Вопросы, связанные со здоровьем каждого конкретного человека и культурой речи всегда важны и интересны для каждого из нас, поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнений.
В работе сведены в одно целое сведения об истории появления слов, относящихся к ненормативной лексике, о разном отношении к их употреблению в различные исторические периоды жизни России, о подкрепленных научными опытами данных о влиянии употребления таких слов не только на здоровье людей, но и на живую природу. Интересна и статистика употребления ненормативной лексики учащимися разных классов средней школы на основании анонимного опроса, проведенного автором среди своих соучеников. Одной из основных целей работы является доказательство необходимости активного внедрения понятия о недопустимости употребления нецензурной речи как в повседневной жизни, так и в средствах массовой информации. Проанализированы основные направления деятельности по борьбе за чистоту русского языка на различных уровнях.
При работе над теоретической частью проекта проанализировано девять различных источников литературы.
В целом, работа очень живая и нужная, она будет интересна и полезна всем, кто неравнодушен не только к собственному здоровью, но и к здоровью нации в целом.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno2.doc | 472 КБ |
Научно-практическая конференция школьников МОУ Гимназии № 18 «Здоровый город, здоровая страна, здоровая нация»
«Как влияет употребление нецензурной речи на наше здоровье»
Автор
Сидельникова Надежда Александровна
Люберецкий муниципальный район,
МОУ Гимназии №18 класс 8а
Научный руководитель
Островская Т.В., учитель русского языка и литературы МОУ
Гимназии №18
2012г.
План работы
1. Вступительная часть
- актуальность темы
2. Основная часть
- история и происхождение ненормативной лексики
- использование нецензурной речи в наше время
- исследования ученых
3. Заключение
- как можно уменьшить количество употребления нецензу
Не говори никогда: "никогда",
Будь начеку со словами всегда,
Выскочит слово - не сможешь поймать,
Слово как птица - умеет летать.
Генрих Акулов
Актуальность темы
Люди давно уже обратили внимание на удивительное воздействие слов на их духовное и физическое состояние. Они выделили два пути такого воздействия: с помощью ритма и с помощью образов, которые вызывают в подсознании человека те или иные слова. Множество не только известных поэтов и писателей, но и современные молодые авторы стихов воспевают язык не только как средство общения, но и как инструмент передачи психологического настроения, вызывающий отклик на подсознательном уровне. Вот как пишет об этом наша современница на одном из интернет-
форумов:
Значенье слова в нашей жизни... Хоть как его не упраздни...
На нём конечно же весь мир
От гор построен до равнин... Была бы речь нема без слова... Она всегда помочь готова... Слово на свете лучший врач
-На дело доброе - силач...
Слова бывают разные...
И чистые и грязные...
Одно от тяжких бед излечит,
Другое душу искалечит...
Бывает слово как палач -
Отнимет жизнь и ввергнет в
плач...
Со зла ронять их не спеши... Они касаются души...
Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием, недаром его называют великим и могучим. В русском языке всегда присутствовала ненормативная лексика. И во все времена люди употребляли нецензурные выражения, бранились. Но сейчас, в наше время этот вопрос стоит особенно остро, так как к глубокому сожалению, огромное число русскоговорящих (и не только) взрослых и даже детей зачастую вставляют в свою речь матерные слова, и это стало обычным явлением.
Нецензурная речь употребляется везде: на улицах, в домах и даже в общественных местах. Ненормативная лексика проникла в литературу, в кино и в средства массовой информации. А вот о том, каковы последствия подобного словоблудия, знают немногие. Нецензурная речь очень опасна для здоровья человека, как морального, так и физического.
