Исследовательская работа рассказывает о загадке как фольклорном призведении, её происхождении и видах.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.__zagadki.rar | 1.7 МБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 г.Соль- Илецка» оренбургской области.
Загадок много дивных на земле и, может быть, тебе одна по силам.
(Георгий Александров)
Исследовательская работа
5 класс
Авторы:
Забиров Раниль,
ученик 5 «а» класса,
Имельбаева Камилла,
ученица 5 «а» класса
Руководитель:
Милютина Н.В.,
учитель литературы
г.Соль-Илецк
2012
Содержание.
Введение. 1
III. Основные свойства загадок. 7
1) Загадки, в которых дается описание предмета или явления
путем перечисления различных его признаков
2) Загадки, где описание предполагает краткую характеристику
предмета или явления
3) Загадка с отрицательным сравнением
4) Загадки, в описании которых использованы метафоры.
5) Загадки, в которых представлено описание не самого предмета
(явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего
- шарады
- метаграммы
- анаграммы
- логогрифы
- загадки, в которых при перестановке ударения получается
новое слово
1) «Загадки – складки».
2) «Загадки – шутки»
3) Фонетические загадки
Заключение. 14
Список литературы. 15
Введение.
«Русский язык! Тысячелетия
создавал наш народ это глубокое,
пышное, неисчерпаемо богатое, умное,
поэтическое и трудовое орудие своей
социальной жизни, своей мысли,
своих чувств, своих надежд, своего гнева,
самого великого будущего»
А.Н.Толстой.
Очень часто в жизни мы сталкиваемся с загадками. Это бывает в раннем детстве, когда ребёнок знакомится с миром предметов, отгадывая загадки, затем в школе на уроках литературы, в общении с друзьями, и даже во взрослой жизни. Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. Как быстро летит время, когда ты разгадываешь загадку. А когда она появилась? Кто её придумывал? Почему загадки такие разные? Каково наше отношение к миру загадок? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в нашей исследовательской работе.
Проблема
В чём кроется тайна загадки?
Актуальность
Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить представление о загадке и её видах. В современном мире загадка жива, поэтому тема исследовательской работы « Загадок дивных много на земле…» актуальна.
Практическая значимость исследования.
Исследование позволяет расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес к предмету, формировать умения отбирать нужную информацию, систематизировать её, научиться составлять загадки и быстро их отгадывать.
Объект: устное народное творчество
Предмет исследования: загадки
Цели: создание условий для изучения происхождения загадок, их видов и ценности этого жанра устного народного творчества.
Образовательные – создание условий для объективной необходимости изучения нового материала; способствования овладению знаний по теме «Загадки»
Развивающие – развитие речи, мышления, познавательных умений; овладение методами научного исследования, анализа и синтеза, самообразовательной активности.
Воспитательные – формирование добросовестного отношения к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений, способствование воспитания дисциплинированности, эстетического восприятия мира, любви к родному краю.
Задачи исследования:
- формировать грамотность в сфере исследования научной и художественной литературы;
- развивать способности к наблюдению и анализу, поиску путей решения проблемы;
- развивать умения оформлять результаты своих исследований;
- представить проект на научно- практической конференции
I. Что такое загадка? Исторические корни загадки
Отвечая на вопрос: «Какое явление, созданное человеком с помощью слова, самое поэтическое?», большинство людей сказало бы: «Это загадки». Но, к сожалению, мы так их плохо знаем, и так не велико то время, которое опускается в школе на знакомство с ними!
Что же такое загадки? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может быть таким. Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать.
Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год. Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок. К.П. Герд так описал вечера загадок в селах: «Здесь загадывание происходит по определенной системе. Оно начинается с загадок о человеке и кончается загадками о природе. Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды и т.д.; затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы».Исследователь загадок К.П.Герд пишет, что название загадки на удмуртском языке переводится, как «слово, необходимое для разговора». Такую важную роль отводили загадкам в Древней Руси.
I I .Происхождение и появление в русском языке первых загадок
Большинство возникших давным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные. Например, загадка о репке: «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь» - одинаково воспринимались и в глубокой древности и сейчас.
Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью. Ею пользовались наши далекие предки в военных, дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Здесь ее необходимость обуславливалась, помимо других причин, многочисленными запретами, существовавшими в связи с верованиями древнего человека в то, что природа может влиять на его судьбу. Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу. Именно поэтому тайная речь, построенная на замене одних понятий другими, нашла такое широкое распространение у человека далекого прошлого. Животные, а также предметы не назывались собственными именами, дабы не спугнуть или не навлечь на себя или на домашний скот беду. Люди были уверены, что животные и лесные звери прекрасно понимают человеческую речь.
