Работа ученицы 9 класса содержит в себе теоретические аспекты математического моделирования
Довольно самостоятельными областями исследований становятся подготовка и обработка экономической информации, и разработка математического обеспечения экономических задач (создание баз данных и банков информации, программ автоматизированного построения моделей и программного сервиса для экономистов-пользователей). На этапе практического использования моделей ведущую роль должны играть специалисты в соответствующей области экономического анализа, планирования, управления. Главным участком работы экономистов-математиков остается постановка и формализация экономических задач и синтез процесса экономико-математического моделирования. На основе изученных и полученных знаний Маринэ попробовала с помощью метода математического моделирования создать бизнес-план пиццерии.
Вложение | Размер |
---|---|
Применение метода математического моделирования на примере создания бизнес-плана пиццерии_.docx | 51.74 КБ |
proekt.pptx | 529.82 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №12 »
Проект по математике
« Применение метода математического моделирования в экономике на примере бизнес-плана пиццерии »
Работу выполнила:
ученица 9 «Б» класса
Захарян Марине
Научный руководитель:
Манешина Н.В.
Астрахань – 2012 г.
Оглавление:
1. Введение 3
2. Особенности применения метода математического моделирования в экономике 5
3. Классификация экономико-математических моделей 6
4. Этапы экономико-математического моделирования 9
5. Бизнес – план пиццерии «пицца тетушки Наташи» 14
6. Литература 28
Введение
Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.
Термин "модель" широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Рассмотрим только такие "модели", которые являются инструментами получения знаний.
Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.
Под моделирование понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.
Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.
Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.
Процесс моделирования включает три элемента: 1) субъект (исследователь), 2) объект исследования, 3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Пусть имеется или необходимо создать некоторый объект А. Мы конструируем (материально или мысленно) или находим в реальном мире другой объект В - модель объекта А. Этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обуславливаются тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимости и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть оригиналом), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала.
Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько "специализированных" моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.
На втором этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение "модельных" экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее "поведении". Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели R.
На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал - формирование множества знаний S об объекте. Этот процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели. Мы можем с достаточным основанием переносить какой-либо результат с модели на оригинал, если этот результат необходимо связан с признаками сходства оригинала и модели. Если же определенный результат модельного исследования связан с отличием модели от оригинала, то этот результат переносить неправомерно.
Четвертый этап - практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.
Для понимания сущности моделирования важно не упускать из виду, что моделирование - не единственный источник знаний об объекте. Процесс моделирования "погружен" в более общий процесс познания. Это обстоятельство учитывается не только на этапе построения модели, но и на завершающей стадии, когда происходит объединение и обобщение результатов исследования, получаемых на основе многообразных средств познания.
Моделирование - циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т.д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта и ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах. В методологии моделирования, таким образом, заложены большие возможности саморазвития.
1. Особенности применения метода математического моделирования в экономике
Проникновение математики в экономическую науку связано с преодолением значительных трудностей. В этом отчасти была "повинна" математика, развивающаяся на протяжении нескольких веков в основном в связи с потребностями физики и техники. Но главные причины лежат все же в природе экономических процессов, в специфике экономической науки.
Большинство объектов, изучаемых экономической наукой, может быть охарактеризовано кибернетическим понятием сложная система.
Наиболее распространено понимание системы как совокупности элементов, находящихся во взаимодействии и образующих некоторую целостность, единство. Важным качеством любой системы является эмерджентность - наличие таких свойств, которые не присущи ни одному из элементов, входящих в систему. Поэтому при изучении систем недостаточно пользоваться методом их расчленения на элементы с последующим изучением этих элементов в отдельности. Одна из трудностей экономических исследований - в том, что почти не существует экономических объектов, которые можно было бы рассматривать как отдельные (внесистемные) элементы.
Сложность системы определяется количеством входящих в нее элементов, связями между этими элементами, а также взаимоотношениями между системой и средой. Экономика страны обладает всеми признаками очень сложной системы. Она объединяет огромное число элементов, отличается многообразием внутренних связей и связей с другими системами (природная среда, экономика других стран и т.д.). В народном хозяйстве взаимодействуют природные, технологические, социальные процессы, объективные и субъективные факторы.
Сложность экономики иногда рассматривалась как обоснование невозможности ее моделирования, изучения средствами математики. Но такая точка зрения в принципе неверна. Моделировать можно объект любой природы и любой сложности. И как раз сложные объекты представляют наибольший интерес для моделирования; именно здесь моделирование может дать результаты, которые нельзя получить другими способами исследования.
Потенциальная возможность математического моделирования любых экономических объектов и процессов не означает, разумеется, ее успешной осуществимости при данном уровне экономических и математических знаний, имеющейся конкретной информации и вычислительной технике. И хотя нельзя указать абсолютные границы математической формализуемости экономических проблем, всегда будут существовать еще неформализованные проблемы, а также ситуации, где математическое моделирование недостаточно эффективно.
2. Классификация экономико-математических моделей
Математические модели экономических процессов и явлений более кратко можно назвать экономико-математическими моделями. Для классификации этих моделей используются разные основания.
По целевому назначению экономико-математические модели делятся на теоретико-аналитические, используемые в исследованиях общих свойств и закономерностей экономических процессов, и прикладные, применяемые в решении конкретных экономических задач (модели экономического анализа, прогнозирования, управления).
Экономико-математические модели могут предназначаться для исследования разных сторон народного хозяйства (в частности, его производственно-технологической, социальной, территориальной структур) и его отдельных частей. При классификации моделей по исследуемым экономическим процессам и содержательной проблематике можно выделить модели народного хозяйства в целом и его подсистем - отраслей, регионов и т.д., комплексы моделей производства, потребления, формирования и распределения доходов, трудовых ресурсов, ценообразования, финансовых связей и т.д.
Остановимся более подробно на характеристике таких классов экономико-математических моделей, с которыми связаны наибольшие особенности методологии и техники моделирования.