«Это просто слова... всего лишь слова...» А так уж ли они просты по своей сути, эти слова? Слова - это пули, которые убивают и лекарства, которые исцеляют. Словами мы выражаем свои мысли. Они могут радовать глаз и слух, заключать в себе все наши знания, и в то же время слова могут быть негативными, разрушительными. Как писал известный поэт B.C. Шефнер:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
История и происхождение ненормативной лексики
Что же такое ненормативная лексика или обсценная, как ее еще называют? Обсценная лексика (от лат. obscenus — непристойный, распутный, безнравственный) — сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию.
Разновидностью обсценной лексики, получившей большое распространение в русском языке, является русский мат. В русском языке присутствует также несколько десятков других обеденных слов, не являющихся матерными, но тоже считающихся «неприличными».
Многие ученые проводили исследования о происхождении нецензурной речи, и пришли к выводу, что матерные слова произошли от древних заклинаний. Они считают, что в древности слова, которые сегодня являются непристойными, служили проклятьями и заговорами. Матерная речь берет свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер. Наши предки произносили их, призывая себе на помощь демонов зла. Именно поэтому в древнерусских рукописях употребление матерной речи рассматривалась как черта поведения человека, одержимого бесами.
Еще "каких-то" двести-триста лет назад проблемы массового употребления нецензурной речи на Руси не существовало. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному положению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.
Потом пришли иные времена. При Петре Первом грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов, так как запрет на нее был снят. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. После революции мат вошел и в лексикон политических деятелей. Перед самой перестройкой он взял еще одну - последнюю ступень. Его подхватила "интеллигенция", особенно гуманитарная. Молоденькие девушки, выходящие из дверей филологического факультета МГУ, часами, не повторяясь, демонстрировали свои способности в сквернословии. Ненормативная ранее лексика понеслась ч с экранов телевизоров, из уст «медийных» людей, проникла в средства массовой информации (СМИ).
Использование нецензурной речи в наше время
К сожалению, в наше время люди, в том числе дети и подростки, все чаще
употребляют нецензурные слова. Это хорошо демонстрирует исследование,
которое я провела в своей школе. Был проведен анонимный опрос 180 учеников, по
60 человек в каждой возрастной группе.
Таблица 1.
Статистика употребления нецензурных выражений в МОУ Гимназии
№18
Частота употребления нецензурных слов | Часто (ежедневно) | Редко (1-2 раза в месяц) | Никогда |
1-4 класс | 20 (33%) | 28 (47%) | 12(20%) |
5-9 класс | 28 (47%) | 14(23%) | 18(30%) |
10-11 класс | 32 (53%) | 20 (33%) | 8(13%) |
Итого: | 80 (45%) | 62 (34%) | 38 (21%) |
В наше время многие молодые девушки и женщины зачастую могут выражаться даже более грубо, чем мужчины и употреблять нецензурную лексику достаточно часто.
Как видно, результаты неутешительны, и это несмотря на то, что ученые предупреждают: употребление нецензурной речи отрицательно влияет на здоровье человека.
Исследования ученых
Многие ученые уже долгие годы заняты исследованием влияния нецензурной речи на наше здоровье.
Наверное, мало кому известно, какой губительной силой является мат. В институте квантовой генетики кандидат биологических наук П.П.Горяев и кандидат технических наук Г.Т. Тертышный в течение трех лет проводили исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: что же происходит с родом человеческим? С помощью разработанной учеными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК. Именно эти молекулы отвечают за наследственность человека. Поэтому содержание речи непосредственно влияет на человеческий геном. Например, человек постоянно использует в своей речи бранные слова. При этом его хромосомы начинают активно менять свою структуру. В этом случае, если речь человека насыщена отрицательными по смыслу словообразованиями, в молекулах ДНК начинает вырабатываться "отрицательная программа". Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передается потомкам. Накопление таких негативных качеств может быть названо "программой самоликвидации". Ученые зафиксировали: бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению. Слово может убивать и может излечивать, если оно доброе. Это обоюдоострый инструмент. Бранная, искаженная речь губительна. Ошеломляющим является вывод ученых. ДНК" воспринимает речь и ее смысл. Волновые "уши" ДНК непосредственно усваивают звуковые колебания. При этом для ДНК не имеет значения, является ли собеседник живым человеком или телевизионным героем.
