Вложение | Размер |
---|---|
osanka._vanya.doc | 310 КБ |
osanka._vanya.rar | 1.62 МБ |
МБОУ Хлопуновская СОШ
Шипуновского района
Алтайского края
Исследовательская работа по теме:
«Влияние осанки на здоровье ученика»
Выполнил ученик
3 класса
Жаворонко Иван.
Руководитель:
Жаворонко
Елена Владимировна.
2012 год
Содержание
1. Введение………………………………………….……………………………….….…3
2. Опорно-двигательная система – основа нормальной жизнедеятельности организма.…………………….…..…..................................................................................5
3. Типы нарушений
3.1 Выявление нарушений в ОДС у школьников и их последствия……..……..6
4. Как определить: есть ли у вас искривление позвоночника и
плоскостопие?..………………………………………........................................................7
5. Проверка нарушений ОДС у школьников.………………………………………........8
6. Выявление причин нарушения ОДС у школьников.
6.1 Изучение состояния школьной мебели.………………………………….…...9
6.2 Изучение посадки во время уроков………………………………………….10
6.3 Изучение моделей школьных сумок………………………………………....11
6.4 Изучение моделей обуви у школьников…………………………………….12
7. Меры профилактики и значение сохранения опорно-двигательного
аппарата………………………………………………………………………………….14
8. Вывод…………………………………………………………………………….…….15
Список литературы………………...……………………………………………………16
Приложение………………………...………...………………………………………….17
1. Введение
Когда строители начинают воздвигать высокое здание, они, прежде всего, сооружают каркас. А потом уже укрепляют на этом каркасе бетонные плиты стен, потолков и полов. На прочном стальном каркасе держится всё здание. Такой же крепкий каркас есть и в нашем теле. Его название скелет.
Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – всё это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности.
Актуальность моего исследования я вижу в том, что в настоящее время наблюдается ухудшение состояния позвоночника школьников.
Гипотеза:
Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья.
Цель:
1. выявить причины нарушений опорно-двигательной системы у школьников и определить пути их решения.
2. научиться сохранять красивую осанку с раннего школьного возраста.
В нашей школе ежегодно проводятся медицинские осмотры с целью выявления нарушении в здоровье учеников с последующей их коррекцией. Изучив данные с 2009 по 2011 годы, мы отметили, что происходят значительные изменения в нарушении осанки. Так, в 2008-2009 годах с данной проблемой было выявлено 2 ученика; в 2009-2010 – у 4 учеников; в 2010-2011 – у 7 школьников,. Наблюдается увеличение числа учеников с данными отклонениями.
В работе я попытался выявить причины нарушения опорно-двигательного аппарата у школьников и определить пути их решения.
Для решения данной проблемы я использовал следующие методы:
Мне часто говорили: «Держи спину прямо!», «Сиди правильно!» и т.д.
Я задумался: «Почему?» и стал искать ответ в книгах, энциклопедиях. Узнав, что скелет (позвоночник) является важнейшим элементом опорно-двигательной системы, я поставил перед собой ряд задач.
Задачи:
В ходе работы выяснилось, что не все ребята знают, как и для чего нужно беречь позвоночник. Многие люди считают патологию опорно-двигательного аппарата не столь существенной в ряду других более серьезных и опасных заболеваний. А ведь именно с нарушений в позвоночнике и начинаются серьезные беды и уже потом те самые – опасные заболевания, которые заставляют нас задуматься. В структуре заболеваний человека проблемы позвоночника и суставов занимают первое место среди всех заболеваний. Страдания, которые они приносят человеку, делая его неполноценным нередко с раннего детства, и осложнения, которые они вызывают среди других органов и систем, ставят эти заболевания на первое место в жизни. Опорно-двигательная система неразрывно связана со всеми органами и тканями организма, с его артериальной, венозной, нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и другими системами. И без здоровой деятельности этих систем, организм человека не может осуществлять все свои многочисленные функции. В то же время без нормальной функции опорно-двигательной системы невозможна здоровая жизнедеятельность, как отдельных систем, так и всего организма в целом.
Рассмотрим основные причины нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников.
2. Опорно-двигательная система – основа нормальной жизнедеятельности организма.
Опорно-двигательная система человека состоит из различных костей и различных мышц, а также соединений скелета. Внутри нашего тела есть скелет. Он состоит из многочисленных костей. В скелете различают кости туловища - позвоночный столб, ребра; кости черепа; кости верхних и нижних конечностей, то есть рук и ног. Позвоночник – важнейший элемент опорно-двигательной системы.
