В российских школах накоплен огромный опыт в организации образовательного процесса,
но все больше и больше детей проявляют свое нежелание обучаться в обычной школе,
говорят о том, что в школе стало не интересно и скучно учиться.
Неужели современные дети потеряли интерес к новому, необычному.
Неужели они ничего не хотят знать? Конечно, нет!
Понаблюдайте за ними на переменах. С каким интересом они обсуждают
возможности нового мобильного телефона или радуются еще за одного
из своих одноклассников, которому родители подарили компьютер.
Среди стайки ребят мы увидим и тех, кому часто скучно на уроке,
кто упорно отказывается заниматься учебным трудом.
И неправда, что они используют телефоны и компьютеры только для игр и развлечений.
Есть и такие, но в основном ребята с жадностью осваивают
все новые и новые возможности своего телефона и компьютера.
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_v_zhizni.doc | 109 КБ |
urok_s_ikt.ppt | 1.23 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Информационно-компьютерные технологии в школе.
Реферативно - исследовательская работа.
Автор: ученица 11 класса
Приймак Евгения Сергеевна
Научный руководитель:
учитель математики
Черменёва Галина Георгиевна
г. Югорск – 2010 г.
Оглавление
Введение. 3
средство повышения его эффективности. 11
Приложение: Презентация исследовательской работы
«Информационно-компьютерные технологии в школе».
Введение.
В российских школах накоплен огромный опыт в организации образовательного процесса, но все больше и больше детей проявляют свое нежелание обучаться в обычной школе, говорят о том, что в школе стало не интересно и скучно учиться. Неужели современные дети потеряли интерес к новому, необычному. Неужели они ничего не хотят знать? Конечно, нет! Понаблюдайте за ними на переменах. С каким интересом они обсуждают возможности нового мобильного телефона или радуются еще за одного из своих одноклассников, которому родители подарили компьютер. Среди стайки ребят мы увидим и тех, кому часто скучно на уроке, кто упорно отказывается заниматься учебным трудом. И неправда, что они используют телефоны и компьютеры только для игр и развлечений. Есть и такие, но в основном ребята с жадностью осваивают все новые и новые возможности своего телефона и компьютера.
Значит, в наше время молодежь отдает приоритет изучению компьютерных технологий, считая эти знания необходимыми в современном мире.
К сожалению, люди старшего поколения, особенно кому сейчас за 50 лет, почти не знакомы с настоящими компьютерными технологиями. Это является проблемой нашего времени и моего проекта.
Методом решения может стать участие молодых людей в знакомстве с компьютером и в обучении компьютерным технологиям и ИКТ людей старшего поколения.
Знакомство детей с компьютером и компьютерными технологиями начинается уже с младшей школы, и даже с детского сада.
Поэтому главной задачей школы должно стать стремление научить каждого ребенка ориентироваться в нарастающем потоке информации, научить его отсеивать ненужное, искать достаточное для обоснования необходимого и владеть различными методами информационных технологий. Все это ложится на плечи воспитателей, учителей, преподавателей.
Поэтому творческий учитель на основе использования информационных технологий способен организовать современный урок таким образом, когда организация познавательной деятельности учащихся носит технологический, развивающий эффект. Существенная перемена в структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с преподавания в процессе обучения на учение. Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса. На помощь учителю приходят коллективные формы обучения, и тогда учащиеся, которые испытывают затруднения в освоении математических понятий, получают дополнительные возможности для получения консультации, помощи, поддержки, а «математики» - дополнительную возможность реализовать себя. И именно информационные технологии позволяют осуществить этот переход, т.к. появляется потребность для более широкой дифференциации, индивидуализации и интеграции образовательного процесса. Новые возможности для организации систематического контроля над усвоением учебной информации не только через различные виды тестирования, но и подготовки таких видов заданий, которые позволяют видеть результат сразу после его выполнения, переводят образовательный процесс на более высокий уровень.
Цель: выяснить роль информационно-компьютерных технологий в активизации познавательной деятельности учащихся, а так же как современная молодежь может помочь освоить новые компьютерные системы.
старшеклассники могут помочь старшему поколению освоить новые компьютерные системы.
Задачи:
1. Обработка и анализ литературы по выбранной теме.
2. Систематизация обработанного материала.
3. Проведение опроса по теме.
4. Обработка результатов опроса.
5. Оформление работы.
Предмет исследования: обобщение информации по теме: « ИКТ в математике».
