Рассмотрены вопросы: интерес к природе в детские годы; сбор и описание растений; положения о связи биологии с физикой, химией, математикой;М.В.Ломоносов- основоположник экспериментально-аналитического метода познания природы; материалистические представления о изменяемости мира; рассуждения о строении человеческого тела. В заключении рассмотрены идеи М.В.Ломоносова в наши дни.
Вложение | Размер |
---|---|
m.v.lomonosov_i_nauki_o_prirode.doc | 103 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА | |
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ | |
ТЕМА: « М.В.Ломоносов и науки о природе » | |
Выполнил: Стручков Александр Степанович Класс: 10 | |
Научный руководитель Ф.И.О. руководителя: Макаров Юрий Борисович Должность: Учитель биологии | |
г. Клин, 2012 |
М.В.Ломоносов и науки о природе
2.1. Интерес к природе в детские годы. 8
2.2. Сбор и описание растений. 8
2.3. Положения о связи биологии с физикой, химией,
математикой. 9-10
аналитического метода познания природы. 10-11
изменяемости мира. 11-15
Введение
Цель работы: показать вклад М.В.Ломоносова в изучение биологических наук путём изучения работ Ломоносова .
Задачи: провести поиск и систематизацию материала по изучаемому вопросу.
Планируемый результат: провести систематизацию и анализ представленной информации.
Методы исследования: поисковая работа, анализ сведений о данной деятельности в опубликованных материалах, описательный.
Практическая значимость: собранный материал использован в школе при проведении конференции, посвященной 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.
1. Стремление к знаниям
В 2011 г. исполнилось 300 лет со дня рождения великого сына русского народа, выдающегося ученого и пламенного пат риота Михаила Васильевича Ломоносова. Гений Ломоносова чтит все человечество.
Человек исключительного таланта, могу чего и ясного ума, огромной эрудиции, Михаил Васильевич Ломоносов был вопло щением лучших национальных черт харак тера: упорства в труде, бескорыстия и твер дой воли, великодушия и миролюбия, без заветной любви к Родине, постоянной за боты о ее чести и достоинстве, ясного понимания своего труда как общенарод ного дела. А. С. Пушкин сказал о Ломоно сове: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым уни верситетом... Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою по нятия, Ломоносов обнял все отрасли про свещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец , он все ис пытал и все проник» (Пушкин Л. С. Полн. собр. соч. Т. 7. Л., 1979. С. 191).
Таким мы знаем М.В.Ломоносова с уроков в школе. Но мне бы хотелось в своей работе показать роль Ломоносова в изучении природоведческих вопросов, что крайне редко встречается в литературе о деятельности данного гения.
В какой же среде формировался великий сын России- М.В.Ломоносов?
М. В. Ломоносов родился 8 ноября (19 ноября по новому стилю) 1711 г. в деревне Денисовке, расположенной на одном из островов Северной Двины, напротив Холмогор, в семье поморского крестьянина. Рано потеряв мать, он с малых лет ходил с отцом в море на промысел рыбы, а в зимнее, свободное от промысла время учился грамоте — сначала у соседа Ивана Шубного, затем у дьячка местной церкви. Он очень быстро научился читать и писать (сохранились бумаги , написанные «грамо теем Михайлой Ломоносовым» для негра мотных крестьян). В 14 лет он самостоя тельно изучил книги, являвшиеся энцикло педиями того времени,— «Славянскую грамматику» М.Смотрицкого и «Арифметику» Л. Магницкого. Это был предел об разования, которое он мог получить у себя на родине. Твердая воля и стремление к знанию заставили его 19-летним юношей уйти из Денисовки в Москву для даль нейшего постижения науки. / 3 /
В декабре 1730 г. в волостной книге была сделана запись для выдачи паспорта:
«7 декабря отпущен Михаил Васильев Ло моносов к Москве...» Потихоньку от отца и мачехи, заняв три рубля у соседа, он с обозом мороженой рыбы ушел в Москву. В середине 1731 г. он уже был в Москве и пришел с прошением о принятии в Сла вяно-греко-латинскую академию, первое высшее общеобразовательное учебное за ведение в Москве , основанное в 1687 г. Так как указом синода в академию при нимались только дворянские дети, он скрыл свое крестьянское происхождение и на звался сыном холмогорского дворянина. 15 января 1731 г. он был зачислен в ака демию с «жалованием» по 3 копейки в день. М. В. Ломоносов писал через много лет: «Обучаясь в Спасских школах (Акаде мия размещалась при Заиконоспасском мо настыре.— А. Ш., С. К), имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления... С одной стороны... несказан ная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на про питание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бу магу, обувь и другие нужды. Таким обра зом жил я пять лет и наук не оставил» (Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. 10. с. 479).