Позвоночник имеет слегка изогнутую форму, что дает организму возможность, находясь в вертикальном положении, свободно двигаться и выдерживать большие осевые нагрузки. Гибкость позвоночника, ввиду особой его формы, позволяет человеку свободно менять положение различных частей тела: сидеть, стоять. Он смягчает толчки при ходьбе, беге, прыжке, что очень важно для предохранения внутренних органов и мозга от сотрясений. Позвоночник служит опорой телу и органам. Также он выполняет защитную функцию. Верхний отдел позвоночника поддерживает голову. Шея обеспечивает большой диапазон движений головы, и поэтому ее мышцы устают, гораздо быстрее, чем мышцы всего остального корсета спины.
Кости очень прочные. Кость имеет сложный химический состав, она состоит из органического и неорганического вещества. Кости участвуют в минеральном обмене, они являются депо кальция, фосфора и т. д. Живая кость содержит витамины A, D, С и др. От органических веществ зависит эластичность, и упругость кости, а от минеральных – твердость. Сочетание этих веществ обеспечивает костям высокую прочность.
В молодом возрасте и у детей кости более эластичные и упругие, так как в них преобладает органическое вещество. С возрастом органического вещества становится меньше, поэтому у пожилых людей кости более хрупкие и ломкие.
3. Типы нарушений.
3.1 Выявление нарушений в ОДС у школьников и их последствия.
Пожалуй, самыми распространенными нарушениями ОДС являются искривления позвоночника и плоскостопие.
Организм человека поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, в том числе и мышцами спины. Человека делают «прямостоячим» мышцы-разгибатели, приходится противостоять не только силе мышц-сгибателей, но и силе тяжести, действующей заодно с ними.
Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить ее недостатки очень трудно. В детском и юношеском, когда хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной, особенно важно следить за своей осанкой, позой за столом, партой. У школьника, изо дня в день работающего в какой-либо неправильной позе, может искривиться позвоночник. Искривления позвоночника затрудняют деятельность внутренних органов.
Плоскостопие может развиться, если ребёнок носит тесную обувь, особенно на высоких каблуках, потому что свод стопы уплощается.
Оно может развиться и у взрослых, которые в связи со своей профессией вынуждены подолгу стоять или ходить. Развитию плоскостопия способствует ожирение. При ходьбе и стоянии у людей, страдающих плоскостопием, возникает боль в своде стопы. Решение: специальными физическими упражнениями можно добиться исправления плоскостопия.
Решение проблемы искривления позвоночника:
4. Как определить: есть ли у вас искривление позвоночника и плоскостопие?
Чтобы определить, есть ли у вас искривление позвоночника, нужно встать спиной к ровной стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодицы, голени и пятки соприкасались с ней. Там, где находится изгиб спины, нужно просунуть ладонь. Если проходит кулак или не проходит ладонь – есть искривление. Приложение 1.
Чтобы определить, есть ли плоскостопие, нужно намочить стопу и поставить ее на альбомный лист, затем обвести полученный след, отметить середину большого пальца и пятки, соединить эти две точки по линейке. Если изгиб следа за чертой, то есть плоскостопие.
.
5. Проверка нарушений ОДС у школьников нашей школы.
№ | Нарушение осанки | Плоскостопие |
1 | нет | нет |
2 | нет | да |
3 | нет | нет |
4 | да | нет |
5 | да | да |
6 | да | да |
7 | нет | нет |
8 | да | нет |
9 | нет | нет |
10 | да | нет |
11 | да | нет |
По первому показателю результаты очень плохие. В основном это связано с тем, что школьники неправильно сидят за партами и не следят за своей осанкой.
По второму показателю результаты лучше, это значит, что школьники правильно выбирают обувь.
Чтобы предупредить плоскостопие, полезно ходить босиком, плавать, сгребать ногой песок в кучку и совершать другие движения, которые раздражают подошву ступни. Эти упражнения рефлекторно вызывают напряжение мышц, поддерживающих свод ступни, и мышцы укрепляются путем тренировки.
Общий вывод: наиболее распространенными нарушениями ОДС у школьников являются плоскостопие и искривление позвоночника. Необходимо в любом возрасте следить за осанкой и обувью, которую мы носим, потому что это может привести к ухудшению здоровья.
