Ломоносов и его вклад в науку.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_ani.doc | 202.5 КБ |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10»
Выполнила: ученица 3 «Б» класса
Салихова Анна
Руководитель:
Чикилева Ирина Алексеевна
Пермь, 2010 г.
Цель: Изучение творчества и научной деятельности М.В.Ломоносова
Задача: Представить изученный материал в докладе и презентации
Содержание:
Введение
Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в зажиточной семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урожденной Сивковой) Ломоносовых.
М.В. Ломоносов был выходцем из той части русского народа, которая никогда не испытывала гнета ига и не знала рабства. Здесь проживали потомки новгородцев, не знавшие крепостного права. Им неведома была барщина, бремя государственных обложений. Поморы владели навигацией, ходили в Ледовитый океан, к Груманту, к Новой Земле. Они ловили рыбу, охотились, варили соль, смолу, добывали слюду, учили друг друга грамоте.
Начало большого пути
В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправился караван с рыбой. Ночью, когда в доме все спали, Ломоносов надел две рубахи, нагольный тулуп, взял с собой подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику Магницкого и отправился вдогонку за караваном.
На третий день он настиг его и упросил рыбаков разрешить идти вместе сними. Он узнал, что только в трех городах России – в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге – можно овладеть высшими науками. Преодолев весь путь за три недели, Ломоносов в начале января 1731 года прибыл в Москву, где он никого не знал.
Учеба в «Спасских школах»
В «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию М.В.Ломоносов записался 15 января 1731 года. Обучаясь в академии Ломоносов вел нищенское существование. В шести нижних школах он получал по 3 копейки в день, а в седьмой 4 копейки в день. Однако, огромная тяга к знаниям, упорство и труд позволили ему успешно закончить учебу в академии, досрочно переходя из класса в класс.
Тогда же он начал сочинять небольшие стихи. Одно шуточное стихотворение Ломоносов перевел с латинского языка.
СТИХИ НА ТУЯСОК
Услышали мухи Попали в напасти;
Медовые духи, Увязли бо ноги:
Прилетевши, сели, Ах! – плачут убоги,
В радости запели, Меду полизали,
Егдаб стали ясти, А сами пропали.
Ломоносов в Академии Наук
В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев, где в течение нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии, но не дойдя еще до богословского класса, Ломоносов был вызван в Академию Наук и вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища, отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук. Там он начал изучать немецкий язык, математику, знакомится с экспериментальной физикой, самостоятельно изучает стихосложение. Большое внимание уделял химии и минералогии.
В 1745 году М.В.Ломоносов получил диплом профессора химии и стал академиком.
В это же время Ломоносов составляет Каталог собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры.
Под влиянием Ломоносова в 1755 году совершается открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект.
Фабрика мозаики
В 1753 году, Ломоносову, при помощи приближенного к императрице Шувалова, удается устроить фабрику мозаики.
Первоначально на фабрике выпускался только бисер, стеклярус и мозаичные составы (смальты). Через год появляются различные «галантерейные изделия: граненые камни, подвески, броши и запонки. С 1757 года фабрика начинает выпускать столовые сервизы, туалетные и письменные приборы – все из разноцветного стекла, в основном бирюзового. Постепенно было налажено производство крупных вещей: дутых фигур, цветников, украшений для садов, литых столовых досок.
Благодаря внедрению методики варки цветных стекол отечественные стекольные заводы начали выпускать разные цветные художественные изделия.
Мозаика Пётр I. 1754 г. Набрана М.В. Ломоносовым
Фарфоровый завод
Фарфором Ломоносов занимался менее продолжительное время, чем стеклом. Однако и в области технологии фарфора его работы так же вполне оригинальны, как и в области стеклоделия.
Ведущий российский фарфоровый завод был основан в 1744 году императрицей Елизаветой, дочерью Петра Великого. На нем изготавливались столовые приборы и изделия из фарфора только для царского двора. Позже, в середине 19 века, завод был переименован в императорский фарфоровый завод. Он обеспечивал нужды царского двора и, как другие частные фарфоровые заводы, имел ограниченное производство. Изготавливаемые изделия были чрезвычайно дорогими и очень редко выставлялись на продажу.
В 1925 году, в связи с 200–летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя основателя Академии Михаила Ломоносова. В настоящее время завод носит название «Ломоносовский фарфоровый завод».
На заводе производится широкий ассортимент фарфоровых изделий – чайные и кофейные сервизы различных форм и отделки, бокалы, чашки и блюдца, подарочные сервизы, вазы, скульптуры (преимущественно животных), графины для вина и разнообразные сувениры. В производстве одновременно находится до 500 изделий. Замысловатые узоры декора наносятся вручную, а простые рисунки переносятся на изделия с многоцветной переводной бумаги, сделанной на заводе, и затем дорисовываются художниками вручную.
Вклад Ломоносова в просвещение и образование
М.В.Ломоносов постоянно отстаивает права бедного народа (низшего русского сословия) на получение образования. В 1759 году он занят устройством гимназии и составлением устава для нее и университета при Академии, причем опять заботится об образовании небогатых людей.
«Российская грамматика» - основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Рекомендации «Российской грамматики « основаны на специфике «московского наречия». Ломоносов ввел понятие художественно-выразительных приемов, разработал стилистическую систему русского языка. Кроме того, он является основоположником русской торжественной и философской оды.
Ученые люди – доказывает Ломоносов - нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом». Под его влиянием в 1764 году снаряжается экспедиция в Сибирь.
Заключение
Среди неустанных трудов Ломоносов умирает, 4 апреля 1765 года. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина II, которая относилась к нему и его делам с любовью и пониманием и всячески ему помогала. В конце жизни М.В.Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук. Ломоносов похоронен в Александро-Невской лавре.
Михаил Васильевич Ломоносов сумел объять в своем творчестве все главные области знаний, фундаментальные, основополагающие их проблемы, и настолько глубоко проникнуть в самое сущность непонятых в его время явлений, идти впереди своего времени.
Жизнь и деятельность М.В.Ломоносова служит примером того, каких успехов может добиться обычный мальчик из простой крестьянской семьи, обладающий умом и стремлениям к знаниям. Ведь при желании каждый может добиться поставленной цели – стать образованным человеком и сделать многое для своей страны.
Посвящается ученому М.В.Ломоносову
Простой архангельский мальчишка
С грамматикой и азбукой под мышкой
Пешком отправился в Москву учиться
Чтоб в жизни многого добиться.
Он признан здесь и за границей
Под покровительством царицы
Открыл фарфоровый завод,
Науку продвигал вперед.
Коль много будешь ты трудиться
И очень хорошо учиться
То скоро для своей страны
Полезным, нужным будешь ты.
Салихова Анна, 3 «б» класс
Список литературы
1. Дягилев Ф.М М. В. Ломоносов—Великий сын России. Из истории физики и жизни ее творцов - М.: Просвящение, 1996.
2. Михайло (Михаил) Васильевич Ломоносов. Википедия — свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org/wiki).
3. Михаил Васильевич Ломоносов. Энциклопедический словарь юного техника. (http://www.bibliotekar.ru/enc-Tehnika-3/69.htm).
4. Манолов К. Великие химики. Т. 1. - М.: Мир. 1985.
5. Чолаков В. Нобелевские премии. Учёные и открытия” (http://revolution. allbest. ru/history/000 03067_0.ht).
Попробуем на вкус солёность моря?
Золотая хохлома
Снеговик
"Разделите так, как делили работу..."
Астрономический календарь. Октябрь, 2018