Народ, не знающий своей истории, лишен будущего. Поэтому каждому человеку важно знать свое происхождение, поддерживать традиции семьи. Мне повезло – еще живы свидетели великих свершений, участники Великой Отечественной войны, сохранилось много старых фотографий. Рассматривая их, я увидел простые лица казаков: воинов и крестьян. Но в этой кажущейся простоте отражается величие огромного социального слоя - казачества. История моего рода отражает историю всего донского казачества.
Цель работы: изучение самобытной истории донского казачества через историю моего рода.
Задачи исследования:
Изучить и систематизировать семейные архивы, воспоминания родственников;
Познакомиться с историческими событиями, участниками которых были мои предки;
Способствовать сохранению ценностей и традиций моего казачьего рода.
Методы исследования:
Теоретический – изучение документов, научных работ, архивных материалов, воспоминаний родственников;
Практический – работа в архиве, проведение интервью;
Сопоставительный – рассмотрение истории страны через историю моего рода.
В истории моей семьи, как в зеркале, отразилась история нашей Родины, история донского казачества XIX – XX веков. Изучая документы, разговаривая с родными людьми, я узнал много нового о традициях, быте казаков. Я увидел, что моя семья претерпела многие лишения, выпавшие на долю нашей страны, прошла через войны, репрессии, разлуки с близкими.
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_letopis_roda_haritonovyh_fgou_spo_vpt_mogutov.docx | 91.36 КБ |
ЛЕТОПИСЬ РОДА ХАРИТОНОВЫХ
Автор: Могутов Вадим Сергеевич
Научный руководитель: преподаватель социально-экономических дисциплин 1 квалификационной категории Мельникова Наталья Георгиевна
ГБОУ СПО «ВПТ»
Народ, не знающий своей истории, лишен будущего. Поэтому каждому человеку важно знать свое происхождение, поддерживать традиции семьи. Мне повезло – еще живы свидетели великих свершений, участники Великой Отечественной войны, сохранилось много старых фотографий. Рассматривая их, я увидел простые лица казаков: воинов и крестьян. Но в этой кажущейся простоте отражается величие огромного социального слоя - казачества. История моего рода отражает историю всего донского казачества.
Цель работы: изучение самобытной истории донского казачества через историю моего рода.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Широко, в приволье зеленых степей, течет Дон. По его берегам живут особые люди – донские казаки. На левой стороне Дона в XIX веке стояла станица Орловская. Здесь и начинается та часть истории рода Харитоновых, которую мне удалось восстановить. Молодой казак Харитонов Василий Ефимович встретил свою судьбу - казачку Ульяну Ефремовну. Родился мой прапрадед приблизительно в 1860 - 1870 году. Как и другие казачата, прошел все стадии посвящения в казаки. Красиво владел шашкой, одним ударом мог разрубить лошадь пополам. Василий Ефимович был полный Георгиевский кавалер. По воспоминаниям, отличался мужеством и бесстрашием в бою, смело шел на врага. Среди односельчан слыл колдуном. По рассказам станичников, когда мимо него ехала свадьба, то лошади останавливались, как вкопанные, если ему не наливали стопку самогона за молодых. Храбрости и бесстрашия ему было не занимать: за ратную службу получил земельный надел в хуторе Рыбкин, куда и перебрался со своей женой Ульяной. Здесь у них родилось 10 детей.
Главной ценностью для казака была земля. Пай донских казаков составлял 25 десятин на сына, а их было у Харитоновых шестеро. Пай не продавался, и уйти из харитоновского владения не мог. Казаку разрешалось иметь один плуг, хорунжему – два, есаулу – четыре. Так что при должном трудолюбии жить можно было безбедно.
Обычно в казачьем хуторе было около сотни дворов. При каждом дворе было вырыто по два колодца: один использовался для хозяйственных нужд, другой - для бытовых. В хуторе были и родники, из которых брали вкусную воду для питья.
