В данной работе мыизучали динамику развития тревожности в зависимости от длины светового дня. Изучили понятие стресса, проанализировали методы изучения и профилактики стрессовых ситуаций. Завершением работы стали рекомендаций по выработке стрессоусточивости.
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_dinamiki_razvitiya_trevozhnosti_v_zavisimosti_1_chast.doc | 181.5 КБ |
prilozhenie_k_rabote_-_opredelenie_dinamikiki.....rar | 1.25 МБ |
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49
Октябрьского район городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Исследование на тему:
«Определение динамики развития тревожности в зависимости от длины светового дня»
Выполнила:
ученица 10а класса СОШ №49
Мухаметдинова Галия
Научный руководитель: Тетькова Н.С.
учитель биологии и экологии СОШ №49
Научный консультант: Нургалиева Г.Ф.
психолог СОШ №49
Уфа 2010
Содержание
Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Понятие стресса........................................................................................4
1.1. Причины и признаки стрессового состояния......................................6
1.2. Организационные факторы...................................................................6
1.3. Личностные факторы.............................................................................7
Глава 2. Адаптация к стрессу...............................................................................10
Глава 3. Стадии стресса........................................................................................11
Глава 4. Определение динамики развития тревожности в зависимости от длины светового дня.............................................................................................14
4.1. Методы диагностики и исследования эмоциональной сферы человека..................................................................................................................14
4.2. Методика САН (Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения).....................................................................................14
4.3. Исследование динамики тревожности в зависимости от длины светового дня.........................................................................................................16
Глава 5. Способы борьбы со стрессом................................................................18
5.1. Релаксация.............................................................................................18
5.2. Концентрация........................................................................................19
5.3. Регуляция дыхания...............................................................................19
Заключение.............................................................................................................21
Список используемой литературы.......................................................................22
Приложение
Введение
Современный человек постоянно живет на грани стресса. Причиной тому становится множество факторов, таких как: скверная экология, жесткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т.д. Стресс не обходит никого.
Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.
Чаще всего, стресс определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным отношениям и др.
В данной работе нами была изучена динамика развития состояния тревожности в зависимости от длины светового дня, цикличность данного состояния.
На основании многоразовых тестирований определили сроки развития тревожности, составили перспективный план проведения тренингов по психологической разгрузке и развитие мотиваций на позитивную деятельность, а также разработали рекомендации.
Цели работы:
Задачи:
Предмет исследования: тревожность, состояние тревожности.
Объект исследования: учащиеся 8-ых классов МОУ СОШ №49 г. Уфы.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в современной жизни стресс играет значительную роль. Он влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношение с окружающими и в семье.
Глава 1
Понятие стресса
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Наиболее широко употребляемым определением является следующее: "Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое". Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно.
Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т.д. Но оказывается, что такими, же стрессорами могут быть и любые эмоциогенные факторы, т.е. факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
Значит, само возникновение, и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т.д.
Многоаспектность явления стресса у человека столь велика, что потребовалось осуществить разработку целой типологии его проявлений. В настоящее время принято разделять стресс на два основных вида: системный (физиологический) и психический. Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то чаще всего именно психический стресс оказывается наиболее значимым для процесса регуляции.
Следующая область – внутриличностный стресс. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т.п. Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и являются проблемами отношений между людьми.
Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, скука, старение, уход на пенсию.
Семейный стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней – работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.
Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации может стать источником стресса.
Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, - например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация.
Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий – загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.
Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозможность оплатить счета, не обеспечение расходов доходами, затруднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных и финансово необеспеченных расходов, эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.
Внутриличностный стресс заслуживает детального рассмотрения не только потому, что на него обращалось недостаточно внимания, но и в связи с тем, что он может проецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида.
1.1. Причины и признаки стрессового состояния
Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.
1.2. Организационные факторы
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс:
Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования.
Неопределенность ролей возникает тогда, когда человек не уверен в том, что от него ожидают.
Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие "интересная" работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.
Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования людей друг к другу тоже могут вызвать стресс.
1.3. Личностные факторы
Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.
Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.
В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений. Приведем несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.
Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни “стрессовой этиологии” — сердечнососудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности.
Глава 2.
Адаптация к стрессу
Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.
Вышеприведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “ индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.
Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.
Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:
Глава 3.
Стадии стресса
Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:
Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.
В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.
Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.
Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:
При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течение одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно.
Кстати, уже упоминавшийся Селье выдвинул, весьма, интересную гипотезу о том, что старение — итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни. Оно соответствует “фазе истощения” общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную версию нормального старения. Любой стресс, особенно вызванный бесплодными усилиями, оставляет после себя необратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет меньше последствий старения, следовательно, говорит Селье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.
Глава 4.
Исследование динамики тревожности в зависимости от длины светового дня
4.1. Методы диагностики и исследования эмоциональной сферы человека
Диагностика эмоциональной сферы человека осуществляется как с помощью анкет и опросников, так и посредством использования проектных методов, таких как тесты Люшера, «Несуществующее животное» и др.
Методы исследования эмоциональной сферы, приведенные в данном разделе, ориентированы главным образом на выявление актуального эмоционального состояния (тревожности, депрессивности, общего самочувствия и др.) либо конкретных эмоциональных характеристик личности (эмоциональной направленности, тревожности, фрустрированности, агрессивности и др.) с помощью опросников. Некоторые методики позволяют выявить как ситуативные, так и личностные компоненты (например, шкала самооценки тревожности Ч. Д. Спилбергера), в то время как другие ориентированы только на ситуативные (например, САН, Самооценка психических состояний Айзенка) или только на личностные компоненты (методика Б. И. Додонова, методика определения агрессивности и конфликтности и др.). Кроме того, один ряд методов позволяет диагностировать несколько эмоций или эмоциональных свойств, другой ряд - только одну.
