Надо ли давать деньги детям на карманные расходы? Этот вопрос волнует не только детей , но и родителей.Проводя исследование Лутай Александр попробовал ответить на все эти вопросы.
Вложение | Размер |
---|---|
a_v_dengah_li_schaste.doc | 154.5 КБ |
Тот мудрен, у кого карман ядрен?
Автор: Лутай Александр
Россия, Республика Бурятия, Муйский район, Таксимо
МОУ «Таксимовская средняя
общеобразовательная школа №3,
6 б класс
Научный руководитель:
Панченко Галина Константиновна, учитель математики
Россия, Республика Бурятия, Майский район, Таксимо
МОУ «Таксимовская Средняя
Общеобразовательная школа №3»
Содержание
- природа денег_________________________4
- деньги и дети в разных странах__________ 5
- карманные деньги
- психологи советуют: ___________________
- анкетирование ________________________ 6
3. Заключение:
- выводы__________________________ _8
4. рекомендации родителям__________________8
5. Список литературы_____________________ 8
6. Приложение _______________________ 9-10
Введение
Мне на день рождения подарили деньги. Мама сказала, чтобы я самостоятельно ими распорядился, и она поймет, насколько я стал взрослым. Мне очень хотелось сделать все правильно. А как распорядиться деньгами? Вот если бы я часто расходовал деньги, может мне, было бы легче решить эту задачу. Я решил исследовать эту проблему
Современные дети очень рано знакомятся с функцией и ролью денег в жизни человека. Они видят, что родители платят деньги в магазине и покупают им что-то. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают: деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.
Гипотеза: Чем раньше дети научатся расходовать деньги, тем более бережливыми они вырастят
Цель: подтвердить или опровергнуть вышеуказанную гипотезу.
Задачи: 1. Изучить существующие исследования по данной теме.
2. Исследовать мнения учащихся и родителей по данной теме.
3. Собрать воедино получившиеся результаты, сделать общие выводы и
разработать рекомендации для учащихся и родителей.
Методы: 1. Провести анкетирование среди
учащихся 5- 11 классов
2. Провести эксперимент среди друзей.
Каждому человеку необходимо ощущение, что он что-то собою представляет, иными словами, что-то стоит. Маленький ребёнок получает подтверждение этому в виде ласкового слова, родительской похвалы, наконец, нехитрого вознаграждения – игрушки или конфеты. Становясь постарше, он начинает понимать, что мерилом его достоинств, способностей и умений выступают школьные оценки. Потом он становится взрослым. А для взрослого такими отметками выступают…деньги!
Многие психические отклонения на почве денег (патологическая скупость, расточительность, страсть к азартным играм, навязчивое желание делать покупки) по наблюдениям исследователя А.Мэттьюз, уходят корнями в семейные проблемы.
Родители выражают с помощью денег свои чувства по отношению к детям, поощряя их хорошие привычки и школьные успехи. Семейные напутствия относительно денег часто
бывают двойственными, непоследовательными и запутанными. Они содержат не только открыто выраженный смысл, но и множество скрытых подсмыслов.
В нашей стране отношения многих родителей к карманным деньгам и самостоятельным заработкам подростков до сих пор остаётся двойственным. С одной стороны, многие боятся, что деньги «испортят» ребёнка. Это является отголоском довольно распространённого мифа о том, что деньги есть нечто грязное и недостойное, с чем ребёнку не следует иметь дела. С другой стороны, для многих родителей деньги и подарки – это самый простой и удобный способ «отделаться» от ребёнка, в прямом смысле откупиться от своих воспитательных обязанностей. Поэтому многие, уступая настойчивым просьбам ребёнка дать деньги на что-то, испытывают смутное чувство вины.
Так нужно ли приучать детей к деньгам, и с какого возраста?
2
Деньги, деньги, всюду деньги, о них говорят и о них умалчивают, их зарабатывают, их тратят, ими хвастаются, их получают по наследству, копят, вкладывают, проигрывают, подделывают, коллекционируют и даже носят в качестве украшения.