В соответствии с общей классификацией математических моделей они подразделяются на функциональные и структурные, а также включают промежуточные формы (структурно-функциональные). В исследованиях на народнохозяйственном уровне чаще применяются структурные модели, поскольку для планирования и управления большое значение имеют взаимосвязи подсистем. Типичными структурными моделями являются модели межотраслевых связей. Функциональные модели широко применяются в экономическом регулировании, когда на поведение объекта ("выход") воздействуют путем изменения "входа". Примером может служить модель поведения потребителей в условиях товарно-денежных отношений. Один и тот же объект может описываться одновременно и структурой, и функциональной моделью. Так, например, для планирования отдельной отраслевой системы используется структурная модель, а на народнохозяйственном уровне каждая отрасль может быть представлена функциональной моделью.
Выше уже показывались различия между моделями дескриптивными и нормативными. Дискриптивные модели отвечают на вопрос: как это происходит? или как это вероятнее всего может дальше развиваться?, т.е. они только объясняют наблюдаемые факты или дают вероятный прогноз. Нормативные модели отвечают на вопрос: как это должно быть?, т.е. предполагают целенаправленную деятельность. Типичным примером нормативных моделей являются модели оптимального планирования, формализующие тем или иным способом цели экономического развития, возможности и средства их достижения.
Применение дескриптивного подхода в моделировании экономики объясняется необходимостью эмпирического выявления различных зависимостей в экономике, установления статистических закономерностей экономического поведения социальных групп, изучения вероятных путей развития каких-либо процессов при неизменяющихся условиях или протекающих без внешних воздействий. Примерами дескриптивных моделей являются производственные функции и функции покупательского спроса, построенные на основе обработки статистических данных.
Является ли экономико-математическая модель дескриптивной или нормативной, зависит не только от ее математической структуры, но от характера использования этой модели. Например, модель межотраслевого баланса дескриптивна, если она используется для анализа пропорций прошлого периода. Но эта же математическая модель становится нормативной, когда она применяется для расчетов сбалансированных вариантов развития народного хозяйства, удовлетворяющих конечные потребности общества при плановых нормативах производственных затрат.
Многие экономико-математические модели сочетают признаки дескриптивных и нормативных моделей. Типична ситуация, когда нормативная модель сложной структуры объединяет отдельные блоки, которые являются частными дескриптивными моделями. Например, межотраслевая модель может включать функции покупательского спроса, описывающие поведение потребителей при изменении доходов. Подобные примеры характеризуют тенденцию эффективного сочетания дескриптивного и нормативного подходов к моделированию экономических процессов. Дескриптивный подход широко применяется в имитационном моделировании.
По характеру отражения причинно-следственных связей различают модели жестко детерминистские и модели, учитывающие случайность и неопределенность. Необходимо различать неопределенность, описываемую вероятностными законами, и неопределенность, для описания которой законы теории вероятностей неприменимы. Второй тип неопределенности гораздо более сложен для моделирования.
По способам отражения фактора времени экономико-математические модели делятся на статические и динамические. В статических моделях все зависимости относятся к одному моменту или периоду времени. Динамические модели характеризуют изменения экономических процессов во времени. По длительности рассматриваемого периода времени различаются модели краткосрочного (до года), среднесрочного (до 5 лет), долгосрочного (10-15 и более лет) прогнозирования и планирования. Само время в экономико-математических моделях может изменяться либо непрерывно, либо дискретно.
Модели экономических процессов чрезвычайно разнообразны по форме математических зависимостей. Особенно важно выделить класс линейных моделей, наиболее удобных для анализа и вычислений и получивших вследствие этого большое распространение. Различия между линейными и нелинейными моделями существенны не только с математической точки зрения, но и в теоретико-экономическом отношении, поскольку многие зависимости в экономике носят принципиально нелинейный характер: эффективность использования ресурсов при увеличении производства, изменение спроса и потребления населения при увеличении производства, изменение спроса и потребления населения при росте доходов и т.п. Теория "линейной экономики" существенно отличается от теории "нелинейной экономики". От того, предполагаются ли множества производственных возможностей подсистем (отраслей, предприятий) выпуклыми или же невыпуклыми, существенно зависят выводы о возможности сочетания централизованного планирования и хозяйственной самостоятельности экономических подсистем.
По соотношению экзогенных и эндогенных переменных, включаемых в модель, они могут разделяться на открытые и закрытые. Полностью открытых моделей не существует; модель должна содержать хотя бы одну эндогенную переменную. Полностью закрытые экономико-математические модели, т.е. не включающие экзогенных переменных, исключительно редки; их построение требует полного абстрагирования от "среды", т.е. серьезного огрубления реальных экономических систем, всегда имеющих внешние связи. Подавляющее большинство экономико-математических моделей занимает промежуточное положение и различаются по степени открытости (закрытости).
Для моделей народнохозяйственного уровня важно деление на агрегированные и детализированные.
В зависимости от того, включают ли народнохозяйственные модели пространственные факторы и условия или не включают, различают модели пространственные и точечные.
Таким образом, общая классификация экономико-математических моделей включает более десяти основных признаков. С развитием экономико-математических исследований проблема классификации применяемых моделей усложняется. Наряду с появлением новых типов моделей (особенно смешанных типов) и новых признаков их классификации осуществляется процесс интеграции моделей разных типов в более сложные модельные конструкции.
3. Этапы экономико-математического моделирования
Основные этапы процесса моделирования уже рассматривались выше. В различных отраслях знаний, в том числе и в экономике, они приобретают свои специфические черты. Проанализируем последовательность и содержание этапов одного цикла экономико-математического моделирования.
1. Постановка экономической проблемы и ее качественный анализ. Главное здесь - четко сформулировать сущность проблемы, принимаемые допущения и те вопросы, на которые требуется получить ответы. Этот этап включает выделение важнейших черт и свойств моделируемого объекта и абстрагирование от второстепенных; изучение структуры объекта и основных зависимостей, связывающих его элементы; формулирование гипотез (хотя бы предварительных), объясняющих поведение и развитие объекта.
2. Построение математической модели. Это - этап формализации экономической проблемы, выражения ее в виде конкретных математических зависимостей и отношений (функций, уравнений, неравенств и т.д.). Обычно сначала определяется основная конструкция (тип) математической модели, а затем уточняются детали этой конструкции (конкретный перечень переменных и параметров, форма связей). Таким образом, построение модели подразделяется в свою очередь на несколько стадий.
