Данная работа раскрывает интересную и довольно актуальную тему необходимости строительства метрополитена в Саратове. В своей работе автор изучает историю возникновения метро, самостоятельно составляет рейтинг лучших метро мира, исследует опыт проектирования метро саратовской молодежью. К положительным сторонам данной работы следует отнести собственные расчёты, доказывающие, что передвижение на метро быстрее, чем на автотранспорте, анкетирование сверстников и мониторинг в социальных сетях Интернета по исследуемой теме. Практическая значимость данного исследования состоит в создании собственного проекта Саратовского метрополитена.
Цель работы: доказать, что строительство метро – это шаг на пути спасения экологической обстановки города.
Вложение | Размер |
---|---|
metro.docx | 66.6 КБ |
na_sayt_metro.pptx | 2.9 МБ |
Региональная учебно-научная конференция
«Инициатива молодых»
Секция: экологическая безопасность и мониторинг
Тема: «Саратовский метрополитен – дорога мечты»
Автор работы:
ученик 3 «Б» класса
МАОУ «Гимназия №1»
Октябрьского района
города Саратова
Перевертайло Артём
Научный руководитель: Ершова Анна Жаковна, учитель начальных классов.
г. Саратов
2012 г.
Содержание
Однажды я услышал разговор родителей о том, что наш город представляет собой одну большую экологическую проблему. От бабушки я услышал, что очутившись в час пик в центре города, она моментально чувствует, что дышать становится тяжелее. И тогда я спросил у мамы, о чем идет речь? Она мне рассказала о том, что такое экология, какие факторы плохо влияют на неё. Я узнал, что одной из главных экологических проблем считается загрязнение воздуха автотранспортом. Один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая при этом с отработанными газами примерно 800 килограммов угарного газа. Во многом, загазованность происходит из-за заторов на центральных улицах и магистралях, ведущих к спальным районам города. Для города Саратова величина вредных выбросов от автотранспорта приближается к 80%. Причем максимальный ущерб экологии доставляет коммунальный и общественный автотранспорт. Автобусы, грузовики, машины-пылесосы, мусоровозы курсируют по городу с утра до вечера. Отказаться от автомобильного транспорта, конечно, невозможно, пересадить всех людей на велосипеды тоже. И тогда я заинтересовался, а есть ли экологический общественный транспорт? Я узнал, что кроме велосипеда таковыми являются – пригородные электропоезда, монорельсовые железные дороги, водные такси, трамваи, троллейбусы, а также подземная система метрополитена и легкое наземное метро.
Трамваи, троллейбусы, пригородные электропоезда, даже водные трамвайчики есть в Саратове, а вот о метро я только читал и видел по телевизору. Что это за такой вид транспорта я не знал, пока, как-то, раз не поехал с родителями в отпуск. Наш путь лежал через город Москва, здесь мы должны были сделать пересадку на другой транспорт. Поезд, на котором мы выехали из Саратова, прибыл на станцию «Павелецкая», но нам нужно было быть на другой станции, с которой уходят электрички. И тогда я с родителями пошёл, в еще неизвестный мне тогда, метрополитен. Мы по эскалатору спустились вниз под землю, и передо мной открылось то, что я никогда раньше не видел. Там под землёй был целый город с большим количеством людей, с быстрыми электричками, с красивыми мозаиками на стенах и с неповторимым запахом. Это было метро!
Мы сели в вагон. На его стене я увидел разноцветную картинку, она была похожа на краба с разноцветными линиями вместо клешней. Это была схема линий московского метрополитена. С родителями мы доехали от одной станции до другой за 22 минуты. Этого нам хватило, чтобы не опоздать на электричку. Из Интернета папа узнал, что на машине этот путь, с учетом загруженности дорог, мы бы преодолели за 1 час. И я заинтересовался, а где впервые появилось метро, как его строили, чем отличается метро от трамваев, почему нет метро в Саратове. Кстати, из Интернета я узнал, что Москва по экологической обстановке стоит на 9 месте, а вот Саратов только на 58. Эту тему считаю актуальной, ведь строительство метрополитена в Саратове может решить такие проблемы, как уменьшение загрязнения окружающей среды и проблему «пробок». Количество машин на дорогах нашего города увеличивается, архитектура Саратова не позволяет расширять дороги, особенно это касается его исторической части и я определил
Цель своей работы: я хочу изучить историю метро, его признаки, отличительные особенности, составить свой рейтинг лучших метро мира, исследовать опыт саратовских инициаторов проекта «саратовское метро», доказать, что строительство метро – это шаг на пути спасения экологической обстановки города, что передвижение на метро быстрее, чем на автотранспорте, придумать свою схему линий метрополитена Саратова.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
В толковом словаре иностранных слов Т.Ю. Уша я узнал, что слово «метрополитен» французского происхождения и в переводе означает «столичная железная дорога». Метро – это скоростная городская внеуличная железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров. Движение поездов в метро регулярное, согласно графику движения. Скорость поезда метро высокая – до 42 км/ч, а иногда и выше и в час в одном направлении метро перевозит до 60 000 пассажиров. Линии метрополитена могут прокладываться под землёй (в тоннелях), по поверхности и на эстакадах.
