Человек живет среди различных звуков и шумов. Часть из них является полезными сигналами, дающими возможность общаться, правильно ориентироваться в окружающей среде, принимать участие в трудовом процессе и т.п. Другие мешают, раздражают и даже могут повредить здоровью. Издавна известно благоприятное влияние на организм человека шумов природной среды (листьев, дождя, реки и т.д.). Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда были и будут приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы, приводят в порядок мысли и чувства. Именно поэтому они используются в лечебных заведениях, в кабинетах психологической разгрузки, без которых уже невозможно будет обойтись современному человеку. Статистика свидетельствует о том, что у людей, работающих в лесу, у реки, на море, реже, чем у жителей городов, встречаются заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы. Установлено, что шелест листьев, пение птиц, журчание ручья, звуки дождя оздоравливают нервную систему. Под влиянием звуков, издаваемых водопадом, усиливается работа мышц. О положительном влиянии гармоничной музыки было известно с давних времен. Вспомним распространенные во всем мире колыбельные(тихие нежные монотонные напевы), снятие нервного стресса журчанием ручьев, ласковым шумом морских волн или птичьим пением. Известно также и отрицательное действие звука. Одним из тяжелых наказаний в средневековье было воздействие звуками от удара могучего колокола, когда обреченный умирал в страшных муках от нестерпимой боли в ушах.
На уроках физики после изучения темы «Механические колебания и волны, звук», нас заинтересовала проблема вредного воздействия и последствия шумового загрязнения. Интересно было узнать и исследовать его влияние на работоспособность и здоровье учащихся нашей школы.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota_.doc | 709.5 КБ |
Республика Мордовия
Г.о.Саранск
МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
Научно-исследовательская работа
«Акустическое загрязнение
и его влияние на работоспособность учащихся»
Акимова Мария, 16лет ученица 10класса
Келина Светлана,16лет ученица 10класса
Руководитель работы:
Ахметова Нязиля Джафяровна, преподаватель физики
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
Городского округа Саранск
Республики Мордовия.
2012г.
1. Введение--------------------------------------------------------------------------------- 2
2.Литературный обзор.------------------------------------------------------------------ 6
2.1. Понятие шума.----------------------------------------------------------------------- 6
2.2.Нормы уровня интенсивности шума.------------------------------------------- 7
2.3. Прибор для измерения шума.--------------------------------------------------- 8
2.4. Влияние шума на организм человека.---------------------------------------- 9
2.5. Данные статистики о влиянии шума на организм человека.----------- 10
3. Экспериментальная часть.---------------------------------------------------------- 11
3.1. Виды источников шумов в школе.--------------------------------------------- 11
3.2. Определение уровня шума в разных школьных помещениях.-------- 14
3.3. Анкетирование.--------------------------------------------------------------------- 14
4. Заключение.---------------------------------------------------------------------------- 16
5. Список используемой литературы.---------------------------------------------- 18
1. Введение.
Человек живет среди различных звуков и шумов. Часть из них является полезными сигналами, дающими возможность общаться, правильно ориентироваться в окружающей среде, принимать участие в трудовом процессе и т.п. Другие мешают, раздражают и даже могут повредить здоровью. Издавна известно благоприятное влияние на организм человека шумов природной среды (листьев, дождя, реки и т.д.). Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда были и будут приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы, приводят в порядок мысли и чувства. Именно поэтому они используются в лечебных заведениях, в кабинетах психологической разгрузки, без которых уже невозможно будет обойтись современному человеку. Статистика свидетельствует о том, что у людей, работающих в лесу, у реки, на море, реже, чем у жителей городов, встречаются заболевания нервной и сердечно-сосудистой системы. Установлено, что шелест листьев, пение птиц, журчание ручья, звуки дождя оздоравливают нервную систему. Под влиянием звуков, издаваемых водопадом, усиливается работа мышц. О положительном влиянии гармоничной музыки было известно с давних времен. Вспомним распространенные во всем мире колыбельные(тихие нежные монотонные напевы), снятие нервного стресса журчанием ручьев, ласковым шумом морских волн или птичьим пением. Известно также и отрицательное действие звука. Одним из тяжелых наказаний в средневековье было воздействие звуками от удара могучего колокола, когда обреченный умирал в страшных муках от нестерпимой боли в ушах.