Неправильно полагать, что чем больше фактов учитывает модель, тем она лучше "работает" и дает лучшие результаты. То же можно сказать о таких характеристиках сложности модели, как используемые формы математических зависимостей (линейные и нелинейные), учет факторов случайности и неопределенности и т.д. Излишняя сложность и громоздкость модели затрудняют процесс исследования. Нужно учитывать не только реальные возможности информационного и математического обеспечения, но и сопоставлять затраты на моделирование с получаемым эффектом (при возрастании сложности модели прирост затрат может превысить прирост эффекта).
Одна из важных особенностей математических моделей - потенциальная возможность их использования для решения разнокачественных проблем. Поэтому, даже сталкиваясь с новой экономической задачей, не нужно стремиться "изобретать" модель; вначале необходимо попытаться применить для решения этой задачи уже известные модели.
В процессе построения модели осуществляется взаимосопоставление двух систем научных знаний - экономических и математических. Естественно стремиться к тому, чтобы получить модель, принадлежащую хорошо изученному классу математических задач. Часто это удается сделать путем некоторого упрощения исходных предпосылок модели, не искажающих существенных черт моделируемого объекта. Однако возможна и такая ситуация, когда формализация экономической проблемы приводит к неизвестной ранее математической структуре. Потребности экономической науки и практики в середине ХХ в. способствовали развитию математического программирования, теории игр, функционального анализа, вычислительной математики. Вполне вероятно, что в будущем развитие экономической науки станет важным стимулом для создания новых разделов математики.
3. Математический анализ модели. Целью этого этапа является выяснение общих свойств модели. Здесь применяются чисто математические приемы исследования. Наиболее важный момент - доказательство существования решений в сформулированной модели (теорема существования). Если удастся доказать, что математическая задача не имеет решения, то необходимость в последующей работе по первоначальному варианту модели отпадает; следует скорректировать либо постановку экономической задачи, либо способы ее математической формализации. При аналитическом исследовании модели выясняются такие вопросы, как, например, единственно ли решение, какие переменные (неизвестные) могут входить в решение, каковы будут соотношения между ними, в каких пределах и в зависимости от каких исходных условий они изменяются, каковы тенденции их изменения и т.д. Аналитической исследование модели по сравнению с эмпирическим (численным) имеет то преимущество, что получаемые выводы сохраняют свою силу при различных конкретных значениях внешних и внутренних параметров модели.
Знание общих свойств модели имеет столь важное значение, часто ради доказательства подобных свойств исследователи сознательно идут на идеализацию первоначальной модели. И все же модели сложных экономических объектов с большим трудом поддаются аналитическому исследованию. В тех случаях, когда аналитическими методами не удается выяснить общих свойств модели, а упрощения модели приводят к недопустимым результатам, переходят к численным методам исследования.
4. Подготовка исходной информации. Моделирование предъявляет жесткие требования к системе информации. В то же время реальные возможности получения информации ограничивают выбор моделей, предназначаемых для практического использования. При этом принимается во внимание не только принципиальная возможность подготовки информации (за определенные сроки), но и затраты на подготовку соответствующих информационных массивов. Эти затраты не должны превышать эффект от использования дополнительной информации.
В процессе подготовки информации широко используются методы теории вероятностей, теоретической и математической статистики. При системном экономико-математическом моделировании исходная информация, используемая в одних моделях, является результатом функционирования других моделей.
5. Численное решение. Этот этап включает разработку алгоритмов для численного решения задачи, составления программ на ЭВМ и непосредственное проведение расчетов. Трудности этого этапа обусловлены прежде всего большой размерностью эконномических задач, необходимостью обработки значительных массивов информации.
Обычно расчеты по экономико-математической модели носят многовариантный характер. Благодаря высокому быстродействию современных ЭВМ удается проводить многочисленные "модельные" эксперименты, изучая "поведение" модели при различных изменениях некоторых условий. Исследование, проводимое численными методами, может существенно дополнить результаты аналитического исследования, а для многих моделей оно является единственно осуществимым. Класс экономических задач, которые можно решать численными методами, значительно шире, чем класс задач, доступных аналитическому исследованию.
6. Анализ численных результатов и их применение. На этом заключительном этапе цикла встает вопрос о правильности и полноте результатов моделирования, о степени практической применимости последних.
Математические методы проверки могут выявлять некорректные построения модели и тем самым сужать класс потенциально правильных моделей. Неформальный анализ теоретических выводов и численных результатов, получаемых посредством модели, сопоставление их с имеющимися знаниями и фактами действительности также позволяют обнаруживать недостатки постановки экономической задачи, сконструированной математической модели, ее информационного и математического обеспечения.
Взаимосвязи этапов. Обратим внимание на возвратные связи этапов, возникающие вследствие того, что в процессе исследования обнаруживаются недостатки предшествующих этапов моделирования.
Уже на этапе построения модели может выясниться, что постановка задачи противоречива или приводит к слишком сложной математической модели. В соответствии с этим исходная постановка задачи корректируется. Далее математический анализ модели (этап 3) может показать, что небольшая модификация постановки задачи или ее формализации дает интересный аналитический результат.
Наиболее часто необходимость возврата к предшествующим этапам моделирования возникает при подготовке исходной инфориации (этап 4). Может обнаружиться, что необходимая информация отсутствует или же затраты на ее подготовку слишком велики. Тогда приходится возвращаться к постановке задачи и ее формализации, изменяя их так, чтобы приспособиться к имеющейся информации.
Поскольку экономико-математические задачи могут быть сложны по своей структуре, иметь большую размерность, то часто случается, что известные алгоритмы и программы для ЭВМ не позволяют решить задачу в первоначальном виде. Если невозможно в короткий срок разработать новые алгоритмы и программы, исходную постановку задачи и модель упрощают: снимают и объединяют условия, уменьшают число факторов, нелинейные соотношения заменяют линейными, усиливают детерминизм модели и т.д.