Впрочем, в определенные этапы развития человечества, без них все-таки обходились. Желающий приобрести, например, топор мог заплатить за него бараном. Правда, тут возникала проблема: могло казаться, что владельцу топора не нужен баран, а нужно что-то совсем другое, чего у желающего приобрести топор, нет, к тому же он стоит не целого барана, а полбарана. Еще совсем недавно, в конце XX века, на Соломоновых островах действовал так называемый картофельный тариф. Услуги врача оплачиваются только картофелем. Один визит к врачу стоит одну большую картофелину. Но такой тариф действует только по будням до наступления темноты. Вечернюю медицинскую помощь оплачивают уже пятью картофелинами. Сотню же надо платить, если вы пришли к врачу в субботу. После обеда в субботу цена возрастает еще вдвое. Этот высокий тариф сохраняется до утра понедельника. Такими деньгами, может быть, было и просто рассчитываться, но капитал накопить на черный день было весьма проблематично.
Цивилизованный мир усиленно трудился над совершенствованием валютной системы, каждый народ предлагал свой вариант денег, зависящий от местных условий. Многие считают, что раковины были первыми деньгами. Чаще всего в качестве денег использовались круглые и гладкие раковины — каури. Это небольшие раковины морского моллюска около дюйма длинной, обитавшего в Индийском и Тихом океанах.
Деньги с древнейших времен стали равноценными товарам и независимости. Деньги дают человеку власть и то, что недоступно бедному. С деньгами меняется образ жизни. Про деньги придумывают много мифов и легенд. Денежные комплексы начинаются у людей ещё в детстве – независимо от того, в богатой или бедной. Если ребенок вовремя не познакомится с миром денег, то ему будет сложно не только зарабатывать и тратить, но и вступать в любые отношения, особенно сопряженные с деньгами.
А вот как выразил свое мнение о деньгах древнегреческий драматург Софокл: “Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги, поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека, они же научают извлекать из всякой вещи только зло и беззаконие”.
В старину поговаривали, что деньги изобрел дьявол. Вот такой парадокс: с одной стороны, деньги - великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это зло, от которого нужно избавляться.
В чем же причина такого, порой суеверного, страха перед деньгами? Причина одна. Основа всякого суеверия – непонимание, а природа денег оказывается достаточно сложной. Мы относимся к деньгам, как неразумное дитя к строгому учителю. А учитель вовсе не хочет нас пугать, не ищет нашей любви или ненависти, он добивается лишь понимания. Человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь.
Можно с уверенностью сказать, что деньги обладают таинственным обучающим потенциалом. Они, как ни громко это прозвучит, учат жить, если, конечно, относиться к ним с уважением, не делать накопление денег смыслом всей жизни и не совершать ради них безумные поступки.
Интерес к деньгам закономерен, он проявляется уже у двухлетних детей. В этом возрасте ребенок видит, что деньги играют важную роль в жизни взрослых, но еще не понимает их функцию и по-своему использует эти привлекательные блестящие штучки, которые так часто видит в руках у родителей и с удовольствием играет с ними.
Следующая стадия знакомства с деньгами — попытка их воспроизвести, создать. Бумажная валюта появляется в детских играх примерно в четырехлетнем возрасте, взрослее, дети начинают воспроизводить в своих играх ситуацию из жизни взрослых — обмен денег на конкретные вещи. Сами по себе деньги не имеют какого-либо отрицательного или положительного влияния на ребенка. Но именно они (а точнее — неправильное к ним отношение) могут стать причиной весьма неприятных ситуаций.
В возрасте 6–7 лет у многих детей возникает интерес к настоящим деньгам: им хочется самостоятельно что-то купить. Иногда воплощение этого желания приводит родителей в замешательство, так как ребенок может позаимствовать деньги у родителей без спроса. Такие ситуации пугают родителей и интерпретируются ими как воровство.