На уроках физики после изучения темы «Механические колебания и волны, звук», нас заинтересовала проблема вредного воздействия и последствия шумового загрязнения. Интересно было узнать и исследовать его влияние на работоспособность и здоровье учащихся нашей школы.
Под термином «Шум» понимается всякий неприятный и нежелательный звук (или совокупность звуков), мешающий восприятию полезных сигналов, оказывающий раздражающее или вредное воздействие на организм человека, снижающий его работоспособность.
Как известно, ухо человека способно воспринимать звуковые волны с частотой от 16Гц до 20кГц. Но звуковая палитра мира, окружающего человека, включает в себя довольно широкий спектр шумов.
Одним из таких шумов является так называемый «школьный шум», под влиянием которого у учащихся проявляется изменение функционального состояния центральной нервной системы. От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит. Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80дБ., с частотой от 500 до 2000Гц. Шум до 40дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в50 и 60дБ. К концу учебного дня уровень шума в школе снижается. А до этого времени на переменах стоит невообразимый шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики в рекреациях, в столовой и т.д. Тут не то что отдохнуть – больше дети и учителя устают. В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно усталыми.
Наша школа, как и многие другие детские учреждения страдает и от внешнего шумового загрязнения. Как известно, рядом с нашей школой расположены железнодорожные пути. Шум, создаваемый проходящими поездами, составляет около 80-100дБ, в то время как болевой порог человека – 130дБ. Ко всему прочему, такой шум отрицательно влияет на работоспособность учеников, отвлекает внимания и становится причиной многих нервных расстройств. Например, решение примеров требовало при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60дБ – на 81-105% больше времени, чем до воздействия шума. При шуме в 65 дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%. Уровень шума свыше 80-100дБ способствует увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10-15% и одновременно значительно ухудшая его качество.
Таким образом, выбранная нами тема является достаточно актуальной и перспективной в ее решении. В своей работе мы попробовали ее разрешить, получить ответы на волнующие нас вопросы.
Проблема нашего исследования видится в необходимости знаний учащихся нашей школы о вредном воздействии шума на организм.
Цель работы: Определить уровень шума в разных школьных помещениях и изучить влияние шума на работоспособность учащихся.
Задачи, решаемые по достижению целей:
- изучение и обобщение теоретического материала;
- в ходе анкетирования исследовать влияние шума на здоровье школьников;
- по анкетным данным выявить отношение учащихся к различным источникам шума;
- проведение исследовательских практических работ по определению очагов наибольшего акустического загрязнения в здании школы;
- ознакомиться физическим прибором для изучения уровня шума – шумомер;
- определить уровень шума в различных школьных помещениях и сравнить полученные результаты с санитарно-гигиеническими нормами;
- провести анализ результатов исследования и сделать выводы.
Гипотеза проекта: если снизить уровень акустического загрязнения в здании школы, то можно повысить работоспособность учащихся и сохранить здоровье до окончания обучения в ее стенах.
Методы исследования:
- изучение литературы;
- анкетирование учащихся;
- наблюдения;
- сбор данных и их анализ;
- практическая работа – измерение шума с помощью шумомера.
- обобщение информации;
Объект исследования: помещение школы.
Предмет исследования: уровень шумового загрязнения в школе и его влияние на работоспособность учащихся.
База исследования: МОУ «Ялгинская СОШ».
Практическая значимость:
- углубление представлений об акустических загрязнениях и их разновидностях;
- выявление уровня загрязнения школы «школьным шумом»;
- по результатам исследований установить факторы, влияющие на уровень шумового загрязнения школы;
- использовать полученные результаты для успешной самореализации в учебной деятельности;
- пропаганда культуры общения и сдержанного поведения среди учащихся школы;
- использование результатов исследования для проведения классных часов и для самообразования учащихся школы.