Недостатки, которые не удается исправить на промежуточных этапах моделирования, устраняются в последующих циклах. Но результаты каждого цикла имеют и вполне самостоятельное значение. Начав исследование с построения простой модели, можно быстро получить полезные результаты, а затем перейти к созданию более совершенной модели, дополняемой новыми условиями, включающей уточненные математические зависимости.
По мере развития и усложнения экономико-математического моделирования его отдельные этапы обособляются в специализированные области исследований, усиливаются различия между теоретико-аналитическими и прикладными моделями, происходит дефференциация моделей по уровням абстракции и идеализации.
Теория математического анализа моделей экономики развилась в особую ветвь современной математики - математическую экономику. Модели, изучаемые в рамках математической экономики, теряют непосредственную связь с экономической реальностью; они имеют дело с исключительно идеализированными экономическими объектами и ситуациями. При построении таких моделей главным принципом является не столько приближение к реальности, сколько получение возможно большего числа аналитических результатов посредством математических доказательств. Ценность этих моделей для экономической теории и практики состоит в том, что они служат теоретической базой для моделей прикладного типа.
Довольно самостоятельными областями исследований становятся подготовка и обработка экономической информации и разработка математического обеспечения экономических задач (создание баз данных и банков информации, программ автоматизированного построения моделей и программного сервиса для экономистов-пользователей). На этапе практического использования моделей ведущую роль должны играть специалисты в соответствующей области экономического анализа, планирования, управления. Главным участком работы экономистов-математиков остается постановка и формализация экономических задач и синтез процесса экономико-математического моделирования.
На основе изученных и полученных знаний я попробовала с помощью метода математического моделирования создать бизнес-план пиццерии.
моделирование
Бизнес план пиццерии «Пицца тетушки Наташи»
Содержание.
1. Цели предприятия и основные экономические характеристики.
2. Характеристика услуг.
3. Ценообразование.
4. Реклама и пропаганда услуг.
5. Анализ показателей реализации.
6. Клиентура.
7. Конкуренты
1. Цели предприятия и основные экономические характеристики.
Пиццерия «Пицца тетушки Наташи» создавалась с целью организации и развития бизнеса, столь популярного во всем цивилизованном мире. В настоящее время в районе нашей школы нет пиццерии, которая бы отвечала мировым стандартам. Пиццерия намерена расширяться, открывать со временем филиалы, также будут выполняться заказы на дом.
Мы занимаемся выпечкой различных видов пиццы, продаем её в кафе, где
можно купить её целиком или по кусочкам, что даёт возможность попробовать много разных видов пиццы за те же деньги.
Пиццерия – новый проект. Она зарегистрирована, как общество с
дополнительной ответственностью. Учредители: директор пиццерии,
коммерческий директор и бухгалтер. Ответственность солидарная
субсидиарная и одинаковая для всех в размере, кратном к стоимости их вклада.
При банкротстве одного из участников, его ответственность распространяется пропорционально вкладам среди оставшихся. Все учредители очень квалифицированные. Все дипломированные и имеют опыт работы. Пекари имеют специальные сертификаты «Разрешение на производство пиццы в фирме «Пицца-Хат и др.».
2. Характеристика услуг.
Пиццерия производит продукт из свежих продуктов. В тесто
добавляются специальные пищевые добавки, очень полезные человеку. Все
виды пиццы различные по вкусу. Выпекается из муки высшего сорта (экстра)
сорта. Мы выпекаем:
1) Мега-пицца - это огромная пицца, диаметром 50 см.
2) Медиум-пицца - это средняя пицца диаметром 25 см.
3) Мини-пицца - это маленькая пицца диаметром 10 см.
4) Также имеется кусковая пицца.
Ассортимент видов пиццы очень широк. Пицца упаковывается в специальные коробки, с логотипом «Пицца тетушки Наташи».
Режим работы установлен так, чтобы ассортимент оставался всегда очень
разнообразным. Мы обслуживаем быстро, персонал предельно любезен. Для
удобства планируется такая услуга, как заказ по телефону и обслуживание на
дому.
Наша пиццерия не будет иметь равных еще, как минимум 5 лет. Наш
продукт защищен авторским правом, т.к. многие рецепты были открыты нами единолично.
В настоящее время государственная пищевая промышленность
переживает острый кризис. Сложившаяся за предыдущие десятилетия
стратегия развития общественных мест питания была направлена на создание
высококонцентрированной сети столовых и ресторанов со строительством
крупных кухонь мощностью до 100 т/сутки и необходимостью значительных по объему перевозок сырья и готовой продукции в торговую сеть. В результате на сегодняшний день мы имеем уже мало концентрированную (т.к. это перестало быть рентабельным) систему общественного питания и отсутствие свежей и вкусной пищи, широкого ассортимента качественных изделий в магазинах. Кроме того, степень механизации труда в отрасли не достигает и 40%. В России традиционно потребление большого количества изделий, модных по всему миру, к тому же цены на другие продовольственные товары растут быстрее, а мы гарантируем стабильность цен. Для центра города характерно увеличение спроса на высококачественные товары, что объясняется как ростом количества приезжего населения, так и повышением доли людей с высокой покупательной способностью.
Мировой опыт производства пиццы направлен в сторону создания
широкой сети малых пиццерий мощностью 10-1000 кг/сутки с реализацией
продукции на месте ее выработки.
• Оснащенные современным, высокомеханизированным оборудованием
пиццерии по уровню производительности труда вполне сопоставимы с
крупными ресторанами среднего класса.
•Технологическое оборудование допускает быструю смену ассортимента с
учетом меняющегося спроса потребителей. Так, например, с утра, когда
человек перед работой склонен перекусить, можно выпускать
высококалорийные питательные пиццы (с мясом). Вечером большим спросом
будут пользоваться менее калорийные пиццы (с сыром и овощами).
• Широкий ассортимент, высокое качество выпечки, свежие, вкусные,
теплые изделия.
• Экономное потребление энергии и небольшой объем работ по ремонту и
обслуживанию техники.
• Значительная экономия производственных площадей.
• Небольшая потребность в персонале.
