Данный материал предсталвяет собой научно-исследовательскую работу по физиологии и анатомии человека.
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_raboty.doc | 64.5 КБ |
annotaciya.doc | 20 КБ |
prilozheniya.doc | 120.5 КБ |
issledovatelskaya_rabota_podrostkovyy_vozrast_kak_kriticheskiy_period_ontogeneza_cheloveka.ppt | 295 КБ |
Подростковый возраст как критический период онтогенеза человека
Кошевец Юлия Ивановна
Российская Федерация Краснодарский край Павловский район станица Павловская
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Павловской 9 класса «В»
Описание работы
Введение
Кого мы называем подростком? Вот первый вопрос, который возникает, когда мы начинаем говорить об анатомо-физиологических особенностях подросткового возраста. Подростками надо считать девушек в возрасте от 12 до 15 лет и мальчиков от 13 до 16 лет. Подростковый возраст является закономерным этапом развития организма, но вместе с тем своим своеобразием и темпом он резко отличается от всех других этапов жизни человека.
Во всех отношениях подростковый возраст является одним из критических периодов онтогенеза человека. На данном этапе развития на основе биологических изменений происходят важнейшие процессы психического и интеллектуального созревания. В этот наиболее ответственный период развития происходит снижение уровня здоровья.
Целью данной работы является изучение особенностей подросткового возраста, как критического периода онтогенеза человека на основе литературных данных, а также на основе данных, полученных в результате скринингового исследования функционального состояния детей и подростков.
1. Подростковый возраст как критический период онтогенеза.
1.1 Понятие онтогенеза. Критические периоды онтогенеза.
Центральным понятием возрастной антропологии является онтогенез. Сегодня под онтогенезом понимаются все последовательные преобразования организма от момента зачатия до окончания жизненного цикла. Онтогенез человека предполагает происхождение обязательных и последовательных этапов, которые обычно являются базой для построения классификации периодов и индивидуального развития. Сейчас принято весь онтогенез разделять на 2 стадии: пренатальную (внутриутробную) и постнатальную (внеутробную). (Приложение I) Процесс онтогенетического развития имеет переходные (критические) периоды. Обычно выделяют три основных критических периода – эмбриональный, неонатальный и пубертатный. В эти периоды организм имеет высокую чувствительность к различным раздражителям и низкую резистентность.
1.2 Особенности роста и развития
Рост и развитие представляют собой две стороны единого процесса изменения организма во времени и подчиняются определенным закономерностям. В основе этих процессов лежат особенности типов роста, присущих организму человека.
Выделяют 4 типа роста, в соответствии с которыми происходит развитие и созревание систем органов организма человека:
Созревание систем органов и их развитие до достижения дефинитивного уровня в разные периоды онтогенеза происходит различными темпами.
Как видно из диаграммы, представленной в приложении II, в подростковом возрасте происходит значительное изменение темпов различного типа роста. Значительно ускоряются темпы роста опорно-двигательной системы, половой системы, репродуктивных органов. Лимфатические сосуды, лимфатические узлы, тимус бурно, равномерно растут до середины пубертатного периода, затем начинается их постепенный регресс.
В связи с тем, что различные системы организма и разные признаки в пределах одной системы созревают в разное время, в подростковом возрасте в процессе развития организма человека происходят значительные изменения.
1.3 Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста
В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основными из них являются гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. В подростковом возрасте происходит становление репродуктивной функции, сопровождающееся появлением вторичных а затем и первичных половых признаков, развитием наружных и внутренних половых органов. В нормальных условиях половое созревание и физическое развитие всегда протекают взаимосвязанно. Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост в длину, скорость роста составляет в среднем 9 см в год. Пик скорости роста в среднем приходится на 10—11 лет у девочек и 13,5 - 15 лет у мальчиков; к 16 годам у девочек и 18 годам у мальчиков скорость роста значительно замедляется. Масса тела увеличивается в среднем на 3 - 5 кг в год.
У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы, но темпы их роста неодинаковы, например рост конечностей опережает рост туловища. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15 - 16 лет эти явления постепенно проходят.