В хутор Рыбкин на реке Куртлак был перевезен большой курень с многочисленными окнами. Главным стержнем казачьего куреня была русская печь, куда любила забираться в морозы ребятня, накрывшись полушубком. Рядом с печью находился стол, чтобы еда была «с пылу, с жару». В русской печи пекли хлеб, каныши, пирожки с «бзникой» (сладким пасленом), калиной, яблоками, грушами, тыквой. В печи был приделан глубокий котел под молоко, которое томясь до коричневого цвета, образовывало сверху пленку - каймак.
При усадьбе были конюшня, коровник, курятник, свинарник. За двором сады, где было много терна, груш, яблок, чернослива. Каждый казак за речкой Куртлак имел левады (отдельные огороды) и бахчи. Варили арбузный мед, мочили терен, сушили яблоки на солнцепеке, груши в русской печи. Во дворе была небольшая стряпка (летняя кухня) с русской печью. Топили хворостом, соломой, кукурузными будыльями и кизяком. В сарае находился погреб, где хранились продукты: кислое молоко, терен, моченые яблоки и груши.
Одна из древних профессий казаков – пастушество. Харитоновы имели быков, коров, овец, коз и лошадей. Коневодству уделяли особое внимание. Кони казаков - настоящие военные кони - неприхотливы, послушны, делили судьбу казаков: «последние - при параде и при награде, первые - в бою», «Конь казаку – отец, да и то, отец один раз жизнь дает, а конь сто раз жизнь спасает» - так гласит казачья мудрость. На протяжении многих лет Харитоновыми велась селекционная работа. В хозяйстве был племенной жеребец.
Детей воспитывали в строгости, с ранних лет они работали. Мальчики пасли скот, работали в поле, а девочки помогали по хозяйству, пололи огороды, вязали, стирали, мыли полы. Каждый казачонок ежедневно учился работать, перенимая опыт старших – семилетний мальчик вполне справлялся с лошадьми и волами, мог запрячь животных и поставить их в конюшню. Пахать на волах ему не хватало силенок, но боронить, сгребать сено на лошадях было исключительно мальчишеским делом. С весны до осени казачата жили в степи при отарах и бахчах. Была и особенная работа у казачат – нянчить младших.
ХХ век оказался сложным для казаков. В 1914 году разразилась Первая мировая война. Харитонов Василий Ефимович участвовал в этой войне. Родина высоко оценила его подвиги - мой прапрадед вернулся с той войны полным Георгиевским кавалером.
Но героизм солдат и казаков не смог спасти страну от катастрофы 1917 года. Одна за другой революции потрясали основы государственности. Разразилась гражданская война – худшее, что может случиться в истории страны. Казачество, как и все российское общество, оказалось расколото на два непримиримых блока: «белые» - враги нового революционного порядка, и «красные» - сторонники большевистской революции. Нередко линия фронта проходила через семьи. И тогда брат убивал брата, сын шел против отца, хотя идеалы, за которые сражались казаки, и у «белых», и у «красных», во многом были одинаковы.
Но это было только началом трагедии. Советское правительство с недоверием, переходившим во враждебность, относилось к казачеству. В январе 1919 года, когда наметился явный успех Красной Армии, по указанию ВЦИК, начались аресты и расстрелы казаков. Многие уходили в эмиграцию, другие попали в тюрьму или погибли. Уничтожение казаков длилось до 1924 года.
Эти события затронули и семью Харитоновых. Старший сын Василия Ефимовича – Семен (мой прадед) служил в Белой гвардии у генерала Бурьянова денщиком. В бою он встретил родного брата Василия – красноармейца. Только чудом можно объяснить то, что оба остались живы. Отступая вместе с «белыми», Семен Васильевич оказался за границей - в Пруссии, не смог найти работу, тосковал по Родине и в 1922 году вернулся в свой хутор Рыбкин к семье.