Академия делилась на восемь классов: четыре низших, два средних и два высших. Блестящие способности Ломоносова про явились в первые же месяцы обучения. Не прошло и полугода, как его перевели из первого во второй класс и в том же году из второго в третий. Через год он уже был настолько силен в латинском язы ке, что сочинял на нем небольшие сти хотворения.
В академической биографии М. В. Ломо носова говорится о том, что он «рылся в монастырской библиотеке», где «сверх летописей, сочинений церковных отцов и других богословских книг попалось в его руки малое число философических, физи ческих и математических книг».
В конце 1735 г., после запроса Петер бургской Академии наук о переводе к ним учеников, «в науках достойных», Ломоносо ва среди 12 «не последнего разумения» учеников послали в Петербург.
В сентябре 1736 г. Ломоносов и еще двое учеников были отправлены для даль нейшего образования в Германию. Они должны были изучать помимо металлургии и горного дела математику, механику, фи зику и химию. Поэтому в первую очередь они отправились в Марбург к профессору X. Вольфу — естествоиспытателю и фило софу, почетному члену Петербургской Ака демии наук. Под его руководством сту денты занимались изучением горного дела, естественной истории (сюда входили и ос новные знания по биологии), физики, хи мии, геометрии и др. Кроме этого, Ло моносов некоторое время учился химии и металлургии во Фрейберге у И. Генкеля.
Во время обучения в Марбурге русские студенты получили инструкцию от Петер бургской Академии наук , в которой им предлагалось заняться изучением ботаники и зоологии, посещать кунсткамеры и спе циальные кабинеты, тщательно изучать хра нящиеся там коллекции по естественной истории, совершать экскурсии в лес и поле, собирать гербарии и самостоятельно опре делять «род и класс, сверяя потом с науч ными описаниями». «Знакомство с расте ниями может им принести пользу и удо вольствие при путешествиях, которые им по возвращению может быть придется совер шить по России и Сибири и рудникам»,— говорилось в инструкции.
По окончании Марбургского университе та Ломоносов получил свидетельства о по сещении лекций на двух факультетах — философском и медицинском. Особо важ ным было для него обучение на медицин ском факультете: это был единственный способ получить полноценное химическое образование, так как на других факульте тах химию не преподавали. Его учителем был Ю. Г. Дуйсинг — врач и химик. Он выдал Ломоносову свидетельство, в кото ром было сказано, что «благороднейший юноша, любитель философии Ломоносов посещал лекции химии с неутомимым при лежанием и большим успехом». Но не меньшими были и его успехи в изучении медицины — после окончания универси тета Ломоносов получил звание кандидата медицины./ 4 /
2. М.В.Ломоносов и живая природа
Всего Ломоносов пробыл за границей 5 лет. После завершения учебы в нюне 1741 г. он вернулся в Петербург, в Ака демию наук.
Обладавший специальными химическими познаниями, Ломоносов с полным правом
рассчитывал занять в академии кафедру химии (тем более что при отправке за границу ему была обещана именно эта кафедра). В 1745 г. он подал прошение о назначении его профессором химии. Академическое собрание рассмотрело это прошение и постановило, чтобы Ломоно сов представил диссертацию по металлур гии, что он очень скоро выполнил. 25 июля 1745 г. он стал профессором химии и смог начать осуществление своей мечты — постройку химической лаборатории при Академии наук.
Научную работу Ломоносова принято делить на три периода. Первый — до по стройки химической лаборатории (она была окончена осенью 1748 г.) — можно назвать физическим. В течение этого периода он отдавал все свои силы разработке важ нейших разделов физики на основе раз виваемого им учения о корпускулах. Второй период — от постройки лаборатории до 1757 г.— был посвящен главным обрезом химии. Третий — с 1757 г. до конца жизни ученого (4 апреля 1765 г.) — включал ис следования по разнообразным естествен ным наукам : оптике, географии, метеоро логии, астрономии, металлургии, минера логии, геологии, а также по краеведению, горному делу, мореходному делу и т. д.