Объектом данной работы является литература, посвященная вопросам применения ИКТ в деятельности педагогов, учеников.
Методы исследования:
Результатом нашей работы являются рекомендации по освоению старшим поколением основ ИКТ, при пользовании терминалами, банкоматами и др.
Глава I. Использование компьютерно-информационных технологий.
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) -
На современном этапе развития школьного образования проблема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развитие их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится, ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учеником и учителем складываются отношения «субъект – субъективные».
В системе такого обучения различают два типа деятельности – обучающий и учебный.
Для первого типа характерно непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером. Компьютер определяет то задание, которое предъявляется обучаемым, оценивает правильность и оказывает необходимую помощь. Здесь обучение, как правило, протекает без учителя.
Второй тип обучения характеризуется взаимодействием учителя с компьютером. Компьютер помогает педагогу в управлении процессом. Он также может давать рекомендации о целесообразности применения конкретных обучающих воздействий к тем или иным обучаемым. Обычно этот тип используется, когда нельзя снабдить каждого обучаемого ПК, и он выступает в рамках традиционного обучения, как одно из средств обучения на ряду с учебниками и т.п.
В школе при обучении детей используется чаще второй, то есть учебный, тип.
В преподавании компьютер может быть использован на различных этапах урока – при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
На этом этапе наиболее эффективным является учебный тип деятельности. При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.
Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничение времени демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.
На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а так же подсказки, алгоритмы и справочные материалы.
При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».
Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащихся особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.
Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя ПК. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе «переключения на английский язык» и умения набирать формулы с помощью специальных программ. Кроме того, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбирать индивидуальный темп обучения учащихся.
Все рекомендации применимы и на других уроках: физике, географии, химии, биологии, русского языка и других уроках на разных этапах обучения.
Глава II. Роль информационных технологий в практике учителя-предметника.
Образовательное и информационное пространство в наши дни наводнили компьютерные обучающие программы, которые, безусловно, являются неплохим подспорьем в обучении. Они ориентируют учащегося на свободный тип обучения и индивидуальную логику познания.
За последние годы заметно возросло качество обучающих программ, в разработке которых принимают участие лучшие педагоги, специалисты-предметники, программисты, психологи, художники-дизайнеры. Казалось, цель создателей этих обучающих программ достигнута: обучаемый может обойтись без учителя.
Такой подход к обучению легко объясним. Наиболее радикальные сторонники образовательных технологий, в том числе и компьютерных, становятся своеобразными заложниками средств обучения, которые играют решающую роль в реализации их теоретических идей. Однако на дела все гораздо сложнее.
Внедрение образовательных технологий в массовую школу и практическое использование компьютерных обучающих программ показывает, что роль педагога остается весьма существенной. Несмотря на огромное преимущество компьютера, по сравнению с другими техническими и наглядными средствами обучения именно учитель может обеспечить целостность и системность в обучении. Ему важно лишь определить свое место и установить новые роли в образовательном процессе.
Почему же на первый план выдвигается принципиально новое видение роли учителя в усвоении знаний и работе учащихся с информацией?
Прежде всего, это вызвано принципиально новыми условиями информационного общества. Ученые подсчитали, что с начала нашей эры для усвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе усвоение произошло в 1900 году, а третье – к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз. Причем последняя тенденция все более усиливается, так как объем информации увеличивается более чем в 30 раз.
Помочь ученику ориентироваться в условиях «информационного обвала», уметь оценить качество информации, быстро ее обработать и при необходимости применить – одна из наиболее важных задач для учителя.
Вот почему большое внимание сегодня уделяется не только техническому оснащению компьютерного класса, формированию МИДИАТЕКИ, но и осмыслению дидактических принципов информатизации образования, обработки компьютерных технологий и педагогических техник проведения МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ЗАНЯТИИЙ.
Прежде всего, необходимо начать с формирования информационно-учебного комплекса (ИУК).
Первым его компонентом является информационно-энциклопедический центр:
- учебные пособия с теоретическим материалом в печатной форме, а также на электронных, видео- и аудионосителях, то есть первоначальное накопление банка информационных данных на базе библиотеки.
- рекомендации, путеводитель по использованию этих данных.
Сюда следует отнести и имеющиеся электронные энциклопедические издания: Энциклопедия Кирилла и Мефодия, большая Советская Энциклопедия, Энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Британская Энциклопедия и др.