Актуальность работы:
Школа – это место, где собирается большое количество детей и взрослых. Каждый издает звуки – кто кричит, кто-то поет, разговаривает, смеется. Есть уроки, на которых неминуемы громкие звуки – музыка, физкультура. На переменах масса детей устремляется по разным кабинетам, в столовую. Часто эти перемещения сопровождаются шумом. Длительное воздействие шума неблагоприятно сказывается на самочувствии человека. Шум не имеет неприятного запаха, не выделяет никакого излучения и ядовитых газов. Тем не менее, он действует на наше здоровье, вызывая нервозность, головные боли, нарушения сна, нарушения слуха, негативные стрессы, повышение кровяного давления и т.д.
Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет. Для детей 6-17 лет основной средой жизни является школа, где они могут проводить до 70% времени бодрствования. Говоря о психологической обстановке в школе, нельзя обойти вниманием такой существенный фактор, как шум. Слабый уровень звукового фона человек не воспринимает но он ему просто необходим. Абсолютно бесшумная обстановка плохо влияет на психику человека, поскольку полная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Сильный шум, как показывают специальные исследования и повседневные наблюдения, повышает отвлекаемость, снижает концентрацию внимания, работоспособность, увеличивает вероятность утомления, а при длительном и постоянном воздействии – риск развития депрессии, хронической усталости. Шум нарушает отношения между людьми, повышая уровень нервозности, агрессивности, конфликтности. Он ухудшает течение некоторых заболеваний. Неприятное воздействие шума сильнее сказывается на умственной работоспособности , чем на физической. А шум в школе, особенно на перемене, значительно превышает допустимые показатели.
Физические и психические реакции организма на звуковое возбуждение разнообразны и во многом зависят от индивидуальной чувствительности, психического и физического состояния организма.
Для выполнения замеров уровня шума были приглашены специалисты из ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в РМ». Протоколы и результаты замеров в приложении1.2.
2.Литературный обзор.
2.1. Понятие шума.
В научной литературе дается понятие звука как колебания частиц в упругих средах, распространяющиеся в форме продольных волн, частота которых лежит в пределах, воспринимаемых человеческим ухом, т.е. в среднем от 16до 20000Гц. В воздухе при температуре о0С и нормальном атмосферном давлении звук распространяется со скоростью 330м/с, в морской воде –около 1500м/с, в некоторых металлах скорость звука достигает 7000м/с. Упругие волны с частотой меньше 16Гц называют инфразвуками, а волны, частота которых превышает 20000Гц – ультразвуками.
Звук может распространяться в газообразной и жидкой среде только в виде продольных волн, а в твердых телах помимо продольных волн возникают также и поперечные волны.
Звуковые волны несут с собой энергию, которую им сообщает источник звука. Величину кинетической энергии (W), протекающей за одну секунду(t), через квадратный метр(S) поверхности, перпендикулярной направлению распространения волны назвали потоком энергии. Она выражает меру интенсивности (I), или силы звука.
Интенсивность звука – величина, объективно характеризующая волновой процесс. Единица интенсивности звука – ватт на квадратный метр (Вт/м2).
Чтобы вызвать звуковое ощущение, волна должна обладать некоторой минимальной интенсивностью. Минимальное изменение давления, которое может фиксироваться человеческим ухом, определяет порог слышимости. При частоте 1000Гц порог слышимости составляет 10-5Па, т.е. человеческое ухо фиксирует амплитуду колебания молекул порядка 1нм. Величина интенсивности звуковых волн, при пороге слышимости составляет I0=10-12 Вт/м2. Для разных людей порог слышимости неодинаков: как правило, с возрастом он увеличивается. Кроме того, чувствительность человеческого уха различна для разных частот. Наиболее чувствительно оно к частотам от 1000 до 4000Гц.
При очень большой интенсивности волны перестают восприниматься как звук, вызывая в ушах ощущение давящей боли. Максимальное изменение давления, которое в состоянии фиксировать человеческое ухо, определяет болевой порог. Болевой порог соответствует изменению давления 10Па. Величина интенсивности звуковых волн, при болевом пороге составляет Iб.п.=1Вт/м2.