Знаменитый путешественник XVIII в. С.П.Крашенинников отметил остатки древней тайной речи у русских охотников по соболю. Руководитель, избранный артелью, назначал себе помощников и, как пишет С.П.Крашенинников, наказывал им: «смотреть за своей чуницею (группа охотников) накрепко, чтобы промышляли правдою, ничего бы про себя не таили и тайно бы ничего не ели, чтобы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запеченною. Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь – востроверхою, бабу – шелухою, корову – рыкушею, овцу – тонконогою. И в русских народных сказках – волк не иначе, как серый, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый. Как свидетельствует С.П.Крашенинников, свинью сибиряки-охотники назвали низкоглядой, т.е. смотрящей вниз. Подставленное слово точно воспроизведено в загадке про свинью: «По земле ходит, неба не видит». Название коровы на охоте тоже было под запретом. Вместо коровы говорили «рыкуша», т.е. рыкающая, ревущая. В загадке, записанной в Полесье, говорится: «У рыкули четыре кули, а у гнули – дзьве». В прочих вариантах корова названа так: рога, роговая, рогов, торбан, мыков и т.д. Важно, что эти слова точно совпадают с тем, что находится в загадке.
В Орловском крае крестьянин не говорил: «Иду домой». Это означало бы «на погост, на кладбище». Вместо этого говорили: «Иду по двору». У восточных славян много слов, обозначающих радугу. У белорусов радуга зовется веселухой, поручием и коромыслом. С названием радуги связана загадка: «Крашенное коромысло через реку повисло».
Как предполагают ученые, загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам.
Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.
Загадка - это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадки были средством испытания мудрости, а теперь - народная забава.
В «Литературной энциклопедии» загадка определяется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего». По определению В. И. Чичерова, «загадка — это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса». Другой фольклорист В. П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».
В основе всех определений одни и те же признаки:
- по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;
- описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;
- как правило, это описание лаконично;
- загадке часто присущ ритм.
Учитывая эти признаки, загадку можно определить так: загадка — это краткое описание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Загадка - международный жанр, она с древних времен бытует в устной и письменной форме в культуре всех народов. Когда Д.Н. Садовников сделал попытку дать свод русских загадок в известном сборнике «Загадки русского народа» (Санкт-Петербург, 1876), он сразу же указал на английские и немецкие «эквиваленты» (впрочем, им были также отмечены параллели у других народов: татар, литовцев, чувашей и т.п.). Или когда финский фольклорист Антти Аарне обратился к жанровым особенностям загадки, то он наряду с немецкими, английскими, финскими, французскими текстами привлек славянские, в том числе русские загадки. Примеры можно множить - важно подчеркнуть, что общее в загадке органично сопряжено не только с особенным, региональным и национальным, но и историко-функциональным. И это объясняет постоянное обращение исследователей к загадке — реальное бытование жанра в конкретной стране и определенное время еще далеко не изучено.
I I I. Основные свойства загадок.
Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с определенной стороны. Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного — цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко прыгает: Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвоста немножко. Другая загадка отражает характерные особенности заячьей губы: Так смеялся, что губа треснула; третья — особенности повадок: По полю скачет — ушки прячет, встанет столбом — ушки торчком; четвертая — защитную способность менять окраску: Зимой беленький, летом серенький.
Загадки можно разделить на народные и авторские. Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в необычном свете казалось бы обычные предметы. Есть и авторские загадки. Писатели и поэты тоже создавали загадки: Корней Чуковский, Михаил Шварц, Сергей Михалков и другие. Например, К.Чуковский создал такую загадку: « Два коня у меня, два коня, по воде они возят меня, а вода тверда, словно каменная. (коньки).
1. Типы загадок в зависимости от указанных признаков предмета или явления
Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления.
1). Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:
Горел в траве росистой фонарик золотистый. Потом померк, потух и превратился в пух.На нем платок пуховый, всегда слететь готовый. (одуванчик)
Он и сочен, и душист, а снаружи золотист. Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я. (Апельсин)
Растет у окошка в глиняной плошке Зеленый ежик без головы и без ножек. (Кактус)
Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач. На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз)
Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).
2). Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ)
Например:
Голубая простыня весь свет одевает. (Небо) В поле сережки на одной ножке. (Овес)
Один костер весь мир согревает. (Солнце)
Между веток новый дом, нету двери в доме том. Только круглое окошко – не пролезет даже кошка. (Скворечник)
Под ногой шуршат, шуршат. Скоро будет голый сад. (Листья)
Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.
3). В загадку включено отрицательное сравнение.
Например:
Не зверь, не птица, а нос, как синица. (Комар)
Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)
Не ездок, а со шпорами. Не сторож, а всех будит. (Петух)
Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех)
Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)
Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.