Некоторые дети очень рано пытаются использовать деньги для удовлетворения своих коммуникативных потребностей — завоевать популярность, обратить на себя внимание, получить власть. Уже в 8–9-летнем возрасте они считают, что это единственный и действенный способ добиться желаемого.
За подобными поступками скрываются серьезные личностные и педагогические проблемы.
В среднем возрасте преобладает обменный процесс. Обмен – прообраз денежных отношений, а склонность к нему свидетельствует о высокой ступени развития. Книжки, кассеты, игрушки, диски – каждый предмет имеет в глазах ребенка определенную ценность, во многом нелогичную, эмоциональную.
Обмен типа «товар-деньги-товар» входит в детское сознание в разное время. В основном это программирует семья. Есть мнение, что дети и деньги – вещи несовместимые, главное – развивающий сад, музыкальная студия. Но, думая о высоком, не забывайте, что только вы можете привить ребенку правильное и спокойное отношение к деньгам. Если эту прививку сделает с опозданием кто-то чужой с другими жизненными ценностями, возможны осложнения
В старшем возрасте возникает острая потребность в деньгах. Если у ребенка никогда не было своих денег, ему негде было научиться правильно и спокойно к ним относиться. Ведь все семейное воспитание в этом вопросе направлено только к одному: чтобы ребенок усвоил, что деньги не цель, а средство! Карманные деньги — оберег от нищенства и воровства.
Психологи из Новосибирска Горлова М.Ф. и Ефимкина Р.П. описывают несколько стратегий финансовой состоятельности. Они проводят аналогию между процессами пищеварения и зарабатыванием - тратой денег. "Родители вначале обучают ребенка "есть пищу", а потом они должны обучить его добывать пищу в "социальных джунглях", то есть уметь планировать, зарабатывать и оптимально тратить деньги. По тому, как проходит процесс пищеварения, можно понять, здоров ребенок или нет. Точно также по тому, как обходится с деньгами взрослый, можно понять, состоятелен он или нет".
3
Популярная в США книга Д. Нельсена «1001 совет по воспитанию детей» рекомендует с ранних лет у ребенка выработать привычку экономии, а с 4-6 лет открыть на его имя счёт в банке, и пусть ребенок сам его пополняет. В возрасте 6-14 лет планировать вместе с ребенком его расходы. Установить порядок, в соответствии с которым карманные деньги будут даваться только раз в неделю.
Все правильно, однако здесь хотелось бы вспомнить высказывание известного педагога и писателя С. Соловейчика: «Все, что можно измерить или сосчитать, не имеет отношения к результатам воспитания. Для воспитания ребенка по-прежнему важны лишь духовные устремления родителей».
Первые результаты, полученные еще в 60е годы прошлого века разными исследователями, оказались противоречивыми. Одни считали, что отношение детей к деньгам напрямую не связано с тем, были у них карманные средства, или нет. Другие утверждали, что существует положительная связь между "покупательскими навыками" и наличием собственных денег у ребенка. Впоследствии ко второму мнению склонилось большинство голосов.
Сколько денег получают дети в западных странах?
Международный Журнал экономической психологии в 2001 году опубликовал исследование британского ученого Адриана Фернхема, посвященное отношению к карманным деньгам родителей, имеющих детей разного возраста.
Результаты исследования показали, что большинство родителей (88%) выдают детям карманные деньги строго по плану. Первые личные деньги (около полутора долларов в неделю) появляются у девочек и мальчиков, в среднем, в возрасте шести с половиной лет. Далее между размером суммы и возрастом ребенка существует почти линейная зависимость - 17-летний британский подросток получал от родителей несколько лет назад примерно 10 долларов в неделю.