Значительное внимание уделял Ломоно сов изучению атмосферного электричества, работам в области оптики. Он изобрел «ночезрительную трубу», позволявшую хо рошо различать предметы в сумерки, скон струировал зеркальный телескоп. 26 мая 1761 г. при прохождении Венеры по диску Солнца он открыл существование атмосфе ры на этой планете. / 6 /
Внедрение научных достижений в практи ку было неотъемлемой составной частью разносторонней деятельности М. В. Ломо носова. Он разработал рецептуру цветных стекол, изобрел фарфоровую массу, зани мался анализом руд, солей, веществ био логического происхождения.
2.1. Интерес к природе в детские годы
Во всеобъемлющий круг интересов Ло моносова входила и живая природа.
Интерес к живой природе пробудился у Ломоносова, несомненно, еще с детских лет, когда десятилетним мальчиком он вы езжал с отцом на промысел морского зверя и рыбы в Белое и Северное моря. Через много лет он давал точные определения типов северной растительности — тундры, хвойных лесов, растущих на песчаной почве, характерной для бассейна Северной Двины. Можно предположить, что какие-то знания в области биологии Ломоносов получил и от X. Вольфа, занимавшегося, кроме все го, и ботаникой. Еще so время учебы в Германии Ломоносов стремился к занятиям «ботаническими обсервациями». В 1743 г. Ломоносов подал в академию прошение, в котором писал: «Имею намерение чинить оптические и физические обсервации, а особливо в ботанике для того, что сие в нынешнее весеннее и летнее время может учинено быть удобнее; для которой обсер вации потребно мне микроскопов простых и сложенных. Того ради Академию наук прошу... вышеупомянутые микроскопы вы дать, через которые я, нижайший, с долж ным прилежанием буду чинить обсервации физические и ботанические для пользы оте чества в рассуждении науки, о чем будут от меня подаваны в Академию обстоятель ные записки» (Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. 9. с 321).
2.2. Сбор и описание растений
И Ломоносов действительно занимался сбором и описанием растений, посещая в этих целях Ботанический огород Академии наук, совершая экскурсии по окрестностям Петербурга. Русский ботаник Г. Ф. Соболев ский в изданной в 1799 г. «Петербургской флоре» среди коллекторов растений, на основе данных которых писалась эта книга, называет и Ломоносова. Ломоносов на столько хорошо знал русскую флору, что обнаружил пропуск во флористическом собрании С. П. Крашенинникова — первого русского ботаника, также ученика Славяно-греко-латинской академии. Он учился в ней одновременно с Ломоносовым, но был выз ван в Петербургскую Академию наук уже в 1732 г. для участия в так называемой Второй Камчатской экспедиции, после ко торой им было сделано знаменитое «Опи сание земли Камчатки» — труд, навеки прославивший Крашенинникова.
Интерес к ботанике сохранился у М. В. Ло моносова на долгие годы. Он заботился о развитии ботанической науки в Академии наук, неоднократно ходатайствовал о выде лении средств для Академического Бота нического сада, составлял проекты его благоустройства и планировки и т. п. / 5 /
При составлении нового Регламента Ака демии наук — основного документа, опре делявшего всю деятельность главного науч ного учреждения России, Ломоносов дал определение задач ученых-ботаников: «Бо таник, он же купно и всей натуральной истории профессор, содержит в своем смотрении и расположении академический ботанический сад, оранжерею, семена и сушеные травники; все в исправном и надобном числе и количестве. Семена стараться со бирать через корреспонденцию, откуда возможно наипаче же изо всех областей Российской империи и со всех соседственных земель, особливо ориентальных, и через то проводить бот. часть натураль ной истории нашего отечества к совершенству, дабы оное служило к лучшему исправлению бот: общей системы. Между тем стараться о познании здешних меди цинских трав для удовольствия здешних аптек домашними материалами. В оранже рее содержать иностранные травы, сколько допустит здешний климат, и сколько тре буется it показанию бот. разных систем для наставления учащихся» (Ломоно сов М. В. Полн. собр. соч. Т. 10. с. 147).