4). Загадки, в описании которых использованы метафоры.
Например:
Рукавом взмахнул – деревья пригнул. (Ветер) На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты)
Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился. (Рукавица)
На четыре ноги надевали сапоги. Перед тем как надевать, стали обувь надувать. (Колеса)
Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.
5). Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.
Этот тип загадок включает:
- Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово;
Например:
Мой первый слог – предлог, и во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача)
Первое – нота, второе – игра, Целое встретится у столяра. (До-лото)
В списке вы мой обнаружите корень; Суффикс – в собрании встретите вскоре;
В слове рассказ вы приставку найдете; В целом – по мне на уроки пойдете. (Рас-пис-ание)
Его корень в слове вязать; Приставка в слове замолчать; Суффикс в слове сказка, Окончание в слове рыба. (За-вяз-к-а)
- Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;
Например:
С «Ч» - над морем я летаю, С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка)
С буквой «Ф» - сюртук парадный, Государство с буквой «И», С «Б» - товар низкоразрядный
Нормам ГОСТа вопреки. (Фрак-Ирак-Брак)
С «Г» - он будет частью слова, С «И» - немного схож с пластом, С «Н» - не конь и не корова,
Хоть с ногами и хвостом. (СлоГ-слоЙ-слоН)
Их, пожалуй, каждый знает: «Г» - сродни овсу и ржи, С «Ш» - прислушаться заставит,
С «П» - сухим его держи! (Горох-Шорох-Порох)
Его легко в полях отыщешь, Он под землею строит «дом». Но «И» на место «О» напишешь –
И в краску превратится он. (Сурок-сурик)
- Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос);
Например:
Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила)
Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».
А как прочтешь наоборот – под парусами он плывет. (краб – барк)
Его любой легко найдет, он – музыкальное творение,
А прочитай наоборот – он – след на коже от ранения. (Марш – шрам)
- Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза);
Например:
Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха)
Кто части мотоцикла знает, тот слово это разгадает.
А если букву «Д» прибавит,
На сцене можно будет ставить. (Рама – драма)
Им покрыть бы крышу мог тот, кто дом иль дачу строит,
А впишите в центр предлог – будет дерево с листвою. (Толь – тополь)
- Загадки, в которых при перестановке ударения получается новое слово.
Например:
Я – травянистое растение с цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)
Я – сборник карт; от ударения зависят два моих значения. Захочешь – превращусь в название
Блестящей шелковистой ткани я. (Атлас – атлас)
Мы – для пильщика подставка, мы – для кучера сиденье. Но попробуй-ка, поставь-ка нам другое ударение – Осторожней будешь с нами: забодаем мы рогами. (Козлы – козлы)
- «Загадки – складки».
Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.
Например:
Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик, Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).
На дворе в кадушке заквакали подружки, Потом прыг из ушата…Кто же это? (Лягушата)
Лесной барабанщик, длинноухий трусишка, Обожает морковку... Кто это? (Зайчишка)
Она весну встречает – сережки надевает, А платьице в полоску. Ты узнаешь… (Березку)
- «Загадки – шутки»
Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы)
Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (оно, тот)
Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (он – но)
К какому местоимению нужно прибавить шипящую букву, чтобы получилось название ряда помещений, расположенных в доме на одном уровне? (Эта-ж)
В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)
- Фонетические загадки
Мама, папа или бабушка? Кто из них споткнулся о старика Хоттабыча и шлепнулся на пол?
(В отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки)
Гусли или балалайка? Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше?
(В отгадке ударный слог третий)
Налим или сом? У какой рыбы нет чешуи? (В отгадке все согласные звуки звонкие)
Илья Муромец или Алеша Попович? Кто из них грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?
(В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных)
Пулька или Пончик? Это коротышки из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили суп из конфет и кашу из мармелада?
(В имени коротышки звуков меньше, чем букв)
IV. Использование разнообразных художественных средств в построении загадок
Все загадки построены на парадоксе. Слово «парадокс» означает неожиданное явление, противоречащее здравому смыслу и расходящееся с общепринятым мнением. И действительно, загадки строятся необычно, а быстрые отгадки являются, как правило, всегда ложными, ибо они нестандартны.
В загадках используются разнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления, отрицания, гиперболы, эпитеты. Но чаще всего душой загадки является метафора. Она дает возможность скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких предметов, явлений, действий. Метафора загадок необычна, парадоксальна, фантастична. Она привлекает к себе внимание, взрывает устоявшееся представление о мире. Разве может быть живое существо без рук, без ног и чтобы рисовало? Может – мороз.