Чувствительность нашего уха очень велика. Болевой порог отличается по интенсивности звука от порога слышимости на 12 порядков. На столько же порядков отличается диаметр Земли от толщины человеческого волоса. При таком огромном диапазоне удобно воспользоваться логарифмическим масштабом. С этой целью вводится величина, называемая уровнем интенсивности:
I – интенсивность исследуемого звука.
Единицей измерения уровня интенсивности является децибел.
К шуму относятся длительные или кратковременные звуки, которые представляют собой сочетание множества различных тонов. Частота, форма, интенсивность и продолжительность действия которых беспорядочно меняются. В зависимости от пределов частоты колебаний, на которые приходится максимальная интенсивность, шумы разделяются на низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные. Шум, содержащий все частоты в широком диапазоне спектра примерно одинаковой интенсивности, называется белым шумом.
Для измерения уровня интенсивности применяют шумомеры.
Установлены нормы уровня интенсивности, обеспечивающие наилучшие условия работы и быта.
2.2.Нормы уровня интенсивности шума.
Шум в 50-60дБ приводит к повышению порога слуховой чувствительности и к ухудшению функционального состояния центральной нервной системы, поэтому допустимый уровень шума для классных помещений не должен превышать 40дБ.
Допустимый уровень шума в жилых помещениях в дневное время не должен превышать 40дБ, а в ночное – 30дБ.
Установлено, что если уровни интенсивности воспринимаемых звуков невелики и находятся в пределах возможностей человеческой речи (до 70дБ), то такие звуки не вызовут изменений и будут восприниматься как обычный звуковой образ. Звуки и шумы свыше 70дБ неприятны для слуха, а звуки интенсивностью свыше 130дБ (громовой раскат, взлет реактивного самолета) обладают травмирующими свойствами.
Нормальная человеческая речь имеет громкость 40-70дБ. Шум в заводских цехах – 90дБ. Рев мотоцикла без глушителя – 100дБ. Далее следует грохот музыки на дискотеке – 110дБ. А уровень звукового давления на рок-концерте может составить 120дБ, что сопоставимо с ревом реактивного двигателя. Отсюда уже недалеко и до болевого порога человека - 140дБ. Следует помнить, что звуки громкостью 85дБ и выше уже оказывают вредное воздействие на слух. Именно поэтому на производстве необходимо пользоваться средствами защиты слуха. К сожалению, пользоваться ими на дискотеке и на концерте не принято. Когда молодые люди, покидая дискотеку, ощущают звон в ушах, они полагают, что это вполне нормальное явление. Между тем, это один из выраженных симптомов шумовой травмы. И через какое-то время это обязательно скажется на остроте слуха.
По современным оценкам уровень шума на рабочем месте не должен превышать 80дБ. Физиологи, исследовавшие состояние человека в тех или иных производственных условиях выделили 4 категории нервно-эмоциональной нагрузки.
Специалисты установили следующие пределы:
- для первой и второй категории (служащие, чей рабочий день расписан по часам и далек от неожиданностей) – 70дБ;
-для третьей категории(школьный учитель, учащиеся школ, рабочие, трудящиеся в три смены) из-за непредсказуемости течения событий – 60дБ;
- для четвертой категории (диспетчер аэрофлота) – 50дБ.
2.3. Прибор для измерения шума.
Измерения уровня шума проводились шумомером интегрирующим «ШИ-1»
Шумомер интегрирующий «ШИ-01» предназначен для измерений текущих и эквивалетных уровней звука и звукового давления, а так же их октавного и третьоктавного спектрального анализа, включая диапазон инфразвука.
Область применения шумомера «ШИ-01»: органами санэпиднадзора и охраны труда и аттестации рабочих мест, сертификации продукции, научных исследований.
Основные характеристики:
Класс точности | 1 по ГОСТ 17187-81, МЭК 651, 804, МЭК 1260 |
Диапазон измерения уровней звука | 20-140 дБ |
Диапазон частот | 2 Гц- 20 кГц |
Габариты без предусилителя | 170*42*105 мм |
Вес | 800 г |
Для выполнения замеров уровня шума были приглашены специалисты из ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в РМ».
2.4. Влияние шума на организм человека.
Длительный шум не благоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникает нарушения их деятельности.