В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне. Согласно предписанию ведомства по делам детей и молодежи, ребенку в возрасте до шести лет полагается 50 центов в неделю, 7-летнему - 1,5-2 евро, 10-летнему - 10-12 евро, а в 13 лет - уже 20 евро. Пятнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю.
Если родители не выдают ребенку деньги по "государственному тарифу", он может подать на них жалобу. Злостная невыплата карманных денег грозит родителям штрафом. В общем случае, европейские родители одобряют, когда дети копят деньги, и не приветствуют, когда их отпрыски берут деньги взаймы или сами дают их в долг другим детям. Родители, принадлежащие к среднему классу, лучше относятся к понятию "карманные деньги", чем родители из рабочего класса, и начинают приучать детей к управлению личными финансами в более раннем возрасте. Интересно, что в рабочих семьях чаще считается, что мальчикам надо давать больше карманных денег, чем девочкам.
Примерно 3/4 европейцев считают, что деньги следует выдавать еженедельно, и что следует поощрять детей копить на какие-то покупки, а также начинать работать за деньги в свободное от учебы время. Интересно, что жители Германии рассчитывают на то, что их дети начнут подрабатывать с восьми лет. В то же время британцы полагают, что 10 лет - более подходящий для этого возраст.
Вот как описывает проблему директор Российского института детской психотерапии и психоанализа Н. Асапова.
«В отношениях между родителями и детьми деньги выступают символом родительской любви. Они передают от родителя к ребенку ощущение силы и могущества, что увеличивает возможности развития личности». Идя в магазин даже с трехлетним ребенком, дайте ему денег, пусть купит себе то, что хочет. Это очень стимулирует чувство уверенности в себе у маленького человека, приобщает его к миру взрослых.
4. Часто люди спорят, надо давать или не надо давать детям деньги. Жизнь – это постоянная учеба, которая не заканчивается с окончанием школы. Жизнь меняется ежесекундно.
Дети могут иметь карманные деньги с того момента, когда возникает потребность самостоятельно их тратить и создаются для этого условия - как правило, в младшем школьном возрасте. Но от ребенка тоже кое-что требуется. Он должен более или менее понимать, что деньги надо зарабатывать и что это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают детям о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание.
Очень важно быть честными в детьми относительно семейного бюджета. Ведь когда дети со слезами на глазах упрашивают родителей купить им плеер или кофточку с капюшоном, а родители говорят им что нет денег - это не всегда, правда. Но если деньги есть - дети не могут об этом не догадываться и потому ждут от родителей хотя бы честного ответа, не получив который, находят его сами. Вот ведь что интересно: когда в доме денег действительно нет, дети об этом знают и выпрашивают редко и самое необходимое.
Психологи говорят:
1. Умение обращаться с деньгами - это совершенно особый навык, который, к счастью, успешно поддается тренировке. Карманные деньги - вот лучший тренажер финансовой самостоятельности для детей.
2. Выделяйте ребенку на карманные расходы столько, сколько может позволить ваш семейный бюджет, даже если на эти деньги можно всего лишь раз в неделю что-то приобрести в школьном буфете сверх программы. Пусть ребенок с ранних лет понимает цену деньгам.
3. Если ребенок слишком интересуется деньгами, используйте этот интерес для образовательных целей. Обратите внимание ребенка на внешний вид денег, их символику, различия валют разных стран, на историю происхождения денег, на материалы, из которых их изготавливают. Постарайтесь провести параллели между этим интересом и теми предметами, которые проходят в школе: географией, историей, биологией и, естественно, математикой. Парадоксально, но наиболее эффективный путь помочь детям правильно отнестись к деньгам - это как можно больше говорить о них. Предлагать детям схематическое объяснение роли денег в жизни, упрощать денежные взаимоотношения людей - наивно и неэффективно, если мы хотим привить разумное отношение к этой важной сфере жизни. Наш опыт с деньгами формирует из нас личностей с самого детства. То, как мы тратим деньги, как добываем их, как сберегаем - все это говорит о нас очень многое.
