Автор анализирует данные медицинских осмотров по состоянию зрения учащихся школы, определяет причины нарушения и составляет практические рекомендации по сохранению зрения.
Вложение | Размер |
---|---|
zrenie.doc | 168 КБ |
МОУ «Кетовская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Тема: Выявление причин нарушения зрения у школьников.
Выполнили: Титова Диана,
Кандакова Анастасия
ученицы 6 б класса
Руководитель: Пахомова С.А.
учитель биологии
Кетово 2011
Содержание
1 Введение 3
2 Основное содержание
2.1 Глаза и зрение 4
2.2 Заболевания глаз 6
2.3 Причины нарушения зрения у школьников 8
2.4 Анализ данных о состоянии зрения учеников Кетовской СОШ
по результатам медицинских осмотров за 2005 – 2011 год 10
2.5 Практические рекомендации 11
3 Заключение 14
4 Литература 15
5 Приложения 16
1 Введение
Что такое глаза и зрение? Казалось бы, для многих - это самая обычная вещь - открыл глаза и видишь... Всё вроде бы очень просто и привычно. Но так ли это на самом деле?
Самая большая часть, где-то 80% информации об окружающем мире мы получаем только благодаря глазам. При помощи глаз мы определяет расстояние, глубину, величину, цвет, движение объекта. Глаза способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимальный обзор.
Что же такое зрение? Как устроен глаз? Это первое, что нас заинтересовало.
От чего зависит качество зрения, что может сделать каждый ученик для сохранения зрения?
На эти вопросы мы попытались ответить в своей работе и донести эту информацию до учеников и учителей нашей школы.
Объект исследования – нарушения зрения у учащихся МОУ «Кетовская СОШ».
Предмет исследования – профилактика нарушений зрения у школьников.
Цель исследования – выявить причины нарушения зрения у школьников и разработать меры по профилактике наиболее распространенных заболеваний органов зрения.
Задачи:
Для решения поставленных нами задач, были использованы следующие методы:
2 Основная часть
2.1 Глаза и зрение
Как работает глаз?
На самом деле глаз устроен гораздо сложнее, чем принято о нём думать. Если сравнивать его с фотоаппаратом - то фотоаппараты просто запечатлевают изображение на пленке, но люди тем не менее и животные способны распознать попавшую на сетчатку информацию и действовать на основании увиденного. Что в корне отличает бездушную технику от глаза человека. Глаз соединен с головным мозгом при помощи зрительного нерва.
Этот нерв находится внутри особого отростка, прикрепленного к задней стенке глаз. Он и передает поступающие на сетчатку сигналы в форме импульсов, которые распознаются в определённых участка мозга и обрабатываются.
Каждый глаз видит предметы под несколько иным углом, направляя в мозговой сигнал. Наш мозг ещё в самом раннем детстве "учится" сводить вместе оба изображения так, чтобы мы не видели двойных контуров. Наложенные друг на друга изображения позволяют увидеть объём предметов, и то, что один предмет находится впереди или позади другого. Это явление известно как трёхмерность изображения, или "3D картинки" - стереокартинки.
Кроме того, мозг позволяет нам правильно различать верх и низ. Преломляясь при прохождении через хрусталик, свет оставляет на сетчатке перевернутое изображение. Наш мозг "считывает" его и тотчас переворачивает "с головы на ноги". Однако новорожденный поначалу видит все предметы перевернутыми.
Почему зрачок меняется в диаметре?
Зрачок - это отверстие в центре пигментированной радужной оболочки. Радужка контролирует количество света, попадающего в глаз через зрачок. При очень ярком свете она сужается, и зрачок уменьшается до размеров крохотной точки, пропуская в глаз лишь малую толику света. При тусклом освещении она расслабляется, и зрачок расширяется, открывая доступ свету. Зрачки могут расширяться и в тех случаях, когда вы охвачены каким-то сильным чувством, например, любовью или страхом.
Как устроены глаза?
Человеческий глаз имеет форму шара. В центре его переднего отдела находится чуть выпуклый прозрачный слой, или роговица. Она соединена с белком, или склерой, охватывающей почти всю внешнюю поверхность глаза. Склера покрыта тонкими оболочками, пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами.