Научный руководитель Центра экологического выживания и безопасности Г. Чеурин опытным путём также пришел к выводу о тлетворном влиянии матерной речи на человеческий организм. Результаты были представлены в 20-минутном документальном фильме «Как слово наше отзовется...».
Их подтверждают и недавние исследования группы российских ученых, испробовавшие влияние нецензурной брани на воде, которая по мнению многих ученых, обладает «памятью». Ученые обругали жидкость отборным матом, после чего полили ею семена пшеницы. "В результате, из тех зерен, которые были политы водой с агрессивным матом, взошли только 48%, из тех, что бытовым - 53%, а семена, политые святой водой проросли на 93%. Страшно представить, что происходит с человеческим организмом", -заметил исследователь.
Не меньшее значение имеют для душевного и физического состояния человека образы, которые будят в его подсознании услышанные слова. Одним из первых ученых, попытавшихся не только открыто сказать об этом, но даже защитить научную диссертацию на эту тему, был Иван Белявский. Он выдвинул данное предположение и обосновал его на примере многолетнего обследования нескольких групп людей. По мнению ученого, каждое произнесенное или услышанное человеком слово несет в себе энергетический заряд, воздействующий на его гены.
В течение ряда лет ученый и несколько его единомышленников вели наблюдение за двумя группами. Первая из них состояла из людей, в разговоре не обходившихся без нецензурных выражений, вторая -принципиально не использующих в обиходе "крепких" словечек. И вот что показали многолетние наблюдения: у "матерщинников" очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.
Между тем психологи объясняют происхождение мата просто - у людей не хватает слов для выражения эмоций. Яркое тому подтверждение - мат в творчестве рок-групп. Сказать хочется - но как по-другому, если не матом. Сами музыканты уверены, что мат помогает справиться со стрессом.
Известный врач-психофизиолог, член Всемирной экологической академии Л. Китаев-Смык уже почти 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей. По словам Л.Китаева-Смыка, человек прибегает к мату в том случае, когда он не уверен в своих силах, т.е. чувствует свою неполноценность. Нормальный, здоровый человек далёк от подобной лексики. Исследования ученых подтверждают и поэты:
Словами лучше не бросаться,
Что вызывают слёзы, страх,
И очень может оказаться,
Что пожалеем о словах.
Сказав о том, чего не знаем,
Рискуем мы глупцами быть,
Бранясь на жизнь без покаяния -
Мы можем Счастье упустить.
Соколов Дмитрий
Как же можно уменьшить количество употребления нецензурной речи?
Сейчас особенно остро стоит вопрос об употреблении ненормативной лексики
среди молодежи. Молодые люди, подростки, дети все больше и больше включают
в свой лексикон бранные, матерные выражения. А все дело в том, что дети, как
губки впитывают плохие слова, произнесенные знаменитыми людьми с экрана
телевизора, родителями, знакомыми. Я думаю, что одним из способов
уменьшения количества употребления нецензурной речи может быть усиление
влияния родителей. Во-первых, родителям, которые хотят, чтобы их дети не ругались матом, следует не показывать детям дурной пример, и не выражаться, хотя бы при них. Во-вторых, необходимо оградить их от просмотра передач, в которых могут быть нецензурные выражения, и, по возможности, от общества знакомых, которые используют ненормативную лексику. Самым маленьким есть смысл объяснить, что есть выражения, которые не стоит повторять. Я думаю, это поможет оградить детей от вредного влияния, ведь если ребенок с детства начнет ругаться матом, в дальнейшем это может загубить всю его жизнь.