5
Перейдем теперь от статистики к практике. Попробуем предложить вашему вниманию несколько простых советов о том, как организовать денежный поток от родителей к ребенку.
С какого возраста давать ребенку карманные деньги - зависит как от родителей, так и от ребенка. Однако не помешает выяснить, есть ли уже карманные деньги у приятелей: дети не любят сильно отличаться друг от друга.
Основная причина, по которой стоит давать детям деньги состоит в том, что ребенок должен научиться обращаться с деньгами. Лучше всего, если это произойдет в том возрасте, когда родители еще могут как-то влиять на отношения ребенка с финансами.
Карманные деньги придают детям уверенности в себе. Школьник, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя "почти взрослым".
Иногда, чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов.
Нередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные деньги для школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет дает младшему школьнику ощущение независимости.
В некоторых семьях обходятся без карманных денег в виде регулярных выплат. Детям просто дают деньги, когда они об этом просят.
Исследователи еще около 20 лет назад установили, что выдавать деньги за помощь по хозяйству обычно характерно для молодых родителей. Они также часто меняют условия договоренностей с ребенком о количестве карманных денег.
Большинство родителей, считают, что какое-то количество денег надо давать детям просто потому, что они являются членами семьи. В то же время предполагается, что дети должны в той или иной мере помогать родителям по хозяйству. Лучше не связывать две эти вещи воедино, а рассматривать их по отдельности. Объяснить этот подход ребенку можно при помощи примерно такой фразы: "Мы помогаем друг другу потому, что мы члены одной семьи. Мы делим и заботы, и приобретения на всех".
В начальной школе вы можете, к примеру, условиться, что из карманных денег ребенок будет покупать себе, во-первых, что-нибудь вкусное в школьном буфете; во-вторых, недорогие сувениры и ручки в газетном киоске; в-третьих, откладывать часть суммы в копилку на покупку дорогой игрушки. Если вы будете давать деньги с условием, что школьник потратит их "на ластик, линейку и глазированный сырок", это, конечно, даст вам ощущение контроля, но вряд ли привьет ребенку ответственность за свои решения. Лучше попробовать смириться со свободой ребенка в пределах 20 рублей, даже если эти деньги будут потрачены на ерунду с вашей точки зрения.
Лишать ли карманных денег за проступки?
На первый взгляд, было бы естественно прекращать выдачу карманных денег, если ребенок плохо себя ведет и должен быть наказан. Например, покупку учебников обычно берут на себя родители. Однако за потерянный учебник можно потребовать у ребенка компенсацию. Можно предложить ему выплатить стоимость книги частями, "в несколько траншей", чтобы он не отдавал сразу все, что у него есть.
А вот полностью лишать виновника денег, возможно, не лучшее решение. Во-первых, есть вероятность того, что ребенок просто разозлится на вас. Во-вторых, он может начать брать деньги в долг у одноклассников, или, попробует стащить деньги из вашего кошелька. Счастье не в деньгах...
А в их количестве? В общем, деньги для детей - хорошее учебное пособие перед взрослой жизнью. Но не стоит переоценивать влияние финансового благополучия на общую удовлетворенность жизнью ребенка. Согласно опросу, проведенному Йоркским университетом среди детей в возрасте от 11 до 15 лет, подростки не чувствуют себя более или менее счастливыми в зависимости от дохода своих родителей. На счастье не влияют ни размер карманных денег, ни родительская зарплата. Что же нужно для счастья детям этого возраста? Банально и просто - любящая семья с братьями и сестрами. Даже если отец потерял работу, то его ребенок, как правило, бывает скорее доволен, чем нет, новыми возможностями домашнего общения.
Я провел опрос среди родителей:
Надо давать деньги: с 8 лет-20% с 10 лет – 12% с 14 лет -38%.