Пространство между роговицей и радужкой заполнено прозрачным веществом, которое называется внутриглазной жидкостью. Она защищает роговицу от болезнетворных микробов.
Как работает хрусталик?
За радужной оболочкой находится второй объектив, или хрусталик. Он гораздо более подвижен и гибок, нежели роговица. На месте его удерживает целая сеть волокон, которые называются подвешивающими связками. Со всех сторон хрусталик окружен цилиарными мышцами, которые придают ему различные формы. Скажем, когда вы смотрите на какой-нибудь отдаленный предмет, эти мышцы расслабляются, хрусталик увеличивается в диаметре и становится более плоским. При взгляде на более близкий предмет кривизна хрусталика увеличивается. Позади хрусталика находится внутренняя камера глаза, заполненная студенистым веществом, которое называют стекловидным телом. Свет должен сначала пройти через это вещество и только после этого попадает на сетчатку - слой, покрывающий заднюю и боковые стенки внутренней камеры глаза.
Строение глаз изнутри
Шарообразную форму, твердость и упругость глазному яблоку придает заполняющая его студенистая жидкость, называемая стекловидным телом. На своем месте в глазнице глаз удерживается особым отростком. Внутри него находится зрительный нерв, передающий в мозг зрительные сигналы.
Палочки и колбочки на сетчатке глаза
Сетчатка состоит из 130 млн. светочувствительных клеток, которые называют палочками и колбочками. Палочки чувствительны к свету, но не различают цветов, за исключением синего и зеленого. Колбочки улавливают все цвета и помогают нам четче видеть, но перестают работать при недостатке освещения. Вот почему с наступлением сумерек наше зрение ослабевает, мы хуже различаем цвета и все видим в синих или серозеленых тонах. Французы называют это время суток "часом синевы". При очень ярком свете палочки закрываются, уступая всю работу колбочкам. По мере ослабления света палочки оживают, но это происходит не сразу: когда заходишь в темную комнату с залитой солнцем улицы, глаза лишь постепенно привыкают к темноте, а при выходе на солнечный свет вы на мгновение как бы слепнете.
Некоторые формы слепоты вызваны болезнями сетчатки, которые повреждают палочки и колбочки. Ученые разрабатывают методы их стимуляции путем вживления электродов. Еще один способ восстановления сетчатки - это пересадка настоящих палочек и колбочек, полученных из тканей человеческого плода.
Колбочки сосредоточены в ямке на задней стенке сетчатки, а большинство палочек расположено вокруг нее.
Ямка находится рядом с местом выхода зрительного нерва, где в сетчатке имеется небольшой разрыв. Световые лучи не воздействуют на этот участок, а это значит, что в задней стенке каждого глаза есть крохотное "слепое пятно".
Почему глаза двигаются?
Диапазон нормального зрения человека обеспечивают двенадцать мышц, одновременно вращающих зрачки, а также глазной хрусталик (линза глаза), способный изменять свою форму: если смотреть на ближний предмет, он становится выпуклым, а если вдаль, то хрусталик будет плоским. Способность хрусталика менять свою форму называется аккомодацией.
Обычно лучше всего мы видим центральным участком сетчатки, поэтому, чтобы хорошенько разглядеть предмет, поворачиваем глазные яблоки, а то и всю голову. Глазное яблоко удерживается в глазнице шестью мышцами, обеспечивающими ему значительную свободу движения.
От повреждений наши глаза ограждены целым набором защитных средств. Они надежно упрятаны в костяные глазницы, выложенные мягкой жировой тканью. При падении или ударе будет скорее повреждена глазница, нежели сам глаз. Спереди, в том числе под веками, глаз покрыт сплошной прозрачной оболочкой, или конъюнктивой, которая защищает и омывает слезной жидкостью его поверхность. Слезы вырабатываются особыми железами, расположенными в наружных уголках глаз, а их избыток отводится через внутренние уголки.
Внутренняя оболочка век помогает очищать глаз при моргании. Мы смыкаем веки, когда хотим защитить глаза от яркого света или пылинок, царапающих роговицу. Ресницы тоже в какой-то мере помогают защитить глаза от витающей в воздухе пыли. Даже у бровей есть свое назначение. Они отводят от глаз стекающие со лба капли пота.