Второй компонент ИУК – та продукция, которая призвана осмыслить и закрепить теоретический материал, осуществить контроль полученных теоретических знаний. В его состав могут входить мультимедийные учебники на электронных носителях (компакт-диски, дискеты, Интернет, компьютерные тренажеры). В современных условиях создаются уникальные электронные издания. И здесь педагогу важно определить свою зону творчества. Учитель не может и не должен выступать как единственный и «уникальный» источник информации.
В условиях информатизации образования учитель выступает в роли режиссера, который призван направить информационный поток в целях наиболее эффективного обучения.
Новые возможности для организации эффективного образовательного процесса в школе представляет сканер. Благодаря сканеру можно вносить в компьютер любые фрагменты текстов, фотографии, рисунки, таблицы. Очень часто Интернет позволяет найти интересующий ученика и учителя наглядный материал, причем высокого качества.
Учитель может произвести своеобразный монтаж мультимедийного занятия, причем рассчитать его с точностью до секунды, с учетом особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. Задача учителя – сконструировать такой урок, который, на его взгляд, мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели.
На смену наглядным пособиям могут прийти анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Обычно преподаватель на уроках идут на хитрость, закрывая часть наглядной информации, что создает определенные неудобства в работе. Компьютер позволяет выполнить видеоряд эффективно и в самый важный для учителя момент.
Компьютер позволяет оживить перед школьником мир геометрических фигур, причем показать их происхождение, становление в динамике. Например, квадрат получается движением отрезка параллельно самому себе в соответствующем направлении. Мы полагаем, что с помощью компьютера можно выстроить особый курс геометрии (динамическая геометрия), который будет более близок ребенку особенно в начале курса.
Еще одна особенность такого учебника – очень важная – возможность для школьника работать с компьютером в интерактивном режиме, то есть в диалоге.
При организации контроля знаний учителю вовсе не обязательно пользоваться имеющимися в мультимедийном учебнике тестами. В его распоряжении имеется ряд программ по составлению тестов. Многие из них чрезвычайно просты и доступны даже начинающему пользователю. Учитель может формировать банк контрольных материалов по своему усмотрению, с учетом особенностей конкретного класса и конкретного ученика. Ряд несложный программ по составлению тестов (к примеру программа Taster) можно найти в Интернете и воспользоваться ими совершенно бесплатно. Помимо оперативности контроля компьютерное тестирование помогает учащимся лучше подготовиться к Единому Государственному Экзамену (ЕГЭ).
Имея заранее готовые батареи тестов, можно практически моментально определять уровень знаний учеников и выявлять в них пробелы.
Разумеется, такой вид контроля не стоит делать единственным. Но его преимущества в скорости и экономии времени очевидны.
Третий важный компонент ИУК – формирование и развитие практических умений и навыков, развития интуиции и творческих способностей, ускоренного накопления профессионального опыта. Это система лабораторного практикума, компьютерные тренажеры, алгоритм специально подобранных задач от простого к сложному. Ряд электронных обучающих программ как раз направлен на развитие интеллекта, творческих способностей. Компьютер позволяет учителю организовать исследовательскую деятельность ученика.
Наконец, четвертый компонент ИУК – это система автоматизации профессиональной деятельности или их учебные аналоги:
- пакеты прикладных программ;
- системы автоматизации практических работ, научных исследований.
Достаточно интересные результаты наблюдаются у сильных учеников. В этом случае удается отработать и проконтролировать сложные задания, на которые не всегда хватает времени во время обычного урока.
Таким образом, использование компьютерных программ позволяет повысить эффективность контроля умений и навыков учащегося. Практика показывает, что разумное сочетание традиционных и компьютерных технологий, а в школьных условиях позволяет повысить производительность труда учителя и эффективность обучения.
Использование ИКТ позволяет ученику:
Применение ИКТ позволяет учителю осуществить:
Развивать активно-деятельные формы обучения (практикум, промежуточная аттестация, самоаттестация) за счет интерактивности программ.
Создавать вариативные проверочные работы, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся.
Собирать целые учебные курсы и семинары на базе имеющихся в комплексе и вновь созданных материалов, адаптировать их к профильным или авторским учебным программам
ИКТ используются в школе на уроках: математики, физики, ОБЖ, информатики, географии, МХК, технологии, английского и русского языков, риторики.
Материал, преподнесенный в новой форме, использование мультимедиа технологий и интерактивности ориентирует учащихся на
- размышление
- осмысление
- открытие
- самореализация личности
Глава III. Использование информационных технологий на уроках как средство повышения его эффективности.