Уровень шума в 20-30дБ практически безвреден для человека. Допустимая граница составляет примерно 80дБ. Звук в 120 -130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150дБ становится для него не переносимым. Известно, что кроны деревьев поглощают звуки на 10 -20 дБ.
Долгое время влияние шума на организм человека не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и , например, в античных городах вводились правила ограничения шума. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Эти исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека.
В Великобритании, например, один из четырех мужчин и одна из трех женщин больны неврозами из-за высокого уровня шума. Ученые Австрии установили, что шум сокращает жизнь городских жителей на 8 - 12 лет. Ведущий американский специалист по шуму Кнудсен заявил, что «шум – такой же медленный убийца, как и смог».Но абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.
Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, состояния здоровья, окружающих условий. Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышения усталости. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы.
Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Чем выше интенсивность шума, тем хуже мы видим и реагируем на происходящее. Вредное воздействие шума на организм незаметно и имеет аккумулирующий характер, более того, против шума организм человека практически не защищен. При резком свете мы закрываем глаза, инстинкт самосохранения нас спасает от ожогов, заставляя отдернуть руку от горячего и т.д., а от воздействия шума у человека нет защитной реакции.
Неслышимые звуки также могут оказать вредное воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу: ухудшается настроение, иногда появляется чувство растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности – чувство слабости, как после сильного нервного потрясения. Ультразвуки также опасны. Особенно сильно их отрицательному воздействию подвержены клетки нервной системы.
Таким образом, с шумом надо бороться, а не пытаться привыкнуть. Борьбе с шумом посвящена акустическая экология, целью и смыслом которой являются стремления установить такое акустическое окружение, которое соответствовало бы или было созвучно к голосам природы, ибо шумы противоестественны всему живому, эволюционно сложившемуся на планете. Следует помнить, что борьба с шумом велась еще в древности. Например, 2,5 тыс. лет назад в знаменитой древнегреческой колонии города Сибарисе действовали правила, охраняющие сон и покой граждан: запрещались громкие звуки ночью, а ремесленники таких шумных профессий, как кузнецы, жестянщики изгонялись за пределы города.
Ученые выделили следующие категории влияния шума на человека:
1) влияние на слуховую функцию, обусловливающую слуховую адаптацию, слуховое утомление, временную или постоянную потерю слуха;
2) нарушение способности передавать и воспринимать звуки речевого общения;
3) раздражительность, беспокойство, нарушение сна;
4) изменение физиологических реакций человека на стрессовые сигналы, не являющиеся специфическими для шумового влияния;
5) влияние на психическое и соматическое здоровье;
6) влияние на производственную деятельность и умственный труд.
2.5. Данные статистики о влиянии шума на организм человека.
Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает жизнь людей на 8 -12 лет.
1) Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдают неврозами, вызванными воздействием шума.
2) Достаточно сильный шум через 1мин, может стать причиной приступа у больных эпилепсией.
3) Такие болезни, как гастрит, язвы пищеварительных органов, часто сопровождают людей, живущих и работающих в шумной обстановке.
4) Шумовые явления, повторяющиеся регулярно, способны с нарастающим эффектом угнетать нервную систему.
5) Под влиянием шума происходит стойкое угнетение частоты и глубины дыхательных движений; сердечная аритмия, обострение гипертонии; изменяется углеводный, белковый, солевой обмен веществ, что влечет изменения биохимического состава крови( в частности , снижается уровень сахара в крови).
6) 20 из 150 млн. россиян страдают сегодня тугоухостью; у 20% молодых людей, из числа увлекающихся рок-музыкой, наблюдается снижение слуха на уровне 85летних.
3. Экспериментальная часть.
- в разных помещениях школы нами был измерен уровень интенсивности звуков и шумов (он измерялся на уроках, во время перемен, в столовой, на дискотеке);
- нами было проведено анкетирование школьников с целью выявления их отношения к шумам;
- нами были установлены источники звуков и шумов в школе.
3.1. Определение уровня шума в разных школьных помещениях.