2.2 Заболевания глаз.
Близорукость и дальнозоркость.
К наиболее частым нарушениям зрения относятся близорукость и дальнозоркость. Почему эти болезни развиваются и прогрессируют?
Вдаль оба глаза смотрят практически параллельно, а при ближнем зрении мышцы сводят глаза так, что они сходятся в одну точку, которую мы хотим увидеть. Подобное сведение зрачков называется конвергенцией. Чем ближе рассматриваемая точка, тем больше напряжение в глазных мышцах. И чем чаще мы смотрим на близкие предметы, тем тренированнее становятся эти мышцы. Они постоянно стремятся приблизить точку зрения, "приучают" нас смотреть только на близкие предметы. Мозговые центры под влиянием конвергирующих мышц приучили нас к стереотипу близкого чтения. Мы стараемся подвинуться ближе к экрану. Близоруким людям мешают смотреть вдаль чрезмерно развитые конвергирующие мышцы. Хрусталик глаза так долго имеет выпуклую форму, что теряет способность становиться плоским. Поэтому у всех близоруких глазное яблоко вытянуто назад, а изображение ложится не на сетчатку, а перед ней. Все удаленные предметы имеют размытые очертания.
Миопия (Близорукость) – это частая патология рефракции глаза при которой изображение предметов формируется ПЕРЕД сетчаткой. У людей с близорукостью либо увеличена длина глаза - осевая близорукость, либо роговица имеет большую преломляющую силу, из-за чего возникает небольшое фокусное расстояние - рефракционная близорукость. Как правило, бывает сочетание этих двух моментов. Близорукие люди хорошо видят вблизи и с трудом вдали. При близорукости удаленные предметы кажутся расплывчатыми, смазанными, нерезкими. Острота зрения становится ниже 1,0.
Близорукие люди плохо видят отдаленные предметы, а дальнозоркие - то, что находится поблизости. Эти недостатки зрения почти всегда обусловлены формой глазного яблока. Чтобы зрение было безупречным, глазное яблоко тоже должно иметь идеальную форму шара. Однако у близоруких людей переднезадний диаметр глазных яблок удлинен. А у дальнозорких - укорочен. Близорукость и дальнозоркость в наше время обычно корректируются с помощью очков или контактных линз - они фокусируют изображение точно на сетчатку, предметы видны теперь отчетливо. Однако с глазного хрусталика и мышц напряжение не снимается. Они опять работают на пределе. Близорукость прогрессирует. Приходится покупать более сильные очки, которые, в свою очередь, дают новую нагрузку на глаза. И этот процесс кажется бесконечным.
Форма глазного яблока может также и другим способом повлиять на зрение, вызывая астигматизм.
Астигматизм. Обычно он встречается вместе с близорукостью или дальнозоркостью. Кривизна стенок роговицы должна быть везде одинаковой, как у футбольного мяча. Но у некоторых людей роговица больше похожа на овальный мяч для регби, и их глаза не могут правильно сфокусировать световые лучи.
Спазм аккомодации— это длительное устойчивое спастическое сокращение цилиарной мышцы, продолжающееся после того, как глаз перестал фиксировать близкий предмет в условиях зрительного утомления. Обычно возникает в результате зрительного утомления при работе на близком расстоянии. Сила спазма может достигать от 1 до 3 диоптрий. Спазм аккомодации занимает значительное место в нарушении зрения у детей школьного возраста. По некоторым общероссийским данным, каждый шестой школьник страдает спазмом. У некоторых детей развивается стойкая школьная близорукость, после сформирования которой глаз оказывается полностью приспособленным к работе на близком расстоянии. В зрелом возрасте воздействие спазма аккомодации на зрение относительное. На призыв в армию он не влияет, так как является функциональным расстройством. Спазм аккомодации обычно возникает в результате следующих причин: напряженное всматривание вдаль; зрительное утомление при работе на близком расстоянии; действие на глаз очень яркого света. Симптомы: понижение остроты зрения при взгляде вдаль; быстрое утомление при зрительной работе на близком расстоянии; боли в глазах, в области лба и висков.
2.3 Причины нарушения зрения у школьников.