Хочется верить, что заветная мечта каждого творчески работающего педагога – научить ребенка видеть необычное в обычном, чтобы вся дальнейшая жизнь каждого ребенка стала непрерывным открытием. И если ты учитель, то гораздо ближе находишься к исполнению этой мечты. У тебя есть возможность создавать условия для познания. Подтверждение данной гипотезы нахожу в федеральном компоненте государственного образования, в котором определены цели математического образования учащихся:
-овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин;
-формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Поэтому, чтобы учащиеся овладевали системой математических знаний и умений, необходимо очень серьезно относится к обобщению и систематизации получаемых знаний по каждой теме, всему курсу обучения.
Формируя информационную культуру учащихся, добиваясь от них понимания того, что без системы понятий невозможно успешное освоение любого учебного курса, а тем более курса математики, возможен переход на новое качество образования. Когда каждый обучающийся сознательно использует в своей учебной деятельности принципы информационного взаимодействия, тогда использование информационных технологий в образовательном процессе позволяет расширить возможности его эффективности.
Российская педагогика и практика накопила огромный опыт в организации образовательного процесса, но все больше и больше детей проявляют свое нежелание обучаться в обычной школе, говорят о том, что в школе стало не интересно и скучно учиться. Неужели современные дети потеряли интерес к новому, необычному. Неужели они ничего не хотят знать? Конечно, нет! Понаблюдайте за ними на переменах. С каким интересом они обсуждают возможности нового мобильного телефона или радуются еще за одного из своих одноклассников, которому родители подарили компьютер. Среди стайки ребят мы увидим и тех, кому часто скучно на уроке, кто упорно отказывается заниматься учебным трудом. И неправда, что они используют телефоны и компьютеры только для игр и развлечений. Есть и такие, но в основном ребята с жадностью осваивают все новые и новые возможности своего компьютера или телефона.
Сегодня мы все перегружены информацией, и поэтому главной задачей школы должно стать стремление научить каждого ребенка ориентироваться в этом нарастающем потоке информации, научить его отсеивать ненужное, искать достаточное для обоснования необходимого. Главным инструментом мыследеятельности по любой теме является система основных понятий. Определив систему и каждое понятие, убедившись в согласованности тезауруса учителя и учащихся, можно говорить об освоении учащимися социального опыта, т.е. знаний, умений и навыков в этой области. Именно систематизация знаний учащихся помогает учителю создать наиболее благоприятные условия и возможности для реализации их способностей с учетом индивидуального восприятия информации и способов работы с нею. Преимущество современного урока математики в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.
Поэтому творческий учитель на основе использования информационных технологий способен организовать современный урок таким образом, когда организация познавательной деятельности учащихся носит технологический, развивающий эффект. Существенная перемена в структуре образования может быть охарактеризована как перенос центра тяжести с преподавания в процессе обучения на учение. Это не обыкновенное «натаскивание» учеников, не экстенсивное увеличение знаний, а творческий подход к обучению всех участников образовательного процесса. На помощь учителю приходят коллективные формы обучения, и тогда учащиеся, которые испытывают затруднения в освоении математических понятий, получают дополнительные возможности для получения консультации, помощи, поддержки, а «математики» - дополнительную возможность реализовать себя. И именно информационные технологии позволяют осуществить этот переход, т.к. появляется потребность для более широкой дифференциации, индивидуализации и интеграции образовательного процесса. Новые возможности для организации систематического контроля над усвоением учебной информации не только через различные виды тестирования, но и подготовки таких видов заданий, которые позволяют видеть результат сразу после его выполнения, переводят образовательный процесс на более высокий уровень.
Сотрудничество обучаемых и обучающихся, их взаимопонимание является важнейшим условием образования. Серьезный подход к подбору приемов педагогических техник при конструировании обобщающего урока математики позволяет создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Положительный результат образовательного взаимодействия возможен только при наличии высокой мотивации.