• Возможность открытия пиццерий. Прохожие чувствуют аромат кофе,
вкусной пиццы, видят цены и - заходят. Потом привыкают, начинают посещать
его часто и даже становятся постоянными клиентами.
• Быстрая окупаемость проекта.
«Пицца тетушки Наташи» осуществляет продажу изделий высшего сорта. По мере роста пиццерии мы будем постепенно менять соотношение между розничными и оптовым продажами (которые ныне составляет 70 : 30). Объем розничной торговли в ближайшие несколько лет будет нарастать, однако центр тяжести придется на увеличение оптовых продаж.
3. Ценообразование.
Из существующих трех основных целей ценообразования, из которых
может выбирать фирма (основанные на сбыте, на прибыли, на существующем положении). Для нашего предприятия предпочтительнее цели существующего положения, так как нас устраивает объем реализации, увеличение же относительной прибыли неоправданно эластичностью спроса на товар. Но мы заинтересованы в стабильности и сохранении благоприятного климата для своей деятельности.
Стратегия ценообразования ориентирована на избежание спада в сбыте
и минимизацию воздействия таких внешних сил, как конкуренты и участники каналов сбыта. Из всевозможных методов мы предпочли установление цены на основе ощущаемой ценности товара, т.е. основной фактор ценообразования - не издержки, а покупательское восприятие. Предполагается также широкое использование ценовых приемов воздействия.
С учетом динамики цен и уровня инфляции розничные цены на хлебобулочные изделия будут изменяться. На момент расчетов они приняты в следующих размерах.
Цены исходного сырья
Наименование | Цена за 1 кг/руб. |
Мука | 20,8 |
Маргарин | 136 |
Соль | 10 |
Растительное масло | 76(1л) |
Молоко | 40(1л) |
Дрожжи | 29 |
Яйца | 33(10шт) |
Сода | 10 |
Помидоры | 50 |
Бетта-каратин | 220 |
Специи | 150 |
Оливки | 200 |
Сыр | 254 |
Кетчуп | 150 |
Вкусовые добавки | 300 |
Рыбопродукты | 800 |
Розничные цены готовой продукции
Наименование изделий | Цена единицы, руб. |
1. Пицца-стандарт | 200 |
2. Мега-пицца | 370 |
3. Б-Кпицца | 300 |
4. Киндер-пицца | 230 |
5. Супер-пица малая | 170 |
6. Пицца сырная | 220 |
7. Пицца-медиум | 170 |
8. Мини | 80 |
9. Супер-пицца большая | 300 |
10. Рыбное чудо | 280 |
Технология производства. Подача муки в установку бестарного хранения
муки осуществляется либо из муковоза через соединительный патрубок
непосредственно в бункер установки, либо из мешков. Далее кнопкой «Пуск»
на шкафу управления установкой включают линию загрузки. При этом
включаются двигатели шлюзового затвора и компрессора и мука поступает в
бункер установки. По окончании загрузки бункера линию отключают и
включают линию подачи муки для производства коржей. При этом включается компрессор и шлюзовой затвор, мука через пневмораспределитель из бункера установки поступает в бункер весового дозатора. Прекращение подачи муки из бункера установки осуществляется автоматически. Отвешенная и просеянная доза муки с помощью винтового конвейера поступает в тестомесильную машину. Подогретая вода из бойлера поступает в дозатор-регулятор температуры воды, идущей на замес теста, поддержания заданной температуры смеси горячей и холодной воды. После замеса тесто из тестомесильной машины механически перегружается в бункер тестоотделителя, где происходит деление теста на заготовки определенной массы. Полученные тестовые заготовки конвейером тестоотделителя транспортируются в тестоокруглительную машину, округляются и далее передаются в шкаф предварительной расстойки, предназначенный для расстойки тестовых заготовок при температуре 25 и относительной влажности 50-70%. После предварительной расстойки тестовые заготовки поступают на подающий конвейер в формующую машину для блинов. Лото вручную устанавливается на контейнер. После заполнения контейнера его устанавливают в шкаф окончательной расстойки.
После истечения необходимого времени расстойки контейнер с коржами
устанавливают в ротационную электропечь или СВЧ.
Предприятие производителей оборудования «Пицца» поставляет,
монтирует его и сдает пиццерию в эксплуатацию «под ключ». «Пицца»
поставляет заказчикам также здания модульного типа из легких металлических
конструкций необходимой площади, обеспечивая их монтаж на месте. Они же поставщики сырья, а также Агрофирмы «Воскресенская» и «Товарищ». В
таблице 2. 5., указаны цены исходного сырья.
4. Реклама и пропаганда услуг.
Производимую продукцию мы распространяем в собственной пиццерии,
которая находится в одном здании с кухней. На начальном этапе соотношение производитель - оптовая торговля - розничная торговля - конечный потребитель.
Самое трудное - привлечь покупателей и сделать так, чтобы они
приходили к нам вновь и вновь. Приемы рекламы, применяемые корпорациями с их оглушающе громкими фразами и изощренной агрессивностью, нам, пиццерии, не подойдут. Нам нужно спокойно и со вкусом объяснить людям, что если они остановятся и зайдут к нам, то смогут приобрести нечто необычное и полезное для них.
Мы - новая пиццерия. Для того чтобы привлечь возможно большее количество покупателей, в первое время мы планируем выпускать красивые листовки, наклейки, банданы и распространять их среди жителей нашего района. Также немалый успех принесет красочный стенд рядом с пиццерией и привлекательный плакат с ценами. Будет расположен красочный стенд-плакат на улице С.Перовской, чтобы люди, проезжающие мимо, также знали, где они смогут отведать вкусной пиццы, отличающейся оригинальностью.
Внутреннее оформление помещения пиццерии соответствует американским и русским стандартам. Название пиццерии и предполагаемые места распространения оформлены красочно в стиле изготовляемой продукции (пицца и т.п.). Все это делаться для того, чтобы привлечь внимание, заинтересовать клиентов, дать им почувствовать, что мы - фирменная пиццерия.
Для нашей продукции можно и не проводить методы стимулирования
продаж. Но можно попробовать привлечь покупателей с помощью новых
товаров и пробных предложений, что входит в наши планы.