По мнению учеников 6 класса одной из главных причин, влияющих на проблемы со зрением, является работа за компьютером. Так считают 33% опрошенных.
(См. Приложение №1)
При этом 68% опрошенных проводят за компьютером более 2 часов. Для подростков 12 – 13 лет это очень много.
Каждые четверо из пяти длительно работающих на компьютере людей жалуются на снижение работоспособности глаз, периодически возникающие головные боли, чувство тяжести в затылке, скованность и напряженность мышц в воротниковой зоне и в области плечевого пояса, рассеянность, чувство разбитости и апатии.
Из-за длительной напряженной зрительной работы на близком расстоянии у многих пользователей компьютерами глаза краснеют, слезятся, возникают резь и ощущение инородного тела в глазах, размытое изображение, двоится в глазах, появляются давящие боли в висках и в области надбровных дуг. Глаза воспаленные, сухие, наблюдается светобоязнь, люди плохо видят в темноте.
Требования, предъявляемые к зрению во время работы на компьютере, чрезвычайно высоки. Даже при оптимальном освещении, использовании монитора, который предусматривает максимальную защиту глаз, и при идеально с эргонометрической точки зрения оборудованном рабочем месте, нагрузка на орган зрения очень велика.
Общеизвестно, что перенапряжение глаз сказывается на физическом и умственном состоянии человека и может на 90% снизить способность думать и концентрировать внимание.
33 % ребят отметили, что на нарушение зрения влияет просмотр телевизора. 46% опрошенных просматривают телевизор на расстоянии от 1 до 3 метров, у всех остальных (54%) телевизор находится на расстоянии более 3 метров. Всем нам известно, что долго смотреть телевизор вредно для глаз. Чтобы снизить нагрузку на глаза экран телевизора должен находиться на высоте один метр от пола. Расстояние от телевизора до глаз должно быть 2,5-3 метра. Однако, здесь важно ваше личное восприятие информации. Например, если вы ясно не видите субтитры, то большое расстояние наоборот будет способствовать усталости глаз. Глаза так же испытывают напряжение при просмотре телевизора в темной комнате. Лучше уменьшить время нахождения у телевизора.
15% опрошенных считают чтение причиной нарушения зрения, 12% - наследственность и 7% - плохое освещение.
Согласно литературным данным близорукость может быть диагностирована в любом возрасте, но чаще, впервые обнаруживается у детей в возрасте 7 – 12 лет. Как правило, близорукость усиливается в подростковом периоде, а в возрасте от 18 до 40 лет острота зрения стабилизируется. Причины возникновения близорукости до конца не изучены. Установленными являются некоторые факторы риска, а именно:
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – оказывается, что когда оба родителя близоруки, у половины детей близорукость появляется до 18 лет. Если у обоих родителей зрение в норме, близорукость появляется только у 8% детей.
ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ ГЛАЗ - длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером. Как правило, появление близорукости совпадает по срокам с началом школьного обучения.
НЕПРАВИЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ – отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию близорукости, а иногда развитию амблиопии (синдром ленивого глаза), косоглазия. Если для работы на близком расстоянии используются не верно подобранные (слишком «сильные») очки или контактные линзы - это провоцирует перенапряжение мышцы глаза и способствовать увеличению близорукости.
Это важно: при первых признаках близорукости необходимо срочно обратится к офтальмологу. Отсутствие коррекции миопии или коррекция неправильно подобранными очками или линзами может привести к быстрому ухудшению зрения и развитию прогрессирующей близорукости.
Несмотря на огромную нагрузку глаз (а вместе с ним и головного мозга) и вызываемое этим ухудшение самочувствия и зрения, нашим глазам, как правило, почти или совсем не уделяют внимания, не дают отдыха и не заботятся о них!
2.4 Анализ данных о состоянии зрения учеников Кетовской СОШ по результатам медицинских осмотров за 2005 – 2011 год.
Проанализировав данные медицинских осмотров за 2005-2011 год, мы пришли к выводу, что количество детей, имеющих нарушения в зрении растет.
(Сводная таблица см. в приложении №2)
Так в 2005 — 2006 учебном году учеников с нарушением зрения было 10% от общего числа, а в 2010 — 2011 году — 15%.