Существуют два метода измерений уровней шума: субъективный и объективный. Для измерения субъективным методом служат приборы – фонометры, в которых измеряемый звук или шум сравнивается с чистым тоном определенной частоты, возбуждаемым специальным генератором. Для измерения уровней шума объективным методом пользуются шумомерами. В этих приборах шум воспринимается с помощью широкополосного микрофона, который преобразует звуковые колебания в электрические. Последние усиливаются и подаются на выпрямитель стрелочного прибора(измеритель). К выходу усилителя могут подключаться частотные анализаторы, самописцы и другие приборы.
Мы измеряли уровень шума вторым методом. Мы пользовались шумомером интегрирующим «ШИ – 01».
3.1.1.Проведение измерений
Методика проведения измерений
1) включить пункт меню ИЗМЕРЕНИЕ. По умолчанию прибор переходит в режим dBA- измерения А- корректированого уровня звука в диапазоне шкалы 70-140 дБ. В нижней строке ЖКИ появляется условный значок ► - состояние прибора ИЗМЕРЕНИЕ.
2) выбрать требуемый диапазон шкалы. Для этого предусилитель с МК держать на вытянутой руке в направлении источника звука. Переключая диапазоны кнопками ↕ клавиатуры, установить положение аналоговых индикаторов на ЖКИ между третьей и четвёртой горизонтальными линиями сетки гистограммы. Индикатор перегрузки не должен срабатывать. Информация о перегрузки выводится в правом нижнем углу ЖКИ. Если никаких обозначений нет – в ходе измерения перегрузки не возникало; если появляется тёмный прямоугольник – перегрузка происходит в настоящий момент; если индицируется число со знаком % - перегрузки были, а число равно относительной продолжительности перегрузки ( или перегрузок) в процентах от времени текущего измерения.
3) при измерениях уровней звука (звукового давления) вблизи нижней границы динамического диапазона шумомера (менее 40 дБ) следует фиксировать МК с предусилителем на штативе.
4) выбор режима измерения проводится в меню режимов. Меню режимов, вызывается нажатием кнопки РЕЖИМ клавиатуры. Клавишами ↕, ◄ ► установить маркер на обозначении требуемого режима измерений. Нажать клавишу ВВОД. После изменения режима необходимо выбрать диапазон шкалы так как это описано в 2) пункте. При переключении режимов и диапазонов вводится задержка перед началом измерения. Если требуется провести несколько переключений подряд – ждать завершения задержки после каждого из переключений не обязательно.
Начало измерения
Начало измерения определяется моментом сброса буфера результатов. В этот момент обнуляются накопленные в буфере значения измеряемых параметров, показание индикатора перегрузки, обновляется метка астрономического времени начала измерения. Счетчик продолжительности измерения возвращается в исходное состояние: при работе без таймера исходное состояние «0», при работе с таймером – время предустановки таймера. Сброс буфера результатов происходит в следующих случаях:
- переключения режима измерения;
- переключения диапазона шкалы;
- нажатие кнопки СБРОС клавиатуры.
При переключении режима или диапазона шкалы происходит коммутация аналоговых цепей прибора. В этом случае начало измерения задержано относительно переключателя для того, чтобы переходные процессы в аналоговых цепях закончились и не внесли вклад в результат измерения. При нажатии кнопки СБРОС аналоговые цепи не переключаются. В связи с этим для начала измерений следует использовать кнопку СБРОС.
Окончание измерения
При завершении измерения нажимаем кнопку ПАУЗА клавиатуры. При работе по таймеру прибор перейдет в состояние ПАУЗА автоматически по истечении времени установки таймера. В состоянии ПАУЗА на месте индикации условного обозначения состояния прибора появляется значок ▌▌, прекращается изменение буфера данных. Остановка по клавише ПАУЗА может применяться как при обычной работе, так и при работе по таймеру.
Продолжение измерения.
Повторное нажатие кнопки ПАУЗА продолжает измерение без сброса буфера данных. Это позволяет реализовать измерение, составленное из нескольких замеров. В этом случае общее время измерения равно сумме времен отдельных измерений, а накопление эквивалентных, максимальных и минимальных значений, а также относительного времени перегрузки выполняется по всем измерениям, как по единому непрерывному измерению.