Метафоры строятся так, чтобы заманить отгадывающего в ловушку. Например:
Что за зверь в зиму ест, а летом спит, Тело тепло, а крови нет, сесть на него, сядешь. А с места не свезет?
Нас сразу же заставляют идти по ложному пути, ища отгадку среди зверей. Медведь? Но он зимой спит. Крови нет у рыбы, но она холодная. А отгадка проста – русская печка.
Вот этот метафорический принцип раскрытия сущности мира, окружающего человека, - один из основных приемов построения загадок.
Еще одной важной особенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Например:
Стоит на крыше верхолаз И ловит новости для нас. (Антенна)
Владение внутренним механизмом построения загадки позволяет отгадывать загадки: понимать их содержание, находить оптимальные пути решения, приемы отгадывания, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также придумывать загадки самим.
Алгоритм поиска отгадки может быть таким:
1) определить, что и где нужно искать;
2) выделить и объединить возможные признаки;
3) выдвинуть предполагаемую отгадку;
4) доказать правильность отгадки.
V. Ценность загадок
Уже в начале XIX века загадка воспринималась как игра, как умственное состязание молодежи, но параллельно бытовала в репертуарах и взрослых и детей, была введена в учебную литературу. Это было фактом признания ее педагогической ценности.
Педагогическую ценность загадок исследователи видели в том, что она знакомит ребенка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления и воображения. Помогает активизировать внимание, умение понимать и чувствовать художественный образ, развивает речь, любознательность, тренирует память.
Каждая новая загадка, разгаданная человеком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания, чтобы сравняться с другими, «не быть хуже других». Загадка, таким образом, стимулирует умственную деятельность, прививает вкус к умственной работе.
Загадка, по словам К.Д. Ушинского, «доставляет уму полезное упражнение». Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая к четкой логике, к рассуждению и доказательству
Заключение.
Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велика роль загадки в детском возрасте. Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает. Чтобы этому научиться, нужно знать типы и свойства загадок, их ценность, разнообразие средств художественной выразительности в построении загадок. И как итог – научиться составлять свои загадки.
Загадка – это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В загадках встречаются комические элементы, имеющие социальный смысл: "Стоит поп низок, на нём сто ризок" (капуста). Загадка широко вошла в другие жанры фольклора, а также в литературу.
Что такое загадка – это образ, аллегория. Предмет, скрытый от взгляда, представляется в виде похожих образов и метафор. Человеку всегда необходимо проявить фантазию, логические мышление и умение разгадывать образы. Загадки для детей направлены на то, чтобы научить их сравнениям и образному мышлению. Пятеро братьев – это пальцы одной руки, девица в темнице – красная морковка, а дед, который во сто шуб одет – большая мясистая луковица. Посредством загадок ребенок постигает значение многих вещей и предметов и учится находить во всем не только непонятное и новое, но и смешное и забавное.
Сегодня загадки – скорее забава и игра, чем серьезная работа для мозга, однако так было далеко не всегда. В язычестве люди придумывали объяснения явлениям природы и окружающей их действительности взаимодействием божеств на небесах и одушевляли многие предметы. Именно с этих времен к нам пришло множество загадок, в которых солнце сравнивается с князем, скачущим по небу на колеснице, а луна – с печальной девой, томно вздыхающей на темном покрывале. Сейчас уже сложно найти корни многих старинных загадок, однако они продолжают оставаться популярными и воспитывают уважение и благоговение перед природой и животными.
Исследовательская работа позволила нам изучить происхождение загадок, их виды и ценность этого жанра устного народного творчества. Мы овладевали методами научного исследования, анализа и синтеза, расширяли кругозор, учились работать в группе, оформлять результаты своей работы, повышали познавательный интерес к предмету литература.
Список литературы
1. Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество. Л.:Просвещение, 1987. –125 с.
2. Волина В.В. Загадки от А до Я. – С. Пб: Дидактика Плюс, 1997. –С.5
3.Герд К.П. К изучению загадок.–Тр.науч. о-во по изучению Вотского края. – М.: Феникс, 1927, вып. 5, - 124 с.
4. Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки.// Начальная школа. – 2003. - №4. – С.33
5. Запорожец И.В. Сочини загадку. // Начальная школа. – 2003. - №5. – С.38
6. Крашенинников С.П. Описание земли русской.С Пб., 1755, Т. 1, 246с.
7. Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. – 318с.
8. Рыбникова М. А. Загадка, ее жизнь и природа. – М.:АСТ, 1967. – С.22
9.. Фролова К.Д. Загадки от А до Я. (серия «Нескучай-ка»). -С-П., «Тритон», 1997. - 260 с.
Снег своими руками
Ель
Привередница
Снежный всадник
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"