В день открытия мы организовали презентацию, с выдачей ценных
призов, таких как майки с логотипом «Н-П», обедов (за полцены и бесплатно) и т.д. В дальнейшем мы хотим провести акцию, с распродажей с 10% скидкой, и каждому сотому покупателю вручать товар бесплатно.
Будет произведен анализ данного вида стимулирования и, если оно
окажется успешным, то периодически будет повторяться и впредь (но не очень часто, т.к. это может перестать быть интересным).
Стимулирование можно производить также с помощью более лучшего
оформления витрины, скорее всего это будет красочная фотография, вы-
зывающая аппетит, с соответствующей надписью.
Чтобы покупатель пришел еще раз, нужна продукция высшего качества,
дружеская атмосфера общения, открытость, быстрое обслуживание. Следует
использовать любую возможность, чтобы показать нашим покупателям, как мы рады им, как высоко ценим их, как надеемся, что они расскажут о нашей
продукции своим знакомым, - заинтересуются и обязательно придут к нам.
Стоит отвести отдельное место общению с покупателями. В этом заключается искусство успешного маркетинга. Чем больше мы общаемся с людьми, тем больше узнаем об их кулинарных вкусах, симпатиях и предпочтениях и можем научиться выпекать пиццы по прямому заказу. А это намного облегчит сбыт.
Также нужно помнить, что наш бизнес, собственно, состоит в установлении и
поддерживании добрых дружеских связей со своими лучшими клиентами. А уж они обеспечат нам самую лучшую и эффективную рекламу, что поможет нам развивать свой бизнес с наивысшей отдачей от вложенных средств. Все это сформирует общественное мнение о нашей пиццерии.
5. Анализ показателей реализации.
Планируемый суточный объем выпуска: 100кг. Количество производственных рабочих - 10. Работа в 2 смены - 15 часов.
Потребляемая мощность на нужды освещения производственных помещений -180 кВт. Пример расчета суточных расходов на сырье батона «Медиум-пиццы».
Наименование | Цена за 1 кг, руб. | Стоимость на 10 кг муки, руб. |
Мука | 20,8 | 10кг • 20,8= 208 |
Оливки | 200 | 1.0 * 200 = 200 |
Соль | 10 | 1.5 • 10=15 |
Масло растительное | 76 | 0,3 * 76 = 22.8 |
Сыр | 254 | 7 * 254 = 1778 |
Кетчуп | 150 | 5 * 150 = 750 |
ИТОГО | 2973.8 |
Выход продукции: из 10кг муки - 13кг хлеба, суточный выпуск 20 кг
пиццы. Соответственно суточный расход муки - 80 кг.
1. Стоимость суточных расходов на сырье - 2973.8руб.
2. Расход электроэнергии - 280 кВт/ч., за смену (15 ч) - 4200 кВт. ч.
Ее стоимость при тарифе 3руб/кВт, ч – 12600руб.
3. Зарплата 1 рабочего -5000 руб. в месяц, суточная зарплата 10
рабочих - 1700 руб.
4. Начисления на оплату труда 39,5% от ФЗП (в пенсионный фонд - 28%; в
фонд соц. страха - 5,4%; в фонд обязательного медицинского страхования -
3.6%; в фонд занятости -1,5%; транспортный налог - 1%) – 671,5 руб.
5. Арендная плата за помещение - 8000 руб. в сутки.
Медиум-пицца составляет 1/5 всей дневной выручки, сумма затрат (2, 3, 4, 5) = (12600 р. + 1700 р. + 671,5 руб. + 8000 р.)/5 =4594,3 р.
Итого: 4594,3 р. + 2973.8р. = 7568.1 р. - себестоимость Медиум-пиццы, выпускаемой за сутки.
При суточной выпечке 50 шт. себестоимость 1 пиццы составит 151.362руб.
Розничная стоимость – 170 руб.; выручка за месяц – 255000
Чистая прибыль в месяц:255000 – 7568,1*30=27957 (руб.)
Чистая прибыль в год:27957*12=335484 (руб.)
Стратегия неокругленных цен имеет место в тех случаях, когда цены
устанавливаются ниже круглых сумм, например 15.80 руб. Они популярны по нескольким причинам. Потребителям нравится получать сдачу. У потребителя возникает впечатление, что фирма тщательно анализирует свои цены и устанавливает их на минимально возможном уровне. У потребителей возникает чисто психологическое ощущение дешевизны товара.
Прогноз объемов продаж за один месяц
Наименование (шт.) | Цена за единицу (РУб.) | Выручка (в тыс. руб.) |
Пицца-стандарт-1000 Мега-1000 Бетта-каратин-1000 Киндер-1000 Супер (малая)-ЮОО Сырная-1000 Медиум-1500 Мини-1000 Супер (большая)-500 Рыбное чудо-500 | 200 370 300 230 170 220 170 80 300 280 | 300 555 450 345 255 330 255 120 450 420 |
Выручка за месяц (руб.) | Выручка за год (руб.) |
3480000 | 1270200000 |
Поступления и расходы денежных средств (руб.)
Показатели | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь |
Денежные средства в наличии на начало месяца | 9737 | 20288 | 35339 | 41260 | 56311 | |
Денежные поступления -выручка от реализации | 242125 | 24125 | 242125 | 242125 | 242125 | 242125 |
Всего денежных поступлений | 242125 | 251862 | 262413 | 277464 | 283385 | 298436 |
Денежные платежи на сторону | ||||||
а) покупка сырья | 81000 | 81000 | 81000 | 81000 | 81000 | 81000 |
б)заработная плата | 6400 | 6400 | 6400 | 6400 | 6400 | 6400 |
в) платные услуги | 5725 | 5725 | 5725 | 5725 | 5725 | 5725 |
г) ремонт и содержание оборудования | 620 | 620 | 620 | 620 | 620 | 620 |
д) реклама | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 |
е) арендная плата | 6500 | 6500 | 6500 | 6500 | 6500 | 6500 |
ж) плата за телефон | 240 | 240 | 240 | 240 | 240 | 240 |
з) прочие расходы | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 |
Итого: | 102485 | 102485 | 102485 | 102485 | 102485 | 102485 |
к) покупка оборудования | - | - | - | - | - | - |
л) прочие расходы по организации деятельности | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 |
м)резервы | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 | 1000 |
Всего денежных платежей на сторону | 104485 | 104485 | 104485 | 104485 | 104485 | 104485 |
Денежные средств на конец месяц (п.З-п.5) | 137640 | 147377 | 157928 | 172979 | 178900 | 193951 |
Приведем расчет окупаемости оборудования по производству Супер-
пиццы на аппарате К/615А
1. Себестоимость продукции:
1.1. Расход теста при производительности 20 штук составляет 96кг.