На фоне полового созревания активно протекают процессы дифференцировки костной ткани. Содержание кальция в скелете увеличивается с 296 г в 10 лет до 1035 г в 18 лет. Морфология костной ткани подростка все более соответствует морфологии костной ткани взрослых. К концу подросткового возраста зоны роста трубчатых костей в основном закрываются, постепенно прекращается «пубертатный» скачок в росте, т.е. интенсивный рост в длину. Рост и развитие костей грудной клетки и позвоночника завершаются после 20 лет.
С 14 - 15 лет становятся более определенными половые различия в развитии мышечной системы - повышается сила сокращения мышц, заметно улучшается координация мелких движений.
В подростковом возрасте отмечается дальнейшее морфофункциональное совершенствование органов дыхания. Завершается развитие придаточных пазух носа. Гортань, особенно у мальчиков, все больше напоминает по форме гортань взрослого человека. Голосовые складки у мальчиков с 12 лет становятся длиннее, чем у девочек. Длина трахеи у подростков увеличивается. Удлиняются главные бронхи, повышается их резистентность к спадению, увеличиваются количество и размеры альвеол легочной ткани. Происходит усиленный рост легочной ткани - к 14 годам их масса и дыхательный объем увеличиваются приблизительно в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденных. Одновременно резко возрастает диаметр грудной клетки. Тип дыхания у мальчиков брюшной, у девочек — грудной или смешанный (грудной и брюшной). Отмечаются интенсивное развитие дыхательных мышц, дифференцировка легочной ткани. Улучшаются показатели функционального состояния легких, в результате чего дыхание становится глубже, реже и к концу подросткового возраста достигает уровня взрослых.
Значительные морфологические и функциональные изменения происходят и с сердечнососудистой системой, при этом отдельные ее элементы созревают неравномерно.
В подростковом возрасте завершается морфологическое и функциональное развитие слюнных желез и пищевода. Морфологически желудок достигает показателей взрослого человека в 10 - 11 лет, заметно нарастает число желудочных желез. Вместе с тем отмечается некоторая функциональная незрелость желудка. Кислотность желудочного сока у большинства подростков по сравнению со взрослыми показателями снижена. Длина кишечника увеличивается, но медленнее, чем рост тела, его функциональные показатели постепенно приближаются к уровню взрослых.
В подростковом возрасте отмечается второй пик возрастания размеров поджелудочной железы, продолжается совершенствование ее экзокринной и эндокринной части, нарастают секреция инсулина и ее ферментативная активность.
Увеличиваются размеры печени, ее масса. Завершается развитие желчевыделительной системы, но ее функциональное состояние характеризуется лабильностью.
Масса почек увеличивается, продолжаются рост и развитие мочевыводящих путей. К 12—14 годам основные функциональные показатели деятельности почек достигают уровня взрослых.
Заметные изменения происходят в эндокринной системе. Масса щитовидной железы возрастает, к 15 годам она полностью морфологически сформирована. Нарастает масса паращитовидных желез. Значительно повышается активность гипоталамо-гипофизарной системы и половых желез.
Изменения гормонального статуса, характерные для подросткового возраста, обусловливают перестройку иммунной системы.
1.4 Особенности протекания психических процессов в подростковом возрасте
Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, усиленная воздействием половых гормонов, лежит в основе изменений его психики.
Отмечаются снижение порога возбудимости, лабильность вегетативных реакций. Вместе с тем в психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных переживаний и известной черствости и холодности к другим, застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности.
Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений. Повышается интерес к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу.
В мышлении подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается половое влечение, что нередко вызывает сложные конфликтные переживания.
В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, связанная с неравномерностью психического и физического созревания. В результате черты «детскости» (повышенная внушаемость, подчиняемость постороннему влиянию) сочетаются у них с проявлениями «взрослости», поэтому поведение часто выглядит непоследовательным, возможны его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т.п.) без учета его склонностей и способностей нередко возникают реакции протеста, которые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (например, при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).