История метро.
Метро — особый город, обладающий своими правилами, законами и достопримечательностями. Но многие ли из нас знакомы с удивительной историей строительства метро, с его тайнами и загадками, существующими и по сей день?
Метро придумал лондонец Чарльз Пирсон. Это произошло в 1846 году! В то время еще не было ни автобусов, ни машин. Компания, которая строила метро в Лондоне, называлась «Метрополитен». Так что теперь я понимаю, почему метро называется именно так.
Открытие метро произошло в 1863 году. На линии было 7 станций, ее длина составляла 3,5 км, поездка длилась 33 минуты. Освещение в вагонах было газовое, что вполне нормально для XIX века. Вагонов в составе поезда было 4, их тянул локомотив, наполняя туннель дымом и паром. Новое изобретение человечества быстро распространялось по миру. В 1872 году метро уже было в Америке, в Нью-Йорке. В 1896 году подземка добралась до Восточной Европы: появилась в Будапеште. Еще через 2 года подземные поезда пустили под Парижем. И еще через 2 года — под Берлином.
История возникновения метро в нашей стране началась после революции. Люди срывались с места и отправлялись в Москву. Население Москвы с 1917 по 1930 год увеличилось почти вдвое и составляло 4 миллиона человек. Общественный транспорт не справлялся с возросшим потоком пассажиров, и стало очевидным — в столице необходимо построить метро! И его построили к 15 мая 1935 года. Проблема экологии тогда не стояла так остро, как сейчас, потому что автомобилей было не так много. Люди стояли всю ночь, чтобы оказаться в числе первых пассажиров. Длина первой трассы была чуть больше 11 километров. Пассажиры не только наслаждались новым и удобным видом транспорта, но и еще любовались небывалой роскошью и размахом, метро поражало своим великолепием. К слову говоря, иностранцы до сих пор считают метрополитены Москвы и Петербурга одними из величайших чудес света.
Это интересно. Город под землёй.
Хотя и существует стереотип метро как преимущественно подземного вида транспорта, метро может быть как наземным, так и надземным, т.е. водоем не может служить препятствием в строительстве метрополитена. Основными признаками метро являются:
Интересно, а можно городской трамвай отнести к системе метрополитена? Ведь это тоже городской транспорт, он работает на электрической тяге, он тоже экологичен, ездит по рельсам и ожидание вагонов тоже достаточно быстрое. Я заинтересовался этим и, изучив принцип работы трамвая и метро, могу сделать выводы. Именно из-за различия в системе токосъема трамвай нельзя отнести к метрополитену. Большинство трамваев используют контактный провод, он питается постоянным электрическим током через расположенный на крыше вагона токоприёмник. А для метрополитена более характерно использование контактных рельсов, то есть электричество с контактного рельса снимается при помощи токосъемников, которые находятся на каждом вагоне по 4 штуки с обеих сторон. Выглядят они, как такая металлическая "лапа", выступающая из-под вагона на 20 сантиметров.
Большинство подземных метрополитенов строят так, чтобы в чрезвычайных ситуациях население города могло их использовать в качестве убежища. В России метро должно обеспечивать укрытие населению в течение двух суток.
Это важно! Правила поведения в метро.
В метро нужно вести себя очень внимательно! Не надо стоять близко к тоннелю, из которого появляется поезд, потому что можно угодить вниз на рельсы. Но если нечаянно оказаться на путях, нужно немедленно ложиться в специальный лоток между рельсами — здесь поезд вас не заденет. При этом ни в коем случае нельзя вылезать на платформу, так как можно наступить на контактный рельс, по которому проходят 850 вольт.
Эта удивительная архитектура метро (на примере Московского метрополитена).