В 1927 году в СССР началась коллективизация. Кризис хлебозаготовок спровоцировал массовые репрессии. На Дону было привлечено к суду 1097 крестьян и казаков, большинство которых были бедняками и середняками. Не обошли эти события и наш род. Многочисленное семейство Харитоновых работало не покладая рук. Тяжелым крестьянским трудом было заработано относительное благосостояние. Но Советская власть объявила о непримиримой борьбе с «кулачеством, как классом». Харитоновых, как и других, живших зажиточно (имели 20 пар быков, 50 лошадей, 50 коров, много хлеба) раскулачили.
В 1930 – 1937 г. г. проходила кампания по вытеснению из станиц и хуторов уцелевших после расказачивания и раскулачивания казаков. Люди бежали с хутора Рыбкин, уезжали ночью на дрожках. Многие переселились в город Красный Луч, пошли работать на шахты. Но добровольно уезжали не все. Семья моего двоюродного прадеда Харитонова Григория Васильевича была выселена из дома по решению сельсовета. Глава семьи не принял Советскую власть и не скрывал своих взглядов, за это был арестован, осужден, отбывал срок в новгородской тюрьме. Его жена, Пелагея Виссарионовна, чтобы сохранить детей, избежать ссылки семьи в Сибирь или Казахстан, вступила в сельхозартель «Красный партизан». Несмотря на репрессии, Григорий Васильевич не потерял авторитет среди односельчан. После возвращения, он был избран председателем колхоза. Ему доверили гербовую печать и 14 рублей на общественные нужды. Колхозники «Красного партизана» не жалели о своем решении до 1940 года, когда семья Григория перебрались в х. Евстратов.
Началась Великая Отечественная война. Несмотря на тяготы форсированной индустриализации и коллективизации, массовые репрессии, казачество сохраняло веру в социалистические идеалы и доверие к руководству страны. Гитлеровская агрессия всколыхнула патриотические чувства. По станицам и хуторам прокатилась волна митингов. Харитоновы, вместе со всеми казаками, пошли на фронт защищать Родину. Провожали их всем хутором. Плакали взрослые и дети, а Михаил Васильевич Харитонов, бесстрашный и смелый казак, которого хуторяне называли «сорвиголова», сказал: «Не ревите, я сам лично приведу на веревке Гитлера». Тогда он не знал, что страшная и жестокая война продлится целых пять лет, что многим из них придется пройти тернистый путь, пережить плен, страдания, вкусить горького чужого хлеба, а некоторым не вернуться вовсе.
Мой двоюродный дед, Евстратов Михаил Петрович воевал, попал в плен. С 1942 по 1946 года находился в концлагерях, пройдя которые, оказался в далекой Франции. Белогвардейский генерал П. Краснов, участвовавший во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии, приходил агитировать казаков остаться за границей, объяснял, что в случае возвращения из плена их ждали Сибирь и сталинские лагеря. Ведь те, кто был в плену, считались изменниками Родины. Но Михаил Петрович не поддался красновской агитации и решил вернуться в свой хутор, к детям и жене.
Мой прадед, Семен Васильевич служил адъютантом при генерале А. И. Еременко. Вместе с генералом участвовал в Московской и Сталинградской битвах, боях под Смоленском, освобождении Крыма, Прибалтики и Чехословакии.
Тяжелые испытания выпали на долю моих родственников - фронтовиков. Но и в тылу было не легче. В хуторе Евстратов остались старики, дети и женщины. Сколько горя и страданий легло на их плечи! 12 июля 1942 года началась эвакуация колхоза «Советский пахарь». Каждому двору было предписано выкопать окоп. Харитонова Пелагея Виссарионовна, вместе с детьми, вырыла окоп буквой «Г», где спасались от бомбежек. 26 июля 1942 года в хуторе появились немцы. В этот день была сильная гроза, шел проливной дождь. Сгорели сараи, заполненные зерном и амбары с хлебом. Маленький Петр набрал в колодце ведро воды и спрыгнул в окоп. Немцы увидели солдатскую пилотку, бросили в окоп гранату. А там находилась Пелагея Виссарионовна с девятимесячным Славиком. Благодаря тому, что граната попала в ведро с водой, ранения они получили сильные, но остались живы. Через час в хуторе появились хорваты. Врач (вероятно, был казаком из эмигрантов) хорошо говорил по-русски и оказал всей семьей медицинскую помощь, обработал раны и накормил.