2.3. Положения о связи биологии с физикой, химией, математикой
В новом Регламенте Ломоносов предла гал ввести исключительно важные и прог рессивные положения о связи биологии с физикой, химией и математикой — эти представления на столетия определили раз витие биологических наук, получив акту альное звучание лишь в наши дни. Ломоно сов писал: «Анатомия и ботаника полезны физику, поелику могут подать случай показанию причин физических... Анатомик будучи притом физиолог, должен давать из физики причины движения животного тела... Ботаник для показания причин ра стения должен иметь знание физических и химических главных правил... Иногда анатомики , ботаники, почти никакого знания первых математических оснований не име ют и... не могут своей практики распо ложить порядочно и сообразить рассужде нием» (Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. 10. с. 140).
Эти мысли были им развиты в 1764 г. за год до смерти. Они в определенном смысле суммировали результаты эволюции его интересов к биологическим пробле мам во втором и третьем периодах науч ной деятельности, смещения этих интере сов в область практических вопросов, с одной стороны, и создания более широких подходов к методологии науки в целом, с другой. / 2 /
2.4. Ломоносов- основоположник экспериментально-аналитического метода познания природы
М.В. Ломоносов — основоположник химиче ских наук в нашей стране. Но его энцикло педические знания, разносторонность инте ресов и научных изысканий сделали его также одним из основоположников рус ского естествознания в целом и русской материалистической философии. В XVIII в. в преодолении упрощенных натурфилософ ских представлений о природе в науке за родился экспериментально-аналитический метод познания природы. Он позволял раз бираться в сложных явлениях природы пу тем расчленения их на части, отвлекаясь от общей картины мира. Именно разви тие экспериментально-аналитического ме тода познания природы привело к отходу от единой натурфилософии и постепенному оформлению отдельных наук о природе: сначала механики с астрономией, затем математики, физики и химии, Позднее дру гих выделились биология и геология. Этот процесс отделения от натурфилософии естественных наук был прогрессивным, исторически оправданным явлением, обес печившим развитие конкретных научных знаний о природе. Но вместе с тем возникла опасность сведения всех явлений при роды к механическим движениям, механи ческим причинам или количественным со отношениям.
2.5. Материалистические представления Ломоносова о изменяемости мира
Ломоносов был сыном своего времени , однако он не попал под влияние идеали стических учений о природе (идеалистиче скому учению X. Вольфа « о предустановленной гармонии» он противопоставлял оригинальный критический подход ), а также многое преодолел и в механистической ато мистике. Очень важным в материалисти ческих представлениях Ломоносова было понимание изменяемости мира. Идея изме няемости природы была мощным орудием Ломоносова в борьбе с идеализмом и дог мами религии, а также и важным ин струментом объяснения геологического строения Земли, климата, растительного и животного мира. В трактате «О слоях зем ли» (1763) он последовательно проводил идею эволюции природы: доказывал ее из менение во времени, раскрывал органиче ское происхождение почвы, торфа, угля, нефти, янтаря. / 3 /
В своем «Размышлении о причине тепла и стужи» Ломоносов распространил атом на Корпускулярную теорию, развиваемую им, на мир живых организмов, утверждая тем самым идею о материальном един стве природы.
Понимание Ломоносовым значения хи мии и физики для выяснения механизмов биологических процессов возносит его над большинством его современников. Ломоно сов был первым в России ученым, четко сформулировавшим важнейшее положение о том, что задача химии состоит в «под ражании природе», в искусственном воспроизведении процессов, в том числе и та ких, какие протекают в живых организ мах. Он только через эксперимент допу скал возможность познания отдельных ча стей «механизма» природы, их взаимосвя зи, взаиморасположения и движения. Один опыт,— писал он,— я предпочитаю ше стистам мнениям, рожденным единственно воображением.
Высказывания Ломоносова о значении хи мии для биологии и медицины мы встре чаем во многих его работах. Так, в широко известном «Слове о пользе химии» (1751) Ломоносов писал: «Великая часть физики и полезнейшая роду человеческому наука есть медицина, которая через познание свойств тела человеческого достигает при чины нарушенного здравия и, употребляя приличные к исправлению оного средства, часто удрученных болезнью почти из гро ба восставляет. Болезни по большей части происходят от повреждения жидких мате рий, к содержанию жизни человеческой нужных, обращающихся в теле нашем, ко торых качества, составляющие части и их полезные и вредные перемены и произво дящие и пресекающие их способы без хи мии никак испытаны быть не могут. Ею познается натуральное смешение крови и питательных соков ею не токмо из разных трав , но и из недра земного взятых ми нералов приуготовляются полезные лекар ства. И словом, медик без довольного по знания химии совершен быть не может, и всех недостатков, всех излишеств и от них происходящих в врачебной науке по ползновений дополнения, отвращения и ис правления от одной почти химии уповать должно» (Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т, 2. с. 357).