4.2. Методика САН
(Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения).
Цель методики САН: Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.
Описание методики САН. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.
Инструкция методики САН. Предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.
Обработка данных методики САН. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 — о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0—5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.
Типовая карта методики САН
Фамилия, инициалы: _______________________________________________
Пол______Возраст_______________Дата______________Время____________
1. | Самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Самочувствие плохое |
2. | Чувствую себя сильным | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Чувствую себя слабым |
3. | Пассивный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Активный |
4. | Малоподвижный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Подвижный |
5. | Веселый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грустный |
6. | Хорошее настроение | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Плохое настроение |
7. | Работоспособный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разбитый |
8. | Полный сил | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обессиленный |
9. | Медлительный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Быстрый |
10 | Бездеятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Деятельный |
11 | Счастливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Несчастный |
12 | Жизнерадостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мрачный |
13 | Напряженный. | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Расслабленный |
14 | Здоровый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Больной |
15 | Безучастный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Увлеченный |
16 | Равнодушный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Взволнованный |
17 | Восторженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Унылый |
18 | Радостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Печальный |
19 | Отдохнувший | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Усталый |
20 | Свежий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Изнуренный |
21 | Сонливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Возбужденный |
22 | Желание отдохнуть | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Желание работать |
23 | Спокойный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Озабоченный |
24 | Оптимистичный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пессимистичный |
25 | Выносливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Утомляемый |
26 | Бодрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Вялый |
27 | Соображать трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Соображать легко |
28 | Рассеянный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Внимательный |
29 | Полный надежд | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разочарованный |
30 | Довольный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Недовольный |
4.3. Исследование динамики тревожности в зависимости от длины светового дня
Известно, что в северных странах, например в Скандинавии, где несоответствие длительности светового дня активному периоду особенно ощутимо, среди населения очень велика частота депрессий и отрицательного влияния на физическое здоровье.
В данном тестировании принимали участие учащиеся 8-х классов. В течение всего учебного года снимались показатели в зависимости от длины светового дня.
Исследовали методику САН – Айзенка.
Почему исследовали именно тревожность? Потому что это первый этап развития стресса и последующей депрессии.
Диаграммы, отвечающие за показатель самочувствия (С) и активности (А) показывают тенденцию к снижению снижение этого показателя в ноябре. В данном исследовании это проявилось в пассивности, безучастности, равнодушии, сонливости, желании отдохнуть, рассеянности и трудности сосредоточиться.
Типичными симптомами для сезонной депрессии являются: подавленное настроение, снижение активности, повышенная потребность во сне, чувство повышенной утомляемости и вялость. Эти явления, по нашим данным (25.12), ведут к положительным изменениям по повышению активности, желанию работать, повышению внимания и умственной работоспособности.
Показатель настроения (Н) у исследованной группы учащихся показывает спад к ноябрю месяцу (20.11.2009) и начинает повышаться в конце декабря с увеличением продолжительности светового дня в виде повышения настроения, радостных эмоций, оптимизма, появления новых надежд и стремлений и достигает максимальных значений в мартовском исследовании (15.03.2010). Полученные данные отражены в диаграммах.
Таким образом, мы видим, что эмоциональное настроение, жизнерадостность, хорошее настроение, оптимизм напрямую зависят от продолжительности светового дня. Чередование времен года непосредственно влияет на психическое состояние человека. Удлиняется световой день — улучшается настроение, повышается работоспособность. Поэтому весной, несмотря на авитаминоз, мы ощущаем прилив сил. Многим известно такое явление, как зимняя депрессия. Основной ее причиной принято считать недостаток таких факторов, как «солнце, воздух и вода». Без сомнения, они весьма благотворны для человека. Зимней депрессии подвержено большинство людей, хотя выражается она у всех по-разному. Одни отмечают лишь легкое чувство дискомфорта, у других состояние столь болезненно, что требует вмешательства врача. По данным медицинских наблюдений, 80% людей, страдающих этим недугом, — женщины.
Глава 5.
Способы борьбы со стрессом
Что может быть противопоставлено стрессу?
Обратимся к активным способам повышения общей устойчивости человеческого организма. Их можно попытаться разделить на три группы:
5.1. Релаксация
Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения. Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие – мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.
5.2. Концентрация
Часто возникают такие ситуации, когда сложно вспомнить чью-то фамилию или какую-то свою мысль. Мы часто растерянно останавливаемся посреди комнаты или коридора, пытаясь вспомнить, зачем пошли или что хотели сделать. Именно в подобных случаях рекомендуется кратковременная концентрация по команде - на своем слове или на счете. В большинстве случаев выпавшее из памяти слово (или мысль) придет в голову буквально через мгновение. Конечно, нет никаких гарантий, что это обязательно будет всегда удаваться. Но с помощью концентрации на слове или счете можно вспомнить забытое быстрее, чем с помощью усиленного напряжения памяти. С помощью этого простого метода человек в состоянии сделать усилие и преодолеть себя.
5.3. Регуляция дыхания
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И, наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).
Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.
Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения – важен ритм.
От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно, его можно сознательно регулировать.
Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.
Заключение
В заключении необходимо отметить, что состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика.
Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание. Активность – единственная возможность покончить со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.
Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху.
Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени. Если есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Занятия спортом и хобби также помогут преодолеть стресс.
Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего вам поможет самовнушение – просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо…
Список используемой литературы
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Кактусы из сада камней
Круговорот воды в пакете
Заяц, косач, медведь и весна
За еду птицы готовы собирать мусор
Комментарии
В данной работе мы изучили