Архитектура метро — это не совсем обычная архитектура. Московское метро, пожалуй, единственное транспортное средство в мире, которым так интересуются туристы — это поистине шедевр советского искусства. Первые станции московского метро — похожи на греческие храмы. Только вместо богов в стенных нишах стоят статуи героев: вооруженные матросы, солдаты и крестьяне в лаптях из бронзы. Московское метро населяют два вида статуй: писатели и поэты советской культуры, и безымянные герои войны и труда. Мозаики на стенах метро — часто абстрактные геометрические орнаменты, есть мозаики с античными символами. Многим пока еще мало известно о том, что метро - это еще и очень необычный палеонтологический музей. На станциях, стены и колонны которых облицованы известняком или мрамором, можно увидеть окаменевших обитателей древних морей. Если ехать на метро из центра на окраину, то получасовая поездка будет путешествием во времени: из тридцатых годов в настоящее.
3. Практическая часть.
Мой рейтинг. 5 лучших метро мира.
Метро — пожалуй, самый нераспространенный из видов общественного транспорта. Чуть больше ста городов мира могут похвалиться наличием «подземки».
Я, исследовав информацию о метро мира, посмотрев фотографии, решил сделать обзор лучших, по моему собственному мнению, метро мира. Это те метро, которые я бы хотел посетить. Итак,
На 1 место я поставил Московское метро (Россия). Мало того, что метро в Москве самое красивое, 44 станции были названы архитектурными достопримечательностями, оно еще и самое посещаемое, ежегодно оно перевозит свыше 3,2 миллиардов людей. Имеет 12 линий и 182 станции. По некоторым данным, оно является самым чистым.
Рассмотрев много фотографий метро разных стран, я выделил самое необычное метро, которому я отдал 2 место. По моему мнению, это метро Стокгольма (Швеция) – самой длинной в мире художественной галереей. Оно, пожалуй, единственное в мире, чьи станции могли бы по уровню художественного оформления спорить с московским метро и также по глубине. Тоннели и огромные залы станций вырублены глубоко в скалах. В переходах спокойно разъедутся два автобуса. Но главное - дизайн станций. Каждая линия оформлена по-своему. Некоторые станции похожи на сказочные гроты подземных королей, а на одной из станций к потолку прибиты огромные башмаки. Здесь бьют фонтаны и текут ручьи.
3 место – занимает Лондонское метро (Англия). Оно самое старое и самое большое метро Европы. Здесь самые удобные сиденья и жидкокристаллические дисплеи под потолком станций, которые показывают количество минут до следующего поезда, необычное художественное оформление некоторых станций и удобная система турникетов. Это самое протяженное метро в мире.
Так как я любитель прогресса и современных технологий 4 место я отдал Токийскому метро. Япония, как всегда, впереди планеты всей, в плане техники, конечно! Поэтому и метро у нее самое запутанное и технически самое продвинутое в мире. Здесь вы точно никогда не замерзнете, потому что в вагонах установлены сиденья с подогревом. Японцы очень дисциплинированы: поезда в токийской подземке прибывают на станцию с точностью до секунды, и двери свои открывают точно напротив специальных пометок. Метро в Токио, конечно же, очень чистое, а не так давно здесь появились отдельные вагоны для женщин.
5 место – Парижское метро (Франция). Второе старейшее метро Европы. Пути в парижском метро проложены довольно экстремально: возможны резкие повороты, подъемы и спуски. Особая гордость парижского метро — поезда без машиниста. Платформу от путей отделяет прозрачная стена с дверями, которые открываются точно тогда, когда подходит поезд. Если повезет сесть на первые сидения первого вагона, то можно почувствовать себя машинистом! Перед тобой будет обыкновенное лобовое стекло и, главное, никакого пульта управления, ничего нажимать не надо — поезд едет сам.
Исследование интереса саратовской молодежи к строительству саратовского метро.
К сожалению, в нашем городе нет метро, но я узнал, что этот вопрос интересует не только меня. Существует инициативная группа молодых людей во главе выпускника СГУ Антона Пикляева. Я изучил проект Антона, которым он занимался 8 лет. Он содержит 4 линии метрополитена:
1 линия – Юбилейно-Дегтярная, соединяющая одноименные улицы;
2 линия – Солнечно-Заводская, соединяющая одноименные районы;
3 линия – Московско-Покровская, соединяющая центр Саратова с центром Энгельса;
4 линия – Шелковично-Покровская, соединяющая Октябрьское ущелье с вокзалом Энгельса.