(см. приложение №3)
Особенно увеличивается количество детей со спазмом аккомодации - более чем в три раза с 0.7% в 2005 — 2006 году до 3% в 2010 — 2011 учебном году.
(см. приложение №4)
Одной из причин спазма аккомодации является зрительное утомление при работе на близком расстоянии, которое может возникать при длительной работе за компьютером, как отмечают наши школьники, за компьютером они проводят более 2 часов.
Стабильно высокое количество учеников имеющих группу риска по миопии и имеющих это заболевание от 7% до 12%.
Увеличилось количество первоклассников с нарушением зрения, если в 2005 году поступило 6 учеников с нарушением зрения это 10%. В 2010 году таких учеников уже 12 это составляет 20% от общего числа первоклассников.
Нас заинтересовало, как изменяется зрение у учеников с возрастом. Среди нынешних 11-классников 25% имеют нарушения в зрении., тогда как в 6 классе среди них было лишь 7 % со зрительными проблемами.
(см. приложение №5)
Все факты говорят о том, что проблема нарушения зрения у школьников достаточно актуальна и требует решения.
2.5 Практические рекомендации.
Гимнастика для глаз
Упражнение №1 – закройте глаза ладонями, при этом локти рук должны опираться на стол. Продолжительность упражнения – 5 минут. Повторяйте 2-3 раза в день. Темнота и тепло от ладоней помогают глазам расслабиться.
Упражнение №2 – в утреннее время закройте глаза и брызгайте в лицо теплой водой, а затем холодной. Повторите 20 раз. Вечером выполните это же упражнение, но сначала используйте холодную воду, а затем – теплую. Это упражнение улучшает кровоток в глазах.
Упражнение №3 - Фокусировка. Возьмите в каждую руку по карандашу. Один карандаш держите вертикально в 15 см от глаз, а другой – на расстоянии вытянутой руки. Сфокусируйте взгляд на одном карандаше, моргните и сфокусируйтесь на другом. Выполняйте упражнение два раза в день в течение нескольких минут
Упражнение №4 – встаньте, поставьте ноги на ширину плеч и раскачивайтесь всем телом из стороны в сторону. Глаза при этом должны быть сфокусированы на любом удаленном предмете. Периодические смаргивайте. Повторите 50 раз.
Упражнение №5 - закройте, а затем медленно до отказа откройте глаза, направляя взгляд вдаль. Вновь медленно закройте глаза, веки плотно сомкните. Повторите 2–3 раза.
Упражнение №6 - отведите глаза до отказа влево так, как будто хотите рассмотреть то, что происходит у вас за спиной. Медленно, как бы с напряжением поверните глаза к потолку, затем до отказа вправо. То есть поворачивайте глаза по часовой стрелке. Потом вниз и снова в исходное положение. После секунды отдыха повторите то же самое, но в обратном порядке.
Упражнение №7 - закройте глаза, а затем широко откройте. Смотрите вдаль. Указательными пальцами сделайте глубокие, давящие движения в области наружных уголков глаз. Медленно закройте правый глаз. Плотному смыканию века мешает сила пальцев, лежащих у наружного угла правого глаза. В момент открытия века правого глаза закройте левый глаз, затем правый и т. д. Повторите 6–8 раз.
Упражнение №8 - безымянный и указательный пальцы каждой руки положите на сомкнутые веки обоих глаз таким образом, чтобы указательный слегка надавливал на наружный угол глаза, безымянный — на внутренний, а средний пусть ляжет на середину брови. Сделайте попытку прищурить закрытые глаза, преодолевая давление пальцев. Повторите упражнение 3–4 раза.
Упражнение №9 - расположите пальцы так же, как и в предыдущем упражнении. Закрыв глаза, сделайте попытку нахмуриться, то есть свести брови к середине лба, в то время как нажим пальцев им противодействует. Достаточно повторить это 3 раза.
Упражнение №10 - откройте глаза двумя пальцами обеих рук (указательным и средним), положенными параллельно друг другу так, чтобы средний фиксировал наружный уголок нижнего века, а второй — верхнего. Сделайте попытку подмигнуть. Глазные яблоки в этот момент поверните вправо. Затем влево и опять подмигните. Упражнение надо сделать 6–8 раз.