Одна из характерных реакций подростка — желание освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит повышенное стремление к самоутверждению, достижению самостоятельности. В этих случаях подросток старается в любой ситуации поступать по-своему, как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т.п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют его стремление к самостоятельности. Это может стать причиной тяжелых конфликтных ситуаций в семье.
Нередки и так называемые реакции компенсации, когда подростки на глазах у окружающих стремятся совершить отчаянные или безрассудно смелые поступки, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т.д. Огромную роль в формировании стиля поведения играют подростковые группы, подчиняющиеся определенным лидерам, причем вне стен учебного заведения лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания.
2. Исследование функционального состояния подростков
В связи с тем, что в подростковом возрасте происходит серьезные изменения в протекании физиологических и психических процессов, в данном возрасте возникает риск возникновения серьезных заболеваний и нарушений функции из-за снижения уровня сопротивляемости организма. Весь организм подростка претерпевает серьезные изменения, вследствие чего может стать мишенью для развития различных патологий. Именно поэтому необходимо уделять повышенное внимание состояния здоровья подростка в этот сложный для него период.
С целью исследования изменений состояния здоровья подростка было проведено скрининговое исследование функционального состояния детей в подростков в возрасте от 10 до 15 лет.
2.1 Гипотеза исследования
В связи с тем, что подростковый возраст является критическим периодом онтогенеза человека, происходит снижение защитных функций организма и как следствие – снижение уровня здоровья.
Функциональное состояние человека может рассматриваться как показатель уровня здоровья в данное время, следовательно, если рассмотреть данный показатель в разных возрастных группах, то, возможно, сделать вывод о влиянии возрастных изменение в процессе онтогенеза человека на его уровень здоровья.
2.2 Методика исследования
Для исследования функционального состояния подростков был выбран тест дифференциальной самооценки функционального состояния – опросник САН.
Тест «САН», назван по первым буквам слов «Самочувствие», «Активность», «Настроение». Данная методика зарекомендовала себя как универсальный способ объективного обследования большой группы людей.
Опросник представляет собой бланк, на который нанесены 30 пар слов противоположного значения, отражающих различные стороны самочувствия, активности и настроения. Метод измерения заключается в том, что испытуемому предлагается поставить оценку своему состоянию (оценить степень выраженности каждого признака).
В исследовании приняло участие 95 учащихся в возрасте от 10 до 15 лет (учащиеся 5,6,7 и 8 классов). Исследование носило анонимный, добровольный характер. Каждому обследуемому был предложен бланк опросник и инструкции по его заполнению (Приложение III). После чего была произведена обработка результатов и математический анализ полученных данных.
2.3 Результаты исследования
Подведение итогов проведенного исследования состояло из следующих этапов: обработка анкет, заполненных учащимися; переведение полученных данных в процентное отношение к числу обследуемых; заполнение сводной таблицы; анализ полученных данных.
В результате подсчетов результатов исследования были получены данные, распределенные по возрастам обследуемых. (Приложение IV)
По диаграмме, представленной в приложении V, видно, что чем старше подросток, тем ниже оценка по каждой из трех шкал «Самочувствие», «Активность», «Настроение». Так, например, высокий уровень самочувствия показывают 65% подростков в возрасте 10лет, а возрасте 15 лет – всего лишь – 30%. С возрастом также наблюдается снижение уровня активности: если в 12 летнем возрасте лишь 6% подростков показали низкий уровень, то в 15-летнем возрасте – 25%. Учитывая снижение показателей самочувствия и активности, естественным является и снижение уровня настроения – в 15-летнем возрасте лишь 42% опрошенных имеют высокий уровень данного показателя.
2.4 Анализ результатов исследования
Данные, полученные в результате исследования, свидетельствуют о том, что по мере взросления, претерпевая физиологические и психологические изменения, организм подростка подвергается серьезному испытанию. Такая нагрузка на организм со стороны всех систем органов приводит к тому, что происходит снижение общего уровня здоровья.
Заключение
Подростковый возраст является одним из критических периодов онтогенеза человека. Это наиболее ответственный период развития, когда происходит перестройка и созревание всех функциональных систем организма, характеристики которых приближаются к дефинитивным величинам.
Значительно ускоряются темпы роста опорно-двигательной системы, половой системы, репродуктивных органов. Лимфатические сосуды, лимфатические узлы, тимус бурно, равномерно растут до середины пубертатного периода, затем начинается их постепенный регресс.
В связи с тем, что различные системы организма и разные признаки в пределах одной системы созревают в разное время, в подростковом возрасте в процессе развития организма человека происходят значительные изменения. Могут возникать функциональные расстройства различных органов, что во многом обусловлено перестройкой нервной, иммунной и эндокринной систем.
Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, усиленная воздействием половых гормонов, лежит в основе изменений его психики.
В психической сфере нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости и, в то же время, черствости и холодности к другим, застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности.
Именно в этом возрасте интенсивно формируются самосознание, способность к анализу окружающих явлений.
В подростковом возрасте организм человека подвергается достаточно серьезным испытаниям, происходит снижение защитных функций организма и как следствие – снижение уровня здоровья, что и было доказано в результате проведенного исследования.
Список литературы
Подростковый возраст как критический период онтогенеза человека
Кошевец Юлия Ивановна
Российская Федерация Краснодарский край Павловский район станица Павловская
муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 станицы Павловской 9 класса «В»
Аннотация
Приложение I
Схема возрастной периодизации онтогенеза человека.
Название | Сроки | |
Внутриутробное развитие (антенатальный период) | ||
Эмбриональный период | 0-2 мес. антенатального развития | |
Плодовый (фетальный период) | 2-9 мес. антенатального развития | |
Постнатальное развития | ||
Перинатальный период | 28 недель антенатального развития – первые 10 дней постнатального периода | |
Период новорожденности | Первый месяц жизни | |
Грудной возраст | 1мес.-1год | |
Раннее детство | 1-3 года | |
Первое детство | 4-7 лет | |
Второе детство | 8-12 (мальчики) 8-11 лет (девочки) | |
Подростковый возраст (пубертатный период) | 13-16 лет (мальчики) 12-15 лет (девочки) | |
Юношеский возраст (ювенильный) | 17-21 (юноши) 16-20 (девочки) | |
Зрелый возраст, 1 период | 22-35 лет (мужчины) 21-35 лет (женщины) | |
Зрелый возраст, 2 период | 36-60 лет (мужчины) 36-55 лет (женщины) | |
Пожилой возраст | 61-74 года (мужчины) 56-74 года (женщины) | |
Старческий возраст | 75-90 лет | |
Долгожители | 90 лет и выше |
Приложение II
Приложение III
Бланк теста дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)
1 | Самочувствие хорошее | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Самочувствие плохое |
2 | Чувствую себя сильным | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Чувствую себя слабым |
3 | Пассивный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Активный |
4 | Малоподвижный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Неподвижный |
5 | веселый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грустный |
6 | Хорошее настроение | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Плохое настроение |
7 | Работоспособный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разбитый |
8 | Полный сил | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обессиленный |
9 | Медленный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | быстрый |
10 | бездеятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Деятельный |
11 | Счастливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Несчастный |
12 | Жизнерадостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мрачный |
13 | Напряженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Расслабленный |
14 | Здоровый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Больной |
15 | Безучастный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Увлеченный |
16 | Равнодушный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Взволнованный |
17 | Восторженный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Унылый |
18 | Радостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Печальный |
19 | Отдохнувший | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Усталый |
20 | Свежий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Изнуренный |
21 | Сонливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Возбужденны |
22 | Желание отдохнуть | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Желание работать |
23 | Спокойный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Озабоченный |
24 | Оптимистичный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пессимистичный |
25 | Выносливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Быстро утомляемый |
26 | Бодрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Вялый |
27 | Соображать трудно | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Соображать легко |