Свои проекты группа Пикляева адресовала не только Правительству Саратовской области, но и Правительству России. Его проекты нашли поддержку среди населения Саратова и заинтересовали руководителей нашего города и страны. Антон Пикляев продолжает работать над своими проектами и в целях эффективности разработал план легкорельсового транспорта, который имеет 6 линий, около 100 станций, срок окончательного строительства 2035 год. По замыслу автора, большая часть скоростных вагонов будет передвигаться по поверхности земли. Длина одной линии будет составлять 36,8 км., время поездки по всей линии – 55 минут, вместимость одного вагона – 217 человек. На своем сайте http://sarmetro.livejournal.com/ Антон выкладывает подробную информацию о своем проекте, об очередях строительства легкого метро, все подробные расчеты, а также свою переписку с органами власти. На страницах этого сайта я высказал свое мнение и задал интересующие вопросы и еще я нашел интересную информацию о саратовском метрополитене.
Саратовский метрополитен – «дорога мечты».
Чтобы понять, насколько это тема актуальна, я провел опрос среди, одноклассников, своих друзей и друзей своих родителей. Так же я организовал опрос жителей Саратова на одном из сайтов города (http://www.autosaratov.ru/phorum/showthread.php?207237). Результаты этих опросов представлены мной ниже:
В опросе участвовало 66 человек, в возрасте от 9 до 67 лет.
1. Были ли Вы в метро?
2. Среди ответов на вопрос, что Вам запомнилось в метро, были следующие ответы:Свой 3 вопрос я считаю самым главным.
Противники метро отвечают, что в Саратове нет возможности из-за геодезической особенности города, из-за больших финансовых вложений, что наш город очень красивый и, спустившись под землю, у горожан не будет возможности любоваться городом в поездке. Я же придерживаюсь мнения большинства.
Остро встали проблемы, решение которых возможно при строительстве метро в Саратове. Главные проблемы саратовцев это:
Я тоже считаю, что метро экологический вид транспорта, его строительство позволит сократить количество общественного транспорта, работающего на бензине и дизтопливе, многие опрошенные сказали, что пересядут на метро со своих автомобилей, а отсюда решение проблемы заторов на дорогах и уменьшение загазованности воздуха.
Ещё мне стало интересно, а как бы наши местные жители назвали свои
станции метро. Из наиболее популярных ответов были:
Мои расчеты.
Я решил рассчитать, сколько бы времени я тратил на дорогу из дома до своей гимназии, если бы у нас в городе было метро.
Расстояние от моего дома до гимназии – 11 км.
Я выяснил, что время в пути на автомобиле, с учетом загруженности дорог и остановок на светофорах – 40 минут, на общественном транспорте – около 1 часа.
Рассчитал нашу скорость 11 км : 40 мин х 60 мин = 16, 5 км/ч, а средняя скорость электропоезда метро составляет 50 км/ч. Очевидно, что скорость метро больше скорости автомобиля, для метро нет таких преград, сокращающих скорость, как «пробки» и светофоры.
Таким образом, на дорогу мне пришлось бы потратить всего
11 км х 60 мин: 50 км = 13,2 мин + 7 мин (ожидание электропоезда) = 20,2 мин. Это в два раза быстрее, чем поездка на автомобиле.
Мой проект «Дорога мечты».
Я решил, что в моем проекте будет три линии – Красная ветка, соединяющая центр Энгельса с Саратовским вокзалом, Синяя ветка, соединяющая п. Солнечный с п. Комсомольский и Фиолетовая ветка, соединяющая Саратовский вокзал с п. Юбилейный. Я решил, что объединение Саратова и Энгельса лёгким метро через р. Волгу, будет целесообразным. Население Саратова на 01.01.2011 г – 837,4 т.чел., а Энгельса – 202,8 т. человек. Итого 1040,2 т. человек. Строительство такой линии необходимо, многие люди работают в Саратове, а живут в Энгельсе и наоборот, также жители Энгельса вынуждены пользоваться Саратовским вокзалом и аэропортом. Синяя ветка у меня получилась самой длинной и она, возможно, будет самой загруженной, так как соединяет два самых больших района города – Ленинский и Заводской. Я рассчитал, добраться из п. Солнечный в п. Комсомольский можно будет за 28 минут, при условии, что скорость электропоезда 50 км/ч, на общественном транспорте сейчас это время увеличивается до 1,5 часов. Фиолетовая ветка предназначена соединить город с новым развивающимся микрорайоном «Юбилейный». Железнодорожный вокзал в моем проекте выделен, так как эту станцию будем считать главным пересадочным пунктом.