Долг совести заставляет нас не забывать о суровом испытании, выпавшем на долю всего советского народа и рода Харитоновых. Мы должны помнить каждого: кто погиб на фронте, кто ушел из жизни после войны, кто ковал Победу в тылу.
Все мужчины харитоновского рода достойно продолжают казачьи традиции, честно служат Родине в рядах Советской и Российской армии. Многие из них имеют Благодарственные письма и Почетные грамоты с мест несения службы. Например, Харитонов Владимир Вениаминович прослужил в армии 20 лет. Закончил службу в чине подполковника. Харитонов Андрей Вячеславович с марта 1987 г. по 15 февраля 1989 г. выполнял интернациональный долг на территории республики Афганистан. Награжден медалями «За боевые заслуги», «70 лет Вооруженных Сил», «От благодарного афганского народа», «Воин - интернационалист». Харитонов Николай Викторович 28 ноября 2003 г. призван Клетским райвоенкоматом в ряды Российской армии. Служил в Ростовской области, в казачьих войсках. С ноября 2004 г. по декабрь 2006 г. служил в Чеченской республике в г. Грозный. Награжден Почетной грамотой.
Издавна люди, причастные к хлебу, те, кто его растит, убирает, сохраняет, пользуется особым почетом и уважением. И сегодня, как и прежде, остается главная на земле профессия – профессия хлебороба. И наш харитоновский род также славится хлеборобами. Я могу гордиться своей бабушкой, Мишаревой Марией Семеновной, 7 лет проработавшей трактористкой в колхозе «Советский пахарь» х. Евстратов, награжденной медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, малой серебряной медалью, медалью «Ветеран труда». Мой дед, Мишарев Иван Александрович, 40 лет проработал без аварий шофером в совхозе «Пролетарская культура».
В истории моей семьи, как в зеркале, отразилась история нашей Родины, история донского казачества XIX – XX веков. Изучая документы, разговаривая с родными людьми, я узнал много нового о традициях, быте казаков. Я увидел, что моя семья претерпела многие лишения, выпавшие на долю нашей страны, прошла через войны, репрессии, разлуки с близкими.
Проведенная работа помогла мне лучше узнать родных людей, сблизиться с ними. У нас возникла интересная идея - мы решили создать свой герб – герб рода Харитоновых. За основу мы взяли щит, символизирующий защиту от врагов. Буква «Х» - первая буква нашей фамилии, она желтого цвета, который символизирует богатство, силу, верность, чистоту и постоянство. Поле красного цвета в геральдике означает храбрость, бесстрашие. На нем мы поместили изображение подковы, показывая принадлежность к старинному казачьему роду. Белый цвет символизирует мир, благородство, справедливость, светлые идеалы. На этом поле изображены колосья, указывающие на то, что род Харитоновых славится хлеборобами. На голубом поле, символизирующем величие, красоту, ясность, помещено изображение гусей - символов верности и свободы. Перекрещенные шашки свидетельствуют о том, что представители моего рода принимали участие в войнах за Отечество. Поклонный крест, изображенный в центре герба, воздвигнут нашим родом на шпиле в х. Орешкин.
Фамильный герб воспринимался во времена средневековья символом фамильной чести. Но и сегодня, наследуя фамилию, дети должны усваивать это понятие - «фамильная честь». Она обязывает твердо помнить, чей ты сын и чей ты внук. Мои деды и прадеды достойно исполнили свой долг – создали Россию, защитили и укрепили ее. А мы сегодняшние? Сможем ли сохранить, сберечь заветы своих предков? Эта работа – мой вклад в сохранение памяти рода донских казаков Харитоновых.
Л И Т Е Р А Т У Р А
Северное сияние
Пчёлы и муха
Ёжикина Радость
В.А. Сухомлинский. Самое красивое и самое уродливое
Пока бьют часы