не надо-38%
Сколько: 50 руб.- 68%, 100 рублей-23%; немного – 7%; что бы хватало-2%
Надо контролировать куда потрачены деньги:
давать с рекомендациями – 54%, учить расходовать -41%, нет-5%
Когда нужно учить детей правильно расходовать деньги:
С 5 лет – 23%, когда даешь деньги – 56%; с рождения -9 %; с 8 лет -12%
Сколько нужно денег, чтобы быть счастливым:
не в деньгах счастье:-54%,много -34%;
не связывают количество денег со счастьем - 12%
Опрос учащихся с 6 – 11 класс:
53% считают, что счастье не связано с деньгами, и только 7% допускают такую связь. 62% считают, что давать деньги на карманные расходы не надо, итак все есть, а 12% считают, что иметь деньги необходимо, причем, чем старше учащиеся, тем больший процент желающих иметь деньги. В основном это 50 рублей в неделю, но есть учащиеся, которые имеют столько, сколько они хотят. В основном -38% тратятся на себя, 12% на школьные принадлежности, 15% на сладкое, 7% на компьютер, сотовый. Если бы были деньги, то 38% не знают, куда их потратить, 8 % потратили на себя, а12% положили в копилку. А вот 1 миллион уже знают, куда можно потратить: машина, квартира, образование, благотворительность.
Я провел среди друзей эксперимент: попросил купить, что пожелается на 200 рублей. Саша купил – блокнот на 160 рублей, Юра – коллекционную машинку на 200 рублей, Ульяна купила бисер на 170 рублей, Люба купила школьные принадлежности на 200 рублей, Никита купил диск за 200 рублей, Женя купил сладости на 200 рублей. Всем моим друзьям дают карманные деньги, кроме Любы и Жени. Эксперимент еще раз доказывает, что если мы с детства знаем цену денег, то и расходы будут продуманные, а не спонтанные.
Моя гипотеза: Чем раньше дети научатся расходовать деньги, тем более бережливыми они вырастят, подтвердилась. Подводя итоги, можно сказать, что если правильно сформировать отношение ребенка к деньгам, то они могут стать для детей мощным развивающим, обучающим и воспитывающим средством, а неправильно сформированное отношение может очень сильно навредить. Хотя тут надо смотреть на всю систему воспитания ребенка (детей) в семье в целом. Такой пунктик, как отношение к деньгам, не может, конечно, быть решающим моментом в формировании личности и мировоззрения.
Рекомендации родителям:
1. Умение обращаться с деньгами - это совершенно особый навык, который, к счастью, успешно поддается тренировке. Карманные деньги - вот лучший тренажер финансовой самостоятельности для детей.
2. Выделяйте ребенку на карманные расходы столько, сколько может позволить ваш семейный бюджет, даже если на эти деньги можно всего лишь раз в неделю что-то приобрести в школьном буфете сверх программы. Пусть ребенок с ранних лет понимает цену деньгам.
3. Если ребенок слишком интересуется деньгами, используйте этот интерес для образовательных целей.
4. Можно с уверенностью сказать, что деньги обладают таинственным обучающим потенциалом. Они, как ни громко это прозвучит, учат жить, если, конечно, относиться к ним с уважением, не делать накопление денег смыслом всей жизни и не совершать ради них безумные поступки
5. В возрасте 6-14 лет планировать вместе с ребенком его расходы. Установить порядок, в соответствии с которым карманные деньги будут даваться только раз в неделю.
не забывайте, что только вы можете привить ребенку правильное и спокойное отношение к деньгам
6. Дети могут иметь карманные деньги с того момента, когда возникает потребность самостоятельно их тратить и создаются для этого условия - как правило, в младшем школьном возрасте. Но от ребенка тоже кое-что требуется. Он должен более или менее понимать, что деньги надо зарабатывать и что это немалый труд
Список литературы
5. Интернет
Приложение:
Цветок или сорняк?
Спасибо тебе, дедушка!
Сказка на ночь про Снеговика
Рождественский венок
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей