Дошкольное детство - перирод ознакомления детей с окружающим. Немаловажно в формировании познавательных интересов дошкольников использовать разнообрзные темы. В статье рассматриваются вопросы осоздании условий и выборе форм работы по ознакомлению дошкольников с космосом. Предлагаемый материал будет интересен всем кто занимается вопросами дошкольного образования.
Вложение | Размер |
---|---|
st_kosmos_2012.doc | 50 КБ |
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНКОВ С КОСМОСОМ
Студентка дошкольного отделения
Погодина Марина Николаевна,
научный руководитель
Черменева Светлана Ивановна
На рубеже двух столетий – девятнадцатого и двадцатого – наш соотечественник, основоположник современной космонавтики
К. Э. Циолковский стал рассматривать космос как возможную среду обитания человека, исследовать условия, в которых он окажется, совершая межпланетный полет. 4 октября 1957 года впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра в истории человечества. А 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив первый полет в истории человечества. С того дня прошло 50 лет...
Мечта вчерашних мальчишек стать космонавтом для современных детей недостаточно актуальна. Между тем космические пираты, звездные воины и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывая у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому педагогам и родителям важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. По данной теме работали российские педагоги: Н. А. Короткова, И. А. Модина, Е. Г. Юдина и др.
Если малыш дорос до возраста «почемучки» и начинает засыпать вопросами о том, почему звёзды светятся, кто придумал лето, далеко ли до Солнца и что такое комета, самое время познакомить, понять устройство окружающего мира, поддержать исследовательский интерес и познать историю освоения с космосом в доступной для него форме.
Вселенная - извечная загадка бытия, манящая тайна навсегда. Ибо нет конца у познания. Есть лишь непрерывное преодоление границ неведомого. Но как только сделан шаг - открываются новые горизонты. А за ним - новые тайны. Так было и так будет всегда, особенно в познании Космоса. Мечты человека подняться за облака и улететь на другие небесные тела насчитывают не одно тысячелетие. Легенды и мифы всех народов полны рассказов о полете к Луне, Солнцу и звездам. Средства для таких полетов, предлагавшиеся народной фантазией, были примитивны: колесница, влекомая орлами, крылья, прикрепленные к рукам человека.
Окружающий мир с раннего возраста вызывает у человека любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать. [2,с.157] Для удовлетворения данного желания ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания Вселенной и происходящих изменениях в космосе.
В Федеральных Государственных Требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования отмечено, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупностью личностных качеств [6,с.3]. Поэтому представленный в документе портрет выпускника ДОУ включает в себя интегративные качества, где интеллектуальный компонент предполагает наличие знаний о разных сторонах социальной действительности. Является важным отбор материала в соответствии с возрастом, доступность информации и в то же время избегание явления «всё известно». Дошкольникам должен быть интересен и понятен предлагаемый материал. Тема космоса является благоприятной для старших дошкольников и будет способствовать развитию детской любознательности и активности. Эффективность непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста в ознакомлении с космосом определяется выполнением рядом условий:
1. Ориентируясь на примерную тематику непосредственно-образовательной деятельности (НОД), необходимо сформулировать цель и развивающую, обучающую, воспитывающую задачи в соответствии с программой.
2. По теме НОД следует подготовить познавательный рассказ для детей, который уточняется и дополняется на основе справочной литературы: энциклопедий, учебников, словарей по проблеме. «Важно: информация должна быть научно обоснованной. Даже привычные и общепринятые на первый взгляд факты следует перепроверить с помощью справочных изданий.»[8,34]
3. Продумывая методы и приемы работы, следует отдавать предпочтение тем, которые будут стимулировать детскую активность. Не стоит увлекаться простой трансляцией информации на занятии. Рассказать или почитать можно в свободное время, например, перед ужином. Активность детей – главное условие успешного освоения материала.
4. Учитывая особенности детского мышления и восприятия, надо обеспечить продуктивную деятельность, с помощью которой ребёнок сможет закрепить пройденное или отрефлексировать результат своей работы. Это может быть любая художественно-продуктивная деятельность, схематизация, составление творческого рассказа и т.д.
5. Для удовлетворения познавательных интересов, формирования способности проверять собственные гипотезы, необходимо в каждое занятие включать элементарные опыты, чтобы проверить знания на практике. «Особенность мышления дошкольников в том, что оно базируется на чувственном восприятии. Это давно замечено дидактами специалистами в области дошкольного образования. Поэтому познавательно-практическая деятельность является одним из самых оптимальных направлений в развитии
у детей способности к самостоятельному мышлению.»[5,с.67]
Таким образом, для ознакомления с космосом необходимо создать условия развивающей среды, которые способствуют формированию и закреплению знаний о Вселенной. При таком подходе у детей сформируется не только интерес к исследованию окружающего мира, но и ряд полезных мыслительных навыков, необходимых для самостоятельной работы и решению возникающих задач
Эмоциональный компонент ФГТ призван обеспечить проникновение знаний в сферу чувств и переживаний. Эмоциональное реагирование детей обеспечивается использованием в ходе реализации образовательных задач средств материальной и духовной культуры. Кратчайшим путём донесения до души, до сознания ребёнка нравственной сути того или иного материала является художественная литература, музыка, картины. Поэтому целесообразным в ознакомлении детей с космосом и космонавтами является использование познавательных сказок (в том числе и составленных самостоятельно), презентаций, слушание и пение песен о космосе и космонавтах.
Практически-действенный компонент представлен практическими действиями детей, спектр которых достаточно широк. Это игры, рисование, лепка, конструирование, моделирование, экспериментирование и другие. Знания, которыми представлен интеллектуальный компонент, с одной стороны, имеют прямой выход на ближнюю деятельность, с другой стороны, знания будут служить багажом для перспективной деятельности и развития. Например, знания о мужестве, смелости, героизме космонавтов дети воспринимают эмоционально, с большим интересом. Эти знания дети отражают в сюжетно-ролевой игре «Мы - космонавты», «Полёт на Марс», рисуют и лепят ракету, космонавта в скафандре, делают летательные аппараты из бросового материала. Вообще, тема космоса содержит в себе массу идей для рисунков, поделок из бумаги, картона, пластилина. Можно рисовать фантастические инопланетные миры и космолёты, лепить космических пришельцев, моделировать из пластилина марсианскую или лунную поверхность, придумывать новые названия планеты и созвездиям, выдумать собственные галактики. Тема эта безгранична, потому что даёт пищу детской фантазии, развивает нестандартность мышления, стимулирует познавательный интерес и желание постоянно узнавать что-то новое. Кроме того, эти знания формируют нравственный идеал ребёнка и мотивируют поступки, деятельность, социальный и профессиональный выбор в будущем.
Тема космоса максимально может быть реализована в условиях совместной деятельности воспитателя с детьми, как того требует ФГТ ООП ДО. В работах российских педагогов Н. А. Коротковой, И. А. Модиной, Е. Г. Юдиной определены признаки совместной деятельности взрослых и детей: наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). Именно с учётом таких положений должна организовываться непосредственно образовательная деятельность, к которой ФГТ относит игровую деятельность как ведущую деятельность дошкольного возраста, а также коммуникативную, двигательную, продуктивную, познавательно-исследовательскую, трудовую, музыкально-художественную, чтение (восприятие) художественной литературы. Важно не просто организовать детские виды деятельности, а найти адекватные возрасту формы активности. Учитывая принцип интеграции и принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса по теме «Космос» можно предложить к использованию следующие формы активной детской деятельности:
Искусство воспитателя заключается в умелом сочетании форм и методов работы, их соответствию возрастным особенностям дошкольников.
Таким образом, ознакомление с космосом играет большую познавательную и воспитательную роль в жизни дошкольников, укрепляет сотрудничество детского сада и семьи. Практика показывает, что знакомство с космическим пространством способствует возникновению интересов, как у детей, так и у взрослых.
Литература
Мороз Иванович
Чья проталина?
И тут появился изобретатель
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Лупленый бочок