28 | Рассеянный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Внимательный |
29 | Полный надежд | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Разочарованный |
30 | Довольный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Недовольный |
Приложение IV
Результаты исследования
| Самочувствие | Активность | Настроение | |||||||||||||||
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Высокий уровень | 65 | 60 | 47 | 45 | 40 | 30 | 67 | 67 | 27 | 25 | 17 | 15 | 70 | 67 | 53 | 50 | 48 | 42 |
Средний уровень | 35 | 40 | 47 | 45 | 35 | 35 | 33 | 33 | 67 | 65 | 63 | 60 | 30 | 27 | 33 | 33 | 35 | 38 |
Низкий уровень | 0 | 0 | 6 | 10 | 25 | 35 | 0 | 0 | 6 | 10 | 20 | 25 | 0 | 6 | 14 | 17 | 17 | 20 |
Приложение V
Слайд 1
Научно-исследовательская работа на тему: «Подростковый возраст как критический период онтогенеза человека» Выполнена: ученицей 9 класса «В» средней общеобразовательной школы № 3 станицы Павловской Павловского района Кошевец Юлией Ивановной Научный руководитель Поломар Е.В., учитель биологииСлайд 2
Цель работы: изучение особенностей подросткового возраста, как критического периода онтогенеза человека на основе литературных данных, а также на основе данных, полученных в результате скринингового исследования функционального состояния детей и подростков
Слайд 3
Схема возрастной периодизации онтогенеза человека Название Сроки Внутриутробное развитие (антенатальный период) Эмбриональный период 0-2 мес. антенатального развития Плодовый (фетальный период) 2-9 мес. антенатального развития Постнатальное развития Перинатальный период 28 недель антенатального развития – первые 10 дней постнатального периода Период новорожденности Первый месяц жизни Грудной возраст 1мес.-1год Раннее детство 1-3 года Первое детство 4-7 лет Второе детство 8-12 (мальчики) 8-11 лет (девочки) Подростковый возраст (пубертатный период) 13-16 лет (мальчики) 12-15 лет (девочки) Юношеский возраст (ювенильный) 17-21 (юноши) 16-20 (девочки) Зрелый возраст, 1 период 22-35 лет (мужчины) 21-35 лет (женщины) Зрелый возраст, 2 период 36-60 лет (мужчины) 36-55 лет (женщины) Пожилой возраст 61-74 года (мужчины) 56-74 года (женщины) Старческий возраст 75-90 лет Долгожители 90 лет и выше
Слайд 4
Слайд 5
1 Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое 2 Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым 3 Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный 4 Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Неподвижный 5 веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный 6 Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение 7 Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый 8 Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный 9 Медленный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый 10 бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный 11 Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный 12 Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный 13 Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный 14 Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной 15 Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный 16 Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный 17 Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый 18 Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный 19 Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый 20 Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный 21 Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденны 22 Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать 23 Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный 24 Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный 25 Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Быстро утомляемый 26 Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый 27 Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко 28 Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный 29 Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный 30 Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный Бланк теста дифференциальной самооценки функционального состояния (САН)
Слайд 6
Результаты исследования Самочувствие Активность Настроение 10 11 12 13 14 15 10 11 12 13 14 15 10 11 12 13 14 15 Высокий уровень 65 60 47 45 40 30 67 67 27 25 17 15 70 67 53 50 48 42 Низкий уровень 35 40 47 45 35 35 33 33 67 65 63 60 30 27 33 33 35 38 Средний уровень 0 0 6 10 25 35 0 0 6 10 20 25 0 6 14 17 17 20
Слайд 8
Выводы Подростковый возраст является одним из критических периодов онтогенеза человека. Это наиболее ответственный период развития, когда происходит перестройка и созревание всех функциональных систем организма, характеристики которых приближаются к дефинитивным величинам. Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка, усиленная воздействием половых гормонов, лежит в основе изменений его психики. Происходит снижение защитных функций организма и как следствие – снижение уровня здоровья, что и было доказано в результате проведенного исследования.
Фокус-покус! Раз, два,три!
Браво, Феликс!
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Композитор Алексей Рыбников
О путнике