиболее усваивается пища. Состоящая из одного компонента в один прием, например: утром - крахмал, в обед - белки или утром - картофель, вечером - творог и яйцо.
Человек должен тщательно пережёвывать пищу. Импульс о насыщении желудка доходит до головного мозга через 15 минут. Поэтому, если очень быстро кушать, можно съесть лишнее и сильно переесть. А постоянное переедание - это прямой путь к ожирению.
С осторожностью нужно относиться к таким продуктам, как: шоколад, конфеты, гамбургеры, чипсы, сладкие газированные напитки. Организм очень быстро привыкает к ним, и у человека появляется потребность в постоянном употреблении этих продуктов. При неконтролируемом поступлении пищи, организм не может справиться с излишками. Он перерабатывает ровно столько, сколько необходимо для восстановления потраченных человеком сил. Лишняя пища откладывается в организме в виде жира, и человек постепенно, иногда и не замечая этого, набирает вес. С осторожностью нужно относиться к таким продуктам, как: шоколад, конфеты, гамбургеры, чипсы, сладкие газированные напитки. Организм очень быстро привыкает к ним, и у человека появляется потребность в постоянном употреблении этих продуктов.
Опасности «быстрой еды»:
- когда ешь на ходу, то запросто можно переесть;
- когда увлечённо смотришь интересный фильм или читаешь книгу, то запросто можно переесть;
- «быстрая еда» содержит много калорий;
- в быстрой еде много жира и соли;
- большое количество соли задерживает в организме излишнюю жидкость.
1.4 Статистические данные
За последние годы среди выпускников российских школ не выявлено ни одного абсолютно здорового учащегося. По его данным, еще до начала обучения в школе около 50 процентов детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья, а более 20 процентов страдают хроническими заболеваниями. «От начальных классов к старшим доля хронических заболеваний у детей продолжает расти». С 1995 по 2005 год среди хронических заболеваний на первое место вышли болезни органов пищеварения, в 4,5 раза выросла доля хронических болезней нервной системы, по-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы.
По словам всем известного, доктора Рошаля, здоровье школьников было хуже только во время войны и революции. Основные причины неполноценного питания детей – низкие доходы семей и отсутствие соответствующих знаний у родителей в приобретении некоторых продуктов питания. Дети недополучают с пищей белок, кальций, йод и витамины. Причем дефицит кальция наблюдается у каждого третьего ребенка, а дефицит одного или нескольких витаминов фиксируется у 90% детей. В последнее время наблюдается рост числа заболеваний и отклонений в состоянии здоровья детей и подростков, возникновение которых приходится на школьный период. От некачественной пищи учащиеся страдают различными хроническими заболеваниями, нарушением осанки, плохим зрением. Наблюдаются нарушения пищеварительной системы: пищевая аллергия, гастрит, диабет, ожирение, снижение памяти, рассеянность, плохое качество учебы. А также нарушение сна; недостаток кислорода, снижение иммунитета, и наконец, упадок сил.
Для выяснения сбалансированного и правильного питания среди учащихся младших классов, была предложена анкета. На вопросы требовались ответы: да или нет.
Анкета 1. Часто ли ты ешь на завтрак молочную кашу? 2. Уходишь ли ты в школу без обеда? 3. Откажешься ли ты от супа на обед, заменив его бутербродом? 4. Съедаешь ли ты в день хотя бы один фрукт? 5. Часто ли ты ешь перед сном? |
Результаты после обработки анкеты:
1. Часто ли ты ешь на завтрак молочную кашу? (да 62%), (нет 38%);
2. Уходишь ли ты в школу без обеда? (да 58%), (нет 42%);
3. Откажешься ли ты от супа на обед, заменив его бутербродом? (да 34%), (нет 66%);
4. Съедаешь ли ты в день хотя бы один фрукт? (да 89%), (нет 11%).
5. Часто ли ты ешь перед сном? (да 17%), (нет 83%).
После полученных данных, были разработаны
рекомендации ученикам, родителям, работникам школы.
Заключение
Неправильное питание, как выяснилось, является причиной большинства заболеваний человека. Употребление жирной пищи приводит к увеличению веса. Обилие пищи, содержащей большое количество заменителей и красителей, постепенно отравляет организм. Своей работой мы хотели бы обратить внимание на то, что, что мы едим. Употребляя вредные продукты, наш организм получает яды малыми дозами, привыкает к ним и уже не посылает тревожных сигналов, выражаемых высыпаниями на коже, или тошнотой, или головокружениями.
«Фаст-фуд» – прямая дорога к ожирению, к сердечным заболеваниям, к болезням желудочно-кишечного тракта. Прежде, чем съесть что-то подумайте. Вредные продукты укорачивают жизнь человека, отравляют организм. В связи с тем, что информация о некачественных продуктах будет доведена до школьников, их родителей, мы убеждены в том, что произойдёт качественное уменьшение количества опасных продуктов питания с прилавков магазинов. Таким образом, процент заболевания школьников существенно сократится, и что самое главное - здоровье школьников улучшится в будущем и будущем ваших детей.
Выводы:
Знать, что покупать, научиться распознавать качественные продукты от некачественных, быть умеренным и разбираться в современной еде – вот главное, чему должен следовать современный человек. Ведь от того, что мы едим, зависит, как мы себя чувствуем и как выглядим – а это залог долгой и качественной жизни.
В заключение хочется сказать, что от той пищи, которая поступает в наш организм, зависит наше здоровье и будущее, а мы есть то, что мы едим. Берегите здоровье смолоду!
Список источников и литературы
1. Всё обо всём: Популярная энциклопедия для детей: В 14 томах.- М., 1997.
2. Зайцев К.Г., Зайцев А. Г.Твоё здоровье: Укрепление организма. - СПб., 2002.
3. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением.1-4 классы - М., 2009.
Ветер и Солнце
Рисуем крокусы акварелью
Сорняки
Рисуем лошадь акварелью
Акварель + трафарет = ?