Вторым направлением снижения употребления нецензурной лексики, очевидно, должно быть уменьшение ее использования в средствах массовой информации и в книгах. Однако, имевшие на данный момент попытки сделать это натыкаются на возражения так называемых «борцов за свободу слова». Тем не менее, я думаю, на свете есть много людей, которым категорически не нравится употребление мата и брани в книгах, газетах и журналах. Анатолий Баранов, один из исследователей современной нецензурной лексики, говорит по этому поводу: «Я прекрасно понимаю тех людей, которые возмущены использованием обсценной лексики в СМИ. Мне даже представляется, что именно это нарушение прав человека — ведь кого-то это оскорбляет. Но нельзя запрещать её употребление тем, кто этого хочет. Идеальный вариант— это предупреждение, скажем, такое: „В этой книге используются такие-то слова", чтобы предоставить читателю возможность выбора».
В-третьих, должна проводиться агитация на государственном уровне за чистоту русского языка. Конечно, в нашей стране существует свобода слова, но я считаю, что правительство и население России не должно проявлять безразличие к тому, что в стране с каждым годом возрастает количество людей, которые употребляют нецензурные выражения, потому что, как показывают исследования ученых, это может привести к большим проблемам со здоровьем нации. И, я надеюсь, что моя научно-практическая работа внесет определенный вклад в это направление.
Список источников и используемой литературы
http://dusha.com. ua/stih.php?id=000439
http://www.sunhome.ru/poetry/566234
9. Эмото Масару. Послания воды: Тайные коды кристаллов льда. -
Перев. с англ. -М: ООО Издательский дом «София», 2005. -96 с.
Паспорт проекта
«Как влияет употребление нецензурной речи на наше здоровье»
Проект:
- Презентация Microsoft PowerPoint Реферат с элементами практического исследования
Автор:
Надежда Александровна Сидельникова, учащаяся 8 а класса
Руководитель:
Татьяна Викторовна Островская, преподаватель
Муниципальное Образовательное Учреждение Гимназия №18
Московская область, Томилино 2012
Цели проекта
1. Доказать наличие связи употребления ненормативной лексики и здоровья
человека.
2. Привлечь как можно больше людей (одноклассников, учителей,
родителей) к борьбе за чистоту русской речи на всех уровнях.
Задачи
Результаты и выводы
Рецензия на проектную работу «Как влияет употребление нецензурной
речи на наше здоровье» ученицы 8а класса Сидельниковой Надежды МОУ гимназия №18
Рецензируемая работа представляет собой презентацию в программе Microsoft PowerPoint, посвященную теме влияния употребления нецензурной лексики на физическое и моральное здоровье людей, дополненную подробным рефератом на эту же тему.
Вопросы, связанные со здоровьем каждого конкретного человека и культурой речи всегда важны и интересны для каждого из нас, поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнений.
В работе сведены в одно целое сведения об истории появления слов, относящихся к ненормативной лексике, о разном отношении к их употреблению в различные исторические периоды жизни России, о подкрепленных научными опытами данных о влиянии употребления таких слов не только на здоровье людей, но и на живую природу. Интересна и статистика употребления ненормативной лексики учащимися разных классов средней школы на основании анонимного опроса, проведенного автором среди своих соучеников. Одной из основных целей работы является доказательство необходимости активного внедрения понятия о недопустимости употребления нецензурной речи как в повседневной жизни, так и в средствах массовой информации. Проанализированы основные направления деятельности по борьбе за чистоту русского языка на различных уровнях.
При работе над теоретической частью проекта проанализировано девять различных источников литературы. Автор показала умение логически излагать материал на основе научных и научно-популярных текстов. В подаче материала' презентации используются яркие и интересные иллюстрации, современные компьютерные технологии.
В целом, работа очень живая и нужная, она будет интересна и полезна всем, кто неравнодушен не только к собственному здоровью, но и к здоровью нации в целом.
Рисуем тыкву
Ёжикина Радость
Пока бьют часы
Рисуем "Осенний дождь"
Дерево в снегу