1.2. Стоимость компонентов теста (за 1 смену):
1.3. Расход специального масляного раствора составляет 10% от веса теста и равен 10 кг. Стоимость- 150 руб. Итого стоимость материалов на смену 419.64 руб.
1.4. Электроэнергия: аппарат потребляет 4кВт; за 8 часов потребляется 32кВт ч. При тарифе 0,1 руб./кВт ч, ее стоимость составит 3,2 руб.
1.5. Зарплата 1 работника- 50 руб. в смену.
1.6. Отчисления на социальное страхование - 40,5% от ФЗП -20,25 руб.
1.7. Аренда - 8,00 руб.
1.8. Транспортные расходы- 10,00 руб. Итого себестоимость продукции за смену 511,090 руб. Себестоимость 1-й пиццы 25,55 руб.
2. Реализация продукции:
2.1. Отпускная цена 1-й пиццы 35,50 руб. Выручка за смену 1010руб.
2.2. Налоги:
НДС =1 0%/100% • (выручка-стоимость сырья) = 0,1 • (1010.00 --419,64) =59,00 руб.
Налог на прибыль - 30%/100% (выручка-НДС-себестоимость) = = 132 руб.
После уплаты налогов прибыль составит 308 руб.
3. Окупаемость оборудования:
Задействован только аппарат К/б 15А, стоящий 100$(26,00 за 1$= = 2600 руб.). Окупаемость аппарата 8,5 смен.
6. Клиентура.
Основные потребители продукции:
1. Жители того района, где расположена пиццерия.
2. Ближайшие организации (школы, офисы, колледж, общежития).
3. Любые клиенты, желающие приобрести нашу продукцию. Критерии сегментации рынка для частных лиц; социальная принадлежность - рабочие, служащие, пенсионеры, студенты,
школьники, бизнесмены, иностранцы; уровень дохода - средний, низкий и высокий.
Организации - потенциальные потребители:
1. Школа № 12 и школа №12. Работает столовая, численность - 5000 человек. Поставка пиццы может составить 50 штук в день.
2. Торговый центр «Александрия». Торговля товарами широкого потребления и одеждой. Численность 500 человек. Поставка может составить 100 штук.
7. Конкуренты
Пиццерия будет располагаться в районе, где конкуренты отсутствуют.
Таким образом, продукция больше заинтересует покупателя, так как всегда свежие, мягкие и теплые изделия не часто увидишь в обычном ресторане среднего класса. Интерес покупателя к товару можно привлечь за счет:
1. Прямых связей с оптовыми покупателями.
2. Рекламы в виде брошюр, листовок, плакатов, значков.
3. Расположение пиццерии в оживленном месте.
4. Высшего качества нашей продукции, дружеской атмосферы обращения, улыбчивость.
Потенциальными конкурентами являются: Кафе «Юлия», Кафетерий магазина «Даир» и Кафе «7 дней и ночей»(закрыта).
Исходя из того, что производительность пиццерии 250 кг в сутки, а в первое время после открытия можно остановится на 200 кг в сутки и с учетом реализации 30% оптом, возможно обслуживать население в радиусе 1,5-2 км.
Вежливое, быстрое обслуживание, широкий ассортимент высококачественных изделий - все это, несомненно, завоюет симпатии потребителей.
Список использованной литературы
1.Федосеев, Экономические методы
2. И.Л.Акулич, Математическое программирование в примерах и задачах, Москва, «Высшая школа», 1986;
3. С.А.Абрамов, Математические построения и программирование, Москва, «Наука», 1978;
4. Дж.Литлвуд, Математическая смесь, Москва, «Наука», 1978;
5.Известия Академии наук. Теория и системы управления, 1999, № 5, стр. 127-134.
7. http://exsolver.narod.ru/Books/Mathematic/GameTheory/c8.html
Слайд 1
Тема проекта: Применение метода математического моделирования в экономике на примере бизнес-плана пиццерии Работу выполнила: ученица 9 «Б» класса МБОУ «СОШ №12» г.Астрахани Захарян Марине Научный руководитель: Манешина Н.В.Слайд 2
Цель работы: Познакомиться самой и познакомить учащихся с методом математического моделирования, который является одним из важнейших в современной экономической науке. Актуальность работы: Необходимость знакомства и познания метода математического моделирования на школьном этапе изучения математики для применения в дальнейшей жизни . Задача: Создание бизнес плана пиццерии
Слайд 3
Классификация экономико – математических моделей Экономико – математические модели Теоретико - аналитические Прикладные
Слайд 4
Этапы экономико – математического моделирования Постановка экономической проблемы и ее качественный анализ. Построение математической модели. Математический анализ модели. Подготовка исходной информации. Численное решение. Анализ численных результатов и их применение.
Слайд 5
Бизнес-план пиццерии «Пицца тетушки Наташи»
Слайд 6
Содержание. 1. Цели предприятия и основные экономические характеристики. 2. Характеристика услуг. 3. Ценообразование. 4. Реклама и пропаганда услуг. 5. Анализ показателей реализации. 6. Клиентура. 7. Конкуренты
Слайд 7
1. Цели предприятия и основные экономические характеристики Пиццерия «Пицца тетушки Наташи» создавалась с целью организации и развития бизнеса, столь популярного во всем цивилизованном мире. В настоящее время в районе нашей школы нет пиццерии, которая бы отвечала мировым стандартам.