Принципиальным отличием моего проекта от проекта Антона является то, что для первоначального строительства я решил сформировать три ветки, у Антона их четыре. От ветки, соединяющей Октябрьское ущелье с вокзалом Энгельса, я решил отказаться, в пользу своей одной ветки, соединяющей вокзалы Саратова и Энгельса. У Антона несколько пересадочных пунктов с ветки на ветку, у меня один – вокзал. Его я буду считать главным, т.к. он находится в центральной части нашего города и здесь можно сделать пересадки, как на другую линию метро, так и на другой транспорт, в том числе пригородный. По этой же причине я соединил линией метро поселок Юбилейный с вокзалом, Антон же соединил его с Дегтярной площадью. Общее наших проектов – это соединение п. Солнечный с п. Комсомольский.
4. Заключениее
Итак, проведя исследовательскую работу, изучивл линией метро литературу, исследовав опыт создания проекта выпускником СГУ Пикляевым Антоном, проведя анкетирование и организовав опрос в социальных сетях Интернета, придумав свою схему линий Саратовского метрополитена, я могу сделать следующие выводы:
Мне хочется верить, что «дорога мечты» может стать «дорогой реальности».
5. Список используемых источников и литературы:
6. Приложения.
Анкета.
Здравствуйте! Меня зовут Артём Перевертайло, я учусь во 3 "Б" классе. Я буду Вам признателен, если Вы ответите на несколько моих вопросов. Тем самым Вы поможете мне в моем исследовании. | |||||
Ваше имя _____________________________________________ | |||||
Ваш возраст______ | |||||
11. | Были ли Вы в метро? | ||||
22. | Если да, то, что Вам там запомнилось? | ||||
33. | Нужно ли метро в Саратове? Обоснуйте свой ответ. | ||||
44. | Как бы Вы назвали свою станцию? |
| |||
СПАСИБО!!! |
Слайд 1
Секция : Краеведение Тема : «Саратовский метрополитен – дорога мечты» Автор работы: ученик 3 «Б» класса МАОУ «Гимназия № 1» Октябрьского района города Саратова Перевертайло Артём Научный руководитель: Ершова Анна Жаковна, учитель начальных классов. г . Саратов 2012 год Региональная учебно-научная конференция «Инициатива молодых»Слайд 2
Проблемы большого города:
Слайд 3
Экологический транспорт
Слайд 5
Объект исследования М Е Т Р О
Слайд 6
Цель исследования: И зучить историю создания метро; Изучить признаки метро; Доказать, что строительство метро В Саратове – это шаг на пути к спасению экологической обстановки; Доказать, что передвижение на метро быстрее, чем на автомобиле; Исследовать опыт саратовских инициаторов создания проекта «Саратовское метро»; Придумать свою схему линий Саратовского метрополитена. М С А Р
Слайд 7
Задачи исследования: Собрать информацию; Изучить литературу; Провести анкетирование; Произвести расчеты; Нарисовать схему линий метрополитена в Саратове; Предоставить результаты исследования ребятам. М С А Р
Слайд 8
«Метрополитен» - франц. столичная железная дорога. Скорость – 42 км/ч и более Пассажиров – 60 000 человек в час в одном направлении.
Слайд 9
История метро Лондон. 1846-1863 г.г. Чарльз Пирсон 1872 год – Америка 1896 год – Восточная Европа 1900 год – Париж 1902 год - Берлин
Слайд 10
МОСКВА 1935 год
Слайд 11
Признаки метро: подземное наземное надземное Работает на электрической тяге; Система работы «Стальное колесо – рельс»; Ожидание вагона днем не больше 10 минут.
Слайд 12
Отличие метро от трамвая
Слайд 13
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!
Слайд 14
Архитектура московского метро
Слайд 15
Мой рейтинг пяти лучших метро мира . 1 – Москва (Россия) 2 – Стокгольм (Швеция)
Слайд 16
3 – Лондон (Англия) 4 – Токио (Япония) 5 –Париж (Франция)
Слайд 17
«Саратовский метрополитен – дорога мечты » М С А Р
Слайд 18
Первоначальный проект Антона Пикляева Линии метрополитена: 1 линия – Юбилейно-Дегтярная; 2 линия – Солнечно-Заводская; 3 линия – Московско-Покровская; 4 линия – Шелковично-Покровская .
Слайд 19
Последний, более эффективный проект Антона Пикляева
Слайд 20
Результаты моего опроса. В опросе участвовало 66 человек, в возрасте от 9 до 67 лет. 1. Были ли Вы в метро? 2. Что Вам запомнилось в метро ?
Слайд 21
3 вопрос Почему нет? из-за геодезической особенности города из-за больших финансовых вложений, наш город очень красивый Главные проблемы, решение которых возможно при строительстве метро в Саратове:
Слайд 22
К ак бы наши местные жители назвали свои станции метро . Из наиболее популярных ответов были: Назвать станции по названиям улиц или микрорайонов: Комсомольский, Солнечный, Аэропорт, Радуга, Дачная, Подстанция, Вокзал, Юбилейный, Горпарк , Поливановка , Соколовая Гора, Предмостовая площадь, Университетская, Волжская и др. Были придуманы свои названия: Журавли, Сокол, Цветочная, Ягодная, Саратовская Гармоника, Триумф, Студенческая, Радужная, Училище, «Танк», Спортивная, Спартак, Театральная, Волга, Ореховская, Веселая. Предлагали назвать станции в честь великих людей: В. Маяковского, Г. Жукова, Ю. Гагарина, П. Столыпина, Н. Вавилова. Так же было предложение назвать станцию – Путинская. Были оригинальные и веселые предложения , такие как: Назвать станцию в честь себя и даже назвать в честь меня. Чудеса Саратова, Мечты сбываются, Выхухоль, Эдельвейс, 3 «Б», ВДНХ, Сказка, Замок Хогвартс , Моя станция, Хацапетовка .
Слайд 23
Мои расчеты. Расстояние от моего дома до гимназии – 11 км. Время в пути на автомобиле – 40 минут , На общественном транспорте – около 1 часа . Наша скорость 11 км : 40 мин х 60 мин = 16, 5 км/ч, а средняя скорость электропоезда метро составляет 50 км/ч. Это в три раза быстрее, чем поездка на автомобиле.
Слайд 24
Мой проект «Саратовский метрополитен – дорога мечты»
Слайд 25
Мой проект «Саратовский метрополитен – дорога мечты» Красная ветка , соединяющая центр Энгельса с Саратовским вокзалом, Синяя ветка , соединяющая п. Солнечный с п. Комсомольский Фиолетовая ветка , соединяющая Саратовский вокзал с п. Юбилейный. Население на 01.01.2011 г.: Саратова– 837,4 т.человек Энгельса – 202,8 т. человек. Итого 1040,2 т. человек.
Слайд 26
Принципиальные отличия моего проекта от проекта А. Пикляева
Слайд 27
Логотипы метро М С А Р Мой логотип
Слайд 28
ВЫВОДЫ: Среди населения нашего города есть интерес к проблеме создания метро. Строительство метрополитена в Саратове необходимо, так как это поможет решить множество транспортных проблем, как в Саратове, так и в Энгельсе. Метро является одним из самых быстрых способов передвижения. С троительство метро в Саратове – это шаг на пути к спасению экологической обстановки. Город станет чище, будет меньше загрязнен атмосферный воздух, люди перестанут дышать на улицах отравленным машинами воздух.
Слайд 29
Список используемых источников и литературы: Журнал « Forbes » от 18 мая 2010 года. Словарь иностранных слов. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2010 г. Метрогипротранс . 70лет одна любовь – один проект. С. Солоух . – М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2003. Газета «Комсомольская правда» от 24 апреля 2011 года. Статья «Альтернативное топливо как решение проблемы экологии» М. Благушина . http://ecorussia.info/ru/ecopedia/transportation-systems#paragraph_938 http://greenpatrol.ru http://www.peterlife.ru/funoffice/history/pochemu-543.html http://www.metro.ru/ http://www.om-saratov.ru/article/detail.php?ID=1644 http://www.paleometro.ru./ http://www.chronoton.ru/past/polit/metro http://old.mosmetro.ru/ http://ru.wikipedia.org/ http://sarmetro.livejournal.com/ http://www.autosaratov.ru/phorum/showthread.php?207237 . http://sarmetro.ru/ http://vk.com/sarmetro_club http://archive.travel.ru/subway/107631.html http://whoyougle.ru/texts/ten-best-undergrounds/ http://news.ru.msn.com/gallery.aspx?cp-documentid=150808527 http://www.brand-metro.ru
Слайд 30
Спасибо за внимание!
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Снеговик
Мост из бумаги для Киры и Вики