Утверждая возможность изучения живых организмов химическими методами, Ломо носов исходил из представления о том, что основой строения тел животных и ра стений является «химическая материя». В «Слове о пользе химии» он писал: «Жи вотные и растущие тела состоят из частей органических и смешанных». Различие меж ду неорганическими и органическими «те лами» Ломоносов определял следующим образом: «Под органическими мы здесь понимаем преимущественно природные те ла, именно животного и растительного царств, которых волокна, протоки, пу зырьки, соки, в них обращающиеся, в своем устройстве обусловлены друг другом. Не органические тела, которые только смеша ны, образуют все минеральное царство — обширнейшее поле химической материи... Кроме того, хотя органы животных и расте ний весьма тонки, однако они состоят из более мелких частиц, и именно из неор ганических, т. е. из смешанных тел, потому что при химических операциях разрушается их органическое строение и из них полу чаются смешанные тела. Таким образом, все смешанные тела, которые произво дятся из животных или растительных тел природою или искусством, также состав ляют химическую материю» (Ломоно сов М. В. Поли. собр. соч. Т. 2. с. 481).
Основываясь на подобных четких мате риалистических трактовках , Ломоносов пе решел к созданию картин новообразова ния органических веществ (в частности, кра сящих пигментов в листьях растений) и нарисовал глобальную картину круговоро та веществ в природе, подчеркивая, что при разложении тел животных и растений образуются неорганические вещества — со ли, которые «к рождению и питанию новых животных и прозябающих тел назад обра щаются»./ 2 /
Исследования химизма растений привели Ломоносова к пониманию того факта, что растения содержат азот. Это важный мо мент, требующий пояснений. Дело в том, что химики XVIII в. полагали, что азот содержится лишь в организмах животных, причем присутствие азота принималось как главное химическое отличие животных от растений. Еще ничего не знали о таких веществах, как белки — важнейшие ком поненты живой материи, основа всех про цессов жизнедеятельности. Еще не были от крыты алкалоиды — вещества явно расти тельные, содержащие азот. Но Ломоносов уже в 1749 г. в диссертации «О рожде нии и природе селитры» высказал ряд важ ных положений о химической природе ра стений и прямо указал, что растения со держат «селитряную» (т. е. азотную) кис лоту. / 3 /
Мы остановились на мыслях Ломоносова, относящихся к представлениям о строении живых организмов, не случайно. Эти взгля ды очень важны для понимания его воз зрений на химизм процессов, протекаю щих в живых организмах, в том числе и в организме человека. В то время еще не существовало даже определенных пред ставлений о новообразовании веществ в жи вых организмах. Понятия «биосинтез» во обще не существовало — ведь еще не было введено и понятие «синтез» применительно к органическим соединениям. Распростра нена была концепция, согласно которой химический состав живых организмов, и в том числе организма человека, являлся отражением химического состава растений, в вещества растений образовывались под действием «жизненной силы». Предпола гали, что сложные вещества человеческого тела и тела животных образовывались пу тем очень простой перестройки веществ ра стительного происхождения. Поэтому пред ставления Ломоносова о «смешанных те лах» и «телах простых» (началах, элементах) были очень важны и принципиальны. Ломо носов в 1749 г. дал свое определение «сме шанным телам»: «Смешанное тело сложено из тех составляющих, на которые оно раз лагается анализом и из которых образу ется синтезом». Это определение важно введением представления о синтезе. Уче ние о разделении составных частей живот ного тела на твердые и жидкие было рас пространено в XVIII в., но касалось оно в основном анатомии и морфологии. Твер дыми телами называли анатомические и морфологические образования: мышцы, сосуды, кости, хрящи, связки; к жидким телам относили содержимое сосудов и по лостей.