Слайд 8
2. Характеристика услуг. 1) Мега-пицца - это огромная пицца, диаметром 50 см. 2) Медиум-пицца - это средняя пицца диаметром 25 см. 3) Мини-пицца - это маленькая пицца диаметром 10 см. 4) Также имеется кусковая пицца.
Слайд 9
2. Характеристика услуг. Оснащенные современным, высокомеханизированным оборудованием пиццерии по уровню производительности труда вполне сопоставимы с крупными ресторанами среднего класса. Технологическое оборудование допускает быструю смену ассортимента с учетом меняющегося спроса потребителей. Широкий ассортимент, высокое качество выпечки, свежие, вкусные, теплые изделия. Экономное потребление энергии и небольшой объем работ по ремонту и обслуживанию техники. Значительная экономия производственных площадей. Небольшая потребность в персонале. Быстрая окупаемость проекта.
Слайд 10
Наименование Цена за 1 кг/руб. Мука 20,8 Маргарин 136 Соль 10 Растительное масло 76 (1л) Молоко 4 0 (1л) Дрожжи 29 Яйца 33 (10шт) Сода 10 Помидоры 50 Бетта-каратин 220 Специи 150 Оливки 200 Сыр 254 Кетчуп 150 Вкусовые добавки 300 Рыбопродукты 800 3. Ценообразование .
Слайд 11
Розничные цены готовой продукции Наименование изделий Цена единицы, руб. 1. Пицца-стандарт 200 2. Мега-пицца 370 3. Б-Кпицца 300 4. Киндер-пицца 230 5. Супер - пицца малая 170 6. Пицца сырная 220 7. Пицца-медиум 170 8. Мини 80 9. Супер - пицца большая 300 10. Рыбное чудо 280
Слайд 12
4. Реклама и пропаганда услуг. Мы - новая пиццерия. Для того чтобы привлечь возможно большее количество покупателей, в первое время мы планируем выпускать красивые листовки, наклейки, банданы и распространять их среди жителей нашего района. Также немалый успех принесет красочный стенд рядом с пиццерией и привлекательный плакат с ценами. Будет расположен красочный стенд-плакат на улице С.Перовской, чтобы люди, проезжающие мимо, также знали, где они смогут отведат ь вкусной пиццы, отличающейся оригинальностью .
Слайд 13
5. Анализ показателей реализации. Планируемый суточный объем выпуска: 100кг. Количество производственных рабочих - 10. Работа в 2 смены - 1 5 часов. Пример расчета суточных расходов на сырье «Медиум-пиццы ». Наименование Цена за 1 кг, руб. Стоимость на 10 кг муки, руб. Мука 20,8 10кг • 20,8= 208 Оливки 200 1.0 * 200 = 200 Соль 10 1.5 • 10 = 15 Масло растительное 76 0,3 * 76 = 22.8 Сыр 254 7 * 254 = 1778 Кетчуп 150 5 * 150 = 750 ИТОГО 2973.8
Слайд 14
Пример расчета чистой прибыли 1. Стоимость суточных расходов на сырье - 2973.8руб. 2. Расход электроэнергии - 280 кВт/ч., за смену (15 ч) - 4200 кВт. ч. Ее стоимость при тарифе 3руб/кВт, ч – 12600руб. 3. Зарплата 1 рабочего -5000 руб. в месяц, суточная зарплата 10 рабочих - 1700 руб. 4. Начисления на оплату труда 39,5% от ФЗП (в пенсионный фонд - 28%; в фонд соц. страха - 5,4%; в фонд обязательного медицинского страхования - 3.6%; в фонд занятости -1,5%; транспортный налог - 1%) - 671 ,5 руб. 5. Арендная плата за помещение - 8000 руб. в сутки. Медиум-пицца составляет 1/5 всей дневной выручки, сумма затрат (2, 3, 4, 5) = (12600 р. + 1700 р. + 671 ,5 руб. + 8000 р.)/5 = 4594 , 3 р. Итого: 4 594, 3 р. + 2973.8р. = 7568 .1 р. - себестоимость Медиум-пиццы, выпускаемой за сутки. При суточной выпечке 50 шт. себестоимость 1 пиццы составит 1 5 1.362 руб. Розничная стоимость – 170 руб.; выручка за месяц – 255000 Чистая прибыль в месяц:255000 – 75 68 , 1 *30= 2 7 957 (руб .) Чистая прибыль в год:27957*12=335484 (руб.)
Слайд 15
Прогноз объемов продаж за один месяц Наименование (шт.) Цена за единицу (руб .) Выручка (в тыс. руб.) Пицца-стандарт-1000 Мега-1000 Бетта-каратин-1000 Киндер-1000 Супер (малая)-ЮОО Сырная-1000 Медиум-1500 Мини-1000 Супер (большая)-500 Рыбное чудо-500 20 0 3 7 0 30 0 23 0 1 7 0 22 0 170 8 0 300 280 300 555 450 345 255 330 255 120 450 420 Выручка за месяц (руб.) Выручка за год (руб.) 3480000 1270200000
Слайд 16
6. Клиентура. Основные потребители продукции: 1. Жители того района, где расположена пиццерия. 2. Ближайшие организации (школы, офисы, колледж, общежития). 3. Любые клиенты, желающие приобрести нашу продукцию. Критерии сегментации рынка для частных лиц; социальная принадлежность - рабочие, служащие, пенсионеры, студенты, школьники, бизнесмены; уровень дохода - средний, низкий и высокий. Организации - потенциальные потребители: 1. Школа № 12 и школа №40. Работает столовая, численность - 5000 человек. Поставка пиццы может составить 50 штук в день. 2. Торговый центр «Александрия». Торговля товарами широкого потребления и одеждой. Численность 500 человек. Поставка может составить 100 штук.
Слайд 17
7. Конкуренты Потенциальными конкурентами являются: Кафе «Юлия», Кафетерий магазина « Даир » и Кафе «7 дней и ночей»(закрыто). Вежливое, быстрое обслуживание, широкий ассортимент высококачественных изделий - все это, несомненно, завоюет симпатии потребителей.
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Снег своими руками
Какая бывает зима
Груз обид
Смекалка против Змея-Горыныча
Рождественские подарки от Метелицы