Сохранить результаты измерения можно как в процессе измерения, так и после его остановки. При сохранении результатов измерения нажимали кнопку ЗАПИСЬ. Кроме величин, измеряемых в выбранном режиме в состав записи входит дата и время начала измерения.
Микрофон шумомера устанавливается на расстоянии 30 – 50 см от места измерения. После этого определяется уровень шума в разных местах школы.
Исследования проводились двукратно специалистами ФБУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в РМ». Протоколы с результатами замеров прилагаются к работе (Приложение №1,2).
Результаты исследования.
Помещение | Уровень шума | |
Результаты измерения | Допустимый уровень | |
Кабинет физики (во время урока) | 57 | 40 |
Кабинет информатики (во время урока и при включенных компьютерах) | 57 | 50 |
Кабинет информатики (при отсутствии детей и при включенных компьютерах) | 41 | 50 |
Кабинет музыки (во время урока, во время исполнения громкой музыки) | 66 | 50 |
Кабинет музыки (в отсутствии детей) | 36 | 40 |
Пустой кабинет | 35 | 40 |
Спортзал (во время урока) | 72 | 60 |
Рекреация (во время перемены) | 69 | 80 |
Рекреация (в отсутствии детей) | 34 | 40 |
Столовая в присутствии детей | 65 | 60 |
Столовая в отсутствии детей (в рабочем режиме пищеблока) | 49 | 50 |
Результаты исследования показывают, что в учебных кабинетах превышен допустимый уровень шума. Также значительно выше допустимого уровня уровень шума в кабинете музыки, в спортзале. В коридорах во время перемен, в столовой во время питания учащихся уровень шума приближен к допустимой норме.
3.2. Виды источников шумов в школе.
Любое тело, способное колебаться в нужном интервале частот, может служить источником звука. Источник звука должен хорошо излучать, т.е. энергия его колебаний должна хорошо передаваться окружающей среде. Для этого сама среда используется для возбуждения колебаний. Кроме того, размеры колеблющегося тела должны быть соизмеримы с длиной волны. Например, плохо звучит струна, натянутая между двумя стенками. Но если эту же струну натянуть на корпус скрипки или гитары, то мы услышим отчетливый звук. Еще одно требование предъявляемое к источнику звука,- это способность воспроизводить без значительных искажений широкий диапазон частот. Так должен работать, например, телефон или динамик.
В ходе анкетирования и наших наблюдений мы выявили, что основными источниками звуков и шумов в школе являются разговоры учителей, учащихся, крики, звонок (на урок и с урока), компьютеры, музыка на дискотеке, сотовые телефоны, наушники от сотовых телефонов, плееры, музыкальные центры, радиоприемники, магнитофоны, поезда.
3.3. Анкетирование.
Цель: выяснить влияние шума на общее психологическое состояние школьников.
Анкетирование проводилось среди учащихся 8 – 10 классов. Всего приняли участие 50 школьников.
Анкета №1
1) Какой шум мешает тебе?
2) В каких случаях тебе нравятся громкие звуки?
3) В каких случаях тебе приятны тихие звуки или просто тишина?
4)Какие шумы ты воспринимаешь как помехи?
5)Веришь ли ты, что шум может стать причиной болезни?
6)Чувствуешь ли ты себя усталым после уроков?
7)Является ли шум причиной твоей усталости?
Результаты анкетирования:
1) Какой шум мешает тебе?
Ответы учеников:
2) В каких случаях тебе нравятся громкие звуки?
Ответы учеников:
3) В каких случаях тебе приятны тихие звуки или просто тишина?
Ответы учеников:
4)Какие шумы ты воспринимаешь как помехи?
Ответы учеников:
5)Веришь ли ты, что шум может стать причиной болезни?
Ответы учеников:
6)Чувствуешь ли ты себя усталым после уроков?
Ответы учеников:
7)Является ли шум причиной твоей усталости?
Ответы учеников:
Анкета №2
Как влияет шум на ваше состояние:
а) Ухудшается настроение;
б) Ухудшается сосредоточенность;
в) Ухудшается сон;
г) Повышается раздрожительность;
д) Возникают трудности во взаимопонимании с одноклассниками;
е) Наблюдается общая слабость;
ж) Снижается работоспособность;
з) Наступает быстрое утомление;
и) Другое.