6. Выявление причин нарушения ОДС у школьников.
6.1 Изучение состояния школьной мебели.
Качество школьной мебели значительно влияет не только на работоспособность, поведение детей на уроках, но на состояние здоровья. Несоблюдение гигиенических к школьной мебели способствует развитию отклонений в растущем организме.
Физический и умственный труд человека всегда связан с определенной рабочей позой. Правильный выбор ее обеспечивает успех в работе и задерживает наступление утомления. Хроническии утомляющиеся мышцы не удерживают кости в правильном положении. Они наклоняются в сторону более сильных мышц-антагонистов. Так начинает развиваться сутулость, сколиоз и другие нарушения. Вначале они легко исправимы, но со временем фиксируются и трудно поддаются исправлению с помощью гимнастики и других видов механического воздействия.
Слушая учителя на уроке, ученик может опираться на три точки (седалищные бугры, стопы, поясница), а при письме и рисовании и на четвертую – предплечья.
В своём классе я изучил мебель.
У нас имеется норма по столам и стульям в различных возрастных группах:
Группа роста (см) | Высота стола | Высота стула |
100 - 115 | 46 | 26 |
115 - 130 | 52 | 30 |
130 – 145 | 58 | 34 |
145 - 160 | 64 | 38 |
160 - 175 | 70 | 42 |
Результаты измерений столов и стульев в кабинете:
Столы –
высота: 52см; 58см; 64см.
Стулья –
высота: 30см; 35см; 38см.
Если мы сравним полученные результаты, то окажется, что мебель подходит.
6.2 Изучение посадки во время уроков.
Мы выяснили, что мебель подходит. Найдем другие причины для нарушений. Я изучил посадку одноклассников во время уроков и заметил, что не все ребята сидят правильно. Как выглядит ученик, сидящий за партой правильно все уже забыли, но мы вам напомним: нужно сидеть прямо, опираясь на спинку стула и занимая его весь, стопы ног должны полностью опираться на пол, ноги согнуты под углом 90 градусов, руки лежат на столе и согнуты в локтях. Но, не все дети это правило выполняют, и тем самым портят себе здоровье, а именно осанку, «зарабатывают» искривление позвоночника, и мы уже знаем, какие будут последствия.
6.3 Изучение моделей школьных сумок.
Класс | Кол-во человек в классе | Сумка с 1 лямкой | Рюкзак |
1 | 10 | ----- | 10 |
2 | 10 | ----- | 10 |
3 | 6 | ----- | 6 |
4 | 10 | 1 | 9 |
5 | 12 | 2 | 10 |
6 | 11 | 5 | 6 |
7 | 9 | 3 | 6 |
8 | 11 | 4 | 7 |
9 | 6 | 2 | 4 |
10 | 5 | ----- | 5 |
11 | 6 | 2 | 4 |
Посмотрим на примере нашей школы, какие сумки носят школьники. 1, 2, 3 классы носят все рюкзаки. Но начиная с 4 класса, у школьников появляются и сумки с 1 лямкой. Мы посчитали, что в школе 96учеников. Из них носят сумки (с одной лямкой) - 18 человек, а рюкзаки - 78 человек.
Сумки с 1 лямкой | Рюкзаки |
18 | 77 |
Получается, что некоторые ученики выбирают не для здоровья, а для красоты. Выбирая сумки с неравномерным распределением массы, мы рискуем «получить» себе искривление позвоночника.
6.4 Изучение моделей обуви у школьников.
Выбирать обувь правильно – очень важно для здоровья. Именно обувь распределяет наш вес равномерно (скелет ей помогает). Если мы взглянем на обувь школьников, то увидим, что некоторые дети носят обувь на высоком каблуке (нормой считается 3-5 см) из-за чего, очень часто развивается плоскостопие. Все остальные ученики (почти все) предпочитают обувь на плоской подошве (тоже неправильно), приводя такие аргументы, как удобство и практичность.
Мы решили узнать, какую обувь выбирают ученики нашего класса. Вот какие результаты мы получили: из 6 опрошенных человек 3 предпочитают обувь на плоской подошве, 3 – на небольшом каблуке, а 0 - на высоком каблуке.
Плоская подошва | Небольшой каблук | Высокий каблук |
3 человека | 3 человека | 0 человек |
Вывод: для предупреждения искривления позвоночника и плоскостопия очень важно следить за своей осанкой при ходьбе и при работе за столом; уметь правильно выбирать школьные сумки и обувь.