1.При чтении не держите книгу на груди или на коленях.
2.Варьируйте расстояние от глаз до книги. Передвигайте стул, откидывайтесь на спинку, выпрямляйтесь. Словом, меняйте положение тела.
3.Не читайте лежа в постели до погружения в сон.
4.Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.
5.Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.
6.Следите, чтобы освещение падало с левой стороны, и было достаточным.
7.Не читайте на ходу и при движении транспорта.
8.Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.
9.Держите книгу ниже подбородка, чтобы не поднимать веки. Верхнее веко всегда опущено и расслаблено.
10.Почаще моргайте при чтении. Делайте по 1 — 2 моргания на каждой строке текста. Моргайте на знаках препинания и в конце строки
11.Не читайте на солнце.
12.Во время чтения лежа держите голову приподнятой. При этом часто моргайте.
13.Книгу держите на таком расстоянии, с которого шрифт виден лучше всего.
14.Не наклоняйте голову и тело сильно вперед.
15.Расслабляйте во время чтения мышцы рук и плеч.
16.Не читайте, если больны, взволнованны, устали. Приступайте к чтению, только хорошенько расслабившись.
Подготовка к безопасной работе за компьютером:
- Монитор устанавливается таким образом, чтобы он стоял не перед окном или на его фоне. Освещение при работе должно быть рассеянным, чтобы не слепило глаза и не отражалось от экрана. Расстояние от лица до монитора должно быть 60-70 см, а верхний край экрана - ниже уровня глаз.
- Следите, чтобы воздух в комнате не был сухим. Установите увлажнитель или широкую ёмкость с водой. Почаще проветривайте помещение.
- В комнате, где вы работаете, поставьте много горшочков с растениями. Они будут нейтрализовать вредное воздействие излучения. Также это прекрасный способ расслабиться, тем более зеленый цвет успокаивает.
.
- Если вы носите очки, убедитесь, что стекло монитора с антибликовым покрытием. Это увеличивает визуальный комфорт для глаз.
Обязательный отдых. Помните, что каждый час вы должны сделать 5-минутный перерыв в работе. Если вы проводите время за компьютером дома, перерыв желательно увеличить до 15 минут. Используйте перерыв, чтобы расслабляющую зарядку для глаз. Эксперты говорят, что этого достаточно для обеспечения защиты для глаз. Если следовать этим простым советам, рабочее время, проведенное за компьютером, можно увеличить почти в два раза! Чтобы определить, на сколько устали ваши глаза, выполните следующее упражнение:
- Положите локти на стол. Закройте глаза руками так, чтобы свет не просвечивался сквозь них. Для этого пальцы положите на лоб, а запястья - на нижнюю часть скулы. Не нажимайте на глазные яблоки. Расслабьте мышцы шеи, плеч, шеи. Веки должны свободно подниматься и опускаться.
- Откройте глаза, прикрытые ладошками, и начинайте отсчет вдохов (до 10).
- Подождите, пока перед глазами появится равномерный черный фон. Люди с уставшими глазами увидят в темноте светящиеся зигзаги, серые облака, полоски, блики света и цвета.
Попробуйте выполнить простую зарядку для глаз при работе за компьютером, которая быстро расслабит глаза.
- Протяните руку с поднятым большим пальцем. Сфокусируйте на нем взгляд в течение нескольких секунд. Затем переместите свой взгляд на задний план. Например, на дальнюю стену или дерево за окном. При этом поворачивать голову или глаза нельзя. Взгляд должен скользить параллельно пальцу. То есть, при фокусировке на дальнем предмете изображение большого пальца должно раздваиваться. Попеременно переводите прямой взгляд на большой палец, а затем на дальний предмет в течение полуминуты. Это очень эффективное упражнение. Оно тонизирует глазные мышцы, которые атрофируются, «ленятся» работать при длительной концентрации на близком предмете. Таком, как экран монитора, книга, документы.
- Обрисуйте глазом контуры нескольких объектов из окружающей среды (например, цветы, мебель и т.д.).