Результаты анкетирования:
Фактор психологического состояния | Количество человек | Количество человек (в %) |
Ухудшается сосредоточенность | 34 | 68% |
Снижается работоспособность | 13 | 26% |
Наблюдается общая слабость | 8 | 16% |
Наступает быстрое утомление | 7 | 14% |
Ухудшается настроение | 5 | 10% |
Ухудшается сон | 5 | 10% |
Повышается раздрожительность | 5 | 10% |
Вывод: данные анкетирования показали, что длительное воздействие шума оказывает влияние на психологическое состояние: учащиеся отмечают жалобы на быструю утомляемость(7учеников), снижение внимания и сосредоточенности(34 ученика) и работоспособности (13 учеников), ухудшение настроения (5учеников), нарушение сна (5учеников), общую слабость (8учеников), повышение раздрожительности (5учеников) и т.д.
После анализа анкет мы сделали выводы о том, что многим детям нравятся громкие звуки. Многих детей раздражают громкие разговоры, смех, крики, галдеж, звуки игр на компьютере, громкая музыка и т.д. Большинство учащихся осознают негативное влияние звука на состояние здоровья. Часть учеников не знают о вредном воздействии шума на состояние здоровья. Многие согласились с тем, что шум вызывает усталость после уроков и может стать причиной болезни.
4. Заключение.
Результаты замеров уровня шума в разных помещениях школы показывают, что в учебных кабинетах превышен допустимый уровень шума. Также значительно выше допустимого уровня уровень шума в кабинете музыки, в спортзале. В коридорах во время перемен, в столовой во время питания учащихся уровень шума приближен к допустимой норме.
В процессе анкетирования все ученики отметили влияние шума на психологическое состояние: учащиеся отмечают жалобы на быструю утомляемость(7учеников), снижение внимания и сосредоточенности(34 ученика) и работоспособности (13 учеников), ухудшение настроения (5учеников), нарушение сна (5учеников), общую слабость (8учеников), повышение раздрожительности (5учеников) и т.д.
После анализа анкет мы сделали выводы о том, что многим детям нравятся громкие звуки. Многих детей раздражают громкие разговоры, смех, крики, галдеж, звуки игр на компьютере, громкая музыка и т.д. Большинство учащихся осознают негативное влияние звука на состояние здоровья. Часть учеников не знают о вредном воздействии шума на состояние здоровья. Многие согласились с тем, что шум вызывает усталость после уроков и может стать причиной болезни.
Сильная перегрузка слухового анализатора приводит к перевозбуждению нервной системы, изменениям психического состояния, к снижению адаптационных ресурсов организма, а значит , к переутомлению.
Таким образом, исследование показало, что шумовое загрязнение атмосферы значительно отражается на здоровье человека.
Выводы:
Рекомендации:
5. Список используемой литературы.
1) Алексеев С.В., Груздева Н.В., Практикум по экологии. –М.: АО МДС, 1996. -192с.
2) Воронков Н.А. Основы общей экологии: Уч.Пособие для студ. Вузов и учителей. –М.:Агар, 1997.-87с.
3) Гурова А.И., Горлова О.Е. Практикум по общей гигиене. –М.: Изд-во университета дружбы народов, 1991.- 177с.
4) Демина Л.А., Гухман Г.А.. Земля. Руководство-справочник для учителя: -М.: МИРОС, 1994.- 96с.
5) Плечева З.Н, Репина Р.К. Экологический практикум – Пособие для учителей общеобразовательных школ; Изд, «КЛИО»
6) Кабардин О.Ф.Физика. –М.: «Школа-Пресс». Физика в школе, 1993.
7) Кузнецов А.Н. Биофизика электромагнитных воздействий. – М.: Энергоатомиздат.1994. -254с.
8) Физические поля и безопасность жизнедеятельности/ А.В.Гордиенко.-М.:АСТ: Астрель: Профиздат, 2006год.
Приложения
1.
2.
На горке
Что такое музыка?
И тут появился изобретатель
Юрий Алексеевич Гагарин
Чайковский П.И. "Детский альбом"