В условиях информатизации образования и внедрения информационно-педагогических технологий системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем, а творческий подход определяется научным выбором лучшего из возможного. Т.е., речь здесь уже должна идти об изобретении новых информационно-педагогических технологий. Следовательно, необходима теоретическая подготовка учителя, его четкое представление структуры, целей и задач образования в условиях внедрения информационных технологий, чтобы использование ИКТ на уроках не превратилось в новомодную игрушку. По мере реализации идей эксперимента выявлено, что осознанное использование приемов педагогических техник необходимо не только учителю, но и учащимся, что необходима адаптация учащихся к новым методам работы с информацией. И когда технологическая культура учащихся повышается вместе с учительской, учитель становится организатором учебного процесса, познавательной активности учащихся. Тогда нет места пассивности на уроке ни одной из сторон взаимодействия, и деятельностный подход становится основным в ходе обретения знаний.
В чем же проявляется технологическая культура учителя и учащихся, какие проблемы возникают при реализации принципов информационного взаимодействия при организации образовательного процесса с использованием информационных технологий на уроке математики? Это, прежде всего, овладение методикой конструирования сценария обобщающего урока, основанного на использовании принципов информационного взаимодействия. Одним из основополагающих моментов информационно-педагогической технологии обобщающего урока является выстраивание системы понятий, привлекательная форма подачи предлагаемой к изучению информации и организация процесса сотворчества учителя и учащихся. Установление новых связей между понятиями и идеями; четкая и грамотная постановка учебной, воспитательной и развивающей целей урока и моделирование на их основе образовательной деятельности; учет особенности конкретного классного коллектива и каждого его члена при отборе приемов педагогических техник позволяет максимально реализовать поставленные цели на каждом этапе урока. Ни в коем случае не следует увлекаться набором различных приемов и способов организации учебной работы: только согласованность и логичность отбора позволит создать целостность и завершенность урока, а использование информационных технологий повысить его эффективность.
Заключение.
Целью нашей работы было выяснить роль ИКТ в деятельности педагогов и учащихся, а так же возможности старшеклассников во внедрении ИКТ для старшего поколения.
Проведя исследование, выяснили, что сегодня компьютерные технологии играют важную роль в жизни людей.
Анализ опроса показал, что у 85% опрошенных есть компьютеры или ноутбуки (а у 5% даже не один). Однако 85 %владельцев используют компьютер для игр, а 99% для общения или других целей. Но не следует забывать, что ИКТ являются незаменимыми помощниками в процессе образования. Благодаря поисковым сетям Интернета, многих обучающих программ, электронных энциклопедий и других мультимедийных технологий мы имеем возможность пополнять свои знания и улучшать качество и повышать уровень образования.
Таким образом, благодаря использованию ИКТ деятельность педагогов становится более дифференцирована. Компьютер помогает педагогу в управлении процессом, дает рекомендации о целесообразности применения конкретных обучающих воздействий к тем или иным обучаемым.
А учащиеся, применяя ИКТ, развивают свои творческие способности и повышают интенсивность умственной деятельности. Работая с ИКТ, ученик, который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания, становится центром деятельности. Кроме того, между учеником и учителем складываются не только «субъект – субъективные» отношения, но и творческие.
Уровень развития технологий привел к тому, что людям старшего поколения приходиться осваивать компьютер и другие информационные системы. Но процесс освоения является очень сложным. А современная молодежь стремиться не только получать знания, но также и уметь применять их на практике, например, помогать старшему поколению освоить ИКТ. В связи с этим мы предлагаем следующие рекомендации по обучению старшего поколения основам ИКТ.
Одним из результатов нашей деятельности стали рекомендации по обучению старшего поколения основам ИКТ.
Старшеклассники и желающие молодые люди могут:
- организовать курсы для старшего поколения на базе общеобразовательной школы или университета, где желающие представители старшего поколения могут обучаться работе с компьютером и другими информационными технологиями.
- разработать ряд презентаций на тему работы с ИКТ, их применением. Такие презентации использоваться на проводимых занятиях, в службах социальной поддержки, а так же могут демонстрироваться в общественном в транспорте.
- создание и распространение программок (памяток) по правилам пользования персональным компьютером и другими ИКТ.
Социальным службам предлагается с помощью старшеклассников организовать показательные занятие для информирования старшего поколения. Для каждой возрастной группы следует разработать специальные занятия на простейшем уровне.
Список литературы:
.1.Панюкова С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. – М.: Изд-во РАО, 1998, с. 7.
2. Гомулина Н. Н. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании. Диссертация. М., 2003
3. Селевко А.Г. Современные информационно-технические средства в школе. – М.: Народное образование, 2002. 7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
4. Материалы с сайта eurokid.com.ua. "ИКТ в образовательном процессе"
Воздух - музыкант
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
За чашкой чая