А теперь мы рассмотрим методы профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у школьников.
Чтобы предупредить нарушения нужно проводить различные упражнения по укреплению позвоночника и стоп.
Профилактика развития сколиоза: начинать ее следует с самого его рождения. Очень важно правильное питание, пребывание на свежем воздухе, закаливание и правильный полноценный сон. Наибольшая вероятность прогрессирования сколиоза отмечается у детей в возрасте от 7 до 14 лет.
Профилактика развития плоскостопия: полезно ходить босиком, плавать, сгребать ногой песок в кучку и совершать другие движения, которые раздражают подошву ступни. Эти упражнения рефлекторно вызывают напряжение мышц, поддерживающих свод ступни, и мышцы укрепляются путем тренировки.
Прямая посадка школьника за партой обеспечивает наиболее правильное протекание физиологических процессов в организме, неправильная же посадка вызывает быстрое утомление мышц. Для избавления от неприятных ощущений ученик изгибается или наклоняется в сторону. Систематические нарушения посадки приводят к стойким деформациям, при которых изменяются соотношения пропорций костно-мышечного скелета и нарушается деятельность внутренних органов.
8. Вывод.
Своим исследованием я подтвердил выдвинутую гипотезу: между осанкой и здоровьем существует прямая связь, правильная осанка – это не только залог красоты, но и крепкого здоровья.
Позвоночник это осевой орган, который влияет на осанку.
Все отклонения в осанке, о которых идет речь в работе, представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более стойкие и серьезные нарушения.
Если со временем вы привыкли к неправильной осанке, не расстраивайтесь — ее можно исправить, если постоянно обращать внимание на свою осанку и целенаправленно выполнять упражнения.
Проводя анкетирование, я хотел выяснить, знают ли ребята как беречь свою опорно-двигательную систему. Я спрашивал у них: «Сколько времени можно проводить за компьютером, телевизором?», «Как нужно сидеть за столом?», «Какую обувь нужно носить?», «Какую сумку желательно носить», «Делают ли они гимнастику для ног, спины?». Чтобы научить ребят сохранять опорно-двигательную систему, я показал им гимнастику для ног и спины, которую делаю сам.
В конце своего исследования я постарался выяснить стали ли ребята бережнее относиться к своему позвоночнику. Проведя анкету, выяснил, что некоторые ребят стали беречь свой позвоночник, но не все! Поэтому я решил, что тема моя не закончена. В дальнейшем я буду изучать ее, и проводить новые исследования. А в заключении я хотел бы сказать всем: «Берегите свою спину!»
В ходе исследования я сделал вывод – что если потратить минуту на здоровье сегодня, то эта минута обернется часами радости, счастья и поможет полноценно развиваться.
Список использованной литературы
1989.- 56 с.;
3. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 7-11 лет. Часть 3. Изд. Владос, 2004 г., 208 с.;
4. Интернет.
Приложение
Тест на правильную осанку.
Осанка человека, ровная, прямая и красивая, создает и сохраняет правильное положение тела в пространстве. Она полностью зависит от формы дисков, которые обеспечивают подвижность позвоночника и его нормальное функционирование.
Предлагаем тест для проверки правильной осанки. Считается, что при нормальной осанке линия гравитации проходит через позвоночник на определенном уровне его изгибов - через шейно-грудное, грудо-поясничное и крестцово-подвздошное сочленения.
Итак, чтобы почувствовать, что значит стоять "прямо", прислонитесь к стене спиной, пятью точками опоры: затылок, плечи, ягодицы, икры и пятки, чуть-чуть расставив ноги и свободно опустив руки. Затем постарайтесь приблизиться к степе так, чтобы расстояние между ней и поясницей было не больше толщины пальца. Подберите живот, вытяните немного шею и расправьте плечи (рис.3-1). А теперь отойдите от стены и постарайтесь, как можно дольше удерживать тело в этом состоянии. Трудно? Если вы привыкли сутулиться, а так делают большинство людей, нормальная осанка покажется вам неудобной, ведь мускулы и связки становятся слишком слабыми и слишком напряженными оттого, что их заставляют держать тело в "неправильном" положении.
Повезло! Стихи о счастливой семье
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Ах эта снежная зима
Мороз Иванович
Как нарисовать осеннее дерево акварелью