Ломоносов, не ограничиваясь указанием на наличие в организме двух видов тел, стремился найти их первоначальную мате риальную основу, т. е. «начала», из кото рых состоят и твердые и жидкие тела. До нас не дошло развернутых сочинений Ломоносова на эту тему. Но следы его упорных размышлений мы находим во мно гих его работах и набросках. В так назы ваемых «Заметках по физике и корпуску лярной философии», предположительно датируемых 1741—1743 гг. и представляю щих собой лаконичные наброски для бу дущих работ, есть и такая: «Из-за не вполне правильной системы начал много вредного вкрадывается в медицину и другие науки». Смысл, который Ломоносов вкладывал в слово «начала», соответствует нынешнему понятию «химический элемент». Об этом свидетельствует следующее высказывание Ломоносова в тех же «Заметках»: «Надобно считать началами только то, что на основа нии рассуждения и опыта оказывается не делимым далее на другие, известные нам части».
Последовательно распространяя на био логию и медицину представление о «на чалах», вытекающее из его общей корпу скулярной теории, он прекрасно понял, что принятая современной ему медициной си стема начал неверна, так как не соотно сится с современной ему физической тео рией. Позднее, распространяя на организм человека общие положения корпускуляр ной теории, он прямо писал: «Все тела состоят из нечувствительных физических частиц , которые... не могут быть реально разделены на другие, меньшие» (Ломоно сов М. В. Полн. собр. соч. Т. 1. с. 281).
2.6. Рассуждения Ломоносова о строении человеческого тела
В своих рассуждениях о строении чело веческого тела Ломоносов значительно превзошел современных ему натуралистов и анатомов: он стремился решить вопрос о соотношении химии и морфологии (сей час эта проблема трактуется как проблема структуры и функции физиологически ак тивных соединений и надмолекулярных ан самблей). Этот вопрос го времена Ломо носова трактовался как проблема причины соединения химических тел в живом ор ганизме и был предметом острой поле мики. Господствовали в этот период пред ставления о наличии в организме специ ального клея, связывающего все химиче ские вещества. (Эти представления оказа лись очень живучими, и даже в начале XIX в, пытались найти подтверждение им в открытии белковых веществ.) Однако Ло моносов решительно отбрасывал представ ления о животном клее. В уже упомя нутых заметках он писал: «Отчего припи сывающие сцепление клею не спросят, по какой же причине сцепляются корпускулы клея?» И позже решительно высказывается: «Исключить клей для последующего изы скания относительно сцепления»./2 /
Таким образом, Ломоносов закладывал основы использования в биологии и медици не физической химии, которую считал не обходимым поставить на твердую теорети ческую базу.
3. Заключение
Идеи М.В.Ломоносова в наши дни
Идеи Ломоносова о познаваемости жизни, живой природы, о необходимости ее экспериментального изучения, его настой чивое стремление развить ее теоретиче ские основы оказали существенное влия ние на весь процесс последующего взаи модействия химии с биологией и медици ной. Это особенно важно в связи с тем, что в конце XVIII в.— начале XIX в. раз вернулась борьба двух систем взглядов на жизненные явления — материализма и идеализма, которая увенчалась торжеством материалистических идей. В этой борьбе важную роль сыграли традиции русской материалистической философии, заложен ные Михаилом Васильевичем Ломоносо вым.
Время не только не умалило, но еще ярче показало великие заслуги ученого и патриота. Слава М.В.Ломоносова никогда не померкнет, его имя- гордость нашего народа.
Русский ученый мир с полным правом гордится целым рядом знаменитых богатырей науки, вышедших из его среды. Но наиболее видное место среди них безусловно принадлежит нашему славному ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову.
Вот имя, которое не произнесет без глубочайшего уважения ни один из людей, так или иначе прикосновенных к науке! Это имя принадлежит знаменитому ученому с широкой мировой известностью - и в то же время вполне самобытному, чисто русскому таланту, от которого веет широким, богатырским размахом какой-то стихийной мощи, столь же беспредельной и величавой, как беспредельна и величава Русская земля.
4. Выводы :
5. Библиографический список использованной литературы
1. Ломоносов М, В. Полное собрание со чинений. Т. 1—10. М.; Л., 1950—1959.
2. Ломоносов М. В. Избранные философ ские произведения. М., 1950.
3. Павлова Г. Е„, Федоров А. С. Михаил Васильевич Ломоносов. М., 1980.
4. Морозов А. А. Ломоносов. М.; Л., 1952.
5. Слово о Ломоносове//Природа. 1986. № 9.
6. «Наша история. 100 великих имён» . Еженедельное издание. Выпуск № 19, 2010.
О путнике
Вокруг света за 80 дней
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Дымковский петушок
Фотографии кратера Королёва на Марсе