- Поднимите указательные пальцы, разместив их на расстоянии примерно 60 см от лица. Расстояние между пальцами - около 40 см. Посмотрите сначала на палец правой руки, затем на левый. Медленно начните сводить пальцы друг к другу. Непрерывно следите за ними взглядом до того момента, пока они не соприкоснутся. Повторите упражнение 10 раз.
3 Заключение
В ходе работы мы выяснили строение глаз и механизм получения информации при помощи органов зрения. По данным медицинских осмотров определили общую картину нарушения зрения у учеников нашей школы. Определили причины нарушения зрения. В школьный период возрастает нагрузка на глаза, несоблюдение гигиенических требований к организации рабочего места, а так же правил работы за компьютером являются причиной нарушения зрения у школьников. Для того, чтобы сохранить зрение, мы подобрали комплекс упражнений и рекомендаций.
Подводя итог, напомним основные правила, соблюдение которых поможет сохранить зрение.
1 Рабочее место должно быть равномерно освещено, а лучи света не должны попадать прямо в глаза.
2 Сокращение времени нахождения у телевизора и компьютера поможет уменьшить нагрузку на глаза и риск развития заболеваний органов зрения.
2 Гимнастика для глаз особенно эффективна в качестве профилактики нарушения зрения и на первых стадиях его ослабления.
Надеемся, что наши рекомендации помогут сохранить и улучшить зрение у учеников и учителей нашей школы.
Приложение №1
Факторы, влияющие на зрение, по мнению учащихся 6 класса.
12%
33%
15%
33%
7%
Приложение №2
Нарушения зрения у учеников Кетовской СОШ, выявленные в результате ежегодных медицинских осмотров.
класс | миопия | астигматизм | спазм аккомодации | атрофия зрительного нерва |
2005-2006 учебный год – 697 учеников | ||||
1 | 5 | 1 | ||
2 | 11 | |||
3 | 3 | |||
4 | 8 | 1 | 3 | |
5 | 7 | |||
6 | 3 | |||
7 | 3 | 1 | ||
8 | 3 | |||
9 | 8 | |||
10 | 8 | 1 | 1 | |
11 | 5 | |||
2006-2007 учебный год – 660 учеников | ||||
1 | 14 | 2 | ||
2 | 9 | 2 | ||
3 | 11 | |||
4 | 3 | |||
5 | 8 | 1 | 3 | |
6 | 5 | |||
7 | 3 | |||
8 | 9 | |||
9 | 4 | 1 | ||
10 | 6 | |||
11 | 8 | 1 | ||
2007-2008 учебный год – 636 учеников | ||||
1 | 5 | |||
2 | 9 | |||
3 | 6 | 1 | ||
4 | 8 | |||
5 | 7 | |||
6 | 8 | 1 | 3 | |
7 | 5 | |||
8 | 3 | |||
9 | 4 | 1 | ||
10 | 2 | |||
11 | 6 | |||
2008-2009 учебный год – 603 ученика | ||||
1 | ||||
2 | ||||
3 | 7 | 1 | ||
4 | 1 | 3 | ||
5 | 4 | |||
6 | 8 | 5 | ||
7 | 9 | 3 | ||
8 | 1 | |||
9 | 2 | |||
10 | ||||
11 | ||||
2009-2010 учебный год – 623 ученика | ||||
1 | 10 | |||
2 | 5 | 1 | ||
3 | 7 | |||
4 | 8 | 2 | ||
5 | 2 | 2 | ||
6 | 4 | |||
7 | 8 | 5 | ||
8 | 9 | 3 | ||
9 | 1 | |||
10 | 2 | |||
11 | ||||
2010-2011 учебный год – 627 учеников | ||||
1 | 7 | 5 | ||
2 | 12 | |||
3 | 7 | 2 | ||
4 | 9 | |||
5 | 8 | 2 | ||
6 | 2 | 2 | ||
7 | 4 | |||
8 | 8 | 5 | ||
9 | 9 | |||
10 | 1 | |||
11 | 5 | 4 |
Приложение №3
Количество учеников с нарушением зрения
Количество детей со спазмом аккомодации
Юрий Алексеевич Гагарин
Три орешка для Золушки
Муравьиная кухня
Госпожа Метелица
Чайковский П.И. "Детский альбом"